Сочинение. Характеристика творчества Андрея Платонова
Сочинение.
Характеристика творчества Андрея Платонова
Андрей Платонович Платонов — писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги «Епифанские шлюзы» в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы «Государственный житель» и «Усомнившийся человек», раскрывающие силу, подоплеку и перспективу бюрократизма в нашем обществе. После выхода рассказов Платонова подвергли резкой и несправедливой критике. Обвиняли писателя в тяжелых идейных грехах. Наклеивали ярлык «кулака» и «правоуклониста». Отныне все произведения Платонова объявлялись вражескими, их печатание запрещалось. Единственное, что разрешалось печатать, —это критика. В 1937 году Платонов вынужден был покаяться. Он писал: «Мои литературные ошибки не соответствовали моим субъективным намерениям». Лишь через семь лет после смерти писателя вышла небольшая книжка рассказов. Полностью наследие писателя увидело свет в девяностые годы, через сорок лет после их написания. В данной ситуации Платонова угнетала не нищета, а безысходность, хождение по кругу, страшное искажение смысла жизни. Революция приносит надежду на скорое обретение смысла жизни. Человек освободится и станет подлинным творцом, кузнецом своего счастья. В это время для Платонова человек —борец и победитель. Его герой не борется с врагом, а созидает. Ему дорог не воин, а— строитель. Революция и искусство, считал Платонов, дают человеку смысл существования, открывают широкие перспективы. Уже у раннего Платонова, свято верящего в маршрут «паровоза истории», ощущается стремление проверить: а туда ли мчится паровоз, будут ли люди счастливы.
«Епифанские шлюзы» повествуют о событиях XVIII века, когда хотели соединить Волго-Донской бассейн шлюзами, но попытка сорвалась. Руководит проектом англичанин Бертран Перри. Он приехал заработать деньги на женитьбу. Никого не щадя, инженер гибнет сам в пыточной башне Кремля. Он од-шовременно жертва и палач. Историческая повесть «Епифанские шлюзы» вполне прозрачно намекала на современную ситуацию, когда не государство существует для людей, а они для государства.
В 1927—1929 годах писатель работает над повестью «Сокровенный человек» и романом «Чевенгур». В них Платонов (описывает события недавней истории— революцию. Чевенгур —небольшой город, в котором «группа товарищей» пытается построить коммунизм. Первая часть романа повествует о поисках счастья странниками. Они бродят по России, охваченной войной. Во второй части романа показано, что герои-странники пришли в некий город Чевенгур, где коммунизм уже построен. Однако город как бы изымается из потока истории. Чевенгурцы живут для товарищей, но предварительно они истребляют всех «недостойных коммунизма». На поиски исчезнувшего из-под власти государства города отправляются регулярные части, которые истребляют чевенгурцев. Но удивительно—жители умирают с облегчением, освобождаясь от скуки «построенного рая». Романом «Чевенгур» Платонов показал бесперспективность пути, по которому пошла Россия после революции. Герои романа— жертвы неправильно поставленной цели. В этом их беда, а не вина. А что же повествует «Сокровенный человек»? Пухов не предатель, а сомневающийся. Что за тайну хранит он в душе? В душе Фома несет страсть к подлинному познанию, неуспокоенность. Не все так просто и однозначно в человеке, хотя сам он хочет дойти «до самой сути», и, в первую очередь, до сути революции. Почему он Фома? Намек на апостола Фому, единственного постигшего смысл учения Христа, его сокровенную суть. Автор дает реальную картинку тех лет: «На всем пространстве двора лежали изувеченные неимоверной работой паровозы. Эшелоны царской войны, железные дороги гражданской войны — все видели паровозы, а теперь залегли в смертном обмороке, в деревенские травы, неуместные рядом с мариной». Какая печальная музыка прощания с уходящим, общая беззащитность растений, паровозов, людей. Всеобщее космическое сиротство. Непривычный для читателя взгляд на гражданскую войну. Страшной картиной начинается повесть: проголодавшийся Фома режет колбасу на гробе жены. Резко сдвинуты понятия жизни и смерти, повседневности и вечности. «Осиротевшему» Фоме нужно жить дальше. Зачем революция? Помогает она людям или осложняет их жизнь? Стали ли люди счастливее? «Зачем революция, — думает Фома, —если она не несет высшей справедливости. Только пиршество смерти, все новые и новые жертвы». Пухов— вечный странник, он как пушинка, влекомая ветром, путешествует, толкаемый тайными запросами души. Фома —сторонний наблюдатель, созерцающий все то, что несет за собой революция: плохо и плохой краской замазан Георгий Победоносец, а вместо него — портрет Троцкого. На станцию, переполненную пассажирами, прибывает поезд, везущий одного командующего, разъясняющего, что «буржуазия целиком и полностью сволочь». Удручает Пухова не сами «глупости революции», а отсутствие в сознании ее участников нравственной перспективы. Влекомый по земле, не находит нигде себе места Фома, так как не находится места в революции его душе. Само движение приносит герою радость и душевное успокоение. Он хочет покоя и всеобщего примирения, а не вражды и борьбы. «Хорошее утро», — говорит Пухов. «Да, вполне революционное», —отвечает машинист. И опять сомнение. Прочно ли счастье в послереволюционном мире?
На этот вопрос ответит повесть «Котлован». Она описывает события «великого перелома». Повесть показывает гибель рабочих, посланных на борьбу с кулачеством и подавление кулака, как класса эксплуататоров. И работу на котловане, который роют, чтобы построить не просто дом, город, а будущее счастье. А котлован становится могилой для маленькой Насти. Здесь прослеживается параллель с Достоевским, который устами своего героя отвергал будущее всеобщее счастье, в основе которого заложена слезинка ребенка. Одна слезинка! А о каком же счастье можно мечтать, если оно зиждется на костях, в том числе и детей. Котлован — фундамент для общепролетарского дома — постепенно превращается в братскую могилу, в которой хоронят не только умерших рабочих, но и надежду на «светлое будущее». Главный герой повести Вотщев. Его фамилию можно трактовать как любовь к вещественному миру, или вотще —напрасно, или, еще резче, попал как кур во щи…. Платонов выступает здесь как мастер эпизода. Любая деталь много говорит без слов. Герои повести не хотят сомневаться, они перестают думать.
Необычный язык произведений Платонова помогает автору раскрыть читателям смысл задуманного. «Дождь порол землю», то есть мучал, а не поил. Речь автора и его героев—это скрытая ирония. Платонов нарочно коверкает фразу, чтобы показать нелепость происходящего: «продолжать летать, умолкнувшим образом…. будучи убитым…. » Его язык подчинен стилю эпохи —стилю лозунгов и штампов. Оказалось, что русский язык потерян, остались одни словесные уроды. Постепенно мы приходим к пониманию символики автора. Произведения Платонова находят все новых и новых поклонников.
“Мое знакомство с А.Платоновым
Эссе на тему “Мое знакомство с А.Платоновым”
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
platonov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дивногорская средняя общеобразовательная школа»
Лискинского района Воронежской области.
« Мое знакомство с Андреем Платоновым ».
Выполнила: Грищенко Наталья Александровна .
Мое знакомство с Андреем Платоновым.
Платонов был писатель, пожелавший разобраться в самых сложных, а значит, самых простых основах человеческого бытия.
Мое знакомство с творчеством А.П. Платонова началось со сказок “Волшебное кольцо” и “Неизвестный цветок”. Но эти сказки показались мне необычными, и я увидел в них больше реальности, чем фантастики. При этом эти сказки учат разумному, доброму, вечному. В сказке “Неизвестный цветок” цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Жизнь маленького незаметного растения на сухой мертвой глине-чудо, сотворенное им самим, вовсе не ниспосланное ему свыше. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. «Но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости». Источник этой жизни-каждодневный труд, преодоление обстоятельств. Заметим, цветок не хочет жить печально: непрерывные труды и заботы не лишают его способности радоваться. А способны ли мы ценить привычные, естественные дары жизни, радоваться им? Более того -дыханием своего аромата он радует детей, они любуются им, как героем. И судьба ему улыбается. Добрая девочка Даша случайно заметила одинокий цветок и захотела ему помочь. В этой сказке автор наводит нас на мысль: существа, выросшие в тяжелых условиях, превращаются в совершенство и красоту, чем тяжелей жизнь, тем она полней и насыщенней. Трудности жизни порой закаляют человека, и их можно преодолеть.
Красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно, автор показывает в рассказе “Юшка”. Всю жизнь несчастного Юшку все бьют и обижают. Дети и взрослые потешаются над ним, упрекают его за безответную глупость. Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. В Библии сказано :”Побеждай зло добром”. Юшка своим добром победил людское зло, правда после смерти. Добрый и сердечный, он обладает редким даром любви, истинно святой и чистой. Но окружающие его люди, вымещая «злое горе и обиду», оказались со «слепым» сердцем. Господь открыл им глаза. Возможно, чьё-то “слепое” сердце прозрело, пусть ненадолго. Люди, наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: ”Прощай, Юшка, и нас всех прости”. И эти слова нужно сказать не только Юшке, но и любому человеку, кому мы делаем зло. Людям без Юшки стало жить хуже. В жизни, к сожалению, не всегда побеждает добро. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Прошли годы. Давно позабыли Юшку, но все знают добрую докторшу, утоляющую чужое страдание и горе. Её называют дочерью Юшки. Добро прорастает и дает свои плоды. А. Платонов учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его. Мне кажется, что автор нам говорит: ”Спешите делать добро, пока не стало поздно”.
Добрые чувства вызывает и рассказ “Корова”. Здесь я познакомился с мальчиком Васей Рубцовым, добрым, любознательным, трудолюбивым. Он очень любит свою корову. Он часто ласкал и гладил ее, сам поил, давал корм, чистил в сарае. Труд для него -удовольствие. Думая о будущем, герой не мечтает о подвигах, он хочет просто жить для других. “ Я хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше”,-пишет он в своем сочинении. А ведь такие обычные и честные люди совершали подвиги, когда это было нужно, потому что думали не о себе, а о других.
Вызывает уважение у меня и Константин из рассказа “В прекрасном и яростном мире”. Я его считаю главным героем, ведь это он добивается свободы для невинно осужденного человека. Он говорил: «Я решил не сдаваться, потому что чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно делать.» Вот ради чего написан этот рассказ. Вовремя подвернувшиеся обстоятельства »сокрушают избранных, возвышенных людей», пытавшихся растоптать, лишить свободы Мальцева. Так быть не должно. Бороться против обстоятельств нет смысла, а против несправедливости нужно бороться.
Продолжая знакомиться с творчеством А. Платонова, мой выбор пал на рассказ “Возвращение”. Автор повествует о том, какие “раны” нанесены семье и душе человека войной.. Нельзя после такой войны прожить жизнь по облегченному варианту, как вначале намеревался Алексей Иванов, дрогнувший душой перед трудными обстоятельствами. Оказалось, что нужно отвечать за все самому. Ему страшно-хотя он в этом и не признается-взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. И как бы в противоположность ему автор знакомит нас с его сыном, ставшим взрослым по вине войны. И с какой любовью и симпатией Платонов описывает этого серьезного подростка.. Лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели сумрачно и недовольно, как будто повсюду видели один непорядок. Он больше всех действовал по дому, он и матери с Настей давал указания, что надо делать, и что не надо, и как делать правильно. И те покорно слушались его. «Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму», он чувствовал свою робость перед ним. А мы, читатели, восхищаемся этим героем. И «возвращение» старшего Иванова произошло тоже благодаря Петруше. Увидя своих детей, которые спотыкаясь, падая и ушибаясь бежали за поездом, он почувствовал, «как жарко у него стало в груди, будто сердце, бившееся долго и напрасно всю его жизнь, теперь пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием”.
Герои А. Платонова- обыкновенные люди со всеми достоинствами и недостатками, но их объединяет величие простых сердец. Его произведения учат нас великому дару любви, доброты, милосердия, справедливости.
База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ
Андрей Платонович Платонов — Биографии
Андрей Платонович Платонов
Есть писатели, творчество которых намного опережает свое время, и поэтому проходят десятилетия, прежде чем они обретают свое место в истории литературы. К их числу относится Андрей Платонович Платонов.
Он родился в большой многодетной семье. Отец Андрея работал слесарем, а потом помощником машиниста Воронежских железнодорожных мастерских. Андрей был старшим ребенком в семье, и у него было еще девять братьев и сестер. Поэтому после окончания начальной школы мальчику пришлось идти “в люди”, работать, чтобы помогать кормить семью.
Так с четырнадцати лет он и начал работать, сначала подсобным рабочим, а потом приобрел специальности слесаря- литейщика и помощника машиниста.
После революции Платонов оказался в Красной армии. Причем записался он туда добровольно. Для восемнадцатилетнего юноши это был естественный поступок, поскольку в те годы он еще не мог разобраться в том, что происходит вокруг него, и просто подчинялся обстоятельствам.
Там же в армии он впервые и начал писать, публикуя свои стихи и небольшие очерки в различных небольших газетах. После демобилизации Платонов решил осуществить свою давнюю мечту и поступил в Воронежский политехнический институт, однако своих литературных занятий не оставил. Он публикует свои материалы в местных газетах, выступает на литературно-журналистских собраниях. В это время в его творчестве преобладают идеальные герои, которых революция побуждает к активной созидательной жизни. Позже эти настроения сохранятся только в виде отдельных воспоминаний, уступив место чувству горького разочарования.
После окончания института Платонов мечтал полностью посвятить себя литературе, однако жизнь заставила его изменить планы. Надо было заботиться о семье, поэтому писать приходилось урывками. В течение нескольких лет Платонов работает губернским мелиоратором и электротехником, ездит по колхозам и помогает налаживать хозяйство. Эту беспокойную жизнь он и отражает в свих рассказах, написанных в то время.
Сильным потрясением для молодого инженера была засуха 1925 года. Платонов много размышлял о ее трагических последствиях и тогда впервые осознал, что как писатель он может принести не меньше пользы в деле преобразования жизни, чем в качестве специалиста .
В 1926 году Платонов приезжает в Москву и привозит с собой рукопись первого сборника рассказов “Епифанские шлюзы”, который вскоре был напечатан и удостоился благожелательной оценки М. Горького. Сам писатель в это время работает в Тамбове в должности помощника заведующего отделом мелиорации. Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма.
Постепенно, под влиянием трагических событий коллективизации, Платонов расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы. В повести “Епифанские шлюзы”, которая и дала название сборнику, он впервые показывает, что бездуховный труд может привести к трагедии.
Но наиболее резко этот внутренний конфликт проявился в его рассказах конца двадцатых годов и в последнем крупном произведении – романе – хронике “Впрок”, который вышел в свет еще при жизни автора. Он был опубликован в 1931 году и сразу же вызвал резко отрицательные оценки критиков.
Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе – проповеди гуманизма. Поэтому другой роман Платонова “Чевенгур”, написанный в 1927-1928 годах, где писатель также критически рассматривал существующую концепцию строительства социализма и ее пагубное воздействие на культуру, вообще запретили публиковать.
Своеобразным зачинщиком развернутой против Платонова кампании был А. Фадеев, который незадолго до этого стал одним из руководителей Союза писателей. С этого времени в печати появлялись только небольшие рецензии и критические статья Платонова.
В тридцатые годы многие писатели, которые по тем или иным соображениям не могли говорить о том, что их действительно волновало, обращаются к условным формам – сказке, фантастике, драматургии.
Платонов наряду с К. Паустовским начинает писать сказки и становится известен своими обработками сюжетов мирового фольклора. Эти произведения не запрещались, поэтому к своим переработкам классических авторов Платонов иногда присоединял оригинальные произведения.
В 1933 году в составе группы писателей Платонов совершил большое путешествие по Туркестану. В результате этой поездки появилась его фантастическая повесть “Джан”, главный герой которой – идеалист. Он одержим коммунистической идеей переустройства мира и пытается навязать свои идеи окружающим.
Условность ситуации помогла писателю в скрытой форме передать свое отрицательное отношение к этим идеям. К повести “Джан” примыкает и большой роман Платонова “Ювенильное море”, в котором с горькой иронией писатель показывает нелепость столь популярных в тридцатые годы проектов преобразования пустыни.
С начала второй мировой войны Платонов находится на фронте в качестве корреспондента газеты “Красная Звезда”. Он печатает рассказы в различных фронтовых газетах, иногда появляются и небольшие сборнички его фронтовых очерков. Но когда в дом Платоновых приходит беда – погибает на фронте единственный сын, писатель снова испытывает горькое разочарование в жизни. Это настроение Платонова отражено в его рассказе “Семья Иванова”.
После войны писатель снова оказывается вычеркнутым из большой литературы. Ему негде и не на что жить, поэтому он устраивается во флигеле Литературного института и работает дворником. Правда, и в эти тяжелые годы в его жизни иногда случались радостные события, каким стало рождение долгожданной дочери. Впоследствии она станет хранительницей архива своего отца т основным публикатором его рукописей. Однако сам писатель к тому времени уже был тяжело болен. Зимой 1951 года он умер от туберкулеза.
Основные произведения Платонова были опубликованы в России только после 1988 года. С этого времени и начинается подлинной вхождение этого самобытного писателя в русскую литературу.
Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою природу”. “выключать сознание”, переходить “изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он понимал, почему “жизнь на время оставляет” того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему “неугасимая жизнь” то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.
А.Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только “музыку”, но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано из произведений Платонова до последних лет, не могло дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить той работы по формированию духовности человека, которая оказалась под силу таким произведениям, как “Котлован”. “Чевенгур”, “Ювенильное море”. Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. Герои Платонов говорят о “пролетарском веществе” (сам Платонов говорил о “социалистическом веществе”). В эти понятия он включает живых людей. У Платанова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает человека наглухо. В его произведениях мы видим именно “социалистическое вещество”, которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал.
Из кого же состоит живое “социалистическое вещество” у Платонова? Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они непритязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят, каково их прошлое, не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное. Все они – преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами – людьми раскрепощенной мысли. Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Они рассматривают свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпели поражение и сметены. И еще потому они не занимаются политикой, что в начале 20-х-годов новое советское государство еще не сложилось, сложилась власть и аппарат власти.
Вторая группа персонажей – это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшиеся с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководит так, как командовало полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была той почвой, на которой расцветало насилие. В романе “Чевенгур” Андрей Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно так: труд – причина народных страданий. Поскольку трудом создаются материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства: труд. Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера. С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был разрушен человек.
Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами-правдоискателями: та же вера в существование некоего “плана общей жизни”, те же мечты о революционном переустройстве всей жизни и не менее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеобщего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается “новый человек” и “новый мир”.
Андрей Платонович Платонов Есть писатели, творчество которых намного опережает свое время, и поэтому проходят десятилетия, прежде чем они обретают свое место в истории литературы. К их числу относится Андрей Платонович Платонов. Он р
Сочинение «Платонов-мой любимый писатель»
Я напишу о книгах Платонова. В первый раз я узнала этого писателя, когда училась в седьмом классе. Я не могу сказать, что Андрей Платонов сразу же стал моим любимым писателем, но его произведения почему-то запомнились. Он пишет очень простыми словами, детскими и часто нелегкими, но они, вероятно, именно поэтому оставили свой след.
В этом году нам опять пришлось вернуться к книгам Платонова, и теперь, мне кажется, я смогла понять его и, возможно, даже полюбить. О самых сложных вещах он пишет так просто и с таким чувством, что поражаешься тому, каким же образом это вообще удалось ему. Его слова просты и вместе с тем уникальны. Мне еще не приходилось просмотреть, что «вопрошающее небо светило мучительной силой звезд». Его книги о человеке и для человека. Платонов любит людей, любит каждого отдельного человека. В самом начале «Котлована» идет речь о Вощеве.
Вощев, вероятно, одинок и пытается найти смысл жизни. Вощев не герой, он не совершал никаких подвигов, но в жизни своей он пытается найти себе место и быть полезным. «Вощев лежал в сухом напряжении и не знал — полезен ли он в мире или все без него
благополучно обойдется? Из неизвестного места подул ветер, чтобы люди задохнулись, и слабым голосом сомнения дала знать о своей службе приморозная собака». Этот человек пытается найти добро и отдает людям свою доброту. Он искренне переживает за ребенка, которого ругают родители, за упавший лист:
«Ты не имел смысля жизни. Раз ты никому не нужен и валяешься среди всего мира, то я буду тебя хранить и помнить».
Вощев каждому хочет отдать свое тепло. Жизнь приводит его на стройку, и он остается на ней: он чувствует себя нужным, потому что здесь будет выстроен дом счастья для всех. «Он теперь допускал возможность того, что детство вырастет, радость сделается мыслью и будущий человек найдет себе покой в том прочном доме, чтобы глядеть из высоких окон в простертый, ждущий его мир!»
Люди всегда хотели быть счастливыми и видеть счастливыми остальных людей. А если другие не хотят, то надо дать им это счастье. Заставить быть счастливыми. Эти люди хотели создать счастье коммунистическое. Идея этого счастья должна биться в молодых и чистых сердцах.
Эти люди грубы и подчас жестоки. Они берут жить к себе маленькую девочку и живут для нее, заботятся о ней. Настя становится символом их счастья. Девочка осознает это и предлагает свой способ сделать людям хорошо: «Это значит плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало». Беда в том, что, предлагая свои способы сделать всех счастливыми, эти люди разрушают жизнь. Однако их счастье будет искусственным. Но все это из лучших побуждений, они действительно хотят людям счастья.
«Уже тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов усердной твари он уничтожил навсегда и работал в теснинах тоскливой глины. Упраздняя старинное природное устройство, Чиклин не мог его понять».
Их цель — это стройка счастья. Для стройки надо вырыть котлован. Но чем глубже они копают, тем глубже они погружаются в бездну. Абсурдность идеи этого счастья уже в том, что игрушками маленькой девочки стали гробы, что нет слова «человек», а есть лишь слово «массы».
Такое впечатление, что люди ничего не значат: «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Здесь создается будущее для массы, а масса — это ничто. Их счастье такое большое и громадное, что никто не знает, каким ему быть.
И, разумеется, никто не знает, каким же образом надо его строить. Они убивают не только других, но и самих себя. Вощев поднял однажды мгновенно умершую в воздухе птицу; когда ее Вощев ощипал, чтобы увидеть тело, то в его руках осталось скудное печальное существо, погибшее от утомления своего труда. И нынче Вощев не жалел себя на уничтожении сросшегося грунта: здесь будет дом, в нем будут хорониться люди от невзгод и бросать крошки птицам.
Мне кажется, что это самопожертвование достойно уважения. И Платонов уважает людей за их силу, стремление к счастью. К сожалению, все эти напрасные смерти существовали не только в этой книге. Абсурдность этой идеи выражается уже в том, что умирает маленькая Настя, олицетворявшая стройку, которая была затеяна для нее. Но на этом поиск смысла жизни и попытки постичь счастье не кончаются, и мы переходим дальше.
Для одних людей смысл жизни заключается в поисках счастья для себя и других. Для других же людей сама жизнь является счастьем. Платоновские книги хороши тем, что они изображают жизнь такой, какая она есть. Часто жизнь скучна и превращается в мучение: «Она с любопытством глядела в пустой свет туркменской равнины, скучной, как детская смерть, и не понимала, зачем так живут».
Жизнь людей похожа на рельеф пустыни, по которой они кочуют. Их жизнь скучна и бесплодна, а ее смысл состоит в поисках травы для овец. Когда у женщины умирал муж, она смачивала сама совсем сухие глаза. Чувства людей высохли под жарким солнцем. И любовь у людей «угрюмая и слабая».
Все книги Платонова отличаются добротой, любовью к человеку. Он не призывает ломать, крушить и совершать героические поступки, а говорит, что надо быть добрыми и любить друг друга. Вот поэтому я о Платонове и написала.
Сочинение: О творчестве Платонова
Слово о любимом писателе.
Познакомившись недавно с «прекрасным и яростным миром» платоновской прозы, я понял, что его творчество соответствует уровню надежд и тревог, взлетов и падений двадцатого века.
В его произведениях поставлены самые сложные проблемы нашей жизни. Главное для него – сохранить и сберечь на Земле жизнь. Писатель вступает в открытое сражение со всеми, кто хотел бы «низвести человека до уровня «животного», размолоть человечество в империалистической войне, деморализовать и развратить его, ликвидировать все результаты исторической культуры ».
При его жизни критика объявила вредное влияние его произведений на читателя. По мнению сегодняшних литературоведов, Андрей Платонов – выдающий писатель.
Платонов писал свои произведения спокойно, «тихо», не стремясь вокруг себя никого перекричать. И как подлинный волшебник слова, перебиравший «четки мудрости златой» / Пушкин/, вслушивался он не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные вариации мысли.
Ежедневно, даже ежечасный труд осмысления мира настолько поглощал Платонова, что он стыдился ярких, цветистых, но бездуховных слов, не наполненных смыслом.
Его перо не отдыхает на бесхитростных описаниях родных воронежских степей, хотя он не меньше Кольцова и Никитина любит родину, край свой молодости. Но об этой любви он говорит предельно сдержанно, заботливо. Сиротство и нищета детских лет не убили в нем главное – душу ребенка.
Платонов напоминает каждому из нас, что Человек – твоё первое и, вероятно, всего главное имя.
Голос Платонова, слегка приглушенный, утомительно-печальный, уже в ранних рассказах покоряет бесконечной стыдливостью, сдержанностью, какой-то грустной кроткостью : « Он был когда-то нежным, печальным ребенком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими. Ночью душа вырастала в мальчике, и томились в нём глубокие сонные силы, которые когда-то взорвутся и вновь сотворят мир. В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него входили тёмные, неудержимые страстные силы мира и превращались в человека. Это чудо, на которое любуется каждая мать каждый день в своем ребенке. Мать спасет мир, потому что делает его «человеком» /Повесть «Ямская слобода »/.
Как непривычно для двадцатых годов, среди резких, отрывистых фраз, «лающих» интонаций и грубых жестов это слово Платонова!
Наверное, после А.П. Чехова не было в русской прозе художника, наделённого стыдливостью перед ложно-пафосным, громким словом.
А. Платонов – всегда мудрый собеседник, обращающий к отдельному человеку. Он весь не в отдалении, а у «человеческого сердца».
Мне хочется к портрету А. Платонов , образу его души взять эпиграфом слова Ф.И. Тютчева :
Ущерб, изнеможенье и во всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Это человек, не знавший экстаза театральности, яркого света слова. Он убежден в том, что чужого страдания и боли не бывает и потому всегда помнит о судьбах множества честных Макаров.
В тысяча девятьсот двадцать девятом году А. Платонов написал рассказ «Усомнившийся Макар», который подвергся в начале тридцатых годов необъективной предвзятой критике. После гневного отзыва Сталина по поводу этого рассказа Платонов исчез из поля зрения читателей, уйдя на дно безвестности, нищеты и недугов, разделив судьбу тех людей, о которых писал в «Чевенгуре ».
Во время первой оттепели стали возможны публикации некоторых рассказов Андрея Платонова, но не «Котлована», «Чевенгура», «венильного моря ». Эти произведения, изданные на Западе, возвращались на родину незаконно и в машинописи гуляли по стране. И лишь в последние годы, когда мысль о том, что общечеловеческие ценности выше классовых интересов, перестала быть крамольной, началось реальное возвращение Платонова читателю.
Чем же было вызвано такое отношение к писателю ?В рассказе «Усомнившийся Макар» автор показал человека из самых низших слоёв общества. Мужик Макар идет в город искать правду. Город поражает его бессмысленной роскошью, пролетариат же он находит только в ночлежке.
«И видит он во сне страшного мёртвого идола – «научного человека», который стоит на огромной высоте и видит всё . но не видит Макара, а Макар идола разбивает».
Идея этого рассказа в том, что государственность народу враждебна. Макар – это мечтатель, притворяющийся чудаком, умный и проницательный. Он страстно мечтает о Руси машинной, индустриальной. Макар, приехав в столицу, обходя канцелярии и стройки, беседуя в ночлежном доме с пролетариатом, первым из платоновских героев сомневается в гуманистических ценностях революции, так как кругом царила демагогия, в «конторах заседали» «писчие стервы», мастера славословия и приписок. И Макар Ганушкин, умный и проницательный человек, почувствовал, что в таких условиях в людях развивается безынициативность, пассивность, «бессмысленный страх перед казенной бумагой, резолюцией ».
И засомневался наш герой в правоте революционного дела. Его раздумья и «сомнения» были приняты за двусмысленность и анархизм. В них, мне кажется, Андрей Платонов выразил свои мысли, опережая время, решал вопросы борьбы с коррупцией, формализмом, бюрократизмом, единомыслием и безгласностью.
Естественно, что в то напряженное время, когда шла ликвидация кулачества как класса, Сталин расценил произведение А. Платонова с политической точки зрения как «идеологически двусмысленный и вредный рассказ», поэтому решив по-своему расправиться с писателем.
Прочитав рассказ, я ещё раз убедился в том, что Платонов так же, как и его Макар, не сомневается в планах индустриализации. Это исторически необходимо. За десять лет пройти путь, который другие страны проходили столетия – это поистине замечательно ! Иначе нельзя .
Писатель предупреждает лишь об опасности формализма, бедах бюрократического застоя, бездушия, заседательства. Эту опередившую всех позицию писателя никто понять не хотел.
Невольно вспоминаю тся повесть В. Распутина «Пожар» и роман В. Астафьева «Печальный детектив», в которых так же, как и в произведениях Платонова, звучит тревога писателей о нравственном здоровье народа, об исчезающем милосердии, сочувствии, дружбе между людьми.
Я могу с уверенностью сказать, что платоновский Макар выступает как наш современник в борьбе со стихией коррупции, чинопочитания, парадных славословий.
Произведения Андрея Платонова помогают развивать в каждом из нас благородство, мужество и деятельный гуманизм в современной борьбе за мир.
Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям “Сокровенный человек”, “Впрок”, “Котлован”)
Школьное сочинение
Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.
Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено “строителям страны”.
Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть “Сокровенный человек”, герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в “потоке несчастных людей”. Фома Пухов попадает волей судьбы в “поездной состав неизвестного маршрута и назначения” и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: “Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции”. В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: “Все совершается по законам природы!”, “Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!”, “Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!” В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.
В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в “бедняцкой хронике” “Впрок”) различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и “разгибов” в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и “дураков”. Из характерных черт складывается “коллективный персонаж”, отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: “быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно”, “мне тяжело”. Но все же он продолжал упорно работать.
Сущность эпохи “великого перелома” особенно ярко отражена в повести “Котлован”, посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю “строителей” социалистического общества.
Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда “весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело”. И строители “общепролетарского дома” верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что “посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства”.
Правда, своих детей у строителей нет, но символом этой идеи для рабочих становится девочка-сирота Настя, которую они совместно отогревают и кормят. Они мечтают, что Настя вырастет, родит детей, у детей будут внуки, и уж они-то обязательно будут жить счастливыми жителями “общепролетарского дома”. То, что они видят реального ребенка, для которого стоит жить “впрок”, вдохновляет их и заставляет работать с максимальным напряжением. Но этим мечтам суждено рухнуть, а “общепролетарскому дому” превратиться в братскую могилу, потому что надежда на будущих счастливых жителей умирает не выросши. Настя заболевает оттого, что ее тянут в деревню, где хозяйственных мужиков считают кулаками, сжигают их дворы, а их самих отправляют на плоту в небытие, в смерть. Девочку хоронят, в душах строителей поселяется сомнение: для кого же теперь рыть котлован. Ощущение бессмысленности жизни, отданной “стройке”, обостряет стремление таких людей, как Вощев, Прушевский и Чиклин спасти человеческую жизнь, защитить людей.
Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.
И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы “Чевенгур”, “Счастливая Москва”, рассказы “Река Потудань”, “Фро”, “Возвращение”, комедии “Шарманка” и “Ноев Ковчег” и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.
Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени “великого перелома”, напоминая своим намеренно “вывернутым” художественным языком об опасности “тупоумных теорий”, которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.
Платонов: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: О творчестве Платонова Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 21:10:43 10 августа 2005 Похожие работы Просмотров: 1876 Комментариев: 15 Оценило: 8 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 просмотреть |