Зегерс: сочинение

Творчество Анны Зегерс

Творчество Анны Зегерс (1900—1983)—одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и эссе по вопросам искусства, но особенно ярко ее художественное дарование раскрылось в жанре романа.

  • «Я чувствую потребность в условиях Германии писать романы. Этот жанр более всего пригоден для разъяснения сложных вещей. А читатели моей страны сами признают, что им необходимы такие разъяснения».

Слова эти были сказаны писательницей в 1960 г., в условиях ГДР, но они могли бы прозвучать и раньше: потребность писать романы возникла у Анны Зегерс с самого начала творческого пути.

Анна Зегерс — эпик в подлинном смысле слова. Движение— душа ее книг. Речь идет не о степени их событийности — у Зегерс есть романы и острособытийные («Спутники», «Путь через февраль»), и мало событийные («Спасение», «Транзит»), Но дело прежде всего в воплощении развивающейся жизни, изменений общественной атмосферы, эволюции чувств и мыслей людей. Зегерс берет жизнь широко, в ее социально-историческом развитии, в ее сегодняшней сути и перспективах. Ей интересна при этом каждая частность, потому что большое существует в малом, а она умеет видеть сквозь каплю океан.

Манера Зегерс нередко близка к сценической: она охотнее показывает, чем рассказывает, жизнь в ее романах существует как бы самостоятельно, развивается по своим собственным законам. Но мысль автора держит в поле зрения всю художественную картину, целенаправленно организуя ее. Мир предстает в романах Зегерс многолюдным, многослойным, в сложных сплетениях противоречий и борьбы, и в то же время не хаотичным, а целостным, как бы объединенным главным направлением исторического развития.

Романы Анны Зегерс — летопись истории Германии с 1929 г., с дней восстания «Спартака», и до дней развернутого строительства новой жизни в ГДР. Писательница воссоздает путь народа с суровым ясновидением и великой любовью, не минуя пи героических, ни позорных страниц истории, стремясь обнажить правду до конца. Ее романы — книги о людях, об их обыкновенной и необыкновенной жизни, об их трудной, непрямой дороге к свету.

Зегерс глубоко проникает в «диалектику души», в сложные и противоречивые процессы, скрытые во внутреннем мире человека. Она рисует характеры в их изменчивости, в их поступательном или регрессивном движении, связанном с развитием истории. При этом Зегерс особенно внимательно вглядывается в то, как пробуждаются мужество, чувство гражданской ответственности и человеческого достоинства в сердцах «маленьких», обыкновенных людей. «Сила слабых» — так назвала она один из сборников своих рассказов, и так можно было бы определить главную тему ее произведений. Традиции европейской романистики скрещиваются в них со смелыми художественными исканиями, образующими новые традиции. В числе художников, чьи произведения произвели на нее глубокое впечатление, Анна Зегерс называла Бальзака и Стендаля, Драйзера и Лондона, Кафку и Фонтане. Она проявляла большой интерес к Достоевскому. Глубокое влияние оказал на нее Л. Толстой.

Творческая биография А. Зегерс началась в 20-х гг., когда она била студенткой университета. Дочь состоятельного бюргера (ее отец был владельцем антикварного магазина и вместе с тем хранителем музея Майнцского собора), она в 1927 г. вступила в ряды коммунистической партии, навсегда связав свою судьбу с революционной борьбой немецкого пролетариата. В книге «Восстание рыбаков» (1928) молодая писательница рассказала о том, как делают свой первый шаг в борьбе люди, задавленные “нуждой, обездоленные, живущие жизнью страшной и темной. Книга — о поражении восстания, но и том, чем оно было для этих людей, что приоткрылось перед ними, что изменилось в их сознании, в их душах.

«Спутники» (1932)—роман о’борьбе коммунистов разных стран против фашистской реакции в 20-х гг. — одна из первых попыток создания в европейской литературе антифашистского романа-эпопеи. Действие исполнено острой динамики борьбы, ход событий подчеркнуто стремителен. Крупным планом даны образы коммунистов, ярко представлена героика революционной борьбы, верность партии в условиях жестоких преследований революционных борцов.

Понравилось сочинение » Творчество Анны Зегерс, тогда жми кнопку of your page –>

«Творчество Анны Зегерс»

Творчество Анны Зегерс (1900—1983)—одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и эссе по вопросам искусства, но особенно ярко ее художественное дарование раскрылось в жанре романа.

* «Я чувствую потребность в условиях Германии писать романы. Этот жанр более всего пригоден для разъяснения сложных вещей. А читатели моей страны сами признают, что им необходимы такие разъяснения».

Слова эти были сказаны писательницей в 1960 г., в условиях ГДР, но они могли бы прозвучать и раньше: потребность писать романы возникла у Анны Зегерс с самого начала творческого пути.

Анна Зегерс — эпик в подлинном смысле слова. Движение— душа ее книг. Речь идет не о степени их событийности — у Зегерс есть романы и острособытийные («Спутники», «Путь через февраль»), и мало событийные («Спасение», «Транзит»), Но дело прежде всего в воплощении развивающейся жизни, изменений общественной атмосферы, эволюции чувств и мыслей людей. Зегерс берет жизнь широко, в ее социально-историческом развитии, в ее сегодняшней сути и перспективах. Ей интересна при этом каждая частность, потому что большое существует в малом, а она умеет видеть сквозь каплю океан.

Манера Зегерс нередко близка к сценической: она охотнее показывает, чем рассказывает, жизнь в ее романах существует как бы самостоятельно, развивается по своим собственным законам. Но мысль автора держит в поле зрения всю художественную картину, целенаправленно организуя ее. Мир предстает в романах Зегерс многолюдным, многослойным, в сложных сплетениях противоречий и борьбы, и в то же время не хаотичным, а целостным, как бы объединенным главным направлением исторического развития.

Романы Анны Зегерс — летопись истории Германии с 1929 г., с дней восстания «Спартака», и до дней развернутого строительства новой жизни в ГДР. Писательница воссоздает путь народа с суровым ясновидением и великой любовью, не минуя пи героических, ни позорных страниц истории, стремясь обнажить правду до конца. Ее романы — книги о людях, об их обыкновенной и необыкновенной жизни, об их трудной, непрямой дороге к свету.

Зегерс глубоко проникает в «диалектику души», в сложные и противоречивые процессы, скрытые во внутреннем мире человека. Она рисует характеры в их изменчивости, в их поступательном или регрессивном движении, связанном с развитием истории. При этом Зегерс особенно внимательно вглядывается в то, как пробуждаются мужество, чувство гражданской ответственности и человеческого достоинства в сердцах «маленьких», обыкновенных людей. «Сила слабых» — так назвала она один из сборников своих рассказов, и так можно было бы определить главную тему ее произведений. Традиции европейской романистики скрещиваются в них со смелыми художественными исканиями, образующими новые традиции. В числе художников, чьи произведения произвели на нее глубокое впечатление, Анна Зегерс называла Бальзака и Стендаля, Драйзера и Лондона, Кафку и Фонтане. Она проявляла большой интерес к Достоевскому. Глубокое влияние оказал на нее Л. Толстой.

Творческая биография А. Зегерс началась в 20-х гг., когда она била студенткой университета. Дочь состоятельного бюргера (ее отец был владельцем антикварного магазина и вместе с тем хранителем музея Майнцского собора), она в 1927 г. вступила в ряды коммунистической партии, навсегда связав свою судьбу с революционной борьбой немецкого пролетариата. В книге «Восстание рыбаков» (1928) молодая писательница рассказала о том, как делают свой первый шаг в борьбе люди, задавленные “нуждой, обездоленные, живущие жизнью страшной и темной. Книга — о поражении восстания, но и том, чем оно было для этих людей, что приоткрылось перед ними, что изменилось в их сознании, в их душах.

«Спутники» (1932)—роман о’борьбе коммунистов разных стран против фашистской реакции в 20-х гг. — одна из первых попыток создания в европейской литературе антифашистского романа-эпопеи. Действие исполнено острой динамики борьбы, ход событий подчеркнуто стремителен. Крупным планом даны образы коммунистов, ярко представлена героика революционной борьбы, верность партии в условиях жестоких преследований революционных борцов.

Анна Зегерс (Anna Seghers)

Страна: Германия
Родилась: 19 ноября 1900 г.
Умерла: 1 июня 1983 г.

Настоящее имя:

Нетти Радвани (Netty Radványi)

Анна Бранд (Anna Brand)

Антье Зегерс (Antje Seghers)

Петер Конрад (Peter Conrad)

Жанры:

Нетти Райлинг (Netty Reiling) родилась в 1900 г. в Майнце. Ее мать Хедвиг была родом из уважаемой семьи торговцев из Франкфурта. Отец Исидор Райлинг — антиквар и эксперт по искусству. В 13-летнем возрасте Нетти прочитала Достоевского, и ей было, по её словам, «духовное и художественное откровение». Именно тогда возник её интерес к русской прозе и русскому обществу.

В 1924 г. во время учёбы в университете Гейдельберга берёт псевдоним Анна Зегерс — по имени её любимого голландского художника XVII века Геркулеса Зегерса, графическими ландшафтами которого она восхищалась. Защищает докторскую диссертацию по теме «Евреи и иудаизм в творчестве Рембрандта». В 1925 г. она выходит замуж за Ласло Радвани — венгра и активного коммуниста. Ласло был жизнерадостным эмоциональным человеком, острым на язык, прямой противоположностью застенчивой Анне. В браке родились двое детей — сын Петер и дочь Рут. Через мужа Анна знакомится с Дьёрдем Лукачем — венгерским философом и литературоведом, который на годы становится её духовным учителем и соратником, с ним она ведёт обширную переписку и дискуссии.

В том же 1925 г. супруги переезжают в Берлин, где Анна Зегерс быстро становится известной. Её повесть «Восстание рыбаков в Санкт-Барбаре» в 1928 г. получает самую почётную премию Веймарской республики — Премию Клейста. В это же время она работает для компартии Германии, пишет статьи и размышляет о роли коммунистической прозы и коммунистических писателей. Вместе с другими немецкими коллегами по перу едет в Советский Союз для участия в конференции «Международное сотрудничество революционных писателей».

В 1933 г. после прихода к власти фашистов Анна ненадолго попадает в тюрьму. В этом же году ей удается эмигрировать во Францию. Там в Париже выходит её самый значительный роман «Седьмой крест» — одно из самых читаемых произведений немецкой эмигрантской литературы. Роман принёс писательнице небывалый успех, был переведён более чем на сорок языков. В 1944 г. «Седьмой крест» был экранизирован в Голливуде и публиковался из номера в номер в нескольких крупных американских газетах.

В год окончания работы над романом немецкие войска оккупировали Францию. Анне снова приходится бежать, теперь уже за океан с помощью «Лиги американских писателей». Но из политических соображений в Америку Зегерс не впускают, её пересаживают на грузовой пароход и везут в Мексику.

Пребывание в Мехико-сити было творчески очень плодотворным. Зегерс пишет с невероятной энергией — новые впечатления дают разнообразные темы для произведений. Она постоянно встречается с другими эмигрировавшими писателями. Один из её друзей — Вальтер Янка — стоит во главе самого важного эмигрантского издательства «Ex Libro libre». С деньгами трудностей нет — «Седьмой крест» издают и переиздают во многих странах. Она устраивает детей в частную школу.

Но 1943 г. приносит Анне беду. Все последние годы она добивается разрешения на выезд матери, но всё напрасно — мать депортируют в Аушвиц, на верную смерть. С трудом добытые документы приходят по адресу через неделю после депортации. Саму же Анну на улице сбивает грузовик, скрывшийся с места происшествия. Считают, что это был вовсе не несчастный случай, а покушение на убийство, однако серьёзного следствия не было предпринято. Попав в больницу с тяжёлой черепно-мозговой травмой Анна чудом выживает. Два месяца страдает полной амнезией.

В 1947 г. Зегерс возвращается в разрушенную капитулировавшую Германию. Для многих вернувшихся писателей создание социалистической страны было мечтой их жизни. И Анна безоговорочно ставит своё перо на службу новому государству. Политическое руководство относится к ней с огромным уважением. Она становится одним из организаторов Академии наук ГДР, её выбирают председателем Союза писателей. Зегерс пишет антифашистскую прозу, а также романы и новеллы, разъясняющие и защищающие партию и идеологию.

Когда политический климат постепенно становится жёстче, многие коллеги и друзья Анны попадают в немилость. Зегерс кулуарно обращается к министру культуры и политическому руководству, пытаясь повлиять на ситуацию. Однако, как и большинство писателей её поколения, ни при каких условиях не критиковала режим открыто.

В 1953 г. она резко осудила всеобщую забастовку в ГДР, в 1956 г. — «контрреволюцию» в Венгрии. В 1957 г. арестовывают и осуждают на пять лет строгого режима её близкого и старинного друга, товарища по партии, директора самого крупного в ГДР издательства «Aufbau» Вальтера Янку. Анна Зегерс присутствовала на суде в качестве зрителя, но ни разу не попыталась защитить старого друга.

Пока Янка сидел в тюрьме, Анна пишет повесть «Der gerechte Richter» («Справедливый судья») о режиме, который считает опасным и несправедливым. В повести не указывается, в какой стране и в какое время происходит дело. Речь идёт о суде, действующем по указанию партии. Судья Ян отказывается вынести приговор обвиняемому Виктору Гаске, судье грозят службы безопасности, и он скоро сам оказывается в тюрьме, где встречается с другом своей юности — коммунистом. Несмотря на то, что оба они — жертвы системы, они непоколебимы в своей вере в идеологию, в социализм. Повесть была написана в конце 50-х годов «в стол» и была опубликована лишь в 1990 г., через семь лет после смерти писательницы.

С каждым годом Анна Зегерс всё реже и реже принимала участие в политических дебатах. Неофициально она поддерживала эксперименты своих младших коллег (например, Кристы Вольф), но как председатель Союза писателей никак не защищала от идеологических выпадов в их сторону. В 1978 г. после смерти мужа Ласло она отошла от дел и уединилась в своей квартире.

К моменту смерти Анна Зегерс была самой популярной писательницей в ГДР. В её честь были названы улицы и площади, не было ни одной литературной премии, которую бы она не получила. Её влияние на младшие поколения писателей было огромным — без неё трудно себе представить Кристу Вольф, Сару Кирш, Франца Фюмана. Писательница упокоилась на кладбище Святой Доротеи.

Поэт Стефан Хермлин так вспоминал об Анне: «Я всегда знал, что Анна Зегерс в глубине души прячет боль, а под завалами молчания — крик, который никогда и никем не был услышан. Но как-то однажды, без всякого видимого на то повода, она дала выход своей боли. Она сказала всего четыре слова: «Мой любимый еврейский народ!» Наверное, вспомнила мать, но за этим, очевидно, стояло и другое — осознание своей бездомности».

После кончины Анны Зегерс остались многочисленные неопубликованные рукописи как в государственных архивах, так и у частных лиц. С 1992 г. выходит ежегодник, названный в честь её известной новеллы «Das Argonautenschiff» («Корабль аргонавтов»). На страницах ежегодника публикуются результаты исследований биографии и творчества Анны Зегерс, в том числе размещаются малоизвестные или ранее не опубликованные произведения писательницы, её обширная переписка.

Фантастическое в творчестве:

Первым же опубликованным произведением Анны Зегерс является переложение голландской саги «Мертвецы с острова Дьяль». В дальнейшем она также обращается к мифам и легендам — «Прекраснейшая легенда о разбойнике Войноке», «Сказания об Артемиде», «Корабль аргонавтов», притчи «Три дерева».

В 1973 г. в сборнике под названием «Странные встречи» выходит её известный фантастический рассказ «Сказания о неземном». Другой рассказ сборника — «Встреча в пути» — можно отнести к жанру магического реализма, в нём описывается беседа Э. Т. А. Гофмана с Кафкой и Гоголем.

Герои из разных стран в романах Анны Зегерс

Дочь хранителя художественных сокровищ собора Майнца. После окончания средней школы в Майнце Зегерс сначала поступила в Кельнский (1919), а со временем перешла в Гейдельбергский университет (1921). Изучала философию, филологию, историю искусств. После окончания Гейдельбергского университета защитила диссертацию «Евреи и еврейство в творчестве Рембрандта» («Juden und Judentum in Werken Rembrandts»). Будучи студенткой, много путешествовала.

В начале 20-х годов состоялось ее сближение с рабочим движением, а в 1928 г. Зегерс вступила в коммунистическую партию, в том же года была издана ее первая повесть «Восстание рыбаков из Санта-Барбары» («Dei Aufstand der Fischer von St.Barbara»). В повести отобразилось романтическое представление о революции и гуманном отношении к труженикам моря. Талантливый рассказ о восстании рыбаков далекого северного острова, которых нужда, голод и угроза смерти заставляют быть непокорными, была отмечена Кляйстивской литературной премией. В 1930 г. повесть дважды издавалась в СССР, в том же году Зегерс впервые приехала туда для участия в Международном конгрессе писателей в Харькове. В 1932 г. увидел мир роман «Попутчики» («Die Gefahrten»). Митинги, демонстрации, забастовки шахтеров, восстание наймитов Германии, Австро-Венгрии и Болгарии заканчиваются в книге арестами, пыткой, полицейскими репрессиями.

Герои из разных стран не встречаются друг с другом, но они являются попутчиками в общей борьбе. С приходом к власти гитлеровцев Зегерс эмигрировала во Францию (1933), принимала участие в антифашистских конгрессах писателей в Париже (1935) и Мадриде (1937). Антифашистская направленность определяет и художественное творчество Зегерс: повести «Оцененная голова» («Der Kopflohn», 1933), «Путь через зло» («Der Weg durch Februar», 1935), «Спасение» («Die Rettung», 1937).

Спонтанное пробуждение в народе протеста против фашистской диктатуры определяет пафос этих произведений. В годы эмиграции был написан наилучший роман Зегерс «Седьмой крест» («Das siebte Kreuz», 1937—1939), который стал эпосом немецких антифашистов. Зегерс вместе с детьми убежала из Парижа в Марсель через оккупированную Францию. Опасаясь ареста, она отослала один экземпляр рукописи в Москву, второй — в Нью-Йорк. В 1940 г. Зегерс покинула Францию на последнем судне, которое отплывало в Мексикеу где она нашла приют в годы Второй мировой войны. Роман был напечатан в Мексике в 1942 г. в эмигрантском издательстве «Эль либро либре» («Свободная книга») и лишь в 1946 г. — в Берлине, куда Зегерс вернулась из эмиграции в апреле 1947 г. Фаренберг, комендант лагеря Вестфоген, в романе «Седьмой крест «приказал спилить верхушки платанов и прибить к ним доски. Так появляются семь крестов — семь распятий, к которым привяжут семерых дерзких беглецов из концлагеря после того, как их поймают и будут подвергать пыткам.

Зегерс точно очерчивает границы своей родины, которую разделяет колючая проволока. Подданные рейху делятся на тех, кто разделяет — сознательно или бездумно — политику фюрера, и тех, кто протестует, — такая главная антитеза повествования. Страна в ту предвоенную пору еще сохраняет видимость обычной трудовой жизни. Простые люди живут в русле повседневных трудовых хлопот, семейной радости и бед. Вырвавшись из концлагеря и после долгих тяжелых лет снова попав в родной город, Георг Гейслер вглядывается в будни «обычного фашизма», и они поражают его. «В Вестфогени, — пишет Зегерс, — он представлял себе улицу совсем другой.

Тогда ему казалось, что на каждом лице, на каждом камне мостовой отображается позор, что скорбь должна сопровождать каждый шаг, каждое слово, даже забавы детей. А на этой улице все было мирным, люди казались удовлетворенными». Эта мысль узника, который вырвался на свободу, при всей ее эмоциональной обостренности становится настоящим моральным критерием. Жизнь не остановилась из-за того, что несколько тысяч сограждан живут или умирают под пытками.

Героя и автора книги ошеломляет то, что совесть тех, кто на свободе, не отягощена никакими укорами, что даже не возникает вопроса, чем же занимается тайная полиция. История Георґа Гейслера, его фантастически опасное бегство и не менее опасные блуждания по родному краю, где вчерашний друг может оказаться врагом, который донесет на тебя в гестапо, определяют моральную и психологическую атмосферу романа. Зегерс на примере судьбы Георґа проводит мысль о том, что героем при обстоятельствах, которые требуют отваги и мужества, становится тот, кто был воспитан героями старшего поколения. Осознание духовной солидарности с ними спасает Георга.

Более всего помогают герою уроки его старшего наставника Валлау. Георг счастлив, так как он крепко связан с людьми. Его разыскивают не только гестаповцы, а и друзья. Они стараются найти его и помочь. Сам Георг с чрезвычайной ответственностью выбирает друзей, к которым он может прийти, хорошо понимая, что подвергает смертельной опасности не только себя, а и их. Зегерс показывает борьбу Георга Гейслера как общественно необходимый шаг. Его судьба возрождает совесть в человеке и народе.

Предыдущий реферат из данного раздела: Айзек Зингер американский прозаик

AННA ЗЕГЕРС

“Саме тому, що ми знаємо силу мистецтва, такою великою є наша відповідальність”. Ці слова Анни Зегерс були не лише принципом, а й суттю її творчості і життя. З дитинства закохана у мистецтво, вона вивчала у Кельнському університеті історію мистецтва і літератури, у 1924 році захистила дисертацію про творчість Рембрандта – і все своє подальше життя присвятила людям праці.

Доля Анни Зегерс склалася трагічно: вона “завинила” перед фашистським режимом не лише тим, що у 1928 році пов’язала своє життя з комуністичним рухом, а й тим, що мала мужність говорити і писати правду. Зегерс емігрувала спочатку до Франції, потім, рятуючи себе і свою сім’ю,- до Латинської Америки. Але де б вона не була, її голос, сповнений болю за рідну Німеччину – землю філософів і поетів, звучить на повну міць.

У 1933 році Анна Зегерс завершила роботу над повістю “Оцінена голова”, в якій описується страхітливий процес фашизації людей. В романі “Шлях через лютий” (1935) розповідається про одну з найдраматичніших сторінок в історії робітничого руху – шуцбундівське повстання 1934 року.

У 1935 році письменниця бере участь у Конгресі на захист культури, що відбувся у Парижі. Вона говорила про долю простого люду: “Коли ви чуєте слова “любов до своєї вітчизни”, спитайте спочатку, що люблять у цій вітчизні. Хіба священні багатства країни можуть утішити незаможних? Хіба свята земля може втішити безземельних? “

У Мексиці Анна Зегерс очолює антифашистський клуб імені Генріха Гейне, публікує статті й політичні огляди. У 1942 році побачив світ її роман “Сьомий хрест” – про в’язнів фашистського концтабору. Хоча сюжетним стрижнем роману є історія втечі Георга Гейслера із фашистського пекла, Анна Зегерс зобразила широку картину життя гітлерівської Німеччини: концтабори, тотальне шпигунство, трагедію ошуканого й обдуреного народу.

Роман викривав фашизм як явище антилюдяне у своїй сутності.

Одним із найвищих художніх досягнень Зегерс стало оповідання “Прогулянка мертвих дівчат” (1943, надруковано 1946 p.), побудоване на непомітних переходах від ліричної сповіді до спогадів, від світу реального до світу ірреального. Сучасне і минуле, дійсне і нематеріальне, будні Мексики і гітлерівського рейху, Німеччина кайзерівська і фашистська – все поєдналося в оповіданні. А панує в ньому потік свідомості автора (як потік спогадів, а також замальовок з емігрантських вражень).

Завершується оповідання авторським зізнанням: “Я запитувала себе: “Як мені проводити свій час – сьогодні і завтра, тут чи ще де-небудь?” – оскільки я відчувала тепер безкінечний потік часу, нез-боримий, як повітря…” Віддаючись на волю цього потоку часу, Зегерс і розповідає про шкільну прогулянку своїх подруг і про те, як історія і життя понівечили долі цих “мертвих дівчат”.

Лені прагнула щастя і знайшла його, одружившись, але чоловіка її заарештувало гестапо. Згодом люди в чорній уніформі схопили і Лені й “поволі, але вірно вбивали голодом у концтаборі”.

Маріанна колись вважала Лені своєю найзадушевнішою подругою. Але коли Лені звернулася до Маріанни з проханням переправити дитину до родичів, та відмовила і “додала, що її чоловік – член нацистської партії і займає високу посаду, а Лені з чоловіком заарештовано справедливо, оскільки вони вчинили злочин проти Гітлера”.

Нора у свої шкільні роки всіляко догоджала вчительці Зіхель. “Проте потім ту ж саму вчительку, вже стару і немічну, вона зігнала, непристойно лаючись, з лави біля Рейна, адже не могла вона сісти на одну лаву з єврейкою”.

Завжди весела Лора покохала не арійця, отже, “сплюндрувала расу”, і, боячись концтабору, покінчила життя самогубством.

З різних причин пішли із життя їда, Герда, Ельза, Софі, Лотта, Катаріна, Ліза. “До кінця шляху дійшла одна Нетті”. Це в її пам’яті лишилися живими дівчата, які колись разом з нею подорожували на пароплаві, вдихали чисте повітря юиості і вірили, що життя прекрасне.

Особливого значення набуває в оповіданні тема людської пам’яті. Нетті (так у дитинстві називали Анну Зегерс) живе пам’яттю серця, а тому їй не зраджує і пам’ять розуму. Нескінченний потік свідомості (факти, події, люди), збагачений потоком емоційної пам’яті, викликає появу оповідань – роздумів.

То були роздуми автора про долю своєї батьківщини і свого народу. А можливо, і людства. Оповідання сповнене любові до людини і болю за неї. У “Прогулянці мертвих дівчат” Анна Зегерс художніми засобами підводить читача до висновку про те, що кожна людина має пройти свій життєвий шлях так, щоб лишитися гідною високого звання людини.

То була достойна позиція таланту, не замуленого кон’юнктурними змінами та політичними зрадами.

Але були у тридцятих роках й інші жерці мистецтва. Ще у жовтні 1933 року на сторінках “Франкфуртер цайтунг” вісімдесят вісім представників письменницького цеху склали фюрерові “урочисту клятву вірності і покори”. Вони і представляли офіційну літературу Третьої імперії.

Серед цих “підписантів” не було імен Генріха Манна, Еріха Марії Ремарка, Арнольда Цвейга.

Кращі твори світової літератури (загальна кількість – 120 000 назв) були приречені на знищення. 10 травня 1933 року за наказом міністра пропаганди Геббельса в Берліні прилюдно спалено книги, зміст яких лякав фашистів. І того ж дня аутодафе відбулись у Бонні, Франкфурті-на-Майні, Геттінгені, Гамбурзі, Кельні, Мюнхені, Нюрнберзі, Вюрцбурзі та ще в багатьох університетських містах Німеччини. Там, “де спалюють книги, там і людей потім у вогонь кидають” (Генріх Гейне). Вогнища із книг стали прологом фізичного знищення чесних митців.

Знову ствердилася одвічна істина: завжди були і будуть ті, хто служить людям, як були й будуть ті, хто прислуговує мучителям людей.

Мистецька палітра літератури, створеної між двома світовими війнами, напрочуд різноманітна. Нових шляхів художнього осмислення буття шукали і реалісти, й авангардисти.

Серйозні зрушення відбуваються у мистецтві реалізму. В творчості багатьох письменників спостерігається перехід від зображення конкретного життя до більш абстрактних замальовок і узагальнень. Твори часто набувають філософсько-алегоричного характеру, їх смисл розкривається через паралелі з міфами, кла-сичними літературними сюжетами, історичними подіями. Давнина наближується до новітніх часів, щоб виявити істотніше, найсуттєвіше у сучасності Цей прийом стає провідним, наприклад, у творчості Ліона Фейхтвангера, який стверджував: “Я ніколи не збирався зображувати історію лише заради історії”. Багато драм Бертольта Брехта є талановитими переробками вже відомих літературних сюжетів.

Найхарактернішим для письменників був потяг до осмислення своєї епохи. “Процес цей,- писав Томас Манн,- руйнує кордони між наукою і мистецтвом, наповнює живою, пульсуючою кров’ю абстрактну думку, одухотворяє пластичний образ і створює той тип книги, що може бути визначений як інтелектуальний роман”.

Один із найдовершеніших романів такого типу – “Чарівна гора” Томаса Манна (1924). І хоча сюжетні рамки роману обмежені подіями із санаторного життя Ганса Касторпа (закоханість у заміжню жінку, дискусії та бесіди з друзями), за цим суто побутовим планом відчувається інший, глибший – сучасна дійсність у її кризовому стані. Томас Манн стверджував: “Будь-яка деталь позбавлена інтересу, якщо крізь неї не просвічує ідея. Мистецтво – то життя у світлі думки”.

Митець прагнув створити роман “європейського масштабу”. І саме таким сприймали цей роман сучасники Манна. Наприклад, Сінклер Льюїс “Чарівну гору” вважав “квінтесенцією духовного життя всієї Європи”.

Томас Манн оперував засобами реалістичного роману, але наповнював зображуване символікою, що давала змогу в окремому бачити загальне, у конкретному – всеосяжне.

Згодом саме таким шляхом підуть Анна Зегерс у “Прогулянці мертвих дівчат” і Бертольт Брехт у багатьох драмах. Цікаво, що Бертольт Брехт не визнавав ніяких рамок для реалізму: “Не можна взяти форму будь-якого реаліста (чи обмеженого кола реалістів) і проголосити її єдино можливою реалістичною формою. Це нереалістично”.

Одночасно з реалістичною літературою інтенсивно розвивається література авангарду. Авангардизм виникає в літературі на початку XX століття. Його перший період (так званий історичний авангардизм) припадає на час між двома світовими війнами. Існує багато авангардистських течій, шкіл, напрямів; розвивається експресіонізм, з’являються футуризм, сюрреалізм. І хоча кожний із напрямів мав лише йому притаманні особливості художнього бачення і перетворення буття (акцентована емоційність експресіонізму, підкреслений антиестетизм футуризму, підсилення підсвідомого у сюрреалізмі), були в них і спільні риси – відмова від усталених форм побудови художнього твору, тяжіння до умовного за своєю суттю мистецтва.

На початку століття з мистецтвом авангарду зв’язали свої творчі долі Луї Арагон, Йоганнес Роберт Бехер, Вітезслав Незвал та інші.

Авангардизм – етап у розвитку всього новітнього мистецтва. Таким етапом був і модернізм. Щодо форми між авангардизмом і модернізмом багато спільного, але вони суттєво відрізняються у принципах осмислення і художнього перетворення буття.

Авангардизм передбачає активну соціальну позицію митця, модернізм – універсальне зображення буття і виявлення його філософської суті. Модернізм як явище в літературі виник у 20-х роках. Його філософськими витоками були ідеї Фрідріха Ніцше, Анрі Бергсона, Зігмунда Фрейда, а найбільш знаними його представниками в літературі стали Джеймс Джойс, Франц Кафка, Томас Стернз Еліот. Вони у незвичних формах зображували трагедію людини, яка не сприймає навколишній світ.

Всесвіт у їхніх творах виявився розірваним на безліч маленьких світів, а людська спільнота перетворилася на взаємоізольовані окремішності. У такому світі холодно і незатишно душі людській. Чи не тому в творах Джеймса Джойса і Франца Кафки внутрішній світ людини не завжди вибудовується раціонально, не завжди підкоряється логіці, що не може ірраціональний, алогічний світ породжувати гармонію?

Чи не найбільшого значення для подальшого розвитку літератури XX століття мала “школа потоку свідомості”, яку дехто ототожнює із художньою революцією. В арсеналі цієї школи – і внутрішній монолог, роль якого універсальна в романах Джеймса Джойса, і “потік свідомості” з його цілком довільним рядом асоціацій, позбавлених будь-якої логіки, і асоціативний монтаж, і поєднання подій, які в реальному житті відбуваються в різних часових вимірах, та інші засоби.

Творчість Джеймса Джойса (1882-1941), оригінальність його пошуків мали значний вплив на митців XX століття, у тому числі і на реалістів, зокрема на художню манеру Уїльяма Фолкнера та Ернеста Хемінгуея.

У період між двома світовими війнами активно розвиваються і проза, і драма, і поезія. Художня література створює портрет своєї доби у всій її повноті та неоднозначності. І якщо в прозі починає панувати “інтелектуальний роман”, то і драматурги шукають шляхи інтелектуалізації драми. “Епічний театр” Брехта – значна подія у мистецькому житті XX століття, бо театр став не лише школою моральності, а й школою інтелекту. Лірика дедалі більше тяжіє до філософського осмислення буття, до незвичних форм втілення поетичної думки, до оригінальних шляхів виявлення поетового “я” в ліричних творах.

Анна Зегерс

Своим творчеством Анна Зегерс содействовала формированию того сознания истории и современности, которое — проявляясь в повседневных ситуациях, нравственном выборе и жизненных позициях людей — позволяло увидеть исторические созидательные силы народа, понять причины побед и поражений.

Так, рассказы из сборника «Сила слабых» (1965) повествуют не о великих исторических событиях, а о поступках простых людей в таких ситуациях, которые требуют от человека мужества и готовности к самоутверждению. Это «люди, которые молча делают нечто важное» и о которых должна остаться память. «Если я не напишу о них, то ровным счетом никто ничего не узнает» 100, — говорила А. Зегерс. Последние четыре сборника «Настоящий синий цвет» (1967), «Через океан. История одной любви», «Странные встречи» (1973) и «Каменный век», «И снова встреча» также посвящены теме взаимосвязей между делами человека и смыслом его жизни, между общественными условиями и личной решимостью каждого.

В 1968 году Анна Зегерс опубликовала роман «Доверие». Если в романе «Решение» поступки героев и их убеждения определяются прежде всего конфронтацией капитализма и социализма, то в этом романе на первый план выступают человеческие взаимоотношения в развивающемся обществе, уже свободном от антагонистических классовых противоречий. Разумеется, конфликты не становятся от этого менее острыми, тем более что писательница последовательно помещает своих героев в гущу классовых битв, происходящих на международной арене; но эти конфликты уже свидетельствуют о способности человеческой личности к самораскрытию и о растущем чувстве ответственности за других.

В романе «Доверие» его героям пришлось пережить первую проверку правильности избранного пути и удостовериться в том, не останется ли закрытым впредь этот путь к сердцам людей. В отпоре противникам социализма, данном 17 июня 1953 года, в преодолении периода неуверенности после смерти Сталина решающую роль играет крепнущее сознание того, что жизнь надо строить, целиком полагаясь на свои силы.

О богатстве средств в отображении проблем современной эпохи свидетельствуют произведения Анны Зегерс позднего периода, и прежде всего повесть «Через океан. История одной любви» (1971), как бы продолжившая мотивы романа «Транзит» и отличающаяся высочайшей художественной силой реалистического письма.

В повестях «Каменный век» и «И снова встреча» (обе опубликованы в 1977 г.) Анна Зегерс вновь страстно ищет ответа на вопрос о человеческом счастье. Сталкивая противоположные жизненные позиции, она отстаивает мысль о том, что человек сам несет ответственность за свое счастье…

Анна Зегерс

Другие сочинения по теме:

Образ главного героя в романе Зегерс «Седьмой крест» Образ Георга-первый у Зегерс образ коммуниста, данный развернуто, в комплексе поступков и внутреннего развития. В воспоминаниях его друга, Франца Марнета.

Роман Анны Зегерс «Доверие» Широкий общественный интерес к этим книгам не находил, однако, отражения в средствах массовой информации — если не спросмотреть обсуждения в.

Краткое изложение сюжета романа Зегерс «Седьмой крест» В романе Зегерс, посвященном современности, это сопоставление помогает выявить преходящий характер фашистского владычества в Германии, в нем заключено обобщение, прямо.

С. Есенин «Анна Снегина»; Поэма «Анна С. Есенин «Анна Снегина» Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров.

Общечеловеческое значение романа Л. Толстого «Анна Каренина» Цель: углубить, подытожить и обобщить знания учеников о произведении, его идейно-художественных особенностях; развивать навыки выделения главного, обобщение, высказывание собственного обоснованного.

Идейное содержание романа «Анна Каренина» В 1873 г. Толстой начинает писать новый роман — «Анна Каренина». «Анна Каренина» писался в 70-е годы (1873-1877). Перед Толстым.

Основные идейные линии романа «Анна Каренина» Лев Николаевич Толстой — непревзойденный мастер прозы, причем прозы большой и глубоко психологической, проблемы любви и обязанности в его произведениях.

История написания романа «Анна Каренина» Как и во всех других случаях, Толстому долго не давалось начало его романа. Одиннадцать раз начинал он «Анну Каренину», отбрасывая.

ТРАГИЗМ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА» «Анна Каренина» — одна из трех замечательных вершин в творчестве Льва Толстого. Роман этот является естественным переходом от «Войны и.

Жизненный путь Анны и Левина в романе «Анна Каренина» Создавая новый роман, Толстой уже знал, что семейное счастье не спасает от мучительных размышлений над философскими, социальными и нравственными вопросами.

Роман Л. Толстого «Анна Каренина» как художественное воплощение «мысли семейной». Композиция произведения и система образов Цель: помочь ученикам постигнуть идейно-художественное содержание произведения, его композицию и систему образов; развивать навыки определения ключевых эпизодов, их комментирование, высказывание.

Прошу называть меня поэтом. Анна Ахматова С именем Ахматовой связано шесть десятилетий русской поэзии. Она вошла в литературную жизнь в 1910-е годы, когда поэтический процесс отличался.

Образ одного из героев романа «Анна Каренина» Константин Левин Один из героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это.

Характеристика образа Левина в романе «Анна Каренина» На умонастроение главного героя романа оказывает большое влияние его старший брат Николай, человек острого ума, тяжело больной, мучительно умирающий. Брат.

Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»; Роман Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие.

Восприятие нового облика России в поэме «Анна Онегина» В «Анне Снегиной» совершенно иная картина: среда, в которой находится поэт, — эта близкая ему, духовно здоровая среда, и он.

Краткое содержание романа А. Зегерс «Седьмой крест» Глава первая Действие происходит в Германии в нескольких деревнях вокруг Концентрационного лагеря Вестгофен. Повествование ведет один из заключенных, но непонятно.

Сочинение: О поэме Есенина «Анна Снегина» Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но.

Художній паралелізм композиції як основний художній принцип втілення проблематики роману Л. Толстого «Анна Кареніна» Мета: допомогти учням усвідомити проблематику твору та її художнє втілення; розвивати навички виокремлення головного в постановці й розв’язанні автором проблем;.

Анна Сергеевна главная героиня произведения Чехова «Дама с собачкой» Героиня «Дамы с собачкой» Анна Сергеевна фон Дидериц (эта жесткая немецкая фамилия так же не подходит женщине, как чужд ей.

Читайте также:  Генри: сочинение

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

×

×

Фантастика
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.