Философские проблемы в пьесе А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова (проблематика произведения)

В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности. Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь, семья, нравственные ценности, но и злободневные для того периода проблемы: крепостное право, чинопочитание, воспитание и образование. Он смог описать эпоху конца 1810-х – начала 1820-х годов.

Основная проблема произведения, заявленная в названии, – проблема ума. Автор называет свое произведение историей про «25 глупцов и одного умного человека». Умные люди, коим являлся Чацкий, всегда вызывали и будут вызывать ненависть у «царей» общества. Фамусовское общество изгоняет Чацкого, называя безумцев, хотя сами не блестят умом. Именно ум, соединяясь с искренностью и честностью, становится причиной его непонимания другими. Отсюда и горе от ума.

С проблемой ума тесно связана проблема воспитания и образования. Образование для «века минувшего» не только ненужно, но даже опасно.

Поднимается в произведении также проблема чести. Чацкого, человека чести, изгоняют из общества, а такие как Молчалин, лжецы и льстецы, продолжают в нем существовать.

Проблема жизненных ценностей – еще одна проблема, раскрывающаяся в произведении. Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин – в том, чтобы «награжденья брать и весело пожить».

С образом Молчалина тесно связана и другая проблема – чинопочитания. В юном возрасте отец дал ему наставление: для продвижения по карьерной лестнице нужно всегда угождать. Поэтому герой так и живет, используя Софью для корыстных целей. Такой карьеризм, связанный с лицемерием, не дает честным людям наподобие Чацкого, не принимающего прислуживания, занимать высокие места, а таких, как Софья, просто губит.

Грибоедов также затрагивает проблему развития национальной культуры. Фамусовское общество во всем пытаются подражать зарубежью. Чацкий же, побывав за границей, возвращается на Родину для того, что все самое лучшее из зарубежью применить для развития своей страны.

Несмотря на попытку подражать всему иностранному, фамусовское общество живет по старым традициям. Так поднимается проблема крепостного права. Минувший век привык ни во что не ставить крестьян и обменивать их на борзых собак.

Таким образом, А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» поднимает самые разные проблемы, связанные не только с тем временем, но и с нашей современностью.

Вариант 2

Как писал о своей комедии сам А.С. Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Главная поднимаемая проблема в комедии – противостояние глупости и ума. Об этом напрямую нам заявляет и название сатирического произведения. Его нельзя оставлять без внимания. Эта проблема довольно глубока, поэтому оставить ее без должного внимания и детального разбора нельзя.

Первоначальное название комедии «Горе уму». Чуть позже оно было изменено на более звучное «Горе от ума». Почему автор изменил название?

Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.

Грибоедов хотел передать названием немного другую смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что воодушевленный и умный человек может нанести себе вред от общества. Полностью суть пьесы в большей мере отображает название «Горе от ума».

Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.

Фамусов и все фамусовское общество является представителем старого века. В их мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высокой должности. Они предпочитают услужливость и поклонение правителям. Таким образом они пробиваются по карьерной лестнице и заслуживают хорошую репутацию. Такие действия были многократно совершены Фамусовым и представителями его общества. Их больше волнует мнение других людей о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.

Молчалин является представителем более молодого поколения. Но его взгляды ничем не отличаются от фамусовского общества. Он придерживается идеала старого времени помещика-крепостника. Для них иметь свое мнение и пытаться отстоять его просто недозволенно. Так он потеряет свою хорошую репутацию. В обществе он считается отличным учеником Фамусова. Он флиртует и влюбляет в себя дочь хозяина дома. Сам он никаких чувств к ней не испытывает, а лишь пытается за счет этого удержаться на своей «престижной» должности.

Всех героев «Горе от ума», исключая Чацкого, можно характеризовать следующими качествами: любовь к деньгам и чинам, приоритетное чужое мнение. Главный герой не понимает их менталитета. Его девиз: «служить делу, а не лицам».

Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.

Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума

В комедии “Горе от ума” Александра Сергеевича Грибоедова присутствует очень много тем и проблем характерных для того времени. Именно из-за таких тем произведение запретили к печати, и не разрешалось ставить его в театре.

В произведении довольно много проблем. Грибоедов не боялся цензуры и рассмотрел все проблемы того общества. Нужно рассмотреть каждую тему и проблему отдельно. Для начала огромной проблемой того времени было крепостное право и то что помещики очень жестоко обращались с крестьянами. Ни один нормальный человек не мог спокойно терпеть крепостное право. Так же Грибоедову не понравилось воспитание, и как учат образованию дворян. Не должно быть то, что если у человека есть деньги, то он получит самое лучшее образование, а если денег нет, то образование будет плохое.

Так же проблемой того общество было то что военные вообще не хотели сражаться за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они хотели только получать самые высокие звания и чины. Так же каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.

Можно сделать вывод что произведение “Горе от ума” связано с декабристами. Эта комедия полностью описывала восстание декабристов.

Автор затрагивает не только такие социальные темы, но он пишет и про любовь, брак и семью. Конечно почти самая важная тема это драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софья никуда не сможет уйти от фамусовского общества. Она никак не сможет полюбить и быть вместе с Чацким.

Грибоедов затронул в произведение “Горе от ума” важную проблему это то, что старое общество никак не может принять людей из нового света. Это такие люди у которых свое мировоззрение непохожее на остальных людей того общества. Они живут свободной жизни и никак не зависят от мнения других людей. Им нравится их жизнь, и они не будут подстраиваться под других, чтобы их уважали и не унижали.

И одна из самых серьезных проблем, которая прослеживается в комедии это проблема ума. Сам автор иногда называл свое произведение про большое количество глупцов и одного по-настоящему умного человека. Умных людей, таких как Чацкий, в таком обществе вызывали ненависть у остального населения. Фамусовское общество пытается выгнать Чацкого, называя его безумным, хотя они сами вообще не являются умными людьми. Чацкий слишком умный для таких людей и поэтому ему нет места в таком обществе.

Темы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения)

Несколько интересных сочинений

Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения Уроки французского.

Будучи, пожалуй, самым знаменитым мистическим произведением великолепного писателя Николая Гоголя, оно было создано по вдохновению автора по одному из преданий народного характера.

Произведение, отнесенное литературоведами к жанру современной пасторали, является одним из самых крупных творений писателя, затрагивающих военную тематику, изображенную натуралистическим способом описания реальной действительности

Казалось бы, только закончились зимние морозы и совсем недавно сошел снег, но город уже преобразился. Тлеют небольшие костры из прошлогодней листвы, в парке и на клумбах стремительно потянулась к солнцу первая зелень, все чаще стали слышны детские голоса

Лукьян Тимофеевич Лебедев — это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа “Идиот”.

Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Пьеса «Горе от ума», которое было написано А.С. Грибоедовым актуально до сих пор. Автор поднимает проблемы того времени, такие как крепостное право, а также чинопочитание, кроме этого он говорит о нравственных ценностях, любви, желании обрести крепкую семью и другие проблемы. Он полноценно описывает происходящее с 1810 до начала 1820-х годов.

Центральной является проблема ума. Первоначальным названием произведения является история «25 глупцов и одного умного человека». Чацкий является достаточно умный человеком, который вызывает зависть у окружающих людей. Поэтому Фамусовское общество изгоняет его из своего круга, потому что его мнение расходиться с мнением окружающих его людей. Отсюда появляется и горе.

С этой проблемой тесно связана и другая, это проблема воспитания и образования, а то время считалось, что образование – это развлечение века прошедшего, и не стоит тратить время на то, что можно считать опасным.

Еще одной проблемой, которую рассматривает Чацкий становится проблема чести. Ведь Чацкого, которые обладает достаточно честью общество изгоняет, при этом вполне общается с Молчалиным, который является самым настоящим лжецом и льстецом, готовым поклоняться остальным людям.

С другой стороны, Чацкий всегда думает о жизненных ценностях, ему приходиться бороться с собой, он не видит смысла жизни в обществе, которое заставляет его жить в веселье и праздности, он привык служить обществу и прививать ему высокие идеалы, которое оно принимать не хочет.

Здесь возникает и другая проблема, Молчалин является человеком, который готов на все, чтобы чиновники могли чувствовать себя на высоте. Отец с детства внушал ему, что всем чиновникам нужно угождать, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице. Он и Софью, которая его любит, использует только для собственного продвижения, он не задумывается о чувствах девушки.

Читайте также:  Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Чацкий же не может принять такого отношения к чинопочитанию и желанию продвинуться по карьерной лестнице.

Грибоедов думает также о развитии национальной культуры, ведь Фамусовское общество во всем подражает зарубежью. Чацкий относится к зарубежному совершенно по-другому, он не против перемен к лучшему, но испытывает определенный патриотизм и отношение к родине, он готов брать из-за границы только инновационные технологии, которые могут помочь продвижению отечественной науки.

При этом само фамусовское общество живет по старым устоявшимся принципам, которые нельзя свергнуть, поэтому автор поднимает проблемы крепостного права, век, который давно минул, оставил традиции не считать крепостных за людей и обменивать их при игре в карты, или при любом другом удобном случае.

Проблематика произведения (2 вариант)

Пьеса «Горе от ума» А. С. Грибоедова актуальна и на сегодняшний день. Автор обозначает не только проблемы современности, но и все остальные человеческие темы в целом. Такие как семья, отношения, манеры и образование. Он превосходно точно охарактеризовал период начала девятнадцатого века.

Главная проблема данной пьесы – проблема ума, написанная ещё в заголовке произведения. Автор с иронией относится к своему произведению. Умным людям, таким как Чацкий, всегда завидовали, и будут завидовать «главари» общества. Общество Фамусова часто избегало Чацкого, так как считали его странным, хотя сами они не были умными. Только ум, соединившийся с честностью, мог стать началом всех недопониманий для других. Поэтому и горе от ума.

В пьесе также применяется проблема чести. Самого верного и честного героя недопонимают и выгоняют из общества, оставляя там лишь Молчалина и других лжецов.

Из всех героев самый молодой – это Молчалин. Он имеет немного другие, более современные взгляды на жизнь, чем остальные. Его мнение почти схоже с фамусовским. Он верен старому идеалу помещика-крепостника. После потери своей репутации, к нему относятся как к хорошему последователю Фамусова. Из-за его ухаживаний в него влюбляется дочь хозяина дома, причём сам Молчалин ничего к ней не чувствовал, а только лишь хотел из-за этого, несмотря на чувства девушки, остаться на своём «престижном» месте.

Всех персонажей данного произведения, кроме Чацкого, можно охарактеризовать так: страсть к деньгам и чинам, преимущественно чужая позиция. Главному герою сложно понять их склад ума.

Софья – как раз та девушка, влюблённая в Молчалина, который поступает с ней нечестно.Девушка безответно влюблена в Мочалина. Но он очень подло относится к ней, так как хочет получить более высокое положение в обществе.

Все проблемы, происходящие с героями пьесы стоит рассматривать как противопоставление ума и безумия. Все действия происходят между старыми жизненными устоями и современными идеями Чацкого.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что Чацкий не безумец, а общество, в котором он оказался не такое уж и глупое. К сожалению, просто у общества пока ещё другие взгляды на жизнь, хоть и немного старомодные.

Вариант 3

Проблематика вырождения элиты является для общества практически всегда актуальной, даже если на какой-то период элита остается целостной и действительно самой достойной частью общества, то со временем эта часть общества частично разлагается. Грибоедов в собственной комедии рассматривает во многом именно такую проблематику и упадок дворянского сообщества. Собственно, и название говорит об этом и сам автор, который называл свое произведение историей про 25 глупцов и одного умного человека.

Главный герой рассматривает проблему того как один человек оказывается в обществе глупцов, а эти глупцы оказываются лучшими представителями своего общества. Как минимум номинально они являются лучшими в своем обществе и представляют дворянство, но, по сути, обладают массой пороков и эти пороки плодят. Проблематика бюрократии, плохое воспитание, чрезмерное честолюбие, либерализм, декабризм, страсть к европейской культуре – такие и подобные темы затрагиваются в этом произведении.

Конечно, произведение отталкивается в основном от главного персонажа, который обладает незаурядным умом и именно этот ум приносит основные беспокойства. Грибоедов указывает на то как прогрессивные идеи приносят вред обладателю этих идей.

Как ни странно, но прогрессивные идеи могут погубить обладателя этих идей и на самом деле оказываются вредными, хотя и могли бы приносить пользу. Однако, ситуация практически всегда выглядит именно такой, когда меняются эпохи и поколения. Смена практически всегда проходит через определенный стресс и преобразования.

Представителем предыдущего и отжившего общества является Фамусов, который видит в обществе наиболее существенным положение и деньги. Только тот, кто заслужил положение и капитал, является лучшим человеком по сравнению с остальными. Относительно таких идеалов Фамусов и строит собственное поведение и взаимодействие с остальными людьми.

В свою очередь Чацкий является представителем нового поколения, который стремится поставить в центр нравственной ориентации человека образование и культуру, какие-то более высокие идеалы. Чацкий является ориентированным на более эфемерные пространства, которые значительно менее практичны чем фамусовские идеалы. Этот представитель нового общества активно спорит с представителями старого поколения и на этом основывается практически все повествование.

Также читают:

Картинка к сочинению Темы и проблемы комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

По тому, как люди из нашего окружения к нам относятся, мы можем условно разделить их на «своих» и «чужих». Сколько лет первым и сколько у них имеется денег – это мы знаем точно, а вот о возрасте

1899 – Рождение будущего писателя в слободе под Воронежом.

Весьма любопытным является отсутствие имени в повести у панночки, которая соблазняет Андрия. Точнее, имя, вероятно, у нее все-таки есть, но автор его сознательно не упоминает. При этом панночке посвящено не так мало в тексте.

Произведение учит тому, что родителей нужно почитать всегда, а не только тогда, когда их уже не оказывается рядом. Тем не менее, многие люди и поныне расценивают родительскую любовь и заботу как нечто

Каникулы – прекрасное время, за летний период у меня было много прекрасных дней, но конкретно хочу описать один из них. Я такой человек, что не люблю сидеть на месте, мне всегда надо быть в движении. Я за активный образ жизни.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Читайте также:  Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

«Философские проблемы в пьесе А С Грибоедова «Горе от ума»»

Собственно сюжет («план», как тогда говорили) «Горя от ума» несложен. Лучше всех его пересказал сам Грибоедов в письме к Катенину: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку… и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим… Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют… он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича» (т.е. героиня разочаровалась в «дураке»). И, тем не менее, плана «Горя от ума» почти никто из современников не понял.

Пьеса настолько не соответствовала привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин увидел в этом недостаток, а не новаторство. Такого же мнения придерживался Катенин, а тем более журнальные недоброжелатели Грибоедова (они у него были). Прежде всего, читатели привыкли к «правилу трех единств». В «Горе от ума» соблюдено единство места и времени, но главного – единства действия – не просматривается. Даже в грибоедовском изложении видны по крайней мере две сюжетные линии. Во-первых, любовный треугольник: главный герой Чацкий («умный человек») – Молчалин («сахар медович») – Софья Павловна («Ферзь»). Во-вторых, история противостояния героя и целого общества, которая завершается сплетней о сумасшествии.

Эти линии связаны: ведь сплетню пустил не кто иной, как Софья. И все-таки сюжет явно «раздвоен». Сомнительно было и то, насколько пьеса вправе называться комедией. Конечно, в «Горе от ума» немало смешных реплик и забавно обрисованы многие действующие лица (сановник Фамусов – отец Софьи, полковник Скалозуб, молодая дама Наталья Дмитриевна, бездельник Репетилов). Но для настоящей комедии этого мало. Комичен должен быть сам сюжет – какое-то недоразумение, которое в финале улаживается. К тому же, по литературным представлениям грибоедовского времени, положительные герои в итоге хитроумных проделок, как правило, выигрывают, а отрицательные – остаются в дураках.

В «Горе от ума», как заметили литературоведы, все очень похоже – и все не так. В смешном положении оказывается именно Чацкий: он никак не может поверить, что Софья действительно любит «бессловесного» Молчалина. Но автор с читателем совсем не смеются, а грустят и сочувствуют герою, который в финале бежит «…искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Софья же убеждается, что Молчалин ее никогда не любил, и это тоже драматическая, а не комическая ситуация. Смешон, правда, в финале Фамусов, в доме которого разыгрался скандал. Но если судить по «плану», Фамусов – персонаж второстепенный. Выигравших в итоге нет, да никто и не стремился в выигрышу. Смеяться тоже не над кем. Ключ к пониманию «Горя от ума» дал сам Грибоедов. Он писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его». Тут же он называет причину, по которой дал пьесе этот «суетный наряд». «Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание…»

Итак, «Горе от ума» по замыслу не комедия, а произведение другого рода, лишь затем приспособленное к условиям сцены. Может быть, точнее всего было бы назвать пьесу «стихотворно-драматической повестью». Начало пьесы – утро в доме Фамусова. Грибоедов рассказывает о своих героях гораздо подробнее, чем это нужно для хода драмы. Пожилой сановник живет в свое удовольствие, ездит по гостям, сам дает балы, хватается «монашеским поведением» и потихоньку пристает к служанке… У него одна забота – выдать дочь замуж. Он уже отыскал хорошего жениха – Скалозуба, про которого говорит: «И золотой мешок, и метит в генералы». Дочь – девица, воспитанная на сентиментальных книгах, – влюблена в тихого бедного чиновника и по ночам тайно встречается с ним. Впрочем, их свидания весьма целомудренны:

* Возьмет он руку, к сердцу жмет,
* Из глубины души вздохнет,
* Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…

В соответствии с законами комедийного жанра тут бы и начаться интриге: влюбленные с помощью горничной Лизы должны как-нибудь обмануть отца и устроить свое счастье. Но интрига не начинается. О планах Софьи читатель ничего не знает. Молчалин же, как выясняется в конце пьесы, вовсе и не хотел жениться. А тут вдруг из трехлетнего путешествия возвращается Чацкий – друг детства Софьи. То, что Чацкий в Софью влюблен, добавляет, конечно, хлопот и ей (как бы отвязаться от ненужного поклонника), и Фамусову (не перейдет ли дорогу Скалозубу?). Но это не главное в комедии. Дело прежде всего в том, что Чацкий приносит с собой взгляд на привычную московскую жизнь со стороны. Все остальные полностью довольны своим положением, Чацкий же способен московскую жизнь критиковать. Оказывается, есть ценности, которые в привычный уклад вписать нельзя. Тем самым герой подрывает основу существования этого общества – всего в целом и каждого персонажа в отдельности. Смысл жизни Софьи – в любви к Молчалину, а Чацкий смеется над его бессловесностью и угодливостью. Потому- то у нее и срывается с языка: «Он не в своем уме». Сама Софья, конечно, не понимает свои слова буквально, но рада, что собеседник понял их в прямом, а не в переносном смысле. Готов он верить!
* А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
* Угодно ль на себе примерить?
* Другие персонажи доказывают безумие Чацкого всерьез.
* Хлестова:
* Туда же из смешливых;
* Сказала что-то я, он начал хохотать.
* Молчалин:
* Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.
* Графиня внучка:
* Меня модисткою изволил величать!
* Наталья Дмитриевна:
* А мужу моему совет дал жить в деревне.

Для Хлестовой главное- почтение окружающих, для Молчалина – карьера, для Натальи Дмитриевны – светские развлечения. И раз Чацкий своими словами и действиями все это задевает – он «безумный по всему», как подводит итог сказанному доносчик и плут Загорецкий. Понимание, что жизнь несовершенна, что и все в ней определяется стремлением к спокойному обеспеченному существованию, Грибоедов и называет «умом». Вот почему он писал, что в его пьесе «25 глупцов на одного здравомыслящего человека», хотя, безусловно, глупых людей там почти и нет. Но в обществе ум Чацкого бесполезен. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» – говорит Софья, и она по-своему права. Чацкий неприкаян везде – не только в Москве. В Петербурге ему «не дались нины» – хотел быть полезен государству и не смог: «прислуживаться тошно». При первом же появлении на вопрос Софьи: «Где ж лучше?» – Чацкий отвечает: «Где нас нет». Недаром в начале действия он неизвестно откуда появляется, а в финале неизвестно куда исчезает.

Философские проблемы в пьесе А С Грибоедова «Горе от ума»

Собственно сюжет («план», как тогда говорили) «Горя от ума» несложен. Лучше всех его пересказал сам Грибоедов в письме к Катенину: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку… и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим… Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют… он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича» (т.е. героиня разочаровалась в «дураке»). И, тем не менее, плана «Горя от ума» почти никто из современников не понял.

Пьеса настолько не соответствовала привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин увидел в этом недостаток, а не новаторство. Такого же мнения придерживался Катенин, а тем более журнальные недоброжелатели Грибоедова (они у него были). Прежде всего, читатели привыкли к «правилу трех единств». В «Горе от ума» соблюдено единство места и времени, но главного – единства действия – не просматривается. Даже в грибоедовском изложении видны по крайней мере две сюжетные линии. Во-первых, любовный треугольник: главный герой Чацкий («умный человек») – Молчалин («сахар медович») – Софья Павловна («Ферзь»). Во-вторых, история противостояния героя и целого общества, которая завершается сплетней о сумасшествии.

Эти линии связаны: ведь сплетню пустил не кто иной, как Софья. И все-таки сюжет явно «раздвоен». Сомнительно было и то, насколько пьеса вправе называться комедией. Конечно, в «Горе от ума» немало смешных реплик и забавно обрисованы многие действующие лица (сановник Фамусов – отец Софьи, полковник Скалозуб, молодая дама Наталья Дмитриевна, бездельник Репетилов). Но для настоящей комедии этого мало. Комичен должен быть сам сюжет – какое-то недоразумение, которое в финале улаживается. К тому же, по литературным представлениям грибоедовского времени, положительные герои в итоге хитроумных проделок, как правило, выигрывают, а отрицательные – остаются в дураках.

В «Горе от ума», как заметили литературоведы, все очень похоже – и все не так. В смешном положении оказывается именно Чацкий: он никак не может поверить, что Софья действительно любит «бессловесного» Молчалина. Но автор с читателем совсем не смеются, а грустят и сочувствуют герою, который в финале бежит «…искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Софья же убеждается, что Молчалин ее никогда не любил, и это тоже драматическая, а не комическая ситуация. Смешон, правда, в финале Фамусов, в доме которого разыгрался скандал. Но если судить по «плану», Фамусов – персонаж второстепенный. Выигравших в итоге нет, да никто и не стремился в выигрышу. Смеяться тоже не над кем. Ключ к пониманию «Горя от ума» дал сам Грибоедов. Он писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его». Тут же он называет причину, по которой дал пьесе этот «суетный наряд». «Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание…»

Читайте также:  Анализ комедии Горе от ума: сочинение

Итак, «Горе от ума» по замыслу не комедия, а произведение другого рода, лишь затем приспособленное к условиям сцены. Может быть, точнее всего было бы назвать пьесу «стихотворно-драматической повестью». Начало пьесы – утро в доме Фамусова. Грибоедов рассказывает о своих героях гораздо подробнее, чем это нужно для хода драмы. Пожилой сановник живет в свое удовольствие, ездит по гостям, сам дает балы, хватается «монашеским поведением» и потихоньку пристает к служанке… У него одна забота – выдать дочь замуж. Он уже отыскал хорошего жениха – Скалозуба, про которого говорит: «И золотой мешок, и метит в генералы». Дочь – девица, воспитанная на сентиментальных книгах, – влюблена в тихого бедного чиновника и по ночам тайно встречается с ним. Впрочем, их свидания весьма целомудренны:

* Возьмет он руку, к сердцу жмет,
* Из глубины души вздохнет,
* Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…

В соответствии с законами комедийного жанра тут бы и начаться интриге: влюбленные с помощью горничной Лизы должны как-нибудь обмануть отца и устроить свое счастье. Но интрига не начинается. О планах Софьи читатель ничего не знает. Молчалин же, как выясняется в конце пьесы, вовсе и не хотел жениться. А тут вдруг из трехлетнего путешествия возвращается Чацкий – друг детства Софьи. То, что Чацкий в Софью влюблен, добавляет, конечно, хлопот и ей (как бы отвязаться от ненужного поклонника), и Фамусову (не перейдет ли дорогу Скалозубу?). Но это не главное в комедии. Дело прежде всего в том, что Чацкий приносит с собой взгляд на привычную московскую жизнь со стороны. Все остальные полностью довольны своим положением, Чацкий же способен московскую жизнь критиковать. Оказывается, есть ценности, которые в привычный уклад вписать нельзя. Тем самым герой подрывает основу существования этого общества – всего в целом и каждого персонажа в отдельности. Смысл жизни Софьи – в любви к Молчалину, а Чацкий смеется над его бессловесностью и угодливостью. Потому- то у нее и срывается с языка: «Он не в своем уме». Сама Софья, конечно, не понимает свои слова буквально, но рада, что собеседник понял их в прямом, а не в переносном смысле. Готов он верить!
* А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
* Угодно ль на себе примерить?
* Другие персонажи доказывают безумие Чацкого всерьез.
* Хлестова:
* Туда же из смешливых;
* Сказала что-то я, он начал хохотать.
* Молчалин:
* Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.
* Графиня внучка:
* Меня модисткою изволил величать!
* Наталья Дмитриевна:
* А мужу моему совет дал жить в деревне.

Для Хлестовой главное- почтение окружающих, для Молчалина – карьера, для Натальи Дмитриевны – светские развлечения. И раз Чацкий своими словами и действиями все это задевает – он «безумный по всему», как подводит итог сказанному доносчик и плут Загорецкий. Понимание, что жизнь несовершенна, что и все в ней определяется стремлением к спокойному обеспеченному существованию, Грибоедов и называет «умом». Вот почему он писал, что в его пьесе «25 глупцов на одного здравомыслящего человека», хотя, безусловно, глупых людей там почти и нет. Но в обществе ум Чацкого бесполезен. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» – говорит Софья, и она по-своему права. Чацкий неприкаян везде – не только в Москве. В Петербурге ему «не дались нины» – хотел быть полезен государству и не смог: «прислуживаться тошно». При первом же появлении на вопрос Софьи: «Где ж лучше?» – Чацкий отвечает: «Где нас нет». Недаром в начале действия он неизвестно откуда появляется, а в финале неизвестно куда исчезает.

Философские проблемы в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Философские проблемы в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Собственно сюжет («план», как тогда говорили) «Горя от ума» несложен. Лучше всех его пересказал сам Грибоедов в письме к Катенину: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку. и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим. Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют. он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича» (т. е. героиня разочаровалась в «дураке»). И, тем не менее, плана «Горя от ума» почти никто из современников не понял.

Грибоедова (они у него были). Прежде всего, читатели привыкли к «правилу трех единств». В «Горе от ума» соблюдено единство места и времени, но главного – единства действия – не просматривается. Даже в грибоедовском изложении видны по крайней мере две сюжетные линии. Во-первых, любовный треугольник: главный герой Чацкий («умный человек») – Молчалин («сахар медович») – Софья Павловна («Ферзь»). Во-вторых, история противостояния героя и целого общества, которая завершается сплетней о сумасшествии.

Эти линии связаны: ведь сплетню пустил не кто иной, как Софья. И все-таки сюжет явно «раздвоен». Сомнительно было и то, насколько пьеса вправе называться комедией. Конечно, в «Горе от ума» немало смешных реплик и забавно обрисованы многие действующие лица (сановник Фамусов – отец Софьи, полковник Скалозуб, молодая дама Наталья Дмитриевна, бездельник Репетилов). Но для настоящей комедии этого мало. Комичен должен быть сам сюжет – какое-то недоразумение, которое в финале улаживается. К тому же, по литературным представлениям грибоедовского времени, положительные герои в итоге хитроумных проделок, как правило, выигрывают, а отрицательные – остаются в дураках.

В «Горе от ума», как заметили литературоведы, все очень похоже – и все не так. В смешном положении оказывается именно Чацкий: он никак не может поверить, что Софья действительно любит «бессловесного» Молчалина. Но автор с читателем совсем не смеются, а грустят и сочувствуют герою, который в финале бежит «. искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. » Софья же убеждается, что Молчалин ее никогда не любил, и это тоже драматическая, а не комическая ситуация. Смешон, правда, в финале Фамусов, в доме которого разыгрался скандал. Но если судить по «плану», Фамусов – персонаж второстепенный. Выигравших в итоге нет, да никто и не стремился в выигрышу. Смеяться тоже не над кем. Ключ к пониманию «Горя от ума» дал сам Грибоедов. Он писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его». Тут же он называет причину, по которой дал пьесе этот «суетный наряд». «Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание. »

«Горе от ума» по замыслу не комедия, а произведение другого рода, лишь затем приспособленное к условиям сцены. Может быть, точнее всего было бы назвать пьесу «стихотворно-драматической повестью». Начало пьесы – утро в доме Фамусова. Грибоедов рассказывает о своих героях гораздо подробнее, чем это нужно для хода драмы. Пожилой сановник живет в свое удовольствие, ездит по гостям, сам дает балы, хватается «монашеским поведением» и потихоньку пристает к служанке. У него одна забота – выдать дочь замуж. Он уже отыскал хорошего жениха – Скалозуба, про которого говорит: «И золотой мешок, и метит в генералы». Дочь – девица, воспитанная на сентиментальных книгах, – влюблена в тихого бедного чиновника и по ночам тайно встречается с ним. Впрочем, их свидания весьма целомудренны:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.

читатель ничего не знает. Молчалин же, как выясняется в конце пьесы, вовсе и не хотел жениться. А тут вдруг из трехлетнего путешествия возвращается Чацкий – друг детства Софьи. То, что Чацкий в Софью влюблен, добавляет, конечно, хлопот и ей (как бы отвязаться от ненужного поклонника), и Фамусову (не перейдет ли дорогу Скалозубу?). Но это не главное в комедии. Дело прежде всего в том, что Чацкий приносит с собой взгляд на привычную московскую жизнь со стороны. Все остальные полностью довольны своим положением, Чацкий же способен московскую жизнь критиковать. Оказывается, есть ценности, которые в привычный уклад вписать нельзя. Тем самым герой подрывает основу существования этого общества – всего в целом и каждого персонажа в отдельности. Смысл жизни Софьи – в любви к Молчалину, а Чацкий смеется над его бессловесностью и угодливостью. Потому- то у нее и срывается с языка: «Он не в своем уме». Сама Софья, конечно, не понимает свои слова буквально, но рада, что собеседник понял их в прямом, а не в переносном смысле. Готов он верить!

Угодно ль на себе примерить?

Другие персонажи доказывают безумие Чацкого всерьез.

Сказала что-то я, он начал хохотать.

«безумный по всему», как подводит итог сказанному доносчик и плут Загорецкий. Понимание, что жизнь несовершенна, что и все в ней определяется стремлением к спокойному обеспеченному существованию, Грибоедов и называет «умом». Вот почему он писал, что в его пьесе «25 глупцов на одного здравомыслящего человека», хотя, безусловно, глупых людей там почти и нет.

Ссылка на основную публикацию
×
×