Белов: сочинение

Белов: сочинение

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. А. Федина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно. (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»

(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое.

(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.

(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:

– (17)Как пишется «в течение»? — (18)Ему отвечали.

– (19)Одна ошибочка есть! — говорил он и загибал палец. — (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?

(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:

– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!

(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире.

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?

– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:

– (42)Ну что. ни одно доброе дело не остается безнаказанным?

– (43)Мало ли что бывает! — ответил он. — (44)Из-за этого всем не верить?

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

Укажите ошибочное суждение.

Согласный Ч не имеет пары по твердости, он всегда мягкий.

Правильный ответ указан под номером 1.

Замените разговорное слово «чудились» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слово ЧУДИЛИСЬ можно заменить стилистически нейтральным синонимом КАЗАЛИСЬ

Слово «мерещиться» имеет пометку разговорное, его нельзя.

15.1 Нельзя не согласиться с высказыванием Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить и даже убить. Все оттенки наших переживаний, настроений, мыслей мы в состоянии передать, используя огромный арсенал слов и языковых средств. Для подтверждения справедливости слов Федина обратимся к тексту А. Алексина.

В предложении 3 используется просторечное слово «чудились», которое в полной мере отражает отношение Сени Голубкина к окружающим: неуверенность в себе, подозрительность мешают и ему самому, и находящимся рядом людям. Кроме того, употребление именно этого слова показывает отношение автора к проповедуемой Голубкиным жизненной позиции: она совершенно не оправдана.

В предложении 14 перед нами еще один пример авторского мастерства. Словом «верзила» автор характеризует Сеню, тем самым подтверждая уже формирующееся у читателя негативное отношение к герою.

Таким образом, проанализировав примеры из текста, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии, нужно только уметь подбирать слова, чтобы звучали они точно и емко.

15.2 Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, выбора между добром и злом, между правдой и ложью, между милосердием и равнодушием. В приведённом фрагменте текста автор с сожалением говорит о Голубкине, который не способен на «человеческие» поступки, «человеческие» отношения. Жестокость, подлость, зависть к другим сопровождают его отношение к миру, к окружающим людям, даже тем, которые помогали ему.

В третьем предложении (Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие) автор характеризует Сеньку как человека беспринципного, злобного, не способного верить, и самое страшное — верить в доброе. Такой человек легко пойдёт по головам для собственной выгоды, растопчет другого, лишь бы он не оказался лучше него.

Голубкин всегда ищет виноватых вокруг, не пытается покопаться в себе, в его голове не может зародиться мысль о том, что что-то не так именно с ним, а не с окружающими. Подтверждение этому находим в предложениях номер 9—10.

Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Хочется надеяться, что человечество не изживёт себя, растеряв на пути прогресса эти важные качества, определяющие отличие человека от животного.

15.3 Каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. В основе нравственного выбора — борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.

В приведённом тексте автор характеризует Сеньку как человека беспринципного, злобного, не способного верить, и самое страшное — верить в доброе. Такой человек легко пойдёт по головам для собственной выгоды, растопчет другого, лишь бы он не оказался лучше него. Голубкин всегда ищет виноватых вокруг, не пытается покопаться в себе, в его голове не может зародиться мысль о том, что что-то не так именно с ним, а не с окружающими. Сенька Голубкин — пример безнравственного человека.

Очень важно, когда правильные нравственные ориентиры сформированы у наших политиков. Человек, знающий, что такое страдание и боль, желающий оградить своего ребёнка, находясь во главе государства, не станет разжигать огонь войны, потому что война принесёт горе другим людям.

Читайте также:  Трифонов: сочинение

У человека всегда есть возможность выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам. Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Если человек способен заглянуть внутрь себя самого, всегда есть надежда на то, что он сделает правильный нравственный выбор.

Проблема отношения человека к прошлому.

Сочинение ЕГЭ:

В.Белов известен читателю как писатель, поднимающий важные для каждого вопросы. Его произведения заставляют обратить внимание на многие нравственные аспекты жизни общества. Так и в предложенном мне тексте автор отвечает на волнующий многих вопрос: действительно ли, быть современным – это значит быть безжалостным к прошлому, к воспоминаниям о малой родине?

Чтобы привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, автор начинает своё рассуждение с ряда риторических вопросов, которые задаёт себе герой (предложения 4,5). Странным кажется отношение рассказчика к тому, что возвращает его к прошлому: к «пепелищам родной Тимонихи», отцовскому дому. С одной стороны, рассказчику очень хочется быть современным, а для этого, с его точки зрения, нельзя «бередить прошлое», нужно «вытравить из сердца» память. С другой стороны, автор детально рисует чувства героя, который не может отказаться от дум, детских воспоминаний. Одно из них – встреча с детством. Не случайно в тексте так подробно описаны хилая, тоненькая берёзка, кукование кукушки, мелкие бледные листочки деревца. Таким образом В.Белов подчёркивает, насколько дороги, реалистичны воспоминания, которые связывают человека с его корнями – малой родиной. Неоднократные повторения «надо быть современным» в предложениях 8, 47 – это попытка героя убедить себя в том, что идти в ногу со временем – это значит безжалостно относиться к прошлому.

Автор не предлагает читателю готового решения поднятой проблемы, но всем ходом своего рассуждения В.Белов подводит читателя к выводу: несмотря на то, что « день и ночь на земле. » работают реакторы и фазотроны, независимо, от того, какие цели мы преследуем, к чему стремимся, каждому из нас нужна связь с прошлым, родными местами.

То, о чём пишет В.Белов, понятно и близко и мне. Я считаю, что именно современному человеку важно постоянно возвращаться к тем местам, в которых он вырос, чтобы не превратиться в Ивана родства непомнящего.

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к публицистическому произведению Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Читая письмо «Еще о памятниках прошлого», понимаешь, что в основе всего лежит любовь к своему Отечеству: к родному городу, местности, к истории. Текст послания я воспринимаю как призыв воспитывать в себе «духовную оседлость», то есть привязанность, любовь к малой родине. Д.С. Лихачёву удалось убедить читателя в том, что родные места, памятники культуры оказывают огромное воздействие на духовное развитие человека. Финальная часть произведения – вывод о том, что человек без прошлого, без привязанности к родным местам – это степная трава перекати-поле, нигде не задерживающаяся подолгу.

Убедиться в том, насколько важно человеку осознавать себя частью своего народа, своего прошлого, мне помогло публицистическое произведение Б.Васильева «Летят мои кони». Надолго запомнится фрагмент из воспоминаний главного героя. Вместе с ним, ещё первоклассником, мы оказываемся перед самым древним жителем города Смоленска – вековым дубом, последним из священной рощи кривичей, живших здесь в прошлом. Мы чувствуем, как прикосновение к коре дерева делает ребёнка безмерно богатым, как ощущает он тепло, кровь и пот своих предков. Трудно себе представить, как сложилась бы жизнь героя, если бы не тот первый урок, память о котором жива в нём до сих пор, – урок патриотизма, любви к своим корням, прошлому, предкам.

Текст В.Белова обращён, безусловно, к каждому из нас. Повествование заставляет меня задуматься об отношении к корням, что связывают каждого из нас с прошлым, с малой родиной.

Текст В. Белова

(1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6)Всё ушло навсегда: хорошее и плохое; плохого не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

(8)Надо быть современным.

(9)Надо быть безжалостным к прошлому.

(10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что.

(13)В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

(14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.

(19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.

(24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Словно во сне подхожу к нашей берёзе. (26)3дравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих местах. (30)Муравьи бегают по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (32)Вершина стала выше трубы. (33)Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись. (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (37)Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.

(47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.

Сочинение Василий Иванович Белов

“Василий Иванович Белов”

Белов – все сочинения

Уроженец деревни Тимониха Вологодской области. Крестьянский сын, он после школы работал колхозным счетоводом, перебравшись в город, освоил профессии плотника, слесаря, радиотелеграфиста. . . Затем закончил Литературный институт. Учился здесь на отделении поэзии, однако известность и признание принесла ему проза.

Одно из первых произведений Белова, повесть “Привычное дело” (1966), стало заметнейшим явлением деревенской прозы. Герой повести, Иван Африканович Дрынов — многодетный колхозник, человек добрый и терпеливый, воспринимает свои бедность и бесправие как данность (“Жись она и есть жись”). Единственная его попытка улучшить своё положение, уехав в город на заработки, кончается поспешным возвращением назад — ибо не в силах он поменять место и привычный уклад своей жизни, своей деревни, своего колхоза. Как отмечал критик Ю. Селезнёв, “Иван Африканович активен как личность тогда, когда он в коллективе, и раскрывается его личность через коллектив, его и можно определить как коллективную личность, в отличие от личности автономной”. (Последнюю, пожалуй, представлял “строптивец” Кузькин из повести Б. Можаева “Живой”, вышедшей в один год с “Привычным делом”. )

Другим знаменитым произведением Белова стали “Плотницкие рассказы” (1968), где в центре повествования — два героя-антипода, два друга-врага. Один из них, по имени Олеша, — безответный труженик, другой, Авенир Козонков, — бывший начальник “при нагане”, проводник революционных идей и порядков в деревне, в чьём активе — раскулачивание, борьба с Церковью. . . Как бы ни был Олеша прав в их спорах, по натуре он такой же, как и Дрынов, терпеливый непротивленец, и всё у них в конце концов завершается общим застольем с задушевной песней. . .

Большую известность принёс автору роман “Кануны” (1976). Канунами названо преддверие всеобщей коллективизации; повествование ведётся о жизни в этот период северной деревни Шибанихи, и в частности крестьянской семьи Роговых.
В 1979–1981 годах Беловым публиковалась книга “Лад”, имеющая подзаголовок “Очерки народной эстетики”. Это — широкое исследование жизни и быта русской деревни (прежде всего северной), изложенное живо и увлекательно. Из книги можно узнать, кажется, всё: как трепали лён и как вязали рыболовные снасти, какие приметы и обычаи сопровождали каждую трудовую стадию, чем белили печи и чем — холсты, где и когда устраивались деревенские игрища, в чём отличие бухтины от сказки и от бывальщины и ещё многое, многое другое. Однако завидную согласованность труда и досуга, человека с природой Белов автоматически переносит на общественные и внутрисемейные людские отношения, утверждая, что там всегда царила исключительная благодать, нарушившаяся лишь с приходом капиталистических (и, как подразумевается, впоследствии большевистских) нововведений. Этот спорный момент авторской концепции, например, вынудил даже такого почитателя его таланта, как критик В. Чалмаев, заявить, что в книге “часто вместо лада мы видим лак”.

Читайте также:  Про маму, про родителей, про семью: сочинение

Ряд произведений Белова — “Моя жизнь”, “Воспитание по доктору Споку” (оба — 1974) и другие — посвящены городской жизни, которая часто воспринимается автором “Лада” как некий сплошной людской раз-лад и нравственное падение. По этому поводу критик В. Ковский, в частности, замечал: “. . . первоклассный художник, обращаясь к новому для себя материалу, утрачивает, мне кажется, сложную многозначность и глубокий психологизм своего реалистического анализа”.

Об этом же он неустанно пишет в своих критических работах (например, сборник “Раздумья на Родине”, 1986 и 1989).

Перу Белова, помимо вышеперечисленных произведений, принадлежит также ряд пьес: “Над светлой водой” (1973), “Районные сцены” (1980), пьеса-сказка “Бессмертный кощей”(1981) и другие, рассказов, цикл юмористических миниатюр “Бухтины вологодские” (1969).

Многие рассказы и повести Белова, по определению критика Ю. Селезнёва, “небогаты внешними событиями, резкими поворотами сюжета. . . Нет в них и занимательной интриги. Но они богаты человеком”. По словам другого критика, М. Лобанова: “Ему доступна не речевая шелуха, а дух народного языка и его поэзия”.

Василий Белов фигура, нередко попадавшая в центр идеологических споров; при этом вряд ли кто-то может всерьёз оспаривать художественные достоинства его лучших произведений.

Белов: сочинение

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Русский дом…(По книге В.Белова «Лад».)

Вне памяти, вне традиций истории

и культуры… нет личности.

Память формирует духовную

Дом…Русский дом… Есть ли какое-то у него отличие от домов украинцев или белорусов? Конечно, есть. Об этом подробно рассказывает Василий Белов в своей книге «Лад. Очерки народной эстетики». Автор пишет:«Все было взаимосвязано и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу от красоты».

Писатель говорит, что столетия гранили и шлифовали русские люди жизненный уклад своей семьи, свой дом, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем.

Образ дома красной нитью проходит через всю книгу В. Белова. Так, в очерке «Дом» автор повествует о разновидностях жилья на русском Севере. Люди этой местности строили большие хоромы, которые обязательно подразделялись на зимнее и летнее жилье. В зимней избе, зимовке, стиль, планировка, внутреннее ее убранство свидетельствовали о стойкости обычаев и традиций, выработанных на протяжении тысячелетий. Всё в доме, кроме печи, сложенной по-белому, было деревянным, стены и потолки с годами приобретали янтарно-коричневый цвет.

Очень трепетно относились люди к порядку в доме, но строже всего следили за полом: ведь по его чистоте гости судили о трудолюбии и опрятности хозяйки. Процесс его мыться был не так лёгок, как в наше время. Казалось бы, что в нём сложного? Налил в ведро воды, смочил тряпку и приступил к протиранию. Только и делов! Но нет! В старину, прежде чем мыть, пол обливали горячим щелоком, затем «шаркали голиком с дресвой», которую крошили собственноручно. Трудная работа! Поэтому пол в избе «всегда был и женской радостью, и женской бедой…»

Удивительно, но на окна русской избы не вешали занавесок, потому что иными были люди в те времена: они не видели в этом ничего дурного, разрешали заглядывать с улицы в избу кому угодно.

Украшения избы также пропитаны духом старины: женщины клали на подоконники разнообразные ягоды, на стены вешали пахучие травы, «белоснежные платы», а мужчины, занимающиеся охотой, прибивали всюду рога, крылья птиц, хвосты убитых животных.

В. Белов в своей книге с точность смог передать всю прелесть русского быта: из глубины веков, через фрески Дионисия, через постижение нравственных основ крестьянской жизни доходит до нас идея Лада – вселенского, супружеского, трудового, лада в любви. (376 слов)

Поделись с другом в социальной сети

Василий Белов: биография и творчество

Василий Белов – крупнейший представитель так называемой деревенской прозы. Он написал несколько романов, повестей, множество рассказов и этнографических очерков. По произведениям Белова создано пять фильмов. А книги, посвященные русской земле, издаются не только на родине автора, но и в других странах.

Детство и отрочество

Василий Иванович Белов родился в октябре 1932 году, в Вологодской области. В семье колхозников Ивана Федоровича и Анфисы Ивановны будущий писатель был вторым сыном. Крестьянских детей в те годы регистрировали не особенно тщательно. А потому никаких метрических документов на Белова не оказалось. Точная дата его рождения неизвестна. В документах поставили приблизительное число – 23 октября. Год же указали неверный – 1933. Впоследствии Василий Белов приложил немало сил, дабы восстановить подлинную дату своего рождения.

Когда началась ВОВ, герой этого повествования окончил первый класс начальной школы. Детские воспоминания отразил в своем литературном творчестве Василий Белов. Рассказы его во многом автобиографичны.

Читать Василий научился еще до школы. Правда, отцовская библиотека содержала немного книг, но среди них, наряду с трудами Ленина, были произведения Льва Толстого, Николая Гоголя, Виктора Гюго. Во время войны, когда в деревне остались только женщины, дети и старики, и работы было в колхозе очень много, будущий прозаик находил время для чтения. Помимо сочинений, хранившихся дома, Василия интересовали и книги советских авторов, которые он брал в местной библиотеке.

Читайте также:  По: сочинение

Помимо чтения, у мальчика было еще одно увлечение – столярничество. Еще до войны Василий соревновался с братом, у кого быстрее и лучше получится сделать табуретку.

Семилетнюю школу будущий прозаик окончил в 1947 году. Белов Василий Иванович, биография которого началась в непростое довоенное время, познал физические и нравственные лишения в юном возрасте. В послевоенные годы он потерял близкого друга, бабушку по отцовской линии, любимого крестного. Все эти люди ушли из жизни в результате болезни и голода, который продолжался вплоть до начала пятидесятых годов.

В городе

После окончания школы Василий Белов два года работал в колхозе. Некоторое время даже занимал ответственную должность счетовода. Однако душа его не лежала к бухгалтерской деятельности. В 1949 году Белов покинул родную деревню, отправился в город и поступил в школу ФЗО, где приобрел профессию столяра.

В 1951 году герой этой статьи уехал в Ярославль и поступил рабочим на завод. Жил в те годы Белов в общежитии. Совмещал работу с учебой в вечерней школе. Однако получить аттестат ему не удалось: призвали в армию. К двадцати четырем годам будущий классик советской литературы имел уже немалый жизненный опыт. Аттестата зрелости так и не имел Василий Белов. Книги Добролюбова, Белинского стали для него первыми учителями. Писать стихи Белов начал еще в армии. Некоторые произведения начинающего поэта были напечатаны в военной газете.

После армии

В 1955 году Василий Белов демобилизовался. Он пробыл неделю в деревне, навестил мать и снова покинул отчий дом. Поступив столяром на завод, Белов все же не оставлял мечты стать поэтом. Но местные газеты отказывались печатать его сочинения. Работа на заводе также имела свои трудности. Не сложились отношения с бригадиром. Сомневаясь в мастерстве молодого столяра, он назначил ему экзамен на подтверждение разряда. Белов прошел удачно испытание. Однако это бригадира еще больше настроило против молодого подчиненного.

В 1956 году Василий Белов уехал Вологду. В этом городе было предпринято множество попыток поступить на работу в газету. Везде ему отказывали. Едва не рухнули мечты о литературном творчестве, которые так долго лелеял начинающий поэт и писатель Василий Белов. Стихи и рассказы не печатали. Кроме того, не было жилья, а заработной платы не хватало на жизнь.

Работа в газете

Несколько месяцев проработал киномехаником в фанерном клубе. Эта работа его вполне устраивала. А в 1956 году Белова, наконец, приняли в редакцию газету «Коммунар». В этом издании Василий Белов проработал около двух лет. Он писал репортажи, статьи, фельетоны, репортажи, посвященные сельской жизни. По долгу службы ему приходилось находиться в гуще событий жизни колхоза. На глазах молодого репортера происходили эксперименты, проводимые в сельском хозяйстве, в том числе и внедрение кукурузы. В 1958 году Белов, наконец, окончил вечернюю школу и получил аттестат зрелости.

Литературное творчество

С 1964 года Василий Белов жил в Вологде. Однако нередко бывал в Москве. Он издал множество книг, которые были переведены на английский, французский, немецкий языки. Среди произведений Белова – проза, драматургия, публицистика. Пьесы этого автора поставлены во многих российских театрах.

Белов побывал во множестве стран, был избран депутатом Верховного Совета СССР. Политическая деятельность, по мнению Белова, полностью противоречит литературной работе. Но, как утверждал сам писатель, заниматься политикой вынудило его неудовлетворительное состояние современной культуры.

Книги

Всего на русском языке издано пятьдесят семь книг Василия Белова. Общий тираж составляет более семи миллионов экземпляров. За рубежом на разных языках издано около сорока произведений. Среди книг Белова, стоит назвать следующие:

  1. «Плотницкие рассказы».
  2. «Бессмертный кощей».
  3. «Знойное лето».
  4. «Привычное дело».
  5. «Лад».

Самая знаменитая книга – роман «Все впереди». Герой этого произведения – успешный физик. На самом пике карьеры он разочаровывается в жизни. Герой Белова бросает работу, жену, которая неоднократно изменяла ему, и уезжает в глубокую деревню.

По книгам Белова снято несколько фильмов, в том числе и экранизация одноименного романа «Все впереди». По повести «Привычное дело» в 1970 году режиссер Михаил Ершов снял картину «Африканыч». В сюжете повести – печальная история сельского жителя, который однажды решил отправиться на заработки в далекий северный город. Книги Белова прежде всего о любви к родному краю. Так, герой повести «Привычное дело» покидает деревню, где прошли его детство и юность. Но вскоре возвращается, осознав, что вдали от родного края и семьи он жить не сможет.

Последние годы Белов посвятил восстановлению церкви в деревне Тимонихе. Писатель ушел из жизни в 2012 году, в результате инсульта. Согласно одной из версий, болезнь спровоцировало осквернение церкви. Однако храм был разграблен за шесть лет до кончины Белова.

Текст 6. Белов (о семье и детях).

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

Иметь семью и детей необходимо и естественно. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца. Главу семьи дети уважали и слушались. Он занимался крестьянским трудом, всю тяжесть которого с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены, матери. Она ведала всем в доме, заботилась о питании и одежде. Во всём ей помогали дети..

В хорошей семье была взаимная любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы, вызывали жалость. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром. Любовь и согласие внутри семьи давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

№1Отец издавна считался главой семьи, дети его уважали и слушались. Он занимался тяжёлой работой, а помогали ему взрослые сыновья.
№2Домашним хозяйством занималась мать, а дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное.
№3От человека, не любящего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

Текст 7. Ю.В. Бондарев (об искусстве).

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Юрию Васильевичу Бондареву)

Можно ли одной формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство – это очарование и колдовство, выявление смешного и трагедийного, мораль и безнравственность, познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное оставить след в истории.

Момент обращения человека к творчеству – величайшее открытие. Ведь через искусство каждый человек и народ в целом осмысляет свою жизнь, место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами, цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. Узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя единым целым.

Вот почему с древности искусство считалось силой, способной запечатлеть образ времени и человека и передать его потомкам.

Ссылка на основную публикацию
×
×