ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». Сочинение для 9 класса.
Прежде чем писать сочинение на тему «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА», давайте систематизируем, в чем же заключаются традиции и новаторство Грибоедова.
Текст сочинения.
Знаменитая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно- крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С. Грибоедов. В комедии «Горе от ума» Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы своего времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении перед всем иностранным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов, столкновение «веса нынешнего» с «веком минувшим».
В соответствии с традициями классицизма. Грибоедов выдерживает три единства в комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее — сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого. Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличии от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.
Личная драма героя, страстность заставляют его с негодованием выступать против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привлекает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок», не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова.
По-новаторски показывая воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительным и отрицательный героем, а представлена в виде злободневного конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции не находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.
Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в финале пьесы. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова.
Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев автор переносит внимание читателя на социально- политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.
«Горе от ума” представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в изображении героев. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической драмы. В своей статье «Миллион терзаний” Гончаров пишет, что в “Горе от ума” дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки, но все же критик видит в произведении «…истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров». Так Грибоедову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров.
По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, А.С.Грибоедов удачно использует другие достижения сатирической литературы XVIII в. Он применяет для своих персонажей «говорящие» фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев.
Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии — это ее язык. А. С. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. «Половина (их) — должны войти в пословицу» — это пророчество Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.
По богатству своего содержания и художественности форм «Горе от ума» явилось комедией замечательной и исключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. Грибоедов дал образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога. Он вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность.
Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
просмотреть сочинение |
Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя.
Чем же так поразила современников эта комедия?
В ней четко прослеживаются традиции классицизма, но в то же время автор как бы подшучивает над этими строгими канонами, чувствуется легкая ирония. Комедия написана в стихах, что очень характерно для произведений классицизма (вспомним творчество М. В. Ломоносова), но уже здесь есть отличие в использовании стихотворного размера: комедия Грибоедова написана разностопным ямбом. Также выполнено главное правило классицизма – единство места, времени и действия. Действие комедии происходит в Москве, в доме Фамусова, а время действия – один день. Мы можем говорить и о единстве действия: сюжет комедии построен на основе одного конфликта, участниками которого являются Чацкий и фамусовское общество. Но есть основание говорить еще об одном конфликте: любовной драме Чацкого и разочаровании Софьи в Молчалине, но в этом уже заключается новаторство Грибоедова,” потому что обе эти личные драмы тесно вплетены в основной конфликт комедии.
А. С. Грибоедов в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина – он использует “говорящие” фамилии. Полковник Скалозуб; тихий, скромный, всем угождающий Молчалин; Тугоуховские, глухие к чужому горю; Репетилов, человек, который не живет, а лишь репетирует свою жизнь, -. вот несколько примеров таких героев.
Сюжет комедии также напоминает типичные классицистические произведения. Странствующий герой, возвращающийся в дом, где он рос; юношеская любовь, сохранившаяся после трех лет разлуки; служанка, которой Софья доверяет свои сердечные тайны; строгий отец Софьи, девушки на выданье, который обеспокоен поисками достойного жениха (“Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”), и, наконец, любовный треугольник, в котором на самом деле задействованы шесть человек: Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша, — все это довольно распространенные элементы сюжета для классического произведения.
С другой стороны, Грибоедов привносит много нового, создавая произведения смешанного стиля. Он вводит в комедию романтического героя, “исключительного человека в исключительных обстоятельствах” (это характерно для романтизма). Несомненно, Чацкий – глубокая и сильная натура, и изображен он в нетипичных обстоятельствах, ведь, приехав из-за границы, где он пробыл три года, явившись в дом Фамусова к любимой девушке, он попал, как “кур в ощип”. Он вслух размышляет о том, чем он недоволен в России, и этим навлекает на себя беду.
Вместе с тем в комедии прослеживаются реалистические тенденции. Проявляется это прежде всего в том, что “Горе от ума” – произведение, показывающее типичных героев в типичных ситуациях. Персонажи комедии – московское общество, в центре которого находится Фамусов. Вся эта разноликая толпа: Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова, Фамусов – типичные представители дворянского общества того времени. Пустые разговоры, сплетни, готовность услужить, откровенное стремление к наживе и быстрому продвижению по службе, неуважение к людям небогатым и незнатным – так можно вкратце описать это общество, которое не принимал Чацкий и в котором не может находиться. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – вот его ответ Фамусову на предложение пойти послужить.
Противостояние Чацкого, образованного, передового человека, и патриархального, не принимающего ничего нового московского общества — вот конфликт произведения, который лишь усугубляется любовной драмой. Горечь и досада оттого, что Софья выбрала другого, менее достойного для роли жениха – Молчалива, озлобляют Чацкого и настраивают против всего фамусовского общества. В своеобразии конфликта и заключается новаторство Грибоедова.
Чацкий открывает галерею “лишних” людей в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров. Все они стоят как бы вне общества, не могут найти применения своим силам, переживают любовную драму и противостоят не понимающему их обществу. В Чацком, конечно, все качества “лишних” людей выражены слабее, это и понятно, ведь Грибоедов первым поднял эту проблему, а его преемники развивали и дополняли образ “лишнего” человека согласно времени и эпохе.
Еще одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее ему расширить временные рамки произведения и указать характерные черты целой эпохи, затронуть даже правление Екатерины II, – это внесценические персонажи.
Наиболее примечательным из них является Максим Петрович, екатерининский вельможа, умевший всем угодить и сгладить любую ситуацию.
Удивительно гармоничное сочетание традиций классицизма и основ реализма позволило Грибоедову создать поистине настоящий шедевр литературы, заложить основы нового жанра. Традиции “Горя от ума” мы можем видеть и в “Евгении Онегине”, романе, который был назван Белинским “энциклопедией русской жизни”, хотя это определение, на мой взгляд, можно с полным правом отнести и к комедии Грибоедова.
8189 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
Сочинение: Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”
Автор: Грибоедов А.С.
Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. За долгие годы комедия не устарела. И для нас, сегодняшних зрителей, пьеса осталась живым источником чувств и размышлений.
Комедия Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Борьба декабристов с многочисленными и сильными противниками — дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, являясь ее непосредственным участником, Грибоедов и показал ее в своей комедии, причем показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Общественная позиция автора в литературном произведении всегда играет большую роль. В “Горе от ума” она проявляется ясно, четко — ив выборе темы, и в том, какие вопросы общественного и нравственного характера автор затрагивает в пьесе и как их решает, и в том, как он рисует характеры героев и оценивает их взгляды и поступки.
“Горе от ума” — произведение драматическое и, следовательно, в нем пег речи самого автора, но нетрудно понять общественную позицию драматурга. В главном герое комедии писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.
В небольшом по объему произведении, где изображен всего один день в ломе московского барина Фамусова, драматург затрагивает многие важнейшие вопросы современности: о крепостном праве, просвещении и вое питании, гражданском долге и службе, о национальной культуре. Острый политический характер комедии, злободневность в сочетании с блестящей художественной формой определили ее необыкновенный успех.
На первый взгляд может показаться, что главное в комедии, в ее сюжете – история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает в произведении большое место. Она вводит зрителя в мир сердечных переживаний и чувств героев, она придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии – общественная драма Чацкого. На это указывает и ее заглавие — “Горе от ума”. История несчастной любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета пьесы. В умелом слиянии их проявляется высокое драматургическое мастерство Грибоедова.
Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. Непосредственно перед этим мы впервые слышим о Чацком от Лизы. “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий!” — восклицает она и намекает на его увлечение Софьей. Софья с раздражением говорит о Чацком, уехавшем из Москвы три года назад “ума искать”, вспоминает, что “он славно пересмеять умеет всех”. И вот тут-то, когда о нем только что говорили, в комнату поспешно входит, почти вбегает Чацкий.
“Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног”, — звучат его первые слова. И неподдельная искренность,, любовь и радость от встречи слышны в его коротких, стремительных восклицаниях. Но ведь Софья любит не его, а Молчалина. А что же Чацкий? Он не верит в холодность Софьи; он, правда, немного смущен ее приемом, но счастлив, оживлен, го-‘ ворлив, спрашивает о старых знакомых, подсмеивается над ними. Это, видимо; раньше забавляло Софью, но сейчас не находит у нее отклика.
Но вот Чацкий среди прочих знакомых с едкой насмешкой упомянул о Молчалине и, не подозревая о том, вызвал бурю негодования в душе Софьи, раз и навсегда восстановил ее против себя. “Не человек, змея!” — говорит она в сторону. И как жестоко она расправится впоследствии с Чацким за насмешки над Молчалиным!
Все, что происходит в первых сценах с Чацким, получит в пьесе свое дальнейшее развитие: любовь к Софье приведет его к разочарованию, насмешливое отношение к барской Москве вырастет в конфликт с обществом.
Во II действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели ей мил кто-то из этих двоих? И кто же именно? Может ли быть ее избранником Скалозуб — олицетворение тупой военщины? А Молчалин, ” жалчайшее созданье”, — неужели он избран ею? Загадку эту Чацкий должен во что бы то ни стало решить. Одновременно завязывается глубокий общественный конфликт. Из спора Чацкого с Фамусовым становится ясно, что дело здесь не просто в недовольстве друг другом — сталкиваются два мировоззрения, два лагеря.
Итак, общественный конфликт определился и требует своего разрешения; любовь Чацкого к Софье столкнулась с горькой загадкой, на которую он должен найти ответ.
В III действии Софья дает Чацкому ясно понять, что его не любит, и признается в любви к Молчалину, а о Скалозубе говорит как о герое не ее романа. Кажется, все выяснилось — загадка решена. Но вот беда — Чацкий не верит Софье. Он понимает, что за “человек Молчалин, и, ослепленный любовью, не верит в чувство Софьи. Действительно, у Чацкого “ум с сердцем не в ладу”, Неверие это укрепляется в Чацком после его разговора с Молчалиным, в котором тот совершенно ясно высказывается как человек безнравственный и делец. Чацкий продолжает свои резкие выпады против него. Он все больше раздражает оскорбленную за Молчалина Софью, и именно она сначала случайно, а потом и намеренно, в отместку пускает слух о сумасшествии Чацкого, с молниеносной быстротой распространившийся в обществе.
Сплетня сама по себе заинтересовала людей, любящих посудачить, и попала на подготовленную почву. Чацкий к тому моменту успел вооружить против себя не только хозяев, но и многих из гостей. С большим мастерством раскрыты драматургом причины того, почему все фамусов-ское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем своего идейного врага, человека, протестующего против его морали. Так действие достигает сюжетной вершины, кульминации.
Развязка наступает в IV действии. Чацкий узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой. “Вот наконец решение загадки! — восклицает Чацкий. — Вот я пожертвован кому!” Но его ждет последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к нему окончательное прозрение и разочарование. С огромной внутренней болью и силой обличения он произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью. Оба конфликта приведены к концу, столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным. И ум и любовь принесли Чацкому одно горе. Он покидает Москву.
Порок не наказан и добродетель не торжествует в комедии (как того требовали правила классицизма), однако у нас остается впечатление моральной победы, одержанной Чацким.
В комедии нет ничего лишнего: ни одного лишнего лица, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены Грибоедовым с определенной целью. Композиция пьесы очень простая и четкая, но именно в этой простоте и заключено новаторство Грибоедова, его смелость драматурга.
Сочинение Традиции и новаторство в комедии Горе от ума Грибоедова
Комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова является необычным и новаторским произведением своего времени. Первоначально она задумывалась в рамках классицизма, но в результате работы над ней автор преодолевает эти рамки. В русской литературе эта комедия считается первой реалистичной пьесой. В ней Грибоедов освещает насущные вопросы общества того времени, социально-политические проблемы русской жизни.
Одним из главных новаторских прорывов стало изменение классического любовного конфликта в произведении. На первый план в комедии выходят разногласия людей и мнений, общественный конфликт, любовная линия переплетается с ним, но не является главной темой. Также данное произведение можно назвать сатирой на московское дворянство начала 19 века. Для детального изображения такого общества автор использовал множество внесценических персонажей, что тоже по праву можно спросмотреть одним из новаторских приемов. Это позволяло сделать все происходящее в рамках комедии более реальным и обобщенным, расширяя рамки повествования.
Большое внимание стоит обратить на характер действующих лиц. Он сильно отличает их от традиционных персонажей классицизма. Герои Грибоедова неоднозначны, многогранны, он отказывается от привычного очевидного деления на хороших и плохих, делая персонажей живыми и интересными. В пример можно привести Чацкого: главный герой умен, в нем находят воплощение самые передовые и новаторские идеи общества, но он также может быть груб или резок, что оскорбляет других людей. Автор создает не шаблонные образы в рамках своей комедии, а реалистичных героев, отходя от канонов создания персонажей в классицизме.
Произведение Грибоедова написал вольным ямбом. Данный стихотворный размер является нетипичным, но его использование также влечет за собой «оживление» действия. Диалогам персонажей придается динамичность, определенная интонация реального разговора.
Несмотря на большое количество новаторских приемов, некоторые черты классицизма в произведении Грибоедов также сохранил. Стоит обратить внимание на соблюдение трех единств: действие происходит на протяжении одного дня, связь действия с любовным конфликтом, наличие говорящих фамилий. Отметить можно и то, что, несмотря на отход от четкого деления персонажей на плохих и хороших, их стандартизированные и стереотипные образы от части сохраняются.
Сочетание всех этих новаторских черт с устоявшимися традициями делает произведение уникальным и особенно интересным для читателя. Оно проверено временем: множество афоризмов и цитат из диалогов персонажей бытует в русском языке по сей день, а это непременно значит, что комедия по-прежнему актуальна и достойна внимания публики.
Вариант 2
Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.
Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.
Также в произведении присутствует проблема конфликта поколений. Это проблема присутствовала, и всегда будет присутствовать в нашей жизни, и в жизни будущих поколений. Одно поколение просто не может ужиться на все сто с другим. Это априори невозможно, и будет это происходить так, как описано в произведении. Один человек из поколения прошлого, скорее всего не поймёт человека из поколения нового, ввиду их чрезвычайного отличия воспитания, среды взросления, и ещё огромного количества факторов влияющих на развитие личного мнения и прочих вещей. Поэтому Грибоедов и говорит о данной проблеме в своём произведении, дабы люди обратили на неё внимание и постарались её хоть как ни – будь исправить. Так или иначе Грибоедов описал общество того времени таким, какое оно было, даже не стараясь его идеализировать. Он отмёл все идеалы, дабы показать простому народу всё как есть, в этом от части и заключается его новаторство. В его искренности. Данное мнение является субъективным, из-за чего не претендует на истинную верность.
Традиции и новаторство комедии Грибоедова Горе от ума
Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.
Комедия Грибоедова – это насмешка над московским дворянством того времени. Несмотря на то что произведение больше тяготеет к реализму, оно содержит в себе многочисленные новаторские приемы, но при этом автору удалось успешно вписать некоторые классические каноны.
Обилие классических черт, использованных в пьесе, можно объяснить тем, что драма является достаточно консервативным родом литературы, и какие-либо радикальные изменения воспринимались бы читателем с трудом.
В пьесе мы наблюдаем классический прием, а именно: соблюдение трех единств. Грибоедов помещает все действие своей комедии в дом Фамусова, в течение одних суток разворачиваются все события пьесы, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.
Описывая своих персонажей, Грибоедов отдает предпочтение использованию приема – говорящих фамилий: Молчалин, Репетилов, Тугоуховские и др. Фамилия главного героя выбрана также не случайно, в ней угадывается намек на Чаадаева. Кроме всего прочего, большинство героев обрисовываются в стандартных ролях, но не у всех они выражены так четко: так Чацкий – не только неудавшийся жених, но и герой-резонер, Скалозуб – зажиточный жених, Лиза – не только служанка, но и резонер ( Лиза участвует в любовных делах своей барышни, но при этом в конце пьесы Лиза находится под угрозой ссылки в деревню), а Фамусов – неразумный отец.
Также в пьесе мы наблюдаем два любовных треугольника, это тоже дань классицизму. Первый треугольник – это Чацкий – Софья – Молчалин, а второй – это Молчалин – Лиза – Петруша.
Грибоедов создал произведение на века, оно никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, оно уже прошло испытание временем.
Автору блестяще удалось соединить традиционно классические методы и добавить свои новаторские приемы, именно поэтому «Горе от ума» – это исключительное произведение, не похожее на другие.
Также читают:
Картинка к сочинению Традиции и новаторство в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
На картине изображен погожий весенний день. Светит яркое, уже теплое солнце, оно повсюду разливается мягким золотистым светом, который отражается от снега и слегка слепит глаза. Это ранняя весна начинает хозяйничать.
Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.
Главный герой произведения – Иван Жилин. Жилин – боевой офицер, находящийся в месте разгара военных действий на Кавказе
В пьесе Вишневый сад Чехов описывает безысходность, с которой сталкиваются помещики, а в след за этим и вся Россия.
Личность каждого человека состоит из многих элементов, когда мы взрослеем, то начинаем яснее осознавать эту многогранность. В самом раннем детстве трудно понять власть многих эмоций.
«Традиции и новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума» для 9 класса (Школьные сочинения)
Жанр социальной комедии, «высокой комедии», существовал и развивался в русской литературе в рамках классического направления. Вершина этого жанра – комедия «Недоросль»..
Фонвизина, прославленного комедиографа 18 века. Комедия «Горе от ума» задумывалась Грибоедовым как произведение, продолжающее эту традицию. Однако в процессе работы над текстом планы автора изменялись, и законченную комедию никак нельзя назвать классической, метод её – странная и сложная смесь традиций классицизма с приёмами нового, в ту пору ещё не названного направления. Тем не менее опора автора на традиционную схему очевидна. Комедия делится на пять актов, это количество обязательно для всех драматургических произведений классицизма. Соблюдено и основное правило «правдоподобия», наличие трёх единств: места, времени и действия. Автор, однако, расширяет пределы этих понятий до критической точки.
Место одно – дом Фамусовых, но пространство раздвинуто: действие происходит на двух разных половинах этого дома, в двух разных пространствах.
Сценическое действие охватывает одни сутки, но единство времени отчасти нарушается большим количеством ретроспекций.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Благодаря им мы узнаём личную историю практически всех героев (путешествие Чацкого, его полуроман с Софьей, безродность Молчалина, участие Скалозуба в войне 1812 года, равно как Горича и Чацкого), мы видим противоречивую динамику характеров, образы героев обретают сложность и многосторонность (образ Горича, например). Классицизму же, с его чётким делением героев на положительных и отрицательных, не была нужна их личная история, не были нужны и ретроспекции в прошлое.
Понятие единства действия максимально расшатано, можно говорить об его отсутствии. В сюжете комедии получают развитие два конфликта – общественный и личный. Сами эти конфликты были традиционны для системы классицизма, но в пределах одного текста они не могли сосуществовать как равноценные. Тип конфликта служил жанрообразующими признаками. Писались или комедии положений с любовной интригой в основе, или комедии нравов, характеров, построенные на конфликте общественном. В «Горе от ума» же, план общественный и личный тесно переплетены, действие конфликтов разворачивается в одном обществе, в одном доме, однако участники их различны, имеют место две разные сюжетные линии: Чацкий – Софья – Молчалин (герои любовного треугольника); Чацкий – Фамусов, а затем и все фамусовское общество (участники общественного конфликта). Причём расстановка действующих сил конфликтов традиционна для драматургии классицизма: « добродетельный любовник» – «любовник-злодей» – главная героиня; герой-обличитель, воспитанный на идеалах просвещения, – косное консервативное общество, все представители которого наделены «говорящими» фамилиями (правило классицизма).
Сюжетные линии развиваются достаточно независимо друг от друга, Чацкий поочерёдно «конфликтует» то с Софьей, то с её отцом. Формально связывает два сюжета сцена бала, кульминация обоих конфликтов, так как именно Софья становится виновницей сплетни о сумасшествии Чацкого; сплетни, растущей, как снежный ком, благодаря стараниям почти всех действующих лиц (в том числе и безымянных – г-н Г., г-н Д).
Интересно, что и многие современники Грибоедова воспринимали эти сюжетные линии отдельно, находя нарочитым и ненужным их смешение в одном тексте. Так, Пушкин в письме к Бестужеву хвалил любовную интригу, но всю «общественную» линию считал искусственной; Гоголь же, напротив, восхищался сатирическими местами пьесы, считая любовную интригу бесполезной надстройкой. Их оценка лишь подтверждает то, насколько это смешение конфликтов было странным для читателя.
Решения конфликтов, их развязки, тоже разрушали все читательские представления.
Что касается любовного треугольника классицизма (любовник добродетельный – любовник-злодей – главная героиня), то за каждым из его героев было закреплено определённое амплуа. Героиня могла назвать избранником лишь любовника добродетельного, и читатель вправе предлагать их счастливое соединение (после ряда препятствий) и посрамление недостойного соперника.
Выбор Софьи совершенно не соответствует читательскому ожиданию, он полностью нарушает схему классицизма. Добродетельный герой изгоняется (исполняет амплуа любовника-злодея), избранником оказывается недостойный. Более того, треугольник осложняется введением нового персонажа – Молчалин предпочитает госпоже её субретку (также традиционный персонаж классицизма в несвойственном ему амплуа).
Треугольник сломан, взорван изнутри. Герои классицизма действуют по собственным законам, а не по законам соответствия роли и амплуа, образа и предполагаемого действия.
Авторский осознанный принцип – обман читательского ожидания; введение его, читателя, в более или менее традиционный мир образов, и совершенно неожиданное развитие сюжета, непредсказуемый финал.
Развитие общественного конфликта строится по тому же принципу. После длительного словесного противоборства (традиционного) герой неожиданно (для современников) оставляет поле брани, убегает; бегство главного положительного героя, фактически равное признание его поражения, – принципиально новый сюжетный ход, невозможный в системе классицизма. Формально выраженной развязки нет ни у общественного, ни у личного конфликта, она остаётся за пределами сценического действия, финал открыт – это ново для традиционной формы комедии, для драматургического произведения, школы классицизма вообще. Читателя оставляют перед открытой дверью, ошеломлённого и полного сомнений.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id59626
Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 16:03:00 23 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 7 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно просмотреть |