Сочинение «Крестьянская тема в творчестве Гарди»
Для Гарди сельская, точнее сказать, крестьянская тема — главная и основная в его творчестве, нечто очень личное, как бы часть его собственной жизни. С этой темой Гарди удалось связать проблемы национальной истории и народной жизни. Крушение в деревне мелкобуржуазных патриархальных устоев и последний его эпизод — превращение оседлых батраков и коренных крестьян-арендаторов в батраков бродячих — для него не отвлеченная социологическая формула, за ней он видит борьбу интересов, горение страстей, изломанные человеческие судьбы, страдания обездоленных, кровь и слезы из века в век по пути прогресса. Для него вместе с тем это широкая проблема коренной смены условий жизни, социальная и философская, смены, которая влечет за собой неожиданные последствия, непредугаданные нравственные и психологические конфликты, не одни приобретения, но и утраты. Его волнует в этом движении судьба народа, положение трудового человека и вместе с тем судьба человечности. Поэтому, отражая настроения сельских тружеников, лишенных работы и крова, выброшенных из родных мест, он так резко ставит «проклятые вопросы» и обсуждает их с горячностью и остротой.
Английский идеал уюта представляется Гарди посвоему, не как передышка и отдохновение от социальной стихии в уединении замкнутого семейного мирка, а как идеал общей деятельности и общего досуга и увеселения в духе шекспировской утопии Арденнского леса (из комедии «Как вам это понравится»), где человеку противостоит только стихия природы. Подобный идеал коллективного патриархального уюта он рисовал не раз: в «идиллии» «Под деревом зеленым», в романе «Вдали от обезумевшей толпы» и даже в «Тэсс из рода д’Эрбервиллей», предпоследнем романе цикла. Он же писал об уничтожении этого идеала, питавшей его почвы и живых его проявлений «обезумевшей толпой», — так, повторяя слова поэта Томаса Грея, выражал Гарди свое отношение к буржуазному хищничеству, проник2шему и «под дерево зеленое».
В противоположность теме уюта, в цикле его романов последовательно развертывается тема бесприютности как трагического социального и психологического состояния. Бесприютна несчастная девушка Фанни Робин («Вдали от обезумевшей толпы»), бесприютен батрак Майкл Хенчард («Мэр Кэстербриджа»), «последний йомен» Джайлс Уинтерборн («В краю лесов»), батрачка Тэсс и камнерез Джуд Фаули. «Чисто английский» идеал уюта — злая издевка над их трагическим уделом, выражение цинического безразличия удачливых и сытых к жертвам капиталистического прогресса, — Гарди делает эту мысль наглядной и кричащей о несправедливости. Назвав цикл своих лучших романов «романами характеров и среды», Гарди как бы формулой обозначил избранный им принцип художественной трактовки явлений— через характеры и среду в их отношениях. «Среда» у Гарди — это уклад жизни, условия существования в широком смысле, а также конкретные обстоятельства, воздействующие на личную судьбу. Сила и новизна Томаса Гарди сказывалась, в частности, в его стремлении и умении проследить всесторонне и как можно глубже связь характера с окружением локальным, оставившим на нем неизгладимую печать.
И вместе с тем умение показать, что происходит, когда разрываются эти связи, когда человек попадает в незнакомую и чуждую ему среду и перед ним возникает необходимость самоопределения, и как личный выбор и убеждения человека отражаются на его судьбе. В цикле «романы характеров и среды» наиболее значительны четыре романа: «Возвращение на родину», «Мэр Кэстербриджа», «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и «Джуд Незаметный». Роман «Возвращение на родину» вышел на русском языке в превосходном переводе О. П. Холмской, ее лебединой песне как переводчика. По ее справедливому замечанию, это — «первый роман Гарди, в котором в центре выступает трагический характер; от него открывается ряд, за ним следуют «Мэр Кэстербриджа», «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и «Джуд Незаметный», в которых будет возрастать роль социального фактора. Но «Возвращение на родину» также первый проблемный роман Гарди». У Гарди был особый дар «чувствовать проблемы».
Когда он видел, что замеченное им явление представляет проблему отнюдь не частного и случайного свойства, он не закрывал на нее глаза и был убежден, что она требует пристального внимания. Далеко не всегда обнаруженную им проблему ему удавалось точно обозначить, найти подходящие слова для ее выражения, понять ее реальное значение, увидеть ее место в ряду других проблем. Но указать на явление, представляющее проблему, он считал художественной задачей и гражданской обязанностью писателя. Он действовал так, побуждаемый сознанием, что проблему, если она действительно проблема — не обойдешь стороной. Возвращение на родину, в родной край, к месту рождения, к исходному моменту индивидуальной жизни— тема такая же вечная в литературе, как и тема рождения, любви, смерти. Далеко не столь распространенная и всех затрагивающая, не всегда и всех волнующая и тем не менее вечная — была и остается «вечной». В какие-то годы она становится более заметной, дает о себе знать не намеком или мотивом, не моментом переживания или движением мысли, а как выражение этапа творчества, и не одного, а группы писателей, как известная тенденция или умонастроение. Классическое начало живой ее традиции — «Одиссея» Гомера.
«Романы характеров и среды Гарди»
В «романах характеров и среды», особенно в «Тэсс» и «Джуде», получили отражение типические проблемы литературного развития переходной эпохи, первых ее десятилетий. Переоценка ценностей, постановка и обсуждение «проклятых вопросов» социальной жизни, нарастание интереса к человеку, его внутреннему миру, к нравственной и эстетической сферам сознания, ощущение кризиса традиционных средств изобразительности, искание новых путей и средств. Всем своим творчеством Гарди многое подсказал новейшей английской прозе и поэзии. «Романы характеров и среды» — национально-самобытное, яркое и последовательно развернутое свидетельство демократизации английской литературы в последнюю треть XIX века, когда этот процесс усиливается, идет вширь и вглубь, составляя примету времени, захватывая творчество многих писателей, представителей разных поколений и позиций.
Литература активнее и смелее начинает осваивать малоизвестные стороны народной жизни, а также новые ее черты и явления. Люди из народа, простые труженики, все чаще выделяются в ряду персонажей, становятся заглавными действующими лицами. Демократизируется художественная речь, сближаясь с широкими пластами живого языка. Образ мыслей и взгляд на жизнь трудовой массы получает не только более объемлющее, но и более точное выражение. Гарди не надо было настраивать себя на демократический лад, чувство близости трудовой среде было у него естественным и непроизвольным. Теккерею казалось, что невозможно написать «правдивую деревенскую повесть о поденщике, получающем в день восемнадцать пенсов», что обыденная проза материала не поддается искусству и задушит поэзию.
У Гарди это получилось. Его лучшие «деревенские повести» и правдивы и поэтичны. Теккерей полагал, что писателю не следует изображать людей в практических условиях их повседневных занятий. «Все, что могут сделать авторы, — писал он в романе «Виргинцы», — это показать людей вне их дела— в их страстях, любви, смехе, забавах, ненависти и проч. — и описать эту сторону как можно лучше, принимая деловую часть как нечто само собой разумеющееся». Гарди одним из первых в английской литературе 70 — 90-х годов преодолел сомнения великого реалиста и опроверг его заповедь. На страницах его книг волнения страстей, интимные порывы чувств находят выражение вовсе не обязательно в стороне от практического дела или только на его фоне, но и в связи с ним, и в процессе его.
О демократизме Гарди красноречивее всего свидетельствуют его герои. Они представляют трудовую народную среду и сосредоточивают на себе читательское внимание. И самое существенное и, пожалуй, тельное в их облике — та сила убедительности, они выражают достоинства своей среды, не noctyna ими. Крестьянка Тэсс наделена редкостным обаянием ее образ — один из самых поэтичных в английский азе. Если из всех книг Томаса Гарди пришлось брать одну — можно думать, выбор пал бы из рода д’Эрбервиллей». Есть нечто в тринадцатом счету, предпоследнем его романе, что заставляем лить его. В читательской памяти имя писателя с этой книгой. Другие, разумеется, далеко не уступают ей. Пейзаж полнее и лучше в романе «Возвращение на родину»
Правда, поэзия, мастерство сливаются в «Тэсс» давляя друг друга, сливаются так, как ни в какой книге Гарди, и это органическое единство, всегда совершенное, наделяет роман покоряющей и делает его наиболее разносторонним выражением ланта и мироощущения писателя. Особенно трогает и запечатлевается образ Героини. Тэсс — воплощение мягкой женственности, ее трепетная импульсивность целомудренна, внутренние порывы отзывчивы и великодушны.
Душевная чистота — вот ее пафос. Казалось бы, нет места для трагического конфликта. Столкновение могло достигнуть драматического напряжения, но разрешиться мелодрамой. Однако в изображаемом характере и ситуации Гарди увидел трагическую основу. «Неспособность» Тэсс поступиться своей правотой, пойти на сделку или уступки, хотя бы и сулящие выгоду и обеспеченное житье, придают ее положению особый драматизм — трагического свойства. Гарди и ранее красноречиво говорил о гибели добродетели. Прообраз Тэсс возник еще в романе «Вдали от обезумевшей толпы», где рассказана печальная история бедной девушки Фанни Робин, обманутой беспутным молодым человеком. Но тогда эта тема не стояла в центре, многое оставалось недоговоренным, острота сглаживалась, роман венчала счастливая концовка. В «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» гибель доброго начала, красоты, человечности — не эпизод. Тэсс, однажды жертва соблазнителя, обречена быть жертвой навсегда: «таков закон» — власть грубых и циничных обстоятельств, одобряющих зло, на которое привилегированная посредственность взирает снисходительно.
Гарди Томас
Краткие содержания
(1840-1928)
Томас Гарди – известный английский поэт, новеллист и романтист.
Биография Томаса Гарди
Он родился 2 июня 1840 года в неподалеку графства Дорсет. В деревне, в которой он вырос, было всего восемь домов, где жил пролетарий. Население деревушки составляло пятьдесят человек. Вырос мальчик в семье простого каменотеса и строителя. В их семье было четверо детей: он, брат и две сестры. Дети выросли в отчужденной местности.
Мать Томаса могла только читать, а писать она не умела. Она решила, что мальчик должен быть образованным, а не так как она, и ему нужно получить достойное образование. В то время школа не была обязательной, поэтому почти все дети сельской местности не умели ни читать, ни писать. Но не Томас, он в десять лет пошел учиться в Дорчестер в церковно-приходской школе. Его сверстники и одноклассники считали Томаса тихим и «некомпанейским». После окончания школы, по желанию матери, мальчик продолжил свое образование. Мать очень хотела, что Томас читал много книг.
В шестнадцатилетнем возрасте он получил среднее образование. С детства он увлекался строительством, поэтому попробовал себя как архитектора. Для этого Томас учился ремеслу в дорчестерской фирме на протяжении пяти лет. В 1862 году он уехал в Лондон. В столице Томас устроился на роботу к архитектору Артуру Бломфелду. Том научил его мастерству, как реконструировать церкви.
В Лондоне помимо архитектуры, он занимался самообразованием – изучал иностранные языки: латынь и греческий (каждый день с 5 до 8 утра), пробовал себя в искусстве живописи. В 1867 году Томас приехал назад в родной Дорчестер, там он работал над планированием и реконструкцией церквей. Приблизительно в то же время он начинает писать первые романы. Уже 1871 год – публикация романа «Отчаянные средства». В Корнуолле 1870 года Томас Гарди познакомился со своей будущей супругой (первой) – Эммой. Их свадьба состоялась в 1874 году.
За их совместно прожитые десять лет в Дорсете и Лондоне, Томас был уже опытным и безупречным писателем. Как писатель, он стал известным благодаря роману «Вдали от обезумевшей толпы». Журнал «Корнхилл» – это журнал, который впервые опубликовал данный роман. Чуть позже «Вдали от обезумевшей толпы» стал самостоятельной книгой.
В 1885 году Томас был хорошо востребован и смог заработать достаточно средств, для того, что полностью переехать в Дорчестер. Он построил дом для своей семьи, жены Эммы, а детей у них не было. В 1887 году Харди перешел к написанию маленьких рассказов, идеи для которых он брал и повседневной жизни Дорсета. С тех пор, он был известным писателем в кругу литераторов, да и лондонские журналы неплохо оплачивали его рассказы, которые они публиковали. Рассказы были объединены в несколько книг и напечатаны. Это – «Группа Благородных Дам», «Уэссекские рассказы» и «Маленькие Иронии Жизни».
1912 год для Томаса был трагедией, умерла от сердечного приступа его жена Эмма. На то время писателю было 72 года, у него было отличное состояние здоровья, но несколько лет подряд он перестал писать. Он остановился с того момента, как «Джуд Незаметный» и «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» привели в ужас его читателей. После провала этих романов Томах Гарди сочинял лишь стихи и поэмы, в них он писал про его взаимоотношения с Эммой, с близкими и о сельской простой жизни. Гарди был окутан публичной славой – он кавалер Ордена Заслуг. Эти лавры не затмили ему глаза, а он все также остался преданным своим дорсетскому происхождению.
Место погребения сердца Т. Гарди
В 1913 году вышло в публикацию четвертое и уже последнее собрание его сочинений – «Изменившийся человек». Через год он вступил в брак во второй раз. Его женой стала писательница Флоренс Дагдейл. Он и его вторая жена жили в доме, который он построил еще для своей первой жены – в Макс Гейте.
Томас Гарди умер в 87 лет, 11 января 1928 года. Его похоронили в Вестминстерском аббатстве, а его сердце положено в могилу Эммы, вблизи от Дорсета.
Среди представителей времен королевы Виктории, Томас Гарди – последний. Первые свои романы: «Под деревом зелёным, или Меллстокский хор» и «Отчаянные средства» он напечатал без указания автора, анонимно. Известность в 1874 году принес роман «Вдали от обезумевшей толпы». В его творческом наследии находиться около 25 произведений: сборники рассказов, романы и стихи.
Основная часть романов и рассказов написана про жизнь сельских жителей. Свой выбор окружения и обстановки он пояснил так, что богачи слишком скрытные и не искрение, их характер очень сложно рассмотреть. А у людей простых поступок отражает весь внутренний мир, вот почему их характер проявляется в их действиях, его можно зарисовать.
Гарди пишет про трагическую жизнь своих персонажей, тем самым раскрывает психологические конфликты, выступает против пагубных норм морали викторианской эпохи. Он видит все разногласия реальности, но вот объяснить их ему не под силу. Действительность угнетает Томаса Гарди, что сказывается на трагизме его произведений. Вот, например, «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». Главная героиня – порядочная женщина идет на преступление ради своего счастья и умирает на суде. В романе «Джуда Незаметный», главный герой – потерпевший от рук морали буржуазии. А главный герой «Мэра Кэстербриджа» идет на моральное самоубийство.
Герой писателя ведет постоянную борьбу с бесчувственной – не «доброй», и не «злобной» – властью. Человек его романов находиться в противостоянии и социумом, своими мечами, свободой и волей посторонних людей. Но постоянно, победа не на его стороне.
Отдельно от его романов выделяется сельская гармония «Под деревом зелёным, или Меллстокский хор». Самыми лучшими книгами стихов и рассказов признаны: «Life’s Little Ironies» и «Стихи Уэссекса», они как и романы переполнены мироощущением. Томас описал времена наполеоновской войны в стихотворной драме «Династы». ЕЕ изюминка в том, что Томас Гарди попытался возродить историю. Но, не судилось, потому, что композиция драмы очень огромная. Попытка не удалась. Лучше всего ему давалось описание быта Англичан и рассмотрение трагических противостояний.
Сочинение: Т.Гарди, Тэсс из рода д’Эрбервиллей (героиня, конфликт, композиция)
Название: Т.Гарди, Тэсс из рода д’Эрбервиллей (героиня, конфликт, композиция) Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 14:08:28 01 августа 2005 Похожие работы Просмотров: 3499 Комментариев: 15 Оценило: 8 человек Средний балл: 5 Оценка: 5 Скачать |