Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение
Само название комедии говорит за себя. Горе от ума, заключающее в человеке, обладающим умом в отличие от других. Хотя автор не показывает, кто именно глуп.
Сама пьеса построена на олицетворении узких рамок классицизма. Перед нами предстает ярко выраженный конфликт противостояний разных типов ума. В произведении произвольно напрашивается вопрос, интересующих многих читателей, что из себя представляет ум? Каков его эталон? Какой именно герой умен, в отличие от других? В пьесе каждый герой пытается логически рассуждать, что представляет ум для человека. Эталона ума нет в пьесе автора, а значит и нет самых умных, то есть победителей.
Автор выставил на передний план двух героев: Чацкого и Фамусова. В пьесе мы наблюдаем столкновение умов двух героев: Чацкого с фамусовским обществом.
Первый герой – положительный, отличающий от других тем, что он человечнее, чувствительнее, чем другие герои. Нельзя сказать, что он умнее всех. Он прежде всего великодушен и благороден. Для Чацкого на первом месте стоят ум и чувство, в этом и состоит его горе от ума, которое призвано в свете чувством. Чацкий непонятен фамусовскому обществу только потому, что он не желает что-то менять и даже осуждать. Каждый человек имеет право на собственное мнение, на свою жизненную позицию, как рассуждает наш положительный герой. Он – человек слова, чести, доблести, веры, правды. Фамусовское общество наступает на него, что молодой человек не может смириться жить в таком обществе и принимает решение уехать за границу.
Фамусов – отрицательный герой в пьесе. Его характерные черты – лживый, глупый, невежественный, впрочем, как и всё фамусовское общество. У них отсутствуют желания преодоления своих недостатков. Одним словом, эти люди – подхалимы и глупцы.
Что же входит в смысл самой пьесы? Что хотел сказать автор?
Смысл название пьесы говорит о том, что положительный герой страдает от того, что не хочет быть похожим на общество, в котором он обитает. Он борется за правду, честь, верность, свободу, любовь и дружбу. Комедия обращена не к Фамусовым, а именно к Чацкому, который смешной и одинокий. Назвал его «умным», таким образом осмеял понимание, что значит в человеке ум.
Комедия сама по себе нетрадиционна для того времени. Писатель показывает социальную среду, проблемы, затрагивающие общества того времени. В тоже время, писатель высмеивает фамусовское глупое и смешное общество, в котором он жил. В этом и заключается основной смысл комедийной пьесы.
Вариант 2
Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.
Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.
Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.
Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.
Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.
Как ни удивительно, но Чацкий является не просто умным человеком, но и во много патриотом, который старается ради своей страны. Тем не менее, практичные фамусовы не будут слушать подобных эфемерных рассуждений наподобие «а судьи кто.. » они будут слушать зов собственной выгоды и комфорта.
Смысл названия
Грибоедов Александр Сергеевич, это талантливый музыкант и писатель русской литературы. Воспитывался матерью, так как отец был занят работой, и не имел ни какого образования. С ранних лет, ему прививали любовь к иностранным языкам и игре на фортепиано. С 13 лет, молодой юноша, уже вплотную занимается литературой, и пытается делать свои наброски в творчестве. Известная работа «Горе от ума», была написана на Кавказе, в начале воинской службы.
Само произведение, несёт в себе смысл своего названия. Главным героем работы автора, является Чацкий. Это человек, с прекрасным раскладом ума, но это черта, и отвергает его от всего общества. В действиях пьесы, можно понять что он, остроумен, но глуп. Даже когда речь шла о великой карьере в службе, он поп росту «проворонил» этот шанс. Герой Фамусов, всячески вразумить Чацкого, но это бесполезно. Вспоминая бывалое правление, с хорошей стороны, они долго беседуют, у них одинаковые мысли, но на службу Чацкий так и не вернулся. Чацкий, выдвигает мысль о том, что именно крепостное право, является причиной страданий человечества. И таковые мысли, заставляют Фамусова просто молчать, и даже не спорить с остроумным человеком, который так ни чего и не добился в жизни.
В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.
Практически на всём этом, и становилась идея написания этой работы. В конкретных случаях, можно понять, что только из – за споров умного человека с глупым просто людом, и произошло название этой работы. Под «горем» Грибоедов, несёт мысли действия Чацкого. Образование, мышление и пылкость этого персонажа, сводит к его неудачам и потерям. Даже в личной жизни, он терпит неудачу. Под словом «Ум» в данной прозе, Александр Сергеевич, подразумевал честность, смелые чувства человека, уверенность Чацкого. Эта работа, получила огромную популярность после смерти автора, так как при жизни, многие детали запрещала цензура. Пьеса, которую сыграли на то время, стала шедевром мировой культуры.
Сочинение 4
Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» – Александр Андреевич Чадский. Герой является представителем передовых идей, в его обрезе отражены черты декабристских настроений. Чадский умен и просвещен, он стремится к саморазвитию. Герой – патриот своей страны, он выступает против крепостного права и чинопочитания. Также Чадский осуждает любовь светского общества к всему иностранному, он является приверженцем русских традиций и культуры.
Вернувшись на родину из-за границы Чадский пытается поделиться своими мыслями и идеями с представителями «века минувшего» – фамусовским обществом. Однако в кругу знакомых и близких друзей мировоззрение героя встретили сначала снисходительно и иронично, а затем и вовсе назвали бунтарским. Чадского сочли сумасшедшим только от того, что его мысли были признанны вольнодумными, так как противоречили взглядам тогдашнего светского общества.
Чадского постигает «горе от его же ума». Он оказывается одинок в своих суждениях, но это не заставляет его отказаться от них. Герой до конца комедии остается верен своим убеждениям, он с пылом и страстностью отстаивал свою правоту, хотя его монологи враждебно принимаются со стороны окружающих. Но цельность натуры героя не искала признания общества, осознавая свою правоту, он отстаивал ее. Чадский стремился донести до людей необходимость перемен в социальном укладе при помощи реформ.
Горе Чадского от ума заключается в том, что его идеи и мысли не нашли сторонников. Можно сказать, что герой был способен думать более прогрессивно, чем социальное общество, в которое он попал. Герой пытается самостоятельно изменить мировоззрение людей, однако они не хотят меняться, мнение большинства побеждают правильные взгляды и идеи одного человека. В конце комедии, поддавшись воле чувств, Чадский покидает фамусовское общество.
На месте Чадского может оказаться совершенно любой человек, если попадет в общество с противоположными ему ценностями и нормами жизни. В таком случаем человек может пострадать от собственного ума, если его мировоззрение покажется слишком неприемлемым для социального уклада.
Смысл названия комедии Горе от ума
Несколько интересных сочинений
В сказке «Снежная королева» олицетворением добра и света является главная героиня – девочка Герда
Все произведение Гоголя построено на взаимоотношении главного героя, которым является Хлестаков, и чиновниками городка, в котором и происходят события «Ревизора».
Это лето было просто замечательным. Почти все время я провел на даче у своей бабушки. У нее во дворе живет немецкая овчарка по кличке Барс. Даже не смотря на то, что собака сторожевая, по отношению ко мне она оказалась очень доброй.
Многие русские писатели в своих произведениях упоминают исторических личностей. В своем произведении Толстой описал Наполеона Бонапарта. Полководец имел неприметную внешность и был полным.
Однажды увидел я… чудо. Чудеса разные бывают. Один раз я точно видел, как мой робот сам двигался! Я уже ложился спать, а тут заметил, как робот шевельнулся. Я совсем не испугался.
Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова сочинение 9 класс
Наименование произведения Горе от ума гениального автора А. С. Грибоедова еще до прочтения, указывает на многозначительность темы сочинения. Уже в самом заглавии комедии озвучена основная проблема – проблема интеллекта. Грибоедов формирует для читателя головоломку, могут ли умственные способности сделать человека несчастным. При этом понятие ум раскрывается в более широком смысле, рассматриваются не просто интеллектуальные способности, а концепция жизни в целом.
Автор выносит на рассмотрение общечеловеческие проблемы, которые актуальны и в наше время. Основной идеей пьесы является конфликт между извечными соперниками дураком и умным, в аналогии с русскими пословицами, в которых глупец одерживает победу. Писатель распределил героев произведения на два диаметрально противоположных течения. Дворянское двуличное, примитивное, лживое общество в лице Молчалина, Фамусова и прочих подобных представителей и справедливый, образованный, честный свет в лице Чацкого.
Являясь носителем ума колкого, решительного, бескорыстного, любознательного, прямолинейного герой Чацкого противостоит морали застоявшегося дворянского сословия. Необразованные, глупые представители фамусовского общества живут в своем однообразии, не зная понятий чести и благородства, и их это устраивает.
Высокий интеллект и просвещенность Чацкого, задевают многих персонажей комедии, а вот Чацкий – сумасшедший обществу не страшен. Спросмотреть его здравомыслящим человеком, означало бы признать его убеждения и идеи разумными. Не желая ничего менять в своем образе жизни и мышлении, обществу удобнее видеть в нем безумца, ведь тогда все столь правдивые слова его – только лишь результат помутившегося рассудка.
Многие фамусовские герои считают себя далеко не глупыми, принимая обман и притворство за подлинный ум. Они имеют свою философию, но только идеалы их материальны, мысли мелки, а ум меркантилен. В таком обществе человек не важен, важен чин, титул, либо уменье услужить.
В данном произведении действительно умный Чацкий испытывает лишь разочарование и горечь страданий, а общество стремится, как можно быстрее избавиться от него. Решительный, грамотный, но одинокий Чацкий пострадал по причине своего благородного стремления изменить людей, сделать их честнее, умнее, бескорыстнее. Однако общество его не поняло, не признало и сочло опасным. Разочаровавшись не только в окружающих людях, но в любимой женщине, Чацкий глубоко несчастлив. В борьбе за правду важную роль играют поддержка и уважение, которых герой так и не добился.
Вариант 2
Горе, действительно, от ума часто бывает, а уж в этом произведении – точно. Дело в том, что Чацкий слишком уж умный, слишком всё понимает, а от этого вносит смуту в жизнь людей, которые, конечно, резко не смогут поумнеть.
А ведь все живы-здоровы, никто не голодает. Я к тому, что если бы Софья, любимая Чацким, заболела сильно, то вот это была бы проблема. Или Фамусова бы хватил удар, или они бы разорились, или война началась… Вот это проблемы – внешние! А тут человек сам себе всё надумывает, создаёт трудности. Их можно исправить, поменяв свой взгляд на всё. Вот войну так просто не «сотрёшь», если уж она объективно существует.
Хорошо, что Чацкий не болен, есть у него силы возмущаться, смеяться над другими. А если бы он лежал в горячке, то, наверное, ему бы было до своих проблем. Он бы радовался, если б Софья принесла ему воды. И он бы не спрашивал, Молчалин ли ей помогал или кто ещё. Других исправить – задача слишком сложная. (Можно договариваться, конечно.) Важно исправлять себя – менять, чтобы можно было воспринимать человека рядом, несмотря на недостатки, но это если он тебе нужен. Если не нужен, то от него просто нужно держаться подальше. Вот на это лучше использовать свой ум, а не на осуждение других…
Чацкий себе нарисовал изначально идеальный портрет Софьи. Они долго были в разлуке, как говорится… Чацкий путешествовал! И теперь вдруг он поразился тому, что она оказывается не такой уж и замечательной девушкой. Особенно его удивляет и обижает, что его избранница отдаёт предпочтение Молчалину. Ведь умом Чацкий знает, кого Софья «должна» любить – умного, благородного… В общем, его самого! Но сердцу, говорят, не прикажешь. И вообще, это Софьи дело.
Ум Чацкого выискивает всю неискренность, подлость московского общества. Он понимает, что так жить просто нельзя, что это всё гадко. И сердце его от этих мыслей разрывается. Думаю, что у него и спазмы всякие в теле – от возмущения. Но так можно было бы возмущаться тому, что тигр есть зебру. Это ужасно, но это закон природы. Ты можешь возмущаться и страдать, но мало что изменится.
Чацкому нужно было б ум направить не на «обличение», а на что-то хорошее, а то от его критики плохо всем: и окружающим (даже тем, кого он любит), и ему самому.
Сочинение Смысл названия произведения Горе от ума
Можно подумать, что название это – поговорка, но сейчас, если она и есть в словарях, то это название комедии, которое уже все подхватили. Просто Грибоедов выбрал очень емкую, точную фразу, которая ещё и прекрасно отражает смысл всего произведения.
Я понимаю название так, что главный герой несчастен из-за своего ума. Так и получается: в московское общество возвращается умный Чацкий, видит все недостатки людей, их отношений, поэтому чувствует себя несчастным, оказывается отвергнутым и уезжает. Андрей когда-то сам был частью этого общества, но он был слишком молод, чтобы понимать что-то. После путешествия по разным странам, знакомств с разными людьми, обучения, чтения книг он, конечно, поумнел. (Да и просто повзрослел!) А его «родное» общество осталось, как и было. Может быть, ещё и хуже стало. Молодые живут, как советую старики. Процветают глупость, сплетни, тщеславие, погоня за выгодой и деньгами. Молодые, может, и не так уж глупы, но они просто даже никогда не видели своего мира со стороны, как его увидел Чацкий.
Андрею больно от того, что он не может не замечать недостатков родных людей. Над чьей-то ограниченностью он ещё смеётся, но видеть, например, что его любимая Софья предпочитает «подхалима» Молчалина, ему невыносимо. (Тем более что Молчалин её специально обманывает!) И замечать, как жена мучает его друга своей глупой заботой, мешая ему реализовываться, тоже неприятно.
А люди вокруг тоже понимают, что Чацкий чужой им. Сначала даже пытаются его «добрые люди» учить, давать советы, как угодить всем, «выслужиться»… Но, конечно, Андрей и слушать не хочет. Был бы он еще богат! Его, может, и послушали, как достойного жениха или коллегу, а у него и состояния нет… Вот поэтому, с «легкой» руки Софьи, его объявляют сумасшедшим.
Действительно, горько герою от того, что он такой умный. Но уверена, что Чацкий ни за что бы не отказался от своего ума, чтобы просто жить среди этих «токсичных» людей. Ему оставалось только бежать от них, чтобы не «ослепнуть». Хотя, конечно, у людей всегда есть недостатки. Главное для умного Чацкого – не искать плохое, а смотреть более позитивно, а то он так один и останется. И он ведь тоже не совершенство!
Вот так для меня раскрывается данное название. Но тут нужно, понятно, просмотреть произведение, а то можно подумать, что горе может быть и от того, что учишь литературу с математикой – развиваешь свой ум. (тут беда, если, наоборот, не выучил.)
Образец 4
Грибоедов написал огромное количество разных произведений. Произведение «Горе от ума» указывает на многозначительность названия и от него можно ожидать многого. Кроме этого из названия можно понять, что здесь разговор пойдет про интеллект. Автор с самого начала ставит перед читателем головоломку, которую можно разгадать по мере прочтения произведения. Также он заставляет каждого человека задуматься над тем может ли умственные способности принести человеку несчастье. А немного позже Грибоедов кардинально широко раскрывает понятие ум.
Еще здесь рассматриваются проблемы, которые популярны и актуальны и сегодня. Здесь имеются и умные люди и дураки, и между ними идет постоянный спор, и никто не может решить эту проблему. А ведь в мире существует огромное количество разных пословиц, а также и поговорок, в которых дурак становится лучше, чем умный человек и одерживает над ним победу. К дворянскому обществу относятся: Чацкий, Молчалин и Фамусов.
Здесь автор описывает сначала Чацкого, а потом и Фамусова. Чацкий никогда не пройдет мимо человека, которому плохо или кому требуется помощь. Кроме этого он никогда никому не навредит и не оскорбит. Если Фамусов всех и постоянно осуждает, то Чацкий никогда этого не сделает и никого никогда не осудит и не оскорбит. Также ему не хочется ничего менять в своей жизни и все оставил как есть. У каждого человека имеется свое личное мнение, которое он обязательно должен высказывать окружающим. А поскольку ему очень тяжело жить в таких условиях, да еще и с такими людьми, то единственным правильным вариантом является просто уехать подальше отсюда и навсегда забыть об этом.
Как только Чацкий увидел Софию, то сразу же в нее влюбился и теперь готов сделать все для того чтобы она ответила ему взаимностью. Вот только Софии нравится совсем другой человек и это она открыто заявляет Чацкому.
А вот Фамусов является полной противоположностью первого героя. Он любит только хамить или грубить, а по-другому он вообще и разговаривать не умеет. И даже если и есть у него недостатки, то исправлять Фамусов их не собирается.
Из всего этого можно сделать следующий вывод, что Чацкий добрый и совсем не хочет походить на то общество, которое его окружает. И для того чтобы все это исправить он готов на все. Хотя одного человека можно исправить, а вот целое общество невозможно исправить и ничего с этим поделать просто нельзя. И все это произведение направлено именно к этому герою. Он его высмеивает, а также показывает, как на самом деле он одинок в этом обществе. Именно его автор называет умным человеком.
Автор показывает, как живет сейчас общество, и какие проблемы решает, а ведь они не меняются. Кроме этого он показывает, что общество Фамусово совсем не то общество, к которому нужно примыкать и брать с них пример.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
Произведение носит автобиографический характер. В повести «Детство» автор рассказал о собственных детских годах. В детстве для писателя главным являлась его бабушка. В повести каждый герой играет особую роль.
Попрощавшись с супругой, царь отправляется в путь. Жена ожидает его, с грустью смотря в окошко. В ночи рождается будущая царевна. Вскоре приезжает царь. Супруга умирает.
Следует отметить, что на протяжении довольно долгого времени «Декамерон» был запрещен церковью. Неудивительно, ведь среди искрометных рассказов есть весьма провокационные. По сути, данное творение описывает эпоху
Великий русский художник И. А. Тихий написал картину “Аисты” в 1960 году. На переднем плане изображён зелёно-жёлтый луг с высокой и густой травой. С правой стороны полотна видно заросли камышей
История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
Сочинение: Смысл названия комедии Александра Грибоедова Горе от ума
Смысл названия комедии Александра Грибоедова Горе от ума
«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.
Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.
Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал — «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.
Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Я странен, а не странен кто ж? – Тот, кто на всех глупцов похож… А. С. Грибоедов
В грибоедовское время “ум” понимался широко – как интеллигентность, просвещенность. Понятия “ум”, “умник”, “умный” употреблялись в значении “вольнодумство”, “вольнодумец”, человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам “глупец”, “глупость”, то есть отсталый, консервативный, реакционный.
Первоначально Грибоедов назвал свою
Уже в первом действии комедии определена та политическая обстановка, при которой в обществе нет и не может быть места думающим: “Ведь нынче любят бессловесных”. В эпоху
Именно ум Чацкого – первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала “чудаком”, “странным человеком”, а потом безумцем. Главный герой понимает “предназначенье века” и, будучи гражданином, патриотом, не может “в постыдной праздности влачить свой век младой”.
Он борется с обществом обличающим словом. Чацкий бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы.
Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет “веком покорности и страха”. В монологе “А судьи кто. ” он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет “от матерей, отцов отторженных детей” и распродают их “поодиночке”. Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее “умному и доброму” народу.
Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство “веком минувшим”, он чужой, мало того – “карбонарий”. Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб.
Каждый из них по-своему умен.
Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах “ума”. Чацкий – носитель настоящего ума – светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев – житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания.
Для Чацкого высшая ценность – “ум, алчущий познаний”. Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают “ум”, как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы “и награжденья брать, и весело пожить”.
У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.
Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь;Будь плохонький, да если наберетсяДуш тысячки две родовых, – Тот и жених.
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь…Ведь надобно ж зависеть от других.
Репетилов убежден: “умный человек не может быть не плутом”. Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. “Зачем ума искать и ездить так далеко?” – спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов.
Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.
Все гости фамусовского дома с презрением относятся к наукам, просвещению. Недаром образованность и свободомыслие Чацкого принимается ими за сумасшествие. Источником всякого зла Фамусов считает просвещение:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
У него даже есть рецепт того, как избавиться от этой “чумы”: “Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь”. Ему вторит Хлестова, проклиная все очаги просвещения – “пансионы, школы, лицеи, Петербургский институт”. Скалозуб мечтает о том, чтобы в “лицеях и гимназиях” обучали “по-нашему: раз, два. ”
Необразованность, пренебрежение всяческими нравственными принципами, зависимость от мнений высшего света, общественная бесполезность – черты, которые объединяют в комедии всех членов фамусовского общества.
Создав образ Чацкого, Грибоедов показал, что ум – могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. Именно такой ум расценивался в фамусовском обществе как безумие, сумасшествие. Грибоедов рассказал о горе вольнодумца, противостоящего косному обществу крепостников.
Заглавие комедии указывает на неизбежность трагедии умного передового человека в обществе Фамусовых. Трагедия Чацкого – это трагедия лучших людей эпохи.
Тема любви в лирике А. С. Пушкина И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. А. С. Пушкин Проникнуть в пушкинский поэтический мир нелегко, несмотря на то, что многие стихотворения знакомы.
“Мертвые души”, анализ произведения Гоголя Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему.
Урок літератури рідного краю в шкільному курсі “Українська література” За концепцією розвитку гуманітарної сфери України, яка є пріоритетною в цілісному процесі реалізаціїїї Української національної ідеї і державотворення, найвищою цінністю проголошується людина. Тому в “Дежавному стандарті” змістом базової і повної.
Вопросы и ответы к балладе В. А. Жуковского “Светлана” Подготовьте краткий пересказ баллады, определив завязку, кульминацию, развязку. На святках, “в крещенский вечерок”, как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные гадания, которые перечисляет в начале баллады.
Образ Вронского в романе “Анна Каренина” Как и сам автор романа – Л. Н. Толстой, так и сюжет его и каждый из главных героев сложны, психологически нестабильны и с течением времени изменяемы. Толстой, несмотря на свой.
Пушкинская “мысль “Ревизора”” 25 сентября 2004 года в новгородском театре состоялась премьера гоголевского “Ревизора” . В афише спектакля значился подзаголовок: “История, рассказанная Пушкиным Гоголю” . Для “подтверждения” этой “истории” в начале действия на.
Античное стихосложение Под Античной в литературоведении понимается система стихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н. э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н.
География школьных обедов Школьные обеды, которые предлагают детям в разных странах мира. Самые разнообразные блюда и самые неожиданные наборы продуктов – от скудных до обильных, от вполне здоровых и сбалансированных до откровенно вредных.
“В ресторане”, сочинение по произведению Блока Несмотря на лаконичность стихотворения, как по его объему, так и по смысловой нагрузке, оно является одним из сложнейших произведений А. Блока. В 1910 году литературный мир обогатился еще одним шедевром.
Парк кованых фигур в Донецке В Донецке есть немало достопримечательностей, едва ли не главной из них является парк кованых фигур, открытый в 2001 году, а в настоящее время уже принятый в “Кольцо городов-кузнецов”. Шахтерскую столицу.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Дикий помещик. Краткое изложение текста Сверка не произведена, источник электронной публикации: OCR &;;; spellcheck by HarryFan, 16 February 2001. Скан с книги: “М. Е. Салтыков-Щедрин. Помпадуры и помпадурши”. М., “Правда”, 1985. – – – –.
Об истории создания романа “Война и мир” Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” писался нелегко и требовал от создателя огромных усилий. Как отметил в 1869 году в черновиках Л. Н. Толстой, “мучительное и радостное упорство и.
“Корсар” анализ поэмы Байрона, сочинение Анализ поэмы Байрона “Корсар” “Корсар” – одна из известных “Восточных поэм” лорда Джорджа Байрона. Зимой 1813 года поэт-романтик Джордж Гордон Байрон начинает свою обширную работу над созданием шедевра английской поэзии.
Мое восприятие поэзии А. С. Пушкина С раннего детства мы вслушивались в чарующие звуки поэм и сказок великого русского поэта. Это подготавливает, считаю, к восприятию поэзии А. С. Пушкина, которая предназначена не детям, а взрослым. Из.
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Мальчик с коньками” Для урока внеклассного чтения рассказ Юрия Яковлева “Мальчик с коньками” выбран по следующим соображениям. Во-первых, небольшой по объему рассказ позволяет за один урок детально разобрать его содержание и учить приемам.
Характер и судьба И. И. Обломова Я старался показать в “Обломове”, как И отчего у нас люди превращаются прежде Времени в “кисель” – климат, среда… Дремотная жизнь и еще частные, Индивидуальные у каждого обстоятельства. И. А.
Роман “Чума”, анализ Роман-притча “Чума” был написан в годы Второй мировой войны, опубликован в 1947 году, получил Нобелевскую премию. Явная идея “Чумы” – это борьба европейского Движения Сопротивления против фашизма, отмечал автор. При.
Тест по теме “Обратные тригонометрические функции” для 10 класса Тест по теме “Обратные тригонометрические функции” Составлен Макаровой Татьяной Павловной, Учителем математики высшей категории ГБОУ средней общеобразовательной школы № 618 Г. Москвы На основе учебника Алгебра и начала анализа. 10.
Нет ли парадокса или неувязки в названии комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума” изобразил картину жизни барской Москвы, показал пороки людей, их взгляды, отношение к жизни. Комедия бьет не по какому-то одному пороку, а по.
Последовательные шаги, которые необходимо выполнить при выборе профессии Последовательные шаги, которые необходимо выполнить при выборе профессии: Определить профессиональное направление или несколько профессий, которые нравятся, к которым есть тяга, существуют принципиальные возможности успешного их освоения и трудоустройства. Искать больше.
Сейчас вы читаете: Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
«Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»»
«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.
Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал — «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.
Смысл названия комедии Горе от ума: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Смысл названия комедии Александра Грибоедова Горе от ума Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 22:42:14 17 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 14 Комментариев: 5 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно просмотреть |