Вересаев: сочинение
РУЛЕТКА:
Княжна Джаваха
История русского
Кузьмичев Е.К.
21/03 ОТМЕЧАЕМ :
Грановский Т.Н.
Кони Ф.А.
Морозов М.В.
Рихтер Ж.
Тихонов В.А.
Фарман М.
вставятся ссылки на произведения! ——>
Аннотация редакции: Работа В.Вересаева “Пушкин в жизни” открыла в свое время жанр хроники характеристик и мнений.
В настоящее издание вошли те главы из книги “Пушкин в жизни”, в которых отражается зрелый период жизни и творческого пути поэта. В разделе “Дополнения и комментарии” помещены новые материалы к биографии Пушкина, найденные уже после того, как Вересаев завершил свое исследование, в частности, выдержки из дневников Д.Ф.Фикельмон, А.А.Олениной, из переписки Карамзиных, Гончаровых и других. Иллюстрации/приложения: 73 шт.
Систематический свод подлинных свидетельств современников.
“Это было удивительно. В убогом садике, на убогой сцене, никому не ведомый актер вдруг перевернул все, и там, где по ходу действия и по замыслу композитора нужно было смеяться над рогоносцем, хотелось плакать над несчастным старым человеком с разбитой верой в женщину и в правду. “
“. Страдные дни властно отбирали себе у Ильи все его помыслы и всю душу. И вот короткие ночи он вместо отдыха одиноко ходил с ребенком под лозинами, отдаваясь на свободе воспоминаниям и тоске.”
Рассказ приятеля.
“. Иван держался деревенским обломом, совершенно не понимавшим всех тонкостей почтительности и подчинения; он и шапку снимал перед мастером, и не садился при нем, а все-таки во всей его манере держаться сквозило глубокое и несокрушимое чувство своего достоинства. “
Восточная сказка.
Из записной книжки.
“Я шел по улицам Старого Дрездена. На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть ее, прославленную Сикстинскую мадонну. Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. Между тем бесчисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. “
“С каждым годом. ”
Случай на Хитровом рынке
“Не такой подлец”
Писатель
Проклятый дом
Ошибка
Документ
“Студент, получив. “
Случай
Франческа
Под огнем паровоза
С опозданием
Анна Владимировна
Фельдшер Кичунов
Степан Сергеич
Иван Иванович
Фирма
Супруги
Парикмахер по собачьей части
Ночью
Похороны
“Приехал в Петербург помещик. “
В кабинете помещика средней руки
За винтом
Грех
Кентавры
Великодушный
“Бог соединил”
“В земскую больницу. “
“- Как здоровье. “
“У нестарой еще бабы. “
“- У нас в деревне в церкви. “
“- У нас в деревне человек один. “
“Киево-Печерский монастырь. “
“Эта же женщина рассказывала. “
“За Байкалом. “
На пожарище
На деревенском базаре
“Букинисты. “
“Сапожник. “
Вежливость
На пчельнике
“В восьмидесятых-девяностых годах. “
“В те же годы. “
“Было это в конце 1898 года. “
“В конце, кажется, девяностых годов. “
“Говорят, “ревнив, как Отелло”. “
“В девяностых годах в Петербурге. “
“Весною 1901 года. “
“4 марта 1901 года. “
“Смидович, Петр Гермогенович. “
Два побега
“Вчера был с двумя знакомыми. “
“Прасковья Семеновна Ивановская. “
“Баронесса Доротея Эртман. “
“Это какая-то изначальная, первобытная стихия. “
“Нашему госпиталю. “
“Из нашей части. “
Враги
Московский литературно-художественный кружок
“Жил в Москве знаменитейший адвокат Плевако. “
“Инженер-путеец. “
“Последние годы совместной жизни. “
“Я сказал А. И. Куприну. “
“Скульптор Волнухин. “
П. Ф. Лесгафт
“Рудометов. “
“По Новому шоссе. “
Мимоходом
Букеты
Испытание
“На южном берегу Крыма. “
“Была няня. “
“- Сейчас я одну индийскую сказку прочел. “
“Жена. “
“- Я вас давно заприметил. “
Срочный разговор
“Поступила к нам однажды. “
“Зимой 1906/07 года. “
“На одном кладбище. “
“- Мне доктора не хотели сказать. “
“У публициста Г. А. Джаншиева. “
“Дачный поселок Коктебель. “
Суд Соломона
“В. Дагестане. “
“- Сколько яблоко стоит. “
“В Крыму. “
“Председатель ревкома. “
“Я спросил пожилую работницу. “
“Ты любишь жить вкусно. “
“Он не переваривал лжи. “
“Этот человек горд. “
“Подошла к трамвайной остановке. “
“Вдали, на горизонте. “
“Сколько термометра ни нагревай. “
“Если ты не умеешь. “
“В тридцатых годах прошлого века. “
“Он за нею не ухаживал. “
“Постепенно возникла между ними любовь. “
Рассказы о детях
“- Отчего ветер. “
“Образ в церкви. “
“- Соня, у тебя есть папа. “
“- Ну, Сергунька. “
“С ним же. “
“- Почему в молитве. “
“- Как тебя звать. “
“Идет по улице чиновник. “
“Я тогда жил в Туле. “
“В комнате было темно. “
“Таня начала раз такую сказку. “
“- Я не люблю спать. “
“- Это кто. “
“- Это кто, сын Акулины. “
“- Маня. “
“Трехлетний мальчик. “
“Мать гуляла с Борей. “
“Девочка. “
“Я спросил Марину. “
“Ира. “
“Она же. “
“- Как Мишку вчера лупили. “
“В Коктебеле. “
“Мы с нею знакомы. “
“- Все комар. “
Из дневника
Из драмы, сочиненной маленьким мальчиком
“Маленький, смешной карапуз. “
“Я снимал дачу. “
“- Леля. “
“Профессор. “
“- Мама. “
“Перед окном кондитерской. “
“На пляже. “
“Мальчик Игорь. “
“Утром. “
“В прекрасной книге. “
“Галя. “
“- Лиза. “
“Гимназистка. “
“Чтоб девочка не узнала. “
(Рассказывал один художник)
“Боря. “
Школьное сочинение
Исторические личности в поэме “Полтава”
“- Откуда люди появились. “
Воинствующий безбожник
“Примусы отшумели. “
“Иду в Крыму по саду. “
Ванька
Юра
Выдуманные рассказы
Неопубликованная глава
Зеленая лошадь
Юбилей
Концерт
Друзья в масках
“Есть ученые биологи-педанты. “
“Если внимательно глядеть кругом. “
“У нас в Туле. “
“На окраине Боржома. “
“В Тбилиси, зимою 1943 года. “
“Мы катили на автомобиле. “
“Потешнейшая собачонка. “
“У угла моей дачи. “
“В марте месяце 1911-го года. “
“Часто я стою на улице. “
“С этим самым Бобкой. “
“Шел вечером по Денежному переулку. “
“Была у нас в семье. “
“В таком же роде. “
Рабиндранат Тагор
[Глава без номера]
Чохов
Александр Степанович
Миллионерша и дочь
Софроний Матвеевич
“Фрейлина императорского двора. “
Вера Фигнер
Туча и зорька
Около литературы
Около шампанского
Р. М. Хин
Литературные записи. Моцарт и Сальери
Пари
На закате
Как он меня удивил
Всю жизнь отдала
Eulhymia
Курьезный случай
В приемной
Трусиха
Священнослужитель
(Мысли, факты, выписки, дневниковые записи)
«Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий»
Он был современником Л. Толстого и Чехова, Куприна и Бунина. За его писательской судьбой пристально следил М. Горький. Он сохранил верность традициям критического реализма в годы разгула декаданса, сумел решительно противостоять модернистским лозунгам и декларациям. Сформировавшись как писатель задолго до Октябрьской революции, он смог органично включиться в литературную жизнь молодого государства.
У Вересаева были творческие успехи, были мучительные искания, были тяжелые срывы. «Бешеный ход истории» порой стремительно увлекал его, порой выбрасывал из колеи. Явные творческие успехи и досадные заблуждения — и то и другое было по-своему закономерным. Однако он всегда был честен, не шел на компромиссы с совестью, оставался человеком «прямой, свято-честной, смелой»’ души, как сказал о нем А. М. Горький еще в 1900 году.
Викентий Викентиевич Смидович (Вересаев) родился 4 (6) января 867 года в г. Туле в семье врача. И его отец, и мать были ценителями художественной литературы, любовь к которой передалась будущему писателю уже в детстве. Это не мешало им, однако, быть приверженцами умеренно-либеральных политических взглядов и сторонниками нравственно-религиозного воспитания. Влияние родителей, особенно отца, на будущего писателя было весьма значительным, о чем он сам впоследствии не раз говорил. Однако уже в годы учебы в Тульской гимназии у мальчика наметилось несколько критическое отношение к отцовскому авторитету. На смену увлечению Майн Ридом и Густавом Эмаром приходит интерес к Добролюбову, Миллю, Писареву, «чему отец,— но свидетельству самого Вересаева,— очень не сочувствовал».
Окончив гимназию, Вересаев в 884 году поступает на историческое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В годы учебы в университете он, по собственному признанию, «деятельно и с увлечением участвовал в разнообразнейших студенческих кружках, лихорадочно живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». В то время еще свежи были в памяти выступления революционного народничества. Но в атмосфере реакции даже лучшие представители русской интеллигенции отказывались от революционной борьбы.
Первые литературные опыты Вересаева — рассказы «Скверный мальчишка» (1886), «Загадка» (1887), многочисленные стихотворения — свидетельства серьезных раздумий над жизненным назначением человека, первые попытки разуверившегося современника «отвоевать надежду». После окончания в 1888 году Петербургского университета Вересаев, к тому времени уже твердо решивший стать писателем, поступает на медицинский факультет университета в Дерпте (ныне г. Тарту). Влечение к медицине могло быть связано с модной в то время теорией «экспериментального романа» Э. Золя. «…Моею мечтою было стать писателем,— говорил Вересаев по этому поводу,— а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии».
Колебания между соблазнами самодовольной сытой жизни и перспективой служения обществу становятся в эти годы важной темой вересаевской беллетристики. Притом позиция автора определяется четко: он на стороне тех, в ком побеждает чувство гражданского долга.
Уже по окончании первого курса Дерптского университета Вересаев печатает в 1889 году в ноябрьском номере журнала «Книжки «Недели» рассказ «Порыв». Предельно простая фабула произведения — 5-летний Митя, вопреки велениям «благоразумного» отца, бросается на помощь людям, борющимся с наводнением,— позволила высказать свое отношение к обывательской, индивидуалистической психологии «отцов». Однако он остается покуда еще в сфере морально-этической, рассматривая сугубо социальный вопрос об общественном поведении различных слоев русской интеллигенции в плане семейно-нравственном.
В следующем же произведении Вересаева — рассказе «Товарищи» —тема предательства общественных интересов уже выводится из «семейной» сферы, хоть решается еще в плане нравственно-этическом, а не социальном. Герои рассказа некогда, в студенческие годы, страстно мечтали о служении обществу. Теперь же, попав в провинциальную глушь, они превратились в заурядных «существователей». «Все были несчастны, да,— пишет Вересаев; — но никто из них не уважал своего горя, да и не стоило оно уважения… Горе дряблое, бездеятельное, ему нет оправдания; стыдиться его нужно, а не нести в люди». Еще летом 1890 года Вересаев посетил один из рудников г. Юзовки (ныне г. Донецк), где наблюдал каторжные условия труда шахтеров. В 1892 году он приезжает сюда вторично — на этот раз в связи с эпидемией холеры. Все увиденное он описал в цикле очерков «Подземное царство».
Ко времени окончания Дерптского университета Вересаев почти полностью завершил работу над повестью «Без дороги». Это было произведение, как бы подводящее итог его первым шагам на литературном поприще и открывающее новый период жизни и творчества автора — период гражданской и писательской зрелости.
В эти же годы Вересаев много занимается издательской деятельностью. При его непосредственном участии издаются книги Горького, Серафимовича, Короленко, комплектуется «Народно-школьная библиотека». В 1911 году, в связи с пятидесятилетием со дня смерти Т. Г. Шевченко, под редакцией Вересаева выходит на русском языке сборник произведений великого украинского поэта — «Песни Тараса Шевченко».
В 1912 году от имени «Книгоиздательства писателей» Вересаев обращается с письмом к М. Коцюбинскому с предложением принять участие в работе издательства. Надо сказать, что Вересаева связывали долгие годы дружбы с женой украинского писателя Верой Устимовной Коцюбинской. Сохранилась их переписка. При непосредственном участии Вересаева в 94 году вышел третий том сочинений М. Коцюбинского на русском языке.
Рассказы Вересаева, написанные в годы первой мировой войны («У дервишей», «Марья Петровна», «У черного крыльца», «Случай», «Дедушка», «Семейный роман»), во многом искусственны, надуманы; разделяя то или иное заблуждение или верование, Вересаев стремится подогнать под него жизнь. Писатель начинает изменять основному принципу своего художнического видения жизни — принципу правдивости.
В 20—30-е годы современная тема давалась Вересаеву нелегко. Художественно осваиваемая действительность преломлялась в его сознании сквозь ту, по выражению Горького, «излюбленную правду», на почве которой он только и мог чувствовать себя художником. Но тяготение к голой фактологичности порой мешало ему осмыслить явления современности.
Своим «Невыдуманным рассказам» (940) Вересаев предпослал слова Рабиндраната Тагора: «Чистый вымысел принужден всегда быть настороже, чтоб сохранить доверие читателя. А факты не несут в себе ответственности и смеются над неверящими». В 30-е годы этот взгляд стал для Вересаева сознательным творческим принципом.
«Невыдуманные рассказы» повествуют о социальных противоречиях и конфликтах дореволюционной русской действительности, о новой морали и новых общественных отношениях в советскую эпоху, о гуманизме и самоотверженности русского человека, о солдатских буднях, о детях и детском мировосприятии, наконец — о животных. Некоторые из «Невыдуманных рассказов» — такие, как «Враги», «Ночью», «Под огнем паровоза», «Чохов», «Грех», «Проклятый дом», «Голубая комната» и целый ряд других,— стоят в одном ряду с лучшими образцами русской новеллистики. С начала 20-х годов Вересаев работает над произведениями мемуарно-очеркового характера, впоследствии объединенными в книги «В юные годы» и «В студенческие годы». Сложнейший процесс становления человеческого характера, характера русского интеллигента-демократа показан здесь писателем без малейшего желания выставить себя в выгодном свете. Вересаев оставил также воспоминания о своих современниках — Н. Михайловском и В. Короленко, Л. Толстом и А. Чехове, Л. Андрееве и Н. Гарине-Михайловском, В. Засулич и В. Фигнер.
В 1924 году Вересаев обратился к пушкинской теме (книга рассказов под названием «Поэт»). В 1926—1927 годах он создает обширный литературоведческий труд «Пушкин в жизни». Эта книга, в которой использованы многочисленные воспоминания современников Пушкина, имеет несомненную историко-литературную ценность. Правда, местами она не вполне верно воссоздает облик великого поэта. И все-таки работа Вересаева, показавшая «живого Пушкина» «во всех сменах его настроений», «во всех противоречиях сложного его характера», заняла свое место в пушкиниане. В 1933 году писатель опубликовал и другую крупную литературоведческую работу — «Гоголь в жизни».
6 марта 1939 года Вересаев присутствовал на открытии памятника Т. Г. Шевченко в Киеве. В этот день он выступил в республиканской прессе с заметкой «Любить Украину — любить Шевченко». «Бесстрашная революционность,— писал в ней Вересаев,— запорожская жажда воли, железное упорство, сосредоточенный гнев и великая любовь, славное прошлое в борьбе с угнетателями, лукавый юмор, несравненная музыка украинского языка, запах цветущих вишневых садов, пирамидальные тополя над белыми хатами — все это в поэзии Шевченко».
Последние годы жизни Вересаев посвятил переводу на русский язык «Илиады» и «Одиссеи». В тяжелые времена борьбы с фашизмом Вересаев напишет: «У нас и под гром пушек продолжается широкая культурная работа и предоставляются для нас все возможности». Писатель дожил до победы. Смерть настигла его за редактированием последней песни «Илиады» 3 июня 1945 года. Многолетний творческий труд Вересаева был отмечен Государственной премией первой степени.
Подготовка к написанию части С
ЕГЭ по русскому языку
1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту:
2) совершенствование навыков анализа текста;
3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
![]() |