Новаторство Грибоедова: сочинение

Новаторство А.С. Грибоедова в комедии “Горе от ума”

–>Просмотров : 1390 | –>Добавил : shurik (04.03.2019) (Изменено: 04.03.2019)

Обсуждение вопроса:

Грибоедов написал свою комедию “Горе от ума” в 1824 году. Она оказала огромное влияние на русскую литературу. Новаторство Грибоедова заключено в том, что он создал русскую оригинальную комедию в стихах. Драматический род литературы требует особого искусства: без авторского слова нужно добиться художественной правды. Ведь драматург создает образ из слов и реплик действующих лиц, и у Грибоедова это получилось. Кроме того, создавая своих героев, автор решал важную для драматурга задачу языковой характеристики персонажей. В комедии каждый говорит свойственным ему живым разговорным русским языком. Как и предсказывал АС Пушкин, многие стихи комедии вошли в нашу речь.

Сохранив отчасти классическую форму комедии, Грибоедов создал реалистическое произведение. Он не стремился идеализировать своих героев и изобразил их объективно, показав как их положительные, так и отрицательные черты. Даже Чацкий (главный герой комедии) не образец для подражания, а реальный человек со своими достоинствами и недостатками. Но это новый тип личности героя, это первый в русской литературе образ дворянина-интеллигента, “выламывающегося” из своей сосоловной среды (как и сам А.С. Грибоедов), образ “мыслящего друга человечества…”. Герцен писал: “Чацкий – это декабрист”. И герой во многом близок декабристам. В своих монологах он не только отвергает устаревшие нормы жизни, но и пропагандирует новую идеалогию, дух свободомыслия (“Он вольность хочет проповедать”, – так говорит о нем Павел Афанасьевич Фамусов), честное служение “делу, а не лицам” (“Служить бы рад, прислуживаться тошно”).

Еще одно достижение реализма в комедии заключено в том, что в ней представлена широкая картина жизни московских дворян после Отечественной войны 1812 года. В своей пьесе А.С. Грибоедов показал, какие вопросы (политические, экономические, нравственные) волновали в то время (10-20 годы XIX века) русское общество. Герои яростно спорят и отстаивают свою точку зрения по вопросам об отношении к крепостному праву, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании, о праве “свое суждение иметь” или не иметь. Нашли свое отражение споры о суде присяжных, о парламенте, о пансионах и институтах, о взаимном обучении, цензуре и многом другом.

Косные дворяне испытывают тревогу за свое благополучие, обнаруживая злобную ненависть к вольнодумству. В богатой галерее образов мастерски представлен мир чиновников, дворянства, крепостников-помещиков, тупоумных офицеров-солдафонов и других.

Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что наряду с любовным он вводит социально-политический, общественный и нравственный конфликты. Но мне кажется, что основным является конфликт между идеалистическими представлениями героев о жизни и реальностью.

Чацкий – герой романтического плана, он не понят обществом, входит с ним в противоречие. Конфликт между Чацким и его противниками – это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее справедливее. Но Чацкий не понимает, что перемены не могут произойти немедленно, так как люди не могут сразу расстаться с привычным образом жизни, и поэтому его идеи в конце комедии терпят поражение.

Софья также страдает в финале пьесы. Нет ничего дурного или ненормального в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое – она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов.

Даже Молчалин, человек практического ума, и тот строит свою жизнь по схеме. Следуя совету своего отца “угождать всем людям без изъятья”, он не понимает, что нельзя угождать всегда и во всем. Особенно нельзя угождать в любви. Он не видит ничего дурного в том, чтобы флиртовать со скучающей барышней, угождая “дочери такого человека”. Но Софья – это слишком сложная натура, ей нужен не флирт, а настоящая любовь, ради которой она готова на жертву. Поэтому и надежды Молчалина в конце произведения рухнули.

Конец комедии “Горе от ума” тоже является отходом от классицизма: в пьесе нет пятого действия, в котором определялась бы судьба героев. Мы расстаемся с ними в самый трудный для них и решительный момент жизни.

Таким образом, Грибоедов создает совершенно новый театр, написав русскую оригинальную комедию в стихах. В ней он впервые художественными средствами выразил протест против косности и отсталости фамусовского общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Кроме того, он поставил в комедии острейшие нравственные проблемы, актуальные не только для своего времени. Поэтому комедия вызывает интерес у читателя и в наше время.

В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии, и это новое понимание жанра стало настоящим новаторством в литературе того времени. При этом Грибоедов, создавая «Горе от ума», придерживался законов драматургии классицизма, например правила трех единств (их еще называют Аристотелевы единства, опираясь на «Поэтику» Аристотеля): единство действия (пьеса должна иметь один главный сюжет), единство места (действие не переносится в пространстве) и единство времени (действие пьесы не может охватывать более 24-х часов).

Однако Грибоедову все же удается совершить прорыв: не меняя формы и сохранив в комедии элементы классического водевиля, столь любимого публикой в то время (любовный треугольник, непонятый герой-любовник, более успешный соперник, обманутый отец семейства и пр.), он все же отказывается от классицизма и создает социально-психологическое произведение. Это новая реалистическая драматургия, и в ее основе лежит задача изображения действительности во всем ее многообразии. Заслугой Грибоедова можно назвать привлечение внимания зрителя к будничности и повседневности, к реальным проблемам сегодняшнего дня, которое достигается с помощью мастерского изображения московского быта с большим вниманием к деталям.

Традиционно комедия состояла из пяти действий, «Горе от ума» же — комедия в четырех действиях. Грибоедов сознательно сделал финал своей комедии открытым: порок не наказан, главный герой не стал победителем, а покинул место действия после бурной сцены. Такая композиция, безусловно, более свойственна реалистической традиции, нежели канонам эпохи классицизма, что в очередной раз характеризует Грибоедова-драматурга как новатора.

В пьесе присутствуют два начала — социальное и психологическое. Социальное начало проявляется в описании нравов общества, интересов людей и московского быта, а психологизм произведения связан с типическим началом. В героях Грибоедова угадываются общечеловеческие черты и определенные типы. Если в эпоху классицизма герои должны были обязательно выступать носителями определенного недостатка, то в «Горе от ума» они сложные и противоречивые личности. В этой многозначности и проявился психологизм произведения.

Еще одним важным нововведением Грибоедова в жанре комедии можно назвать сознательный отказ от теории трех штилей, выдвинутой Ломоносовым, в рамках которой комедия причислялась к низкому стилю, которому свойственна, соответственно, определенная лексика. Грибоедов использует в своем произведении весь диапазон русского языка, вводит в комедию разговорную речь («Я как живу, так и пишу свободно и свободно», — из письма П. А. Катенину 14 февраля 1825 года). Каждый из героев «Горя от ума» имеет свою собственную речевую характеристику: речь Чацкого — это речь образованного человека, речь Лизы изобилует народной мудростью, речь Фамусова — речь узколобого мещанина и пр. Имитируя живую разговорную речь, Грибоедов мастерски выстраивал диалоги, а монологи в произведении служили элементом психологического начала, так как именно они способствовали самораскрытию героев. Все это было нетипично для пьес того времени, и это тоже можно назвать новаторством Грибоедова-драматурга.

Также важно отметить, что автор сознательно отказался от тяжелого александрийского стиха в пользу вольного стиха, которым писались басни Крылова, — разностопного ямба, и это заметно оживило произведение.

Подытоживая, можно сказать, что Грибоедов отказался от множества предписаний и создал произведение, в основе которого лежат новаторские открытия. В «Горе от ума» есть черты трех литературных направлений — уходящего классицизма, приходящего ему на смену романтизма и зарождающегося реализма.

Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в. Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера. Уже в комедии Грибоедова, в сравнении с «Недорослем» Фонвизина, люди состоят не из одних пороков и не из одних добродетелей, как это получалось у драматургов XVIII в. Персонажи «Горя от ума» раскрываются многосторонне. Фамусов не только реакционер, ненавистник просвещения,- он и любящий отец, и стареющий волокита, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем самостоятельная девушка, человек решительного характера. «Что такое Репетилов? В нем два, три, десять характеров»,- писал Пушкин. В Чацком отмеченная Пушкиным пылкость сочетается с высоким интеллектом, чувствительностью и остроумием.

Только Грибоедову впервые в русской драматургии удаются подлинно реалистические типы как отрицательных персонажей, так и положительного героя. Последнее явилось особенно большой заслугой Грибоедова как писателя. Положительные герои выступают и в произведениях декабристов. Однако созданные ими образы обычно страдали отвлеченностью, абстрактностью. Иное дело грибоедовский Чацкий.

В критической литературе нередко ставилась под сомнение типичность образа Чацкого. Указывалось на черты резонерства, напоминавшие положительных героев-резонеров, характерных для комедии XVIII в. Делался упрек в том, что Чацкий не живой человек, а якобы ходячая мораль, рупор автора, абстрактная идея, не воплотившаяся в художественный образ. Критик-романтик Н. И. Надеждин писал тогда: «Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии». Напротив, другой критик – Полевой в своей статье о Грибоедове утверждал, что «в Чацком выражено все, чего желал поэт от молодого поколения нашего, и мы не назовем лица его идеалом. Чацкий не идеал, а человек, каким, может быть, чувствовал себя Грибоедов. Он так противоположен всем и всему окружающему его, что при каждом обстоятельстве, при каждой встрече должен невольно ссориться с людьми, их мнениями, их обычаями и привычками.

При таком плане комедии были невозможны мольеровские примеры. Тут не могло быть ни искусственной любви, которая служила бы завязкою пьесы, ни резонера дяди, ни ветреника юноши, ни плута слуги. Поэт взял свои лица из окружающего его общества, а не из прежней теории комедии, и оттого все они носят свой самобытный образ. Позднее Гончаров убедительно показал психологическую правдивость личности Чацкого и всей его драмы. Советские исследователи раскрыли глубокую связь его с движением декабристов. В изображении переживаний Чацкого, его романтической пылкости, его чувствительности Грибоедов многому научился у поэтов-декабристов, отказавшись, однако, от их отвлеченной, абстрактной героизации положительной личности. Это действительно героическая личность, но это и живой человек.

Важно отметить, что методом типизации у Грибоедова служит не психологический анализ, имеющий для него важное, но все же не основное значение. Драматург большее внимание уделяет характеристике моральных качеств и.особенностям взглядов персонажей комедии, чем их психологическим переживаниям. Это характерно для писателей-просветителей. Он не отказывается также и от нарочитой подчеркнутости, заостренности и даже гротескности в изображении отрицательных типов, как, например, Скалозуба, Молчалина. Тем ярче раскрывается их сущность. В этом отношении Грибоедов также использовал лучшие достижения сатирической литературы XVIII в.

Уже в современной Грибоедову критике отмечалась в комедии самобытность – первообразность характеров. Грибоедов не списал, а создал их, указывая К. А. Полевой. «Он схватил множество рассеянных в разных лицах черт характера московского барина, облек их истинными формами, дал им жизнь и наименовал их: Фамусов. Так и останется это лицо жить в потомстве. Фамусов является вам в обществе под тысячью различных обликов, и потому-то многие находят в нем сходство с тем и с другим. Они правы и не правы. Черты Фамусова находятся во многих, но собственно это лицо есть создание поэта; поэт собрал самые осязаемые из сих черт и воплотил их в лице Фамусова, который потому-то и верен своему идеалу до такой изумительной степени, что в нем соединены самые главные, отличительные, основные приметы московского барина. Это лицо так же истинно, как лицо Фигаро, Фальстафа, Гарпагона, Жилблаза, прототипов своего рода, и в создании характера Фамусова Грибоедов едва ли не стал рядом с Бомарше, Шекспиром, Мольером и Лесажем.

Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает свои индивидуальные черты и свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портретность персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты,- писал драматург,- входят в состав комедии и трагедии. В них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные – всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий». «Все действующие лица пьесы кажутся нам как будто знакомыми,- писалось в 1830 г. в журнале «Московский телеграф»,- это – галерея вымышленных портретов, в которых мы видим такую выразительность, что каждый из нас, глядя на.оные, старается угадать, с кем они схожи. Это доказывается тем, что многие до сих пор приискивают подлинников для сих чад фантазии Грибоедова». И не случайно современники, а позднее многие исследователи отыскивали прототипы грибое-довских персонажей в барской Москве его времени. Так, в образе Фамусова угадывали некоторые черты дяди драматурга – Алексея Федоровича Грибоедова, который любил указывать на себя как на образец для подражания. «Образец его нравоучений: «я, брат. » – сообщает писатель в заметке «Характер моего дяди». Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев Толстой в «Войне и мире».

Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, Грибоедов, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 человек дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого. Когда комедия была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.


Ю.М. Лотман писал, что 1820-е гг. были очень театральны. Театр был очень популярен, становился аналогом самой жизни. Бурно развивался водевиль – лёгкое куплетное произведение на злободневные темы. Но это не отвечало сути театральной жизни. Была необходима общественная комедия. Русскому театру не хватало нового героя. Грибоедов внедряет в сознание новый мирообраз.

На первый взгляд, комедии Грибоедова традиционны. Соблюдается единство времени (действие длится около 20 часов), места (дом Фамусова), действия (любовный треугольник). Но в течение этого дня разворачивается история русского общества в

течение 10 лет, она разворачивается в ретроспекции, в памяти. Пространство также раздвигается в репликах персонажей. Многие герои не присутствуют в действии, но о них постоянно упоминается – это внесценические персонажи, создающие пространство жизни. Вяземский говорил: «В комедии Грибоедова народ действующих лиц». Любовный треугольник не имеет счастливого конца – все герои несчастны. Софья и Чацкий представляют столкновение сильных личностей. Молчалин вряд ли может быть частью этого треугольника.

Первый вариант заглавия – «Горе уму», но это более однозначное и однонаправленное заглавие. Концовка пьесы амбивалентна: горе достаётся не только уму Чацкого, но и от его ума фамусовскому обществу. Ситуация комедии рождает синтез комедийного и трагического начал. Грибоедов принципиально настаивал на комедии как на жанровой направленности своего произведения, потому что для него комедия была связана со смеховой культурой, в которой сочеталось комическое и драматическое. Грибоедов выявляет двойственную природу смеха. Ситуация в комедии лишена внутренней комедийности. Это миллион терзаний героев, высокая комедия, ставшая национальным воплощением жанра. Смех в ней очищающий, просвещающий.

Первое явление первого действия отображает любовно-психологическую ситуацию, второе явление – общественно-философскую ситуацию. Эти ситуации чередуются в последующих действиях. Общественно-философская драма связана с любовно-психологической. Комедия Грибоедова написана динамичным разностопным ямбом. В комедии 2221 стих и 60 типов реплик.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Сочинение Традиции и новаторство в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова является необычным и новаторским произведением своего времени. Первоначально она задумывалась в рамках классицизма, но в результате работы над ней автор преодолевает эти рамки. В русской литературе эта комедия считается первой реалистичной пьесой. В ней Грибоедов освещает насущные вопросы общества того времени, социально-политические проблемы русской жизни.

Одним из главных новаторских прорывов стало изменение классического любовного конфликта в произведении. На первый план в комедии выходят разногласия людей и мнений, общественный конфликт, любовная линия переплетается с ним, но не является главной темой. Также данное произведение можно назвать сатирой на московское дворянство начала 19 века. Для детального изображения такого общества автор использовал множество внесценических персонажей, что тоже по праву можно спросмотреть одним из новаторских приемов. Это позволяло сделать все происходящее в рамках комедии более реальным и обобщенным, расширяя рамки повествования.

Большое внимание стоит обратить на характер действующих лиц. Он сильно отличает их от традиционных персонажей классицизма. Герои Грибоедова неоднозначны, многогранны, он отказывается от привычного очевидного деления на хороших и плохих, делая персонажей живыми и интересными. В пример можно привести Чацкого: главный герой умен, в нем находят воплощение самые передовые и новаторские идеи общества, но он также может быть груб или резок, что оскорбляет других людей. Автор создает не шаблонные образы в рамках своей комедии, а реалистичных героев, отходя от канонов создания персонажей в классицизме.

Произведение Грибоедова написал вольным ямбом. Данный стихотворный размер является нетипичным, но его использование также влечет за собой «оживление» действия. Диалогам персонажей придается динамичность, определенная интонация реального разговора.

Несмотря на большое количество новаторских приемов, некоторые черты классицизма в произведении Грибоедов также сохранил. Стоит обратить внимание на соблюдение трех единств: действие происходит на протяжении одного дня, связь действия с любовным конфликтом, наличие говорящих фамилий. Отметить можно и то, что, несмотря на отход от четкого деления персонажей на плохих и хороших, их стандартизированные и стереотипные образы от части сохраняются.

Сочетание всех этих новаторских черт с устоявшимися традициями делает произведение уникальным и особенно интересным для читателя. Оно проверено временем: множество афоризмов и цитат из диалогов персонажей бытует в русском языке по сей день, а это непременно значит, что комедия по-прежнему актуальна и достойна внимания публики.

Вариант 2

Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.

Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.

Также в произведении присутствует проблема конфликта поколений. Это проблема присутствовала, и всегда будет присутствовать в нашей жизни, и в жизни будущих поколений. Одно поколение просто не может ужиться на все сто с другим. Это априори невозможно, и будет это происходить так, как описано в произведении. Один человек из поколения прошлого, скорее всего не поймёт человека из поколения нового, ввиду их чрезвычайного отличия воспитания, среды взросления, и ещё огромного количества факторов влияющих на развитие личного мнения и прочих вещей. Поэтому Грибоедов и говорит о данной проблеме в своём произведении, дабы люди обратили на неё внимание и постарались её хоть как ни – будь исправить. Так или иначе Грибоедов описал общество того времени таким, какое оно было, даже не стараясь его идеализировать. Он отмёл все идеалы, дабы показать простому народу всё как есть, в этом от части и заключается его новаторство. В его искренности. Данное мнение является субъективным, из-за чего не претендует на истинную верность.

Традиции и новаторство комедии Грибоедова Горе от ума

Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.

Комедия Грибоедова – это насмешка над московским дворянством того времени. Несмотря на то что произведение больше тяготеет к реализму, оно содержит в себе многочисленные новаторские приемы, но при этом автору удалось успешно вписать некоторые классические каноны.

Обилие классических черт, использованных в пьесе, можно объяснить тем, что драма является достаточно консервативным родом литературы, и какие-либо радикальные изменения воспринимались бы читателем с трудом.

В пьесе мы наблюдаем классический прием, а именно: соблюдение трех единств. Грибоедов помещает все действие своей комедии в дом Фамусова, в течение одних суток разворачиваются все события пьесы, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.

Описывая своих персонажей, Грибоедов отдает предпочтение использованию приема – говорящих фамилий: Молчалин, Репетилов, Тугоуховские и др. Фамилия главного героя выбрана также не случайно, в ней угадывается намек на Чаадаева. Кроме всего прочего, большинство героев обрисовываются в стандартных ролях, но не у всех они выражены так четко: так Чацкий – не только неудавшийся жених, но и герой-резонер, Скалозуб – зажиточный жених, Лиза – не только служанка, но и резонер ( Лиза участвует в любовных делах своей барышни, но при этом в конце пьесы Лиза находится под угрозой ссылки в деревню), а Фамусов – неразумный отец.

Также в пьесе мы наблюдаем два любовных треугольника, это тоже дань классицизму. Первый треугольник – это Чацкий – Софья – Молчалин, а второй – это Молчалин – Лиза – Петруша.

Грибоедов создал произведение на века, оно никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, оно уже прошло испытание временем.

Автору блестяще удалось соединить традиционно классические методы и добавить свои новаторские приемы, именно поэтому «Горе от ума» – это исключительное произведение, не похожее на другие.

Также читают:

Картинка к сочинению Традиции и новаторство в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

На картине изображен погожий весенний день. Светит яркое, уже теплое солнце, оно повсюду разливается мягким золотистым светом, который отражается от снега и слегка слепит глаза. Это ранняя весна начинает хозяйничать.

Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.

Главный герой произведения – Иван Жилин. Жилин – боевой офицер, находящийся в месте разгара военных действий на Кавказе

В пьесе Вишневый сад Чехов описывает безысходность, с которой сталкиваются помещики, а в след за этим и вся Россия.

Личность каждого человека состоит из многих элементов, когда мы взрослеем, то начинаем яснее осознавать эту многогранность. В самом раннем детстве трудно понять власть многих эмоций.

«Художественное новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума»»

Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в. Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера. Уже в комедии Грибоедова, в сравнении с «Недорослем» Фонвизина, люди состоят не из одних пороков и не из одних добродетелей, как это получалось у драматургов XVIII в. Персонажи «Горя от ума» раскрываются многосторонне. Фамусов не только реакционер, ненавистник просвещения,- он и любящий отец, и стареющий волокита, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем самостоятельная девушка, человек решительного характера. «Что такое Репетилов? В нем два, три, десять характеров»,- писал Пушкин. В Чацком отмеченная Пушкиным пылкость сочетается с высоким интеллектом, чувствительностью и остроумием.

Только Грибоедову впервые в русской драматургии удаются подлинно реалистические типы как отрицательных персонажей, так и положительного героя. Последнее явилось особенно большой заслугой Грибоедова как писателя. Положительные герои выступают и в произведениях декабристов. Однако созданные ими образы обычно страдали отвлеченностью, абстрактностью. Иное дело грибоедовский Чацкий.

В критической литературе нередко ставилась под сомнение типичность образа Чацкого. Указывалось на черты резонерства, напоминавшие положительных героев-резонеров, характерных для комедии XVIII в. Делался упрек в том, что Чацкий не живой человек, а якобы ходячая мораль, рупор автора, абстрактная идея, не воплотившаяся в художественный образ. Критик-романтик Н. И. Надеждин писал тогда: «Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии». Напротив, другой критик – Полевой в своей статье о Грибоедове утверждал, что «в Чацком выражено все, чего желал поэт от молодого поколения нашего, и мы не назовем лица его идеалом. Чацкий не идеал, а человек, каким, может быть, чувствовал себя Грибоедов. Он так противоположен всем и всему окружающему его, что при каждом обстоятельстве, при каждой встрече должен невольно ссориться с людьми, их мнениями, их обычаями и привычками.

При таком плане комедии были невозможны мольеровские примеры. Тут не могло быть ни искусственной любви, которая служила бы завязкою пьесы, ни резонера дяди, ни ветреника юноши, ни плута слуги. Поэт взял свои лица из окружающего его общества, а не из прежней теории комедии, и оттого все они носят свой самобытный образ. Позднее Гончаров убедительно показал психологическую правдивость личности Чацкого и всей его драмы. Советские исследователи раскрыли глубокую связь его с движением декабристов. В изображении переживаний Чацкого, его романтической пылкости, его чувствительности Грибоедов многому научился у поэтов-декабристов, отказавшись, однако, от их отвлеченной, абстрактной героизации положительной личности. Это действительно героическая личность, но это и живой человек.

Важно отметить, что методом типизации у Грибоедова служит не психологический анализ, имеющий для него важное, но все же не основное значение. Драматург большее внимание уделяет характеристике моральных качеств и.особенностям взглядов персонажей комедии, чем их психологическим переживаниям. Это характерно для писателей-просветителей. Он не отказывается также и от нарочитой подчеркнутости, заостренности и даже гротескности в изображении отрицательных типов, как, например, Скалозуба, Молчалина. Тем ярче раскрывается их сущность. В этом отношении Грибоедов также использовал лучшие достижения сатирической литературы XVIII в.

Уже в современной Грибоедову критике отмечалась в комедии самобытность – первообразность характеров. Грибоедов не списал, а создал их, указывая К. А. Полевой. «Он схватил множество рассеянных в разных лицах черт характера московского барина, облек их истинными формами, дал им жизнь и наименовал их: Фамусов. Так и останется это лицо жить в потомстве. Фамусов является вам в обществе под тысячью различных обликов, и потому-то многие находят в нем сходство с тем и с другим. Они правы и не правы. Черты Фамусова находятся во многих, но собственно это лицо есть создание поэта; поэт собрал самые осязаемые из сих черт и воплотил их в лице Фамусова, который потому-то и верен своему идеалу до такой изумительной степени, что в нем соединены самые главные, отличительные, основные приметы московского барина. Это лицо так же истинно, как лицо Фигаро, Фальстафа, Гарпагона, Жилблаза, прототипов своего рода, и в создании характера Фамусова Грибоедов едва ли не стал рядом с Бомарше, Шекспиром, Мольером и Лесажем.

Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает свои индивидуальные черты и свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портретность персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты,- писал драматург,- входят в состав комедии и трагедии. В них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные – всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий». «Все действующие лица пьесы кажутся нам как будто знакомыми,- писалось в 1830 г. в журнале «Московский телеграф»,- это – галерея вымышленных портретов, в которых мы видим такую выразительность, что каждый из нас, глядя на.оные, старается угадать, с кем они схожи. Это доказывается тем, что многие до сих пор приискивают подлинников для сих чад фантазии Грибоедова». И не случайно современники, а позднее многие исследователи отыскивали прототипы грибое-довских персонажей в барской Москве его времени. Так, в образе Фамусова угадывали некоторые черты дяди драматурга – Алексея Федоровича Грибоедова, который любил указывать на себя как на образец для подражания. «Образец его нравоучений: «я, брат. » – сообщает писатель в заметке «Характер моего дяди». Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев Толстой в «Войне и мире».

Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, Грибоедов, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 человек дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого. Когда комедия была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.

Сочинение: Грибоедов а. с. – Новаторство и традиции в комедии грибоедова

Всего ответов: 7

Своей комедией А. С. Грибоедов сделал решительный шаг (по определению В. Г. Белинского) от “пошлого стертого механизма старинной драмы” к новому, реалистическому методу. Еще задолго до Грибоедова великий Фонвизин стал отходить в своих комедиях от строгих канонов классицизма. Недаром Вяземский писал, что “молодой Чацкий похож на Стародума”. Но все же Фонвизин в основном остается

верен принципам “старинной драмы”.

Говоря о традициях и новаторстве в комедии, нельзя не обратить внимание на смешение жанров в произведении. Например, монолог Чацкого “А судьи кто?” – прекрасный образец дворянской сатиры начала века. “О, просвещенье! О, времена! О, нравы!” – пишет Горганов в своем послании князю Долгорукому.

Разве не это восклицание слышится в монологе Чацкого?

Монолог Чацкого “Что нового покажет мне Москва?” весь состоит из блестящих эпиграмм, напоминающих эпиграммы XVIII – начала XIX века. Именно это позволило И. А. Гончарову говорить об “эпиграмматической соли” языка Грибоедова. Разговорный стиль комедии напоминает басенный стиль. И действительно, разве не слышим мы крыловских живых интонаций в комедии (“Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”, “. что станет говорить княгиня Марья Алексевна”)?

И басня, и эпиграмма, и сатира – все эти жанры были традиционны для времени Грибоедова, но новаторство его состоит в том, что все это соединено в одном произведении вопреки законам классицизма.

“Горе от ума” – комедия в стихах, а стих придает некоторую неестественность речи. Почему же так естественно звучат все реплики и даже монологи? Потому что комедия написана разностопным ямбом с переходом реплик в середине строки.

Пушкин сказал о комедии Грибоедова: “О стихах не говорю: половина войдет в историю”.

Пушкин оказался прав. Как часто мы говорим: “Ба, знакомые все лица” или “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По афористичности это сравнимо только со строками

из басен Крылова. Белинский писал, что “хотя никак нельзя доказать прямого влияния. басен Крылова на язык и стих комедии. нельзя и совершенно отвергать его”.

Новаторство Грибоедова проявилось также и в методе изображения героев. С героями Мольера или Бомарше их роднят, пожалуй, только яркие речевые портреты (примитивность речи Скалозуба, говорливость Чацкого). Однако в них отсутствует схематизм, присущий героям классицистических комедий.

Грибоедов сохраняет в своей комедии некоторые традиционные амплуа (резонер, наперсница), но они не выражены четко. Многогранность характеров делает Чацкого одновременно и резонером, и героем-любовником; Лиза – и наперсница, и резонер. Вспомним служанку из комедии Бомарше “Женитьба Фигаро”. Она, так же как Лиза, устраивает любовные дела своей хозяйки и получает за это в конце пьесы вознаграждение, а Лиза в конце пьесы находится под угрозой ссылки в деревню.

В комедии соблюдается принцип единства места, времени и действия. Но уместно ли об этом говорить как о бесспорной черте “старинной драмы”? Зритель, смотрящий на сцене “Горе от ума”, не ощущает тесных границ времени и места. Огромное количество внесценических героев (например, Максим Петрович, брат Скалозуба, князь Федор) расширяет место действия. Прибавим еще к этому то, что многие эти герои были узнаваемы публикой грибоедовских времен, так как имели прототипов в жизни. Драматург расширяет и временные рамки с помощью упоминанийгероев о прошлом. (“При государыне служил Екатерине”, “Свежо предание, да верится с трудом”, “Нет, ныне свет уж не таков”).

Недаром И. А. Гончаров пишет в своей статье “Мильон терзаний”, что в комедии “отразилась, как в чаше воды, вся прежняя жизнь Москвы, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”.

Часто говорят о нарушении единства действия в комедии Грибоедова. И в первую очередь это обусловлено своеобразным конфликтом “Горя от ума”. Например, в комедиях Боше

существует только любовный конфликт, а в комедиях вольера – социальный. В комедии же Грибоедова переплетаются любовный и социальный, усиливая друг друга.

Вернемся к утверждению Гончарова о том, что в отразился “исторический момент и нравы”. Разве это черта только зарождающегося тогда реалистического метода? В этом смысле интересно сравнить “Горе от ума” с трагедией А. С. Пушкина “Борис Годунов”.

Пушкин, как он сам говорит, “расположил свою трагедию по системе Отца Шекспира и

принес в жертву ему два классицистических единства” едва сохранив последнее. К тому

же Пушкин, как и Грибоедов, отказывается от “шестистопного ямба”.

Он пишет белым пятистопным ямбом, иногда прибегая даже к прозе. И все это ради того,

чтобы “заменить сей чувствительный недостаток верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий”.

Такое сходство целей и средств обоих драматургов говорит о том, что именно Грибоедов стал зачинателем реалистических традиций в русской литературе, блистательным

продолжением которых стал Пушкин – основатель русского критического реализма.

Новаторство Грибоедова

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам.

Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития
национально-самобытной русской литературы. Вначале пьесы Грибоедова носили вольный перевод с французского (“Молодые супруги”, “Притворная неверность”), но затем он создает свое собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова – это эстетика реализма. Он выступает против Жуковского, но поддерживает и опирается на лучшие произведения русской литературы. Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 г. Он закончил работу над комедией “Горе от ума”. Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику комедии дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель комедии – “характеры и резкая картина нравов”. До Грибоедова только комедия “Недоросль” Фонвизина имела успех. “Горе от ума” было использовано декабристами для пропаганды их политических идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии – столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”. Появление “Горе от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. Грибоедов, вслед за Радищевым, раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Пример: служанке Лизе грозит и любовь стареющего барина – волокиты Фамусова, и барская расправа. Она говорит: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. Сочувствие закрепощенным народным массам – основ грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла

раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому

дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского

народа. Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно

знал действительность, но и в том, что он своеобразно использовал и

применил новый реалистический метод изображения. Все герои даны в

движении, в развитии, в борьбе нового со старым.

В образах и картинах комедии с исторической верностью была

воспроизведена русская жизнь современной эпохи. Фонвизин был

образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем

протяжении действия. В произведении Грибоедов, напротив, стремится

раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Пушкин

в “Евгении Онегине” достиг еще больших результатов. Грибоедов

раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной

средой, которая их воспитала, и, этом сила его реализма. Молчалин

стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской

среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий с

горечью восклицает: “Молчалины блаженствуют на свете!”. А в нашей

действительности? До недавнего времени тоже “молчалины”

процветали, а от “Чацких” старались избавляться. Я думаю, что это и

привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было

покорных, живущих по принципу: “Не должно сметь свое суждение

Основной чертой реализма является изображение типических

характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию

реализма вполне отвечает “Горе от ума”. Типизируя образ, Грибоедов

каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и

свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще

запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во

все времена. В армии можно встретить грубого солдафона

(грибоедовского Скалозуба), в любом управлении – “всесильного

дядюшку” (Фамусова), покровителя родственников, который держит

всех служащих в узде.

Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова – художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова “комическим
гением”.

Понравилось сочинение » Новаторство Грибоедова , тогда жми кнопку of your page –>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Новаторство Грибоедова.

Читайте также:  Значение сцены бала в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

×

×

Название: Грибоедов а. с. – Новаторство и традиции в комедии грибоедова
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 13:31:39 08 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 8 Комментариев: 7 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно просмотреть
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.