Бондарев: сочинение

Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке.

Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке. По Ю. В. Бондареву. И. П. Цыбулько 2020. Вариант 2

Стоит ли откладывать задуманное на потом? Какое чувство вызывают в человеке несовершённые поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя и сценариста Юрия Васильевича Бондарева.

Раскрывая проблему запоздалого сожаления о несовершённом поступке, автор ведёт повествование от первого лица. Каждый вечер, проходя по переулку, рассказчик видел единственное окно в ночи, которое притягивало его уютным зелёным светом. Он «представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам», и в его воображении возникал образ милого «сутуловатого, в старческих добрых морщинах», одинокого учёного или писателя, «окружённого благословенным раем книг».

Однажды в герое возникло сильное желание зайти в этот маленький домик, чтобы познакомиться с близким ему по духу человеком. Он мог бы сказать, что ошибся номером, и познакомиться с человеком, удалившимся от суеты мирской, завязать дружеские отношения с интересным для него интеллигентом. Но герой не решился на этот поступок, не постучал в так манившую его своей таинственностью дверь. Позднее рассказчик очень сожалел о несовершённом поступке, потому что спустя некоторое время увидел в окно незнакомую женщину. В этот момент дом, и переулок, и окно представились ему ложными и незнакомыми. Он вдруг понял, что случилось несчастье, что его «воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой», к которому его так тянуло душевно, ушёл в мир иной. А этот человек был нужен рассказчику как близкий друг.

Оба примера: нерешительность рассказчика, не исполнившего своей мечты познакомиться с близким по духу человеком, и увиденная вместо старичка чужая, незнакомая женщина, дополняя друг друга, вызывают в читателе сожаление о том, что герой упустил шанс приобрести близкого по интересам друга, которого ему так не хватало.

Авторская позиция заключается в следующем: нерешительность иногда становится причиной сожаления. Не совершённые вовремя поступки заставляют позднее горько сожалеть о том, что упустил свой шанс и не реализовал свои желания и мечты.

Авторская позиция мне близка. Часто мы жалеем о том, что не можем вернуть упущенные возможности, так как происходит непоправимое. В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» Настя упустила возможность сказать своей матери тёплые слова о том, что мама самый близкий и родной человек для неё. Девушка не захотела ехать из Ленинграда в село Заборье, где доживала последние дни её старенькая мама. Она опоздала даже на похороны матери и горько сожалела о том, что не приезжала к матери, которую уже не вернуть. Девушка осталась с чувством непоправимой вины. Эта вина неизмеримой тяжестью лежала на её сердце.

В заключение хочу подчеркнуть, что нужно обладать решительностью и уметь воспользоваться данным судьбой шансом, чтобы потом не сожалеть о нереализованных возможностях.

(1) Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2) Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на полу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. (3)Но кто же он был — учёный, писатель? (4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6)Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу. (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру — примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг — казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломлённо лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты. * (12)Он пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал.

(15) Что случилось?

(16) Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым.

(20) Свет в окне не зажёгся.

(21) А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23) Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24) Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску — и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.

По Ю. В. Бондареву

Cочинение «Этическая проблематика повести Ю. Бондарева »

Смело можно говорить о подлинном открытии автора повести «Батальоны просят огня»: военная пора в жизни капитана предстала здесь не как строка биографии, а как начало судьбы целого поколения. Отсюда такой обостренный интерес к этической проблематике, стремление раскрыть нравственные истоки подвига, высветить хорошее и дурное в человеке. Ю. Бондарев одним из первых в послевоенной литературе вслед за Шолоховым (рассказ «Судьба человека») соединил героическое с трагическим. Не батальные сцены, не беспощадно и точно выписанный фронтовой быт, но именно чувствование человека на войне, жизнь и смерть, поведение личности перед лицом смерти, психология офицера и солдата — вот что влекло художника и к чему он возвращается вновь и вновь. При этом в центре внимания — не просто слагаемые характера, но сложная и нелегкая диалектика постепенного вызревания воина, качественные изменения его души.

Писатель выбирает персонажей особого склада — юных офицеров. Вчерашних школьников или студентов, которым слишком рано довелось испить горькую чашу фронтовой жизни. Жестокая правда войны, неумолимость ее суровых законов — это лишь необходимая предпосылка, позволившая первым коснуться темы Великой Отечественной. Показывая объективно сложившуюся ситуацию и различные виды ее субъективных осмыслений, Ю. Бондарев исследует человека. Причем судьба тесно связана с идеей свободного человеческого действования.

В повести «Батальоны просят огня» противостояние капитана Ермакова полковнику Иверзеву — не просто столкновение двух правд с целью выяснения, на чьей же стороне истина. Этот мотив есть, но не он определяет суть дела; стержень повести — драма различных идейно-этических отношений. События происходят в окопе, траншее, у артиллерийского орудия, но прежде всего на площади человеческой души.

Вначале Ермаков доволен собой, фронтовой удачей и чем-то, правда отдалено, напоминает Иверзева. Но все это до того, как на него обрушивается жесточайшее испытание: гибель батальонов Бульбанюка и Максимова и выход из окружения с горсткой солдат. Все напускное сгорает, приходит понимание того, что «судьба наградила его памятью и ответственностью». И вот главный итог после встречи с Иверзевым: «Есть такие, которые надеются: «Россия огромна, людей много. Что там, важно ли, погибла сотня или тысяча людей».

Полковник Иверзев — отнюдь не одноплановая фигура. Он неуязвим, решителен, храбр. Но взор его преимущественно направлен вверх, откуда к нему, как командиру дивизии, идут приказы. Если же речь шла о подчиненных, в его «синие самоуверенные глаза», как замечает автор, «ничто не проникало».

Полнота жизни невозможна без способности к состраданию, к восприятию чужой боли, как своей.

У Иверзева узкий спектр счастья человека, озабоченного прежде всего личной карьерой. Не случайно старший лейтенант Орлов говорит: «Есть на войне, Ермаков, одна вещь, которую не прощаю: на чужой крови, брат, местечко делать».

Проза Бондарева — большое целостное искусство, значение которого во многом еще не раскрыто нашей критикой. Здесь слились воедино высокий трагизм и лирика, философское раздумье и тончайшее мастерство живописно-образной пластики. Для писателя важно исследование человеческой души. Не просто обостренная социальная конфликтность, но выяснение главных противоречий бытия.

Проблема войны и мира по Бондареву — проблема всей человеческой культуры, ибо развитие цивилизации — итог сложной эволюции жизни на Земле, и подводить его к печальному финалу самоуничтожения значит посягать на высшие ценности бытия. Разумная жизнь — явление уникальное, а Земля, быть может, ее единственная обитель, единственный факел разума в космических просторах.
Сочинение Бондарев Ю.В. – Разное

Тема сочинения: – Тема войны в повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня»

«Батальоны просят огня» — второе по счету произведение Ю. Бондарева о войне, но первая его повесть, в которой настолько ярко проявился талант писателя, соединяющего в своих работах анализ человеческой души и осмысление философских проблем. Это так же самое первое и самое смелое произведение тех лет, в котором не было патриотических криков: «Ура, мы победили! Да здравствует наша великая социалистическая Родина!» — а была только голая правда о войне. Впервые здесь был поставлен вопрос о средствах, которыми эта победа была достигнута.

Главная проблема повести — противоречие между судьбой конкретных людей на войне и судьбой стратегической операции. Можно ли жертвовать жизнями отдельных людей ради общей цели? Можно ли оправдывать такую жертву? Эти проблемы Бондарев пытается решить на уровне конфликта Ермаков — Иверзев. Ермаков — один из командиров батальона, отправленного на смерть. Много часов солдаты этого батальона вынуждены выдерживать натиск намного превосходящих сил врага, ожидая поддержки артиллерии. Но командование изменило планы, и батальон не получает помощи. Ермаков находится среди солдат, так же как они, участвует в бою. Перед глазами у него не просто батальон, а конкретные люди, конкретные судьбы и чувства. И он переживает их гибель как потерю родных людей. Последними усилиями Ермаков пытается вывести оставшихся солдат из окружения, но почти все гибнут во время этого прорыва. «Я последний из батальона и остался один. Так разве это не смерть? И зачем я еще я живу, когда все погибли?» — думает он. Борис Ермаков винит себя в смерти батальона, и даже после возвращения у него не перестает болеть сердце. Все же он видит в гибели людей и ошибку начальства.

Читайте также:  Пастернак: сочинение

Совсем по-другому чувствует себя полковник Иверзев. Не задумываясь он отправляет на смерть людей. Для него важна участь операции в целом, и он не видит ничего особенно в жертве двумя батальонами. Но разговор с Ермаковым заставляет его усомниться в своей правоте, задать себе вопрос, имел ли он право послать людей на смерть. И ни логика рассуждений, ни ссылка на законы военного времени не могут удовлетворить его совести. Нельзя успокоить проснувшееся чувство вины, Иверзев бросается в атаку при взятии Днепрова. Но и это не приносит ему желаемого успокоения, о чем свидетельствует его срывающийся шепот: «Если бы я мог. Если бы я мог. »

К этому же конфликту можно отнести и полковника Гуляева. Прекрасно понимая положение Иверзева, так как оба они полковники, он целиком на стороне своего друга, Ермакова. В дивизиях, батальонах он видит отдельных солдат, их жизни и трагедии. Но в своем неодобрении Иверзева он не доходит до открытого конфликта, как Ермаков, а сдерживает себя, понимая, что не в праве судить ни того, ни другого.

В этой повести автор не дает ответов на поставленные вопросы. Главное противоречие войны — противоречие между общей целью к людьми как средством выполнения этой цели — так и остается нерешенным.

В погибшем батальоне помимо Ермакова находилось еще два командира. Это Орлов и Бульбанюк, являющие собой полную противоположность друг другу. Бульбанюк, излишне осмотрительный и расчетливый, все делал наверняка. В этой его основательности было что-то «сугубо крестьянское, добротное, будто в поле к севу готовился, а не к бою». Орлов, несдержанный и вспыльчивый, «был известен в полку тем, что ежеминутно, пополам с матерщиной, разносил правых и неправых».

От анализа текста — к сочинению

Продолжение. Начало см. в № 17, 18.

Занятие № 3

Художественная публицистика.

Художественная публицистика. Практикум по анализу текста

Художественная публицистика соединяет в себе черты двух стилей — публицистического и художественного. Рассуждение автора отличается логичностью, убедительностью, доходчивостью, вместе с тем субъективностью взглядов и оценок и образностью языка. К художественной публици­стике, как правило, обращаются деятели литературы и искусства: писатели, критики, музыканты, актёры.

— частая повторяемость ключевых слов, выражений (однотемная лексика);

— отсутствие клише и штампов;

— традиционно-поэтические выражения (поэтизмы).

Средства речевой выразительности:

— сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты (в том числе сугубо авторские).

— предложения с тире между подлежащим и сказуемым, которые акцентируют внимание читателя на ключевых выражениях и микротемах, синтаксический параллелизм, предложения с однородными и обособленными конструкциями и т.д.

Практикум по анализу художественно-публицистического текста

Юрий Бондарев

Богатство

(1) В Древней Греции ходили в скромных плащах, ели козий сыр и ячменные лепёшки (завтрак Сократа), жили в простых домах, и вместо удобств, благ и комфорта “технологической цивилизации” там не один век господствовала культура, а именно: духовная и душевная наполненность, то, что сейчас мы определяем как состояние счастья, радости бытия.

(2) Культура — это богатство, бесценное сокровище, по крупицам тысячелетиями накопленное народом и народами, поэтому ей, культуре, следует доверять. (3) Уроки её способны предупредить бездумную разрушительность и заморские болезни, прикрытые модным костюмом, синтетическими новшествами. (4) Без строгих нравственных таможен, под победные ритмы “масскулатуры” могут и у нас расцвести времена уродливые, чужие нам, порождённые тёмным и льстивым подражатель­ством, — времена философов без своих идей, архитекторов без своей архитектуры, учёных без своих открытий, писателей без своих мыслей и чувств.

(5) Всякая система нередко лежит с антисистемой, поэтому альтернатив нет разве только в Дантовом аду. (6) И когда думаешь о судьбе культуры в урбанистической действительности прагматизма, власти денег, неверия и лжи, то с болью и тоской возникают те же самые “детские вопросы”, но совсем уже не по Достоевскому: кто ты, современный человек? (7) Разрушительная тень на перекрёстке дорог истории? (8) Или венец творения? (9) Уйдёшь подобно бесследной тени — и не оставишь после себя ничего, кроме ненасытной алчности, миллионов невинных жертв, заболоченных полей, безобразных бетонных городов, высох­ших рек, гор мусора на изуродованной машинами земле. (10) Почему же ты, гомо фабер, забыл о назначении своём — творить добро, красоту и приносить пользу?

(11) Так разве “технологическая цивилизация” не движет прогресс, ничего не создаёт, не усовершенствует? (12) Не может быть, чтобы всё то, что рождает и развивает она, есть не творчество, а видимость прогресса, то есть тупик. (13) И вместе с тем это так, ибо на Западе всё подчинено не человеку, а всемогущему правителю мира — золотому тельцу, у нас же — безликому и беспощадному властелину нашей действительности: мифическому, придуманному чиновниками плану, за которым уже не видно человека.

Юрий Васильевич Бондарев — один из тех писателей, кого называют создателем “лейтенантской прозы”, автор романов «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег». В 80-е годы он создаёт цикл лирико-философских миниатюр «Мгновения», в котором, как и прежде, размышляет над вечными нравственными категориями, стремится уловить в коротких мигах истину о мире и о человеке. Миниатюра «Богатство» — одна из них.

Культура (от лат. сulture — воспитание, образование, развитие).

1. Система ценностей общества.

2. Интеллектуальная и художественная деятельность, её результат.

3. Оценочное значение: высокая, популярная, массовая культура.

(Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: Астрель, 2003.)

Многозначность этого слова поможет нам сформулировать проблемы текста, ибо все три значения отражены в миниатюре Ю.Бондарева. Перечислим эти проблемы.

1. Проблема истинного содержания культуры.

2. Проблема культуры в обществе, основанном на власти денег.

3. Проблема назначения человека.

Задание. Сформулируйте проблемы текста, заполните таблицу.

Варианты формулировки проблемы

Формулировка проблемы1. В вопросно-ответной форме2. Предложение-тезис с указанием проблемы3. В виде номинации темы4. С использованием лексиче­ских и стилистических средств выразительности5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста

Рассмотрим два варианта формулировки проблемы: в виде предложения-тезиса и в вопросно-ответной форме.

1. Ю.Бондарев в философской миниатюре «Бо­гатство» рассматривает (уделяет пристальное внимание, касается…) проблему культуры.

2. Что есть культура? Система ценностей общества, не подвластная течению времени? Или это интеллектуальная и художественная деятельность человека? А может быть, процесс духовного изменения общества, его выбор в ту или иную сторону — развития или разрушения? Каково назначение человека в цивилизованном обществе? Эти вопросы, посвящённые проблеме культуры, неизменно возникают при чтении этой удивительной философской миниатюры Ю.Бондарева.

Как видим, второй вариант наиболее удачный, он отражает весь спектр поставленных автором проблем.

Вопросы и задания

1. Какой главный тезис, связанный с содержанием культуры, выдвигает автор?

(“Культура — это богатство, бесценное сокровище”. Её надо беречь, она может исчезнуть.)

2. Как сохранить “бесценное сокровище” в обществе? Что для этого необходимо, по мнению автора, сделать?

(Нужны “строгие нравственные таможни”.)

3. Как вы понимаете эту метафору?

(Это выбор общества (оценочное значение). По какому пути пойдёт общество: по пути сохранения и приумножения духовных ценностей или извлечения выгоды — прагматичный, утилитарный подход к культуре.)

4. Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать центральный тезис?

(1-й аргумент. В Древней Греции не было “технологической цивилизации”, каких-либо благ и комфортных условий, однако люди жили счастливо, ибо там господствовала культура. Древние греки сделали свой выбор в пользу непреходящих ценностей.

2-й аргумент. Что может произойти с культурой “в урбанистической действительности прагматизма”, когда миром правит “золотой телец”? Могут наступить времена уродливые, страшные.)

5. Каково назначение человека в цивилизованном обществе?

(“Творить добро, красоту и приносить пользу”.)

Культурологический комментарий

Миниатюра написана в советский период, в 1980-е годы, когда Советский Союз стремился построить коммунизм, своеобразный рай в отдельно взятой стране. Первый секретарь КПСС Н.С. Хрущёв ещё в 1960-е годы объявил миру, что через двадцать лет в СССР наступит коммунизм. И вот это время наступило. Что мы видим? Оказывается, и здесь неблагополучно: когда всё подчинено “мифическому плану”, забывают о самом главном — о человеке.

Какой вывод делает автор? Главная мысль текста (авторская позиция).

(Проблема культуры, что является неотъемлемой частью духовного опыта человечества, связана не с обществом в целом, а с отдельной личностью. В погоне за материальными ценностями или подчинённостью мифическому Госплану забывают о человеке.)

Задание. Напишите сочинение по тексту Ю.Бондарева. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения писателя. Свой ответ аргументируйте (приведите два аргумента), опираясь на жизненный или читательский опыт.

Юрий Бондарев

Каждый год в преддверии праздника День Победы вспоминаются многие военные фильмы, и каждому зрителю знакома картина «Батальоны просят огня». Этот фильм снят по мотивам повести советского писателя Юрия Бондарева, человека который не понаслышке знает все о Великой Отечественной войне.

Биография писателя

Бондарев Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в Орске Оренбургской области.

Его отец Василий Васильевич – следователь, адвокат и административный работник, был участником Первой мировой воны.

В 1931 году семья переехала в Москву. Детство будущего писателя было, как и у каждого рядового мальчишки – охота, рыбалка, игры во дворе с друзьями, увлечение футболом. Особое место в жизни Юрия Васильевича занимали книги, которые ему на ночь читала мама, которая постепенно привила сыну любовь к русской классике.

В детстве мальчик мечтал о профессии моряка. Читая книги Джека Лондона, он заучивал новые морские термины, закалял организм, чтобы быть готовым к морским путешествиям. Но однажды мечту изменил урок литературы, на котором учительница зачитала классу сочинение Юрия, где он красочно описал летние каникулы, проведенные у дяди в гостях. Заметив талант у своего ученика, учительница порекомендовала ему заняться писательством. Он даже пробовал выпускать свой журнал в родной школе.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Но все мечты о светлом и успешном будущем прервала начавшаяся война.

Читайте также:  Фольклор: сочинение

Когда немцы напали на Советский Союз, Юрий учился в десятом классе. С началом войны, как и многие его сверстники, юноша стремился попасть на фронт.

В 1941 году молодые москвичи, в составе которых был и Юрий, участвовали в строительстве оборонительных сооружений под Смоленском. В эвакуации в 1942 году окончил десятый класс. Летом этого же года Юрий Васильевич поступил во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое эвакуировали в Актюбинск. В октябре 1942 года курсанты училища были отправлены под Сталинград. Юрий был назначен командиром минометного расчета.

Во время Котельниковской операции он был ранен в спину, получил легкое обморожение и контузию. После лечения в госпитале вернулся на фронт в качестве командира орудия. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях по освобождению Житомира снова получил ранение.

С января 1944 года воевал в составе стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. Победу младший лейтенант Бондарев встречал в Чкаловском училище зенитной артиллерии. В 1945 году был демобилизован по состоянию здоровья.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Участие в Великой Отечественной войне закалило характер будущего писателя. Именно на фронте Юрий Васильевич понял, что такое любовь к Родине, что такое преданность и верность.

Литературная и общественная деятельность

Свои первые произведения начинающий писатель начал публиковать в 1949 году. В журналах: «Огонек», «Смена», «Октябрь» начали появляться первые рассказы Бондарева. Один из первых рассказов «Поздним вечером» оценил Константин Паустовский, знаменитый советский писатель.

В 1951 году окончил с отличием Литературный институт имени М. Горького. В этом же году писателя приняли в Союз писателей СССР.

В 1953 году вышел его первый сборник рассказов – «На большой реке».

Все пережитое на войне Юрий Васильевич переносит на бумагу и очень скоро становится одним из самых выдающихся писателей. В период с 1962 по 1978 выходят не только рассказы и повести о войне, но сборники сочинений автора.

В военных повестях – «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», в романах – «Горячий снег» и «Берег», автор показал героизм советского народа, раскрыл его верность родине. В романе «Тишина» он рассказал о судьбах людей, которые после войны не смогли найти свое место в послевоенной стране.

Работая над сценарием фильма «Освобождение» писатель встречался с Жуковым для обсуждения нюансов фильма. В СССР это фильм за два года посмотрели 350 миллионов зрителей и десятки миллионов за границей. В 1972 году, как одному из сценаристов фильма Бондареву была присуждена Ленинская премия.

Произведения Юрия Васильевича переведены более чем на 70 языков мира.

В период с 1958 по 1980 года выпущено 130 произведений автора. В России были опубликованы четыре собрания сочинений, последнее собрание состоит из девяти томов.

В 2004 году в честь 80-летнего юбилея писателя была организована выставка произведений Бондарева, но Российская государственная библиотека не смогла вместить все имеющиеся в фондах библиотеки издания писателя.

Кроме литературной деятельности Юрий Васильевич занимается и общественной деятельностью.

В период с 1959 по 1963 года он был членом редколлегии и редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты».

С 1961 по 1966 на студии «Мосфильм» был главным редактором киноработников и Объединения писателей.

В 1963 году был принят в Союз кинематографистов.

В 1971 году стал первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР.

С 1990 по 1994 года был председателем Союза писателей России.

На IX и X созыве был депутатом Верховного Совета РСФСР.

Писатель является действительным членом Русской, Международной славянской и Петровской академий, Академии российской словесности и почетным членом Пушкинской академии. Так же является председателем комиссии по присуждению премии имени М.А. Шолохова.

Юрий Васильевич избран почетным профессором Государственного открытого педагогического университета.

За свой многолетний труд писатель награжден множеством наград и премий:

  • с 1984 года Герой Социалистического Труда;
  • в 1972 году стал лауреатом Ленинской премии;
  • за романы «Берег» и «Выбор» дважды награжден Государственной премией СССР;
  • за сценарий фильма «Горячий снег» награжден Государственной премией РСФСР;
  • в 1993 году присуждена премия имени Л.Н. Толстого, А. Невского;
  • в 1994 году получил премию М.А. Шолохова, Всероссийскую премию «Сталинград», премию В. Даля.

Кроме литературных премий и наград Бондарев награжден орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне:

  • два ордена Ленина;
  • ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени;
  • орден Отечественной войны I степени;
  • «Знак Почета»;
  • две медали «За отвагу»;
  • медаль «За оборону Сталинграда»;
  • медаль «За победу над Германией»;
  • орден «Большая Звезда Дружбы народов»;
  • «Почетный орден» и множество наград иностранных государств.

Так же Юрий Бондарев является почетным гражданином города Волгограда.

Личная жизнь писателя

Со своей будущей супругой писатель жил на одной улице, к тому же она являлась одноклассницей его сестры. Жена подарила писателю двух дочерей – Елену и Екатерину.

Любимыми увлечениями у Юрия Васильевича являются охота и рыбалка. Кроме этого он увлекается живописью. В его доме хранится большая коллекция книг о живописи и альбомы с копиями мировых шедевров.

Писатель очень жестко оценивает современную действительность и то, что происходит с российским обществом. Он считает, что мы живем в безнравственное время, без доброты и скромности. Но при этом он верит в светлое будущее нашей страны.

Не смотря на то, что в молодости он был членом коммунистической партии, писатель очень уважительно относится к религии и считает, что в храм нужно входить с поклоном.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2018 Цыбулько 27 вариант

Сочинение — рассуждение ЕГЭ на тему Летний среднеазиатский вечер. Сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка

Задание к сочинению ЕГЭ. Вариант 27:

Вопросы к сочинению 15.1, 15.2, 15.3: Как вы понимаете значение фразы: Летний среднеазиатский вечер. Сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Летний среднеазиатский вечер. Сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Летний среднеазиатский вечер. Сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка . Как написать мини сочинение с планом

В приведенном тексте Ю. В. Бердяев, советский писатель и публицист, поднимает проблему проявления родительской любви.

Рассуждая над ней, автор повествует о детских воспоминания рассказчика, которые связаны с недавно приехавшим с фронта отцом. Он сидит в маленькой комнате и о чем – то говорит с женой. В тот момент сердце героя переполняется любовью: «Ощущение разлуки, сладкой опасности незримого пространства, лежащего за нашим домом, отцовского мужества, которое было проявлено где-то, заставляет меня испытывать особую близость к нему ». Для рассказчика не так важно, о чем говорили родители, более того, он знает, что «тогда и в помине не было войны». Однако мысли о родном человеке, о той счастливой минуте детства, когда семья была вместе, навсегда остались в его памяти. Герой также вспоминает, как ехал на велосипеде с отцом. В тот момент он был очень рад, что рядом находится столь любимый человек.

Юрий Васильевич считает, что родительская любовь проявляется в заботе о детях, в совместном времяпровождении, в создании атмосферы домашнего уюта, в которой ребенок чувствует себя счастливым. Я полностью согласна с позицией автора. На мой взгляд, родители показывают детям свою любовь, когда переживают за них, воспитывают и берегут их. Свою позицию я попробую подтвердить примерами из литературы.

Например, Ростовы в романе-эпопеи Л. Толстого «Война и мир» являются образцом счастливой и благополучной семьи, в которой заботятся о детях и не сильно ругают их сильно за мелкие шалости. Наташа, Петр, Николай, Соня и Вера имеют безмятежную, радостную жизнь, которая создана благодаря усилиям их родителей. В их доме всегда царит гармония и спокойствие, что делает детей счастливыми.

Родительская любовь проявляется и в романе И. Тургенева «Отцы и дети». Отец и мать Е. Базарова с большим трепетом относятся к своему сыну. Они очень радуются его приезду. Мать старается приготовить как можно больше блюд, чтобы накормить своего Евгения. Базаровы очень привязаны к сыну, для них он является главной ценностью. Поэтому они стараются во всем ему угождать, создать для него такие условия, чтобы он чувствовал себя спокойно и радостно.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные аргументы, можно сказать, что родители проявляют свою любовь к ребенку, заботясь о нем. Они создают в доме уют и комфорт, делая таким образом детей счастливыми.

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Летний среднеазиатский вечер. Сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка . Аргументы из литературы. Проблема текста

Проблема отцов и детей проявляется, когда дети вступают в сознательный возраст. Но когда дети ещё малы и ничего не знают об окружающем мире, они относятся к родителям с благоговением. Мать и отец для них – образец для подражания. Они мечтают поскорее вырасти и непременно стать похожими на них. Со всеми возникшими вопросами ребёнок идёт к родителям, ведь они знают и понимают все на свете: «В раннюю пору жизни мы тщеславно преувеличиваем возможности собственных отцов, воображая их всесильными рыцарями, в то время как они обыкновенные смертные с заурядными заботами».

Рассказчик делится, каким разочарованием для него стало то, что он приписывал своему отцу самые героические и благородные черты, а реальность оказалось далека от его детских грёз: «Мне бросилось в глаза: он оказался невысокого роста, короткий пиджак некрасив, брюки, нелепо поднятые над щиколотками, подчеркивали величину довольно стоптанных старомодных ботинок».

Автор хочет показать, как идеализируют дети родителей: они для них бесстрашные и отважные, умные и всесильные. Но лишь повзрослев, дети понимают, что отец и мать – простые смертные, со своими слабостями и проблемами.

Я разделяю позицию автора. И для меня родители были идеальным эталоном для подражания.

Идеализация родителей встречается и в других художественных произведениях. Николенька Иртеньев из повести Л. Н. Толстого придает своей матери чуть ли не образ святой, он вспоминает её как самое прекрасное в своей жизни. Она для него самая любимая, нежная и заботливая, делала все для его всестороннего развития.

Я все детство считала, что моя мама знает все на свете. Я смело обращалась к ней за помощью в домашнем задании. Я помню разочарование, когда она не смогла мне помочь. Но даже неидеальные, родители для нас остаются самыми лучшими.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Летний среднеазиатский вечер. Сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка . Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Читайте также:  Бродский: сочинение

Наверное, каждый из нас иногда, ненароком задумавшись, падает в глубины собственных воспоминаний. Самые яркие из них обычно возникают прямиком из детства. О роли детских воспоминаний размышляет в данном тексте советский писатель, Ю.В. Бондарев.

Герой текста знакомит нас со своими детскими воспоминаниями и их последствиями. Акцентируя внимание на том, насколько обманчивыми могут быть образы, которые возникают перед нами в совсем юные года, и на том, как резко у ребенка меняется представление о людях, рассказчик подводит нас к своим личным переживаниям. Виной на сердце легло воспоминание о том, как однажды он, будучи еще ребенком, испытал стыд при виде отца. В глазах мальчишки образ вернувшегося с войны солдата вдруг сменился на всю ту же знакомую, но уже неказистую, нелепую, обыденную фигуру, в несуразной одежде.

Сын, когда-то случным образом постыдившийся своего отца и не сумевший защитить его от насмешек дворовых мальчишек, спустя долгое время анализирует свои действия. Автор подводит нас к мысли о том, что это воспоминание стало предвестием: «Тогда я не думал, что настанет срок, когда в некий день я тоже окажусь чьим-то смешным, нелепым отцом и меня тоже постесняются защитить…». Ю.В. Бондарев считает, что немалая часть тех событий, которые происходят с нами в детстве, врезается в память человека и впоследствии воспринимаются им как предвестие собственной судьбы.

Мне близка позиция автора тем, что я тоже считаю, что детские воспоминания играют немаловажную роль в нашей жизни. Порой самый незначительный случай из детства может наложить отпечаток на судьбу уже взрослого человека. В самые печальные и трагичные моменты мы нередко обращаемся к ярким и теплым моментам из своей памяти, чтобы хотя бы на время заглушить грусть повседневности. Например, Илья Ильич Обломов, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», очень часто обращался к своим детским воспоминаниям. В его сне мы можем увидеть истоки характера этого ленивого и апатичного мужчины: барское воспитание, приоритет еде и сну сыграли свою немаловажную роль.

Однако окунаясь в эти по-настоящему счастливые моменты из детства, уже повзрослевший герой понимает, что с удовольствием провел бы в таком ритме всю свою жизнь, ведь ничто так не пугало его, как принятие каких-либо решений и продуктивная деятельность. Таким образом, детские воспоминания позволяли Обломову быть счастливым хотя бы во снах, а читатель при этом видит истоки формирования характера этого героя. Проблему роли детских воспоминаний поднимает в своем романе «Герой нашего времени» и М.Ю. Лермонтов. Рассуждая о своей судьбе, о формировании собственного характера и мировоззрения, Печорин обращается к детским воспоминаниям. «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились». Холодность родителей, непонимание со стороны общества сформировали сложный характер героя и в какой-то степени его трагичную судьбу.

Отталкиваясь от моментов, которые все еще оставались свежими в памяти, Григорий Александрович проводил прямую связь с настоящим и воспринимал все это как предвестие своей собственной судьбы. Читая данный мне текст, начинаешь осознавать всю важность периода детства в судьбе человека. Мне кажется, самые главные жизненные уроки мы получаем именно в этот период, поэтому очень важно следить за своими детьми и уделять достаточно количество времени на их воспитание.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка, заросшего карагачами, верхушки которых купаются в неправдоподобно покойном после солнечного ада закате. (2)Я сижу на раме, вцепившись в руль, мне позволено хозяйничать сигнальным звоночком с полукруглой никелированной головкой и тугим язычком, отталкивающим палец при нажатии.

(З)Велосипед катится, звоночек тренькает, делая меня взрослым, потому что за спиной отец вращает педали, поскрипывает кожаным седлом, а я чувствую движение его коленей — они то и дело задевают мои ноги в сандалиях. (4)И очень чёток в памяти моей ещё один вечер. (5)В маленькой комнате отец сидит спиной к окну, а во дворе сумерки, чуть-чуть колышется тюлевая занавеска.

(6)И непривычными кажутся мне защитного цвета тужурка на нём и тёмная полоска пластыря повыше его брови. (7)Я не могу вспомнить, почему отец сидит у окна, но мне представляется, что он вернулся с войны, ранен, разговаривает о чём-то с матерью — и ощущение разлуки, сладкой опасности неизмеримого пространства, лежащего за нашим двором, отцовского мужества, которое было проявлено где-то, заставляет меня испытывать особую близость к нему, похожую на восторг при мысли о домашнем уюте собранной нашей семьи в этой маленькой комнате.

(8)О чём говорил он с матерью — не знаю. (9)3наю, что тогда и в помине не было войны, однако сумерки во дворе, пластырь на виске отца, его военного покроя тужурка, задумчивое лицо матери — всё так подействовало на моё воображение, что и сейчас я готов поверить: да, в тот вечер отец вернулся раненый с фронта. (Ю)Впрочем, более всего поражает другое! (11)В час победного возвращения (в сорок пятом году) я, подобно отцу, сидел у окна в той же родительской спальне и, как в детстве, снова пережил всю невероятность встречи, как если бы прошлое повторилось. (12)Может быть, то было предвестьем моей солдатской судьбы и я прошёл по пути, предназначенному отцу, исполнил недоделанное, недоисполненное им?

(13)В раннюю пору жизни мы тщеславно преувеличиваем возможности собственных отцов, воображая их всесильными рыцарями, в то время как они обыкновенные смертные с заурядными заботами. (14) До сих пор помню день, когда я увидел отца так, как никогда раньше не видел (мне было лет двенадцать), — и это ощущение живёт во мне виной. (15) Была весна, я толкался со школьными друзьями около ворот (играли во что-то на тротуаре) и неожиданно заметил знакомую фигуру неподалёку от дома. (16)Мне бросилось в глаза: он оказался невысокого роста, короткий пиджак некрасив, брюки, нелепо поднятые над щиколотками, подчёркивали величину довольно стоптанных старомодных ботинок.

(17)А новый галстук, с булавкой, выглядел словно бы ненужным украшением бедняка. (18)Неужели это мой отец? (19)Лицо его всегда выражало доброту, уверенную мужественность, а не усталое равнодушие, оно раньше никогда не было таким немолодым, таким негероически безрадостным. (20)И это обнажённо обозначалось — и всё вдруг представилось в отце обыденным, унижающим и его, и меня перед школьными моими приятелями, которые молча, нагловато, сдерживая смех, смотрели на эти по-клоунски большие поношенные башмаки, выделенные дудочкообразными брюками. (21)Они, мои школьные друзья, готовы были смеяться над ним, над его нелепой походкой.

(22)А я, покраснев от стыда и обиды, готов был с защитным криком, оправдывающим отца, броситься в жестокую драку, восстановить святое уважение кулаками. (23)Но что же произошло со мной? (24)Почему я не бросился в драку с приятелями? (25)Боялся потерять их дружбу? (26)Или не рискнул сам показаться смешным? (27)Тогда я не думал, что настанет срок, когда в некий день я тоже окажусь чьим-то смешным, нелепым отцом и меня тоже постесняются защитить… (По Ю. В. Бондареву*)

Задание №638

Условие

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

(8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

(13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

(18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».

Юрий Васильевич Бондарев — русский писатель, Герой Социалистического Труда.

Пояснение

Проблема роли литературы (художественного слова) в формировании чувств и эмоций юного читателя.

Какова роль литературы в формировании у подростков эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира?

Ссылка на основную публикацию
×
×
Примерный круг проблемАвторская позиция