Вересаев: сочинение

Вересаев: сочинение

РУЛЕТКА:
Княжна Джаваха
История русского

Кузьмичев Е.К.

21/03 ОТМЕЧАЕМ :
Грановский Т.Н.
Кони Ф.А.
Морозов М.В.
Рихтер Ж.
Тихонов В.А.
Фарман М.

вставятся ссылки на произведения! ——>

  • Пушкин в жизни[1927]1781kОценка:3.77*34 Критика
    Аннотация редакции: Работа В.Вересаева “Пушкин в жизни” открыла в свое время жанр хроники характеристик и мнений.
    В настоящее издание вошли те главы из книги “Пушкин в жизни”, в которых отражается зрелый период жизни и творческого пути поэта. В разделе “Дополнения и комментарии” помещены новые материалы к биографии Пушкина, найденные уже после того, как Вересаев завершил свое исследование, в частности, выдержки из дневников Д.Ф.Фикельмон, А.А.Олениной, из переписки Карамзиных, Гончаровых и других. Иллюстрации/приложения: 73 шт.
  • Гоголь в жизни. Том 1[1933]985kОценка:4.35*29 Критика Комментарии: 1 (19/09/2019)
    Систематический свод подлинных свидетельств современников.
  • Гоголь в жизни. Том 2[1933]934kОценка:4.87*13 Критика Комментарии: 2 (24/09/2007)

  • Прекрасная Елена[1896]12kОценка:7.13*6 Проза
    “Это было удивительно. В убогом садике, на убогой сцене, никому не ведомый актер вдруг перевернул все, и там, где по ходу действия и по замыслу композитора нужно было смеяться над рогоносцем, хотелось плакать над несчастным старым человеком с разбитой верой в женщину и в правду. “
  • Лизар[1899]18kОценка:7.34*9 Проза
  • К спеху[1899]10kОценка:7.18*7 Проза
    “. Страдные дни властно отбирали себе у Ильи все его помыслы и всю душу. И вот короткие ночи он вместо отдыха одиноко ходил с ребенком под лозинами, отдаваясь на свободе воспоминаниям и тоске.”
  • В сухом тумане[1899]26kПроза Комментарии: 1 (15/08/2007)
  • На эстраде[1900]19kОценка:5.92*12 Проза Комментарии: 4 (14/11/2012)
  • Ванька[1900]20kПроза
    Рассказ приятеля.
    “. Иван держался деревенским обломом, совершенно не понимавшим всех тонкостей почтительности и подчинения; он и шапку снимал перед мастером, и не садился при нем, а все-таки во всей его манере держаться сквозило глубокое и несокрушимое чувство своего достоинства. “
  • В степи[1901]27kОценка:6.93*7 Проза
  • Звезда[1903]14kОценка:5.02*27 Фантастика Комментарии: 5 (05/06/2017)
    Восточная сказка.
  • Мать[1903]6kОценка:5.43*84 Проза Комментарии: 3 (15/11/2013)
    Из записной книжки.
    “Я шел по улицам Старого Дрездена. На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть ее, прославленную Сикстинскую мадонну. Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. Между тем бесчисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. “
  • В глуши[1929]17kОценка:7.46*4 Проза
  • Болезнь Марины[1930]26kОценка:5.62*4 Проза
  • Перед завесою[1903]12kПроза
  • Загадка[1897]11kОценка:5.15*16 Проза
  • Товарищи[1892]16kПроза
  • На высоте[1904]34kПроза
  • В мышеловке[1906]36kПроза
  • Невыдуманные рассказы о прошлом[1945]755kОценка:4.65*18 Проза
    “С каждым годом. ”
    Случай на Хитровом рынке
    “Не такой подлец”
    Писатель
    Проклятый дом
    Ошибка
    Документ
    “Студент, получив. “
    Случай
    Франческа
    Под огнем паровоза
    С опозданием
    Анна Владимировна
    Фельдшер Кичунов
    Степан Сергеич
    Иван Иванович
    Фирма
    Супруги
    Парикмахер по собачьей части
    Ночью
    Похороны
    “Приехал в Петербург помещик. “
    В кабинете помещика средней руки
    За винтом
    Грех
    Кентавры
    Великодушный
    “Бог соединил”
    “В земскую больницу. “
    “- Как здоровье. “
    “У нестарой еще бабы. “
    “- У нас в деревне в церкви. “
    “- У нас в деревне человек один. “
    “Киево-Печерский монастырь. “
    “Эта же женщина рассказывала. “
    “За Байкалом. “
    На пожарище
    На деревенском базаре
    “Букинисты. “
    “Сапожник. “
    Вежливость
    На пчельнике
    “В восьмидесятых-девяностых годах. “
    “В те же годы. “
    “Было это в конце 1898 года. “
    “В конце, кажется, девяностых годов. “
    “Говорят, “ревнив, как Отелло”. “
    “В девяностых годах в Петербурге. “
    “Весною 1901 года. “
    “4 марта 1901 года. “
    “Смидович, Петр Гермогенович. “
    Два побега
    “Вчера был с двумя знакомыми. “
    “Прасковья Семеновна Ивановская. “
    “Баронесса Доротея Эртман. “
    “Это какая-то изначальная, первобытная стихия. “
    “Нашему госпиталю. “
    “Из нашей части. “
    Враги
    Московский литературно-художественный кружок
    “Жил в Москве знаменитейший адвокат Плевако. “
    “Инженер-путеец. “
    “Последние годы совместной жизни. “
    “Я сказал А. И. Куприну. “
    “Скульптор Волнухин. “
    П. Ф. Лесгафт
    “Рудометов. “
    “По Новому шоссе. “
    Мимоходом
    Букеты
    Испытание
    “На южном берегу Крыма. “
    “Была няня. “
    “- Сейчас я одну индийскую сказку прочел. “
    “Жена. “
    “- Я вас давно заприметил. “
    Срочный разговор
    “Поступила к нам однажды. “
    “Зимой 1906/07 года. “
    “На одном кладбище. “
    “- Мне доктора не хотели сказать. “
    “У публициста Г. А. Джаншиева. “
    “Дачный поселок Коктебель. “
    Суд Соломона
    “В. Дагестане. “
    “- Сколько яблоко стоит. “
    “В Крыму. “
    “Председатель ревкома. “
    “Я спросил пожилую работницу. “
    “Ты любишь жить вкусно. “
    “Он не переваривал лжи. “
    “Этот человек горд. “
    “Подошла к трамвайной остановке. “
    “Вдали, на горизонте. “
    “Сколько термометра ни нагревай. “
    “Если ты не умеешь. “
    “В тридцатых годах прошлого века. “
    “Он за нею не ухаживал. “
    “Постепенно возникла между ними любовь. “
    Рассказы о детях
    “- Отчего ветер. “
    “Образ в церкви. “
    “- Соня, у тебя есть папа. “
    “- Ну, Сергунька. “
    “С ним же. “
    “- Почему в молитве. “
    “- Как тебя звать. “
    “Идет по улице чиновник. “
    “Я тогда жил в Туле. “
    “В комнате было темно. “
    “Таня начала раз такую сказку. “
    “- Я не люблю спать. “
    “- Это кто. “
    “- Это кто, сын Акулины. “
    “- Маня. “
    “Трехлетний мальчик. “
    “Мать гуляла с Борей. “
    “Девочка. “
    “Я спросил Марину. “
    “Ира. “
    “Она же. “
    “- Как Мишку вчера лупили. “
    “В Коктебеле. “
    “Мы с нею знакомы. “
    “- Все комар. “
    Из дневника
    Из драмы, сочиненной маленьким мальчиком
    “Маленький, смешной карапуз. “
    “Я снимал дачу. “
    “- Леля. “
    “Профессор. “
    “- Мама. “
    “Перед окном кондитерской. “
    “На пляже. “
    “Мальчик Игорь. “
    “Утром. “
    “В прекрасной книге. “
    “Галя. “
    “- Лиза. “
    “Гимназистка. “
    “Чтоб девочка не узнала. “
    (Рассказывал один художник)
    “Боря. “
    Школьное сочинение
    Исторические личности в поэме “Полтава”
    “- Откуда люди появились. “
    Воинствующий безбожник
    “Примусы отшумели. “
    “Иду в Крыму по саду. “
    Ванька
    Юра
    Выдуманные рассказы
    Неопубликованная глава
    Зеленая лошадь
    Юбилей
    Концерт
    Друзья в масках
    “Есть ученые биологи-педанты. “
    “Если внимательно глядеть кругом. “
    “У нас в Туле. “
    “На окраине Боржома. “
    “В Тбилиси, зимою 1943 года. “
    “Мы катили на автомобиле. “
    “Потешнейшая собачонка. “
    “У угла моей дачи. “
    “В марте месяце 1911-го года. “
    “Часто я стою на улице. “
    “С этим самым Бобкой. “
    “Шел вечером по Денежному переулку. “
    “Была у нас в семье. “
    “В таком же роде. “
    Рабиндранат Тагор
    [Глава без номера]
    Чохов
    Александр Степанович
    Миллионерша и дочь
    Софроний Матвеевич
    “Фрейлина императорского двора. “
    Вера Фигнер
    Туча и зорька
    Около литературы
    Около шампанского
    Р. М. Хин
    Литературные записи. Моцарт и Сальери
    Пари
    На закате
    Как он меня удивил
    Всю жизнь отдала
    Eulhymia
    Курьезный случай
    В приемной
    Трусиха
    Священнослужитель
  • Записи для себя[1945]231kПроза
    (Мысли, факты, выписки, дневниковые записи)

    «Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий»

    Он был современником Л. Толстого и Чехова, Куприна и Бунина. За его писательской судьбой пристально следил М. Горький. Он сохранил верность традициям критического реализма в годы разгула декаданса, сумел решительно противостоять модернистским лозунгам и декларациям. Сформировавшись как писатель задолго до Октябрьской революции, он смог органично включиться в литературную жизнь молодого государства.

    У Вересаева были творческие успехи, были мучительные искания, были тяжелые срывы. «Бешеный ход истории» порой стремительно увлекал его, порой выбрасывал из колеи. Явные творческие успехи и досадные заблуждения — и то и другое было по-своему закономерным. Однако он всегда был честен, не шел на компромиссы с совестью, оставался человеком «прямой, свято-честной, смелой»’ души, как сказал о нем А. М. Горький еще в 1900 году.

    Викентий Викентиевич Смидович (Вересаев) родился 4 (6) января 867 года в г. Туле в семье врача. И его отец, и мать были ценителями художественной литературы, любовь к которой передалась будущему писателю уже в детстве. Это не мешало им, однако, быть приверженцами умеренно-либеральных политических взглядов и сторонниками нравственно-религиозного воспитания. Влияние родителей, особенно отца, на будущего писателя было весьма значительным, о чем он сам впоследствии не раз говорил. Однако уже в годы учебы в Тульской гимназии у мальчика наметилось несколько критическое отношение к отцовскому авторитету. На смену увлечению Майн Ридом и Густавом Эмаром приходит интерес к Добролюбову, Миллю, Писареву, «чему отец,— но свидетельству самого Вересаева,— очень не сочувствовал».

    Окончив гимназию, Вересаев в 884 году поступает на историческое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В годы учебы в университете он, по собственному признанию, «деятельно и с увлечением участвовал в разнообразнейших студенческих кружках, лихорадочно живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». В то время еще свежи были в памяти выступления революционного народничества. Но в атмосфере реакции даже лучшие представители русской интеллигенции отказывались от революционной борьбы.

    Первые литературные опыты Вересаева — рассказы «Скверный мальчишка» (1886), «Загадка» (1887), многочисленные стихотворения — свидетельства серьезных раздумий над жизненным назначением человека, первые попытки разуверившегося современника «отвоевать надежду». После окончания в 1888 году Петербургского университета Вересаев, к тому времени уже твердо решивший стать писателем, поступает на медицинский факультет университета в Дерпте (ныне г. Тарту). Влечение к медицине могло быть связано с модной в то время теорией «экспериментального романа» Э. Золя. «…Моею мечтою было стать писателем,— говорил Вересаев по этому поводу,— а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии».

    Колебания между соблазнами самодовольной сытой жизни и перспективой служения обществу становятся в эти годы важной темой вересаевской беллетристики. Притом позиция автора определяется четко: он на стороне тех, в ком побеждает чувство гражданского долга.

    Уже по окончании первого курса Дерптского университета Вересаев печатает в 1889 году в ноябрьском номере журнала «Книжки «Недели» рассказ «Порыв». Предельно простая фабула произведения — 5-летний Митя, вопреки велениям «благоразумного» отца, бросается на помощь людям, борющимся с наводнением,— позволила высказать свое отношение к обывательской, индивидуалистической психологии «отцов». Однако он остается покуда еще в сфере морально-этической, рассматривая сугубо социальный вопрос об общественном поведении различных слоев русской интеллигенции в плане семейно-нравственном.

    Читайте также:  Бунин: сочинение

    В следующем же произведении Вересаева — рассказе «Товарищи» —тема предательства общественных интересов уже выводится из «семейной» сферы, хоть решается еще в плане нравственно-этическом, а не социальном. Герои рассказа некогда, в студенческие годы, страстно мечтали о служении обществу. Теперь же, попав в провинциальную глушь, они превратились в заурядных «существователей». «Все были несчастны, да,— пишет Вересаев; — но никто из них не уважал своего горя, да и не стоило оно уважения… Горе дряблое, бездеятельное, ему нет оправдания; стыдиться его нужно, а не нести в люди». Еще летом 1890 года Вересаев посетил один из рудников г. Юзовки (ныне г. Донецк), где наблюдал каторжные условия труда шахтеров. В 1892 году он приезжает сюда вторично — на этот раз в связи с эпидемией холеры. Все увиденное он описал в цикле очерков «Подземное царство».

    Ко времени окончания Дерптского университета Вересаев почти полностью завершил работу над повестью «Без дороги». Это было произведение, как бы подводящее итог его первым шагам на литературном поприще и открывающее новый период жизни и творчества автора — период гражданской и писательской зрелости.

    В эти же годы Вересаев много занимается издательской деятельностью. При его непосредственном участии издаются книги Горького, Серафимовича, Короленко, комплектуется «Народно-школьная библиотека». В 1911 году, в связи с пятидесятилетием со дня смерти Т. Г. Шевченко, под редакцией Вересаева выходит на русском языке сборник произведений великого украинского поэта — «Песни Тараса Шевченко».

    В 1912 году от имени «Книгоиздательства писателей» Вересаев обращается с письмом к М. Коцюбинскому с предложением принять участие в работе издательства. Надо сказать, что Вересаева связывали долгие годы дружбы с женой украинского писателя Верой Устимовной Коцюбинской. Сохранилась их переписка. При непосредственном участии Вересаева в 94 году вышел третий том сочинений М. Коцюбинского на русском языке.

    Рассказы Вересаева, написанные в годы первой мировой войны («У дервишей», «Марья Петровна», «У черного крыльца», «Случай», «Дедушка», «Семейный роман»), во многом искусственны, надуманы; разделяя то или иное заблуждение или верование, Вересаев стремится подогнать под него жизнь. Писатель начинает изменять основному принципу своего художнического видения жизни — принципу правдивости.

    В 20—30-е годы современная тема давалась Вересаеву нелегко. Художественно осваиваемая действительность преломлялась в его сознании сквозь ту, по выражению Горького, «излюбленную правду», на почве которой он только и мог чувствовать себя художником. Но тяготение к голой фактологичности порой мешало ему осмыслить явления современности.

    Своим «Невыдуманным рассказам» (940) Вересаев предпослал слова Рабиндраната Тагора: «Чистый вымысел принужден всегда быть настороже, чтоб сохранить доверие читателя. А факты не несут в себе ответственности и смеются над неверящими». В 30-е годы этот взгляд стал для Вересаева сознательным творческим принципом.

    «Невыдуманные рассказы» повествуют о социальных противоречиях и конфликтах дореволюционной русской действительности, о новой морали и новых общественных отношениях в советскую эпоху, о гуманизме и самоотверженности русского человека, о солдатских буднях, о детях и детском мировосприятии, наконец — о животных. Некоторые из «Невыдуманных рассказов» — такие, как «Враги», «Ночью», «Под огнем паровоза», «Чохов», «Грех», «Проклятый дом», «Голубая комната» и целый ряд других,— стоят в одном ряду с лучшими образцами русской новеллистики. С начала 20-х годов Вересаев работает над произведениями мемуарно-очеркового характера, впоследствии объединенными в книги «В юные годы» и «В студенческие годы». Сложнейший процесс становления человеческого характера, характера русского интеллигента-демократа показан здесь писателем без малейшего желания выставить себя в выгодном свете. Вересаев оставил также воспоминания о своих современниках — Н. Михайловском и В. Короленко, Л. Толстом и А. Чехове, Л. Андрееве и Н. Гарине-Михайловском, В. Засулич и В. Фигнер.

    В 1924 году Вересаев обратился к пушкинской теме (книга рассказов под названием «Поэт»). В 1926—1927 годах он создает обширный литературоведческий труд «Пушкин в жизни». Эта книга, в которой использованы многочисленные воспоминания современников Пушкина, имеет несомненную историко-литературную ценность. Правда, местами она не вполне верно воссоздает облик великого поэта. И все-таки работа Вересаева, показавшая «живого Пушкина» «во всех сменах его настроений», «во всех противоречиях сложного его характера», заняла свое место в пушкиниане. В 1933 году писатель опубликовал и другую крупную литературоведческую работу — «Гоголь в жизни».
    6 марта 1939 года Вересаев присутствовал на открытии памятника Т. Г. Шевченко в Киеве. В этот день он выступил в республиканской прессе с заметкой «Любить Украину — любить Шевченко». «Бесстрашная революционность,— писал в ней Вересаев,— запорожская жажда воли, железное упорство, сосредоточенный гнев и великая любовь, славное прошлое в борьбе с угнетателями, лукавый юмор, несравненная музыка украинского языка, запах цветущих вишневых садов, пирамидальные тополя над белыми хатами — все это в поэзии Шевченко».

    Последние годы жизни Вересаев посвятил переводу на русский язык «Илиады» и «Одиссеи». В тяжелые времена борьбы с фашизмом Вересаев напишет: «У нас и под гром пушек продолжается широкая культурная работа и предоставляются для нас все возможности». Писатель дожил до победы. Смерть настигла его за редактированием последней песни «Илиады» 3 июня 1945 года. Многолетний творческий труд Вересаева был отмечен Государственной премией первой степени.

    Подготовка к написанию части С
    ЕГЭ по русскому языку

    1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту:

    2) совершенствование навыков анализа текста;

    3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

    В.В. Вересаев

    Об авторе статьи: Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), прозаик, литературовед, критик, врач по специальности, автор известного произведения «Записки врача», созданного на автобиографическом материале.

    (1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

    (10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

    (14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

    (15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

    (16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.

    (20) Много ли тогда напишешь?

    (21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?

    (24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

    1. Определите и сформулируйте тему текста. (При формулировке темы обращайте внимание на ключевые слова.) Запишите формулировку темы.

    Клише, которые помогут сформулировать тему:

    Статья В.Вересаева посвящена…

    Когда читаешь текст, задумываешься о…

    … – вот тема, к которой обращается автор текста.

    (Ключевые слова: писательство, писатель, пишет.)

    Примерная формулировка темы

    Писательство – вот тема, к которой обращается автор текста.

    2. Сформулируйте основную проблему текста, запишите формулировку.

    Размышляя о писательском труде, автор предлагает нам задуматься над такой проблемой:

    …? На этот вопрос пытается убедительно ответить автор текста.

    Примерная формулировка проблемы

    Каким же должен быть писатель? Над этим вопросом задумывается автор текста.

    3. Прокомментируйте проблему, ответив на следующие вопросы:

    1) Почему отказ от собственной профессии губителен для молодого автора?

    2) Какое языковое средство помогает подчеркнуть мысль о том, что писатель, бросивший свою профессию, утрачивает и литературный талант?

    3) С какой целью В.Вересаев дважды прибегает к тавтологии жить в жизни?

    4) Каким фразеологизмом автор статьи обозначает творческое состояние человека, ставшего «профессиональным» литератором?

    5) Почему словосочетание «набирает материал» (предложение 13) автор текста заключает в кавычки?

    Примерный комментарий к проблеме

    По мнению В.Вересаева, молодой перспективный автор, отказавшийся от своей профессии, сделавший литературу источником дохода, перестает быть настоящим писателем.

    Метафора и на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет помогает выразить мысль о том, что писатель утрачивает свой талант, если вырывает себя из обычной, привычной ему жизни.

    Фразеологизмом вариться в собственном соку автор текста определяет состояние человека, лишенного ярких жизненных впечатлений, и свое ироничное отношение к писателю, который стремится черпать материал для произведений извне, Вересаев выражает словосочетанием «набирает материал». Прибегая к тавтологии надо жить в жизни, В.Вересаев говорит о том, что писатель должен быть активным участником жизни, а не ее созерцателем.

    4. Сформулируйте идею текста, ответив на следующие вопросы:

    1) Для чего автор вводит в рассуждение диалог с предполагаемым оппонентом (предложения 14, 22)? ( Оппонент – противник в споре.)

    2) Как В.Вересаев решает проблему?

    Примерная формулировка идеи

    Переходя от рассуждения к диалогу с предполагаемым оппонентом, автор статьи хочет убедить нас в том, что человек должен заниматься своей основной профессией, а писать в свободное время.

    Идея текста такова: для того чтобы быть хорошим писателем, не надо заниматься литературой профессионально: тогда все написанное будет «полноценно, нужно».

    5. Напишите вступление к сочинению. Постарайтесь во вступлении поразмышлять о том, какие книги интересны читателю и какие авторы вызывают у вас интерес.

    Примерное вступление

    Все мы читаем книги, художественные и научные, интересные и полезные, развлекающие нас и заставляющие задумываться о жизни. И у каждого из нас, наверное, возникал вопрос: почему об одной книге мы забываем на следующий день после прочтения, а к другой постоянно возвращаемся, перечитывая по несколько раз?

    Думаю, многое зависит не только от нашего восприятия литературы, но и от мастерства автора, его художественной убедительности.

    6. Напишите о своем отношении к идее текста, приведя не менее двух аргументов, подтверждающих или опровергающих авторскую позицию.

    Материал для размышления

    А.П. Чехов и М.А. Булгаков были по профессии врачами и долгое время занимались лечением людей. Л.Кэролл, автор книг «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», был математиком, а написание книг было его хобби. В.С. Высоцкий, профессиональный актер, известный стране своими поэтическими произведениями, всю жизнь играл на сцене и в кино.

    Примерные аргументы «за»

    С автором текста трудно не согласиться: всем нам известны примеры, когда человек, не являясь профессиональным писателем, добивался признания и любви читателей.

    Вспомним известного английского математика Л.Кэролла. Его замечательные книги «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», написанные для племянницы, известны всему миру и любимы детьми многих поколений.

    Гениальный русский писатель А.П. Чехов, служа врачом долгие годы, говорил о том, что медицина для него законная жена, а литература – незаконная. И именно благодаря занятию медициной он создал рассказы «Лошадиная фамилия», «Палата № 6», ставшие классическими.

    По-разному можно относиться к творчеству современного автора детективов А.Марининой, но то, что человек, много лет прослуживший в милиции, старается заинтересовать читателя своей работой, вызывает уважение. И, может быть, романы А.Марининой популярны именно потому, что о тяжелой службе в милиции нам рассказывает не выдумщик, а профессионал, человек знающий и любящий свое дело.

    Примерные аргументы «против»

    …Таким образом, автор пытается убедить нас в том, что писательство не должно быть профессией и что человек, создающий литературные произведения, должен заниматься творчеством в свободное от работы время.

    Эта мысль вызывает сомнение. Во-первых, полагаю, что человек, занимающийся чем-то профессионально, способен достичь больших успехов в любом деле, нежели человек, для которого это дело является хобби. Например, хоккеист какого-нибудь клуба добьется большего, чем, скажем, игрок дворовой команды.

    Во-вторых, есть писатели, которые, занимаясь только литературой, стали классиками. Федор Михайлович Достоевский, например, окончив военно-инженерное училище, почти сразу же вышел в отставку и занимался только литературой – делом всей жизни. И жизненными впечатлениями, необходимыми для создания произведений, гениальных в художественном и в психологическом плане, он не был обделен… Поэтому, думаю, главное для писателя – это не наличие или отсутствие «основной» профессии, а талант.

    II. Подведение итогов урока. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по тексту В.Вересаева.

    И.А. РУДЕНКО,
    Магнитогорский
    многопрофильный лицей
    при МГТУ им. Носова

    Вересаев: сочинение

    Как следует воспитывать детей, чтобы они не выросли эгоистами? Над такой нравственной проблемой заставляет нас задуматься В.В. Вересаев.
    Проблема, поднятая автором, действительно важная, потому что касается каждого из нас. Размышляя над проблемой, Вересаев рассказывает о матери, которая «всю жизнь отдала на выращивание эгоиста, которого приучила думать только о себе».
    Автор считает, что женщина сама так и не осознала своей оплошности в воспитании ребенка и подводит нас к мысли о том, что растить детей необходимо на моральных, этических и альтруистических принципах, одобряемых обществом. И ни в коем случае нельзя поощрять аморальное поведение и баловать ребенка.
    Я согласен с позицией автора и также считаю, что родители должны ответственно подходить к вопросу воспитания своих детей в целях недопущения появления новых эгоистов на свет.
    Феликс Кривин в микрорассказе «Пробочное воспитание» делится с нами схожей с Вересаевской историей. Молодое сверло, которое «избаловали на пробках», оказалось неприспособленным к жизни и навсегда осталось всего лишь «штопором». Это произведение показывает нам последствия неправильного воспитания в семье Сверл.
    В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой, Илья Ильич, воспитанный дворянской семьей на принципах вседозволенности, вырастает крайне ленивым человеком, думающим только о своих экзистенциальных потребностях, исключая любые виды деятельности. Поэтому вся его жизнь скучна и бессмысленна.
    Таким образом, для того чтобы вырастить культурного, вежливого и гуманного индивида, необходимо ответственно подходить к вопросу воспитания.

    Оригинал текста, на основе которого написано сочинение:

    Всю жизнь отдала

    Трамвайный вагон подходил к остановке. Хорошо одетая полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:
    — Левочка, нам тут сходить.
    Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела его рукой и сердито сказала:
    — Куда ты, мальчик, лезешь?
    Мать в негодовании вскричала:
    — Как вы смеете ребенка толкать?!
    Высокий мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом:
    — Вы бы лучше мальчишке вашему сказали, как он смеет всех толкать? Он идет, скажите, пожалуйста! Все должны давать ему дорогу! Он самая важная особа! Растите хулиганов, эгоистов!
    Мать возмущенно отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину. Вагон остановился, публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился отчаянным ревом. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.
    – Ну, не плачь, мальчик мой милый! Не плачь! Не обращай на него внимания! Он, наверное, пьяный! Не плачь!
    Она взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко схватил ее шею. Она шла, шатаясь и задыхаясь от тяжести, и повторяла:
    – Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой!
    Мальчик стихал и крепко прижимался к матери.
    Пришли домой. Ужинали. Мать возмущенно рассказывала мужу, как обидел в трамвае Левочку какой-то, должно быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздохнул:
    – Эх, меня не было! Я бы ему ответил!
    Она с гордостью возразила:
    – Я ему тоже отвечала хорошо… Ну что, милый мой мальчик! Успокоился ты. Не бери сливу, она кислая.
    Мать положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упрямыми глазами взял ее и снова положил перед собой.
    – Ну, детка моя, не ешь, она не спелая, расстроишь себе животик… А вот, погоди, я тебе сегодня купила шоколаду «Золотой ярлык»… Кушай шоколад!
    Она взяла сливу и положила перед мальчиком плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно нахмурился.
    – Кушай, мальчик мой, кушай! Дай, я тебе его разверну.
    Отец сказал просительным голосом.
    – Левочка, дай мне кусочек шоколада!
    – Не-ет, это для Левочки, – возразила мать. – Специально для тебя… Ну, что же ты, детка, не кушаешь?
    Мальчик молчал, капризно нахмурившись.
    – Ты, наверное, еще не успокоился?
    Мальчик подумал и ответил:
    – Я еще не успокоился.
    — Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да?
    Мальчик молчал и не смотрел на шоколад.
    Через двадцать лет. Эта самая дама, очень исхудавшая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах, много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку и горько что-то шептала.
    Трудную жизнь она прожила. Еще до революции муж ее умер. Она собственным трудом воспитала своего мальчика, во всем себе отказывала, после службы давала уроки, переписывала на машинке. Сын кончил вуз инженером-электротехником, занимал место с хорошим жалованием. И вот — она сидела, одинокая, на скамеечке бульвара под медленно падавшим снегом и горько шептала:
    — Я ему всю жизнь отдала!
    Они с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении ее из комнаты. Уже четыре года назад, когда они получили эту комнату, Левочка предусмотрительно вписал мать проживающей «временно». Это больше всего ее потрясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки.
    — А я ему всю жизнь отдала.
    Снег пушистым слоем все гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно, горько шевеля губами. Кляла судьбу, в которую не верила, винила Бога, в которого полуверила. Не винила только себя, что всю жизнь отдала на выращивание эгоиста, приученного думать только о себе.

    Викентий Вересаев. Писатель, военврач, биограф, переводчик

    В икентий Вересаев заинтересовался литературой еще в гимназические годы, свое первое стихотворение, «Раздумье», он опубликовал в 18 лет. Позже Вересаев стал врачом. Он описывал в книгах свой докторский опыт и литературные исследования, создавал произведения о революции и переводил древнегреческих поэтов.

    «Новые люди» в литературе

    В конце XIX века Вересаева увлекли радикальные политические взгляды. Он выступал в марксистских кружках и собирал у себя дома социал-демократов. В автобиографии Вересаев писал: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими. Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня».

    В 1894 году Викентий Вересаев написал повесть «Без дороги» о двух поколениях, которые потеряли «путеводную звезду» и не знают, куда им двигаться дальше. Спустя три года главная героиня повести «Поветрие» уже нашла собственный путь. Там же, где и автор книги, — в марксистских кружках и на политических собраниях. Викентий Вересаев чутко откликался на события в стране. Он создавал произведения о рабочих и крестьянах: повесть «Конец Андрея Ивановича», очерки «На мертвой дороге» и «Лизар», — в 1904–1905 годах написал «На японской войне». Молодой писатель искал такой жанр, в котором публицистика могла бы соединиться с художественным описанием, и нашел его — так появилась публицистическая повесть.

    Со временем революционный пыл в писателе угасал. В 1922 году Вересаев опубликовал роман «В тупике» о семье Сартановых. В нем автор показал, как расслоилось общество в годы переворотов. Персонажи романа — отец, представитель «старой» интеллигенции, и дети-революционеры — обречены на непонимание и бесконечные ссоры.

    Писатель из медицинского вуза

    В начале ХХ века была популярна шутка, что в России больше всего писателей выпускают медицинские вузы. Викентий Вересаев — еще одно тому подтверждение. В 1894 году он окончил медицинский факультет и начал работать врачом в родной Туле, а позже — в Боткинской больнице Санкт-Петербурга.

    Книгу о работе доктора «Записки врача» Викентий Вересаев написал в 1901 году. Биографическая повесть рассказывала о практике молодого врача, его столкновении с неромантичной реальностью, об экспериментах на людях и врачебной этике. Хотя «Записки» и шокировали публику, произведение быстро стало популярным у читателей, а Викентий Вересаев — известным в литературной среде.

    В 1904 году, во время Русско-японской войны, Вересаева призвали на военную службу и как военврача отправили в Маньчжурию. Он нес службу в тяжелейших условиях, не раз ему приходилось оперировать буквально на передовой. Фронтовым врачом он служил и позже, во время Первой мировой.

    «Монтажер» характеристик и мнений

    В 1910 году, после смерти Льва Толстого, Вересаев создал объемный труд о двух писателях уходящей эпохи — Толстом и Достоевском. Книга «Живая жизнь» до сих пор популярна и у литературоведов, и у биографов. Викентий Вересаев считал ее одним из самых значимых произведений в своем творчестве.

    В 1920–30-е годы Вересаев почти все время посвящал изучению литературы. В этот период он написал книги «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни» и «Спутники Пушкина». Вересаев впервые в русской литературе начал писать биографии в новом жанре — хронике характеристик и мнений. Например, у книги «Гоголь в жизни» был подзаголовок «Систематический свод подлинных свидетельств современников». Автор не давал трактовку событий из жизни своего персонажа, не описывал их с помощью художественных средств. Он создал лишь предисловие, комментарии и «монтировал» исторические факты, ссылаясь на источники.

    Переводчик древнегреческой поэзии

    Викентий Вересаев увлекался переводами. В 1919 году он получил Пушкинскую премию за переводы древнегреческой поэзии. Несколько лет спустя Вересаев начал работать над новыми переводами Гомера. Он не отказывался от переводческих традиций «Илиады» и «Одиссеи», которые создали Николай Гнедич, Василий Жуковский и Николай Минский. В предисловии к «Илиаде» Вересаев написал: «Все хорошее, все удавшееся новый переводчик должен полною горстью брать из прежних переводов». Однако он видел в них недостатки: у Гнедича — архаический язык и перенасыщенность текста церковнославянскими словами; Минский, как писал Вересаев, «вял и прозаичен». В своем тексте он стремился максимально приблизиться к древнегреческому оригиналу, сделать язык классической поэзии более близким и понятным читателю.

    Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), — С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. Отрывок из поэмы «Илиада», перевод Николая Гнедича

    Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына, Гнев проклятый, страданий без счета принесший ахейцам, Много сильных душ героев пославший к Аиду, Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным Птицам окрестным и псам. Это делалось, волею Зевса, С самых тех пор, как впервые, поссорясь, расстались враждебно Сын Атрея, владыка мужей, и Пелид многосветлый. Отрывок из поэмы «Илиада», перевод Викентия Вересаева

    В 1929 году Викентий Вересаев выпустил собрание своих сочинений и переводов. В него вошла и поэзия, включая «Работы и дни» и «Теогонию» Гесиода.

    Вересаев: сочинение

    Как работал Гоголь

    Ю. Фохт-Бабушкин. Примечания // В. Вересаев. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. — М.: Правда, 1990. — 532-559. — Тираж 1700000 экз.

    Как и при публикации «Пушкина в жизни», кажется интересным дополнить «свод свидетельств современников» собственными размышлениями В. Вересаева о Гоголе. В брошюре «Как работал Гоголь» (она издавалась дважды московским издательством «Мир»— в 1932 г. и 1934 г.); В. Вересаев зачастую обращается к тем же материалам, что и в «своде свидетельств современников», но в данном случае использует их для изложения собственного вполне определенного взгляда на Гоголя, т. е., по сути, комментирует свой «литературный монтаж».

    Ниже приводятся выдержки из брошюры.

    Оскар Уайльд где-то говорит: «Жизнь крупных писателей на редкость неинтересна: они совершенно выдыхаются в своих книгах, для жизни ничего не остается. Маленькие писатели в этом отношении куда интереснее». Среди неинтересных писательских биографий биография Гоголя выдается своею сугубою неинтересностью и серостью. Внимательнейшим образом проследишь ее, — и воспоминанию совершенно не на чем остановиться. Только и остается в памяти, как Гоголь готовил макароны, да как ломался и капризничал, прежде чем сдаться на упрашивания поклонников прочесть что-нибудь из своих произведений. Бледным, золотушно-вялым призраком проходит Гоголь через жизнь. Никаких общественных исканий, никакого бунтарства даже в ранней юности; никакой страсти, никакой даже самой обыденной любви к женщине; нелюбовь к жизни, брезгливое желание замкнуться от нее, уйти подальше.

    Полное «беспроисшествие», говоря языком самого Гоголя. Но не только жизнь серая и тусклая. Читая биографию Гоголя, мы с изумлением наблюдаем, что в собственной жизни своей величайший наш сатирик проявлял себя точно так, как проявлялись бы выброшенные им в мир на вечное осмеяние Чичиков, Хлестаков, Ноздрев, Манилов. Дела свои Гоголь устраивает с небрезгливою ловкостью Чичикова, пускает в глаза пыль с упоением Хлестакова, завирается совершенно, как Ноздрев, строит сантиментально-фантастические планы с наивностью истого Манилова.

    Двадцатилетним молодым человеком Гоголь приезжает в Петербург. Ищет места, нуждается. Выпустил под псевдонимом свою поэму «Ганц Кюхельгартен», где говорит в предисловии, как будто от лица издателей: «Мы гордимся тем, что по возможности споспешествовали свету ознакомиться с созданием юного таланта». В журналах жестоко высмеяли и предисловие, и саму поэму. Гоголь бросился по книгопродавцам, отобрал свою книжку и сжег ее. В это время мать прислала ему из полтавской своей деревеньки 1450 рублей, с величайшим трудом ею сколоченные, для внесения в Опекунский совет в качестве процентов за заложенное имение. Гоголь присвоил эти деньги и уехал с ними за границу. Пробыл около месяца в Германии и воротился в Петербург. В покаянном письме к матери он писал:

    «Я в Петербурге могу иметь должность, которую и прежде хотел, но глупые людские предубеждения и предрассудки меня останавливали. Я слово дал, что больше не потребую от вас и не стану разорять вас так бессовестно».

    Однако очень скоро опять начинает просить у матери денег. Место он получил, но с недостаточным жалованием.

    «Теперь остается мне спросить вас, маменька: в состоянии вы выдавать мне в каждый месяц по сто рублей? Но, сделайте милость, говорите точную правду. Если это будет не по состоянию вашему, если через это вы принуждены будете отказывать себе в необходимом (как будто он сам не знает, что это так и будет!), — о, в таком случае я решусь пожертвовать всеми выгодами службы, решусь бросить Петербург, где, может быть, я бы составил себе счастье, короче, — все сделаю, на что только возможно решиться, лишь бы не навесть новых огорчений и забот вам!»

    Пользуется вспоможениями живущего в Петербурге богатого родственника А. А. Трощинского и пишет о нем матери:

    «Всевышний послал мне ангела-спасителя в лице нашего благодетеля, его превосходительства Андрея Андреевича, который сделал для меня все то, что может только один отец для своего сына; его благодеяния и драгоценные советы навеки запечатлеются в моем сердце» и т. д.

    А Б следующем письме к матери пишет:

    «Незадолго перед сим вручил я письмо к вам Андрею Андреевичу, по его требованию, в собственные его руки, незапечатанное; следовательно, вы не подивитесь, если я в нем немного польстил ему. Впрочем, он точно для меня много сделал».

    Просит мать высылать ему, если попадутся, всякие древности, старинные стрелы, находимые в реке Пеле и т. п. «Сделайте милость, пришлите их. Я хочу прислужиться этим одному вельможе, страстному любителю отечественных древностей, от которого зависит улучшение моей участи».

    В свете приведенных фактов не так уже невероятным представляется и сообщение известного казенного журналиста-доносчика Фаддея Булгарина, опубликованное им через два года после смерти Гоголя и так возмутившее друзей Гоголя, — о том, как молодой Гоголь явился к Булгарину с хвалебною одою в его честь, и как Булгарин определил его на службу. в Третье Отделение.

    В 1832 году, уже автором «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Гоголь приезжает в Москву — и в подорожной своей делает подчистку: вместо «коллежский регистратор» (один из самых мелких чинов) пишет: «коллежский асессор» (штаб-офицерский чин, которым так гордится Ковалев в гоголевском рассказе «Нос»). И это с той целью, чтоб под таким чином фигурировать в списке приехавших, публиковавшемся в «Московских Ведомостях». Ну, чем не Хлестаков?

    Выпускает в свет «Арабески» и, совсем пак бы мог сделать Чичиков, пишет Погодину: «Пожалуйста, напечатай в «Московских Ведомостях» об «Арабесках» в таких словах: что теперь, дескать, только и говорят везде, что об «Арабесках», что сия книга возбудила всеобщее любопытство, что расход на нее страшный (нотабене: до сих пор ни гроша барыша не получено)».

    В 1833 году уверяет Пушкина, будто три года назад ему. Гоголю, безвестному молодому человеку 21 года, помощнику столоначальнпка в Департаменте уделов, предлагали профессорскую кафедру в Московском университете. Это вроде того, как Ноздрев уверял, что руками поймал за задние ноги зайца.

    В 1836 году Гоголь уезжает за границу. Средств у него мало. И вот, через своих влиятельных друзей, он начинает выпрашивать под самыми разнообразными видами у разных царственных особ всяких вспомоществований себе. Он пишет Прокоповичу: «Узнай у Плетнева, получил ли он от Жуковского что-нибудь, что мне следовало от государыни за поднесение экземпляра моей комедии». Пишет письмо царю с просьбою о назначении ему пенсии и поручает Жуковскому подать письмо. Получает пять тысяч рублей. В 1845 году, по представлению друга Гоголя, А. О. Смирновой, царь назначает ему содержание по тысяче рублей сер. в течение трех лет и т. д.

    И вообще дела свои он устраивает с обычною небрезгливостъю. В 1842 году Плетнев пишет Гроту: «Пришел ко мне Никитенко и показал письмо из Рима от Гоголя, который рассыпается перед ним в комплиментах, потому что Никитенко цензирует его сочинения. Я краснел за унижение, до которого в нынешнее время доведены цензурою авторы: они принуждены подличать перед людьми. Что, если некогда это письмо Никитенко напечатает в своих мемуарах? Не таковы были Дельвиг и Пушкин».

    Вечный приживальщик. Гоголь живет, ничего не платя, у своих друзей и поклонников. В дневнике своем Погодин раздраженно отмечает, что Гоголь живет у него и совершенно не интересуется тем, что ему, Погодину, приходится кормить двадцать пять человек. Гоголь жестоко рассорился с Погодиным; живя в одном доме, они не разговаривают и сообщаются письмами. Однако Гоголь продолжает жить у Погодина. Когда он, наконец, уехал, Погодин писал ему: «Когда ты затворил дверь, я перекрестился и вздохнул свободно, как будто гора свалилась у меня тогда с плеч». В 1849 году Гоголь пишет графине А. М. Виельгорской: «За содержание свое и житье не плачу никому. Живу сегодня у одного, завтра у другого. Приеду к вам тоже и проживу у вас, не заплатя вам за это ни копейки».

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×