Александр Трифонович Твардовский.
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца. Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем, посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.
Стихи начинал писать ещё в детстве. Молодого поэта поддержал живший тогда в Смоленске поэт М. В. Исаковский, оказавший на Твардовского серьёзное влияние. В период коллективизации сельского хозяйства Твардовский был корреспондентом смоленских газет. В 1932 году он выпустил своеобразную прозаическую повесть “Дневник председателя колхоза”.
Первые поэмы Твардовского “Путь к социализму” (1931 год) и “Вступление” (1932 год) во многом предваряли замысел поэмы “Страна Муравия” (1936 год, Сталинская премия, 1941 год). Её сюжет – странствия крестьянина-единоличника Никиты Моргунка в поисках сказочного мужицккого рая – позволил Твардовскому развернуть широкую картину великого социалистического перелома в деревне. Мечты Моргунка о жизни “своим двором” терпят крах после близкого знакомства с победившим в деревне колхозным строем. Мрачным образам кулаков Бугрова и Грачёвых, сатирически обрисованному попу-“отходнику” противостоит в поэме романтическая фигура председателя Фролова, самоотверженного борца “за нашу власть и жизнь”. Цельная по композиции “Страна Муравия” написана простым и красочным народным языком, богата образами, навеянная восприятием мира крестьянином-труженником, отличается ритмическим и интонационным разнообразием.
Поэзией новой зарождающийся колхозной жизни и социалистических отношений между людьми, складывающихся в коллективном труде, проникнута предвоенная лирика Твардовского (сборники “Дорога. Стихи. 1934 – 1935”, 1938 год, “Сельская хроника”, 1939 год, “Загорье. Стихи” 1941 год).
Участие Твардовского в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (1939 год), в войне с белофиннами (1939 – 1940 год), В Великой отечественной войне 1941 – 1945 года в качестве военного корреспондента обогатило его неисчерпаемыми наблюдениями, глубоким знанием народной жизни и народного характера. В годы войны с германским фашизмом Твардовский помимо агитационных и лирических стихов, создал выдающуюся поэму “Василий Тёркин”, получившую всенародное признание (Сталинская премия, 1946 год). Герой этой “книги про бойца” – обыкновенный рядовой солдат; в нём воплотились лучшие черты русского советского человека. Война предстаёт в поэме в своей суровой и жестокой правде, в разнообразных мелочах трудного солдатского быта. Картины, исполненные подлинного трагизма, перемежаются с проникновенными лирическими отступлениями, с лукавой, сердечной шуткой. Язык поэмы отличается лёгкостью и простотой, яркой образностью и меткостью, насыщен афоризмами, пословицами, поговорками. “Василий Тёркин”, писал Твардовский в автобиографии, был “моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю”.
В послевоенных произведениях Твардовского – в поэме “Дом у дороги” (1946 год, Сталинская премия, 1947 год), в стихотворениях “Я убит подо Ржевом” (1945-46 год), “В тот день когда окончилась война” (1948 год), “Жестокая память” (1951 год) и другие – воплощены воспоминаниями о грозных испытаниях в годы войны, чувство долга перед погибшими за счастье родины, мысль о стойкости духовных связей между советскими людьми, напоминание о возможности новых военных бурь. В 1947 году Твардовский выпустил книгу очерков и рассказов “Родина и чужбина”. В 1953-56 году опубликованы главы из поэмы “За далью – даль”, в которой нашли дальнейшее развитее реалистические черты поэзии Твардовского. Он, по истине, певец “правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька”. В стихах Твардовского последних лет и в главе из поэмы “За далью – даль” всё более ощутимо настойчивое стремление философски осмыслить исторические судьбы народа, государства и личности, проблемы искусства, назначение художника. Для поэзии Твардовского характерны следование традициям Н. А. Некрасова, а позднее и А. С. Пушкина, творческая разработка художественных приёмов, присущих народному устно-поэтическому творчеству. Произведения Твардовского изданы в СССР (до 1954 года) тиражом в 3 681 000 экземпляров на 15-ти языках; они переведены на польский, чешский, болгарский и другие языки. Твардовский награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.
Осмысление прожитой жизни в поэме А. Т. Твардовского “По праву памяти”
Школьное сочинение
Я правду всю насчет людей
С тобой затем делю,
Что я до боли их, чертей,
Какие есть люблю.
“Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. ” Чем-чем, а “роковыми минутами” XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.
Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.
Еще в поэме “За далью — даль” были произнесены слова: “Молчанье — тоже ложь”. В его последнем, итоговом произведении — поэме “По праву памяти”— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: “Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит”. Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — “Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!”
В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой “Теркин на том свете”, в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:
. Недосказал. Могу ль оставить
В неполноте такую речь,
Где что убавить, что прибавить —
Как долей правды пренебречь?
Годам и дням ведя отсчет.
Недосказал — и горя нету.
Нет, недосказанное жжет.
Первоначально Твардовский собирался добавить “недосказанное” как главу в поэму “За далью — даль”, но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму “По праву памяти”.
Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: “Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой” — до завершающих слов о целительном настое “правды сущей”, добытой ценой жестокого опыта.
В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге “За далью — даль” (тема репрессий в главах “Друг детства” и “Так это было”), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к “вам, из другого поколенья”. Это страстная исповедь про то, что “душу жжет”: о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.
Первая глава поэмы “Перед отлетом” — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:
Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
То и жизнь отдать.
Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. “Сомненья дух” им “был неведом”, но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.
Глава “Сын за отца не отвечает” — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как “сын кулака”.
А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Толкует автор этих строк.
Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, “слепой и дикий для круглой цифры приговор”. Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах покрюченных перстов —
Те, что — со вздохом — как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
Те руки, что своею волей —
Ни разогнуть, не сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей —
По этому приговору отец Твардовского оказался “в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. “. Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.
Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям “врагов народа”:
И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.
Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина “Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят”. Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям “врагов народа” оставалось прежним.
Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.
Лицемерие слов, невзначай оброненных “судеб вершителем земным” .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые “Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль” (глава “О памяти”).
Эта “живая быль” состоит в том, что слова “отца народов” оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас “отца народов” звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:
Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и, мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь — и будешь ты в раю.
Отринь отца и мать отринь.
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.
И душу чувствами людскими
Не отягчай, себя щадя.
И лжесвидетельствуй во имя,
И зверствуй именем вождя.
Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?
Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к “вождю народов” неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего “на многомощном корабле” в цикле “О Сталине” до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.
За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:
. не те уже годочки, —
Не вправе я себе отсрочки
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь,
Ту боль, что скрыта временами
И встарь теснила нам сердца.
В главе “О памяти” поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:
Забыть велят и просят лаской
Не помнить — память под печать.
Чтоб ненароком той оглаской
Непосвященных не смущать.
Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь
. кто сказал, что взрослым людям
Страниц иных нельзя прочесть?
Иль нашей доблести убудет
И на миру померкнет честь?
Он уверен, что тот, “кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:
Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза, —
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза.
Поэма “По праву памяти”, в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только “оттепель” и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать “немую боль”. Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.
Сочинение по поэме Василий Теркин (8 класс)
Поэзия Александра Твардовского занимает одну из ярких страниц русской литературы XX века. В произведениях военных лет поэта мы видим, как показано осмысление человеческой судьбы с философской точки зрения во время народного горя. Одной из самых знаменитых работ является поэма «Василий Теркин», где герой символизировал русского солдата в обобщенном, собирательном виде.
В самом начале произведения отчетливо показано, что Василий Теркин был рядовым пехотинцем из смоленских крестьян. Да и сама поэма построена с цепью эпизодов из жизни главного героя. Персонаж с юмором рассказывает однополчанам о том, как он воевал, как три раза находился в окружении и имел ранения. Судьба рядового бойца становится символом русского солдата, кто с неимоверными трудностями и мужеством вынес тяготы войны. Солдат несколько раз переплывает холодную реку для восстановления связи с подразделением и занимает один блиндаж неприятеля, однако тут же попадает под обстрел нашей артиллерии. По дороге на фронт боец заходит в гости к старикам и оказывает помощь по хозяйству. Сам того не ведая, солдат сбивает самолет фашистов и вступает с врагом в рукопашный бой. Видя гибель командира, Василий смело берет на себя командование и вступает в бой с немцами, врываясь в деревню. В этом сражении его вновь ранят. Лежа в поле с раной, Теркин ведет разговор со Смертью, уговаривающей не цепляться за жизнь.
Одной из главных качеств Теркина –это любовь к стране. Ведь мысли его заняты воспоминаниями об отчем крае, в котором родился и который ему так дорог. Наш герой обладает милосердием, ведь даже поверженный немец вызывает у него жалость. Парень скромный, но порой может и похвастаться, бравируя тем, что ему можно и медаль повесить за его боевые заслуги. Помимо того Василий – трудолюбивый парень. Он даже в военных условиях может и часы починить и отремонтировать старую пилу. Парень – прекрасный гармонист, бескорыстно развлекает однополчан великолепной игрой на музыкальном инструменте, даря им минуты радости.
Не случайно конец и начало поэмы отмечен лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем показывает картину причастности к событиям. Концовка произведения посвящена павшим героям.
Вариант 2
«Василий Тёркин» – поэма известного писателя Александра Трифоновича Твардовского, написанная в 1942 году. Всего в ней 30 глав. Именно данная поэма принесла писателю известность и народную признанность. В принципе это и нельзя назвать поэмой, сам автор не говорил точный жанр, он уходил от литературы и продвигался ближе к жизни, к реальной действительности. Свободу в творчестве Твардовскому давало такое жанровое направление, как книга. Живая книга или «Книга про бойца». Это и делало автора ближе к народу.
Сама поэма написана писателем, когда он работал военным корреспондентом, во времена финской кампании. В 1941 году начали выходить первые главы, которые печатались в газете «Красноармейская армия» . Главным героем был обычный парень, его так и характеризовал Твардовский: «обыкновенный, не наделён отменной красотой, не высок, но и не мал». Вася Тёркин – крестьянин из Смоленска, который пошёл воевать рядовым в пехоте. Его образ прятал в себе образ всего русского народа. Василий Теркин, главный персонаж поэмы, был настоящим героем, мог поддержать и помочь в самый трудный час. Даже в смутное время он шутил, был оптимистичен и верил только в самое лучшее. Как и во многих произведениях, Твардовский даёт своему персонажу «говорящую» фамилию. В каждой главе Тёркин повторял слова «Перетерпим, перетрём!»
Идея и основная мысль данного произведения заключается в праведности этого боя за жизнь и Родину, эта мысль неоднократно появляется в нескольких главах. А. Т. Твардовский пытается донести до читателя, что на каждом фронте нужен такой оптимист Тёркин, который полон оптимизма, жизненной энергии, а также надежды и героизма. Ну а самое главное – он любил свою страну.
Хронологический порядок поэмы соответствует хронологии войны, так как сам автор находился в военных действиях. Поэма в целом не закончена, так как каждая глава закончена по сюжету и композиции. Таким путем Твардовский позаботился о тех читателях, которые не дожили до следующей главы. Все произведение воспроизводит реальные события Великой Отечественной войны, например битва на реке Волге или взятие Берлина в последних главах.
Также можно сказать о Тёркине как о русском богатыре, которому не суждено пасть под какими-либо смертельными ударами. Например глава «Теркин ранен», в ней нашего героя ранят в руку, но ему помогают танкисты. Не зря говорят, что самая крепкая и честная дружба – это военная дружба.
По поэме Василий Теркин

Популярные сочинения
Как приятно иметь друзей. Дружба – одна из лучших вещей, таково мое мнение. Человек не может оставаться один, он не сможет выжить.
Я очень люблю путешествовать с моими родителями. Каждые выходные мы ездили либо на пикник, либо к бабушке в деревню, либо в другой город, находящийся неподалеку от нас. И недавно мы поехали в Москву.
Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы
Твардовский: сочинение
А. Т. Твардовский занимает особое место в нашей поэзии и в литературе в целом. Известность к нему приходит в середине тридцатых годов с выходом в свет поэмы «Страна Муравия». Уже в этом произведении читателя поражает, с какой точностью автор передает народный язык: легко, образно, конкретно.
Уже в первой главе своей поэмы Твардовский заявляет, что на войне не прожить без такого человека, как Теркин. Чем же герой так заслужил авторскую симпатию? Попробуем в этом разобраться.
Александр Твардовский – крупнейший русский поэт. Очень верно о нем сказал В. Солоухин: «Самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение именно в его поэзии».
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — произведение выдающееся. И содержание его, и форма по-настоящему народны. Поэма стала одним из самых значительных произведений о Великой Отечественной войне.
«Василий Теркин» — замечательная поэма А.Т.Твардовского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии.
Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году.
Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести войны.
Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью — даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума — просто путевые зарисовки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь.
В последней поэме А.Т.Твардовского центральное место занимает проблема того, какую долю «отец народов» уготовил их детям. Поэма была написана в конце 60-х годов, но опубликована только через два десятилетия (в 1987 г.).
Творческий путь А.Т. Твардовского начался в 30-е годы в полном согласии с линией ВКПб и правительства на коллективизацию, индустриализацию и ужесточение так называемой «борьбы с врагами народа». Он писал стихи и поэмы, прославляющие социализм, коллективизацию, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась семья его отца на Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).
Стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете. » было написано в 1958 году.
У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его «сверхидея», жизненное кредо и нравственный устав.


Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее.

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное – мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.
Оценка статьи:

Загрузка...
Твардовский: сочинение Ссылка на основную публикацию |