Особенности конфликта в комедии Горе от ума: сочинение

Конфликты в пьесе Горе от ума Грибоедова сочинение

Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную.

Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке. С этого же места берёт начало социальный конфликт, когда Чацкий встречается с « Фамусовым обществом». Любовный треугольник состоит из Софьи, Чацкого и Молчалина. Чацкий является главным героем этой пьесы. Он же позитивный герой, а Молчалин наоборот негативный персонаж с подлыми, низкими чертами. Весь конфликт построен на том ,что Софья предпочла именно Молчалина с надеждой обрести «мужа — слугу» который будет нежен и ласковый к ней, как мальчик послушный и исполняющий все её прихоти. В чем и позднее разочаровалась, потому что он не имел к ней никаких чувств, а только свои корыстные цели. Он хотел лишь одного – разбогатеть и получить власть, где Софья сыграла инструмент для достижения этих эгоистичных целей. В конечном счёте ни Софья и Молчалин не получили того чего ожидали. Софья почувствовала себя кинутой и разочаровалась в своих предпочтениях к мужу. Молчалин же потерял все надежды на богатство и власть, несмотря на усилия и унижения которые он претерпевал, он потерял ключ — Софью.

Ещё один конфликт ярко выраженный в борьбе с «веком нынешним» и «веком минувшим».Чацкий представитель новой идеологии времени, новый человек. Фамусовы более склонны к консервативному обществу. Прижитый и старый образ жизни был им родным, они хотели прожить всю свою жизнь не выходя за границы светских законов и не огорчать таких светских лиц, как Татьяна Юрьевна и Марья Алексеевна. В то же время новый образ жизни диктует свои правила и захватывает консервативную жизнь. Чацкий старается открыть глаза Фамусову, показать проблемы их образа жизни. Но старое Барское общество не принимает идей Чацкого и называет его сумасшедшим. Этот конфликт хорошо показывает борьбу нового образа жизни со старим, борьбу декабристов с барским обществом.

В пьесе Грибоедова присутствует несколько конфликтов: любовный и общественный, также борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». На мой взгляд самый поучительный – общественный конфликт. Он учит ставить реалистичные цели в жизни, не жить старыми принципами, не быть тем каким тебя хотят видеть другие. Жить, пробовать что-то новое. Если не поступать как герои этой комедии можно избежать много жизненных проблем с которыми они столкнулись.

2 вариант

В этом произведении достаточно конфликтов! В этом сочинении невозможно разобрать все, но основные здесь будут.

Самый главный, который просто бросается в глаза, это противостояние Чацкого всему тому московскому обществу. Герой обличает всех, видит недостатки, а в итоге убегает в глушь. У Чацкого свежий взгляд (со стороны), так как он долгое время был за границей, учился и развивался там, а эти люди жили, как и много лет назад не по законам честности – это точно. Конечно, никому не нравится, если ему показывают его недостатки, вот все эти взяточники и льстецы недовольны смелым поведением Чацкого. Но в одиночку он всё равно не смог бы переделать систему.

Это в общем, но тот конфликт можно поделить на мелкие. Например, между Чацким и Фамусовым. Отец Софьи учит молодого человека, советует ему, как быстрее преуспеть в их обществе, как лучше выставлять себя дураком, но соблюдать свой интерес. Связи – тоже важны… Но Александр Андреевич такой образ жизни принять не может и не хочет, он пытается объяснить хоть что-то старику, но тот в ужасе от его истин. Конечно, дочь свою он за такого умника бы не выдал.

Более «мягкий» конфликт как раз между дочкой Фамусова и Александром. Разворачивается этот конфликт к концу произведения. Чацкий её любит, а она настроена враждебно. И в итоге это она пускает слух, что он сумасшедший. В финале разворачивается конфликт между ней и Молчалиным, который ей пытается изменить вполне осознанно, продуманно и бессовестно. Небольшой конфликт и между горничной и Молчалиным в этой ситуации. Она вполне честная девушка, её не соблазняет обещанное за предательство хозяйки богатство.

Конфликты есть и между второстепенными персонажами и героями произведения. Например, между давним другом, который превратился в испуганного подкаблучника, и самим Александром Андреевичем. Также там появляется и его жена, которая с недоверием и опаской относится к Чацкому. Все на балу начинают плохо к Чацкому относиться. К примеру, старуха – мать нескольких дочерей, когда не находит в герое ни для одной из них жениха, сразу теряет к нему интерес. И каждое смелое слово героя, конечно, создает ему нового врага.

Сочинение 3

Александр Грибоедов является одним из самых известных русских писателей-драматургов 18 века. Он внес великий вклад в развитие и преобразование классицизма как жанра. В начальном варианте классицизма подразумевалось, что в пьесе имеется только один конфликт. Но Александр Грибоедов, как Пушкин в свое время по отношению к роману в стихах «Евгений Онегин», выступает в роли гениального новатора и вводит в свое драматическое произведение не один, а несколько конфликтов. Изначально литературные критики не рады были такому нововведению Грибоедова и подвергали его жесткой критике, мол, как он мог отойти от канонов. Но в настоящее время пьеса, которая относится к жанру комедии, имеет несколько конфликтов. Как внутренних, так и внешних.

Центральным персонажем всей повести является молодой человек, который недавно приехал с учебы в родной город. Его зовут Александр Чацкий. Именно этот персонаж по желанию автора сталкивается с различного рода непониманиями его обществом. На данной почве построены все конфликты произведения.

Первый конфликт – это конфликт любви. Чацкий влюблен в свою подругу детства, которую зовут Соня. Девушке отец, которым является Фамусов подыскивает уже подходящего жениха. Чацкий образованный и ставит умственное развитие превыше всего. Фамусов считает, что лучший вариант стать богатым и знаменитым – это умение хорошо прислуживать и получить какой-нибудь ин. Соня поддерживает его. На этом базируется и второй конфликт произведения Александра Грибоедова.

Столкновение взглядов, мировоззрений, ценностей главных героев – вот один из основных конфликтов.

Также хорошо прорисована проблема внедрения всего иностранного в родное. Чацкий возмущен тем, что большая часть людей в фамусовском доме разговаривает не на родном русском языке, а на французском. Он не понимает, почему даже какой-то французик, приехавший издалека, чувствует себя здесь как дома.

Еще одной проблемой комедии можно назвать одиночество умного человека в обществе людей с ограниченным кругозором, думающих только про то, как бы заработать побольше денег, вкуснее поесть и выслужиться на чин. Финал комедии печальный и одновременно смешной. Александр Чацкий, через которого с читателем говорит Грибоедов, подвергается клевете и признается сумасшедшим. Чацкий покидает общество этих недоумков и уезжает из фамусовского дома навсегда, чтобы больше сюда не вернуться.

Конфликт произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» может научить читателя многому. Это огромный багаж знаний, которые автор хотел донести с помощью реальных примеров, существовавших в те уже далёкие времена. Надо помнить, что учиться всегда нужно чему-то, уметь сострадать, не бояться трудностей, уважать старших, да и вообще иметь к каждому человеку уважение. Порой трудно особенно в нынешнее время, придерживаться хотя бы одного такого принципа.

Данная пьеса, написанная Александром Грибоедовым, является новаторской, ибо впервые в ней прозвучали нотки реализма. Сюжет зациклен на одном конфликте, а на трёх основных: конфликт любви и социального развития, а так же разрыв поколений.

Любовный конфликт заключается в том, что с первого действия появляется всеми известный любовный треугольник куда входит Софья, Молчалин и Чацкий. Девушка встречается с Молчалиным ночью и считает его своим принцем, а вот Чацкий был первой любовью девушки, но «первая любовь никогда не забывается». Тут перед Софьей встаёт не простой выбор. Это как между двух огней.

Социальный конфликт играет главную роль в произведении. В пьесе есть чёткое разделение: это прогрессивные дворяне, выступающие в лице молодого Чацкого и консервативные дворяне- это Фамусов. Первые уверенны, что будущее стоит за развитием, изучением новых данных и самое главное- это прекращение рабского отношения к крепостным. Фамусовское общество уверенно, что крепостное право не должно быть отменено и вообще учиться ничему новому не нужно. Просвещение несёт одно зло и может навредить привычной жизни.

От сюда вытекает третий конфликт — это конфликт поколений. Фамусов против Чацкого. Они не понимают друг друга и никогда не поймут. Обострение пошло после спора о крепостном праве. Фамусов привык, что может командовать и издеваться как хочет. Ничего за это старику не будет. Чацкий же уверен, что каждый человек заслуживает уважения и свободы. Люди не могут быть рабами, это же вещи, которыми можно распоряжаться как вздумается, унижать, продавать, убивать. Между ними пропасть в виде социального статуса, но разве это так важно?

Таким образом, в пьесе «Горе от ума», написанном Грибоедовым есть три основных конфликта, которые определяют общество того времени и показывают ошибки персонажей. Читатель может хорошо увидеть к чему бы привёл консерватизм Фамусова, если бы правители России не были умными людьми. Это произведение может научить многому: противостоять многовековым и бесполезным устоям, всегда иметь своё мнение, никогда не сдаваться и т.д.

Также читают:

Картинка к сочинению Конфликты в пьесе Горе от ума

Популярные сегодня темы

В Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов в неравной битве против фашисткой Германии победила советская армия, и нет ни одного человека, который бы не знал об этом, но, к сожалению, мало кто задумывается, какими силами и какой ценой

Барон является одним из героев произведения М. Горького «На дне». Он один из обитателей ночлежки. Его возраст 33 года. По происхождению он дворянин, поэтому его так называют Барон

В центре внимания оказывается Семья Мелеховых с самого начала романа “Тихий Дон”. А также в конце произведения эта семья до сих пор остается во внимании читателя и автора.

Повесть советского писателя Булгакова М.А. «Собачье сердце» была написана в 1925 году. Сюжет произведения полностью вымышлен. Реальным является только описание московского быта и произошедших в обществе перемен после революции.

Начиная свое сочинение, мне хотелось бы детально разобраться в различиях между понятием образованности и не образованности и разобрать методы и способы самообразования.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Читайте также:  Чацкий 2: сочинение

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Конфликты в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

“Горе от ума” — трагикомедия Грибоедова, ставшая культовым произведением, многие из цитат стали афоризмами, вошедшими в историю.

В своей комедии в стихах Александр Сергеевич поднимает проблему необразованности русского народа, в особенности взрослого, “минувшего”, поколения, а также исчезновения русской культуры и обилия французской, против чего выступает его главный герой.

В данном произведении Грибоедова возникают внутренние и внешние конфликты главного героя — Александра Чацкого, являющегося персонажем-резонером Грибоедова.

Внутренний конфликт Чацкого заключается в непонимании, почему Софья предпочла ему Молчалина, который гораздо глупее и не любит разговаривать. Александр размышляет, почему никто его не понимает, и его мнение не совпадает с мнением большинства. Несмотря на то, что фамусовское общество не принимает Чацкого, он не является “лишним человеком”, ведь в Москве все таки есть умные люди, упоминаемые гостями Фамусова, например двоюродный брат Скалозуба.

Внешний конфликт происходит у Чацкого с фамусовским обществом и в особенности с Фамусовым, отцом Софьи. Фамусов придерживается старых, консервативных взглядов. Он считает, что книги — зло, и, будь его воля, он бы всё книги сжег. По его мнению, каждый юноша должен отслужить, а не образовываться, а идеи Чацкого позорны.

Основными конфликтами в “Горе от ума” являются любовный и общественный. Общественный конфликт идет между “веком нынешним” прогрессивными взглядами и “веком минувшим” со старыми устоями. Любовный конфликт развивается между Софьей, Чацким, Молчалиным, субреткой Лизой и Петрушей. Чацкий любит Софью, она же любит Молчалина, который делает вид, что это взаимно из-за богатства ее отца, но на самом деле любит Лизу, служанку Софьи, которая влюблена в повара Петрушу.

В конце комедии Александра Чацкого фамусовское общество объявляет сумасшедшим, каждый пускает все больше и больше сплетен и слухов, интрига Молчалина раскрывается для всех главных героев, но Чацкий просто уезжает на карете из-за обилия разгогласий и невыносимого нахождения в имении Фамусова, и каждый остается при своем мнении.

Вариант 2

Конфликты в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» являются основной движущей силой повествования. Можно даже сказать, что конфликт в его разнообразных проявлениях выполняет в ней смыслообразующую функцию. Ведь и постигшее в конце главного героя «горе», когда он, потерпев фиаско в сердечных делах, вынужден попросить карету и срочно удалиться, есть не что иное, как попытка уйти от конфликта, а точнее – от многих конфликтов разом.

Итак, главный герой – Александр Андреевич Чацкий – находится в центре множества конфликтов. Именно он, Чацкий, – не такой, как все прочие. Это он резко выделяется из толпы своим живым и острым умом, который все замечает, все анализирует, все и вся критикует и который просто-напросто мешает герою жить.

Главная причина того, что Чацкий со всеми не в ладу, заключается в том, что Чацкий не живет, как все, он – иной. Его ум смущает его душу, он раздираем внутренними противоречиями, его постоянно куда-то тянет, куда-то влечет и он постоянно чего-то ищет. Итак, конфликт № 1 – Чацкий против толпы, Чацкий против всех. Такой конфликт можно классифицировать, как конфликт личности и общества. А конфликт №2 – внутренний конфликт героя с самим собой.

Кроме того, можно выделить межличностные конфликты: Чацкий и один из героев. Например, Чацкий – Фамусов, Чацкий – Молчалин, Чацкий – Скалозуб. Даже с Софией, в которую Чацкий влюблен, возникает нешуточный конфликт. Причина всех этих конфликтов заключается не в том, что кто-то умнее, а кто-то глупее, как могло бы показаться. Нет ничего проще, чем рассудить, например, так: Фамусов – глупый, ограниченный папаша, который не может понять и принять умного, мыслящего Чацкого, не может понять, что Чацкий – это лучший жених для его дочери. Да только ничего подобного! Фамусов не хочет такого зятя, и это его право, да он, если хорошо подумать, еще и прав, тем более что и София Чацкого не любит. Скорее всего, конфликт Чацкий – Фамусов возникает и развивается из-за того, что ума не хватает обеим сторонам.

То же самое можно утверждать и о конфликтах Чацкий – Молчалин и Чацкий – Скалозуб. И пусть Скалозуб действительно туповатый вояка, но если Чацкий умен по-настоящему, то почему бы ему, более умному, не проявить снисхождение? Значит, причина все же не в уме, а в характере. Чацкий – слишком резок, горяч и прям. Им движет юношеский максимализм, тогда как, например, Молчалин – слишком податлив, гибок, тих, расчетлив, скрытен. Фамусов, его дочь София, Молчалин и Скалозуб – типичные приспособленцы, чего никак нельзя сказать об идеалисте Чацком.

Помимо вышеназванных конфликтов можно указать еще на конфликт поколений. Здесь центральной фигурой является Фамусов. Он находится в перманентном конфликте с дочерью (конфликт отцов и детей) и с Молчалиным. С Молчалиным у Фамусова, образуется конфликт не только поколенческий, но еще и конфликт на почве отношений «начальник, благодетель – подчиненный, принимающий эти благодеяния».

Сделаем вывод: корень всех конфликтов в комедии «Горе от ума» заключается в разнице мироощущений героев, а острый ум Чацкого сыграл в них роль своеобразного катализатора.

Сочинение 3

Грибоедов описал в своей литературной работе, что в начале XIX столетия в нашей стране случился раскол на две политические части. Возникли передовые аристократы, радеющие за преобразования социума. Их позицию представляет Чацкий. Другая сторона – традиционное дворянское сословие, показано в комедийном произведении в образе Фамусова и аналогичных ему персонажей. Основа конфликта строится на том, что у главных персонажей разные позиции на важнейшие проблемы социального прогресса.

Читайте также:  Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Разногласие людей разных возрастов и взглядов происходит из-за отношения к крепостному праву. Сторонники консервативного общества любят управлять чужими судьбами. К примеру, состоятельная помещица Хлестова обращается с собственной невольницей буквально, как с собакой. Обеих она доставляет на светский ужин для своей радости и удовольствия, а следом говорит Софье, чтобы она передала им «подачку» с барственного стола.

Чацкий описывает своё позицию к подобному, в разговоре с самим собой – «А судьи кто?». Он описывает одного дворянина, который предпочёл псов собственным холопам, хоть они были послушными и не один раз его выручали. У него такого типа деяния порождают недовольство. Он представляется врагом рабовладельческого строя. В таком же плане у действующих лиц отличается позиция к образованию. Сторонники консервативного социума не хотят этого. С их точки зрения, избыточная информация пагубна.

Когда в народе идет молва о безумстве Чацкого, то все убеждены, что причиной этого стало его желание обучаться. Александр, напротив, представляется последователем просвещения, потому что оно совершенствует личности. Вдобавок, интересна позиция персонажей к службе. Московский социум уверен в том, что работать нужно лишь ради денег. К примеру, Скалозуб мечтает не о том, как сберечь родную землю, а как стать генералом.

Фамусов представляется «управляющим в казённом доме». Служба для него – это унылая повинность, но он не отправляется в увольнение, потому что его место позволяет неплохо пристроиться в жизни. Чацкий дает название такой цели одной небрежной фразой – «прислуживаться». Основной действующий персонаж думает, что добропорядочная личность должна, по большей части, давать благо людям, а не заботиться о своем достатке. Раньше он имел большую должность. Он мог подняться высоко по карьерной лестнице, но уехал, поскольку прислужливая публика не восприняла его идеи должным образом. Из всего этого следует, что и понимание преданности своей Родине у них разное. Фамусов нахваливает Москву за то, что тут ни одна живая душа не имеет желания изменяться. Александр именно за это критикует Москву, обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Но в любом случае она ему близка, потому что это его кровное место. Преданность своей Родине Чацкого состоит в его желании сделать государство более просвещенным.

Отсюда получается, что у А. С. Грибоедова получилось передать социальные разногласие между развитым и фамусовским сословием, оно было огромным. Эти люди не могли найти взаимопонимания ни по одной важной проблеме.

Конфликты в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

Дом с мезонином – рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

В центре романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина находится Татьяна Ларина и её любовь к главному герою. Любовь Татьяны к Онегину – это образец смелого чувства.

Образ Чеховского вишневого сада обусловлен тем, что он представлен не как хозяйственный объект одного из усадеб, а как один из объектов пьесы, чья судьба тесно переплетается с судьбами других действующих лиц.

Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония

«Особенности конфликта в комедии “Горе от ума”»

Век нынешний и век минувший.
А. С. Грибоедов. Горе от ума

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале XIX века между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством. Первые стремились во всем сохранить самодержавно-крепостни ческий строй и барский быт, видя в этом основу своего благополу чия. Вторые боролись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век нынешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего», гневный протест представителя молодого, прогрессивного поколения в лице Чацкого против всего отживающего составляет главную тему «Горя от ума».

В первых сценах комедии Чацкий — мечтатель, которому дорога его мечта — мысль о возможности изменить эгоистическое, пороч- ное общество. И он приходит к нему, к этому обществу, с горячим словом убеждения. Он охотно вступает в спор с Фамусовым, Скалозубом, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний. Портреты, которые он рисует в первых монологах, даже забавны. Характеристики метки, точны. Тут и «старинный, верный член «Английского клуба» Фамусов, и дядюшка Софьи, который уж «отпрыгал свой век», и «тот черномазенький», который всюду «тут как тут, в столовых и в гостиных», и толстый помещик-театрал с его тощими крепостными артистами, и «чахоточный» родственник Софьи — «книгам враг», требующий с криком «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», и учитель Чацкого и Софьи, «все признаки ученья» которого составляют колпак, халат и указательный перст, и «Гильоне, француз, подбитый ветерком». И только потом, оболганный, оскорбленный этим обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди, освобождается от своих иллюзий: «Мечтанья с глаз долой, и спала пелена». Столкновение Чацкого и Фамусова строится на противопоставлении их отношения к службе, к вольности, к властям, к «веку минувшему» и «веку нынешнему», к иностранцам, к просвещению и т. д.

С достоинством барина, тоном превосходства сообщает Фамусов о своей службе:

А у меня что дело,
что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

На службе он окружает себя родственниками: свой человек не подведет да и «как не порадеть родному человечку». Служба для него — источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ — низкопо клонство перед вышестоящими. Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, который выслуживаясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком ». Зато был «обласкан при дворе», «пред всеми знал почет». И Фамусов убеждает Чацкого учиться на примере Максима Петрови ча житейской мудрости. Откровения Фамусова возмущают Чацкого, и он произносит монолог, насыщенный ненавистью к «раболепству », шутовству. Слушая крамольные речи Чацкого, Фамусов все более распаляется. Он уже готов принять строжайшие меры против таких инакомыслящих, как Чацкий, считает, что им нужно запретить въезд в столицу, что их нужно отдать под суд. Рядом с Фамусовым полковник, такой же враг просвещенья и наук. Он спешит обрадовать гостей тем,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.

Для всех присутствующих «ученье — вот чума», мечта их — «забрать все книги бы да сжечь». Идеал фамусовского общества — «И награжденья брать, и весело пожить». Каждый знает, как лучше и быстрее добиться чинов. Скалозубу извест ны многие каналы. Молчалин получил от отца целую науку «угождать всем людям без изъятья». Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят по происхождению, по богатству:

У нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь.

Гостей Фамусова объединяет защита самодержавно-крепостни- ческого строя, ненависть ко всему прогрессивному. Пламенный мечтатель, с разумной мыслью и благородными порывами, Чацкий противопоставлен сплоченному и многоликому миру фамусовых, скалозубов с их мелкими целями и низменными стремлениями. Он чужой в этом мире. «Ум» Чацкого ставит его в глазах фамусовых вне их круга, вне привычных для них норм общественного поведения. Лучшие человеческие свойства и склонности героев делают его в представлении окружающих «странным человеком », «карбонарием», «чудаком», «безумным». Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно. В речах Чацкого со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.

С негодованием говорит он о крепостниках, о крепостном праве. В центральном монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха». Для него идеал — независимая, свободная личность.

С негодованием говорит он о бесчеловечных помещиках-крепостниках, «негодяях знатных», один из которых своих верных слуг «вдруг выменял на три борзых собаки!»; другой согнал на «крепостной балет от матерей, отцов отторженных детей», а потом они были распроданы поодиночке. И таких не единицы! Чацкий тоже служил, он «славно» пишет и переводит, успел побывать на военной службе, видел свет, имеет связи с министрами. Но он разрывает все связи, уходит со службы потому, что хочет служить родине, а не начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Не его вина, что он, будучи человеком активным, в условиях сложившегося политического и общественного быта обречен на бездействие и предпочитает «рыскать по свету». Пребывание за границей расширило кругозор Чацкого, но не сделало его поклонником всего иностранного, в отличие от единомышленников Фамусова. Чацкого возмущает отсутствие патриотизма среди этих людей. Его достоинство русского человека оскорблено тем, что среди дворянства «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским». До боли любя свою родину, он желал бы оградить общество от тоски по стороне чужой, от «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу. По его мысли, дворянство должно стоять ближе к народу и говорить по-русски, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».

А как уродливо светское воспитание и образование! Для чего «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою по дешевле»? Умный, образованный Чацкий стоит за подлинное просвещение, хотя прекрасно сознает, как это трудно в условиях самодержавно- крепостнического строя. Ведь тот, кто, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин. », «в науки вперит ум, алчущий познаний. », «прослывет у них мечтателем опасным!». И такие люди в России есть. Блестящая речь Чацкого — свидетельство его незаурядного ума. Даже Фамусов отмечает это: «он малый с головой», «говорит, как пишет».

Что же удерживает Чацкого в чуждом по духу обществе? Только любовь к Софье. Это чувство оправдывает и делает понятным его пребывание в доме Фамусова. Ум и благородство Чацкого, чувство гражданского долга, негодование человеческого достоинства вступают в острый конфликт с его «сердцем», с его любовью к Софье. Общественно-политическая и личная драма развертывается в комедии параллельно. Они нераздельно слиты. Софья целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом ума и души противостоит этому миру. Любовный конфликт Чацкого с Софьей разрастается до масштабов поднятого им бунта. Как только выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и все прошедшее обратила в смех, он покидает ее дом, это общество. Чацкий в последнем монологе не только обвиняет Фамусова, но и сам духовно освобождается, мужественно побеждая свою страстную и нежную влюбленность и разрывая последние нити, связывавшие его с фамусовским миром.

Читайте также:  Центральные проблемы изучения творчества Грибоедова: сочинение

У Чацкого еще мало идейных последователей.
Его протест, конечно, не находит отклика в среде
. старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Таким людям, как Чацкий, пребывание в фамусовском обществе доставляет только «мильон терзаний», «горе от ума». Но новое, прогрессивное неодолимо. Несмотря на сильное сопротивление умирающего старого, остановить движение вперед невозможно. Взгляды Чацкого наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его философию жизни осудили, против нее восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения, передовых идей. Борьба против фамусовых не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась. Декабристы и вырази48 тель их идей Чацкий были представителями первого раннего этапа русского освободительного движения.

Конфликты в комедии Горе от ума, сочинение

Комедия Горе от ума была написана Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, во время подъема духовности и патриотизма. Произведение классика сразу же было признано новаторским, а движущей силой комедии стали конфликты. В отличие от других работ современников, автор отказывается от единства действий, и вместо одного конфликта раскрывает их сразу несколько.

Конфликты в Горе от ума

Как мы уже сказали, в комедии Горе от ума за основу взят сюжет, где главный герой Чацкий оказывается в центре сразу нескольких конфликтов, и именно они несут основную смысловую нагрузку.

Так какие же конфликты отображены автором в пьесе Горе от ума? Прежде всего мы видим конфликт личности и общества, где главный герой выступает против фамусовского общества. Видим мы и внутренний конфликт героя, который раздираем внутренними противоречиями. Он постоянно пытается что-то найти, его вечно куда-то тянет. Конечно же, здесь не обошлось без конфликта поколений, социального и общественного конфликтов. Имеется в произведении Горе от ума и любовный треугольник, давший развитию любовного конфликта. Давайте остановимся подробнее на основных конфликтах Горе от ума в нашем сочинении, их завязке и особенностях.

Любовный конфликт в комедии Горе от ума

Одним из основных конфликтов комедии Горе от ума является любовный конфликт. Он раскрывается, когда Чацкий возвращается в родные края после длительного отсутствия, и спешит к Софье. Именно эту девушку он любит и хочет узнать об ее ответных чувствах. Однако Софья проявляет равнодушие, а остроумие героя вызывает у девушки противоположную реакцию. Причина была в том, что Чацкий стал осмеивать Молчалина — человека, к которому у Софьи только начали проявляться чувства любви. Возникает любовный треугольник. Конечно же, Чацкий не мог поверить в любовь умной девушки к глупцу. Однако Софья действительно предпочла Чацкому Молчалина. В то же время Молчалину нравится девушка Лиза, однако и здесь не все гладко. Здесь присутствует еще один любовный треугольник: Молчалин — Лиза — Петрушка. И в этом также проявляется любовный конфликт Горе от ума.

Горе от ума: конфликт поколений

Еще один конфликт, который поднимает писатель в комедии Горе от ума — это конфликт отцов и детей. Здесь мы видим столкновение отца и дочери. Предпочтения дочери, влюбленной в Молчалина, не совпадают с предпочтениями отца, который хочет отдать дочь за Скалозуба, из-за чего и происходит конфликт поколений. Все это происходит потому, что Фамусов ценит в людях прежде всего богатство и чин. Поэтому тех кто беден, он не рассматривает ни в качестве претендентов на руку дочери, ни в качестве людей на которых стоит обращать внимание. Вот и в полковнике Скалозубе он увидел лучшую партию. Ведь это он сейчас полковник, но очень скоро будет генералом, и не важно, что Скалозуб не блещет интеллектом. Но Софья влюблена в безродного Молчалина, который служит ее отцу. Здесь как раз и прослеживается конфликт детей и отцов.

Общественно-социальный конфликт Горе от ума

В основу общественно-социального конфликта произведения легло противостояние двух поколений. Конфликт века нынешнего и века прошлого, где прогрессивное дворянство в лице Чацкого сталкивается с консерваторами в лице фамусовского общества. Чацкий считал что нужно служить делу, а не определенным лицам. Он был против крепостничества, низкопоклонства, против негативного отношения к просвещению и засилья всего иностранного. И на самом деле, он был не одинок в этих взглядах, просто среди фамусовского общества Чацкий оказался в одиночестве, поэтому и был признан сумасшедшим. Лучшее для него — был уход. И наверное это было правильно, ведь вряд ли по силам Чацкому было переубедить Фамусова и ему подобных. Уверенных в том, что норма жизни — это прислуживать, прогибаться и подстраиваться во всем ради сиюминутной выгоды.

Особенности конфликтов пьесы

Если говорить об особенностях конфликтов в комедии Горе от ума, то работу Грибоедова назвали новаторской не зря. А все потому, что писатель в основу сюжета добавил не только традиционную любовную интригу, но и переплел ее с общественной, которая в итоге и вышла на первый план. Как сказал Гончаров, данная работа — как две комедии, что наложились одна в другую. При этом одна из них личностная, частная, любовная, скажем, повседневная для многих комедий, а вторая — внезапно возникающая, общественная, перетекающая в основной конфликт в произведении Горе от ума. И именно социальный конфликт в произведении становится главным, ведь цель писателя — обличение нравов дворянства начала девятнадцатого века.

Особенности конфликта в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Ученые, изучающие творчество А.С. Грибоедова замечают, что уже с юности писатель имел богатые духовные интересы, на пятнадцатом году жизни обозначилась его способность к поэзии. Дух свободомыслия, свойственный произведениям автора, начинает формироваться еще в университете под влиянием сочинений А.Н. Радищева, Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина.

Чувство личного достоинства и неприязни к барской среде формируются и под влиянием французской просветительской философии. А.С. Грибоедов в зрелые годы поддерживает идеи декабристов. В 1824 году становится участником «Северного общества» в Петербурге. Он согласен с мыслью о необходимости свержения единоличной власти царя, устранения крепостного права, ратует за принятие конституции. Однако, не смотря на дружбу с декабристами, скептически относится к успеху военного переворота.

В 1824 году А.С. Грибоедов пишет комедию «Горе от ума» и показывает в ней столкновение передовых идей со старыми устоями. Для декабристов она становится обобщением их идей и чувств.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Молодой человек, А.А. Чацкий, приезжает в родные края после трехлетней разлуки с родными. Его влечет еще и чувство любви к Софье. После возвращения героя завязываются два конфликта: частный – любовный и общественный.

Любовный конфликт традиционен для комедии: Чацкий влюблен в Софью, Софья в Молчалина, Молчалин в Лизу, а Лиза в буфетчика Петрушу.

Общественный конфликт раскрывается через противопоставление двух поколений «века нынешнего» с «веком минувшим»: передовые взгляды Чацкого сталкиваются с застоявшимися, костными «фамусовского общества».

Любовный мотив сюжета подталкивает развитие общественного конфликта. Софья, разозленная Чацким, подливает масло в огонь, отвергая его ухаживания, его взгляды и объявляя сумасшедшим.

Чацкий – молодой человек из среды прогрессивно мыслящих людей. Он романтик в душе: верит в свою мечту о справедливом и передовом обществе и с жаром отстаивает ее. В рукописи его фамилия – «Чадский», от слова «чад», — намек на романтическую отуманенность героя. Он полон энергии, силы, желания действовать. Смел в своих суждениях и не боится общественного осуждения. Бескомпромиссность высказываний становиться причиной его гонения.

В Чацком видны черты декабристов: глубокая любовь к русскому народу (высмеивает преклонение перед заграничным), ненависть к крепостничеству, желание служить «делу, а не лицам», высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми устоями. Его воспринимают как злого насмешника и опасного человека.

«Фамусофское общество» представлено самим Фамусовым, Молчалиным, Софьей и второстепенными персонажами: Скалазубом, Загорецким, Репетиловым и др. Это общество

почитает чины, стремится к благополучию, используя связи и лесть, оценивает человека по общественному статусу, боится суда толпы и поэтому слепо подчиняется мнению «света»:

«Ах, Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!».

Взгляды Фамусова – непоколебимы. Они формировались всю жизнь на примере отцов, друзей, всего общества.

«Вот то-то, все вы гордецы.
Учились бы на старших глядя».

Таковы порядки в этом обществе, закостенелые обычаи, вырваться из которых удается немногим.

Посмотрим на Софью. Она росла и воспитывалась рядом с Чацким. В детстве у них были хорошие дружеские отношения. Почему же она не поддерживает его сейчас?

Чацкому повезло. Он всегда имел тонкий и наблюдательный ум, умел колко подшутить над гостями Фамусова. Но все бы это завяло и заглохло, если бы он не вырвался из этой закостенелой обстановки. Он уехал и сохранил ясность мысли и зоркий ум.

Софья тоже умна и наблюдательно, но в то же время горда и своенравна, насмешлива и мстительна. Положительные качества ее характера были испорчены отцовским воспитанием и влиянием сентиментальных романов. Отличие ее от «фамусофского общества» в том, что ей безразлично мнение толпы:

«Да что мне до кого? До них? До всей вселены?»

Новаторство А.С. Грибоедова в том, что он отошел от рамок классицизма и сентиментализма. В его комедии присутствуют черты реализма: нет строгого деления герое на положительных и отрицательных. Тот же Фамусов – самодур, тиран и в то же время любящий отец; Софья – умна, прогрессивна, но не стремится к активной перемене жизни, ее устраивает и Молчалин; Чацкий – активный деятель и борец за правду, но в то же время «крикун», мечущий бисер перед свиньями.

Комедию А.С. Грибоедова многие литературные критики называют трагедией, «высокой комедией». Действительно, в ней сильны драматические и трагические элементы.

Трагичны судьбы Чацкого и Софьи. Они – представители нового поколения, но только Чацкий – пример активного деятеля, а Софья – пассивного. Оба они «отуманены» своими идеями: Чацкий – борьбой, Софья – сентиментальными романами. Воинственность и непримиримость Чацкого толкают его на путь отчуждения, отчаяния. Удел Софьи – вечное прозябание в бездействии.

А.С. Грибоедов в своей комедии поднимает острую социальную тему. Он с любовью и сочувствием относится к молодому поколению, понимая, что призывами на баррикады делу не помочь. Поэтому Чацкий одинок в своем искании. Путь борьбы через насилие не принесет счастья. Нужно избавиться от всего косного и сентиментального, от всего воинствующего и разрушающего. Только мирные преобразования в духе просвещения помогут России обрести новую силу.

Ссылка на основную публикацию
×
×