Твардовский: сочинение

Все школьные сочинения по литературе

Сочинение Твардовский – характеристика поэзии

Сочинение А. Т. Твардовский.

Александр Трифонович Твардовский – талантливый поэт, который в своих стихах отобразил историю России ХХ века. В его произведениях находим отклик на ключевые исторические события того времени и раздумья поэта над ними.

А. Твардовский начал писать в 20-е годы ХХ столетия. Его ранние стихотворения рассказывают об обновлениях, которые происходят в деревне, о необходимости и важности колхозного строительства. Так, одна из первых поэм писателя называется «Путь к социализму» и воспевает отказ от старых традиций и образа жизни.

Будучи советским поэтом, А. Твардовский запечатлел все этапы построения нового советского государства: коллективизацию, войну и послевоенные годы восстановления державы. Освещая эти события, поэт поднимает проблемы не только гражданского характера, но и всенародные. А. Твардовский умело употребляет в своих поэмах живую разговорную речь, прибегает к фольклору. Его лирический герой – человек из народа, простой, но мудрый труженик, который способен размышлять о своей судьбе. Во всех произведениях автор раскрывает сложный внутренний мир лирического героя, его духовный рост в процессе окультуривания.

В конце 20-х – начале 30-х гг. для А. Твардовского начинается сложный период в жизни. В это время происходило его становление как поэта, но внешние обстоятельства не давали автору сосредоточиться на творчестве. Семью поэта раскулачили, и он долгое время переживал внутренние противоречия, которые вылились в поэмах «По праву памяти» и «Страна Муравия».

Наступившая война резко изменила жизнь А. Твардовского. Поэт прошел ее в качестве фронтового корреспондента. В этот период он создает действительно художественно сильные произведения, которые можно назвать хроникой военных лет. Автор рассказывает о героизме солдат и о реалиях военной жизни, описывая армейский быт («Армейский сапожник»). А. Твардовский воспринимает войну как трагедию, ведь она принесла много горя своему народу. В это время поэт размышляет о парадоксах жизни и о превратностях судьбы, его творчество приобретает философские черты.

Поэтический язык поэта эмоционален, он пишет образно, но понятно. Главным произведением этого этапа считается поэма «Василий Теркин», в которой воспевается сила духа русского воина. Герой поэмы – собирательный образ, символизирующий русского солдата. В образе Василия Теркина автор соединил лучшие народные черты с автобиографическими, а реальность объединил с фантастическими поступками, что характерно для фольклорного жанра.

После окончания войны А. Твардовским написана поэма «Дом у дороги», которая является своеобразным воспоминанием в стихах. Поэт призывает оставшихся в живых помнить ошибки прошлого, не забывать уроки, которые преподала сама жизнь. Автор восхищается силой и мужественностью русского народа, стойкостью его солдат, преданностью любви русских женщин. В последующих поэмах поэт осмысливает пройденную народом дорогу, чтобы лучше понять настоящее страны. Самым значительным произведением этого периода считается стихотворение «Я убит подо Ржевом». Речь поэта опять-таки обращена к живым. Он призывает выживших бороться, ведь это единственная отрада для мертвого – знать, что он погиб не зря, что его страна спасена.

Лирическое творчество А. Твардовского отобразило народную жизнь в трагический для России период. Поэт говорил о важности нравственности и поддержания связи между разными поколениями, подчеркивая постоянство человеческих ценностей.

Сочинение на тему: АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971).

В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война, послевоенное возрождение. Это поэт — советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе. Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.

По поэмам Твардовского можно проследить историю страны. Первые поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия» отрази­ли период коллективизации. Крестьянин Никита Моргунок от­правляется искать ту обетованную землю, которая

…в длину и в ширину — кругом своя.

Посеешь бубочку одну,

Это идеал крестьянского счастья. Твардовский ведет Моргун­ка по всей стране, и, в ходе путешествия наблюдая то новое, что несут с собой колхозы, герой отказывается от единоличного хозяйства и приходит к мысли, что колхоз — это и есть кресть­янский рай. Твардовский использовал мотив путешествия, характерный для народного творчества, с той же целью, что в свое время Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэт искренне верил, что коллективизация принесет крестьянам сча­стье. Позже — в 1960-е годы — в поэме «По праву памяти» Твар­довский с высоты личной судьбы и исторического опыта ос­мыслит коллективизацию, увидит не только открывшиеся перспективы, но и гибельные меры, которыми проводилось рас­крестьянивание России.

В годы Великой Отечественной войны Твардовский создает поистине народную «книгу про бойца» «Василий Теркин». Ее герой стал олицетворением всей русской нации. Общность судь­бы Теркина с судьбой всего народа подчеркивается в поэме не­однократно. В образе героя отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество Теркина — трудо­любие. Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Теркин способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить. Теркин не унывает даже в са­мой тяжелой обстановке, он умеет подбодрить шуткой, смеш­ным рассказом.

Твардовский в индивидуальном облике воплотил всеобщее, присущее народу. Вместе с тем поэт подчеркивает, что «в каж­дой роте есть такой» Теркин. Герой выступает как обобщенный образ Бойца и Человека:

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, —

В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный,

Образ героя сливается с образом всего воюющего народа. В главе «Смерть и воин» Теркин преодолевает даже смерть. В такой условной форме Твардовский воплотил мысль о непобедимо­сти, бессмертии народа: «Не подвержен Теркин смерти, коль войне не вышел срок».

Поэма «Василий Теркин» — эпопея войны, так как в много­образных боевых эпизодах, в различных ситуациях и сценах соз­дается образ народа на войне, прослеживается ее история от отступления до победы.

В послевоенный период во время хрущевской оттепели Твар­довский продолжает биографию Теркина в поэме «Теркин на том свете». Поэт хотел очистить народное сознание от тотали­тарной идеологии. Не случайно поэма начинается со спора по­эта с идеологически обработанным читателем, который во всем слышит «отголоски недозволенных идей», видит крамолу в ли­тературном произведении, даже не читая его, а безусловно веря официальным оценкам. Теркин из эпического героя превраща­ется в героя трагического: сохранив живую душу на «том свете», Теркин вступает в поединок с тоталитарной системой. «Тот свет» — военно-бюрократическая Система с загробактивом, «Гробгазетой», Особым отделом, Органами, Сетью, в которой избыток набитых дураков, не желавших уходить в отставку. Теркину удается сохра­нить живую душу и выбраться с «того света». Он совершает в мирное время духовный подвиг. Возвращение Теркина — это обретение выхода для всего живого, что пыталась задушить мерт­вая Система, где мертвецы командуют живыми, где «за живых мертвец в ответе». Сатирическими средствами Твардовский дал в поэме характеристику номенклатурных нравов, жестокости государственной машины, которая

Сама режет, сама давит,

Сама помощь подает.

Если Теркин-боец возвеличивал свое государство, все делал для его победы, то новый Теркин разрушает тоталитарную сис­тему, которая давит человека.

В послевоенный период Твардовский пишет поэму «Дом у до­роги» — плач о семьях, которые война разбросала, разрушила. Описывая довоенную жизнь и быт семьи Сивцовых, поэт показы­вает условия формирования стойкости героев, любви к своему Дому.

Эта любовь помогает Андрею, вернувшемуся с войны, отстраивать дом в надежде, что вернется его жена, снова будет крепкая и доб­рая семья. Надежда и любовь не оставляют и Анну даже в неверо­ятно тяжелых условиях фашистского концлагеря. Название «Дом у дороги» символично — это дом у дороги войны.

Лироэпическая поэма «За далью — даль» раздвигает время и пространство современной поэту действительности 1960-х годов.

Поэт обращается в прошлое, чтобы сопоставить с настоящим, увидеть те преобразования, которые произошли в стране. Обра­щение к далям времени позволяет размышлять о судьбе русско­го народа, о его характере и традициях (главы «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре»). В главе «Так это было» Твардовский рассказывает о периоде культа личности Сталина, о том складе личности человека, который вырабаты­вался в это время:

Но кто из нас годится в судьи —

Решать, кто прав, кто виноват?

О людях речь идет, а люди Богов не сами ли творят?

Поэт пытается философски осмыслить время, найти истоки происходившего.

Помимо временных далей поэт обозревает и дали географи­ческие. Поэма — это своеобразный дорожный дневник путеше­ствия на поезде Москва — Владивосток, проходящем через всю страну. Огромные пространства пробегают за окнами вагона. Проехав через всю страну, поэт с необыкновенной преданно­стью и любовью вспоминает о своей «малой» родине:

Читайте также:  Айтматов: сочинение

С дороги — через всю страну —

Я вижу отчий край смоленский.

Перед поэтом предстает еще одна даль — даль нравственных потенций человека, глубокая даль души лирического героя.

Все три дали сливаются в большое симфоническое произве­дение, в котором раскрываются сила и могущество страны, кра­сота и героизм советского человека. Поэт убежден в историче­ской правильности и прогрессивности пути нашей страны:

За годом — год, за вехой — веха,

За полосою — полоса.

Нелегок путь. Но ветер века —

Он в наши дует паруса.

Последней поэмой Твардовского была «По праву памяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы совет­ской власти — великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о куль­те личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны:

Забыть велят и просят лаской Не помнить — память под печать,

Чтоб ненароком той оглаской Непосвященных не смущать.

Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравст­венным меркам. Он видит истоки обесчеловечивания, предатель­ства в сталинских временах, когда переворачивалась мораль, когда доблестью считались лжесвидетельство, предательство, клевета, если это совершалось под знаком любви к вождю. Поэт уверен, что убить память невозможно, что народ будет помнить свою историю, так как

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

Поэма «По праву памяти» — горькое, драматическое произ­ведение. В ней Твардовский трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем:

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардов­ского, получила свое философское осмысление в его послед­ней, итоговой поэме.

Сочинение: Александр Трифонович Твардовский (Доклад)

Александр Трифонович Твардовский.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца. Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем, посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.

Стихи начинал писать ещё в детстве. Молодого поэта поддержал живший тогда в Смоленске поэт М. В. Исаковский, оказавший на Твардовского серьёзное влияние. В период коллективизации сельского хозяйства Твардовский был корреспондентом смоленских газет. В 1932 году он выпустил своеобразную прозаическую повесть “Дневник председателя колхоза”.

Первые поэмы Твардовского “Путь к социализму” (1931 год) и “Вступление” (1932 год) во многом предваряли замысел поэмы “Страна Муравия” (1936 год, Сталинская премия, 1941 год). Её сюжет – странствия крестьянина-единоличника Никиты Моргунка в поисках сказочного мужицккого рая – позволил Твардовскому развернуть широкую картину великого социалистического перелома в деревне. Мечты Моргунка о жизни “своим двором” терпят крах после близкого знакомства с победившим в деревне колхозным строем. Мрачным образам кулаков Бугрова и Грачёвых, сатирически обрисованному попу-“отходнику” противостоит в поэме романтическая фигура председателя Фролова, самоотверженного борца “за нашу власть и жизнь”. Цельная по композиции “Страна Муравия” написана простым и красочным народным языком, богата образами, навеянная восприятием мира крестьянином-труженником, отличается ритмическим и интонационным разнообразием.

Поэзией новой зарождающийся колхозной жизни и социалистических отношений между людьми, складывающихся в коллективном труде, проникнута предвоенная лирика Твардовского (сборники “Дорога. Стихи. 1934 – 1935”, 1938 год, “Сельская хроника”, 1939 год, “Загорье. Стихи” 1941 год).

Участие Твардовского в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (1939 год), в войне с белофиннами (1939 – 1940 год), В Великой отечественной войне 1941 – 1945 года в качестве военного корреспондента обогатило его неисчерпаемыми наблюдениями, глубоким знанием народной жизни и народного характера. В годы войны с германским фашизмом Твардовский помимо агитационных и лирических стихов, создал выдающуюся поэму “Василий Тёркин”, получившую всенародное признание (Сталинская премия, 1946 год). Герой этой “книги про бойца” – обыкновенный рядовой солдат; в нём воплотились лучшие черты русского советского человека. Война предстаёт в поэме в своей суровой и жестокой правде, в разнообразных мелочах трудного солдатского быта. Картины, исполненные подлинного трагизма, перемежаются с проникновенными лирическими отступлениями, с лукавой, сердечной шуткой. Язык поэмы отличается лёгкостью и простотой, яркой образностью и меткостью, насыщен афоризмами, пословицами, поговорками. “Василий Тёркин”, писал Твардовский в автобиографии, был “моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю”.

В послевоенных произведениях Твардовского – в поэме “Дом у дороги” (1946 год, Сталинская премия, 1947 год), в стихотворениях “Я убит подо Ржевом” (1945-46 год), “В тот день когда окончилась война” (1948 год), “Жестокая память” (1951 год) и другие – воплощены воспоминаниями о грозных испытаниях в годы войны, чувство долга перед погибшими за счастье родины, мысль о стойкости духовных связей между советскими людьми, напоминание о возможности новых военных бурь. В 1947 году Твардовский выпустил книгу очерков и рассказов “Родина и чужбина”. В 1953-56 году опубликованы главы из поэмы “За далью – даль”, в которой нашли дальнейшее развитее реалистические черты поэзии Твардовского. Он, по истине, певец “правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька”. В стихах Твардовского последних лет и в главе из поэмы “За далью – даль” всё более ощутимо настойчивое стремление философски осмыслить исторические судьбы народа, государства и личности, проблемы искусства, назначение художника. Для поэзии Твардовского характерны следование традициям Н. А. Некрасова, а позднее и А. С. Пушкина, творческая разработка художественных приёмов, присущих народному устно-поэтическому творчеству. Произведения Твардовского изданы в СССР (до 1954 года) тиражом в 3 681 000 экземпляров на 15-ти языках; они переведены на польский, чешский, болгарский и другие языки. Твардовский награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.

Осмысление прожитой жизни в поэме А. Т. Твардовского “По праву памяти”

Школьное сочинение

Я правду всю насчет людей

С тобой затем делю,

Что я до боли их, чертей,

Какие есть люблю.

“Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. ” Чем-чем, а “роковыми минутами” XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.

Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.

Еще в поэме “За далью — даль” были произнесены слова: “Молчанье — тоже ложь”. В его последнем, итоговом произведении — поэме “По праву памяти”— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: “Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит”. Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — “Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!”

В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой “Теркин на том свете”, в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:

. Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Как долей правды пренебречь?

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету.

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально Твардовский собирался добавить “недосказанное” как главу в поэму “За далью — даль”, но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму “По праву памяти”.

Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: “Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой” — до завершающих слов о целительном настое “правды сущей”, добытой ценой жестокого опыта.

В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге “За далью — даль” (тема репрессий в главах “Друг детства” и “Так это было”), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к “вам, из другого поколенья”. Это страстная исповедь про то, что “душу жжет”: о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.

Первая глава поэмы “Перед отлетом” — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. “Сомненья дух” им “был неведом”, но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.

Глава “Сын за отца не отвечает” — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как “сын кулака”.

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, “слепой и дикий для круглой цифры приговор”. Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах покрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, не сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

По этому приговору отец Твардовского оказался “в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. “. Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.

Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям “врагов народа”:

И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина “Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят”. Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям “врагов народа” оставалось прежним.

Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.

Лицемерие слов, невзначай оброненных “судеб вершителем земным” .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые “Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль” (глава “О памяти”).

Эта “живая быль” состоит в том, что слова “отца народов” оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас “отца народов” звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и, мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

Отринь отца и мать отринь.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?

Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к “вождю народов” неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего “на многомощном корабле” в цикле “О Сталине” до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.

За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:

. не те уже годочки, —

Не вправе я себе отсрочки

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь,

Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца.

В главе “О памяти” поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать.

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь

. кто сказал, что взрослым людям

Страниц иных нельзя прочесть?

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Он уверен, что тот, “кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Поэма “По праву памяти”, в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только “оттепель” и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать “немую боль”. Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.

Сочинение по поэме Василий Теркин (8 класс)

Поэзия Александра Твардовского занимает одну из ярких страниц русской литературы XX века. В произведениях военных лет поэта мы видим, как показано осмысление человеческой судьбы с философской точки зрения во время народного горя. Одной из самых знаменитых работ является поэма «Василий Теркин», где герой символизировал русского солдата в обобщенном, собирательном виде.

В самом начале произведения отчетливо показано, что Василий Теркин был рядовым пехотинцем из смоленских крестьян. Да и сама поэма построена с цепью эпизодов из жизни главного героя. Персонаж с юмором рассказывает однополчанам о том, как он воевал, как три раза находился в окружении и имел ранения. Судьба рядового бойца становится символом русского солдата, кто с неимоверными трудностями и мужеством вынес тяготы войны. Солдат несколько раз переплывает холодную реку для восстановления связи с подразделением и занимает один блиндаж неприятеля, однако тут же попадает под обстрел нашей артиллерии. По дороге на фронт боец заходит в гости к старикам и оказывает помощь по хозяйству. Сам того не ведая, солдат сбивает самолет фашистов и вступает с врагом в рукопашный бой. Видя гибель командира, Василий смело берет на себя командование и вступает в бой с немцами, врываясь в деревню. В этом сражении его вновь ранят. Лежа в поле с раной, Теркин ведет разговор со Смертью, уговаривающей не цепляться за жизнь.

Одной из главных качеств Теркина –это любовь к стране. Ведь мысли его заняты воспоминаниями об отчем крае, в котором родился и который ему так дорог. Наш герой обладает милосердием, ведь даже поверженный немец вызывает у него жалость. Парень скромный, но порой может и похвастаться, бравируя тем, что ему можно и медаль повесить за его боевые заслуги. Помимо того Василий – трудолюбивый парень. Он даже в военных условиях может и часы починить и отремонтировать старую пилу. Парень – прекрасный гармонист, бескорыстно развлекает однополчан великолепной игрой на музыкальном инструменте, даря им минуты радости.

Не случайно конец и начало поэмы отмечен лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем показывает картину причастности к событиям. Концовка произведения посвящена павшим героям.

Вариант 2

«Василий Тёркин» – поэма известного писателя Александра Трифоновича Твардовского, написанная в 1942 году. Всего в ней 30 глав. Именно данная поэма принесла писателю известность и народную признанность. В принципе это и нельзя назвать поэмой, сам автор не говорил точный жанр, он уходил от литературы и продвигался ближе к жизни, к реальной действительности. Свободу в творчестве Твардовскому давало такое жанровое направление, как книга. Живая книга или «Книга про бойца». Это и делало автора ближе к народу.

Сама поэма написана писателем, когда он работал военным корреспондентом, во времена финской кампании. В 1941 году начали выходить первые главы, которые печатались в газете «Красноармейская армия» . Главным героем был обычный парень, его так и характеризовал Твардовский: «обыкновенный, не наделён отменной красотой, не высок, но и не мал». Вася Тёркин – крестьянин из Смоленска, который пошёл воевать рядовым в пехоте. Его образ прятал в себе образ всего русского народа. Василий Теркин, главный персонаж поэмы, был настоящим героем, мог поддержать и помочь в самый трудный час. Даже в смутное время он шутил, был оптимистичен и верил только в самое лучшее. Как и во многих произведениях, Твардовский даёт своему персонажу «говорящую» фамилию. В каждой главе Тёркин повторял слова «Перетерпим, перетрём!»

Идея и основная мысль данного произведения заключается в праведности этого боя за жизнь и Родину, эта мысль неоднократно появляется в нескольких главах. А. Т. Твардовский пытается донести до читателя, что на каждом фронте нужен такой оптимист Тёркин, который полон оптимизма, жизненной энергии, а также надежды и героизма. Ну а самое главное – он любил свою страну.

Хронологический порядок поэмы соответствует хронологии войны, так как сам автор находился в военных действиях. Поэма в целом не закончена, так как каждая глава закончена по сюжету и композиции. Таким путем Твардовский позаботился о тех читателях, которые не дожили до следующей главы. Все произведение воспроизводит реальные события Великой Отечественной войны, например битва на реке Волге или взятие Берлина в последних главах.

Также можно сказать о Тёркине как о русском богатыре, которому не суждено пасть под какими-либо смертельными ударами. Например глава «Теркин ранен», в ней нашего героя ранят в руку, но ему помогают танкисты. Не зря говорят, что самая крепкая и честная дружба – это военная дружба.

По поэме Василий Теркин

Популярные сочинения

Как приятно иметь друзей. Дружба – одна из лучших вещей, таково мое мнение. Человек не может оставаться один, он не сможет выжить.

Я очень люблю путешествовать с моими родителями. Каждые выходные мы ездили либо на пикник, либо к бабушке в деревню, либо в другой город, находящийся неподалеку от нас. И недавно мы поехали в Москву.

Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы

Твардовский: сочинение

А. Т. Твардовский занимает особое место в нашей поэзии и в литературе в целом. Известность к нему приходит в середине тридцатых годов с выходом в свет поэмы «Страна Муравия». Уже в этом произведе­нии читателя поражает, с какой точностью автор пе­редает народный язык: легко, образно, конкретно.

Уже в первой главе своей поэмы Твардовский заяв­ляет, что на войне не прожить без такого человека, как Теркин. Чем же герой так заслужил авторскую симпатию? Попробуем в этом разобраться.

Александр Твардовский – крупнейший русский поэт. Очень верно о нем сказал В. Солоухин: «Самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение именно в его по­эзии».

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — произведение выдающееся. И содержание его, и фор­ма по-настоящему народны. Поэма стала одним из са­мых значительных произведений о Великой Отечест­венной войне.

«Василий Теркин» — замечательная поэма А.Т.Твар­довского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии.

Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году.

Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести войны.

Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью — даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума — просто путевые зарисовки, впе­чатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь.

В последней поэме А.Т.Твардовского центральное место занимает проблема того, какую долю «отец народов» уготовил их детям. Поэма была написана в конце 60-х годов, но опубликована только через два десятилетия (в 1987 г.).

Творческий путь А.Т. Твардовского начался в 30-е годы в полном согласии с линией ВКПб и правительства на коллективизацию, ин­дустриализацию и ужесточение так называемой «борьбы с врага­ми народа». Он писал стихи и поэмы, прославляющие социализм, коллективизацию, несмотря на то, что необоснованным репресси­ям подверглась семья его отца на Смоленщине (поэмы «Путь к со­циализму», «Страна Муравия»).

Стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете. » было написано в 1958 году.

У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его «сверхидея», жизненное кредо и нравственный устав.

Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее.

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное – мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Александр Трифонович Твардовский (Доклад)
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 16:27:06 26 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 771 Комментариев: 15 Оценило: 13 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать