Айтматов: сочинение

Айтматов: сочинение

Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его представляли читателям – миллионы его почитателей живут по всему миру. Если же это все же нужно – обращайтесь к его книгам.

Есть писатели, каждое произведение которых становится событием в культурной жизни страны, предметом горячих споров и глубоких раздумий.

Чингиз Айтматов

Природа не признает шуток; она всегда правдива; ошибки же и заблуждения исходят от людей. И. Гете Ч. Айтматов – один из ведущих писателей нашей современности. Его роман “Плаха” – очень популярное произведение, потому что в нем затронуты актуальные проблемы настоящего времени. Эта книга является результатом наблюдений, размышлений и тревог автора по поводу неспокойной, угрожающей будущему действительности, поэтому она значительно отличается от всех написанных ранее произведений: “Ранние журавли”, “Белый пароход”, “Материнское поле”, “Первый учитель”, “Тополек мой в красной косынке”.

Мое любимое произведение в современной литературе

Роман Чингиза Айтматова “Плаха” — крупное событие в литературе последнего времени. В нем автор обращается к таким проблемам, не решив или хотя бы не поставив которые, дальше просто нельзя жить. Лейтмотив романа — тревога за утрату веры в высшие идеалы, за цинизм, за падение социальных нравов, за рост пьянства, наркомании, преступности, тревога за человека и окружающую его среду, тревога за судьбы всего мира.

Ранние повести “Материнское поле” и “Первый учитель”

Имя Чингиза Торекуловича Айтматова хорошо знакомо русскому читателю. Его произведения воспитывают чувства человека, учат воспринимать красоту окружающего мира.

Героиня повести “Материнское поле” Толгонай, вспоминая первый хлеб первого урожая, который вырастил ее старший сын — комбайнер Касым, говорит: “Это был народный хлеб — тех, кто вырастил его, тех, кто сидел в тот час рядом с сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце мое переполнилось гордостью за сына, но об этом никто не знал.

Творчество Ч. Айтматова

Чингиз Айтматов (род. в 1928 г.) – одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных советских писателей он широко популярен за рубежом. Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных форумах.

Проблемы современного общества в романе Ч. Айтматова «Плаха»

В романе Чингиза Айтматова “Плаха” затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична судьба наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз Айтматов коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также различных нравственных проблем общества. Если эти проблемы не будут решаться, то в конце концов они приведут человечество к “плахе”.

Рецензия на повесть Ч. Т. Айтматова “Белый пароход”

Чингиз Айтматов, автор произведений “Верблюжий глаз”, “Джамиля”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “И дольше века длится день”, “Прощай, Гульсары!”, “Плаха”, в семидесятые годы нашего века написал повесть “Белый пароход”. Будучи киргизом по национальности, Ч. Айтматов тем не менее писал на русском языке, в своих произведениях затрагивая общечеловеческие, вечные проблемы, и, по моему мнению, его произведения интересны этим и достойны внимания читателей.

Слово о женщине, слово о матери (По произведениям Фадеева, Айтматова)

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами! Где найти слова, что смогли бы поведать о неиссякаемой материнской любви, передать щедрость их сердец? И слагают люди о матерях стихи, песни, прекрасные легенды и серьезные книги.

Рецензия на книгу Ч. Т. Айтматова «И дольше века длится день»

На пороге третьего тысячелетия человечество вновь и вновь ищет ответы на вечные вопросы о смысле жизни, об обществе и человеке, их ответственности за сегодняшний день. Именно за сегодняшний, так как завтрашнего может и не быть. Существование и разрушающее действие ядерного оружия, освоение космоса в военных целях, оставляющая желать лучшего экология — все напоминает и предупреждает о возможной катастрофе всей цивилизации. Никто никого не победит, никто не уцелеет в одиночку.

Мое любимое прозаическое произведение

Каждое произведение Чингиза Айтматова — это открытие, новый взгляд на те стороны и проблемы нашей современной жизни, которые долгое время оставались в тени, умалчивались или раскрашивались в яркие тона. Острые социальные и нравственные проблемы, поднимаемые писателем, заставляют по-новому взглянуть на духовную жизнь наших современников, задуматься над вопросом добра, истины, красоты и любви к жизни. Перестройка должна начинаться с человеческих душ — хотел сказать Чингиз Айтматов своими произведениями.

Сочинение на тему: “Жизнь и творчество Чингиза Айтматова”

Сочинение на тему: “Жизнь и творчество Чингиза Айтматова”

Скачать:

ВложениеРазмер
sochineniezhizn_i_tvorchestvo_chingiza_aytmatova.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

“Любить могут многие, а по- настоящему увидеть любовь может только художник . “

Однажды критик Николай Александрович Добролюбов сказал: «…для литературы, для самого общества гораздо важнее вопрос о том, на что употребляется, в чем выражается талант художника, нежели то, какие размеры и свойства имеет он в самом себе…» Именно это высказывание почему-то приходит на память, когда вглядываешься в творческий облик киргизского писателя Чингиза Айтматова. Этому выдающемуся автору в нынешнем году исполняется девяносто лет со дня рождения. И хотя его нет с нами уже десять лет, память о нем и его произведениях будет жить вечно в наших сердцах и умах.

Чингиза Торекуловича Айтматова я для себя открыл совершенно случайно, когда в очередной раз искал подходящую мне книгу в библиотеке отца. Мой взгляд остановился на одной синей книге среднего размера. Почему я ее никогда раньше не видел? Рука сама невольно потянулась к этой книге, и я прочитал название произведения. Это была повесть «Джамиля». Эту книгу я прочел за один вечер. Это было несравненное, весьма изящное, поэтическое повествование о любви. Как оказалось впоследствии, это была первая повесть Чингиза Айтматова, в которой уже проявилась его яркая творческая индивидуальность, его могучий и радующий сердце талант.

Казалось бы, что нового мог открыть людям в области любви молодой, начинающий литератор, ведь об этом написано неисчислимое количество книг на всех языках мира? Однако появление в 1956 году повести «Джамиля» произвело эффект разорвавшейся бомбы. Повесть восторженно была встречена широкими кругами читателей и сразу же переведена на многие европейские языки. Критики разных стран находили в этом произведении множество достоинств, и все сходились на том, что «Джамиля» значительно обогатила не только советскую, но и мировую литературу. Эта повесть на сегодняшний день является самым популярным произведением Чингиза Торекуловича на всех языках мира. Только на немецком языке она была переиздана уже 37 раз.

Произведение повествует нам о женщине-бунтарке, которая испытала греховную любовь и впоследствии бросила вызов закостенелым традициям адата, патриархальным обычаям семейно-родового быта, которые складывались еще в древнюю эпоху кочевья. Долгими столетиями женщина киргизского аила чувствовала себя неполноценным, униженным и бесправным существом. Она была своего рода необходимая принадлежность домашнего очага, предмет интерьера. Но пришла в далекий и отсталый среднеазиатский край Великая революция 1917 года – и новая киргизская женщина начинает обретать чувство собственного достоинства, уверенность в своем праве на полноценную жизнь, на долгожданное счастье. И она готова бороться до последнего за это право, встать против всех традиций и обычаев.

В повести «Джамиля» показан свободолюбивый женский характер, стремящийся к духовному росту. Традиции адата повелевали женщине быть покорной мужу и свекрови и не оставляли ей никаких прав. Джамиля уважала старших, слушалась их, но никогда не склоняла перед ними голову. Здесь находит свое воплощение тема раскрепощения женщины и приобщение её к социальной жизни.

Джамиля – дочь табунщика из горного аила Бакаир. Ее будущий муж Садык также был табунщиком. Однажды весной, на скачках, он не сумел догнать её. После такого оскорбления он не нашел ничего лучше, чем похитить красавицу. Вместе они прожили четыре месяца. Муж относился к Джамиле бездушно, как к какой-то вещи из домашнего обихода. От такого собственнического отношения в поведении жены начинает сквозить светлая человеческая гордость, искренность чувства, какая-то раскованность. Затем началась война, в каком-то смысле спасительная для Джамили. Садыка призвали в армию. Жена верна мужу, но к его письмам относится равнодушно, она не тоскует по нему, не ждет его… Джамилю тяготят брачные узы, покоящиеся на бездушных обычаях старины, лишенные любви и взаимного уважения. Героине нужна любовь свободная и прекрасная, как песня.

Такую любовь подарил Джамиле Данияр, пришедший в аил после ранения на фронте. Любовь Данияра настоящая, глубокая, целомудренная, немногословная, изливается в чарующих песнях, которые он поет в степи. Любовь Данияра и Джамили была запретной. Героиня долго терзалась перед принятием главного решения в своей жизни. Не все решения поддаются логике. Сложно рассуждать здраво, когда чувства затмевают сознание, когда ты слушаешь свое сердце, а не разум. Герои произведения – молодые, чувственные натуры, которые успели настрадаться, которые увидели друг в друге родственные души. И Джамиля смело бросает вызов обветшалым пережиткам и, ломая преграды на пути, покидает родной аил вместе с любимым человеком.

И уходят по осенней дороге влюбленные, ничего не имея, кроме любви. А рядом с их любовью какими омертвевшими, бессильными и никчемными кажутся вековечные устои, которые сломлены и отброшены этими сильными людьми.

В этой прославленной повести Айтматова органически слились высокие порывы людей с человечностью нового общественного строя, при котором духовные силы человека получают полное раскрепощение. Любовь в повести выигрывает битву в борьбе с косностью. Как в этом произведении, так и в последующих Айтматов утверждает свободу личности и любви, потому что без них нет жизни.

Обращает на себя внимание и форма лирического монолога, на которой построены и «Джамиля», и некоторые другие повести Айтматова.

Чингиз Айтматов родился в киргизском аиле в 1928 году. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, ему было всего 12 лет. Многие мужчины аила ушли на фронт, нужны были рабочие руки. Пятиклассник Чингиз оставляет школу и работает учетчиком комбайнового агрегата и секретарем сельсовета.

После войны юноша завершил свое образование в зооветеринарном техникуме и сельскохозяйственном институте. Айтматов несколько лет работал на опытной ферме Киргизского института животноводства. Будущий писатель внимательно изучал жизнь родной республики. Этому помогали многочисленные поездки по задания газеты «Правда», собственным корреспондентом которой он являлся. В 1958 году Чингиз Айтматов оканчивает Московский Литературный институт, уже будучи известен как талантливый молодой писатель.

Произведения Айтматова близки и понятны не только людям, живущим на разных широтах нашей необъятной с раны. Их перечитывают поляки и итальянцы, англичане и японцы, мексиканцы и вьетнамцы, кубинцы, турки, иранцы, австралийцы.

Жизнь писателя была полна художественными достижениями. Прекрасный человек, у которого был талант, знание жизни и острое ощущение гражданского долга перед народом, перед людьми труда на всей нашей замечательной планете.

Сочинение. Ч.Айтматов. Жизнь и творчество писателя.

Сочинение.

Ч.Айтматов. Жизнь и творчество писателя.

Чингиз Торекулович Айтматов — замечательный современный писатель. Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить сложные и героические моменты нашей истории. Писатель и сейчас полон творческих планов, работает над очередным романом.
Родился Айтматов в 1928 году в далеком кишлаке Шекер в Киргизии. В 1937 году его отец, крупный партийный работник, был незаконно репрессирован. Именно тогда Айтматов получил урок чести: “На вопрос „чей ты сын?» надо, не опуская головы, прямо глядя в глаза людям, называть имя отца своего. Таков был приказ бабушки, матери отца”. Давний урок чести стал принципом жизни и позже — творчества.
После окончания шести классов Айтматов был секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял и другие работы в колхозе.
После окончания Джамбульского зоотехникума поступил в Киргизский сельхозинститут. Именно в это время в республиканской печати начинают появляться короткие заметки, очерки, корреспонденции, написанные будущим писателем. Ведет Айтматов в студенческие годы и филологические изыскания, о чем свидетельствуют статьи “Переводы, далекие от оригинала”, “О терминологии киргизского языка”. В этой работе ему помогает одинаково свободное владение как родным, так и русским языком. Отработав три года по специальности в опытном животноводческом хозяйстве, Айтматов поступает на двухгодичные высшие литературные курсы в Москве. Первые шаги на писательском поприще Айтматов делает в пятидесятые годы. В 1958 году вышла на русском языке его первая книга “Лицом к лицу”. Перевод с киригизского осуществлял А. Дроздов. Эта небольшая по объему, но яркая по содержанию повесть рассказывает о драматическом периоде нашей истории — Великой Отечественной войне. Она докатилась слезами боли и потерь до далекого киргизского аула. Обожгла Сеиде, главную героиню повести, страшным и позорным словом: “дезертир”.

Всесоюзную, а вслед за тем и европейскую известность принесла Айтматову повесть “Джамиля”, опубликованная в журнале “Новый мир” в 1958 году и названная Луи Арагоном самой трогательной современной повестью о любви.
После учебы в Москве Айтматов работает в республиканской печати, а затем — в течение пяти лет — собственным корреспондентом газеты “Правда” в Киргизии.
В 60-е годы писателем написаны повести “Верблюжий глаз”, “Первый учитель”, “Тополек в красной косынке”, “Материнское поле”. Они рассказывают о трудном становлении Киргизии, о преодолении косности и предрассудков, о победе человеческого духа.
В 70-е годы Айтматов продолжает работать в жанре повести. Появляются “Ранние журавли”, рассказывающие о трудном военном времени, когда подростки, минуя юность, шагнули сразу во взрослую жизнь. Это во многом автобиографическая повесть. Айтматов тоже из этого поколения. “Белый пароход” — трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Это одна из лучших повестей автора, написанная в 1970 году.
Философская повесть “Пегий пес, бегущий краем моря” затронула самые актуальные вопросы современности. В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа. Им написаны “И дольше века длится день” и “Плаха” — произведения, предостерегающие людей от самоуничтожения. В них ярко и бескомпромиссно поставлены самые “трудные” вопросы современности: о наркомании, бездуховности, экологии души.
В 90-е годы писателем опубликованы: повесть “Белое облако Чингисхана” к роману “Буранный полустанок”, романы “Богородица в снегах” и “Тавро Кассандры”. “Одна, но маленькая страсть” одухотворяет все, написанное Ч. Айтматовым,— любовь. В любви для его героев — все: и жизнь, и судьба, и надежды на счастье. А значит — и поле, и космос, и буря, и синяя ночь, и утоление жажды приключений, и встреча-общение с другом на языке мечты и свободы. Именно такие нравственные уроки дает Ч. Айтматов. Каков же необходимый урок? Полюби — и станешь больше человеком. Но не спрашивай: а как полюбить? Слушай свое сердце. Оно, обновленное чувством восхищения, сострадания и верой в счастье,— а это во многом дается благодаря влиянию прекрасных книг,— даст самый лучший ответ.
Чингиз Торекулович Айтматов не только профессиональный писатель, но и общественный деятель. Он ведет огромную работу по сохранению уникального озера Иссык-Куль и его инфраструктуры, а в последние годы является полномочным рослом Киргизии в Бельгии.
Он полон творческих планов, заканчивает работу над очередным романом, и если первые произведения были написаны на киргизском языке и переведены на русский Дроздовым, то, начиная с повести “После сказки”, Айтматов пишет по-русски, затем переводит на киргизский язык.
Абсолютное владение русским языком принесло Ч. Айтматову не только широкую читательскую аудиторию и заслуженную любовь миллионов людей, оно поставило его в ряд русских классиков, позволило занять достойное место в ряду современных писателей.

“Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?” (В. Г. Белинский) (по роману Ч. Айтматова “Плаха”)

Школьное сочинение

Кровная тревога за все человеческое в обществе сквозит в каждой строчке многих произведений В. Астафьева, В. Белова, Б. Васильева, В. Распутина и других писателей. Этой же проблеме посвящен роман “Плаха” Ч. Айтматова. Роман просто невозможно обойти молчанием из-за буквально кровоточащей остроты его проблематики. В обнаженности душевной боли, которая исходит со страниц книги, автор, пожалуй, иногда выходит за рамки художественно оправданного. Перефразируя известный афоризм Базарова, можно сказать, что природа — не только мастерская, но и храм, а человек — не только работник, но и мыслитель, художник. История человечества насквозь пронизана токами неукротимых борений Дела и Духа. Обе эти абсолютно необходимые стороны человеческой деятельности до сих пор не существовали гармонично: разрыв между ними нередко становится причиной многих трагедий — от всемирно-исторических до интимно-личных.

Что привело на плаху столь непохожих людей, как Авдий Каллистратов и Бостон Уркунчиев? Ведь трудно представить себе более различных людей абсолютно во всем: возрасте, общественном и семейном положении, образе жизни, уровне образования, характере и направленности интересов, наконец, в содержании исповедуемых идеалов. Между тем, всякий читатель интуитивно почувствует некоторую общность в облике героев. Общность эта — в очень высокой напряженности духовных устремлений, в страсти бескорыстного служения тому, что каждый из них считает своим призванием. Страсть Авдия не чужда умозрительности — свои идеалы он формирует. Бунтарь и отщепенец в православии, он с исключительно безоглядной смелостью отстаивает убеждения. Со своей идеей БогаЗавтра Авдий остановился где-то, пожалуй, в начале пути от православия к научному, материалистическому мировоззрению. В том, что этот путь героем не пройден, — одна из причин его трагедии. Он с несколько наивным нетерпением жаждет немедленного подвижнического и даже мученического деяния во имя Бога-Завтра. Авдий наделен высокой способностью к самопожертвованию, “силой, достаточной, чтобы не отринуть крест, им же на себя возложенный, а пронести его вплоть до уготованной ему Голгофы…”.

Бостон Уркунчиев — полная противоположность Авдию. Он далек от каких-либо умозрительных выкладок, его идеалы и весь духовный мир — плоть от плоти реальной жизни и народных традиций, которые корнями врастают в землю. Рассуждения Бостона обычно не выходят за рамки его жизненного опыта: “А думалось ему о разном. И больше всего о том, что из года в год добросовестно работать становится все труднее и что у нынешнего народа, особенно у молодежи, совсем стыда не стало. Слову теперь никто не верит. И каждый, прежде всего, свою выгоду ищет…”

В Бостоне духовность неотделима от жизненной практики, она порождена, прежде всего, глубокой, сердечной преданностью своему делу, такому изнурительно хлопотному: рабочее время чабана ненормированное, овцы требуют внимания круглый год и круглые сутки. Однако Бостону присуще не только лично высокое отношение к труду — он борется за то, чтобы такое отношение стало нормой для всех. Бостона и Авдия объединяет высота духа, но в способах реализации своих духовных устремлений каждый из них идет своим путем. Духовный мир Бостона питается соками земли, и в этом обретает силу. Его вполне практическая духовность неразрывно связана с поэзией и прозой труда. Бостон прекрасно сознает, что именно чувство кровной связи с землей — колыбель нравственности, а обезличенное отношение к земле, при котором атрофируется чувство хозяина, — питательная почва для перерождения психологии человека, для роста его потребительских притязаний. Разрушать духовную связь с землей — значит посягать на целостность и гармонию, прежде всего, внутреннего мира труженика. Именно такие руководители, как Кочкорбаев с его высокопарной и высокомерной демагогией, порождают людей, подобных Базарбаю — до крайней степени разложившегося человека, потерявшего всякие духовные ориентиры.

Выступая за идею бригадного подряда, Бостон стремится тем самым возродить духовную основу крестьянского труда — чувство родства с землей, ответственности за нее. Не будучи ни пассивным мечтателем, ни праздным критиканом, он всеми силами пытается воплотить в жизнь идею, но натыкается, с одной стороны, на злобно— трескучее фразерство парторга, с другой — на беспринципность директора совхоза. Это не останавливает чабана. Ему предстоит поездка в Москву, и он твердо решает там отстаивать свою позицию. Однако трагический поворот событий срывает его замысел. В жизненной позиции Авдия Каллистратова, в отличие от Бостона, есть очень существенный изъян: она в высшей степени непрактична. Вступая в отчаянную схватку со злом, Авдий очень слабо понимает его природу — как социальную, так и психологическую. Гришан, главарь шайки гонцов за дурманным зельем и их своеобразный идеолог, в споре с Авдием утверждает: “Лишь кайф дает блаженство, умиротворение, раскованность в пространстве и во времени”. Этой глубоко ложной софистике Авдий не может противопоставить ничего, кроме отвлеченных нравственно-религиозных идеалов. Он бросается в бой, но отнюдь не с ветряными мельницами, а со злом, реальным и страшным. На уровне словесно-сознательном он пытается искоренить тот разлагающий яд, который в буквальном смысле пронизывает все естество искателей анаши. Эта попытка заранее обречена. Так Раскольников пытался теорией победить натуру. Разница лишь в том, что герой Достоевского противопоставил бесчеловечную теорию глубоко человечной (собственной) натуре, а герой Айтматова человечной проповедью пытается подчинить бесчеловечную (чужую) натуру. Однако это никакой проповеди не под силу. Натуру можно победить лишь натурой, а единственно возможный способ ее бытия — деятельность, практика.

Ч. Айтматов неоднократно подчеркивает крайнюю импульсивность и нерасчетливость действий своего героя. Воспитывать наркоманов он начинает в наиболее неподходящий для этого момент: когда они, окрыленные успехом экспедиции, первый раз вкушают ее плоды, одурманив себя зельем. При этом Авдий руководствуется безотчетным порывом, а не каким-либо продуманным планом: “…И сам не понимая, что с ним творится, что он делает и что выкрикивает, выхватил свой рюкзак из кучи других рюкзаков с анашой… И не успели гонцы опомниться, как Авдий рванул завязку рюкзака, стал вытряхивать из дверей поезда анашу на ветер”. Хотя проповедник поплатился очень жестоко (его, зверски избитого, сбросили с поезда, и он лишь чудом остался жив), это его ничему не научило. И снова Авдий пытается обратить к Богу гонцов за длинным рублем после чудовищной облавы на сайгаков в Иванкушской саванне (кстати, участником этой варварской акции он тоже стал в силу какого-то подсознательно внутреннего импульса). И здесь его уж совсем, как говорится, несет без руля и без ветрил: “Авдий кричал, воздевал руки и призывал немедленно присоединиться к нему, чтобы очиститься от зла и покаяться. В своем неистовстве он был нелеп и смешон…” Чуткий Авдий не может не подкупать своей рыцарской готовностью немедленно и безоглядно ринуться в борьбу со злом. Однако, возвеличивая своего героя, автор одновременно и развенчивает его. Слепые порывы, даже возвышенных чувств, в сочетании с социальным инфантилизмом плохой союзник в сражении за добро. Судьба Авдия Каллистратова воплощает трагедию той оторванной от жизни непрактической духовности, которая неизбежно лежит в основе идеала, выращенного на религиозной почве. “…Бессилие Авдия не только его личный удел, но и исторически сложившаяся участь возвращаемой им в мир идеи”.

Трагичен финал Авдия; трагична судьба Бостона… Но если в первом случае такой исход в большей мере предопределен особенностями натуры героя, то во втором — герой выступает всецело как жертва неравной схватки, в которой он очутился лицом к лицу с жестокими искажениями самих устоев нашей жизни. И все же различие не только в этом. Хотя трагедия Бостона, ставшего невольным убийцей собственного сына, неизбежно воспринимается читателями как более страшная, она в то же время — как это ни парадоксально — и более оптимистична. В силу рокового стечения обстоятельств Бостон теряет все, что ему было дорого в жизни. Но кроме трагической ноши, на нем еще и трагическая вина, которую он взваливает на себя сам. Потрясенный чудовищностью произошедшего, герой (абсолютно сознательно!) присваивает себе право суда и возмездия по отношению к фактическому виновнику несчастья, человеку, который до конца растоптал как в людях, его окружающих, так и в самом себе все ростки духовного. Подобно Раскольникову (еще раз возникает эта параллель!), Бостон разрешает себе “кровь по совести”, однако с целью противоположной: для восстановления, а не разрушения нравственного миропорядка. Отрицательных персонажей романа объединяет отсутствие каких бы то ни было духовных стремлений и ориентиров. Этим людям ради сиюминутного кайфа наплевать на природу, общество и будущее. Духовную жизнь заменяет некий суррогат: у Базарбая это водка, у гонцов за анашой — опьянение “травкой”, у парторга Кочкорбаева (тоже своего рода наркомания) — упоение трескучими словесами под вывеской мнимой преданности мнимым интересам партии.

Ч. Айтматов раскрывает механизм насаждения хищнически-потребительской психологии. К сожалению, его движущей силой становятся нередко те, кому общественным положением определены совсем другие цели. Ведь не было бы изуверской бойни в Моюнкумах, если бы некоторые руководители не стремились выполнить план по мясу любой ценой. Воплощенным концом света становится для тысяч животных и облава на сайгаков, и пожар в приалдашских камышах, осуществленный планомерно и организованно с помощью вертолетов. Волки — в традиционном понимании самые злобные и сильные хищники — оказываются беззащитными перед человеком-потребителем, до зубов вооруженным техникой. Судьба волчьей семьи — это как раз то звено, которое объединяет все части произведения в единое целое. Роль волков — Акбары и Ташчайнара — не просто композиционна. Их судьба как бы стягивает в один узел все сюжетные линии романа, концентрированно выражая его идейно-образную суть. Уделом этих животных становится едва ли не самая страшная плаха: Акбара и Ташчайнар трижды теряют свое потомство в результате ничем не оправданной человеческой жестокости. Природа, поруганная человеком, может мстить ему абсолютно непредсказуемым образом. И вот обездоленная волчица, гонимая неуемной материнской тоской, уносит человеческого детеныша. Так сплетаются в единый узел звериная и человеческая трагедии. Волки — кровожадные хищники, но их способ существования — необходимое звено, без которого невозможно равновесие в животном мире. Таким образом, они и есть носители присущей природе гармонии соразмерности.

…Когда на одном полюсе общественной жизни скудеют источники духовного, на другом они начинают бить нередко с гибельным напряжением. Духовный потенциал общества (и человечества) сохраняется. Без этого человечеству не выжить. За нравственную смерть одних другие идут на смерть физическую. За “расчеловечивание ” одних другие расплачиваются, восходя на плаху. Но сквозь эти страшные диссонансы, сквозь невообразимые потери и лишения пробивает себе дорогу диалектика Жизни, призванной, по своей глубинной сути, разрешать самые чудовищные противоречия, и тем залечивать самые страшные раны. В этом оптимизм романа Ч. Айтматова.

Анализ романа Плаха Айтматова сочинение

Роман «Плаха» можно назвать своеобразным знамением, в котором автор старается предостеречь читателя. Действие происходит в Средней Азии. Естественная среда обитания волков гибнет из-за вероломного и беспардонного вмешательства человека. Представители рода человеческого хотят, чтобы их воспринимали как хищников – на самом деле, они являются преступниками.

Стоит сказать, что животные в данном произведении выступают в роли положительных героев: им присущи взаимовыручка, смелость, благородство. Что же касается людей, они предстают в негативном свете – в облике завоевателей, наглецов и варваров, которых следует как можно скорее остановить.

Однако среди двуногих находится один неплохой человек – Бостон. Он принимает на себя ответственность как за расстрел сайгаков с вертолета, так и гибель волчат. Можно сказать, что на фоне своих более жестоких и подлых соратников, этот герой олицетворяет нравственную норму – то есть образец того, каким на самом деле должен быть человек.

Но случается неприятность – волчица уносит сына Бостона. Спасая своего ребенка, мужчина вынужден переступить через свои принципы и убить животное. Но он убивает и Базарбая, который втянул его во все это.

Бостон понимает, что три убийства на его совести морально опустошают его, заставляют утратить человеческий вид.

Писатель оценивает сложившуюся ситуацию на двух уровнях: с одной стороны, всему виною экологический и нравственный кризис. С другой, Айтматов заставляет задуматься и о грубых ошибках в хозяйственной области.

Также присутствует линия Авдия Каллистратова, которая идет вровень с волками и Бостоном. Авдий – бывший семинарист, желающий повлиять на порочное общество, изменить его в лучшую сторону. Однако вместо жестокости к животным здесь иные проблемы – преступность, коррупция, вседозволенность, падение нравов.

Можно сказать, что Бостон и Авдий хотят одного и того же – только действуют в разных местах и обстоятельствах. Следовательно, один является проекцией другого.

С другой стороны, Авдий повторяет путь Иисуса – его гибель не смогла искупить людские грехи. Человечество погрязло во всей той грязи, с которой он так самоотверженно боролся.

Автор считает, что экологические проблемы напрямую связаны с проблемами человеческой души. Мало того, наплевательское отношение к природе может стать причиной глобального коллапса.

«Плаха» в данном случае как сигнал бедствия, который еще могут услышать те, кто не ослеп от неверных правил загнивающего мира.

Анализ 2

Произведение «Плаха» знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова освещает нравственные проблемы, актуальные в настоящее время. В романе отражены наблюдения и размышления автора по поводу угрожающей будущему действительности. Здесь Айтматов наставляет нынешнее поколение, указывая на трагические противоречия сегодняшнего времени. Особенно остро прослеживаются вопросы угрозы наркомании, тревожной экологической обстановки. Ярко подмечена нравственная проблема. Отраженные персонажи никак не взаимосвязаны друг с другом, однако их судьбы, переплетаются таким образом, что четко показывают все проблемы общества.

Вначале произведение Айтматов описывает волчью семью, которая мирно живет в Моюнкумской саванне. Но спокойная и умиротворенная обстановка заканчивается, как только человек вмешивается в природу, уничтожая с неистовым зверством детенышей волков. Люди, будучи обладая эгоистической натурой, уничтожая все живое вокруг, рады, что выполнили план по мясозаготовкам. Звери неоднократно меняли места обитания, но каждый раз злая судьба лишала их волчат. И хотя считается, что волки представляют большую опасность, намного страшнее бывают люди со своими действиями. Акбара и Ташчайнар милосердны и ни на кого не злятся.

Любовь к Акбарам – это своего рода материнская ласка, характерная для всего женского на земле. Образ волков символизируют природу, пытающуюся найти спасение от людей-изуверов. Мать Акбара хочет сохранить свое потомство, как продолжение рода. Но в тот момент, когда Базарбай крадет у нее волчат, то волчица ожесточается и нападает на каждого, заглушая боль и страдания. Ее жертвой становится чабан Бостон, принявший Базарбая, проезжавшего мимо его жилища с волчатами. Пастух понимал, какой плохой поступок совершил Уркунчиев, но ничего не мог изменить, потому что он был честным тружеником, за что его тот и ненавидел. И расплата пришла к негодяю. Погибает и сам Базарбай, разрушивший множество судеб и противопоставивший человека и природу.

Тема наркотиков остро показана писателем. Он призывает людей одуматься и искоренить это зло, которое принесло беды не в один дом. Айтматов рисует путь гонцов желающих обогатиться за счет добычи анаши, совершенно бессмысленный и загоняющий их в тупик безысходности. И в противопоставлении им показан образ Авдия Калистратова, стремившегося образумить заблудшие души и направить их на путь искренний через раскаяние. Однако его не понимают и жестоко избивают и предают смерти. Распятый на саксауле, он видит перед собой волчицу, которая пришла к нему, рассказав о своем горе, с глубокой болью глядя в глаза. Человек и волк поняли друг друга, потому что они обрели страдание, причиненное от людей, погрязших в без духовности. На протяжении всего романа читатель испытывает тревогу за погибающую природу, за поколение, которое само себя уничтожает, погрязнув в собственных пороках. Поэтому само название «плаха» означает призыв к людям опомниться и принять меры по сохранению жизни на земле.

Вариант 3

Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное происшествие, которое грозит человечеству угрозой.

А ведь если постоянно разрушать природу, то она может ответить большими бедствиями, от которых не укроется ни один человек. Порой люди совершают такие действия и не замечают, что эти действия являются безжалостными и жестокими. И если они вовремя не смогут остановиться и не поймут о том, что так нельзя поступать, то может наступить настоящая катастрофа, и последствия от нее будут страшными. И никто не сможет потом это все изменить.

Сначала все начинается со стаи волков, которые живут себе спокойно и даже не представляют, что их ожидает дальше. Людей они никогда не видели, да и не хочется им их видеть. И вдруг появляются люди, которые разными способами стараются добыть для себя пищу и неважно какие это будут методы. Они начинают охотиться на волков и постепенно убивают их. В их руки попадают маленькие волчата. Но на этом люди не останавливаются и продолжают дальше. Теперь они устраивают пожар для того чтобы захватить всю стаю волков.

После того как волки поняли, что остались в одиночестве, а их дети погибли для них перестает существовать мир. Единственной их целью теперь является отомстить людям.

Когда волчица осталась одна она из последних сил добирается до людей и старается сказать им о том, чтобы они помогли ей. Но люди думают совсем о другом. Они очень сильно боятся волков и поэтому хватаются за оружие и целятся в волчицу. Но вместо волчицы они попадают в своего сына.

Там есть еще один герой по имени Авдий. Больше всего на свете ему нравится путешествовать по всему миру и узнавать мир со своей стороны. Кроме этого он ищет ответ на свой вопрос: а кто на самом деле Бог?

Петруха живет только тем, что добывает наркотики, а потом поставляет их в разные страны и города. Он понимает, что этим портит свою жизнь, но ничего поделать с этим не может. И жить по-другому он также не может. Наркотиками Петруха занимается не один, во всем ему помогает Гриша. Это настоящий бандит, которому очень даже нравится его жизнь и менять ничего в ней он не собирается. От поставки и продажи наркотиков он получает хорошие деньги и потом может делать с этими деньгами все что хочет. Со временем он совсем забыл про человеческие чувства и переживает только за то, чтобы поскорее сбагрить товар и отправиться за следующей партией.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Плаха Айтматова

Популярные сегодня темы

Самое сказочное время года – это зима. В это время года кажется, что сама Снежная королева в сопровождении трех своих братьев, сопровождающих ее во время ее прогулок

Герой нашего времени – роман русского писателя М.Ю. Лермонтова. Целью написания романа было создание образа современного молодого человека, с теми проблемами и пороками, которые были актуальны в то время

В современном мире каждый уважающий себя человек ходит в школу – место, где учат новому, дают полезную информацию и воспитывают тягу к знаниям. Большинство школ в мире устроены приблизительно одинаково

События в рассказе происходят в зимнее холодное время года, когда море было полностью замерзшее и местные сельские рыбаки собрались все на рыбалку. Вместе со всеми отправились на рыбалку и рыбак Андрей со своим маленьким сыном Володей.

В 1959 году А.И.Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Несмотря на год создания, впервые его опубликовали в 1963 году под данным названием, так как “Не стоит село без праведника” было отвергнуто.

Размышления над прочитанной книгой. Ч. Т. Айтматов. Плаха (сочинение)

Размышления над прочитанной книгой. Ч. Т. Айтматов. «Плаха»

Автор: Айтматов Ч.

Обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источник добра и зла на земле”. “И уж вовсе неведомо было четвероногим и прочим тварям Моюнкумской саванны, отчего зло почти всегда побеждает добро. ”

В романе Чингиза Айтматова “Плаха” подписан, пожалуй, самый жестокий приговор из тех, что довелось мне услышать. Зло побеждает, а значит, совсем скоро люди не смогут больше испить чашу мучения и восторга, познав музыку ветра, не увидят вечного и бесконечного неба. Приговор Айтматова — это уже не лермонтовское учение о тождестве добра и зла, выдвинувшее принципы оправдания зла из-за того, что родились эти противоположности из одного корня; это и не булгаковское зло, которое совершает благо. Герои Айтматова идут на Голгофу, другой дороги нет. А почему? Да потому, что умирает душа человеческая, а когда это происходит, умирает и сам человек. Поэтому возникает потребность говорить об экологии духа.

Не случайно все события романа в большей или меньшей степени связаны с природой. В мировой литературе духовность и богатство внутреннего содержания героев определялись степенью их близости к природе. Герои, у которых внутреннее содержание преобладает над внешней формой, “любят русскую зиму”, мечтают улететь в небо или просто находят великое удовлетворение в работе на земле-матушке. Но в “Плахе” люди разрушают природу, и проблемы экологии природы оборачиваются опасной деформацией человеческой души.

Трагедия родилась в Моюнкумах. Людям понадобилось выполнить план по мясосдаче, но честно решать свои проблемы люди разучились. Поэтому единственный выход — “не ударить лицом в грязь перед народом и взыскательными органами свыше” они видели в том, чтобы варварски расстрелять степных сайгаков и собрать “дармовой урожай”. Это было уже не единоборство человека с природой, не охота, а преступное браконьерство, возведенное в ранг государственной политики. Ужасно то, что для “блага” человека уничтожались живые существа, гибла природа, которая дала человеку высшее благо — жизнь. Чтобы истребить себе подобных и самих себя (духовно), люди нагрянули./а вертолетах, машинах, со скорострельными винтовками, и опрокинулась жизнь в саванне вверх дном. И вот уже вечные враги — волки и сайгаки — бегут рядом, обезумевшие и беспомощные перед лицом смерти. И уже нет людей, есть “звери” и. волки. Людей нет, потому что “человеку дан был другой удел: хлеб добывать в труде и мясо взращивать трудом —• творить для самого себя природу”, а не паразитировать за ее счет. Но и волки уже не .“звери”, потому что в “Плахе” происходят удивительные вещи: волки и люди словно меняются своими природными ролями, и те качества, которые, казалось бы, присущи только человеку, мы обнаруживаем у волков. Волки, которые по своей природе обречены убивать, чтобы дать жизнь себе и потомству, благородны, сильны и красивы. Их удивительная верность друг другу и особенная звериная нежность возвышают волков над многими людьми, не давая последним права на первенство. В этой паре лютых Акбара была головой, была умом, ей принадлежало право зачинать охоту, а Ташчайнар был верной силой, неутомимой, неукоснительно исполняющей ее волю. Эти отношения никогда не нарушались.

Забота волков о потомстве — это самая настоящая забота о детях на человеческом уровне. Акбара и Ташчайнар гордятся своими неловкими, смешными малышами, а Акбара дает им имена и пытается, как и всякая мать, предугадать их будущее. “У самого крупного из волчат был широкий, как у Ташчайнара, лоб, и потому воспринимался он Большеголовым, другой, тоже крупнячок, с длиннющими ногами-рычагами, которому быть бы со временем волком-загонщиком, так и воспринимался Быстроногим, а синеглазая, как и сама Акбара, игривая любимица значилась в ее сознании бессловесном Любимицей”. Такое удивительное перевоплощение волков открывает для читателя неизведанные кладовые природы, но в то же время это чудо диктует новые, более совершенные нравственные законы для человека, но вся беда в том, что и старые законы человек не в силах исполнить, ведь душа его умирает.

Если у читателя есть возможность взглянуть на героев романа со стороны, то сами герои лишены этой возможности из-за того, что “зеркало души” покрылось черной пеленой, правда, по вине самих же людей. Но в романе есть человек, который видит, как нарушаются нравственные законы, благодаря вере в Бога. Авдий Каллистратов пытается образумить людей, призывает их покаяться вместе с ним. Но “не подумал в ту пору малоопытный юнец: а что, если существует на свете закономерность, согласно которой мир больше всего и наказывает своих сыновей за самые светлые идеи и помыслы?” А когда выбрал Авдий путь на Голгофу, то не знал еще, что его ждет, не знал, что “зло противостоит добру даже тогда, когда добро хочет помочь вступившим на путь зла. ”. Первое “поражение” Авдий потерпел в “сражении” с теми, кто “входил к Богу с черного хода”. Его спасли только чудо, дождь и добрые люди. Но интересно, что добытчики анаши отвергли Авдия дважды: когда он хотел их спасти и когда хотел разделить с ними страдания. Да, в “гонцах” было человеческое, и именно Авдий увидел живую частичку их души, но станут ли они людьми, если “общество” сделало все для того, чтобы они стали преступниками?! В данном случае с “гонцами” Авдий не “проиграл”, ной не “выиграл”; вера в Бога спасла его, но, по-моему, не спасла самих “гонцов”. Когда же Авдий попал в воинство Обер-Кандалова, которое отправилось на кровавую бойню сайгаков под красивым названием “сафара”, то вера в Бога оказалась роковой. Авдия распяли за чужие грехи на моюнкум-ском саксауле, но некому было прийти ему на помощь. Тогда, собрав последние силы своей многострадальной души, Авдий обратился к Акбаре. Волчица действительно пришла, но даже ей не дано было понять, какая высокая нота одиночества прозвучала в двух простых словах: “Ты пришла. ” “И ведь был уже один чудак галилейский, который не поступился парой фраз и лишился жизни. Но кто бы мог подумать, что все забудется в веках, только не этот день. ” Та жизнь, которая дана была Авдию, оборвалась, и никто из людей не видел той смерти. Неужели зло все-таки победило.

Читайте также:  Салтыков-Щедрин: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×