Гамсун: сочинение

«Творческий путь Кнута Гамсуна»

В одной норвежской книге о Гамсуне есть его оригинальный портрет. Там изображена березовая роща. И на каждом стволе, в овалах, которые остались на месте засохших и отмерших ветвей, — лицо Гамсуна. Он — часть этой рощи, часть самой природы. В начале творческого пути художник в статье «О неосознанной духовной жизни» («Fra det ubevidste sjaeleliv», 1890) подал новое понимание человеческой психологии. Он заявил, что ее задачей есть не изображения человеческих типов, а воспроизведение предельно индивидуальных ощущений человека, который родившийся не каким-то социальной прослойкой общества, а массой разрозненных и разнородных впечатлений, которые иногда резко противоречат друг другу.

Гамсун утверждал, что создает человеческий характер, который подчиняется внутренним, иногда — физиологическим, импульсам. В поведении его персонажей важную роль сыграют «жалоба костей ног»; при этом он уточнял — «трубчатых костей ног». Не будем думать, что он действительно так выборочно относился к «поведению» тех или других костей: для Гамсуна важным был не только психическое состояние, а и физиологические ощущения, которые вместе руководят расположением духа и даже мыслями и поступками людей. У него в конце XIX ст. появились настолько непривычные персонажи, настолько непривычные типы психологии, что не учитывать его открытий уже не могла литература следующих лет. О Гамсуне его младший современник с Франции А. Жид, который создал новый тип психологического романа XX ст., в предисловии к переводу на французском языке романа Гамсуна «Голод» писал: «Перед «Голодом» я имеешь право думать, что к сегодняшнему дню ничего не было сказано и что человека нужно открывать». «Голод» подал сложную психологию, часто — психологию несознательного. Скрытые потребности, неоднозначные импульсы, странные решения и поступки, которые не всегда можно объяснить строго логически, стали характерными особенностями гамсуновских персонажей.

Начинал он совсем не сенсационно. Родился будущий писатель на севере Норвегии в семье сельского портного. Он вспоминал о радости и заботах своего детства, когда ему, как и многим его ровесникам, приходилось выпасать скот («По сказочной стране»). Здесь и простые заботы крестьянина, и умение видеть прекрасное, любоваться красотой неба, радоваться примитивнейшими ощущениям. Все это потом появится еще не раз в рассказах и романах Гамсуна. Однако первые попытки в начале художественного творчества успеха ему не принесли. В 1877—1878 гг. он выдал первый сборник стихов и первые рассказы. В стихах ощущалось влияние Г. Ибсена, а рассказы заставляли вспомнить повесть Б. Бернсона «Сюньове Сульбаккен». Учиться Гамсуну пришлось в основном на сапожника. Не получив признание на родине как писатель, Гамсун несколько лет провел в Америке, наведываясь иногда в Норвегию. Он работал водителем конки, рабочим в прериях на фермах, но всегда старался держаться близ тех норвежцев, которые интересовались литературой. Мировоззрение Гамсуна ставало все обширнее. Его интересовали и норвежские, и французские прозаики и поэты. В Америке Гамсун лично познакомился с Марком Твеном и учил у него особенно осторожного отношения к слову, ироническому и сатирическому изображению мира и человека. До конца 80-х гг. Гамсун сформировался как оригинальный писатель с собственной эстетичной программой, которая отобразилась в трех докладах 1891г. — «Норвежская литература» («Norsk Literatur»), «Психологическая литература» («Psykologisk Literatur») и «Модная литература» («Mode Literatur»), где он противопоставил свое видение искусства тем законам, что были произведены в 70—80 гг.

В первом докладе Гамсун подверг переоценке норвежскую литературу предыдущего периода, прежде всего «четырех больших» — Б. Бернсона. А. Хелланна, Г. Ибсена и Ю. Ли — последнего меньшей мерой, так как он, по мнению Гамсуна, создавал совершенные в психологическом понимании характеры. Эта литература, как считал Гамсун, развивалась под сильным влиянием В. Гюго и Э. Золя, которая здесь трактовалась как обращение прежде всего к социальным проблем. «Она по своей сути материалистическая, поскольку изображает общество, — писал он, — она больше интересуется обычаями, чем людьми, общественными вопросами, а не душой», изображает «самое общее в человеке», но этим общим есть «душа, которая для наших авторов есть почти неизвестной страной». Гамсун не противоречит необходимости общественного содержания литературного произведения и образа, но он за то, чтобы индивидуальное, неповторимое в оскорблении, его глубинная психология были поставлены на первое место. Меньше всего такого психологизма Гамсун находит у Г. Ибсена, который изображает «простейшую психологию характеров». Они настолько «непоколебимы» у него, что с ними не может случиться ничего случайного — они лишены нюансов. Особое впечатление оказала на него в это время книга Э. Хартмана «Психология бессознательного» (1871), статьи и произведения шведа А. Стриндберга. Из-за Стриндберга он познакомился с работами философа-мистика Е. Сведенборга. Стринберговское восприятие женского характера также справило заметное влияние на женские персонажи Гамсуна.

Примером психологической литературы Гамсуну служила литература Франции 80— 90-х гг., — в частности литература натурализма, который Гамсун воспринимал в основном в связи с руссоитскими мотивами, с восприятием человека как части природы.

В статье «Психологическая литература» Гамсун изложил свою позицию подробнее: «Автор не является частью общего, которым бы он должен быть, если бы он мог быть объективным, автор — неповторимая индивидуальность, субъект, который смотрит только своими глазами, субъект, который ощущает только собственным сердцем, — и самые великие писатели Земли не были бы великими, если бы создавали объективную поэзию, но они в как раз писали прекрасно, страстно, по-своему. Я хочу создавать своих людей, как я ощущаю их, а не как предусматривает позитивизм; я хочу заставлять моего героя смеяться тогда, когда просвещенные люди думают, что он должен плакать».

В итоге у Гамсуна проявляются две сферы существования человека: городская цивилизация, которая губит ее, и природа — основное условие жизни каждой настоящей личности. Новая концепция личности, отображенная в статьях, была впервые воплощена в романе «Голод» («Suit», 1890), который вышел из печати в Дании, где сразу же привлек особое внимание. Норвежцы отнеслись к роману сначала довольно безразлично, только позднее Гамсун стал национальной гордостью страны.

Сам Гамсун называл «Голод» не романом, а серией анализов. Его определение кажется правильнее, поскольку обычного романного сюжета в произведении нет. Гамсун предлагает нам рассказ человека, который получил какое-то образование писателя-начинателя. Произведение частично автобиографическое. Герой, которого автор не называет, оказался в материальном затруднении: у него нет денег на питание, он не может купить себе новой одежды, ему ничем заплатить за квартиру. Цепь унижений нищего интеллигента — вот внешняя сторона этого произведения. Форма произведения — совсем новый тип психологического исследования предельно индивидуальной личности и ее мгновенных импульсов — становится настоящим содержанием книги.

На первых страницах романа Гамсун детально описывает мелочи, которые, кажется, совсем не имеют значения: чем обклеенная стена возле дверей, что герой видит из окна и т.п. Все эти детали передают состояние героя, разнообразие впечатлений, их мгновенность, хаотичность мыслей человека, который, как постепенно становится понятным, систематически голодает.

Своеобразная завязка романа: герою удалось заложить свой жилет, он поел, но выявил, что вместе с жилетом отдал единственный огрызок карандаша, поэтому ему нечем написать задуманную статью, за которую ему бы заплатили 10 крон; он хочет возвратиться к ростовщику и забрать назад свой карандаш, по дороге встречает девушку, хочет привлечь ее внимание самым неординарным образом и называет ее про себя странным именем Илаяли.

Но автор не только изображает странные действия своего героя, а и заставляет его анализировать свое положение и свои поступки. При этом постоянно обращает внимание читателя на то, что это поступки человека, который постоянно голодает. Действительно, создается впечатление, что автор передает «жалобы костей ног» своего героя.

В «Голоде» объединяются, казалось бы, совсем несоединимые вещи: творческое вдохновение и будничные заботы о том, сколько можно получить за свой очередной шедевр, мечты о встрече с Илаяли и раздумья о том, как от голода начинают выпадать волосы. Гамсун пристально следит за своим героем и отмечает, как изменяется его восприятие мира, как прогрессирует его нервозность под влиянием голода, разрушаются представление о честности. Новый этап связан с тем, что голодный герой лишился приюта, он ночует на улице — в лесу или в парке, если его не прогоняет полицейский. Мучения голода искажают сознание героя, бессмысленные реакции и поступки достигают апогея тогда, когда в полузабытье от голода он кусает собственный палец, чтобы хотя бы что-то ощутить во рту. Вкус крови возвращает ему сознание. Человек, который украл чужие деньги, изгнан с квартиры за неуплату, замученный постоянными унижениями, герой, хотя он уже не мальчуган, нанимается на корабль юнгой и отплывает в Англию.

Читайте также:  Скотт: сочинение

Роман «Голод» сделал Гамсуна одним из первых писателей не только Норвегии, а и Европы. Гамсун нашел своего героя — это полуинтеллигент, который разрывает с цивилизацией, которая разрушает личность. Созданный автором персонаж, немного изменяясь, будет появляться теперь во всех его произведениях.

Самым сложным из них стал Нагель в «Мистериях» («Mysterier», 1892). Если герою «Голода» можно было бы предъявить обвинение в странности, которая часто вызвана предельным истощением, то Нагель странный по своей природе. Человек добрый, который тонко ощущает, способен на сильную любовь (а способность любить становится обязательным свойством героя Гамсуна, как и у романтиков), он безмерно страдает от обывательской ограниченности интересов, грубости, обмана и сплетен, которые властвуют в маленьком городке, куда его закидывает судьба. Покалеченный лживым обществом, Нагель сам живет, будто двойной жизнью: одна, настоящая, — глубоко скрыта, не совсем понятна ему самому, а вторая, внешняя, постоянно приводит в удивление окружающих людей. Еще более странным он кажется из-за того, что сам иногда распространяет о себе небылицы. Хрестоматийной стала история о том, как Нагель приехал в городок с футляром от скрипки, в котором, за его собственными словами, держит грязное белье. Весь городок испытывает удивление с этой химеры. При этом он неоднократно повторяет, что играть на скрипке не умеет. Но как-то ему в руки попадается чужая скрипка. Он настраивает ее, и все присутствующие очарованы его исполнением. Потом он сам разрушает очарование, утверждая, что фальшивил, играл нечетко и т.п. Автор вводит в роман политические дискуссии, где перепадает К. Марксу и всем социалистам, споры о литературе, в которых Нагель показывает себя приверженцем Г. де Мопассана и А. Мюссе, особенно ценит, как и сам Гамсун, Б. Бернсона, но нападает, снова как автор, на Г. Ибсена, который будто бы «не может отличить дешевого резонерства от настоящей мысли», и на Л. Толстого с его, как он считает, «бесстыдной философской болтовней». Некоторые литературоведы утверждают, что Нагель воплотил в себе черты любимого Гамсуном шведского писателя А. Стриндберга.

Суждение Нагеля о литературе и писателях сам Гамсун повторит еще не раз и, особенно — в очерках «В сказочной стране». Лишь любовь к юной Дагни могла бы осчастливить Нагеля, но, помолвленная с другим, девушка колеблется, и любовь героя служит причиной новых страданий, которые, как всегда у него, проявляются поразительно фантастично. Из города, где все для него чужие, он рвется в лес, к морю, но ощущение абсурдности жизни усиливается, доводя Нагеля до самоубийства. Это лишний в мире человек, поскольку его душевная организация тоньше и более сложнее, чем в других.

Elit-Knigi.ru



Привет, Гость



Самые активные релизы за неделю

Кнут Гамсун – Собрание сочинений (45 книг) / Художественная / 2014 / FB2

СкачатьСкачать .torrent файл (основная ссылка для скачивания файла)
Magnet-ссылка (альтернативная ссылка для скачивания файла)
Тегихудожественная литература, проза, 2014
Описание

Автор: Кнут Гамсун
Оригинальное название: Собрание сочинений
Год выпуска: 2014
Жанр: Художественная литература, проза
Язык: Русский

Описание: Кнут Гамсун (норв. Knut Hamsun, настоящее имя Кнуд Педерсен (норв. Knud Pedersen); 1859—1952) — норвежский прозаик, драматург, поэт, публицист.Гамсун родился 4 августа 1859 года в приходе Веге в долине Гудбрандсдален. Он был четвёртым ребёнком в семье деревенского портного Педера Педерсена. Жил в бедности, с девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с 1873), в течение которых он сменил множество занятий. Писать начал с 17 лет. Первая книга (Den Gaadefulde. En kjærlighedshistorie fra Nordland) появилась в 1877 г. В молодости много путешествовал, побывав, в частности, в Америке. После 1888 г. обосновался в Копенгагене. В 1890 г. у Гамсуна выходит новаторский психологический роман «Голод» (Sult), принёсший ему славу. В 1890-е годы и особенно в 1900-е Гамсун был одним из самых популярных модернистов-писателей и драматургов в мире, неоднократно переводился и был очень известен в России.

Гамсун – Александр и Леонарда.fb2
Гамсун – Архиплут.fb2
Гамсун – В городке.fb2
Гамсун – В прерии (пер. Городецкого).fb2
Гамсун – В прерии (пер. Комаровой).fb2
Гамсун – В сказочной стране. Переживания и мечты во время путешествия по Кавказу .fb2
Гамсун – В стране полумесяца.fb2
Гамсун – Виктория.fb2
Гамсун – Воинствующая жизнь (cборник).fb2
Гамсун – Голод.fb2
Гамсун – Голос жизни (1896, пер. А. Блока).fb2
Гамсун – Голос жизни (1896, пер. К. Мурадян).fb2
Гамсун – Дети времени (Дети века).fb2
Гамсун – Духовная жизнь Америки.fb2
Гамсун – Женщины у колодца.fb2
Гамсун – За океан.fb2
Гамсун – Закхей.fb2
Гамсун – Лес зимой.fb2
Гамсун – Лихорадочные стихи.fb2
Гамсун – Местечко Сегельфосс.fb2
Гамсун – Мечтатель (пер. М. Коваленская).fb2
Гамсун – Мистерии.fb2
Гамсун – Новые силы.fb2
Гамсун – О духовной жизни современной Америки.fb2
Гамсун – Отец и сын.fb2
Гамсун – Пан.fb2
Гамсун – Плут из плутов.fb2
Гамсун – Победитель.fb2
Гамсун – Победительница.fb2
Гамсун – Под осенней звездой.fb2
Гамсун – Последняя глава.fb2
Гамсун – Последняя отрада.fb2
Гамсун – Рабы любви (1898, пер. А. Блока).fb2
Гамсун – Рабы любви (1898, пер. Н. Крымовой).fb2
Гамсун – Редактор Люнге.fb2
Гамсун – Смерть Глана.fb2
Гамсун – Соки земли.fb2
Гамсун – Странник играет под сурдинку.fb2
Гамсун – Сын солнца.fb2
Гамсун – Тяжелые дни.fb2

Дилогия о Бенони и Розе

Гамсун 1 Бенони.fb2
Гамсун 2 Роза.fb2

Трилогия об Августе

Гамсун 1 Скитальцы.fb2
Гамсун 2 Август.fb2
Гамсун 3 А жизнь идет. fb2

Кнут Гамсун

Биография

Проживший долгую жизнь писатель Кнут Гамсун вырос из крестьянского сына в нобелевского лауреата, но не выдержал испытание славой. Имя норвежца стало нарицательным для литераторов, в старости поддерживающих самых жестоких диктаторов. Произведения Гамсуна оказались мудрее их создателя и прошли проверку временем.

Детство и юность

4 августа 1859 года в семье сельского портного Петера Педерсена родился четвертый ребенок. Детство мальчика, которому родители дали имя Кнут, прошло в бедности и лишениях. Несколько лет он, подобно Золушке и Крошечке-Хаврошечке, жил в семье обеспеченных, но суровых родственников, только в роли мачехи выступал алчный дядя.

Кнут Гамсун в детстве / Википедия

Будущий нобелевский лауреат мог бы сказать о себе цитатой Александра Твардовского:

«Перед кем лишь мне, парнишке, не случалось спину гнуть».

Хотя на подростковом фото Кнут одет в респектабельный костюм, до того как стать профессиональным литератором, юноше довелось поработать пастухом и помощником продавца в сельской лавке, бродячим торговцем и кондуктором на конке, деревенским учителем и помощником шерифа.

Книги

Дебютировал в словесности Кнут повестью «Загадочный человек. Любовная история из Нурланна», напечатанной на средства спонсора и рассказывающей о любви сельского учителя и дочки священника. Роман «Бьергер» литератор подписал псевдонимом Гамсунд в память о местности, где прошло его детство. Но по вине типографии последняя буква потерялась, так появилось слово Гамсун, которое писатель передал в качестве фамилии потомкам.

Кнут Гамсун в молодости. Художник Альфред Андерсен / Nasjonalmuseet

Герои ранних романов Гамсуна «Голод» и «Мистерии» — молодые люди творческих профессий. В «Голоде» это безымянный журналист, которому удается продать не более одной статьи в неделю, а в «Мистериях» — скрипач. Действие первого произведения разворачивается в мегаполисе, а второго — в маленьком курортном городке. Но локации описаны неконкретно, и такие истории могли бы произойти с юношами в любой точке Европы или Америки.

Романы перекликаются с сочинениями Достоевского — внутренний мир персонажей более важен, чем сюжет или детали обстановки. Многие литераторы 20-го века от Анны Ахматовой до Джеймса Джойса и от Алексея Крученых до Генри Миллера отмечали влияние ранних романов Гамсуна на свое творчество, а порой даже приводили в своих произведениях цитаты из них.

Писатель Кнут Гамсун / Anders Beer Wilse, Nasjonalbiblioteket

Впоследствии Гамсун перешел на позиции почвенничества. Герои его поздних романов, «Плодов земли» (название произведения, за которое писателя удостоили Нобелевской премии по литературе, иногда переводится как «Соки земли») и трилогии об Августе, в которую входят сочинения «Скитальцы», «Август» и «А жизнь идет», напротив, скандинавские крестьяне и рыбаки. Хотя Гамсун обличал Льва Толстого в статьях, в зрелом возрасте норвежец, как и русский граф, стал находить гармонию в быте сельских тружеников.

Кнут Гамсун / Anders Beer Wilse, Nasjonalbiblioteket

Мостиком между этими этапами творчества литератора служит роман «Пан», по объему и числу персонажей соответствующий повести. Действие произведения разворачивается в сельской местности (в среде охотников), но читатель не может понять, кто прав — общество, навязывающее юноше традиционные нормы, или молодой человек, эти нормы нарушающий.

Кроме романов, Гамсун создавал произведения других жанров — пьесы и баллады, рассказы и очерки, но они не имели такого успеха, как его крупная проза. К моменту присуждения Нобелевской премии у писателя нарастают отчуждение от мира и раздражение как окружающей действительностью, так и взглядами собратьев по перу, и традиционную лекцию лауреата Кнут не произносит.

Личная жизнь

В 29 лет Кнут женился на девушке по имени Берглиот, но через 8 лет брак, в котором родилась дочь Виктория, распался. Второй женой Кнута стала актриса и детская писательница Мари Андерсен, подарившая литератору четырех детей, один из которых — сын Торе — впоследствии прославился как художник. Мари была младше мужа на 22 года, оставалась с Гамсуном до его кончины.

Кнут Гамсун и его жена Мэри / Википедия

Несмываемым пятном биографии Гамсуна является увлечение литератора нацизмом. Еще во время поездок в США писатель характеризовал темнокожих жителей Америки как неполноценных людей, которые навсегда останутся дикарями.

В 1934 году нобелевский лауреат приветствовал приход Адольфа Гитлера к власти, а в 1943-м побывал в Германии по личному приглашению фюрера и встречался как с ним, так и с его ближайшим сподвижником Йозефом Геббельсом. Разочарованные читатели присылали Кнуту гневные письма и посылки с его книгами.

Кнут Гамсун с семьей / Anders Beer Wilse, Nasjonalbiblioteket

В 1945 году Гамсуна арестовали, но признали невменяемым и поместили в психиатрическую клинику, а затем в дом престарелых. Через 2 года писателю назначили денежный штраф за сотрудничество с нацистами. Судебный процесс литератор описал в своем последнем произведении «По заросшим тропам».

Мари поддерживала нацизм еще активнее мужа, и в 1947 году женщину приговорили к 3 годам тюремного заключения за измену, но уже через 9 месяцев выпустили по амнистии. Во время уголовного преследования супруги поссорились, но воссоединились в 1950 году. Мари написала мемуары, из которых поклонники творчества писателя могут узнать о его привычках и личной жизни.

Смерть

В феврале 1952 года Кнут Гамсун скончался. Причиной смерти 92-летнего литератора стал очередной, четвертый по счету инсульт. Прах нобелевского лауреата погребли в саду дома Гамсунов в Нёрхольме.

Кнут Гамсун в последние годы жизни / Sverre Heiberg, Oslo Museum

Сочинения Гамсуна стали основой для 25 фильмов и мини-сериалов, причем первая экранизация вышла в 1916 году. В 1978-м в ленте, снятой по мотивам романа «Мистерии», участвовали такие звезды, как Сильвия Кристель («Эммануэль») и Рутгер Хауэр. В 1996 году биография писателя легла в основу картины «Гамсун», в которой роль нобелевского лауреата исполнил Макс фон Сюдов. Дом в Хамарёе, в котором Кнут провел детство, сейчас функционирует как музей.

Цитаты

«У любого народа есть свой коровий колокольчик, которому он поклоняется, и с этой верой люди умирают в блаженстве. Дело ведь не в том, во что верить, а в том, как верить…»

«Источник и радостей наших, и печалей — в нас же самих»

«Право жить есть такой щедрый, такой незаслуженный дар, что он с лихвой окупает все горести жизни, все до единой»

Гамсун: сочинение

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 215
  • КНИГИ 592 945
  • СЕРИИ 22 145
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 553 149

Мой статус автора:

Гамсун родился 4 августа 1859 года в приходе Веге в долине Гудбрандсдален. Он был четвёртым ребёнком в семье деревенского портного Петера Педерсена. Жил в бедности, с девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с 1873 года), в течение которых он сменил множество занятий. Писать начал с 17 лет. Первая книга «Загадочный человек. Нурланнская любовная история» (норв. Den Gaadefulde. En kjærlighedshistorie fra Nordland) появилась в 1877 году. В молодости много путешествовал, побывав, в частности, в США. После 1888 года обосновался вКопенгагене. В 1890 году у Гамсуна выходит новаторский психологический роман «Голод» (норв.Sult), принёсший ему славу.

В 1890-е годы и особенно в 1900-е Гамсун был одним из самых популярных в мире писателей и драматургов модернизма, неоднократно переводился и был очень известен в России.

Первое издание романа «Голод» 1890

В 1898 году Гамсун женится на Берглиот Бех — этот брак продлился восемь лет. В 1909 году он женится во второй раз, на актрисе Мари Андерсен. Мари после свадьбы оставила карьеру и оставалась с Гамсуном до конца его жизни. В 1918 году супруги покупают усадьбу Нёрхольм, в которой Гамсун проведёт остаток жизни.

В 1920 году Гамсуну присуждается Нобелевская премия по литературе за монументальный труд «Соки земли» (норв.Markens Grøde). В 1943 году Гамсун передал свою медаль нобелевского лауреата министру пропаганды Третьего РейхаГеббельсу.

О своем творчестве Гамсун писал так: «Как современный психолог, я должен осветить и исследовать душу. Я должен исследовать её вдоль и поперек, со всех точек зрения, проникнуть в самые тайные глубины».

Ницше выступает также против буржуазии, выступает из таких же мотивов, что и Гамсун, за её сонность, за её «христианское» сочувствие пролетариату. Гамсуновский идеал, идеал деспота, воплощается у него в преступную фигуру Чезаре Борджиа, в ренессановские натуры, с их невинным цинизмом и холодной логикой убийства

— Юринец В. А.. Значение Плеханова для марксовой социологии искусства (1927)[3]

После прихода Гитлера к власти в Германии и во время Второй мировой войны Гамсун, ранее систематически проповедовавший немецкую культуру и выступавший против англосаксонской, встал на сторону нацистов и поддерживал Видкуна Квислинга. Однако, видя все жестокости и преступления коллаборационистского режима Квислинга, писатель разочаровался в нём. Во время своего визита в Германию в 1943 году Гамсун, встретившись с Гитлером, потребовал от него избавить Норвегию от Квислинга и Тербовена, чем привёл фюрера в ярость. После смерти Гитлера Гамсун написал некролог, в котором назвал нацистского лидера «борцом за права народов», хотя близкие отговаривали его от этого шага.

Гамсун в 1939 году.

После окончания войны Гамсун был отдан под суд. Он избежал тюремного заключения благодаря преклонному возрасту, однако был оштрафован по гражданскому иску. Позднее он описал судебный процесс в рассказе «По заросшим тропам». Сын писателя Арильд служил военным корреспондентом в специальном пропагандистском взводе, в 1943 г. вошедшем в специальный пропагандистский полк СС «Курт Эггерс».

После войны Гамсун некоторое время жил в доме для престарелых, а в 1950 году вернулся в Нёрхольм.

Писатель умер 19 февраля 1952 года. Полное собрание его сочинений вышло в свет через два года после его смерти.

Кнут Гамсун

Книги, собрания сочинений

Кнут Гамсун – Полное собрание сочинений в 6 томах

1991 Издательство: Художественная литература

С о д е р ж а н и е:
Том 1. “Голод”, “Мистерии”, “Пан”. Вступительная статья об авторе Б.Сучкова.
Том 2. романы: “Виктория”, “Под осенней звездой”, “Бенони” и “Роза”.
Том 3. романы: “Странник играет под сурдинку”, “Дети века” и “Местечко Сегельфосс”.
Том 4. романы: “Плоды земли” (1917), и “Женщины у колодца” (1920).
Том 5. “Последняя глава” (1923) и “Круг замкнулся” (1936).
Том 6. рассказы разных лет, пьесы (“У врат царства” и “Царица Тамара”), книга воспоминаний писателя “На заросших тропинках” (1949).
В качестве приложения включена документальная сценарная повесть шведского писателя П.У.Энквиста “Гамсун”, в которой сделана попытка раскрыть глубокую человеческую драму последних лет жизни писателя.

Кнут Гамсун – Собрание сочинений в 5 томах

1994 Издательство: Эй-Ди-Лтд

С о д е р ж а н и е:
Кн. 1. Дети времени.Местечко Сегельфосс.
Кн. 2. Последняя отрада.Последняя глава.
Кн. 3. Пан.Смерть Глана.Виктория.Мистерии.
Кн. 4. Август.А жизнь идет.
Кн. 5. Соки земли.Женщины у колодца.

Кнут Гамсун – Собрание сочинений в 2 томах

1970 Издательство: Художественная литература

С о д е р ж а н и е:
Том 1. “Голод”, “Мистерии”
Том 2. “Пан”, “Виктория”, “Под осенний звездой”, “Странник играет под сурдинку” и рассказы.

Кнут Гамсун – Избранное

1991 Издательство: Лениздат

С о д е р ж а н и е:
романы “Голод”, “Мистерии”, “Пан”, рассказы в переводе А. Блока и К. Бальмонта.

Библиография

1877 Загадочный человек. Любовная история из Нурланна / Den Gaadefulde. En kjærlighedshistorie fra Nordland [повесть]
1878 Свидание / Et Gjensyn [ баллада]
1878 Бьергер / Bjørger [повесть]
1889 О духовной жизни современной Америки / Fra det moderne Amerikas Aandsliv [статьи]
1890 Голод / Sult
1892 Мистерии / Mysterier
1893 Редактор Люнге / Redaktør Lynge
1893 Новые всходы / Ny jord
1894 Пан / Pan
1895 У врат царства / Ved Rigets Port [пьеса]
1896 Игра жизни / Livets Spil [пьеса]
1897 Сиеста / Siesta [новеллы]
1898 Вечерняя заря / Aftenrøde [пьеса]
1898 Виктория / Victoria
1902 Монах Вендт / Munken Vendt [пьеса]
1903 Kratskog [новеллы]
1903 Царица Тамара / Dronning Tamara [пьеса]
1903 В сказочном царстве / I Æventyrland [травелог]
1904 Дикий хор / Det vilde Kor [поэма]
1904 Во власти полумесяца / Sværmere
1905 Воинствующая жизнь / Stridende Liv [новеллы]:
– Александр и Леонарда
– В стране полумесяца
– Победительница
1906 Под сенью золотого дождя / Under Høststjærnen
Серия: Дилогия о Бенони и Розе
1908 1 Бенони / Benoni
1908 2 Роза / Rosa
1909 Странник играет под сурдинку / En Vandrer spiller med Sordin
1910 Воинствующая жизнь / Livet ivold [пьеса]
1912 Den siste Glæde
Серия: Дети времени
1913 1 Дети века / Børn av Tiden
1915 2 Местечко Сегельфосс / Segelfoss By
1917 Плоды земли / Markens Grøde
1918 Язык в опасности / Sproget i Fare [памфлет]
1920 Женщины у колодца / Konerne ved Vandposten
1923 Последняя глава / Siste Kapitel
Серия: Трилогия об Августе
1927 1 Скитальцы / Landstrykere
1930 2 Август / August
1933 3 А жизнь продолжается / Men Livet lever
1936 Круг замкнулся / Ringen sluttet
1949 По заросшим тропинкам / Paa gjengrodde Stier

Экранизации

Голод / Sult / Hunger (Хеннинг Карлсен / Henning Carlsen) (1966 г.)
Пан / Два зеленых пера / Pan / Two Green Feathers (Хеннинг Карлсен ) (1995 г.,)
Соки земли / Markens groede / Growth of the Soil (Гуннар Соммерфелдт) (1921 г.)
Странники / Бродяги / Скитальцы / Landstrykere / The Wanderers (Ула Солум ) (1990 г.)
Сумерки ледяных нимф / Twilight of the Ice Nymphs (Гай Мэддин ) (1997 г.)
Таинства (Мистерии) / Mysteries (Поль де Луссанет) (1978 г.)
Телеграфист / Telegrafisten (Эрик Густавсон) (1993 г.)
Гамсун / Hamsun (Ян Труэль) (1996)

ГАМСУН КНУТ

ГАМСУН КНУТ (псев­до­ним; настоящая фамилия Пе­дер­сен, Pedersen) – норвежский писатель.

Ро­дил­ся в бед­ной кре­сть­ян­ской се­мье. По­лу­чил не­пол­ное школь­ное об­ра­зо­ва­ние. В мо­ло­до­сти мно­го ски­тал­ся, в том числе по Аме­ри­ке (1882-1884, 1886-1888 годы); пе­ре­про­бо­вал ряд про­фес­сий. В начале 2-й ми­ро­вой вой­ны и в пе­ри­од ок­ку­па­ции Нор­ве­гии Гамсун, как и в 1-ю ми­ро­вую вой­ну, за­ни­мал про­гер­ман­скую по­зи­цию, ос­но­ван­ную во мно­гом на ир­ра­цио­наль­ной ве­ре в немецкую куль­ту­ру и ис­то­рическую мис­сию Гер­ма­нии. В го­ды ок­ку­па­ции Гамсун об­ра­тил­ся к со­оте­че­ст­вен­ни­кам с при­зы­вом сло­жить ору­жие и не ока­зы­вать со­про­тив­ле­ния немецким вой­скам. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны под­верг­нут на­силь­ст­вен­но­му пси­хи­ат­ри­ческому ле­че­нию (1945-1948 годы); за кол­ла­бо­ра­цио­низм при­го­во­рён к зна­чительному штра­фу (1947 год).

Пер­вое сочинение Гамсуна – по­весть «За­га­доч­ный че­ло­век. Нур­ланн­ская лю­бов­ная ис­то­рия» («Den ga­tefulde. En kjærlig­heds­histo­rie fra Nor­land», 1877 год). В пер­вом ав­то­био­гра­фическом ро­ма­не «Бьёр­гер» («Bjørger», 1878 год) за­тро­ну­та важ­ная для все­го твор­че­ст­ва Гамсуна те­ма кре­сть­ян­ской жиз­ни и сде­лан ак­цент на не­раз­рыв­ной свя­зи че­ло­ве­ка с при­ро­дой.

Под­лин­ный ус­пех Гамсуну при­нёс от­час­ти пред­вос­хи­щаю­щий мо­ти­вы Ф. Каф­ки ро­ман «Го­лод» («Sult», 1890 год), где де­таль­ное опи­са­ние жиз­ни не­иму­ще­го пи­са­те­ля при­об­ре­тает эк­зи­стен­ци­аль­ный смысл. Ро­ма­ны «Мис­те­рии» («Myste­rier», 1892 год), «Пан» («Pan», 1894 год), «Вик­то­рия» («Victoria», 1898 год) от­ли­ча­ют на­кал стра­стей, при­чудли­вая иг­ра во­об­раже­ния, обо­ст­рён­ность вос­при­ятия ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, пси­хо­ло­гическая глу­би­на, со­звуч­ная про­зе Ф.М. Дос­то­ев­ско­го (ко­то­ро­го Гамсун вы­со­ко це­нил).

Для по­сле­дую­щих со­чи­не­ний Гамсуна – ро­ма­нов «Меч­та­те­ли» («Svær­mere», 1904 год), «Под осен­ни­ми звёз­да­ми» («Under Høststjernen», 1906 год), «Бе­но­ни» («Benoni», 1908 год), «Ро­за» («Rosa», 1908 год), «Стран­ник иг­ра­ет под сур­дин­ку» («En vandrer spiller med sordin», 1909 год), «Де­ти ве­ка» («Børn av Tiden», 1913 год), «Мес­теч­ко Се­гель­фос» («Segel­foss By», 1915 год), «Со­ки зем­ли» («Mar­kens grøde», 1917 год; русский перевод 1922 года), «Жен­щи­ны у ко­лод­ца» («Konerne ved vannposten», 1920 год) и др. – ха­рак­тер­но уг­луб­ле­ние кри­ти­ки со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции в ду­хе нео­ро­ман­тиз­ма.

Наи­бо­лее зна­чи­тель­ное сочинение Гамсуна – ро­ман-прит­ча «Со­ки зем­ли», в ко­то­ром от­ра­зи­лось пред­став­ле­ние ав­то­ра о кре­сть­ян­ской жиз­ни как иде­аль­ной фор­ме че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния. Осо­бой по­пу­ляр­но­стью у чи­та­те­лей поль­зо­ва­лась ро­ман­ная три­ло­гия: «Бро­дя­ги» («Landstrykere», 1927 год), «Ав­густ» («Au­gust», 1930 год), «А жизнь идёт» («Men Livet lever», 1933 год). В ней, как и в ро­ма­не «Круг замк­нул­ся» («Rin­gen sluttet», 1936 год), наи­бо­лее от­чёт­ли­во вы­ра­же­на те­ма при­род­ной цик­лич­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бы­тия.

Сре­ди других со­чи­не­ний – дра­ма­тическая три­ло­гия «У врат цар­ст­ва» («Ved Rikets Port», 1895 год), «Иг­ра жиз­ни» («Livets Spil», 1896 год) и «Ве­чер­няя за­ря» («Af­ten­røde»,1898 год); сбор­ни­ки но­велл; по­этический сборник «Ди­кий хор» («Det vilde kor», 1904 год); кни­ги очер­ков, в том числе пу­те­вые за­мет­ки «В ска­зоч­ном цар­ст­ве» («I æventyr­land», 1903 год), в ко­то­рых Гамсун опи­сы­ва­ет своё пу­те­ше­ст­вие в Рос­сию и на Кав­каз; ав­то­био­гра­фическая книга «На за­рос­ших тро­пин­ках» («På gjengrodde stier», 1949 год), со­дер­жа­щая горь­кие под­роб­но­сти по­след­них лет жиз­ни пи­са­те­ля. Поч­ти все ху­дожественные со­чи­не­ния Гамсуна пе­ре­ве­де­ны на русский язык (с 1892 года). Но­бе­лев­ская премия (1920 год).

Сочинения:

Полное собрание сочинений. СПб., 1910. Т. 1-5;

Samlede verker. Oslo, 1954-1956. Bd 1-15;

Избранные про­из­ве­де­ния. М., 1970. Т. 1-2;

На за­рос­ших тро­пин­ках. М., 1993;

В ска­зоч­ном цар­ст­ве. М., [1993];

Собрание сочинений. М., 1994-2000. Т. 1-6;

Не­зна­ко­мый Гам­сун. Мур­манск, 2001.

Дополнительная литература:

Nilson S.S. En Ørn i uvær. Oslo, 1960;

Суч­ков Б.Л. К. Гам­сун // Ли­ки вре­ме­ни. М., 1976. Т. 2.

Ссылка на основную публикацию
×
×