“Преданья старины глубокой!” (по балладе В. А. Жуковского “Светлана”)
Школьное сочинение
В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы прежде всего как автор баллад. Жанр баллады, появился в русской литературе задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным.
Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл о любви: “Людмила”, “Светлана”, “Леонора”, “Алинаи Альсим”, “Эльвина и Эдвин”, “Эолова арфа”, “Рыцарь Тогенбург”, где господствует тон меланхолической любви и наслаждения печалью.
В балладе “Светлана” Жуковский воскрешает старинный мотив народных исторических и лирических песен: девушка ждет милого друга с войны. Сюжет разлуки влюбленных очень важен, потому что в нем живет народная мораль, принимающая часто религиозную форму.
В этой балладе Жуковский предпринял удачную попытку соединить чувства героини с национальной историей, с бытом, обычаями и преданиями русского народа. По такому же пути пошел затем и Пушкин, сравнивший свою любимую героиню Татьяну Ларину со Светланой и окруживший ее народными песнями, сказками, сельской природой и деревенским бытом.
Весь стиль баллады в женственном, девичьем ореоле. Героиня — очаровательная, милая Светлана — окружена такими же милыми девушками, “подружками”, “подруженьками”, как называет их автор. И все, связанное с ними, вызывает у поэта ласковое чувство: “башмачок”, “песенки”, “крещенский вечерок”. Мы попадаем в удивительный девичий мир, в котором уделено внимание и башмачку, и изумрудным серьгам, и перстню золотому, а особенно зеркалу; даже у коней, на которых приехал жених-мертвец, “пово,-дья шелковы”, красивы. Внешние атрибуты, конечно, не самое главное, важнее в балладе “атрибуты” внутренние: грусть о женихе, мечты, гадания, сны, слезы, внутренний трепет, разговор со своим “вещим сердцем” о будущем:
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?
Баллада не только рассказывает об одном эпизоде из жизни молоденькой девушки (гадании в крещенский вечерок о женихе), но и представляет ее внутренний мир:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили.
Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается от крещенских игр. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть, и во сне ее попеременно одолевают страх и надежда, тревога и доверие к жениху. Ее чувства напряжены и обострены, сердце на все чутко отзывается. Богатый внутренний мир Светланы, лирическую направленность ее переживаний и раздумий автор подчеркивает вопросами и восклицаниями, в которых звучит музыка ее души. Эмоции выплескиваются через край и свидетельствуют о сложном внутреннем мире героини. Все очарование баллады заключено именно в образе Светланы.
Баллада написана в стремительном ритме, который передает торопливое движение, биение сердца, и вся погружена в своеобразный романтический фон. Белый цвет — цвет надежды и победы над злом. Источник белого цвета в балладе — снег. Он то “валит клоками”, то “на солнышке блестит”, “вьюга под санями”, “метелица кругом”. Белизна подкрепляется образами “белого платка”, используемого во время гадания, стола, покрытого белой скатертью, “белоснежного голубка” и даже “белого полотна”, которым накрыт мертвец. Белый цвет снега ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет — цвет чистоты и непорочности. Контрастный цвет в балладе не черный, а скорее темный: “темно в зеркале” во время гадания, “темна даль” дороги, по которой мчатся кони, “одинокая, впотьмах” стоит Светлана перед избушкой. Баллада также наполнена “огоньками” — светом свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, светом в распахнувшихся дверях церкви. В темноте “брезжит в поле огонек” из окон избушки, в страшной хижине горит свеча. В комнате, освещенной лишь одной свечой, очень страшно:
Кто-то, чудилось, блестит
Все страхи влюбленной Светланы рассеялись, она ни в чем не повинна, но поэт предупреждает ее: смирись, покорствуй провидению. Вера в провидение оборачивается верой в жизнь:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье девушки непосредственно зависит от того, сохраняет ли она верность народным обычаям. Светлана не потеряла надежды, и потому награда ей — не смерть в разлуке с любимым, а разделенная любовь на земле. По мысли Жуковского, даже гибель жениха не мешает любви, потому что любящие души соединяются за пределами земного.
Мы видим, что сюжет баллады построен на народно-поэтической и народно-религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. Отступление от романтического начала, живущего в душе, несет гибель, а преданность ему, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над темными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.
Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчеркивает этим народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от нее самой, от народности и романтичности ее внутреннего мира, от заложенных в нем нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным преградам.
В. Г. Белинский считал, что “любовь играет главную роль в поэзии Жуковского”, и одновременно отмечал, что поэт передавал в стихах не столько само чувство, сколько “потребность, жажду любви, стремление к любви. “, и баллада “Светлана” наилучшим образом выразила эту человеческую потребность.
Жуковский: сочинение
РУЛЕТКА:
Княжна Джаваха
История русского
Кузьмичев Е.К.
21/03 ОТМЕЧАЕМ :
Грановский Т.Н.
Кони Ф.А.
Морозов М.В.
Рихтер Ж.
Тихонов В.А.
Фарман М.
вставятся ссылки на произведения! ——>
Собрание 150 стихотворений, в т.ч.:
Элегии (6);
Певец во стане русских войнов;
Романсы и песни (54);
Послания (11);
Смесь (42);
Варианты и другие редакции.
Людмила
Касандра
Светлана
Пустынник
Адельстан
Варвик
Баллада, в которой описывается, как одна старушка.
Алина и Альсим
Эльвина и Эдвин
Ахилл
Эолова арфа
Мщение
Гаральд
Три песни
Двенадцать спящих дев. Старинная повесть в двух балладах
Баллада первая. Громобой
Баллада вторая. Вадим
Рыбак
Лесной царь
Граф Гапсбургский
Узник
Доника
Суд божий над епископом
Алонзо
Ленора
Королева Урака и пять мучеников
Роланд оруженосец
Плавание Карла Великого
Рыцарь Роллон
Старый рыцарь
Братоубийца
Летний вечер
К русскому великану
Ринальдо и Бландина
Царский сын и поселянка
Неожиданное свидание. Быль
Две были и еще одна
Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери
Война мышей и лягушек. Сказка (Отрывок)
Спящая царевна. Сказка
Маттео Фальконе. Корсиканская повесть
Капитан Бопп. Повесть
Две повести. Подарок на Новый год издателю “Москвитянина”
Выбор креста. Повесть
Тюльпанное дерево. Сказка
Кот в сапогах. Сказка
Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке
Повесть об Иосифе Прекрасном
Египетская тма (Опыт подражания Библейской поэзии)
Странствующий жид
Бальзора
Весна
Сокол. Сказка
Оберон
Родриг
Эллена и Гунтрам
Белокурый Экберт
“Карл Великий дал однажды. “
Чаша слёз
Альфы
Проданное имя
“Часто в прогулках моих одиноких мне попадался. ”
Весна
Владимир
Дева озера
Родрик и Изора
Иллюстрации/приложения: 1 шт.
Аббадона
Овсяный кисель
Деревенский сторож в полночь
Тленность
Красный карбункул. Сказка
Цеикс и Гальциона. Отрывок из Овидиевых “Превращений”
Две были и еще одна
Суд Божий
Нормандский обычай. Драматическая повесть
Две повести. Подарок на Новый год издателю “Москвитянина”
Драматическая поэма
Странствующий жид
Сочинение «Достопримечательности города Жуковский»
МОУ средняя школа №5 им. Ю.А. Гарнаева с углубленным изучением отдельных предметов «Достопримечательности города Жуковский» ученица 10 класса А Хорева Татьяна Ивановна Подымова Дарья Владимировна Город Жуковский – это город людей, влюбленных в небо. Одной из достопримечательностей этого города является музей Неба города Жуковский. Жуковский музей изучает и демонстрирует историю города – центра авиационной науки и техники с 1972 года. Именно вэтому году было принято решение о создании городского музея в Жуковском. Официальное открытие первой экспозиции состоялось в 1979 году [ 2 ]. Рис. 1. Музей неба (собственность автора). В музее создана удивительная интерактивная экспозиция «Истории покорения неба», которая рассказывает об истории уникального авиационного наукограда и об истории отечественной авиации от первых попыток человечества полететь и до наших дней. В экспозиции представлена прекрасная коллекция обмундирования и защитного снаряжения летчиков и летного состава. Многие элементы авиационного защитного снаряжения гермитичные и защитные шлемы, кислородные маски, защитные очки, высотно-компенсирующие костюмы в коллекции подарены музею летчиками-испытателями, Героями Советского Союза и России, жителями города Жуковского. Экскурсии в Жуковском музее – это отличный шанс узнать об истории развития авиации, воздухоплавания и авиационной науки, начиная с первых попыток человечества покорить небесное пространство. Посетителям предоставляется возможность научиться пилотировать самолет на авиасимуляторе, участвовать в виртуальных воздушных боях, сфотографироваться в летном шлеме в катапультном кресле боевого истребителя, испытать ощущения парашютиста в подвесной системе спасательного парашюта, ознакомиться с принципом действия аэродинамической трубы, почувствовать комфорт пассажирских кресел гражданского авиалайнера. В этом музее представлены экспонаты, связанные с небом, так же там можно попробовать себя в роле настоящего пилота. В каникулы я туда прихожу и прекрасно провожу время с друзьями. Ведь там очень удобно время работы с 8 до 20, стоимость входа всего 300 рублей. Мы с моей подругой любим делать красивые фотографии, и самым лучшим местом для этого является усадьба Быково. Мы часто туда ходим и с каждым разом находим все новые и новые интересные локации для наших фото. Двухэтажная церковь Владимирской иконы Божией Матери построенная в готическом стиле, несмотря на небольшие размеры, кажется грандиозной, впечатляя завораживающими шпилями, пронзающими небо. Храм, беседка, английский парк с прудами, утраченный «Эрмитаж» и перестроенный главный дом усадьбы, по мнению искусствоведов, спроектированы В.И. Баженовым. Отдельно стоящая колокольня 1830-х гг., составляющая с храмом гармоничный ансамбль, принадлежит замыслу зодчего И.Т. Таманского [1]. Рис.2.Церковь Владимирской иконы Божией Матери(собственность автора). Роскошный по архитектуре дом-дворец в духе Ренессанса поставлен на вершине высокого холма. От его главного входа расходятся боковые пандусы въездов с плавно очерченными линиями балюстрад, в парк, разбитый уступами, спускается парадная лестница. С окружающим ландшафтом постройку объединяют балконы и террасы, среди которых главная роль отведена большой каменной террасе ломаного абриса со стороны парка. Она обрывается к реке долгим и пологим скатом, по сторонам которого расступается завораживающей своей красотой лесопарк. Прямоугольный в принципе план здания усложнен боковыми ризалитами и торцевыми выступами, один из которых надстроен эффектной башней с курантами. Центр дома выделен граненым эркером со стороны двора и портиком кариатид на противоположном фасаде. В эркер вписан двусветный овальный вестибюль, охваченный по периметру парадной лестницей на арочных пролетах. Великолепный плафон с тонкой орнаментальной лепкой украшает потолок. Сохранились и другие помещения, отделанные дубовыми панелями и украшенные настенными росписями. Вход бесплатный. Памятник Н.Е. Жуковскому Еще одно место в городе, с которым у меня связанно много счастливых воспоминаний это площадь нашего города, где находиться памятник Н.Е.Жуковскому. Жуковский Николай Егорович — Рис.3. Памятник Н.Е. Жуковскому [3]. русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Памятник «отцу русской авиации» был установлен в 1969 году. Автором и скульптором является Ираклий Моисеевич Тоидзе, архитектором считается Борис Иванович Тхор [2]. С момента открытия постамент памятника оставался безымянным. В недавнем времени, по указанию Главы города Андрея Войтюка, на постаменте скульптуры была высечена надпись. Сотрудники городской ритуальной службы и мастер гранитной мастерской из Кратово выполнили граверные работы. Теперь на постаменте блестит золотом надпись – «Жуковский Николай Егорович. 1847-1921». Рядом с памятником расположена стела со знаменитыми словами ученого «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». В нашей семье это уже традиция, каждый Новый год мы ходим на салют и стоим рядом с памятником великого человека. Парка культуры и отдыха В свободное время от школы мы с друзьями очень любим гулять, и нет лучшего места кроме нашего парка культуры и отдыха. Тут можно и покататься на различных аттракционах, и просто посидеть на зеленой траве и посмотреть на голубое небо, в котором летают самолеты. Жуковский парк – уникальное по своей красоте и функциональности место для отдыха с детьми в ближнем Подмосковье. Недаром г. Жуковский называют «наукоградом». Все в этом подмосковном городе сделано с умом, в том числе и парк аттракционов! Если Вы задаетесь вопросом: куда сходить с ребенком – бюджетный вариант – то парк г. Жуковский – лучшее место в моем личном рейтинге мест для прогулок с детьми. Аттракционы там работают с 9 до 20. Всего каких-нибудь 40 км от МКАД. – и Вы окажетесь в чудесном сосновом бору с проложенными асфальтированными дорожками и множеством дешевых детских аттракционов, а также совершенно потрясающем местом – Летним театром [4]. Так же на территории парка есть чудесный контактный зоопарк. Рис.4. Контактный зоопарк (собственность автора). Музей Ю.А. Гарнаева школы №5 МОУ школа № 5 носит имя Героя Советского Союза Заслуженного летчика–испытателя СССР Ю. А. Гарнаева вот уже почти 20 лет. При школе создан мемориальный музей Ю. А. Гарнаева, который является центром общественной жизни школы. Экспозиция музея состоит из нескольких разделов, которые рассказывают о детстве и юности героя, о годах учёбы, о его деятельности в Лётно-исследовательском институте, о работе во Франции по тушению лесных пожаров и гибели Ю. А. Гарнаева. Стенд «Памяти Гарнаева» рассказывает о том, как увековечено имя героя. Важная часть экспозиции музея рассказывает о выдающихся людях города Жуковского, заслуженных лётчиках-испытателях, Героях Советского Союза, Героях России, парашютистах-испытателях. На нескольких стендах и витринах музея размещена экспозиция, посвященная устройству и применению лётного обмундирования. Здесь вы можете увидеть и кислородные маски, и костюм военно-морского лётчика, и высотно-компенсирующий костюм, и носимый аварийный запас лётчика, и многое другое. Дети, которые приходят на экскурсию в музей, знакомятся не только с жизнью и деятельностью Ю. А. Гарнаева, они узнают и о работе авиационных приборов, многие из которых представлены в экспозиции музея, могут посидеть в настоящем катапультном или штурманском кресле, примерить парашют или любой из имеющихся в экспозиции летных костюмов. В витринах музея помещены документы, награды и личные вещи Ю.А. Гарнаева и других знаменитых лётчиков-испытателей, таких как Гудков, Лацков, Левченко, А.-Х. Султан, Квочур и др. На стендах музея множество фотографий, рассказывающих о жизни и деятельности Ю. А. Гарнаева, о других известных испытателях, а также о лётных испытаниях ЛИИ и об авиасалонах последних лет. Важной частью экскурсии по музею является демонстрация фильма «Люди земли и неба», это документальный фильм, посвященный памяти Ю. А. Гарнаева. Хроника, использованная в фильме, давно стала уникальным документом той эпохи. Рис.5.Музей Ю.А. Гарнаева (собственность автора). Экскурсии по музею ведут сами ребята, учащиеся 5-8-х классов. Многие из них за успешную работу награждены Дипломами Федерации космонавтики России, которые им в торжественной обстановке вручил Вице-президент Федерации космонавтики России В. В. Савинский. Музей принимает не только учащихся нашей школы, на и ребят из других школ, детских садов. 7 мая 1997 года возле нашей школы была заложена берёзовая аллея Славы, где лётчики-испытатели разных поколений посадили деревья вместе с ребятами – победителями различных школьных конкурсов и олимпиад. Отныне о дате закладки аллеи ребятам будет напоминать мемориальная доска на здании школы, которую 7 мая 1998 года торжественно открыли сыновья Ю. А. Гарнаева: Станислав и Александр Гарнаевы. 1.Аверьянова М. Г. Край Раменский: Очерки краеведа. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — 592 с. — (Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья). 2. Города Подмосковья. Кн. 2. — М.: Московский рабочий, 1980. — 608 с. Жуковский: сочинениеБаллада «Перчатка» — одно из лучших произведений В. А. Жуковского, написанное им в 1831 году. Это перевод баллады Шиллера, повествующей о развлечениях французского двора времен короля Франциска I и рисующей образ рыцаря Делоржа, об удивительных поступках которого в то время ходило много легенд. Баллада — излюбленный жанр В. А. Жуковского. Именно ему принадлежит заслуга знакомства российского читателя с европейской балладой. Жуковский настолько виртуозно переводил баллады Гете и Шиллера, что его произведения по праву могли соперничать со знаменитыми оригиналами. Баллада «Перчатка» — одно из лучших произведений В. А. Жуковского, написанное им в 1831 году. Романтизм, сменив сентиментализм и пред романтизм, отразил настроения неверия, безнадежности, которые проявились в европейском самосознании на рубеже XVIII-XIX веков. Баллада В. А. Жуковского «Людмила», написанная в 1808 году, явилась подражанием «Леноре» Бюргера. В. А. Жуковский перенес действие в Россию, использовал русскую разговорную и народно-поэтическую лексику. «Людмила» стала откровением, так как для русских читателей открылся мир «романтических» ужасов. «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах — соперник» — это знаменитое выражение во многом оправдано творчеством В. А. Жуковского, автора многих оригинальных и неподражаемых переводов. Тематика баллад В. А. Жуковского разнообразна: темы доба и зла, преступления и наказания, смысла жизни, нравственного долга, совести. Тема баллады “Кубок” – тема судьбы. Василия Андреевича Жуковского недаром называют «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма». Он переводил баллады западноевропейских романтиков Гете, Шиллера Вальтера Скотта, но при этом отмечал: «Переводчик в прозе есть раб переводчик в стихах — соперник».
Жуковский: сочинениеСочинение 9 класс. Русской поэзии душа человеческая (по творчеству В.А. Жуковского) Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль. И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития русской литературы. Среди современников-поэтов он выделился силой и красотой своего художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества и литературной авторитетностью. На заре XIX века Жуковский покорил читающую Россию «пленительной сладостью» стихов, которую так ценил А. С. Пушкин, открыл ей неведомый ранее мир чувств, настроений и признаний. Задумчивая и нежная лирическая речь полилась, словно музыкальная мелодия, завораживая своими ритмами, звуками, светлой и тонкой грустью, исходящей из самых глубин человеческой души. Он был поэтом «для немногих», для тех, кто способен был оценить парение его мыслей и насладиться красотой поэтических строк. Он говорил о тайных узах, скрепляющих землю с небом, людей друг с другом, о своих страданиях, о превратностях судьбы. В его балладах обитали фантастические существа, черти и ведьмы, призраки, которые угрожали людям и вмешивались в их жизнь, -осе это выглядело необычно по сравнению с предшествующей поэзией. Обобщая свои размышления об искусстве, Жуковский создал Романтическую теорию. Он был убежден, что цель искусства — творчество. Корыстные и тщеславные побуждения не должны руководить писателем. Поэзия должна пробуждать в душе сладостное ощущение красоты. А красота в его понимании — это идеальная истина, которая воспроизводит мир чувств и души человеческой. Главную ценность наследия романтизма составляет идея единства истины, добра и красоты. Элегиям и элегическим стихотворениям — принадлежит ведущее место в его творчестве по содержательной наполненности, глубине самовыражения и влиянию этого жанра на другие. Элегии Жуковского — большие лирические произведения, центром которых оказывается элегическая личность. В его прославленных элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», в стихотворении элегического тона «Певец» в центре — образ юноши, который «Едва расцвел — и жизнь уж разлюбил» («Певец»), потому что юное существо оказалось не принятым жизнью: «Здесь пепел безвременно сокрыли. » («Сельское кладбище»); «Придет сюда Альпин в час вечера мечтать над тихой юноши могилой!» («Вечер»); «И рано встретил он конец, заснул желанным сном могилы. » («Певец»). Особенность, свойственная романтической поэзии Жуковского, заключается в том, что он разрушил грани между жизнью и смертью своего героя, его бытием и небытием. Юноша-поэт вначале передает впечатления, вызванные сельским кладбищем, а затем как бы видит себя умершим. Герой живет и не живет одновременно. Его внимание привлекли не прославленные герои отечества, а простые сельские жители («Сельское кладбище»). Их судьбы учат его всегда следовать голосу совести и чести, не раболепствовать перед сильными мира сего, не быть жестоким и равнодушным к тем, кто страдает, ценить в жизни отзывчивость, способность сострадать, готовность прийти на помощь нуждающемуся в ней. Главный интерес Жуковского как романтика вызывают особые переживания, эмоциональные и интеллектуальные: воспоминания, мечты, надежды, сны, а также самое невыразимое, но существующее в душе — мир предчувствий. Ему знакомы все тончайшие оттенки ощущений и эмоций, его чуткое ухо улавливает едва слышные звуки, а глаз подмечает все до мелочей: последний луч зари, блестящую струю в реке, трепет ивы, колыхание тростника, зыбкость лунного блеска. Чувство природы в элегиях Жуковского особенно проникновенно, богато оттенками и философски содержательно. Он различает утреннее и весеннее (радостное, светлое очарование природой, которое испытывает человек)» вечернее (подлинно элегическое) и многие другие чувства. Особенного мастерства он достиг в поэтическом изображении вечер («Вечер», «Славянка»), когда природа погружается в «задумчивость», в «таинственное молчание», в «дремоту», а человек, слившись с ней, с умиротворенным сердцем погружается в себя. Вечернее затишье позволяет чувствительной душе постигать не замеченное за дневными заботами. Человеческие переживания, которые ввел Жуковский в мир поэзии, полны предчувствий, безотчетного «стремления к бесконечному», по словам В. Г. Белинского, который особенно ценил это, так как «без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса». Элегическое творчество Жуковского создало особый эстетический мир. Его главный отличительный признак — меланхолия, которая состоит из оттенков противоположной эмоциональной тональности и в которой нет ни завершенности, ни определенности. «Меланхолия — это ни горесть, ни радость, а оттенок веселья на сердце печального, оттенок уныния на душе счастливца. Это чувство Жуковский связывал с античностью. «Все сокровища были на земле, все заключалось в земных радостях и все с ними исчезло», — так воспроизводил Жуковский сознание человека античного времени. Меланхолия, рожденная таким сознанием, — грустное чувство, вызванное пониманием изменчивости жизни, неверности житейских благ, «предчувствием утраты невозвратимой и неизбежной». Но эстетический мир Жуковского богат и другими эстетическими переживаниями. В элегиях — чувство красоты, ведь в воспроизведении ее поэт видел цель искусства. Жуковский различал два типа красоты: «блестящую красоту» солнечного яркого дня, пышного заката — внешнюю красоту — и красоту внутреннюю, без блеска и роскоши красок, но еще более проникновенную. Поэзия его полна романтическим переживанием красоты. Прекрасному он подбирает синонимы: «очарование», «обаяние», «обворожение», «невыразимое», «минувших дней очарованье», «прошли вы, дни очарованья», «очарованный поток», «очарованная тишина». Романтическое мироощущение поэта и выражается в его элегиях, в этом очаровании. Состоянием очарования, которое вызывают и природа, и собственные воспоминания, мечты, безотчетные стремления, элегическая личность отделена от повседневности. Белинский ценил элегический настрой поэзии Жуковского, чувство неудовлетворенности, порыв к неведомому, лучшему. В юношеской меланхолической тоске критик видел залог прогресса. Жуковский воспринял мир, тесно слив его с личным душевным опытом, раздвинув границы словесного искусства, совершив переворот огромного масштаба и значения, определивший последующее направление русской литературы. В. Г. Белинский, подводя итог творчеству поэта, говорил: «Незрим подвиг Жуковского и велико значение его в русской литературе! Его романтическая муза была для дикой степи русской поэзии элевзинскою божнею Цецерою: она дала русской поэзии душу и сердце. Это еще не пушкинские стихи; но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских. » Василий Андреевич Жуковский: жизнь и творчествоВасилий Андреевич Жуковский – крупный литературный деятель, писатель, переводчик, внесший огромный вклад в такое грандиозное направление русской литературы, как романтизм. Придворный учитель императорской семьи, друг и наставник Александра Пушкина. Родился 29 января (9 февраля по новому стилю) 1783 года в селе Мишенское Тульской области. История его появления на свет была необычной: его отцом был помещик, а матерью крепостная крестьянка родом из Турции. Имя и фамилию мальчик получил от приятеля отца Андрея Жуковского. Жена Афанасия Бунина – блудного отца мальчика сжалилась над младенцем и приняла в семью, воспитывая на протяжении всей жизни как родного сына. Василий получил отличное образование, сперва в благородном пансионе в Москве, а затем в народном училище родной Тулы. С юности его привлекала литература, особенно произведения древнерусских классиков. Помимо этого он посвящал много времени самообразованию в области мировой истории. Еще будучи студентом пансиона Жуковский начал делать первые шаги на литературном поприще: в 1797 году он начал писать свои первые переводы, а в 1782 журнал «Вестник Европы» впервые опубликовал его переложение «Сельского кладбища» Грея. 1808 год ознаменован знаковым для автора событием: увидела свет его знаменитая баллада «Людмила» и Жуковского пригласили на должность редактора в «Вестнике Европы». С 1812 по 1813 годы служил в ополчении и написал балладу «Светлана». Тиф, которым он заразился на службе, помешал дальнейшему его пребыванию на фронте и Жуковский ушел в отставку. Его политические воззрения отразились в таких произведениях как «Императору Александру» и «Певец во стане русских воинов». С 1815 года Жуковский стал трудиться в литературном объединении «Арзамас». В 1817 году писатель был удостоен великой чести стать придворным учителем для княгини Александры Федоровны, будущей императрице Николая I. Позже он учил и цесаревича Александра II, став не только его проводником в мире науки, но и духовным наставником. Всего он провел при дворе 25 лет. Период с 1810 по 1820 годы считаются самыми плодотворными в его творчестве. Именно в это время были написаны множество удачных переводов, стихов и баллад. В их числе: «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев». Такого подъема его творчество более не испытывало не до не после. Однако, и позже он творил поистине шедевральные вещи, например перевод «Одиссеи» и «Рустем и Зораб», которые вышли в 1849 году. Переводы, сделанные Жуковским, не раз отмечалась критиками, как самостоятельные цельные произведения, которые по стилю и композиции зачастую превосходили оригиналы. Жуковского современники характеризовали, как нежного, сентиментального, мечтательного человека, обладающего притом недюжинным жизненным опытом, мудростью и прозорливостью. Он был исключительно честен, умен и порядочен. Безнадежная влюбленность в собственную племянницу Марию Протасову повлекло два предложения руки и сердца, на которые были получены отказы. 1841 год повлек за собой резкое ухудшение состояния здоровья писателя, в надежде поправить самочувствие он отправился в Германию. Тогда же принял решение жениться на 18–летней Елизавете, в браке с которой на свет появились дочь Александра и сын Павел. 24 апреля 1852 года Жуковский скончался в Баден-Бадене, его тело предали земле в Петербурге, где он провел большую часть своей жизни. Известно, что под конец жизни писатель совершенно ослеп, однако продолжал творчество. Последним произведением, написанным поэтом стала баллада «Странствующий жид». Жуковского можно по достоинству назвать самой яркой личностью допушкинского периода русской литературы. Он являлся основоположником романтизма и с его творчеством связывают расцвет данного художественного направления. Через все его произведения красной нитью проходят темы души человека, патриотизма, любви к природе и Родине, нравственной составляющей человеческой жизни. Он сам старался жить по совести и неизменно призывал к этому читателя. Патетика его произведений захватывает от первой до последней строчки и затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Оценка статьи:
(пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:
Жуковский: сочинение Ссылка на основную публикацию × × |