Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Пушкин. «Метель».)
![]() | ![]() | ![]() |
Тема “Метели” — превратности любви. Именно ее развивают фабула и сюжет новеллы. Все, как кажется, логично, по литературным канонам того времени. Но так ли это? Анекдот как своеобразная программа является сюжетной основой новелл Пушкина, с традиционным набором элементов: “влюбленные” (богатая невеста-бедный жених) “препятствие” (запрет родителей) “бегство”; “препятствие” (метель) “влюбленные” (“первая” невеста-“блестящий” жених) “тайное препятствие” (“узы брака”) “счастливое совпадение”; “хэппи-энд”.
Сюжет также представляет собой разработанную схему произведения в противоположность фабуле, которая является схемой событий. Отметим два наиболее существенных момента в сюжете “Метели”:
а) За счет “фигуры умолчания” в новелле создается “таинственная ситуация”: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника (“Какое известие ожидало его!” Какое же? Умолчание. ), каков секрет “полусумасшедшего письма”, полученного родителями Марьи Гавриловны от “несчастного” Владимира, в чем причина молчания Бурмина, оттягивающего решающее объяснение, и так далее.
Тайна, согласно устойчивой схеме, объясняется только в самом конце новеллы.
б) Сюжет “Метели” дан с двойным опосредованием: во-первых, он изложен от лица помещика Белкина; во-вторых, самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т. (увиден глазами “девицы К.И.Т.”, рассказавшей повесть Белкину, явно “уездной барышни”).
Система персонажей в первой части новеллы кажется построенной по схеме: “протагонисты-антагонисты-помощники”. Протагонисты — влюбленная пара (Марья Гавриловна и Влади мир), антагонисты – препятствующие их любви родители богатой невесты Марьи Гавриловны (Гаврила Гаврилович Р. и его жена — Прасковья Петровна), помощники — все те, кто устраивает побег влюбленных и готовит несостоявшееся венчание, — жадринский священник, сорокалетний корнет Дарвин, “землемер Шмит в усах и шпорах”, “сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы” (свидетели), кучер Терешка, горничная Марьи Гавриловны, крестьяне, помогающие Владимиру найти Жадрино.
Во второй части привычная расстановка персонажей разрушена, а устойчивые читательские ожидания обмануты: ни антагонистическая роль родителей, ни романтический любовный треугольник (с появлением блестящего полковника Бурмина) не состоялись. Родители оказываются не против брака Марьи Гавриловны и Володи (что дискредитирует и сам “побег”) браку Марьи Гавриловны и Бурмина препятствует вовсе не романтическая память первой о погибшем возлюбленном. Новое представление о расстановке персонажей достигается через эпиграф из “Светланы” Жуковского с ее мотивом “призрачного” жениха: невеста-призрачный жених-подлинный жених. Кто же из двух женихов (Владимир или Бурмин) призрачный и кто подлинный? Загадка, но заданная не по романтическому шаблону.
По романтическому канону призрачным должен быть “ложный” жених Бурмин, с соответствующими атрибутами (ночь, метель). И здесь ожидания обмануты: призрачным оказывается как раз Владимир, все действия которого определяются литературными штампами — и так и остаются как бы “выдуманными”; Бурмин же, чье поведение тоже согласовано с литературными образцами, при этом находится в полном согласии с бытом и его предписаниями. Быт, а не литература, в итоге становится решающей инстанцией новеллы — быт, которому принадлежат остальные ее персонажи; быт, для которого всей этой “литературной” истории с побегом словно бы и не было (о ней так и не стало известно; так была ли она?). В итоге расстановка персонажей такова: любовный треугольник и быт.
На новом уровне вернемся к вопросу о теме: какова глубинная тема новеллы? Ответ: “Быт и литературность”. Как реализуется эта тема, станет понятно при рассмотрении композиции произведения. Композиция определяется отношением всех конструктивных элементов произведения к его целому. Какие же конструктивные элементы являются определяющими в “Метели”? Литературные цитаты, отсылки и намеки, иронически сопоставленные с бытовыми реалиями. Композиция “Метели”
построена на последовательном сталкивании двух планов — быта и литературности. Отсюда — конфликт.
Комический эффект новеллы достигается благодаря постоянному подчеркиванию несоответствия литературных поведенческих штампов и бытового уклада. Герою, преследующему свои скромные цели, напрасно кажется, что ничего не стоит завоевать лежащее перед ним маленькое пространство. Под обличьем близкого и доступного скрываются неподатливые, крупные, типические для традиционного быта величины. В “Метели” это по-особому подчеркнуто Владимир Николаевич заблудился на крохотном куске земли, пятиверстный путь до Жадрина превращается в нескончаемое кружение по снегу и метели, и все в сторону. Узенькая площадь внезапно расширяется, и общим законам жизни — “судьбы” — дано достаточно места, чтобы они могли разыграться, как это им свойственно. Отсюда никчемность и бесплодность авантюры — европейского авантюрного сюжета на русской почве. Даже стихия (метель) не на стороне романтической литературности, а на стороне быта.
Вот мы и пришли к выводу, что новаторская идея “Метели” — самоотрицание новеллы; победа бытового уклада над литературной интригой.
Ирония здесь в том, что победа эта достигается путем невероятных, подчеркнуто литературных совпадений. В новелле “Выстрел” выстрел никого не убивает, в новелле “Метель” похититель никого не похитил, а намеченная к похищению вернулась домой.
2754 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Пушкин. «Метель».)
Смотрите также по разным произведениям Пушкина:
Характеристика литературы девятнадцатого века (Школьные сочинения)
Девятнадцатое столетие принято называть золотым веком русской литературы, ведь именно в этот период происходят грандиозные битвы и сражения, колоссальные перевороты и восстания, другими словами, события, которые не могли не возбудить в сердцах поэтов и писателей сильнейшие чувства, нашедшие отражение в душе русского народа. Писатели девятнадцатого века особенно отличаются дерзостью мысли и широтой взглядов, и, быть может, именно поэтому произведения, рождённые в этом столетии, — бесценны, а проблемы, рассматриваемые в них, — бессмертны. Девятнадцатый век положил начало двум литературным направлениям, значительно обогатил русскую классику великолепными творениями великих художников слова и выжег на памятнике русской культуры имена тех, чьи творения продолжают жить после смерти творцов.
В конце восемнадцатого века в русской литературе зародилось новое литературное направление, название которого происходит от французского слова «sensation», переводившегося как «чувство». Основателем этого течения принято считать Карамзина, который в 1792 году написал «Бедную Лизу», что по сей день называют шедевром сентиментальной прозы. Повесть о бедной девушке с богатой историей чувств так тронула сердца читателей, что в 1801 году в свет вышла повесть «Бедная Маша» Измайлова, а в 1802 году — «Генриетта» Свечинского.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Идея сентиментализма заключалась в том, чтобы показать духовные терзания человека, обладающего богатым внутренним миром, и с помощью эмоций воздействовать на наблюдателя художественной рукописи. Таким образом, например, Карамзин демонстрирует всю глубину горьких чувств Лизы и внушает читателям ту мысль, что «и крестьянки любить умеют». Сентиментализм в России просуществовал недолго, быстро исчерпав себя и тем самым уступив дорогу новому литературному направлению.
Отечественная война 1812 года не прошла бесследно для русского народа: разочарование в окружающей действительности дало начало такому культурному явлению, как романтизм. В нём идёт противопоставление двух миров: мира, выдуманного лирическим героем, и мира реального, несовершенного и далёкого от идеала. Лирический герой-романтик, обладая исключительными чертами психологического портрета, вступал в неравную битву с внешним миром и проигрывал. Вся прелесть войны независимой личности с жестокой реальностью была по достоинству оценена русскими писателями, и, кажется, в творчестве каждого литератора можно уловить нотку романтизма. В России отцом этого направления принято считать Жуковского(баллада «Светлана», «Лесной царь»), но надо сказать, что в его романтических произведениях проскальзывает большое количество мистических образов, что, без сомнения, делает его творчество ещё более уникальным и интересным. Острое осознание противоречивости жизни также нельзя не увидеть в творчестве таких мастеров слова, как Пушкин(поэма «Цыганы»), Лермонтов( поэма «Мцыри»), которые точно так же, как другие писатели, не устояли перед обаянием этого культурного течения. В скором времени на смену таинственной природе романтизма пришла суровая действительность реализма.
Считается, что именно «Евгений Онегин» стал первым русским реалистическим романом, так как в этом произведении присутствуют и субъективизм в изображении жизни, и нравственный идеал автора (Татьяна Ларина), и внимание к точности и достоверности детали: можно смело заявить, что в «Евгении Онегине» есть все черты реализма. Хотя впервые тень этого литературного направления пала на творчество Крылова: именно в его баснях можно почувствовать неразбавленную горечь действительности. В «Горе от ума» Грибоедова также можно уловить нотку реализма: пугающая истина жизни здесь обнажена до предела и у одних вызывает горький смех, у других — слёзы отчаяния. Реализм проявлялся в творчестве многих писателей: талантливые сочинители любили изображать реальность и демонстрировать все несовершенства окружающего нас мира и общества, пытаясь эмоционально воздействовать на читателей, возбудить в их сердцах ответные чувства. Таким образом, русские классики раскрывают тему маленького человека в «Станционном смотрителе» (Пушкин), «Шинели» (Гоголь), «Преступлении и наказании» (Достоевский). В то же время говорят о народе и дворянстве в «Муму» (Тургенев), «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Салтыков-Щедрин), «Войне и мире» (Толстой). И не забывают обличить пороки типичных представителей современного им общества в «Евгении Онегине» (Пушкин), «Горе от ума» (Грибоедов), «Отцах и детях» (Тургенев) и «Герое нашего времени» (Лермонтов).
Именно в девятнадцатом веке литература получила стремительное развитие, так как быстрая смена литературных направлений не могла не оказать такого влияния на культуру русского народа. Русская классика девятнадцатого столетия поражает разнообразием взглядов и мнений, жанров и литературных явлений; талантливейшие писатели России создают в этот период великие произведения, не утратившие своей силы слова спустя столетия, но ставшие достоянием русской культуры, гордостью русского общества.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35642
XIX век в русской литературе
XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.
На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление – реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. , А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь (1809-1852) развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).
В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»), сплотившихся вокруг В. Г. Белинского (1811-1848). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. Карта Москвы и окрестностей в те времена насчитывала уже тысячи объектов, использованных писателями в качестве места действия в их произведениях. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1821-1881), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883), «Сорока-воровка» А. И. Герцена (1812-1870), «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812-1891).
В 1850- 1870-х гг. стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков – обобщенный образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова – острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.
Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. Наиболее радикально настроенные из «народных заступников» – революционеры-демократы, чьим вождем был Н. Г. Чернышевский (1828-1889), а главным рупором – журнал «Современник», даже призывали «Русь к топору». В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1821-1877), «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского (1823-1886), «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого (1828-1910), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В этих, в полном смысле слова, классических произведениях, а этот ряд может быть еще значительно продолжен, наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе. Главенствующим литературным жанром был роман.
В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова (1860-1904), В. Г. Короленко (1853-1921), В. М. Гаршина (1855-1888). В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни. У В. М. Гаршина уже намечается преодоление натуралистических тенденций и попытка объединения в лирической прозе романтических и реалистических принципов.
В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).
Особенности литературы XIX века
XIX век как культурная эпоха начинается в календарном XVIII веке с событий Великой Французской революции 1789–1793 года. Это была первая буржуазная революция мирового масштаба (предыдущие буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии имели ограниченное, национальное значение). Французская революция знаменует окончательное падение феодализма и торжество буржуазного строя в Европе, а все стороны жизни, с которыми соприкасается буржуазия, имеют свойство ускоряться, интенсифицироваться, начинать жить по законам рынка.
XIX век — эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы. В социально-политическом развитии на авансцене исторического процесса стояла Франция. Как последствия Французской революции следует рассматривать и наполеоновские войны 1796–1815 годов, и попытку реставрации абсолютизма (1815–1830 гг.), и череду последующих революций (1830 г., 1848 г., 1871 г.).
Ведущей мировой державой XIX века была Англия, где ранняя буржуазная революция, урбанизация и индустриализация привели к расцвету Британской империи и господству на мировом рынке. Глубокие перемены происходили в социальной структуре английского общества: исчез класс крестьянства, шла резкая поляризация богатых и бедных, сопровождавшаяся массовыми выступлениями рабочих (1811–1812 гг. — движение разрушителей станков, луддитов; 1819 г. — расстрел демонстрации рабочих на поле Святого Петра под Манчестером, вошедший в историю как “битва при Питерлоо”; движение чартистов в 1830–1840 гг.). Под напором этих событий правящие классы пошли на известные уступки (две парламентские реформы — 1832 г. и 1867 г., реформа системы образования — 1870 г.).
Германия в XIX веке мучительно и запоздало решала задачу создания единого национального государства. Встретив новый век в состоянии феодальной раздробленности, после наполеоновских войн Германия превратилась из конгломерата 380 карликовых государств в союз сначала 37 самостоятельных государств, а после половинчатой буржуазной революции 1848 года канцлер Отто фон Бисмарк взял курс на создание единой Германии “железом и кровью”. Единое германское государство было провозглашено в 1871 году и стало самым молодым и агрессивным из буржуазных государств Западной Европы.
Соединенные Штаты Америки на протяжении XIX столетия осваивали бескрайние просторы Северной Америки, и по мере увеличения территории рос и промышленный потенциал юной американской нации.
В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм. Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин “реализм” возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.
ХIX век — век сложения мировой литературы, когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.
Литература
- Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990.
- Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978.
- Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
- Реизов Б. Г. Творчество Флобера. Л., 1955.
- Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.
► Читайте также другие темы главы “Литература XIX века”:
► Перейти к оглавлению книги “Зарубежная литература”
Общая характеристика русской литературы 19 века: описание, особенности и интересные факты
XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.
Отличие от предыдущего столетия
Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения – авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.
Причины расцвета
В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события – это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».
Направленность литературы
Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.
Феномен эпохи
Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.
Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: “У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной”.
Роль литературы в обществе
Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.
Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего – это роль учителя».
Общее и отличное в представителях «Золотого века»
Готовя материалы по теме «Общая характеристика русской классической литературы 19 века», стоит сказать о том, что все представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник (под этим словом понимается и поэт, и композитор, и живописец) создает собственный мир, руководствуясь личными принципами. К примеру, мир Льва Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей «Золотого века» и общая черта – это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.
Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица
«Золотой век» – это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.
Жанр | Когда и где возник | Представители | Основные черты | |
XVII век, Франция | ||||
Сентиментализм | Во второй половине XVIII в. в Западной Европе и России , наиболее полно оформился в Англии | Повесть, роман, элегия, мемуары, путешествия | Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер») | Конец XVIII — первая половина XIX века , Европа, Америка |
Реализм | XIX в., Франция, Англия. | Повесть, роман, поэма |