Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: «Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе «Мастер и Маргарита», пока ни одному критику не удалось – у каждого критика – «свой» Булгаков, как и каждого читателя».
Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие романа. Он действительно является одной из центральных фигур произведения. Этимологически понятие «мастер» намного шире, чем только писатель, хотя в художественной ткани романа оно трактуется, в первую очередь, именно в таком значении. Речь у Булгакова идет не только писателе, о художнике слова, а о художнике вообще, о Мастере. Вспомним, на вопрос Ивана Бездомного в психиатрической клинике: «Вы художник?» он отвечает: «Я – мастер».
Мастер – это человек, достигший высокого мастерства в какой-либо области человеческой деятельности. Есть и еще одно значение. Мастер – человек, досконально разбирающийся в библейских текстах. Осмысливая образ мастера, нужно иметь в виду его обобщающую сущность. В мастере Булгакова соединились конкретность (прототипом выступает сам Михаил Афанасьевич Булгаков) и доходящая до символа обобщенность (мастер как Творец вообще и знаток библейских текстов).
Стара, как мир, проблема, нашедшая отражение в романе, – тема трагического непонимания, одиночества, так часто выпадающая на долю Художников, Творцов, тех, кто является, говоря словами И. Талькова, «целителями уставших наших душ». Одинок мастер в романе Булгакова. Он пишет правду о своем нелегком времени, о добре и справедливости, чего так не хватает людям во все времена. Однако такая Правда расходилась с правдой государственной, и потому творец стал неугоден.
Трагедия, постигшая булгаковского Мастера, чувствовалась бы сильнее, не окажись рядом с ним Маргариты – красивой, сильной, умной женщины. У нее, казалось бы, было все: богатый дом, любящий муж, положение в обществе. Не было только одного – не было любви. И Маргарита обрела эту любовь в лице мастера, отдав ему всю себя без остатка.
Мастер во многом автобиографический герой. Его возраст во время действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») – это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против произведений Булгакова, – «Роковые яйца», «Дни Турбинных», «Бег», «Зойкина квартира», «Белая гвардия».
Произведения мастера, как и Булгакова, оказались под запретом как нечто опасное. Более того – самого мастера решили уничтожить. А художник, так далекий от житейских забот, в реальности к этому не готов. Его угнетают ненависть, злоба. Мастер отчаялся, и, в принципе, это естественно, ведь он Творец и для борьбы не создан. Неприспособленность и слабость не дают ему возможности бороться, поэтому он, ощутив свою ненужность, приходит по собственной воле в клинику для душевнобольных. Вправе ли мы осуждать мастера за слабость? Скорее всего, такого права у нас нет и не быть может. Неизвестно, как мы сами поступили бы в такой ситуации.
«У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, – говорит герой Воланду, – ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Мастеру стало ненавистно даже любимое его детище – роман о Понтии Пилате.
В итоге, на высшем суде, мастер удостаивается не света, а лишь покоя: «Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом говорил Левий». Почему же мастеру, единственному в Москве человеку, избравшему верный творческий путь, нет места «в свете»? Ведь он лучше многих: во сто крат талантливее, правдивее, добрее. Скорее всего, суд над ним происходит по самым высшим меркам. В вину мастера ставятся инертность, пассивность, слабость. Так получается, что Маргарита, его возлюбленная, хоть и женщина, но сильнее мастера: она делает осознанный выбор в пользу любви, сопряженной с опасностями, материальным неблагополучием, и оставляет роскошный особняк, обеспеченного мужа. Ради любимого Маргарита становится ведьмой – чтобы быть с ним, чтобы отомстить его обидчикам. Мастер же сдается без борьбы. Хотя трудно бороться с системой.
И все таки, после встречи с Воландом, автор дает шанс герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Там, где окажется мастер, не будет непонимания, зависти, зла, будет только Покой, Свет, Творчество, любимый роман и любимая женщина – Маргарита.

«Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита»»

Роман «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: «Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе „Мастер и Маргарита“, пока ни одному критику не удалось — у каждого критика — „свой“ Булгаков, как и каждого читателя».

Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие романа. Он действительно является одной из центральных фигур произведения. Этимологически понятие «мастер» намного шире, чем только писатель, хотя в художественной ткани романа оно трактуется, в первую очередь, именно в таком значении. Речь у Булгакова идет не только писателе, о художнике слова, а о художнике вообще, о Мастере. Вспомним, на вопрос Ивана Бездомного в психиатрической клинике: «Вы художник?» он отвечает: «Я — мастер».

Мастер — это человек, достигший высокого мастерства в какой-либо области человеческой деятельности. Есть и еще одно значение. Мастер — человек, досконально разбирающийся в библейских текстах. Осмысливая образ мастера, нужно иметь в виду его обобщающую сущность. В мастере Булгакова соединились конкретность (прототипом выступает сам Михаил Афанасьевич Булгаков) и доходящая до символа обобщенность (мастер как Творец вообще и знаток библейских текстов).

Стара, как мир, проблема, нашедшая отражение в романе, — тема трагического непонимания, одиночества, так часто выпадающая на долю Художников, Творцов, тех, кто является, говоря словами И. Талькова, «целителями уставших наших душ». Одинок мастер в романе Булгакова. Он пишет правду о своем нелегком времени, о добре и справедливости, чего так не хватает людям во все времена. Однако такая Правда расходилась с правдой государственной, и потому творец стал неугоден.

Трагедия, постигшая булгаковского Мастера, чувствовалась бы сильнее, не окажись рядом с ним Маргариты — красивой, сильной, умной женщины. У нее, казалось бы, было все: богатый дом, любящий муж, положение в обществе. Не было только одного — не было любви. И Маргарита обрела эту любовь в лице мастера, отдав ему всю себя без остатка.

Мастер во многом автобиографический герой. Его возраст во время действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против произведений Булгакова, — «Роковые яйца», «Дни Турбинных», «Бег», «Зойкина квартира», «Белая гвардия».

Произведения мастера, как и Булгакова, оказались под запретом как нечто опасное. Более того — самого мастера решили уничтожить. А художник, так далекий от житейских забот, в реальности к этому не готов. Его угнетают ненависть, злоба. Мастер отчаялся, и, в принципе, это естественно, ведь он Творец и для борьбы не создан. Неприспособленность и слабость не дают ему возможности бороться, поэтому он, ощутив свою ненужность, приходит по собственной воле в клинику для душевнобольных. Вправе ли мы осуждать мастера за слабость? Скорее всего, такого права у нас нет и не быть может. Неизвестно, как мы сами поступили бы в такой ситуации.

«У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит герой Воланду, — ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Мастеру стало ненавистно даже любимое его детище — роман о Понтии Пилате.

В итоге, на высшем суде, мастер удостаивается не света, а лишь покоя: «Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом говорил Левий». Почему же мастеру, единственному в Москве человеку, избравшему верный творческий путь, нет места «в свете»? Ведь он лучше многих: во сто крат талантливее, правдивее, добрее. Скорее всего, суд над ним происходит по самым высшим меркам. В вину мастера ставятся инертность, пассивность, слабость. Так получается, что Маргарита, его возлюбленная, хоть и женщина, но сильнее мастера: она делает осознанный выбор в пользу любви, сопряженной с опасностями, материальным неблагополучием, и оставляет роскошный особняк, обеспеченного мужа. Ради любимого Маргарита становится ведьмой — чтобы быть с ним, чтобы отомстить его обидчикам. Мастер же сдается без борьбы. Хотя трудно бороться с системой.

И все-таки, после встречи с Воландом, автор дает шанс герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Там, где окажется мастер, не будет непонимания, зависти, зла, будет только Покой, Свет, Творчество, любимый роман и любимая женщина — Маргарита.

Читайте также:  Рассуждения над страницами повести: сочинение

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Сочинение: Судьба художника в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Судьба художника в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Роман «Мастер и Маргарита» – один из последних романов М.А Булгакова. Он явился итогом жизни самого автора, чья судьба была похожа на судьбу его героя. В своем произведении Булгаков органично совместил трагико-патетическую историю об Иешуа и сатирическое повествование жизни Москвы 20–30-х годов. Булгаков понимал, что роман не будет напечатан, но упорно продолжал над ним работать. Однажды, уподобившись своему герою, даже сжег рукопись, но потом восстановил ее по памяти. Роман писателя о всепобеждающей силе любви и творчества впервые был опубликован лишь в 1966–1967 гг. с большими сокращениями, а полный текст романа появился лишь в 1973 г .

Кто такой Мастер, главный герой романа? Он появляется не в начале повествования, а лишь в 13-й главе. Из истории, рассказанной в психиатрической клинике им самим Ивану Бездомному, читатель узнает о судьбе этого человека. В их диалоге впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа. «Вы – писатель?» – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я – мастер…» «Мастер», а не писатель, потому что писатели, претендующие на звание «инженеров человеческих душ», стремились не к творчеству, а к извлечению личных выгод, обладая членскими билетами МАССОЛИТа, которые давали привилегии: посещение ресторана «Грибоедов», получение дач и квартир. Для этого они готовы приберегать к злобным взаимным разоблачениям и писать все, что требовали от них вышестоящие инстанция. В психбольнице читатель видит Мастера сломленным, примирившимся со своей судьбой, подавленным, отказавшимся от своего творчества и от любви. Что же произошло с ним? Призванием Мастера была деятельность художника. По образованию он был историком, но, не имея средств к существованию, «он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев и, кроме того, занимался переводами». Мастер знал пять языков, в том числе греческий и латинский. И вот судьба дала ему шанс изменить свою жизнь: он выиграл по облигации сто тысяч рублей. Теперь он мог оставить службу, чтобы приступить к созданию большого произведения, в котором мог бы выразить самого себя и свое время. Свой выигрыш он употребил на то, чтобы создать себе условия для творчества. Купил книги, о которых упоминает в своем рассказе Ивану Бездомному: «во второй совсем маленькой комнате… книги, книги и печка». Неудивительно, что такая серьезность подготовки Мастера к созданию романа о Понтии Пилате поражает малообразованного Ивана Бездомного и что в нем происходит перелом: он решает больше не писать стишков. Для своего романа Мастер выбрал историческую тему – распятие Христа. В событиях прошлого Мастер искал аналог той эпохи, в которой ему выпало жить. Рассказывая о закате античной культуры, он хотел указать своим современникам на недостатки и пороки общественной жизни 30-х годов. По словам Мастера, «и я вышел в жизнь, держа его (роман) в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Критика не только осудила роман, но начала гонения на автора. Не выдержав клеветы, унижений, Мастер сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Теперь его уже ничто не радовало. Он был так подавлен, что говорил Маргарите: «Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя. Но тебе опять советую – оставь меня. Ты пропадешь со мной». После нескольких месяцев ареста в таком угнетенном состоянии он добровольно пришел в психиатрическую больницу. Он ничего больше не хотел: ни писать, ни любить. Полная разочарованность и апатия овладели им. Он изолировал себя от жизни, проявив малодушие и слабость. Его можно понять, ведь не все люди борцы. Мастер во всем разуверился и покорился обстоятельствам. А без веры, по Булгакову, человек никогда не добьется справедливости и не будет счастлив. Вот Маргарита верила в Мастера, в его роман, в любовь, поэтому нашла в себе силы вернуть любимого человека и убедить его не отрекаться от жизни. Веря в добро и справедливость, Маргарита поняла, что Воланд ей поможет спасти Мастера: «Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной». И вот Маргарита вознаграждена. Она со своим возлюбленным снова в той самой квартире, где была счастлива с Мастером. А Воланд возвратил Мастеру сожженный экземпляр рукописи. Словами героя романа Булгаков утверждал, что «рукописи не горят». Это выражение как нельзя лучше объяснил Б. Сарнов: «…рукопись романа, написанного Мастером, – это лишь внешняя оболочка созданного им произведения, его тело… Но помимо тела у рукописи есть еще душа. И она – бессмертна». Поэтому Воланд дал возможность Мастеру закончить свое произведение, чтобы освободить героя, Понтия Пилата, от мук совести, так как он видит одно и то же – лунную дорожку, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что «… он чего-то не договорил тогда… четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…». И Мастер, крикнув одно слово «свободен», завершил свой роман и свою историю. Воланд подарил Мастеру с Маргаритой вечный покой, к которому так стремился художник. Мастер со своей подругой направился по песчаной дороге «к вечному их дому… Кто-то отпускал на свободу Ма

Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя.

II. Тема судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита»

1. Судьба мастера.

2. Роман Мастера о Понтии Пилате.

3. Мастер сломан жизнью.

III. Гражданская позиция Булгакова.

Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в том, что он жил и творил в стране, где творец, непризнанный при жизни, не признавался и после смерти.

В письме, адресованном Михаилом Булгаковым правительству СССР, читаешь не раскаяние, а желание отстоять свои гражданские права, потому что писатель не может кривить душой даже перед теми, кто обрекал его на гонения, нищету и гибель.

Тема судьбы интересовала Михаила Булгакова всю жизнь. Но жемчужиной всего творчества писателя стало последнее его произведение – роман «Мастер и Maргарита». Образ Мастера большая часть современников воспринимала как образ самого Булгакова, а иногда как образ Иешуа. В своих ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму «власти». В «Мастере и Маргарите» писатель приходит к другой мысли. Человек, в особенности художник, обязан всей своей душой и совестью участвовать в борьбе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляция для Булгакова неприемлема.

Мастер талантлив и бескорыстен. Он выигрывает сто тысяч рублей и тратит их совсем не так, как можно было ожидать от обыкновенного человека. Он покупает книги, съезжает с ненавистной коммунальной квартиры, где слишком часто приходится сталкиваться с грубостью, с тем, что ранит чуткую душу романтика. Своим «золотым веком» он называет время, когда жил в этом подвале, рядом были любимая женщина, книги и работа. Огонь в камине и листики рукописи создавали уют и счастье, которое Мастер и Маргарита наконец нашли. Мастер пишет роман в сталинское время и рассуждает о Боге, о насилии власти над личностью, о том, что идейный спор между Пилатом и Иешуа был прерван силой, о трусости власти перед свободой мысли. Мастер мечтает о том времени, когда все люди будут добры, когда настанет царство истины и справедливости. Мастер выполняет свой долг творца, пишет абсолютную правду, не колеблясь, не применяясь к действительности, не оглядываясь на цензуру, не думая о последствиях. Он говорит людям правду, ведь «правду говорить легко и приятно».

Но от действительности никуда не денешься. Она ворвалась в их мир вместе с газетными статьями, где убийственными приговорами типа: «враг под крылом редактора», «ударим по пилатчине» было разрушено все, чем до этого жил Мастер. И хотя Мастер понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен.

Мастер выбрал свой путь сознательно, он переходит крестный путь, как и Иешуа. Он выбрал страдания. С октября по январь он находится в заключении; вероятно, над ним издевались. Об этом говорит пальто с оборванными пуговицами. Мастер, не желая обременять Маргариту своими проблемами, идет в единственное место в Москве, где можно говорить то, что думаешь, – в сумасшедший дом. Мастер признается Воланду: «У меня нет больше мечтаний и вдохновений тоже нет. Ничто вокруг меня не интересует, кроме нее. Меня сломали, мне скучно, и я хочу опять в подвал». Недаром Воланд иронично замечает: «…человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать?».

М. Булгаков осуждает своего героя. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но человек не должен отступать. Мастер выпал из цепи непрерывной человеческой борьбы за совершенствование жизни. Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остаются тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, «вне света». Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован «покой».

Судьба художника в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: “Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе “Мастер и Маргарита”, пока ни одному критику не удалось – у каждого критика – “свой” Булгаков, как и каждого читателя”. Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в заглавие романа.

Он действительно является одной из центральных фигур произведения. Этимологически понятие “мастер”

Вспомним, на вопрос Ивана Бездомного в психиатрической клинике: “Вы художник?” он отвечает: “Я – мастер”. Мастер – это человек, достигший высокого мастерства в какой-либо области человеческой деятельности. Есть и еще одно значение. Мастер – человек, досконально разбирающийся в библейских текстах. Осмысливая образ мастера, нужно иметь в виду его обобщающую сущность.

В мастере Булгакова

Трагедия, постигшая булгаковского Мастера, чувствовалась бы сильнее, не окажись рядом с ним Маргариты – красивой, сильной, умной женщины. У нее, казалось бы, было все: богатый дом, любящий муж, положение в обществе. Не было только одного – не было любви. И Маргарита обрела эту любовь в лице мастера, отдав ему всю себя без остатка.

Мастер во многом автобиографический герой. Его возраст во время действия романа – это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против произведений Булгакова, – “Роковые яйца”, “Дни Турбинных”, “Бег”, “Зойкина квартира”, “Белая гвардия”. Произведения мастера, как и Булгакова, оказались под запретом как нечто опасное.

Более того – самого мастера решили уничтожить. А художник, так далекий от житейских забот, в реальности к этому не готов. Его угнетают ненависть, злоба. Мастер отчаялся, и, в принципе, это естественно, ведь он Творец и для борьбы не создан.

Неприспособленность и слабость не дают ему возможности бороться, поэтому он, ощутив свою ненужность, приходит по собственной воле в клинику для душевнобольных. Вправе ли мы осуждать мастера за слабость? Скорее всего, такого права у нас нет и не быть может. Неизвестно, как мы сами поступили бы в такой ситуации. “У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, – говорит герой Воланду, – ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал”.

Мастеру стало ненавистно даже любимое его детище – роман о Понтии Пилате. В итоге, на высшем суде, мастер удостаивается не света, а лишь покоя: “Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом говорил Левий”. Почему же мастеру, единственному в Москве человеку, избравшему верный творческий путь, нет места “в свете”? Ведь он лучше многих: во сто крат талантливее, правдивее, добрее. Скорее всего, суд над ним происходит по самым высшим меркам.

В вину мастера ставятся инертность, пассивность, слабость. Так получается, что Маргарита, его возлюбленная, хоть и женщина, но сильнее мастера: она делает осознанный выбор в пользу любви, сопряженной с опасностями, материальным неблагополучием, и оставляет роскошный особняк, обеспеченного мужа. Ради любимого Маргарита становится ведьмой – чтобы быть с ним, чтобы отомстить его обидчикам. Мастер же сдается без борьбы. Хотя трудно бороться с системой.

И все таки, после встречи с Воландом, автор дает шанс герою завершить дело своей жизни словами: “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!” Там, где окажется мастер, не будет непонимания, зависти, зла, будет только Покой, Свет, Творчество, любимый роман и любимая женщина – Маргарита.

Тема “страшного мира” в лирике А. А. Блока Тема “страшного мира” является основной в третьем томе стихотворений А. Блока, выраженной в одноименном цикле . Но эту тему можно назвать сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен…”. Истолкование и оценка Ведущими темами в творчестве М. Ю. Лермонтова являются тема одиночества лирического героя, отрицание и порицание современного ему общества, любовь к родине, тщетный поиск истинных чувств. Наиболее ярко эти темы проявились.

Изображение народа в “Записках охотника” И. С. Тургенева. Краткое изложение текста Дореволюционные исследователи творчества Тургенева, склонные объяснять историю русской литературы западным влиянием, пытались найти истоки новой тематики и новых жанров Тургенева в литературном движении зарубежных стран. Так, профессор Сумцов говорил о.

“Без имени – нет человека” Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее.

Идея обреченности “темного царства” в драме “Гроза” Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но.

“Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца… “ Объективный мир природы – не есть то, что должно изображать искусство, искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, которое составляет суть внутренней жизни сознания. А. Гуковский Самым мудрым художником.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – главных героев повести “Капитанская дочка” В основе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” представлены столкновение и большой человеческий конфликт взлядов, характеров, натур. Гринев и Швабрин – два совершенно протвоположных представителя русского дворянства. Гринев представляется нам.

Реалистические черты прозы Бунина Иван Алексеевич Бунин – последний русский классик, лауреат Нобелевской премии. Будучи представителем уходящей дворянской культуры, Бунин в своих произведениях запечатлел жизнь России конца XIX – начала XX века. Особенно дороги.

Стихотворениe А. А. Ахматовой “Покорно мне воображенье…”: от анализа текста к культурологическому контексту Стихотворение А. А. Ахматовой “Покорно мне воображенье…” написано в селе Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии, принадлежавшем ее свекрови Анне Ивановне Гумилевой. Анна Ахматова бывала в нем каждое лето со времени.

Характеристика и образ Швабрина из Капитанской дочки Швабрин Алексей Иванович является одними из отрицательных персонажей данного произведения. В романе он представляет собой образ молодого офицера из достаточно обеспеченной семьи дворянского рода. Будучи офицером был разжалован в Белгородскую.

Возрождая традиции С 1992 года изучение Ветхого и Нового Завета предусмотрено государственной программой преподавания литературы в средней школе. Приобщение к священным книгам сосредоточивает внимание не на религиозном их содержании , а на.

Сравнительная характеристик Базарова и Павла Петровича Кирсанова Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: “Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встретил на то, что мне чудилось.

“Капитаны” и “Канцона вторая” На поэтическом небосклоне серебряного века Николай Гумилев выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции. Шаг за шагом лирика поэта последовательно углублялась, а рост формального мастерства был лишь внешним выражением внутреннего.

Анализ эпизода романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Данный эпизод в романе описывает ночевку красноармейцев в доме Мелеховых. Перед этим мы узнаем, что красная армия в очередной раз одержала верх над белой, “власть снова сменилась”, и теперь красные.

Конспект урока ИЗО “Знакомство с профессией художника и ее разновидностями: график, живописец” Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №264 Г. Москвы Конспект урока ИЗО “Знакомство с профессией художника И ее разновидностями: график, живописец” Подготовила Воспитатель Шакурова Валентина Павловна 2012 год Программное.

Анализ стихотворения. Бориса Пастернака “Зимняя ночь” Зимняя ночь… Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, легкий, уютный снег, полная луна и россыпь звезд по иссиня-черному небу? А может.

Образы дворян в повести Пушкина “Дубровский” Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно , другие – менее подробно , о третьих вспоминается вскользь . Одним из главных героев.

Анализ стихотворения М. И. Цветаевой “Какой-нибудь предок мой был – скрипач…” Когда-то Марина Цветаева написала: “Гений тот поезд, на который все опаздывают”. Наверное, трудно найти более емкое определение для характеристики ее самой. Ведь она и есть тот самый гений. Цветаева мощью.

Анализ стихотворения Карамзина “Берег” Николай Михайлович Карамзин известен современному читателю как автор повести “Бедная Лиза”. Также нередко его называют летописцем при дворе Александра I, создателя “Истории Государства Российского” в двенадцати томах. Очень редко Карамзин.

Тема счастливой жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Проблема счастливой жизни, народного счастья – одна из основных проблем всего творчества Н. А. Некрасова. Но, бесспорно, главное место ей уделяется в вершинном произведении художника – поэме “Кому на Руси.

Сейчас вы читаете: Судьба художника в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Судьба художника в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 07:53:21 10 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 894 Комментариев: 2 Оценило: 4 человек Средний балл: 3.3 Оценка: неизвестно Скачать