Сочинение по повести Собачье сердце Булгакова рассуждение
Любимый многими писатель двадцатого века Михаил Булгаков является по своей сути мистическим автором, так как пророчествовал в своих произведениях. В иронической повести «Собачье сердце» автор дал волю воображению, думая, что произведение никогда не будет напечатано. В ней Булгаков открыто показал к чему могут привести последствия революции.
Писатель остро показывает государственный и социальный уклад двадцатых годов. В первой части повести автор показывает достаточно симпатичного пса Шарика, который незаслуженно страдает от злых людей вокруг. Песик достаточно умный и не лишен рассуждения. К примеру, он любит писателя графа Толстого, а злых людей ненавидит. Шарик здраво рассуждает и разделяет такие понятия как «товарищ», «гражданин» и «господин».
Затем Булгаков вводит читателя в жизнь известного профессора Филиппа Филипповича Преображенского и доктора Борменталя. Они яркие представители интеллигенции, которые, согласно автору, живут исключительно нравственно.
После эксперимента по пересадке гипофиза, профессор Преображенский из бездомного пса Шарика и погибшего в кабацкой драке мужчины делает нового человека, которому в дальнейшем дают имя Полиграф Полиграфович Шариков.
Но новое существо проявляет далеко не сыновьи чувства к профессору. Новоиспеченный Шариков постепенно становясь человеком, указывает профессору на общественную неравность. Михаил Афанасьевич Булгаков в повести противопоставляет Шарикова и Преображенского. Новый мир и старый. Но Шариков у него — это не просто пролетарий, это скорее всего те бездельники, которые стали во главе революции, желая зацапать свой кусок от чужого.
Главным учителем Шарикова становится Швондер. Несмотря на все усилия профессора и доктора Борменталя, Шариков слушает одного Швондера, который, в свою очередь, делает все, чтобы подопечного направить на путь гибели, катастрофы. Булгаков не только иронизировал, но и показал к чему может привести власть тех, кто был «никем», а потом стал «всем». Ведь программа, направленная на равенство каждого члена общества позволяла все взять и разделить поровну.
В повести забавно показывается, как Швондер безуспешно (так как у Профессора оказался значительный покровитель) пытался расселить в семикомнатной квартире своих «товарищей», а на вопрос Преображенского, где он должен вкушать пищу, бесхитростно отвечает, что в столовой.
Филипп Филиппович Преображенский, видя, к чему привел его эксперимент, решает вернуть Шарикова в исходное положение и вновь возвращает ему собачий вид.
«Собачье сердце» — это повесть-предупреждение, которое, увы, никто тогда по достоинству не оценил.
Вариант 2
Мне очень нравится фильм, но книга мне понравилась еще больше!
Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе, что органы после трансплантации (особенно сердце) влияют на характер человека. И после операции могут появляться мысли и образы из жизни того человека, от которого взяли органы. Узнают то, чего никак не могли бы узнать.
И еще важная мысль, что мало создать, так надо еще и воспитать. А у профессора Преображенского не было времени и возможности. То есть Шариков был себе нормальный пес, его можно было наказать, если что. Но вот он получил силу — могущество человека, и пиши пропало! Такой уж он и глупый, и вредный. И самое страшное — опасный! Трусливый предатель. Вот как — деньги, слава тоже могут показать человека. Некоторые не готовы к ним. И вот свалилось все это — начинают пить и буянить. Шариков, по-моему, сам был не готов к тому, чтоб стать человеком.
Вот есть такие собаки (и разные другие животные), которые кажутся умней и добрей, чем многие люди. Они будто уже готовы очеловечиться. Вот бы профессору попался такой экземпляр! Ну, и конечно, гипофиз тоже от хорошего человека нужен был, а не от пьяницы. Нельзя забывать, что это в Шарике проявлялось «наследие» человека, а пес просто не мог с этим бороться. То есть тут и черты погибшего жуткие, и привычки собачьи.
Думаю, что само человечество не готово еще к таким операциям. Если б еще профессор не страдал от этих странных большевиков! А тут никакой поддержки, а наоборот.
Сейчас, я слышал, клонировали обезьян. Так тут до человека совсем близко, а сколько о клонах писали фантасты. Все варианты разрабатываются писателями, мыслителями. Кстати, клонов предлагают использовать тоже для органов, хотя бы частично. То есть предлагают выращивать не полного клона, а отдельно почку или легкое, которое будет полностью соответствовать тебе. Вот тоже интересный вариант! Лишился пальца — вырастил новый.
Но опять же боюсь, что надо для начала развить духовность — сердце, чтобы оптимально решить все эти вопросы тонкие и сложные, которые будут возникать тем чаще, чем больше человек развивается в технологиях.
Сочинение 3
Неоспоримым фактом для каждого почитателя русской литературы является утверждение о гениальности Михаила Афанасьевича Булгакова. Он подарил миру большое количество пьес, рассказов, повестей. Одним из не менее замечательных творений является повесть «Собачье сердце». Можно ее отнести к жанру фантастики.
Достаточно интересна и печальна история данного произведения. Из-за того, что оно было написано, как гротеск на современную Россию, долгое время запрещалось правительством. И только в 1988 году оно было напечатано и появилось в общем доступе.
Конечно, для этого есть причины. В произведении поднято не мало проблем, связанных с политикой, человечностью и другими вещами. Имеют они почву остро социальную.
Повесть можно назвать весьма автобиографичной. Одним из главных героев является профессор Преображенский, совершающий главное действие – эксперимент. Вероятнее всего, этот доктор является прототипом самого Михаила Афанасьевича, который, кстати, тоже был врачом.
Итак, главные герои произведения весьма разнообразны и ярки.
Профессор Преображенский – известный врач, который принимает на дому. Он очень умный, образованный и недоволен политической обстановкой в стране. Живет он весьма состоятельно и занимается решением многих медицинских проблем. Давно из головы не выходит идея о продлении молодости. Для этого ему нужен был труп и пес. Он хотел произвести операцию по пересадке гипофиза. И вот когда подвернулось удачное человеческое тело (им стал Клим Чугункин).
Скоро из собаки по кличке Шарик, подобранной на улице, и тела Клима Чугункина, происходит новое существо. Сначала из собаки с пересаженным гипофизом человека вырастает новое существо. Постепенно оно развивается и берет имя Полиграф Полиграфович Шариков. Существо развивается с каждым днем, узнает новые слова, обучается навыкам и наглеет. Он вступает в партию большевиков и под влиянием Швондера он начинает активно заниматься партийной деятельностью. Скоро Шариков надоедает своей бессовестностью Преображенскому и его возвращают к начальному виду.
Также читают:
Картинка к сочинению Рассуждение по повести Собачье сердце Булгакова
Популярные сегодня темы
На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу
Одним из таких героев является поэт Владимир Ленский. Его судьба в романе сложилась очень трагично, и повлияли на это его жизненные цели и идеалы. Ленский – молодой, образованный дворянин
Крылов Иван Андреевич – самый известный баснописец в России. Множество крылатых выражений из его произведений до сих пор гуляют по нашей стране. Это очень интересная личность, в жизни которой было много любопытного.
Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой
Роман «Белая гвардия» содержит много биографических черт, которые взяты с образа автора романа — Михаила Булгакова.
«Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)»
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» была написана как сатира на теоретиков, утверждавших, что человека можно изменить, поместив его в благоприятные условия, обеспечив достаточную материальную базу и избавив от лишений. Грандиозный литературный эксперимент, проведенный Булгаковым, доказал: для того чтобы сделать из злобного и трусливого бродячего пса человека, мало пересадить ему человеческие железы и досыта накормить. В благоприятных условиях хамство, злоба и наглость только развернутся, искренне веря, что только себе и своим достоинствам обязаны такой прекрасной жизнью.
Бродячий пес, подворовывающий на помойках, битый, тощий, запуганный, неожиданно попадает, как ему кажется, в собачий рай. Колбаса, теплая квартира, мягкая подстилка и уважительное обращение «Шарик». Можно благодарить судьбу и любить дорогого человека, который пожалел несчастную животину. Но натура Шарикова блестяще показана уже в его «собачий период». Вместо того чтобы испытывать благодарность, он немедленно начинает искать у себя качества, за которые его полюбили. И находит: не иначе как он не простых кровей, наверное, бабушка согрешила с водолазом. Как зло высмеяны эти поиски несуществующих благородных предков! Еще недавно забитая дворняга не смела посмотреть на швейцара, стоящего у роскошного подъезда, и вот уже у нее появляются смелые мысли: как бы цапнуть этого швейцара за мозолистую пролетарскую ногу. У профессора Преображенского пес продолжает вычислять, кто будет союзником, кто — врагом. Характерна эта черта для всех хамов, попавших на более высокое место: сразу же искать врагов. Она пригодится Шарикову, превращенному в человека, и поможет ему без труда вписаться в систему, где поиски врагов заменили разумный труд.
Став человеком, хотя бы внешне, Шариков моментально усваивает человеческий эквивалент собачьего хамства. Изъясняться начинает только лозунгами, профессор вместо признательности вызывает у него жуткую злобу и зависть: почему это он роскошествует в семи комнатах, имеет сорок пар брюк. И вообще — взять все и поделить между нуждающимися, начиная, конечно, с Шарикова.
Шариков легко находит единомышленников. Это «товарищи», как и он, озабоченные поисками врагов и стремящиеся отнять и поделить, установив тем самым доступное их пониманию равенство. Причем никто не задается вопросом, чего стоит ученому его
труд, его успех, сколько таланта и сил нужно затратить на достижение результата в научной работе. Это не важно, швондеры и шариковы уверены, что если бы у них была квартира в семь комнат и прислуга, то они оперировали бы не хуже профессора Преображенского. С наслаждением питомец ученого утверждает в доме новые стандарты: пьяные дебоши, хамство, неопрятность, наглость прорвавшегося к власти подонка. Он выбирает для себя вполне подходящую сферу деятельности — уничтожение бродячих животных. Вот теперь можно дать волю ненависти к кошкам! И как это типично — использовать власть только для того, чтобы расспросмотреться с теми, кого ты ненавидел, но не мог уничтожить. Будучи бродячим псом, Шарик ненавидел всех, кто издевался над ним. Став человеком, он открыл для себя целую идеологию ненависти. Пролетариат должен отомстить буржуазии, нищие и бездомные — богатым и сытым, неграмотные — образованным. Всю реальную силу, сосредоточенную теперь в руках бывших бесправных, они тратят не на строительство нового, своего мира, а на сведение счетов.
В повести победное шествие Шарикова профессор решительно прерывает, проведя операцию по обратному превращению человека в собаку. Шарик ведет сытую жизнь (ведь профессору не пришло в голову мстить псу), лениво размышляет о том, что были-таки среди его предков породистые собаки, и наслаждается тем, как ему повезло. В реальной жизни все гораздо печальнее. Шариковы чаще всего побеждают.
Булгаков не делает окончательных выводов, не считает, что тот, кто рожден в неблагоприятных условиях, не станет человеком. Писатель предупреждает: превращение в человека — долгая и тяжелая работа, который за тебя никто не сделает. Нельзя взмахнуть волшебной палочкой и превратить Золушку в принцессу, потому что, попав во дворец, она в первую очередь отправится туда, где ей привычно: на кухню. А про Шарикова можно сказать словами Алисы из сказки Кэрролла: «Хорошо, что он не остался ребенком. Как ребенок он был бы ужасен, а как поросенок он очень мил».
Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» была написана как сатира на теоретиков, утверждавших, что человека можно изменить, поместив его в благоприятные условия, обеспечив достаточную материальную базу и избавив от лишений. Грандиозный литературный эксперимент, проведенный Булгаковым, доказал: для того чтобы сделать из злобного и трусливого бродячего пса человека, мало пересадить ему человеческие железы и досыта накормить. В благоприятных условиях хамство, злоба и наглость только развернутся, искренне веря, что только себе и своим достоинствам
обязаны такой прекрасной жизнью.
Бродячий пес, подворовывающий на помойках, битый, тощий, запуганный, неожиданно попадает, как ему кажется, в собачий рай. Колбаса, теплая квартира, мягкая подстилка и уважительное обращение «Шарик»… Можно благодарить судьбу и любить дорогого человека, который пожалел несчастную животину. Но натура Шарикова блестяще показана уже в его «собачий период». Вместо того чтобы испытывать благодарность, он немедленно начинает искать у себя качества, за которые его полюбили. И находит: не иначе как он не простых кровей, наверное, бабушка согрешила с водолазом…
Краткое содержание повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Холодная вьюжная зима. В подворотне погибает от холода и голода пес, которому еще вдобавок обварил бок кипятком повар одной из московских столовых. Он скулит, воет.
Краткое содержание «Собачье сердце» Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. В это время были очень популярны идеи улучшения человеческой породы с помощью передовых достижений науки. Герой Булгакова.
Шариков и шариковщина в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» 1 вариант Творческий путь Булгакова полон драматизма. В литературу он вступил, имея богатый жизненный опыт. После университета, который он окончил по медицинской части, Булгаков работал.
Образ Шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом обличения является новое общественное устройство, возникшее после 1917 года. Революцию М. Булгаков.
Эксперимент и его последствия Октябрьская революция породила новый тип человека, позже названного довольно страшным термином «гомо советикус». Писатели старались понять этот феномен, и многим из них, таким, как М.
Сочинение на тему: «ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ» Октябрьская революция породила новый тип человека, позже названного довольно страшным термином «гомо советикус». Писатели старались понять этот феномен, и многим из них, таким, как М.
Анализ повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» В данном произведении объединены три жанрово-художественные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Фантастическое — это операция, которую осуществил профессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно.
Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. «Собачье сердце».) Знаменитая повесть «Собачье сердце», написанная в 1926 году, — яркий образец булгаковской сатиры Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала-фантастическое и реалистическое.
«Новый человек» глазами Михаила Булгакова Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были.
«Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Повесть «Собачье сердце» — одно из самых значительных произведений М. Булгакова. Речь в ней идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, об опасности вторжения в естественный.
Проблематика и художественное своеобразие повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были.
ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича БулгаковА. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были.
Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. «Собачье сердце».) Поначалу все было благостно. Вокруг разруха, но квартира профессора Преображенского — оазис в мире голода и холода. Как и сам профессор, ученый, необходимый любому строю.
ШАРИКОВ И ШАРИКОВЩИНА (В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Творчество БулгаковА — вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не.
Нравственная проблематика повести Булгакова «Собачье сердце» Творчество Булгакова — вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не.
Сочинение с планом по повести Булгакова «Собачье сердце»
1. Введение
2. «Контрреволюция одна…» (нелегкая судьба повести Булгакова)
3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария)
4. В чем опасность шариковщины?
В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных произведений русской литературы ХХ века.
Нелегкая судьба ожидала повесть. Ее конфисковали в 1925 году при обыске жилища писателя, и долгое время «Собачье сердце» для читателей оставалось неизвестным. Почему? Ответ прост: в повести Булгаков сатирически обрисовал, развенчал образ «нового» советского человека, указывая на его опасность.
«Не собачье, а именно человеческое сердце»
Сюжет повести строится вокруг небывалого эксперимента: в поисках средств улучшения человеческой природы светило европейской науки профессор Преображенский пересаживает собаке железы некого Клима Чугункина. Эксперимент удался на славу, хотя уже 10 дней профессор, по собственным признаниям, понял, насколько губительными — прежде всего, для них самих — оказались последствия этого поступка. Отныне Полиграф Полиграфович Шариков («новый» человек едва ли не первым делом затребовал паспорт) проживает в доме профессора, демонстрируя не самые лучшие человеческие качества. Шариков унаследовал от Чугункина пристрастие к алкоголю, под влиянием которого он готов учинить насилие, грубые манеры и повадки карманника. От собачьей же природы у Шарикова осталась естественная ненависть к кошкам. Преображенский замечает, что нападения на котов — лучшее из того, что делает Шариков. Это соответствует его звериной природе, тогда как остальные пороки идут от сердца человеческого, которое парадоксально называется «самым паршивым из всех, что существует в природе».
«Это еще не значит быть человеком…»
Куда больше опасений вызывает дружба Шарикова с председателем домкома Швондером, который лелеет в нем идеологически правильные взгляды, формируя «нового человека». С легкой руки Швондера Полиграф Шариков получает паспорт, устраивается на работу заведующим очистки города от бродячих животных и узнает, что ему причитаются законом квадратные метры в квартире Преображенского. Швондер воспитывает у подопечного и взгляд на окружающий мир, который не отличается глубиной и соотносится с духом времени. «Взять все, да и поделить», — выпалил однажды Шариков изумленному профессору «простое» средство, как решить вопрос социального неравенства. «Контрреволюция одна», — отвечает Полиграф Полиграфович на вопрос Борменталя, почему тот не любит театр. Карикатурность образа Шарикова тем самым только усиливается, а вместе с ней — его моральное уродство. Апофеозом становится сцена с доносом, когда Шариков пытается натравить власть на профессора, припомнив все его «прегрешения» (включая сожженный том переписки Энгельса и Каутского). Разгневанный профессор требует покинуть Шарикова покинуть его дом, тот угрожает пистолетом… По прошествии нескольких дней читатель видит, как Шарик находится на полпути к возвращению к своему звериному состоянию. И следователь, прибывший с ордером на арест профессора, вынужден был возвратиться ни с чем.
«Наука не знает способов обращать людей в зверей»
Что же собой представляет пресловутая «шариковщина»? Это не грубость и не пьянство, это восприятие любых идей, пусть даже не гуманных, как прописных истин. Мозг Шарикова представляет чистое полотно, на которое может записать все что угодно (вспомним, как он механически повторял фразы, услышанные еще во время собачьей жизни). После воспитания Швондером Полиграф Полиграфович повторяет штамп за штампом, а его поступки становятся оттого ужасней, что их вызвал недостаток воспитания и интеллекта.
Историю с Шариковым можно перенести на всю постреволюционную Россию в целом. Она была таким же чистым листом бумаги: «устаревшие» ценности стерты, казалось бы, можно начинать строить идеальное общество. Однако «новый» человек оказался, мягко говоря, далек от идеала — равно как и «новые» ценности. В этом и состоит опасность любых революций.
Шариковщина — явление социальное, которое применимо к тысячам, а быть может, и миллионам. Даже сейчас это явление имеет место быть, ведь потрясения в мире и возникающие на их фоне Шариковы и Швондеры — явление, которое не ограничивается одной исторической эпохой. Опасность таких людей для общества и показал Булгаков в своей гениальной повести.
Образы главных персонажей в повести
Сюжет «Собачьего сердца» охватывает нескольких действующих лиц. Условно их можно разделить на два лагеря — представители «старого» и «нового» времени. Среди первых находится профессор Преображенский, светило медицины, который открыл способ омолаживания организма.
Профессора можно назвать гуманистом: он против жестокого обращения с кем бы то ни было (человеком или животным — неважно). Так, в одном эпизоде прозвучали слова Преображенского «Террором ничего поделать нельзя», которые должны были стать руководством для «новых» людей. Должны были, но не стали. Многие считают, что Булгаков в «Собачьем сердце» пророчески предугадал репрессии последующих лет.
Но вернемся к профессору. Другая яркая черта его образа — постоянная жажда знаний, стремление улучшить, преобразить человеческую природу (что подчеркивается фамилией Преображенский). Однако из-за неудачи с экспериментом профессор отчасти отказывается от своих взглядов: «…зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?» В этих словах — возражение против любых попыток изменить природу человека, «заточить» ее под эпоху.
Ассистентом Преображенского является Иван Арнольдович Борменталь, которого профессор приютил «полуголодным студентом» у себя на кафедре. Человек высокой культуры и интеллекта, он вместе с Преображенским представляет один полюс в книге. Им противостоят «новые» люди во главе с Шариковым и председателем домкома Швондером.
С помощью образа «преображенного» Полиграфа Полиграфовича Булгаков сатирически обобщает и заостряет до предела черты современного ему пролетария. От Клима Чугункина Шарик унаследовал пристрастие к алкоголизму, полное невежество, склонность к воровству и даже насилию (вспомним эпизод с Зиной). Карикатурным выглядит то, как быстро Шариков под руководством Швондера адаптируется к «новому» времени — заводит паспорт, устраивается на работу, читает переписку Энгельса и Каутского. Но, как метко замечает Преображенский, когда-то захотят натравить Шарикова на самого Швондера, иот того останутся «рожки да ножки».
Сатирическое мастерство Булгакова проявляется и в обрисовке других, эпизодических персонажей. «Уплотнение» приводит Швондера с группой единомышленников в квартиру Преображенского. Одним из «товарищей» оказывается женщина Вяземская, которую из-за внешнего вида можно легко спутать с мужчиной. Таким образом Булгаков делает упрек в адрес «нового» мира, в котором все было перевернуто с ног на голову, а на смену традиционным обращениям пришло нейтральное «товарищ».
В целом повесть Булгакова, как и ряд других произведений русской литературы 20 века, стала документом эпохи. Конфликт между Пореображенским и Шариковым будет оставаться актуальным еще долгие годы — пока существуют революции и насильственные попытки переделать человека.
Мини-сочинение
Почему провалился эксперимент? (вариант названия — «Слово в защиту Шарикова»)
Писатели издревле фантазировали об идее создания искусственного человека. Свою лепту в эту фантазию внес Булгаков, изобразив в «Собачьем сердце» фантастический эксперимент по превращению собаки в… пролетария.
Почти всех прочитавших повесть объединяет одно: стойкое отвращение к образу Полиграфа Шарикова, его невоспитанности и откровенному хамству. Как противоположность ему приводятся представители «старой гвардии» — Преображенский и Борменталь, высокоинтеллектуальные люди с безукоризненным воспитанием. Однако в сочинении я хотел бы в какой-то степени оправдать Шарикова.
«Террором ничего поделать нельзя» — заявляет профессор и тут же ставит на собаке жестокий эксперимент, который чудом не привел ее к гибели. Впоследствии «обновленный» Шарик, защищаясь от упреков в свой адрес, обронит: «Разве я просил мне операцию делать?» — и будет абсолютно прав. «Вы и создали господина Шарикова!» — злорадно скажет Швондер профессору, намекая, что только он ответственен за проделки своего «открытия».
Благодаря этому читатели в «Собачьем сердце» могут увидеть еще один проблемный слой — ответственность ученого за свои эксперименты. Словно Фауст в погоне за знаниями, профессор ради улучшения человеческой природы решается преступить черту дозволенного. И подобно своему литературному «собрату», Преображенский, как обрисовывает Булгаков в последней сцене, продолжал искать истину, чтобы понять тайны жизни.
Сочинение: Новый человек глазами Михаила Булгакова по повести Собачье сердце
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрастает. Становится очевидным то, что талант художника был у Булгакова, что называется, от Бога. Известность писателю принес роман “Белая гвардия”, переработанный впоследствии в пьесу “Дни Турбиных”. Большой успех имели комедия “Зойкина квартира” и юмористический сборник рассказов “Дьяволиада” (1925 г.). Однако, начиная с 1928 года вокруг имени Булгакова создается обстановка травли, само имя писателя становится как бы вне закона. Пьесы “Бег”, “Иван Васильевич”, “Багровый остров”, роман “Мастер и Маргарита” — далеко не полный список произведений, не увидевших свет при жизни автора. В этом же перечне находится и повесть “Собачье сердце”.
Именно это произведение является шедевром булгаковской сатиры – повесть “собачье сердце” — повесть о неудачном эксперименте. Профессор с говорящей фамилией Преображенский, выдающийся учёный – исследователь, занимается пересадкой человеческих органов, надеясь найти способ продления человеческой активности. В результате проведённой профессором операции на свет появляется “Дикий человек” Шариков, превративший жизнь профессора в “разруху” и ставший опасным для общества. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести “Собачье сердце”. Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме: незатейливый, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. Именно этот эксперимент профессора Преображенского и положен в основу повести.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.
Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”, “где играли на гармошке, и пахло сосисками”. Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключения: “Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь”; “Повар попадается разный. Например, — покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас”. Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: “Он умственного труда человек…”, “этот не станет пинать ногой”. И вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию: он пересаживает псу Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судился три раза. “Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее “пролетарскую” сущность своего “предка”. Булгаков так описывает его внешность: “Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”. Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: “буржуи”.
С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей его дома становится сущим адом.
И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами картина жизни тех лет.
Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют “лишнюю жилплощадь у буржуев”. Без тени иронии Швондер и его подчиненные предлагают профессору Преображенскому потесниться, так как у него “аж семь комнат”. На вопрос Филиппа Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: “В спальне…” Профессор возмущенно возражает: “Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной. и принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди…”.
Преображенскому удалось отстоять свое право на все комнаты благодаря сильным покровителям, а вот его сосед “Федор Павлович поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут ставить”. И ведь на долгие десятилетия эти “перегородки”, изуродовавшие квартиры, внесшие в русский язык понятие “коммуналка”, утвердились в новой жизни. До сей поры, мы знаем, что многие люди живут семьями в одной комнате, не имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в спокойной обстановке. Тогда целью жизни становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами. И для многих эта цель так и остается несбыточной.
В чем же причина неудачи Преображенского и доктора Борменталя? А дело не только в генной инженерии. Преображенский уверен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении бывшего пса Шарика, можно изжить: “Коты — это временно… Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться”. Вопрос не в физиологии, а в том, что Шариков — тип определенной среды. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: “…у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!” Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами “гомункула” Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.
Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается повлиять на Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: “Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили…” Естественно, что попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове — сатирический выпад писателя против Швондеров.
Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова в этой повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспомнить блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвастающим своими любовными похождениями, или же сцену со “страстной дамочкой” не первой молодости, которая, чтобы удержать любовника, готова на все. Эти сцены рисуются через восприятие пса. “Ну вас к черту”, — мутно подумал он, положив голову на лапы и задремав от стыда”. Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в “марксистском духе”: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту — умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Они становятся постепенно все более возмутительными и нетерпимыми. То он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и трактирам. Как итог — юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова; ситуацию объясняет профессор. Он предъявляет пса как доказательство своей невиновности и поясняет: “То есть он говорил… Это еще не значит быть человеком…”
Новаторство же повести “Собачье сердце” не только в сатирическом и юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. По мнению автора “Собачьего сердца”, человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. Трагедия заключалась в том, что в жизни Шариковы быстро расплодились. И уж они, говоря словами Полиграфа Полиграфыча, “душили-душили”… Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в повести “Собачье сердце” с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Его сатира в адрес Шариковых, Швондеров, Климов Чугункиных достигла высшей степени мастерства и выразительности. Симпатии Булгакова на стороне Преображенского. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, — веры этой у писателя нет. Можно сказать, что повесть окрашена в пессимистические тона.
В своём романе Булгаков полагает, что всякая форма насилия над личностью – физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) – не может привести к успеху. Человек неповторимая индивидуальность, из Клима Чугункина, послужившего “материалом” для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина. Но в контексте произведения была скрыта ещё одна немаловажная мысль: революция – своего рода насильственная операция, проведённая над обществом — объявила “труженика” – пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Эксперимент с социализмом напоминает читателю искренние попытки профессора Преображенского насильственно улучшить человеческую породу.
Сочинение Собачье сердце – Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Булгаков “Собачье сердце” – сочинение “Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)”
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» была написана как сатира на теоретиков, утверждавших, что человека можно изменить, поместив его в благоприятные условия, обеспечив достаточную материальную базу и избавив от лишений. Грандиозный литературный эксперимент, проведенный Булгаковым, доказал: для того чтобы сделать из злобного и трусливого бродячего пса человека, мало пересадить ему человеческие железы и досыта накормить. В благоприятных условиях хамство, злоба и наглость только развернутся, искренне веря, что только себе и своим достоинствам обязаны такой прекрасной жизнью.
Бродячий пес, подворовывающий на помойках, битый, тощий, запуганный, неожиданно попадает, как ему кажется, в собачий рай. Колбаса, теплая квартира, мягкая подстилка и уважительное обращение «Шарик». . . Можно благодарить судьбу и любить дорогого человека, который пожалел несчастную животину. Но натура Шарикова блестяще показана уже в его «собачий период». Вместо того чтобы испытывать благодарность, он немедленно начинает искать у себя качества, за которые его полюбили. И находит: не иначе как он не простых кровей, наверное, бабушка согрешила с водолазом. . . Как зло высмеяны эти поиски несуществующих благородных предков! Еще недавно забитая дворняга не смела посмотреть на швейцара, стоящего у роскошного подъезда, и вот уже у нее появляются смелые мысли: как бы цапнуть этого швейцара за мозолистую пролетарскую ногу. У профессора Преображенского пес продолжает вычислять, кто будет союзником, кто — врагом. Характерна эта черта для всех хамов, попавших на более высокое место: сразу же искать врагов. Она пригодится Шарикову, превращенному в человека, и поможет ему без труда вписаться в систему, где поиски врагов заменили разумный труд.
Став человеком, хотя бы внешне, Шариков моментально усваивает человеческий эквивалент собачьего хамства. Изъясняться начинает только лозунгами, профессор вместо признательности вызывает у него жуткую злобу и зависть: почему это он роскошествует в семи комнатах, имеет сорок пар брюк. И вообще — взять все и поделить между нуждающимися, начиная, конечно, с Шарикова.
Шариков легко находит единомышленников. Это «товарищи», как и он, озабоченные поисками врагов и стремящиеся отнять и поделить, установив тем самым доступное их пониманию равенство. Причем никто не задается вопросом, чего стоит ученому его
труд, его успех, сколько таланта и сил нужно затратить на достижение результата в научной работе. Это не важно, швондеры и шариковы уверены, что если бы у них была квартира в семь комнат и прислуга, то они оперировали бы не хуже профессора Преображенского. С наслаждением питомец ученого утверждает в доме новые стандарты: пьяные дебоши, хамство, неопрятность, наглость прорвавшегося к власти подонка. Он выбирает для себя вполне подходящую сферу деятельности — уничтожение бродячих животных. Вот теперь можно дать волю ненависти к кошкам! И как это типично — использовать власть только для того, чтобы расспросмотреться с теми, кого ты ненавидел, но не мог уничтожить. Будучи бродячим псом, Шарик ненавидел всех, кто издевался над ним. Став человеком, он открыл для себя целую идеологию ненависти. Пролетариат должен отомстить буржуазии, нищие и бездомные — богатым и сытым, неграмотные — образованным. Всю реальную силу, сосредоточенную теперь в руках бывших бесправных, они тратят не на строительство нового, своего мира, а на сведение счетов.
В повести победное шествие Шарикова профессор решительно прерывает, проведя операцию по обратному превращению человека в собаку. Шарик ведет сытую жизнь (ведь профессору не пришло в голову мстить псу), лениво размышляет о том, что были-таки среди его предков породистые собаки, и наслаждается тем, как ему повезло. В реальной жизни все гораздо печальнее. Шариковы чаще всего побеждают.
Булгаков не делает окончательных выводов, не считает, что тот, кто рожден в неблагоприятных условиях, не станет человеком. Писатель предупреждает: превращение в человека — долгая и тяжелая работа, который за тебя никто не сделает. Нельзя взмахнуть волшебной палочкой и превратить Золушку в принцессу, потому что, попав во дворец, она в первую очередь отправится туда, где ей привычно: на кухню. А про Шарикова можно сказать словами Алисы из сказки Кэрролла: «Хорошо, что он не остался ребенком. Как ребенок он был бы ужасен, а как поросенок он очень мил».
Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»): сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Новый человек глазами Михаила Булгакова по повести Собачье сердце Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 13:29:07 17 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 339 Комментариев: 5 Оценило: 1 человек Средний балл: 3 Оценка: неизвестно просмотреть |