Флобер: сочинение

«Жизнь и творчество писателя Гюстава Флобера»

Сын врача, Флобер вошел в литературу как творец объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен Богу — создать свой мир и пойти из него прочь, т.е. не навязывать читателю своей оценки описанного в произведении. Семья будущего писателя литературой не интересовалась, в его окружении ценились лишь сугубо практические знания. Возможно, именно поэтому Флобер уделял так много внимания науке и, будто настоящий медик, «анатомировал» общество, изображая его в своих произведениях. У Флобера поражают раннее духовное развитие и зрелость соображений о мире. В двенадцать лет он приходил в негодование руанским буржуа, которые готовились встретить короля в своем городе: «Какие же глупые люди, как ограничена толпа!

Суетиться вокруг короля, тратить 30 тысяч франков на торжества, приглашать из Парижа 25 тысяч музыкантов, хлопотать! Ради кого? Ради какого-то короля. Ах. Какие же люди глупые!» Тогда же, в школьные годы, Флобер, как и все его ровесники, ощущал гнетущую тоску и отчаяние, рожденные не только литературной модой, а и политическим тяжелый временем. Позднее Флобер писал, что именно в то время двое его товарищей укоротили себе век, не выдержав паскудства, которое со всех сторон окружало их. Впрочем, они также старались протестовать, создавали тайные политические общества, тем не менее, полнее выражали себя в церкви, где ломали лавы и воспевали «Марсельезу». Мальчишеские затеи отражали непринятие мира гендлярства и практицизма. Будущий писатель мечтал о новой революции, когда власть перейдет к рукам народа, сочувственно писал о восставших лионских рабочих, тем не менее, в его душе также развивался скептицизм, который, наконец, станет краеугольным камнем миропонимания Флобера.

Вся жизнь и творчество писателя были протестом против мира буржуа, которые, по его точному определению, живут, «зажав сердце между собственной лавочкой и собственным пищеварением». Взгляды Флобера сформировались в середине 40-х гг. Подпочвой философских убеждений писателя стали идеи Б. Спинозы: его этика, его пантеизм оказались весьма близкими для Флобера, как и мысль о причинной зависимости всех явлений друг от друга. Причем, фаталистический характер этой зависимости, сформулированной Спинозой, усвоил и Флобер.

Фатализм Флобера – это своеобразный механистический детерминизм. В сознании писателя идеи Спинозы о детерминизме объединяются с мыслями об отсутствии социального развития общества, о кругообразном движении истории, которые высказал итальянский философ Дж. Вико (1668-1744). Так возникает философская теория, которая отбрасывает буржуазный прогресс и ориентируется на духовные возможности личности. При этом презрение к буржуазному обществу и правительству превращается в недоверие и пренебрежение к любому общественному движению, из-за которых, собственно, Флобер не понял и не воспринял революции 1848 г. и Парижской коммуны, хотя и считал себя «скептическим и раздраженным республиканцем».

Свое отношение к Второй империи писатель сформулировал целиком однозначно: «…политическое состояние страны подтвердило мои давние априорные взгляды о двуногом, неоперенном животном, которое я считаю смесью ястреба и индейки» (индейка для французов — олицетворение глупости). Объединение индейки с ястребом свидетельствует о том, что писатель отнюдь не считал современников невинными существами. Безобразному миру буржуа, где «богатство заменяет все, даже уважение» («Лексикон прописных истин»), писатель, казалось, противопоставлял башню из слоновьей кости — поэтический символ романтика А. де Виньи. «Пусть себе Империя утверждается, — писал Флобер, — затворим свои двери, поднимемся на самую вершину нашей башни из слоновьей кости, на верхнюю площадку, по возможности ближе к небу. Правда, там иногда бывает холодно. И следует ли учитывать это? По крайней мере, там ты видишь мерцающие звезды и не слышишь индюков». У Флобера кардинально изменяется представление о счастье, в отличие от его предшественников. Он пишет: «Счастье — обман, а его поиски являются причиной всех жизненных злоключений. Но существует погожий покой, который похож на счастье и даже лучше него». Но покой Флобера преисполнен чрезвычайно активной работой души, напряжением мысли, ведь вечными являются лишь духовные ценности. Он интересовался историей, искусством, медициной, археологией, философией. Стремление писать лишь правду побуждало его исследовать огромный материал. Достаточно сказать, что лишь в процессе работы над последним, незаконченным романом «Бувар и Пекюше» Флобер перечитал свыше 1500 томов.

Сложной была и концепция искусства, которую предложил писатель. Возвеличивая Красоту как основной принцип Искусства (Ф. писал эти слова с прописной буквы), писатель всегда проникался вопросом: «Зачем все это?» Ответ был один: для объяснения человека и мира. «Писатель должен уметь все сделать возвышенным; он похож на помпу, которая достигает недр предметов, их естества, глубочайших русел. Он всасывает и исполинскими снопами выбрасывает к солнцу все то, что скрывала земля, и чего не было видно».

Перед 1850 г. у Флобера появилось неизвестное прежде ощущение изменения исторических эпох. Смерть О. де Бальзака стала для него завершением своеобразного этапа, Флобер воспринимал его как «сильного человека, который дьявольским образом постигал свою эпоху». Но вместе с тем Флобер очень ясно понимал, что настало другое время, вот потому «теперь нужны другие песенки». Что же это за «песенки»? Согласно духу времени, Флобер считал, что материал для искусства есть «во всем и везде», а запрещенных, непоэтических тем больше не существует. Изображая мир, необходимо «все более тесно приближаться к науке».

Наука же предусматривает, с одной стороны, беспристрастность изображения, а с другой — глубину исследования и широту. Именно поэтому писатель, по мнению Флобера, «должен быть созвучным всему и всем, если он хочет понимать и описывать». Литература, как и наука, должна стать не дидактической (дидактизм Флобер считал недостатком), а наглядной. Под наглядностью искусства Флобер понимал новый принцип отображения мира, который он сам называл объективным. Писатель утверждал: «Необходимо писать картины, показывать природу такой, какой она является на самом деле, но картины исчерпывающие, в них нужно показать и лицо, и низ». Стремление к полноте картины мира, правдивого и всестороннего его изображения постоянно звучит в высказываниях Флобера на разных этапах его творчества, начиная с работы над романом «Госпожа Бовари», т.е. с того времени, когда окончательно сформировался его талант.

Принцип безличного, объективного искусства рожденный не отсутствием авторской позиции, а ориентацией на читателя, который активно воспринимает художественное произведение. Об этом Флобер писал в письме к Жорж Санд: «…согласно моим представлениям об Искусстве, художник должен скрывать свои чувства и обнаруживать свое присутствие в произведении в той же мере, в которой Бог проявляется в природе». Но эта «самозатаенность» является результатом напряженного труда писателя, которому необходимо «хорошо подумать», «чтобы хорошо писать». Флобер был убежден в том, что «…чем больше личного в нашем творчестве, тем оно никчемнее».

Сочинение: Флобер Госпожа Бовари

Французский реализм 19 столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап – становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х – 40-е годы) – представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака.

Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера – наследника реализма стендалевско-бальзаковского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя. Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера – «Госпожа Бовари» (1856), которому писатель отдал пять лет наряженного, мучительнейшего труда.

Критики единодушно подчеркивали случайность поводов, послуживших Флоберу стимулом к созданию романа. По словам самого Флобера, он начал обдумывать «Госпожу Бовари» совсем в ином плане, чем тот, который получился в окончательной редакции. Сначала, по собственным признаниям писателя, он мыслил сделать свою героиню девственницей, которая живет в провинциальной среде, стареет от огорчения и доходит до крайнего мистицизма в мечтах по воображаемой страсти. Героиня рисовалась ему носительницей мистически взвинченных чувств, человеком, целиком ушедшим в свой внутренний мир. Но Флобер по совету друзей взялся за более реалистический сюжет, основой для которого послужила история Деламара, врача из Ри, известного в семье Флобера. Супружеские несчастья Деламара (неверность жены) занимали любителей сплетен; соблазненная, а затем брошенная любовником , жена Деламара отравилась. Так было положено начало роман «Госпожа Бовари». Французские исследователи считают, что «роман следовал действительности в ее мельчайших проявлениях».

Естественно, самые существенные изменения претерпел главный персонаж. Флобер говорил: я придумаю героиню, женщину, которая встречается чаще других. В романе мы видим Эмму – мечтательную провинциалку, которую окружает совершенно реальная среда. Флобер не зря дал своему роману подзаголовок «провинциальные нравы». Заставив свою героиню жить в мещанской среде, Флобер перенес внимание на ту действительную жизненную основу, которая с необходимостью порождает у героини иллюзии, надежды и желания и приводит ее к катастрофе. Вместо «экспериментирования» над искусственно изолированным от жизни человеческим сознанием, он написал книгу, исполненную необычайной силы проникновения в общественную психологию своего времени. Флобер изобразил среднего героя, такого, которого встречаешь на каждом шагу в ежедневном существовании. Он искал сюжета обыденного и трагического в одно и то же время: ведь только в таком романе он сможет показать свою эпоху, так как специфической ее особенностью была пошлость. То есть Флобер возвращается к проблеме, открытой еще Бальзаком. Показать специфику современности – значит, показать ее пошлость, следовательно типично современный роман должен стать трагедией пошлости.

Сюжет флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварный ростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде. Несложное взаимодействие этих фигур приводит к трагической развязке. Разочаровавшись в любовниках, вконец разоренная ростовщиком, убоявшаяся публичного скандала, не смеющая раскрыться в своих преступлениях доверчивому до слепоты мужу, жена-прелюбодейка кончает жизнь самоубийством, отравившись мышьяком. То есть, несмотря на трагический конец, всё это в высшей степени обыкновенно и просто, даже пошло. Но, настаивая на праве художника обращаться к самым пошлым и тривиальным сюжетам, Флобер говорил: «Поэзия, подобно солнцу, заставляет и навозную кучу отливать золотом». Когда редактор упрекнул писателя за скучный, мало поэтический сюжет, Флобер взорвался: «неужели вы думаете, что неприглядная действительность, воспроизведение которой вам так претит, не вызывает у меня такое же отвращение? Как человек, я уклонялся от нее насколько мог. Но как художник я решился на этот раз испытать ее до конца». Именно это и происходит в «Госпоже Бовари». Флобер, как писатель-реалист, раскрывает в Эмме Бовари, героине пошлого адюльтера, личность трагическую, пытавшуюся восстать против ненавистной ей действительности, и в конце концов поглощенную ею. Эмма Бовари оказалось типом и символом современности. Это существо пошлое, необразованное, не умеющее рассуждать, не привлекательное ничем, кроме внешности. Но в ней заложены качества, которые делают ее интересной и типичной -–неприятие действительности, жажда того, чего нет, стремление и неизбежно связанное с ним страдание. Героиня Флобера не привыкла разбираться в своих чувствах, она подчиняется влечениям, не подвергая их критике сознания, она не ведает, что творит. Флобер должен был разбираться во всем этом сам, без помощи героини, понять то, что она сама не могла понять, проникнуть в подсознание. Он хотел проникнуть в логику страстей, которая не похожа на логику мысли. Поэтому Флобер отказывается от драмы. Драма – это исключение, а он должен изобразить правило. Психологически глубоко разработанный образ Эммы Бовари раскрывается в разных планах:

Она – жена Шарля, мать ребенка, любовница Родольфа, клиентка Лере… Только что вышедшая из монастырского пансиона и приехавшая на ферму отца, Эмма хранит в душе усвоенный в пансионе идеал жизни, полной высоких чувств и страстей. Деревня вскоре теряет для нее всякую привлекательность, и она разочаровывается в ней так же, как и в монастыре. Когда на ее горизонте появился Шарль, она приняла «беспокойство, вызываемое новым ее положением» за чудесную страсть. Тотчас после брака эта иллюзия исчезла. Эмма хотела найти в своем муже нечто значительное, сколько-нибудь приближающееся к ее книжному идеалу. Она пела ему меланхолические романсы, но оставалась такой же спокойной, а Шарль не был ни более влюблен, ни более взволнован. Операция калеки убедила Эмму ее в бездарности ее мужа. С любовниками происходит почти то же. Эмма Бовари находит в любовниках то же, что в муже, – все ту же «пошлость брачного сожительства». Родольф скучает во время ее поэтических излияний, Леон – слабый характером, наскучивший слишком большой страстью, практически осторожный человек. Она вскоре перестает любить его, она любит в нем свою любовь, т.е. самое себя. Вместе с тем вся эта «поэзия любви» превращается в самый обычный адюльтер. Эмма вынуждена лгать мужу, придумывать множество мелких уловок, вовлекать в сферу своих обманов других. Она должна трепетать перед соседями. Из любви к роскоши и сентиментальности она делает подарки своим любовникам. В минуты душевного волнения она способна декламировать всем известные стихи. Лаская ребенка, она предавалась «патетическим излияниям, которые всюду, кроме Ионвиля, напоминали бы затворницу из «Собора Парижской Богоматери». Страстная любовь выражается в самых избитых фразах, заимствованных из какого-нибудь затасканного романа.

Однако нелепо не только выражение чувств Эммы, смешны и цель ее стремлений и вкусы. В центре ее желаний – «мальчик красивый», традиционный герой, одетый в черный бархат, окруженный роскошью и могуществом, исполненный всяческих совершенств. Она дарит своим любовникам подарки, украшает комнату какими-то занавесками, требует от Родольфа, чтобы он думал о ней ровно в полночь. Мещанские украшения, красивые курточки или сапожки являются для нее необходимым сопровождением большой страсти, «поэзии жизни», без которой счастье для нее невозможно.

Но Эмма не может уйти от обыденного. Пошлость не только окружает ее, она царит даже в ее мечтах. В этом и заключается отличие этого образа от всех предыдущих героев Флобера, которые внутренне были всегда свободны от пошлого.

Объясняя высокие порывы Эммы физиологическими влечениями, Флобер тем самым показал их оборотную сторону и тем самым еще больше усиливал иронию. Неудовлетворенность духовная связана с неудовлетворенностью физической, жажда огромной поэзии превращается в жажду сексуальных наслаждений. Связь с Леоном возбуждает у нее страсть к роскоши, к мягким тканям и вкусной пище. С первых глав романа, через тонко и вдумчиво отобранные детали, Флобер вскрывает драму поэтического чувства. Для сознания, формирующегося в условиях провинциально-мещанского бытия, оказывается затрудненным выход к живому, реальному ощущению того, что объективно прекрасно. Правда, героиня романа, казалось бы, не желает считаться с реальной жизнью, стремясь принять действительность лишь в тех условных формах, которые подсказываются «романами о любви», поэтому и создается возможность двойного существования для Эммы: рядом с мужем и без мужа. Флобер ясно показывает, что причину злосчастий простых и, в сущности, неплохих людей – Шарля и Эммы – следует искать в идиотизме провинциального существования.

Продолжая реалистические традиции Стендаля и Бальзака, Флобер переводит вопрос о «роковом одиночестве» человека на почву подчеркнуто будничной, реальной действительности. Шарль Бовари в результате сумбурного воспитания и совокупности жизненных обстоятельств делается обывателем. Эмма, начитавшись литературы с ее «обольщениями», становится героиней грязных романов. Это всего лишь следствия главной причины, обусловившей жизненную катастрофу Эммы и Шарля. Эта главная, определяющая причина коренится в условиях существования людей. Глубокая безнравственность, нечто постыдное и унизительное заложено в самой природе провинциального существования, при котором высокое, здоровое, человечное притупляется и извращается. Эмма не могла полюбить Шарля, так как не понимала его чувств к себе; она не могла поверить в существование любви у Шарля, так как его любовь не выражалась в выработанных литературой условных формах. Эмма попала в некий заколдованный круг. Она желает внушить себе любовь, а так как в романах любовь сопровождается рядом неизменных признаков «высокой страсти», то Эмма полагает, что достаточно внешних признаков «страсти» (луна, стихи, романсы), чтобы тем самым испытать ее магическое влияние. Она сознательно пытается привить себе поэтическое чувство.

Понимание безнравственности жизненных условий, в которые поставлена Эмма Бовари, не мешает писателю довольно сурово осуждать героиню за ее «сентиментальные причуды», столь чуждые ей как положительной натуре, «положительному духу». Флобер колеблется между симпатией к Эмме – жертве развратившей ее мещанской среды – и чувством сурового осуждения Эммы, как олицетворения фальши, эгоизма и сентиментальных причуд. Искреннее сострадание к героям переплетается с иронией по отношению к ним.

Писатель вводит читателя в самую суть формирования «романтического идеала». Так, в начале романа Эмма полна глухого и неопределенного беспокойства, смутного недовольства жизнью. Она ищет нечто, что могло бы ее противопоставить окружающему. Есть идеальное устремление – идеал воплощается в образе Парижа.

Эмма приобретает план Парижа, и тогда «ее Париж» наполняется названиями улиц и бульваров. Но идеал оставался все еще слишком абстрактным. И тогда на помощь привлекались журналы с подробностями великосветской жизни, и идеал Эммы приобретал конкретные законченные формы. Флобер пишет: « В своих желаниях Эмма смешивала чувственные утехи роскоши с сердечными радостями, изысканность манер с тонкостью чувств…». И даже после бегства Родольфа Эмма не теряет своих иллюзий. Вторично встретив Леона в Руане, «Эмма много распространялась о ничтожестве земных чувств в вечном уединении, где остается погребенным сердце». Леон охотно включается в эту игру, и собеседники состязаются в выражении самой безрадостной меланхолии. Когда же Леон вырывает у Эммы признание в любви, сразу же меняется направление беседы – в высоких фразах уже нет необходимости. В этом отношении показательна сцена в Руанском соборе. Эмма, цепляясь за остатки добродетели, молится, ища спасения у бога. А Леон, который мыслит штампами бульварной литературы, считает такое поведение Эммы всего лишь удачной находкой, придающей пикантность их свиданию.

Таким образом, непрерывно перерождаясь, первоначальный «идеал безрадостного существования» завершается разнузданным, грязным образом жизни. Флобер проник в тайники мещанского поэтического чувства: оно зарождается как противоположность грубой реальной жизни, чтобы кончить низменной и грязной реальностью…

Эмма берет в дом служанкой девочку, пытаясь на великосветский манер сделать из нее камеристку. Эмма пленяет Шарля многочисленными тонкостями: новые бумажные розетки к подсвечникам, новый волан на платье, камин украшает вазами и т.п.

То есть параллельно с мечтами о мире роскоши, страстей и фантастических прихотей, в котором Эмма живет духовно, развертывается реальное существование, которое героиня упорно пытается поднять на уровень мечты. Происходит постоянный подмен мечты суррогатами идеального существования. Эмма последовательно снижает «идеал» до своего уровня, пытаясь «возвысить» повседневную жизнь на уровень мечты, имитируя светское утонченное существование.

В «Госпоже Бовари» Флобер вскрывает на примере судьбы Эммы, Родольфа, Леона различные стороны мещанского «поэтического чувства». Мещанская романтика способна лишь имитировать живую жизнь и живое человеческое чувство, подменять их фетишами материального преуспеяния. Для Эммы чувство любви было неотделимо от его материальной оправы, от роскоши. Глубокое отчаяние охватывает Эмму в конце романа, когда она подводит итоги своим исканиям поэтически одухотворенного, романтически возвышенного существования. Все обращается в прах, все лжет, все обманывает, – говорит она себе.

Роман заканчивается смертью Эммы. Это окончание весьма традиционно. Десятки героинь, брошенных любовником или отчаявшихся в любви, погибали от нервной горячки, от отчаяния, от других болезней, иногда очень подробно, с физиологическими деталями описанных. Но смерть госпожи Бовари оказывается весьма прозаичной. Она умирает не от любви и не от разбитого сердца: поводом к самоубийству становится недостаток денег. Разочаровавшись во втором своем возлюбленном, увидев вокруг себя пугающую пустоту, Эмма умирает не от этого. Причина самоубийства – не сердечная катастрофа и не философская трагедия, а ионвильский ростовщик, угрожающая ей опись имущества и страх перед невыносимым долготерпением Шарля. Она предлагает Леону обокрасть хозяина, она готова отдаться Родольфу после всех унижений и измен, чтобы получить у него две тысячи франков, – она вновь топчется в грязи низких расчетов, из которых хотела вырваться. Чем больше она прилагала усилий, чтобы обрести настоящее чувство и чистую страсть, тем больше погрязала в мерзости обыденного, и на самом дне его нашла свою смерть. Трагедия Эммы в том, что она не может выйти за круг обыденного, она обручена с обыденным. Прозаичность смерти Эммы подчеркивается не только физиологическими деталями, с которыми Флобер описывает действие яда. Главный иронический смысл заключается в том вздоре, который говорят у ее гроба Оме и Бурнисьен, в закуске с выпивкой, новой деревянной ноге Ипполита, позах и лицах ионвильских жителей – весь этот комизм превращается в высокую трагедию. Эмма умирает в объятиях Ионвиля, даже в самой смерти она принадлежит ему…

Автор не спас свою героиню ни от одного из возможных оскорблений. Он не дал ей ни ума, ни образования, ни тонкости вкуса, ни силы духа. И только это неистребимое стремление, жажда непознанного и запретного возвышают Эмму над всеми довольными и счастливыми и резко, категорично и навсегда противопоставляют ее «среде».

Разглядеть в обыкновенном адюльтере огромное внутреннее содержание, найти свою героиню в провинциальной мещанке, не смущаясь ни бульварными вкусами, ни ограниченностью ума, оправдать ее только силой стремления и силой иллюзий и вместе с тем показать бесполезность этой трагической борьбы и нелепость «сентиментального» идеала счастья – такова была задача Флобера, эстетическая, нравственная и социальная одновременно. Разрешив эту задачу методами своей глубоко продуманной эстетики, Флобер создал роман, который наложил печать на целую эпоху литературного развития.

В образе Эммы есть широкая философская мысль, но она включена

В содержание образа, она не выступает наружу, как это было в ранних произведениях Флобера. Читателя поражает правда деталей, доходящая до иллюзии, бьющая как удары хлыста, повседневность, от которой захватывает дух. Но эта обыденность, ставшая здесь эстетической категорией, выражает нечто большее. Это не только бедствия Эммы, показанные как частный случай чьей-то частной трагедии. За трагедией прелюбодеяния и пошлости вырастает трагедия любви и тоски, на которую обречена женщина в мире чудовищного мещанства. Эмма не только прелюбодейная жена. Ее судьба – судьба всякого человека, неудовлетворенного этим обществом, мечтающего о красоте и захлебывающегося во лжи и отвращении.

Таким образом, перебирая всю эту грязь и ничтожество, литература нашла сюжеты, драматические именно благодаря своей обыденности и внешней «некрасивости». И действительно, Флобер приложил огромные усилия для того, чтобы облечь правдивое в чеканную форму, поднять «мещанскую драму» на уровень высокого художественного, исторически содержательного обобщения.

1. Реизов Б.Г. «Творчество Флобера», М., 1965

2. Иващенко А.Ф. «Гюстав Флобер. Из истории романтизма во Франции», М., 1955

3. Реизов Б.Г. «Французский исторический роман 19 века», М., 1977

4. «История зарубежной литературы 19 века», М., 1991.

Гюстав Флобер

Биография

В середине XIX века романы Гюстава Флобера считали пошлыми и аморальными, а сегодня французский писатель считается ведущим национальным мастером пера наравне с Ги де Мопассаном и Оноре де Бальзаком. Популярность Флоберу принесли книги «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств», написанные в жанре реализма с нотками психологизма и натурализма.

Детство и юность

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в исторической столице Нормандии — Руане. Хирург Ахилл Клеофас Флобер и Анна Жюстин Кэролайн Флерио, дочь врача, с трепетом ждали этого малыша — до Гюстава в семье умерли трое детей: девочка и два мальчика.

Будущий романист воспитывался со старшим братом Ахиллом, который унаследовал от отца не только имя, но и род занятий, став хирургом, и сестрой Кэролайн, которая родилась на 3 года позже Гюстава. Детство их прошло в безрадостной атмосфере больницы Руана, в которой работал глава семейства.

Говорят, Флобер увлекся писательством еще в 8 лет, во время учебы в Королевском колледже. В 1832 году юноша поступил в лицей Пьера Корнеля, где познакомился с Эрнестом Шевалье, будущим французским политиком. Спустя 2 года друзья организовали рукописный журнал «Искусство и прогресс», в котором был опубликован первый публичный текст Флобера.

В 1840 году будущий романист отправился в Париж, чтобы изучать право. Столица Франции показалась Флоберу отвратительной, а избранная профессия — скучной, поэтому в конце того же года студент пустился в путешествие по Пиренеям и Корсике. Этот период биографии писателя нашел отражение в «Мемуарах безумца» (1901).

В начале 1846 года отец Флобера умер, оставив сыну 500 тыс. франков. Тогда молодой человек понял, что юриспруденция не его сфера, и бросил университет. Свалившееся наследство гарантировало юному Гюставу безбедную жизнь даже в случае безработицы, поэтому тот решил всецело посвятить себя писательству.

Книги

19 сентября 1851 года Флобер, вдохновленный друзьями Луи Буйе и Максимом Дюканом, взялся за сочинение романа «Госпожа Бовари» (в иных переводах — «Мадам Бовари»). Спустя 56 месяцев, в мае 1856-го, книга была завершена. Она выходила с 1 октября по 15 декабря того же года в журнале «Парижское обозрение».

Embed from Getty Images Иллюстрация к роману Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

В феврале 1857 года директора «Парижского обозрения» и Гюстава Флобера обвинили в «неуважении к общественной морали и религии». Писатель даже предстал перед судом за «вульгарное и шокирующее изображение персонажей», но наказания избежал. Снятие обвинений не только способствовало изданию «Госпожи Бовари» отдельной книгой, но и обеспечило всплеск популярности.

В центре сюжета — Эмма Бовари, несчастливая в браке женщина. Мадам не стыдится изменять супругу, который крепко ее любит. На подарки для молодых избранников женщина тратит семейное состояние, со временем начинает закладывать драгоценности и недвижимость. Летальный исход от неудовлетворенности жизнью, окружающего позора и собственной никчемности – вот, что в конечном итоге ожидает госпожу Бовари, а ее верного супруга, который продолжает общаться с любовниками жены – клеймо ничтожества.

Смелая, натуралистичная история Гюстава Флобера задела за живое не только современное ему французское общество, но и режиссеров XX и XXI веков. Первый фильм по роману «Госпожа Бовари» был снят в 1933 году соотечественником писателя, затем последовали немецкая, аргентинская, американская, итальянская, русская и британская экранизации.

Следующее сочинение Флобера значительно отличалось от «Госпожи Бовари» — исторический роман «Саламбо» о Ливийской войне в Карфагене, которая разворачивалась в 240-238 годах до н. э. Изменение стиля повествования и необычный выбор тематики обусловлены тем, что писатель считал себя «последним романтиком», в то время как книга о распутной супруге навесила на него клеймо натуралиста.

К «Саламбо» Флобер подошел со всей ответственностью – изучил порядка 100 томов о Карфагене и событиях тех времен, посетил Тунис. Спустя 5 лет кропотливого труда, в 1862-м, роман появился на свет. Французское общество охотно восприняло восточные вымыслы, устав от реалистических произведений. По достоинству оценили сочинение и в России – переведенная версия появилась в том же 1862 году в журнале «Отечественные записки».

Вероятно, сложнее всего Флоберу было писать роман «Воспитание чувств» (или «Сентиментальное воспитание»). Впервые он приступил к автобиографической истории в феврале 1843 года. Поводом для сочинительства стала встреча писателя с Элизой Шлезингер – женщиной в возрасте, в которую Флобер до безумия влюбился.

То, что вышло из-под пера еще неопытного писателя, в кругу литераторов принято называть «Первым “Воспитанием чувств”». Дебютная версия была завершена к 1845 году, а опубликована уже после смерти Флобера – в 1910-м. Интересный факт: этот роман не имеет ничего общего с произведением, напечатанным под тем же названием в 1869 году.

Во «взрослой», доработанной версии «Воспитания чувств» 1869 года главный герой Фредерик Моро без памяти влюбляется в Марию Арну, замужнюю даму бальзаковского возраста. Из-за мыслей об избраннице Моро не может наладить отношения с другими женщинами, ведет праздный образ жизни и катится ко дну. Спустя 27 лет Моро и Арну случайно сталкиваются и понимают, что все это время любили друг друга и, хотя не могли насладиться взаимным чувством, были счастливы. Они расстаются, удовлетворенные признаниями.

«Воспитание чувств» вызвало в основном негативные отзывы у критиков и коллег Флобера по перу, но каждый отметил автобиографичный мотив произведения. Ги де Мопассан говорил, что «много лично пережитого и удручающе грустного заключено в этом романе», Эмиль Золя назвал произведение «самой личной книгой» Флобера. Сомерсет Моэм утверждал, что «Фредерик Моро – это частью портрет самого Флобера, каким писатель видел себя».

Гюстав Флобер биография

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 в семье знаменитого врача-хирурга, все детство и юность провел при госпитале, где располагалась квартира отца. Сам Флобер с малолетства думал, что ему уготовано иное поприще, хотя писать начал уже в подростком возрасте. Интерес к жизни, но более смерти, во многом определивший смысловое ядро будущих произведений, зародился здесь же, в стенах руанской больницы, когда совсем мальчишкой, тайком от родителей, Гюстав пробирался в зал для вскрытия и наблюдал за обезображенными смертью телами.

Проучившись три года в Сорбонне, Флобер не сумел сдать переводной экзамен. В этом же году у него диагностируют заболевание, по симптомам напоминающее эпилепсию. Врачи настоятельно рекомедуют Гюставу вести малоподвижный образ жизни, а постоянные припадки, спасение от которых он видел только в приеме горячих ванн, изводят его.

1845 год кардинально меняет его жизненный вектор: умирает отец, а потом и горячо любимая сестра, Каролина. Флобер берет на попечение дочь сестры и ее мужа, а также принимает решение вернуться домой, к матери, чтобы вместе с ней преодолеть боль потери. Вместе с ней они селятся небольшом, живописном имении в Круассе, близ Руана.

С этой минуты вся жизнь Флобера будет связана с этим местом, которое надолго он покидал всего два раза.

Полученное наследство позволило Флоберу не знать материальных забот, не имея официальной службы, он ежедневно и кропотливо работал над своими произведениями.

В русле господствующего тогда в литературе романтизма были написаны его первые повести: “Мемуары безумца” и “Ноябрь” . А вот в не увидевшем свет романе “Воспитание чувств”, работа над которым длилась с 1843 по 1845, четко прослеживаются ноты реализма.

К 1846 году относится начало его отношений с Луизой Коле, достаточно известной в те времена писательницей, знакомство с которой он свел еще в Париже. Этот роман, длиною в восемь лет, был самой продолжительной привязанностью в жизни Флобера. Из-за того, что писатель очень боялся передать свой недуг по наследству, он, не желая продолжить свой род, никому не делал предложения руки и сердца, хотя популярностью у женщин неизменно пользовался.

Слава обрушилась на Флобера, когда в 1856 году в журнале “Ревю де Пари” увидел свет его первый Роман “Госпожа Бовари”, который является визитной карточкой писателя. Кропотливо, день за днем, в течение пяти лет, обдумывая каждое написанное слово, Флобер писал книгу о том, как иллюзия способна уничтожить реальность. Сюжет прост: ничем не примечательная, более чем заурядная мещанка, чтобы придать красок своей жизни, заводит две интрижки, не замечая того, что любящий человек всегда был рядом.

Роман, завершившийся самоубийством героини, наделал много шуму. Автор и редакторы журнала были привлечены к суду за безнравственность. Нашумевший судебный процесс закончился оправдательным вердиктом.

Но в 1864 году Ватикан внес “Госпожу Бовари” в “Индекс запрещенных книг”.

Тончайшая психология в раскрытии образа главной героини стала настоящим открытием в литературе и во многом определила путь развития всего европейского романа.

В 1858 году Флобер совершает путешествие в Африку, привезя из вояжа не только впечатления, но и второй свой Роман “Саламбо”, действие которого переносит читателя в древний Карфаген, делая его свидетелем любви дочери военачальника и вождя варваров. Историческая достоверность и бережное отношение к каждой детали повествования позволили этой книге занять достойное место в ряду исторических романов.

Третий роман писателя “Воспитание чувств” посвящен теме “потерянного поколения”.

До самой смерти писатель осваивал новые литературные горизонты: пробовал себя как драматург, активно использовал библейские сюжеты. Восемь лет Флобер посвятил роману “Бувар и Пекюше”, который остался незавершенным из-за кончины писателя.

Измученный болезнью, Флобер умер от апоплексического удара в 1880 году.

Конспект урока литературы “РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад компенсирующего вида №34 Станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Конспект урока литературы “РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ” Подготовила Воспитатель Литвинкова Галина Ивановна Ст. Ленинградская 2015.

Урок технологии во 2 классе “Изготовление книжки-самоделки” Сырицына С. И., МБОУ СОШ№58 г. Улан-Удэ Урок технологии во 2 классе “Изготовление книжки-самоделки” Цели: – научить изготовлять книжку-самоделку; – научить шить в 3 прокола; – развивать воображение, внимание, творчество.

Сочинение на тему Профессия моих родителей Сочинение №1 для 5 класса Я всегда восхищаюсь своими родителями. Они любят трудиться и много времени уделяют работе. Мой папа работает сварщиком. Он может работать с любым металлом и выполняет.

Правовий порадник для учнів, батьків, педагогів Дорослі не повинні сердитися на дітей, Тому що це не виправляє, а псує. Януш Корчак КРИМІНАЛЬНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ НЕПОВНОЛІТНІХ Встановлення певного мінімального віку кримінальної відповідальності пов’язане з фізіологічним процесом поступового формування.

Некрасов В. П. биография Некрасов Виктор Платонович , прозаик. Родился 4 июня в Киеве в семье врача. После средней школы поступает на архитектурный факультет Киевского строительного института, который оканчивает в 1936. Одновременно учился в.

Успенский Г. И. биография УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович [13 . 10.1843, Тула, – 24.3 . 1902, Петербург], русский писатель. Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском и Московском ун-тах, которые не окончил из-за недостатка средств.

“Ночь” анализ стихотворения Бунина И. А. Бунин был прирожденным романтиком, тоскующим по прекрасным и суровым пространствам. Ярко заявляет о себе в его лирике Тема “вечной красоты” , пронизанная минорным звучанием. Стихотворение “Ночь” покоряет тихой.

О творчестве А. П. Платонова А. Платонов относится к тому поколению, которое вошло в литературу с революцией. Главная проблема его творчества – проблема сущности жизни и предназначения человека на земле. Основу раннего творчества писателя составляет.

Сочинение Зачем нужны запятые рассуждение Я учусь в нашей школе четвертый год. На одном уроке мы говорили о запятой. И теперь я знаю, что с помощью всего одного знака препинания, одной запятой, я могу просто.

Термометр Практична робота Тема: Термометр. Практична робота . Мета:формувати поняття “термометр – прилад для вимірювання температури”, дати уявлення про його будову, види термометрів, їх призначення; вчити користуватися термометром: вимірювати та записувати температуру; розвивати.

Сочинение на тему Почему я люблю весну Весна – это самое необыкновенное время года. Весной оживает природа. Весной тают снега и появляются первая зеленая трава. Весной слышно, как поют птички. Весной светит солнышко и настроение сразу становиться.

Разработка урока по биологии в 8 – м классе по теме “Полушария большого мозга” Разработка урока по биологии В 8 – м классе По теме: “Полушария большого мозга” Использован УМК “Биология. Человек”, 8 класс, Сонин Н. И., Сапин М. Р. Разработала: Непомнящих Юлия Сергеевна.

Гектор – характеристика персонажа Произведение: Илиада ГЕКТОР – центральный персонаж поэмы Гомера “Илиада” . Сын царя Трои Приама, отца пятидесяти сыновей и пятидесяти дочерей. Муж Андромахи, дочери Гетиона, царя Фив, убитого Ахиллесам. В “Илиаде”.

Сочинение на тему Мой класс русского языка Я в восторге от нашего класса русского языка. Казалось бы, обычный класс, ничего особенного, но нет. А все дело в том, что преподаватель русского языка и литературы – Алла Ивановна.

Роль устаревших и книжных слов в речи Устаревшие слова – единицы языка, которые вышли из активного употребления. Существует два вида устаревших слов. Историзмами называются слова, которые перестали использоваться в речи по причине того, что называемые ими предметы.

Державин Гавриил Романович биография Державин Гавриил Романович – публицист, поэт, государственный чиновник и культурный деятель российской эпохи Просвещения 2-ой половины XVIII века. Последователь стиля русского классицизма развивал идеи внесословного просвещения, создания культуры “нового отечества”.

6 клас. Ліна Костенко “Пісенька про космічного гостя”, “Кольорові миші” Уявне, фантастичне і реальне в поезіях. Ідея зіткнення неповторності й буденності, стандарту в “Кольорових мишах”. Умовна вигадана ситуація. Образ особливої дівчинки Анни Мета: виразно, вдумливо читати і коментувати поезії, визначати.

Лев Николаевич Мышкин – характеристика персонажа Произведение: Идиот Князь Мышкин – герой романа Ф. М. Достоевского “Идиот” . В романе “Идиот” Достоевский подводил итог многим своим размышлениям о христианстве, о личности Христа и судьбе его учения.

Пленник – характеристика персонажа Произведение: Кавказский пленник Пленник – путешественник, разочарованный жизнью русский европеец, отправившийся с Запада на Восток, из “цивилизованного пространства” – в область диких естественных нравов, вслед “за веселым призраком свободы”. Но.

Чему учит сказка Падчерица Сказка “Падчерица” учит тому, что когда человек добрый, ему в жизни все удается. Доброму человеку все возвращается добром, а злому – злом. Главная героиня сказки – падчерица по Имени Гульбика.

Сейчас вы читаете: Гюстав Флобер биография

Флобер: сочинение

Гюста́в Флобе́р (фр. Gustave Flaubert ) — французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste). Наиболее известен как автор романа « Мадам Бовари » (1856).

Родился 12 декабря 1821 года в Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребенком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1836 году он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Его молчаливую страсть он пронес через всю жизнь и отобразил ее в романе «Воспитание чувств».

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался с многими известными людьми, много писал. Бросил учёбу в 1843 после первого эпилептического удара. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.

В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.

Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.

С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, таких как братья Гонкуры, Бодлер и встречается с Тургеневым.

В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буле. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана, именно поэтому у них были дружеские отношения.

Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 годе и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает свое имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.

Последние годы жизни писателя, омраченные финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.

Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.

Творчество

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» — философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа « Госпожа Бовари » ( 1856 ), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма, однако в нём отчётливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще. Как отмечал Б. А. Кузьмин,

в самом творчестве Флобер как бы стыдится проявить своё сочувствие к людям, не стоящим этого сочувствия, и в то же время считает ниже своего достоинства показать свою ненависть к ним. Как равнодействующая этой потенциальной любви и вполне реальной ненависти к людям и возникает флоберовская поза бесстрастия [2] .

Некоторые отмеченные литературоведами формальные особенности романа — очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием ( 1857 ). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Так роман появился в 1862 году. Это исторический роман, в котором повествуется о восстании в Карфагене в третьем веке до н.э.

Через два года в сентябре 1864 года Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Третий роман «Воспитание чувств» ( 1869 ) был насыщен социальными проблемами. В частности, в романе описываются европейские события 1848 года. Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюбленность. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сот экземпляров.

В 1877 году публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным.

С 1877 по 1880 год он занимался редакцией романа «Бувар и Пекюше». Это сатирическое произведение, которое опубликовали после смерти писателя в 1881 году.

Блестящий стилист, тщательно оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу.

Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев , связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».

Главные произведения

Гюстав Флобер,современник Шарля Бодлера, занимает ведущую роль в литературе XIX века. Ему приписывали аморальность и восхищались им, а сегодня он один из ведущих писателей. Известность ему принесли романы «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Его стиль соединяет в себе и элементы психологизма, и натурализма. Сам он считал себя реалистом.

Работу над романом «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер начал в 1851 году и работал пять лет. Роман опубликован в журнале Revue de Paris. Стиль роман похожий на стиль в романах Бальзака. Сюжет романа рассказывает о Шарле Бовари, который закончил обучение в провинциальном лицее. Так, он получает должность врача в небольшом поселении. Он женится на молоденькой девушке, дочери богатого фермера. Но девушка мечтает о красивой жизни, она упрекает мужа у его неспособности обеспечить такую жизнь и заводит себе любовника.

Роман «Саламбо» был опубликован после романа «Госпожа Бовари». Работу над ним Флобер начал в 1857 году. Три месяца он провел в Тунисе изучая исторические источники. Когда он появился в 1862 году его восприняли с большим энтузиазмом. Роман начинается с того, что наемники празднуют победу в войне в садах своего генерала. Разозлившись на отсутствие генерала, и вспоминая свои обиды, они громят его имущество. Саламбо, дочь генерала, приходит чтобы угомонить солдат. Двое предводителей наемников влюбляются в эту девушку. Освобожденный раб советует одному из них завоевать Карфаген, чтобы заполучить девушку.

Работа над романом «Воспитание чувств» началась в сентябре 1864 и закончилась в 1869 году. Он состоит из автобиографических элементов писателя. Роман рассказывает о молодом провинциале, который отправляется на учебу в Париж. Там он познает дружбу, искусство, политику и не может решиться в своих воззрениях между монархией, республикой и империей. В его жизни появляется много женщин, но все они несравнимы с Мари Арну, женой торговца, которая была его первой любовью.

Замысел романа «Бувар и Пекюше» появился в 1872. Автор хотел написать о тщеславии его современников. Позднее он пытался понять саму природу человека. В романе рассказывается, как жаркого летнего дня двое мужчин, Бувар и Пекюше, случайно встречаются и знакомятся. Позднее выясняется, что у них одинаковая профессия (копировальщик), и даже совместные интересы. Если бы они могли, то жили бы за городом. Но, получив наследство, они все-таки покупают ферму и занимаются сельским хозяйством. Позднее выясняется их неспособность к этой работе. Они пробуют себя в области медицины, химии, геологии, политики, но с одним и тем же результатом. Таким образом, они возвращаются к своей профессии копировальщиков.

eponim2008

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

Кто такой Гюстав Флобер?

19-й век в области культуры по праву считали веком романа. Роман был для образованных слоев общества тем же, чем сейчас являются сериалы. И развлечением, и учением. У горьковского призыва «Любите книгу – источник знания!» ноги растут как раз из той эпохи, когда романист не только публику развлекал сюжетом, но и впиндюривал ей заодно массу полезных сведений. Виктор Гюго всегда нам будет в этом примером.

Да что там Виктор Гюго! Не он один! 19-й век – век славы французского романа. Именно тогда литература во Франции стала источником приличного заработка для многих, самых разнообразных, писателей и журналистов. В разы вырос круг потребителей литературы, тех, кто мог читать и получал от этого удовольствие. За что следует сказать отдельное спасибо системе государственного образования и промышленной революции. «Производство» романов тоже стало своеобразной отраслью промышленности, производящей развлечение. Но не только. Литература и журналистика формировали национальное сознание и сам французский язык.

И если уж говорить о языке и о стиле, главных успехов в этой области добился Гюстав Флобер (Gustave Flaubert; 1821 — 1880). Его иногда называют творцом современного романа.

«Нормандский ус Флобера» помнят все, кто слушал и полюбил появившуюся в 1975 году пластинку Д.Тухманова «По волне моей памяти». Что правда, то правда, усы у Гюстава Флобера были роскошные. И да, был он уроженцем Нормандии.

Гюстав Флобер родился в «столице» Нормандии, Руане. Его отец был главным врачом местной больницы. Учеба в Королевском колледже Руана заставила мальчика полюбить историю и литературу. Причем, не только французскую. Гюстав читал и Сервантеса, и Шекспира. Здесь же, в колледже, он приобрел верного друга на всю жизнь, будущего поэта Л.Буйе.

Сейчас от Парижа до Руана – два часа на поезде. В начале 19-го века это было тоже не очень далеко, так что Гюстав Флобер отправился продолжать учебу в Париж. В Сорбонне он изучал право. После трех лет учебы он не выдержал экзаменов и распрощался с мыслью о карьере адвоката. Зато загорелся желанием стать литератором.

В 1846 году умер отец. После него семье осталось достаточное состояние, чтобы Гюстав смог возвратиться в имение Круассе неподалеку от Руана, которое принадлежало их семье. Здесь он жил, заботясь о своей матери и занимаясь литературой. Отсюда он, случалось, выезжал в Париж, где встречался со знаменитыми коллегами Э.Золя, Г.Мопассаном, братьями Гонкурами и с И.С.Тургеневым. Кстати, русский писатель оказал на всех перечисленных французских литераторов немалое влияние. А перевода для общения не требовалось. Тургенев прекрасно говорил по-французски.

Жизнь Флобера не особенно богата событиями. Хотя были в ней и путешествия. Например, в недавно ставший французской колонией Тунис и на Ближний Восток. Но все же он запер себя в провинции и полностью сосредоточился на литературе. Над ним не висела необходимость постоянно зарабатывать на жизнь писанием. Поэтому он мог в свое удовольствие оттачивать каждую фразу в поисках «правильного слова» («mot juste»). В уже упомянутой песне с диска «По волне моей памяти», написанной по стихотворению М.Волошина, братья Гонкуры названы «чеканщиками». Пожалуй, это прозвище больше подошло бы к великому перфекционисту Флоберу. Короче говоря, Г.Флобер прославился, как выдающийся стилист.

За всю свою творческую жизнь Флобер выпустил пять книг. Его первый роман «Госпожа Бовари» («Madame Bovary») был опубликован в 1857 году. Выход романа сопровождался скандалом, что привлекло к нему дополнительное внимание.

Главная тема этого произведения – конфликт между придуманной жизнью и жизнью реальной. Героиня романа – совсем не героическая личность. Более того, незабвенный М.С.Паниковский назвал бы госпожу Бовари личностью жалкой и ничтожной. Заурядная мещанка из небольшого городка неподалеку от Руана (так сказать провинция провинции) в поисках приключений и «высокой» (в ее понимании) любви растрачивает деньги своего мужа и в конце концов кончает жизнь самоубийством. При этом она травится мышьяком. Кто знает – не самый эстетичный способ свести счеты с жизнью. Долгое и мучительное умирание, черная блевотина. И это все старательно описал Г.Флобер. Да и вообще сочинение Флобера произвело фурор своим реализмом. До того ни один французский писатель не описывал во всех подробностях, как героиню его романа трахают в карете, кружащейся по городу. Ах, нравственность французской нации была этим ужасно травмирована! Автора и редакторов журнала, в котором роман был опубликован, привлекли к суду за оскорбление общественной морали

Судебный процесс писателем и журналистами был выигран. В 1857 году роман «Мадам Бовари» вышел отдельной книгой. Полностью, без купюр. А критики приклеили к Г.Флоберу ярлычок: реалист. Впрочем, реализм французского писателя имеет мало отношения к критическому реализму, процветшему в дореволюционной России, а уж тем более, к реализму социалистическому, которым лет семьдесят пугали студентов-филологов в Советском Союзе.

Вторая книга Г.Флобера вышла через пять лет. Это был исторический роман «Саламбо» («Salammbô»). Действие происходило в Карфагене после первой Пунической войны. То есть, задолго до нашей эры. Экзотика, однако. Сказались впечатления писателя о поездке в Тунис. Карфаген находился именно в этих краях. Кстати, роман был и остается весьма увлекательным чтивом. В нем много эротики, которую по тем временам можно было считать и порнографией тоже.

Третий роман, «Воспитание чувств» («L’éducation sentimentale») вышел в 1859 году. Это – рассказ о молодом человеке, который живет в тяжелое время очередной французской революции. Юноша был воспитан в духе романтическом, но столкнулся с реальной жизнью. Честно говоря, это – явление, происходящее с каждым поколением молодых мужчин в любое, даже не очень революционное, время. Так что роман может показаться интересным многим мальчикам 1990-х годов. (Тоже бурное время было в современной истории России) И да, в этой истории тоже имеется сексуальная изюминка – любовь молодого человека и взрослой женщины, лет на пятнадцать его старше.

В 1874 году вышла книга, которую Флобер писал едва ли не двадцать лет, «Искушение святого Антония» («La Tentation de Saint-Antoine»). Флобер не столько описывает подвиг святого, сколько широко и щедро, по-брейгелевски, живописует все сущие и мыслимые ереси, религии, философии и грехи. Про грехи писать интересно, да и читать не скучно.

Читать все перечисленные романы до сих пор интересно. Флобер – не скучный писатель. Не Эмиль Золя, который раскочегарил топку своего творческого воображения на полнометражный книжный сериал «Ругон-Маккары» (21 «производственный» роман – не шутка!). По тематике он ближе к Мопассану, книги которого во времена моего отрочества школьникам в библиотеке не выдавали. Разница только в том, что Флобер делал один роман на тему, о которой Мопассан писал десяток небольших рассказов. Так что если кто-то Флобера не читал, можно посоветовать восполнить этот пробел. По крайней мере, затраченного на это времени жалко не будет. И переводы на русский язык хорошие, дающие почувствовать мастерство великого стилиста.

Трудно рассказывать о такой жизни, которой жил Г.Флобер в последние свои годы. Никаких приключений, никаких любовных связей. Правда, поговаривают, что была у него любовь с матушкой Ги де Мопассана. Смерть начала подбираться к друзьям и близким, в 1869 году умер его друг поэт Буйе. Во время франко-прусской войны поместье Круассе оккупировали немцы. Критика к его романам относилась с некоторым подозрением. Неприятие вызывали и сюжеты, и язык его романов. Так что коммерческого успеха издание романов Флоберу не принесло. Да и содержание поместья требовало все больше денег, а доходы не увеличивались.

Флобер умер в своем поместье Круассе 8 мая 1880 года. Его влияние на развитие французского романа к тому времени никто не отрицал. А поскольку французская литература в конце 19-го века была образцовой для всех литераторов просвещенного сообщества, можно без преувеличения сказать: творчество Гюстава Флобера оказало влияние на всю мировую литературу. В том числе и на русскую. Так или иначе, Лев Толстой писал с оглядкой на французов. А «Анна Каренина» — в некотором смысле русский вариант истории госпожи Бовари, дурной бабы которая погналась за так называемой «любовью».

Влияние же французской литературы на литературу советскую еще более сильно и совсем не благотворно. Дело в том, что Союз советских писателей создавали люди, для которых Флобер, Мопассан, Золя были звездами первой величины. И, начав руководить Союзом, они вольно или невольно впихивали бурлящую литературу советских 1920-х годов в уже устоявшуюся и потому скучноватую рамку реализма, сколоченную великими французскими романистами. При этом реализм они разумели совсем не так, как великие французы. Посему рамку эту существенно сузили, обернули кумачом и назвали социалистическим реализмом. А поскольку руководство Союза было единым, и кормежка шла из одних рук, практически никто из литераторов, объявивших себя советскими, сопротивляться давлению не смог. Более талантливые ваяли, как могли, эпопеи про современную жизнь, инкрустируя их в меру своего таланта и нонконформизма жемчужинками и алмазиками. Бесталанные тоже добивались определенных успехов в сочинении по прописям великих. Их издавали массовым тиражом, но читать это варево было сложно. Мазохисты могут почитать Бабаевского, а самоубийцы – М.Бубенова. Некоторые из совписов уже в 1970-е годы воплотили в жизнь то, о чем сплетничали про А.Дюма-отца за сто лет до этого. Огромные «опупеи» вроде «Вечного зова» строчили «литературные рабы». А уж как создавалась многонациональная советская литература – отдельный плач.

Впрочем, Гюстав Флобер в этих «перегибах на местах» нисколько не виноват.

Читайте также:  Кристи: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Флобер Госпожа Бовари
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 22:35:43 14 октября 2005 Похожие работы
Просмотров: 1634 Комментариев: 15 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.7 Оценка: 5 Скачать