Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века.: сочинение

Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.

Скачать сочинение

19 век – век небывалого расцвета русской классической литературы. Писатели этой эпохи, богатой великими событиями, оставили огромное творческое наследие. По словам Белинского, “Горе от ума” А. С. Грибоедова и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина положили основание последующей литературе.

Описывая Россию того времени, ее различные слои населения, конечно же, как Грибоедов, так и Пушкин уделили немалую долю внимания роли дворянства в российском обществе. После Отечественной войны 1812 года вопрос об отмене крепостного права в России стоял очень остро. Эта проблема нашла свое отражение в сатирическом изображении помещиков-крепостников у писателей того времени. В “Горе от ума” московское барство – это общество закоснелых крепостников, куда не проникает свет науки, где все панически боятся новизны, а “к свободной жизни их вражда непримирима”. Не зря Пушкин взял для эпиграфа к седьмой главе “Евгения Онегина” именно грибоедовские строки. Этим он хотел подчеркнуть, что с тех пор московское дворянство ничуть не изменилось:

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…

Пушкин и Грибоедов в своих произведениях показали, что в то время в России было неважно, каково качество образования, в моде было все иностранное, люди же из “высшего общества” чуждались национальной культуры (“нам без немцев нет спасенья”, “мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…”).

И в “Горе от ума”, и в “Евгении Онегине”, и в “Войне и мире” подчеркнута безликость, статичность “сильных мира сего”. У них нет никакой индивидуальности, все фальшиво, а общественное мнение – это для них самой главное. Все стремятся к какой-то общепринятой мерке, боятся заявить о своих чувствах, мыслях. А скрывать истинное лицо под маской уже прочно вошло в привычку. Грибоедов даже не дал имен княжнам Тухоухиным, пронумеровав их.

«Недоросль» – самая известная комедия XVII в., сделавшая своего автора Д. И. Фонвизина, бессмертным.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, – проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки – как часть некоего культа, которому поклоняются хозяева.

Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.

Простакова – персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. Это и глупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения, кроме своей собственной, и так далее до бесконечности. Литературные критики, анализируя «Недоросля», подмечали ту особенность, что положительные герои пьесы очень уж идеальны и все как будто на одно лицо. Зато, какая палитра отрицательных персонажей, какими яркими красками они набросаны, какие живые образы!

На протяжении всей комедии характер Простаковой раскрывается все с новых неприятных сторон. Согласно жанру комедии в Простаковой, как в отрицательном персонаже, собраны многочисленные пороки, не разбавленные ни единым достоинством. Она беспощадна и жестока со слугами, и в то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показать и себя, и своего сына с выгодной стороны. Даже манера ее речи меняется в зависимости от того, с кем она разговаривает. Эту особенность русского человека подмечал еще Гоголь в «Мертвых душах». Чиновник средне руки будет подобен маленькому тирану среди своих подчиненных и поведет себя подобострастно и льстиво перед вышестоящими. Так и Простакова, говоря со слугами, всячески унижает и поносит их (и «собачья дочь», и «бестия», и «скверная харя»), а когда она пытается расположить к себе Стародума, в ее голосе появляются даже светские нотки.

Другой персонаж «Недоросля» – господин Простаков, муж-подкаблучник, выполняющий беспрекословно любую волю жены, любое ее безумное желание. Причем он не просто подчиняется ей, более того – он видит жизнь ее глазами.

Еще один помещик – Скотинин. Фамилия – главная характеристика этого героя. Уже читая список действующих лиц, можно легко представить себе, что же за герой скрывается за столь красноречивым обозначением. У Скотинина действительно скотская сущность. Его главная и единственная страсть – свиньи. Не то что любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способ приобрести побольше свиней. Это лицемер, недалекий человек, поведением своим напоминающий своих любимцев. Правда, у Скотинина есть небольшой плюс – это его незлобивость и спокойствие. Но может ли это перевесить все его отрицательные качества? Конечно, нет.

Такого это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Пушкин «Евгений Онегин»

Поместное дворянство весьма широко представлено в романе: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

В провинциальном обществе есть и свои характерные типы: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», «уездный франтик Петушков», «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», «остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике». Если изображая столичное общество, Пушкин выводил в качестве героев реальных исторических лиц (Каверин, Вяземский), то в провинциальном обществе появляются литературные герои литературных произведений других авторов (Скотинины, Буянов).

Мир поместного дворянства далек от совершенства:

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

Разговор их не отличается ни умом, ни оригинальностью (‘о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне’).

Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо “старик, имея много дел, в иные книги не глядел”. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина. С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина — Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Гоголь «Мертвые души»

Совершенно иную картину жизни помещичьего дворянства мы видим в «мёртвых душах» Гоголя. Всех помещиков объединяет низкий культурный уровень, безличие и жестокость по отношению к крепостным «душам», вверенным им, и убогая, замкнутая на себе, жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, демонстрирую перед читателем яркую черту, развившуюся под действием паразитического образа жизни и мысли. Манилов – это беспочвенный мечтатель, Коробочка – тупой хозяйственник, Ноздрев – жизнелюбец и излучатель неуёмной и буйной энергии, Собакевич – цепкий, грубый искатель и преследователь своей выгоды, Плюшкин – бессмысленный стяжатель и накопитель. Герои Гоголя предстают перед читателем в определенной последовательности. Писатель показывает постепенную деградацию души, вызванную и бесцельностью существования поместного дворянства, и бесконтрольным владением «душами», богатством, землей. Процесс духовного распада типичных представителей помещичьих усадеб середины девятнадцатого века Гоголь показывает через «родство» людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы. «И я тоже Собакевич!» – заявляет «каждый предмет» в доме этого героя. Гоголь видит главную опасность для человека в пошлости, в омертвении души, в моральном одичании. Всё в жизни – и государственной, и частной – зависит от духовного состояния общества, от нравственных качеств людей, образующих это общество. «Гибнет земля наша… от нас самих», – сокрушается писатель. Вопрос о будущем России волновал и Пушкина, этот же вопрос стоит и в поэме «Мертвые души» Гоголя. «Русь, куда же несешься ты?» – обращается Гоголь к «птице – тройке» – русской душе, символу национального характера, которая сбилась с пути и трясётся по «бездорожью». Но писатель верит в великое будущее страны, в финале показывая преображенную «птицу – тройку», летящую без преград. В «Евгении Онегине» Пушкин дает полную картину жизни России двадцатых годов девятнадцатого столетия. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Поэма «Мёртвые души» – вершина творчества Гоголя. Сам Гоголь признавался, что поэма – это долг перед памятью Пушкина. «Мертвые души» – это исследование русской жизни второй четверти девятнадцатого века. В обоих произведениях прослеживается сходство типичных представителей поместного дворянства. Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он в обходительного, с приятными чертами лица Манилова? Как предсказал сам Пушкин:

Читайте также:  Чацкий 2: сочинение

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат…

Суетливая и хозяйственная Коробочка напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая «солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы…» Катил Ноздрева вполне можно представить в буяновском «картузе с козырьком». Очень похожи хозяйственный Плюшкин и «владелец нищих мужиков» Гвоздин.

И все же, на фоне безрадостной действительности, порожденной деятельностью человека, сама Родина для Гоголя – прекрасна, как «птица тройка». И поэтому для Гоголя с ее коробочками, ноздревыми, чичиковыми и плюшкиными остается хоть и несчастной, но ‘вдохновенной’ Богом страной.

22130 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.

Смотрите также по произведению “19 век”:

Дворянство в первой половине XIX века

В начале XIX века дворянство продолжало занимать господствующее положение в стране. При этом оно составляло небольшую часть общего количества населения. Наиболее состоятельные представители сословия занимали государственные посты. В это же время произошло формирование бюрократического аппарата. Освобождённые же от службы дворяне оставались на селе помещиками.

Деление дворянства

Несмотря на то, что в первой половине XIX столетия дворянство представляло единое сословие, оно разделялось:

  • по происхождению;
  • по размерам доходов.

По происхождению

В зависимости от источника происхождения дворянство разделялось:

  1. Титулованное. К нему относились графы, бароны,
  2. Древнее. Это были представители, предки которых получили такое звание более 100 лет назад.
  3. Данное государём.
  4. Полученное за заслуги на военной или гражданской службе.
  5. Иностранное. Имелись в виду дворяне, получившие это звание за границей и перешедшие на российскую службу.
  6. Личное дворянство.

По размерам доходов

В зависимости от доходов дворянство разделялось на разряды:

  1. Низший. К нему относились дворяне, которые имели до 20 человек крепостных.
  2. Средний. Количество крепостных душ составляло от 21 до 100 человек.
  3. Высший. Такие представители сословия имели более 100 человек крепостных, а уровень их доходов составлял 400-750 рублей.

Права, обязанности и привилегии дворян

Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.

  • Потомственный дворянин с небольшим доходом имел право только присутствовать на дворянском собрании без принятия участия в обсуждаемых вопросах.
  • Обсуждение и принятие решения давало право дворянам с годовым доходом в 100 тыс. рублей. Это приравнивалось к наличию 20 крестьянских душ.
  • Правом быть избранными обладали дворяне, имевшие более 100 крестьян.
  • Всему дворянскому сословию принадлежало монопольное право владеть крестьянами.
  • Заниматься торговлей в городах.

Принимать участие на выборах и заниматься руководящей деятельностью в государстве.

  • Освобождение от рекрутского набора.
  • Освобождение от налогов.
  • Возможность взятия льготного кредита под залог земель.
  • Освобождение от телесных наказаний.

Быт дворянства начала XIX века

Быт дворянства всегда отличался своеобразием. Это наблюдалось и период начала XIX столетия. Изучая жизнь дворянина, можно сделать вывод о своеобразии развития русской культуры. На протяжении всей истории развития Руси, дворянство представляло собой наиболее передовое сословие. В каждый период времени в нём происходили изменения как во внешнем виде, так и в области культурного воспитания и образования. Не исключением стал и период XIX века, что нашло своё отражение в форме одежды и культуре разрешения споров.

Мужская одежда

Мужская одежда быстро стала меняться под влиянием Европы, в первую очередь таких городов как Париж, Лондон и Вена. В моду стали входить фраки и жилеты. В первой половине XIX века эта одежда ещё не была чёрного цвета, какой стала впоследствии. Она использовалась для посещения театра. Одновременно дворяне стали снимать парики, заменяя их шляпой цилиндром.

Во время похода в гости одевался костюм. В нём обязательным атрибутом было наличие воротника и галстука. Что касается повседневной жизни, то тут преимущество имел восточный стиль. Это был длинный халат из цветной ткани.

Женская одежда

Большое влияние на женскую моду оказало появление ткани жаккард. Вскоре была изобретена швейная машина. В связи с этим мода на женскую одежду претерпела изменения. Она стала состоять из следующих вещей:

Салопа. Изделие представляло собой накидку большой длины без рукавов.

Бурнуса. В отличие от салопа изделие имело рукава и ватную подкладку.

Накидки. Они больше надевались для красоты.

Чепчик. Этот головой убор настолько вошёл в моду, что его стали одевать женщины любого возраста. Использовался он как в домашних условиях, так и для похода в гости.

Корсет. Он одевался с желанием поднять грудь и подчеркнуть талию.

Шали и шарфы. Заняли прочное место в женском гардеробе.

Воспитание и образование

Образование детей дворян начала XIX века проходило в 3 этапа:

Домашнее обучение. Обычно этим занимались иностранные гувернёры. Они были недостаточно образованными, поэтому больше уделяли внимание привитию навыков хороших манер.

Гимназия. В этот период шла подготовка учащегося к поступлению в университет.

Университет или военная служба. В основном это касалось юношей, потому что девушкам обычно достаточно было поверхностного образования. Что для них требовалось — это знания нескольких иностранных языков, умения играть на музыкальных инструментах и обладания навыками хороших манер. Если юноша не поступал в военное училище, то при написании своей биографии от него требовалось объяснение причины.

Разрешение споров

Для разрешения конфликтов между дворянами устраивались дуэли. Однако тут существовало негласное правило. Участие в ней могли принимать только представители равного происхождения. Такая мода пошла из Европы. Причина заключалась в том, что каждый дворянин стремился защитить свою честь. Сделать же это можно было только в честном поединке.

Дуэли бывали 3 типов:

На законных основаниях. При этом составлялся протокол её ведения. В качестве оружия использовались исключительно шпага или пистолет.

Исключительная. Участники дуэли не придерживались общепринятых норм.

Секретная. В этом случае даже секунданты не знали причины конфликта.

Ослабление дворянства в конце первой половины XIX века

Первую половину XIX века принято считать началом заката дворянства. Одной из причин явилась опала, в которую оно попало при царе Николае I после восстания декабристов.

Несмотря на то, что укрепились позиции потомственного сословия, социальная роль дворянства значительно снизилась. Бюрократический аппарат власти стал пополняться людьми не аристократического происхождения.

Помещичьи землевладения претерпели дробление. В результате многие хозяева стали мелкопоместными. Часть дворян, с развитием промышленности, стало заниматься предпринимательской деятельностью, что не приветствовалось в своей среде.

На данном этапе такие тенденции стали только появляться, но уже в конце XIX столетия они приобрели масштабный характер.

Литература первой половины XIX века

Художественная литература начала 19в.

Огромное значение в развитии национальной и духовной жизни русского народа в общественном движении имела литература.

Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство.

В начале века значительную роль в русской литературе играли

  • Н. М. Карамзин и
  • В. А. Жуковский.

Н. М. Карамзин был главой сентиментального направления. Он много сделал для развития русского языка. В его произведениях («Бедная Лиза» и др.) нашли отражение чувства простых людей. Но он представлял жизнь в идиллическом, приукрашенном виде. Близок к нему был глава романтизма В. А. Жуковский. Его блестящие по форме стихотворения оказали большое влияние на развитие русской поэзии. В. А. Жуковский прославился также как замечательный переводчик («Одиссеи» Гомера и восточного эпоса «Рустем и Зораб»).

Во второй четверти века господствующим направлением в русской литературе стал реализм. Литература стала не только правдиво изображать жизнь народа, но и пробуждала в передовых кругах русского общества стремление к борьбе против гнета и насилия, к свободе и справедливости.

Замечательным явлением литературы первой четверти XIX в. была бессмертная комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Еще в рукописи она во множестве экземпляров разошлась по всей России и стала необычайно популярной, особенно среди молодежи. Грибоедовская комедия была настольной книгой многих декабристов. Правдивое изображение жизни, образность языка, оригинальность замысла (столкновение нового, передового со старым, реакционным) принесли огромный успех этому произведению. Грибоедов наносил тяжелый удар косности, невежеству, всему тому, что мешало утверждению нового. Он был близок со многими декабристами и, хотя во время восстания 14 декабря 1825 г. находился на Кавказе, все же был арестован и привлечен к следствию по делу декабристов. Грибоедову удалось доказать непричастность к восстанию, и царю пришлось его отпустить. Жизнь А. С. Грибоедова трагически оборвалась в 1829 г.

Утверждение реализма в русской литературе

Подлинным создателем новой русской литературы и литературного языка стал великий Пушкин (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин явился основоположником русского реализма. Его художественные произведения составляют гордость русского народа, принадлежат к шедеврам мировой литературы. Разделяя взгляды декабристов, Пушкин всей душой ненавидел самодержавный строй и крепостное право.

Творчество Пушкина проникнуто любовью и уважением к народам России. Продолжая традиции А. Н. Радищева, поэт создал оду «Вольность», проникнутую ненавистью к царизму. Он писал:

  • Самовластительный злодей!
  • Тебя, твой трон я ненавижу

Пушкин был другом многих декабристов. Во время восстания он был в ссылке, в Михайловском. Позднее на вопрос царя, с кем бы он был, если бы во время восстания находился в столице, Пушкин ответил, что он был бы со своими друзьями-декабристами на Сенатской площади. Этого ответа царь никогда не мог простить поэту. Правительство преследовало Пушкина, подвергало его ссылкам, установило за ним полицейский надзор. Цензура не пропускала в печать многие его произведения. В 1837 г. Пушкин погиб на дуэли. В смерти поэта было повинно высшее общество, травившее его, и прежде всего сам царь. Как тяжелое национальное горе восприняли смерть Пушкина все передовые люди России.

Читайте также:  Правдин Милой и Софья: сочинение

Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) откликнулся на гибель А. С. Пушкина стихотворением «Смерть Поэта», в котором гневно бросил высшему обществу обвинение в смерти поэта:

  • А вы, надменные потомки
  • Известной подлостью прославленных отцов.
  • Пятою рабскою поправшие обломки
  • Игрою счастия обиженных родов!
  • Вы, жадною толпой стоящие у трона,
  • Свободы, Гения и Славы палачи!
  • Таитесь вы под сению закона,
  • Пред вами суд и правда – все молчи.

Лермонтов создал замечательные образцы поэзии и реалистической прозы, глубоко вскрыл пороки современного ему общества. В «Герое нашего времени» он нарисовал типический образ своего современника – образ лишнего человека – человека, не находившего себе места в условиях затхлой крепостнической обстановки николаевского царствования. Царизм безжалостно преследовал великого поэта. Как и Пушкин, Лермонтов погиб на дуэли.

В развитии культуры народов нашей страны исключительно велика роль Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). В «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь обнажил язвы крепостнической России и вынес ей суровый приговор. Его гениальные произведения подводили читателя к выводу о необходимости борьбы с крепостничеством и ликвидации строя, основанного на насилии и невежестве. «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»,- писал Н. Г. Чернышевский.

Под влиянием Пушкина и Гоголя в 40-50-х годах XIX в. начали свою творческую деятельность гиганты русской литературы – писатели

  • Ф. М. Достоевский,
  • Н. А. Некрасов,
  • И. С. Тургенев,
  • М. Е. Салтыков-Щедрин,
  • И. А. Гончаров,
  • А. Н. Островский,
  • Л. Н. Толстой.

Величие русской литературы заключается в том, что она сознательно поставила перед собой цель служения народу, борьбы за его освобождение.

Передовая русская литература оказала огромное влияние на развитие культуры народов нашей страны.

Быт и нравы русского дворянства XIX века (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”)

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

(Типология и структура урока выполнены по Кудряшову М.И., который учитывает специфику литературы как учебного предмета)

О.Д.Ц.: воспроизведение и осмысление художественного текста.

Триединая дидактическая цель:

Образовательные:

  • познакомить с бытом и культурными традициями русского дворянства первой половины 19 века;
    • определить характер толстовского историзма;
    • выявить характерные черты русского дворянина (в понимании Толстого).

    Развивающие:

  • развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
    • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

    Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к русской истории и культуре;
    • воспитывать искренность и открытость, доброту и естественность поведения;
    • воспитывать культуру речи учащихся.

    Форма организации познавательной деятельности: общеклассная, парная и индивидуальная.

    Используемый метод: частично-поисковый, исследовательский.

    Приемы: аналитическая беседа, использование мультимедийной презентации, сравнительный анализ, выборочный пересказ, выразительное чтение, самостоятельная работа на опорных листах.

  • презентация “Быт и нравы русского дворянства”
  • опорные листы
  • карточки “Язык цветов”
  • таблицы для рефлексии
  • Ход урока

    I . Подготовка к восприятию учащимися темы урока.

    Стихотворение А.Толстого “Средь шумного бала”.

    XIX век… Каждый из нас хотя бы раз мечтает побывать в этом времени. Золотой век русской истории, русской культуры и русской литературы.

    Балы, красавицы, лакеи, юнкера

    И вальсы Шуберта, и вкус французской булки…

    Русские дворяне… Как они жили, как любили? О чем думали, мечтали, к чему стремились? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня.

    Определение целей и задач урока

    Мы познакомимся с бытом, традициями и культурой дворянства первой половины 19 века, сопоставим исторические реалии с романом “Война и мир”, определим характер толстовского историзма, в конце урока постараемся ответить на два основных вопроса:

    • Почему из всех дворянских семей Толстой выделяет семью Ростовых?
    • Что значит быть настоящим русским дворянином по мнению автора?

    (Вопросы даны на опорном листе)

    II . Восприятие, осознание и осмысление материала

    1. Тип усадьбы.

    Толстой писал в своем дневнике: “По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Бывает и так, что человек настолько сродниться со своим жилищем, что подчас и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели”.

    – Существовало три типа помещичьих усадеб (презентация).

    Какой тип усадьбы у Ростовых? ( II тип. Большой, просторный, но простой дом: зала, столовая, диванная, детская, спальня, гостевые комнаты. Сад, естественный, без роскоши и излишеств. Липовая аллея служит дорогой к дому. В центре сада – клумба, которая является не украшением, а используется как своеобразное укрытие)

    Почему именно этот тип усадьбы выбирает для семьи Ростовых автор? (Идея семейственности, простоты, близости к природе и народу.)

    От типа усадьбы зависело и управление хозяйством (презентация)

    Кто ведет хозяйство в семье Ростовых, следит за порядком в имении?

    Почему хозяйство приходит в упадок?

    Как относятся крепостные к господам? Почему так?

    Каков уклад в этом доме, распорядок дня?

    Как это характеризует его обитателей? Можем ли мы утверждать, что это традиционный уклад жизни поместного дворянства?

    ( Ср. И.А. Гончаров “Обломов”, А.С. Пушкин “Капитанская дочка”).

    В 19 веке говорили: “Еда – людское зерцало”. По тому, как и что ест человек, определялась не только его сословная принадлежность, но и личностные качества. Гастрономические пристрастия столичного и поместного дворянства очень отличались (презентация).

    – Сравним меню столичной аристократии и семейный обед в доме дяди (Сопоставление карт меню. См. “Приложение”)

    Почему Наташа испытывает восторг и удовольствие от этого обеда? Как этот эпизод характеризует Ростовых? (Близость к исконным русским традициям).


    Танцы и песни –
    важный элемент семейного обеда.

    Выразительное прочтение эпизода с комментарием.

    Какие черты характера дяди и Наташи проявляются в этом эпизоде? Что восхищает Толстого?

    (В песне дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера).

  • Любимым развлечением русского дворянина былаохота (презентация).
  • Почему время охоты для Ростовых – особое время?

    Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

    Как меняются взаимоотношения участников во время охоты?

    Как этот эпизод характеризует Ростовых?

    Докажите, что семья Ростовых соблюдает традиции, помнит все народные религиозное праздники?

    Что объединяет господ и слуг? Как этот эпизод характеризует дух семьи Ростовых? ( Близость к народу).

  • Самым важным событием в жизни дворян был первый выезд на бал.
  • Виды балов. Великосветский бал (презентация)

    Расскажите о подготовке к балу в доме Ростовых?

    Этикет и традиции:

    – платье Наташи и Сони;

    – цветы у корсажа.

    (Сопоставление бальной традиции, отраженной в презентации, с содержанием романа Л.Н. Толстого)

    (Язык цветов. Работа в парах с листами “Язык цветов”)

    Сопоставьте первый бал Наташи с бальной традицией?

    Описание дворца, танцы (презентация).

    Почему первый танец Наташи и Андрея – вальс?

    Что сделало Наташу “заметной” во время бала? (Естественность, искренность поведения)

    Вывод: Для Толстого важна естественность, простота, отсутствие фальши, умение слышать голос сердца.

    III . Обобщение знаний и умений, формируемых на уроке

    – Каков характер толстовского историзма? Насколько Толстой исторически правдив в описании жизни дворянства?

    Толстой-историк, тонкий психолог показал быт, нравы традиции русского дворянства на примере семьи Ростовых.

    Почему автор выделил семью Ростовых? В чем ее отличие от других дворянских семей?

    Что значит быть настоящим русским дворянином (по мнению Толстого)?

    Вывод: В этой семье царит радушие, сердечность, чуткость, естественность, нравственная чистота. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к народу, к природе, сохранение исконных русских традиций. Толстой решает проблему взаимопонимания между разными слоями общества. Отвечает, что “лад”, мир возможны, если будет близость с народом, русской культурой.

    IV . Рефлексия

    “Что я вынес(ла) с урока для сердца и ума?”

    ДЗ: Эссе “Что значит быть настоящим дворянином?”

    Список литературы

    Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. – М., 1999г.

    Аналогия педагогической мысли.В 3т. Т2. Русские деятели и педагоги народного образования и воспитания. / Сост. Н.Н.Кизьмин. М.: Высшая школа, 2001г.

    Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. – М., 1997.

    Белинский В.Г. Избр. пед. соч. – М., 1999г.

    Белова А. «Займусь опять. моим счастливым детством. “: детство дворянских девочек ХVIII- середины ХIХ в. / А. Белова// Родина. – 2008. – №4. – С.110-113.

    Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / Сост.Смирнов А.Ф. – М.: Педагогика 2002г.

    Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. – М., 1990.

    Березовая Л.Г.История русской культуры: в 2 ч. Ч. 1 / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 400 с.

    Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России м.: Просвещение, 2001г. 303с.

    Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2002г.

    Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1998г.

    Головачев Г.Ф. Отрывки из воспоминаний // Русский вестник 1880 Т.149, № 10, с 719.

    Дворянская культура 20-30-х гг. ХIХ века: воспитание, образование, обычаи / Н. Р. Ванюшева, М. Ю. Ярославцева // Библиотечка “Первого сентября” История. – 2008. – №22. – 32с.

    Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч., в 6-ти томах. – М., 1999г.

    Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для студентов педвузов. – М.: ГИЦ «Владос».2004г.

    Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. М.,1996г. С 17.

    Егоров С.Ф. Теоретические проблемы содержания обучения в общеобразовательной школе России начала XIX – М., 2001г.

    Егоров С.Ф. Основные проблемы дидактики в России XIX века. – М., 1982.

    Жураковский Г.Е. Основные направления и тенденции в развитии педагогической науки XIX в. – М., 2002г.

    Захаров А.Л. Дворянский род Цуриковых / А. Л. Захаров// Вопросы истории. – 2008. – №5. – С.136-140.

    Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. – М., 1951. Т. 2.

    Из истории дореволюционной мысли и школы. – М., 2000г.

    История педагогики в России. Хрестоматия. – М., 1999.

    История педагогики: Уч.пособие для студентов пед.институтов / Под редакцией Шабаевой М.Ф. – М.: Просвещение.2000г.

    История образования и педагогики. Под редакцией А.Спивакова, М.,2005г.

    История России XIX век Учеб./ В.А. Георгиев, И.Д. Ерофеев. Проспект М.: 2006 г.

    История России: в 2 т. Т.2; с начала XIX А.Н. Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А.Рахматулин М.:2006г., 800с.

    Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. – М., 1999.

    Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. – М., 1998.

    Кирьякова А.И. Ориентация школьников на социально значимые ценности. – Ленинград, 2002г.

    Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование. Традиции и перспективы. – М., 1999.

    Короткова М.В. Домашнее воспитание в семьях столичного дворянства в первой половине ХIХ в. / М. В. Короткова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008.-№1. – С.14-18.

    Куликова С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX – XX веков // Автореф. канд. пед. наук. – Волгоград, 1996.

    Кунц Е.В. Ментальность дворянства ХVIII- первой половины ХIХ в. / Е. В. Кунц // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – №4. – С.8-12.

    Латышина Д.И. История педагогики. Высшее образование в Росии (X – начало XX века ) Уч.пособие.М.: «Форум», 2004г. – 584с.

    Лебедев П.А. Вопросы методологии истории русской и всеобщей педагогики в трудах П.Ф. Каптерева // Советская педагогика, 1983, № 3.

    Моряков В. В.Н.Татищев о воспитании и образовании молодых дворян (К вопросу о дворянской социализации) / В. Моряков // ВМУ.Серия 8.История. – 2004. – №4.-с.58-68.

    Народное образование и педагогическая мысль России XIX века. – М., 2001.

    Набялэк О.Э.Проблемы пореформенного дворянства в художественной литературе 1860-х гг. / О. Э. Набялэк // ВМУ.Сер.8.История. – 2008.-№1. – С.33-41.

    Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. / Сост. А.Ф. Смирнов. – М., Педагогика, 2004.

    Педагогика и политика в образовании России XIX – начала XX веков. – М., 1999.

    Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. – М., 1985.

    Сергеенкова В.В. Правительственная политика в области начального образования в России XIX века. – М., 1999.

    Селиванов В.В. Предания и воспоминания. Спб.,2004г.

    Соловьев В.С. Философия всеединства. – М., 2001г.

    Соловьев Б.И.Русское дворянство и его выдающиеся представители / Б. И. Соловьев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 . – 320 с.

    Ушинский К.Д. Сочинения, АПН РСФСР. – М., 1948-1951.

    Циркульников А.И. Из тайных архивов русской школы. – М., 1992.

    Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. – М., 1983.

    Яковкина Н.И. История Русской культуры: 19 в.2-е изд., СпБ.: изд. «Лань», 2002 – 576с.

    Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт и традиции. – Спб.: Издательство «Лань», 2002. -160 с.- (Мир культуры, истории и философии).

    Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века

    Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих
    Произведениях: это и А. С. Грибоедов, и А. С. Пушкин. В своих работах авторы
    Выступали против угнетения простого русского народа дворянами и помещиками,
    А так же против крепостного права.
    В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов показал нам фамусовское общество
    С узким кругозором и смешными идеалами, стремясь высмеять их глупые
    Интересы. Множество писателей первой половины 19 века описывали дворянство
    Не с лучшей стороны. А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” рассказывает о
    Разных типах дворянства: петербургском, московском и поместном, показывал
    Отсутствие у этих людей привычки к труду и праздный образ жизни. Для
    Петербургского дворянства характерны суета и мишурность : “везде поспеть
    Немудренно.” Люди в Петербурге проводят время в увеселеньях, сменяя
    Развлечения. Главный герой романа Евгений Онегин встает после полудня и к
    Нему сразу несут записки с приглашениями.
    Что? Приглашенья? В самом деле,
    Три дома на вечер зовут.
    Евгений посещает театры, балы, а утром уставший возвращается домой. В
    Петербурге люди заняты модой, а огромное значение имеет общественное
    Мнение – “пружина чести – наш кумир!”
    В своем романе Александр Сергеевич показал дворянское общество 19 века,
    Причем детально, как жизнь провинциального народа, так и столичного.
    Основная черта провинции – это верность старине, новые привычки еще не
    Успели дойти до глубинки.
    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины.
    Также, как и в Петербурге, здесь любят балы, и посему хорошо поесть. Еда
    Составляет чуть-ли не самую важную часть деревенской жизни.
    Обряд известный угощенья,
    Несут на блюдичках варенья.
    Провинциальная жизнь однообразна, но она не лишина практического смысла, как
    В Москве, – она скучна и пуста, отличается консервативностью быта и нравов,
    Ограниченными интересами.
    Все в них так бледно, равнодушно,
    Они клевещут даже скучно.
    Писателей первой половины 19 века очень волновала судьба их родины. Н. В.
    Гоголь задумывался, спрашивая в лирических отступлениях поэмы “Мертвые души”
    , – “Куда же ты несешься Русь?” Он не мог себе и представить, какое будущее
    Может быть у России, если в ней правит общество, где крепостное право
    Является нормальным жизненным явлением. А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин точно
    Изобразили нравы современного тогда дворянства. В комедии “Горе от ума”
    Главный герой Чацкий пытается противостоять жестокому обществу, но у него
    Ничего не получается, так как он один борется за свои передовые взгляды,
    Прогрессивные идеи, которые совсем не понятны этому обществу. Раздумья этих
    Двух великих писателей в их произведениях заставляют подумать читателей.
    Изображая дворянство, авторы пытались донести до людей их суть, они
    Хотели, чтобы народ увидел себя со стороны и где-то, может задуматься обо
    Всем происходящем в России.

    Сочинение по литературе на тему: Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века

    Другие сочинения:

    Изображение дворянства в произведении А. С. Пушкина “Онегин” Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих произведениях: это и А. С. Грибоедов, и А. С. Пушкин. В своих работах авторы выступали против угнетения простого русского народа дворянами и помещиками, а так же против крепостного права. Роман “Евгений Read More .

    Русский помещик в литературе первой половины XIX века “Мертвые души” напоминают мне жизненный музей, по которому можно долго путешествовать, попадая каждый раз в новый мир. В нем всего три комнаты, распределенные по принципу матрешки: первая – самая большая – принадлежит помещикам, вторая – крестьянам и третья – чиновникам. Read More .

    Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в 19 век – век небывалого расцвета русской классической литературы. Писатели этой эпохи, богатой великими событиями, оставили огромное творческое наследие. По словам Белинского, “Горе от ума” А. С. Грибоедова и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина положили основание последующей литературе. Описывая Россию Read More .

    Живопись первой половины XVIII века В русской живописи Петровской эпохи наиболее значительную роль играл портрет. В нем были еще сильны влияния старой парсуны. Статичность позы портретируемой модели, плоскостная трактовка формы, интерес к орнаменту давали себя знать в подобных произведениях. Постепенно портрет начинал все глубже передавать Read More .

    Русская историческая повесть первой половины XIX века Интерес к истории в начале XIX века всколыхнулся в России с необыкновенной силой после мощного национального подъема, вызванного наполеоновскими войнами и особенно Отечественной войной 1812 года. Пробудившееся национальное самосознание определило своеобразие духовного развития русского общества. И декабристское движение, и монументальный Read More .

    Детская литература первой половины XIX века Оригинальная и переводная детская литература первой половины XIX века отличается большой пестротой идейных и художественных направлений. Продолжают появляться в большом количестве всевозможные детские энциклопедии и познавательные книги, в которых заметны просветительские тенденции, а также нравоучительные сентиментальные повести французских и немецких Read More .

    ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (По произведениям А. С. Грибоедова “Горе от ума” и А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” и роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все времена, писали ей стихи, защищали, дарили Read More .

    Судьба русской деревни в литературе второй половины XX века Нравственные проблемы в произведениях современных писателей Нравственные уроки истории как одна из тем современной русской литературы [Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и Read More .

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×