Теория литературы: сочинение

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературоведение — это одна из двух филологических наук и одна из многих искусствоведческих наук. Вместе с тем это иисторическая наука, связанная со всеми науками об истории человечества и с их помощью стремяща­яся установить закономерности своего предмета — исто­рии литературы народов мира.

Поэтому литературоведам недостаточно овладеть ме­тодологическими принципами в их общем виде. Вместе с искусствоведами, театроведами, музыковедами литературоведы должны создавать на этой основе конкретную теорию существенных особенностей художественного творчества, или иначе — теорию искусства, его со-

держания и его формы. С такой же конкретностью они должны разрабатывать и теорию художественной литера­туры как вида искусства.

Из этого следует, что в составе литературоведения на­ряду с его основной частью — историей литературы разных стран и эпох — есть и другая, не менее важная часть — теория литературы, находящаяся с ней в тес­ной связи и взаимодействии.

Теория литературы как отдельная дисциплина литера­туроведения имеет свое очень долгое историческое разви­тие. Первым сочинением по теории литературы была «По­этика» древнегреческого философа Аристотеля. Ее наибо­лее важная часть посвящена изучению жанра трагедии. С тех пор и до нашего времени, в особенности за послед­ние три столетия, интерес к теоретическим вопросам ис­кусствознания и литературоведения все усиливается.

Развитие теории литературы за это время обнаружива­ет в основном две противоположные тенденции. Одна из них проявляется в работах литературоведов буржуазных стран, занимающих консервативные и реакционные пози­ции. Эти литературоведы стоят обычно на идеалистической точке зрения, но в своих научных взглядах они все больше отказываются от объяснения национально-исторического развития литературы духовной первоосновой жизни, как это делал Гегель, и увлекаются теориями компаративизма и формализма. Формализм и структурализм являются вли­ятельными направлениями в литературоведении буржуаз­ных стран.

Другая тенденция развития теории литературы за­ключается в усилении и углублении в ней материалисти­ческого миропонимания. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в середине XVIII в. выдающимися пред­ставителями немецкого и французского просветитель­ства — Г. Э. Лессингом, автором «Лаокоона, или О гра­ницах живописи и поэзии» и «Гамбургской драматургии», и Д. Дидро, автором «Парадокса об актере» и очерка «О драматической поэзии». Позднее более углубленную и систематическую, хотя все еще непоследовательную, раз­работку идей материалистического понимания искусства и литературы дали в своих работах русские демократы-про­светители В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Доб­ролюбов. Многие их положения и в настоящее время со­храняют свое научное значение. Еще большую ценность для современной научной теории литературы представля­ют литературные статьи, письма и высказывания К. Мар-

кса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, содержащие последова­тельное историко-материалистическое разъяснение неко­торых важных проблем.

Разработка вопросов теории литературы имеет огром­ное, по сути дела решающее, значение для исторического изучения литератур различных эпох и народов — для ис­тории литературы как основной части литературоведения. Историческое изучение литератур народов мира не может осуществляться без применения общих понятий об отдельных свойствах и особенностях литературных произведений, об отдельных сторонах процесса лите­ратурного развития. Все эти понятия должны быть ясны и определенны по своему содержанию и по своему со­отношению. Без этого сама историко-литературная мысль окажется неясной, неотчетливой, запутанной. Разработку и систематизацию общих понятий литературоведения и выполняет теория литературы. Она дает истории литера­туры инструмент для ее конкретных исследований. Если бы история литературы не имела теоретически обработан­ных общих понятий, она вынуждена была бы заниматься лишь описанием отдельных фактов.

Взаимодействие истории и теории всех видов искусств разъяснил Чернышевский. «История искусства, — писал он, — служит основанием теории искусства, потом теория искусства помогает более совершенной, более полной об­работке истории его; лучшая обработка истории послужит дальнейшему совершенствованию теории, и так далее, до бесконечности. Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его исто­рии, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах» (100, 265—266).

Действительно, невозможно создавать историю литера­туры как науку, не имея «понятия о предмете, его значе­нии и границах». Как можно говорить об истории литера­туры, не зная, что такое вообще художественная литера­тура, какие произведения относятся к ее истории, а ка­кие — нет? Ответ на этот вопрос дает теория.

Система научных понятий, которую создает для исто­рического изучения литературы ее теория, очень сложна и разностороння. Она складывается из нескольких разделов.

Прежде всего теория литературы должна разработать понятие о предмете литературоведения. Это понятие очень сложное. Для того чтобы иметь верное и полное понима­ние того, что такое художественная литература как вид

искусства, надо дать конкретный и обстоятельный ответ на целый ряд вопросов. В чем заключаются специфические (видовые) особенности содержания искусства в отличие от содержания других видов общественного сознания? В чем идеологическая сущность искусства и его познавательные возможности? Каковы специфические особенности литера­туры как вида искусства? Как зависит литература в исто­рически неповторимых особенностях своего содержания и формы от условий и обстоятельств национально-истори­ческой жизни общества? Ответ на эти вопросы требует разработки целого ряда общих понятий. Такую разработку и содержит первый раздел теории литературы — учение о специфике художественной литературы.

Не менее важен и другой круг проблем. На протяжении исторического развития каждой национальной литературы происходят существенные и закономерные изменения ее содержания и ее формы. Для того чтобы разобраться в этих изменениях, также нужна система теоретических по­нятий. В литературе существуют три основных рода — эпос, лирика, драма. Чем они отличаются друг от друга? Литература исторически изменяется в своих жанрах. В чем особенности каждого из них, например поэмы или романа, трагедии или комедии, оды или элегии? В литературе про­являются различные принципы отражения жизни. Каковы они, в чем сущность каждого из них? В литературе сменя­ются также разные направления, например классицизм, сентиментализм, романтизм. Что такое направления в от­личие от принципов отражения? Разработка этих и подоб­ных понятий составляет другой раздел теории литера­туры — учение об особенностях истори­ческого развития литературы.

Но для того чтобы рассматривать отдельные произве­дения с точки зрения национальных и эпохальных особен­ностей литературного развития, чтобы выяснить и оценить идейно-художественные достоинства произведений, необ­ходима сложная система понятий о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведений.

Какие стороны надо различать в содержании художе­ственных произведений; что такое образы произведений как средство выражения их содержания; как они постро­ены? Что такое, например, сюжет произведения и кон­фликты, в нем развивающиеся? Что такое словесная орга­низация произведения и каковы ее стороны? Каково бы­вает построение произведения в целом? Как связаны меж­ду собой различные стороны содержания и формы? На все

эти и подобные вопросы дает ответ еще один раздел тео­рии литературы — учение о сторонах и элемен­тах организации отдельного художест­венного произведения. Его иногда называют

Изучая историю тех или иных национальных литера­тур, литературовед вынужден на каждом шагу своего ис­следования пользоваться понятиями всех трех разделов теории литературы. И чем более теоретически вооружен­ной будет история литературы, тем более совершенной она окажется как наука.

Таково взаимодействие истории и теории литературы в общих пределах литературоведения.

Теория литературы по-своему интересна и необходима также для писателей. Писатель должен быть мастером художественного творчества. И как всякий мастер, он дол­жен хорошо понимать назначение, особенности, средства того дела, которое он призван выполнять с большим со­вершенством. Недаром у писателей всегда существует боль­шой интерес к вопросам литературной теории. Недаром многие писатели были вместе с тем и теоретиками литера­туры. Среди русских писателей достаточно вспомнить Ло­моносова и Карамзина, Пушкина и Гоголя, Чернышев­ского и Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Горького, Фе-дина и Фадеева.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9213 – | 7810 – или читать все.

Содержание

Глава I . Сочинение по литературе. Основные требования ………………………..……….. 8

Глава IV . Подбор материала …………………………………………………………..…… 18

Глава V . Составление плана……………………………………………………………. …. 22

Глава VI . Вступление к сочинению ……………………………………………………. … 23

Глава VII . Варианты заключений……………………………………………………. …… 28

Глава VIII . Членение на абзацы. Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой)……………………………………….….. 30

Глава IX . Выражение личной позиции………………………………………………..…… 32

Глава Х . Работа над черновиком и оформление работы…………………………….…. 35

Список использованной и рекомендуемой литературы …………………………………….. 37

Введение

Однажды в книге Л.С. Айзермана «Сочинение о сочинениях» я прочитала легенду о судьбе словесника. В ней рассказывалось, что, когда родился учитель литературы, у его колыбели собрались добрые феи.

– Ты будешь вечно юн, – так начала своё предсказание одна из них, – ибо всю жизнь проведёшь среди юных и молодых.

– Тебя ждёт жизнь, полная красоты и поэзии, тебе предстоит жить в мире образов, созданных величайшими мастерами слова, – продолжила вторая.

– Ты узнаешь, что такое настоящее счастье: увидишь плоды труда своего, – пообещала третья.

Но вместе с добрыми феями к колыбели словесника подошла и злая. Она предрекла:

– Ты будешь проверять тетради 1 .

Действительно, для многих словесников проверка ученических тетрадей – тяжёлый труд, однообразный, утомительный, отнимающий много сил и времени. А как горько порой сознавать, что все уроки литературы для кого-то из учеников прошли совершенно бесследно, ведь вместо сочинения, интересной самостоятельной работы, перед тобой механически переписанные страницы из учебных пособий, в лучшем случае – компиляция. Здесь нет места уму, душе, желанию самоутвердиться, «высказать себя».

О том, как научить детей писать сочинения по литературе, задумалась не сразу. В начале педагогической работы, следуя указаниям методичек, просто давала темы сочинений по изученному произведению, кратко комментировала их и назначала сроки сдачи работ.

Так, кстати, поступают многие учителя и сейчас, ведь ни в одном рекомендуемом тематическом планировании нет места урокам обучения написанию сочинений. Справедливо пишет Г.А.Обернихина, что «функции контроля преобладают над функцией изучения» 2 . Предварительная работа идёт лишь над конкретной темой. Занимает она, как правило, один час. В результате – стопка сочинений абсолютно безликих, написанных словно бы по трафарету, содержащих лишь учительские суждения.

Сочинению надо учить! И потратить на это нужно не один-два урока. Необходима систематическая работа над техникой написания. Вот почему в течение уже многих лет веду факультативный курс «Как писать сочинение на литературную тему» в 8-9 классах. Если нет возможности в проведении подобного курса, ищу время на обычных уроках для обучения технике написания сочинений. Это трудно, но, повторю, сочинению надо учить, прежде чем давать задание написать его.

Сочинение – это творческая работа. Можно ли вообще научить и научиться писать сочинения? Многие мои коллеги считают, что для создания творческой работы нужен особый дар, талант. Он или есть, или его нет. Не помогут никакие схемы.

Читайте также:  Иванов: сочинение

Нам кажется, что это мнение – самооправдание в нежелании или неумение обучать технике написания сочинений. Дар – это замечательно. Есть дети, обладающие природными способностями: выразительной речью, чувством стиля, логикой изложения мыслей, самостоятельностью суждений, полемическим задором… Если же дара нет, то, может быть, ученик так никогда и не будет писать, как врождённый филолог, но при наличии ответственности, трудолюбия, терпеливости, желания всё-таки писать будет, научится создавать грамотные письменные высказывания. Д.С.Менделеев писал: «Нет явного усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев» 1 . Секрет успеха часто заключён и в любви к литературе, в начитанности.

Каждый раз, приступая к занятиям по овладению техникой написания сочинения, провожу анкетирование среди учащихся. Вопрос один: «Как вы относитесь к сочинению по литературе? Аргументируйте свой ответ». Прислушаемся к словам учеников и подумаем, что мучает их: отсутствие одарённости или отсутствие определённых навыков.

– Сочинение! Нет, только не это! Готов решить пять контрольных по алгебре, чем «это». Ну нет у меня никаких эмоций по поводу классической литературы…

– Я очень люблю писать сочинения. Для меня это прекрасная и, к сожалению, редкая возможность высказать то, что на душе. Точно знаю: ни один предмет, кроме литературы, мне не позволит выговориться…

– Всё бы ничего… Не знаю только, как начать и как закончить …

– Сочинение у меня не получается. Получается пересказ…

– Мне не хватает мыслей. Всегда мучаюсь одним: что писать-то? Кажется, что и так всё ясно. Вы требуете 3-4 страницы, а я и на одной могу ответить на поставленный вопрос…

– К сочинению отношусь плохо. Для меня это тяжёлая работа. Пишу я много: всё кажется важным . Но всё написать невозможно…

– Когда объясняют всё понятно. Придёшь, сядешь писать – совсем ничего не понятно. А спросить уже некого…

– Меня угнетают мелочи: не так оформил эпиграф , не так процитировал , не сделал мостик …

– Люблю писать сочинения! Но ещё больше люблю читать чужие, если позволяют, конечно. Сразу видно, кто умён, кто повторяет избитое, кто просто списывает…

– Не хочу повторять чужих мыслей. А где взять свои? О чём ни начнёшь писать, всё кажется избитым, сто раз высказанным…

– Я не люблю писать сочинения, потому что это очень долгий процесс , требующий постоянного размышления, перелистывания различных пособий, перечитывания произведения…

Итак, «нет эмоций», «не знаю, как начать и как закончить», «что писать-то», «всё кажется важным», «где взять свои (мысли)», «получается пересказ», «долгий процесс», «не так процитировал», «не так оформил эпиграф», «не сделал мостик». Всё это, или почти всё, вопросы, касающиеся именно техники написания сочинения. Об одарённости дети не думают. Значит, считают, что вполне могут научиться писать сочинение, если овладеют какими-то приёмами. Задача учителя – поддержать учеников, помочь им.

Следует оговориться, что когда речь идёт о творчестве, трудно обойтись без споров, но единого рецепта нет и быть не может. Сочинение предполагает некоторую долю субъективности и в изложении, и в оценке, но каждый ученик должен знать законы построения текста, обладать дисциплиной мысли – техникой написания. Возможно, тогда предсказание феи («Ты будешь проверять тетради») потеряет свой зловещий смысл, а работа по проверке тетрадей будет приносить радость от встречи с новыми открытиями.

В данной работе мы ставим перед собой следующую цель : обобщить и систематизировать опыт работы в обучении школьников основным приёмам и методам написания сочинений на литературную тему. Для этого постараемся решить такие задачи :

1. проанализировать типы тем сочинений по литературе и виды их классификаций;

2. рассмотреть виды вступлений и заключений;

3. по возможности установить функции «мостиков» (переходов);

4. рассмотреть основные методические приёмы работы над планом сочинения, понятиями темы, идеи, видами вступлений и заключений…

Теория литературы: сочинение

Основные теоретико-литературные понятия

1. Художественная литература как искусство слова

Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.

2. Художественный образ – это основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания.

3. Фольклор – это (от англ. – народная мудрость) устное народное творчество. Особенности: вариантность, контактность творца или исполнителя со слушателем, коллективность создания и распространения. Фольклор представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску фольклорных произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. Среди многочисленных жанров фольклора выделяются былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, баллады, песни, частушки, обрядовая поэзия, притчи, легенды, духовные стихи.

4. Литературные роды и жанры

Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы:эпос, лирика, драма.

Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.

Эпос – изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои. Жанры: малые форы (рассказ, очерк, новелла), средние формы (повесть), большие формы (роман, роман-эпопея).

Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.

Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.

Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.

Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.

Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.

Драма – изобразительный род литературы. Предметом является объективное материальное бытие, представленное не во всей полноте, а через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях. Жанры: трагедия, драма, комедия.

Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.

Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.

Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.

5. Основные литературные направления

Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея; низких – сатира, комедия, басня. Представители:Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.

  • Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.
  • Наличие гражданских мотивов.
  • Антагонистические противоречия в основе конфликта.
  • Трагическая заостренность конфликта.
  • Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.

Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства; значимость понятия «естественного» человека; жанры:элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.

  • Культ чувств.
  • Культ природы.
  • Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).
  • Приоритет естественного чувства над разумом.
  • Сочувствие к простому человеку.
  • Откровенность в обрисовке человека.

Романтизм (конец XVIII – 1-я пол. XIX в.) Воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма; историзм, стремление к экзотике; расцвет лирики; жанры: исторический роман, идиллия, баллада; романтическая поэма. Представители: Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

  • Система персонажей с одним главным героем.
  • Неизменяемость характеров действующих лиц.
  • Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».
  • Экзотика сюжета и места действия.
  • Тема рока (фатума) в судьбе героя.

Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой; направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности; жанровая представленность:роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

  • Правдивое и достоверное изображение жизни.
  • Изображение исторически конкретного общества.
  • Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.
  • Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.
  • Изображение жизни и характеров в развитии.
  • Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».
  • Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).

6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.

Содержание: тема, проблема, идея, конфликт, пафос.

Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).

Проблематика – перечень проблем.

Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).

Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

Художественная форма: сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.

Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.

Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

Стадии развития действия

Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).

Завязка — это событие, которое является началом действия.

Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.

Читайте также:  Дойль: сочинение

Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.

Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.

Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.

Средства создания образа

1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.

2. Прямая авторская характеристика.

3. Речь героя. Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия.

4. Поступки, действия героя.

5. Психологический анализ персонажа: подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя).

6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.

7. Портрет героя. Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

  • натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);
  • психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);
  • идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).

8. Социальная среда, общество.

9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.

10. Художественная деталь: описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).

11. Предыстория жизни героя.

Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.

Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.

Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.

Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности.

7. Язык художественного произведения:

  • художественная лексика: тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;
  • синтаксические фигуры: повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;
  • эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.

Тропы (изобразительно-выразительные средства)

Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Гипербола – художественное преувеличение.

Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.

8. Проза и поэзия: сходство и различие

Проза

Поэзия

В основе создаваемого художественного мира

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕО́РИЯ ЛИТЕРАТУ́РЫ, один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу и общественную функцию литературного творчества и определяющий методологию и методику его анализа. Вопросы, изучаемые Т. л., составляют в основном три цикла: учение об особенностях образного отражения писателем действительности, учение о структуре художественно-литературного произведения и учение о литературном процессе. В первом цикле рассматриваются понятия образности, художественности, эстетического идеала, мировоззрения и метода, народности, классовости, партийности, принципов оценки литературного творчества в целом; во втором — понятия идеи, темы, характера, сюжета и композиции, вопросы стилистики и стихосложения; третий цикл рассматривает понятия стиля (и его взаимоотношения с методом), литературных родов, видов и жанров, литературных течений, направлений и, наконец, литературного процесса в целом (борьба, взаимодействие, взаимовлияние литературных стилей, жанров, течений и пр., определяемые как литературными закономерностями, так и общественной, идеологической борьбой). Многие из этих вопросов, как и сама терминология литературоведческая, нередко находят весьма различное освещение в современном литературоведении, но в основном их круг и их соотношение можно считать устоявшимися.

Марксистская Т. л. исходит из принципа последовательного историко-материалистического понимания художественного творчества и задач его изучения, рассматривает литературу в единстве формы и содержания, исследует ее идеологическую сущность, как она выразилась в эстетических идеалах писателя, понимаемых и оцениваемых в их исторической обусловленности и в их соотношении с интересами и задачами современности — на основе опыта искусства социалистического реализма.

Охватывая литературу на различных этапах ее развития, понятия и терминология Т. л. неизбежно приобретают чрезвычайно общий характер, поскольку они отвлекаются от конкретно-исторических черт и свойств определяемых явлений литературного творчества (например, понятия реализма, жанра, героя, сюжета и пр.), которые в своем историческом разнообразии, конечно, богаче обобщенного определения (так, герой в литературе классицизма существенно отличается от героя в реалистической литературе XIX в. или в советской литературе). Это каждый раз требует важных конкретно-исторических дополнений и уточнений в толковании термина. Термины Т. л. имеют, собственно говоря, функциональный характер, т. е. не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько определяют функцию, которую оно выполняет, соотношение его с другими понятиями. Рассматривая, например, сюжет, Т. л. не раскрывает его конкретного характера (фантастический он или реальный, психологический или авантюрный, романтический или реалистический, бытовой или условный и т. д.), но она указывает на его функцию — раскрытие характера через действие, отражение жизненных конфликтов в системе событий произведения — и, установив эту функцию, соотносит его с другими сторонами произведения.

Разобщенность теоретического и исторического начал, присущая Т. л., и стремление сблизить их ведут к попыткам создания исторической Т. л., или, как назвал ее Александр Н. Веселовский, «исторической поэтики». Однако при построении такой Т. л. возникает опасность превращения ее в историю литературы.

В 60-х гг. XX в. предприняты попытки построить Т. л. на основе историко-логического пути исследования, сочетающего круг основных теоретических определений с характеристикой их исторического многообразия. Так, авторы коллективного труда «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении» (кн. 1—3, 1962 — 1965), сохраняя отмеченные выше три основных цикла проблем, стремятся проследить в историческом плане развитие таких теоретических категорий, как образ, метод, характер, стиль, литературный процесс, роды и жанры литературы.

Разработка вопросов Т. л. началась еще в античности. Своеобразное развитие она получила в Индии, Китае, Японии и др. странах, осмысливая обладающий собственной национальной спецификой художественно-литературный материал, создавая свою терминологию и т. д. (подробнее об этом в ст. Поэтика).

В процессе исторического развития литературы, смены различных литературных течений и истолкования их художественного опыта формировалось и содержание Т. л., отражавшей в той или иной мере систему взглядов писателей классицизма (Буало), романтизма (В. Гюго), реализма (А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) в различные периоды развития, не говоря уже о влиявших на нее философских и эстетических течениях того или иного времени.

В конце XIX — начале XX вв. усиливается тенденция отграничить Т. л. от поэтики. В своей основе это восходит к стремлению вообще рассматривать поэзию как «язык в его эстетической функции» (Якобсон Р., Новейшая русская поэзия. Набросок первый, Прага, 1921, с. 11), что ведет к превращению поэтики в чисто лингвистическую дисциплину. В менее последовательной форме поэтику рассматривают в отрыве от Т. л., ограничивая ее изучением словесного воплощения замысла и включая в ее предмет литературные роды и жанры. Однако подобное разграничение Т. л. и поэтики не может быть признано научно обоснованным: Т. л. обедняется, поскольку от нее отрываются жанры, стилистика и стихосложение, неотъемлемо входящие в целостное единство содержания и формы литературы, а поэтика, в свою очередь, не может осмыслить свое ограниченное содержание вне связи с определяющими его более общими сторонами литературного произведения.

Обособление поэтики от Т. л. не поддерживается и в зарубежных теориях литературы. Например, широко распространенная американская «Теория литературы» Р. Уэллека и О. Уоррена (изд. 1949, рус. пер. 1978) рассматривает Т. л. и поэтику как синонимы. В СССР однозначность этих понятий отмечал в свое время Б. В. Томашевский (его кн.: Теория литературы. Поэтика, 6 изд., 1931), который, говоря о поэтике, рассматривал понятия темы, героя и др. О «необходимости вместить в сферу поэтики вопросы тематики, сюжетосложения, композиции и характерологии» говорил также В. В. Виноградов (Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, 1963, с. 178), хотя в то же время и возражал против растворения поэтики в общей концепции Т. л. Общность Т. л. и поэтики не может, однако, ограничивать возможность и даже необходимость автономного рассмотрения частных вопросов преимущественно в границах Т. л. или поэтики.

Современное развитие гуманитарных и точных наук ставит перед Т. л. новые требования, связанные прежде всего с наметившейся возможностью комплексного изучения художественной литературы на основе взаимодействия Т. л. с рядом смежных дисциплин и привлечения опыта точных наук. В частности, очевидно, что для Т. л. имеют важное значение психология (особенно психология творчества), широкое обследование читательской аудиторий, органич. привлечение лингвистики к изучению литературного языка (см. Стилистика) в его взаимосвязях с различными сторонами литературного текста, преодоление односторонности математического изучения словесной структуры произведения, соотношение образа и знака и пр. В связи с этим современная Т. л. характеризуется многообразными поисками подходов к изучению литературы (см., например, Структурализм, Анализ литературного произведения, Историко-функциональное изучение литературы).

Советская Т. л., основанная на марксистской методологии и тесно связанная с опытом искусства социалистического реализма, является одной из важнейших областей идеологической борьбы в современном мире; она противостоит всякого рода попыткам деидеологизации литературы, ослабления ее общественного значения.

Литература:
Сакулин П. Н., К вопросу о построении поэтики, «Искусство», 1923, № 1;
Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940;
Содружество наук и тайны творчества. [Сб. ст.], М., 1968;
Бушмин А. С., Методологические вопросы литературоведческих исследований, Л., 1969;
Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971;
Балухатый С., Теория литературы. Аннотированная библиография, М., 1929;
Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 7 Aufl., Bern — Münch., 1961;
Wellek R., Concepts of criticism, New Haven — L., 1963;
его же, A history of modern criticism, 1750—1950, v. 1—4, New Haven — L., 1955 — 1966.

Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Использование понятий теории литературы в сочинениях по лирике

Использование в сочинении

Творческая био­графия автора

История жизни и творчест­ва автора разбираемого про­изведения

Фактам биографии автора следует уделить вни­мание обязательно, если они просматриваются в тексте произведения, если есть посвящение, име­на, названия, даты и т. п. Чем более отвлеченно содержание стихотворения, тем менее уместно обращение к биографии автора

Читайте также:  Басе: сочинение

История созда­ния произведения

Время, место, история со­здания, черновые варианты произведения

Этот материал необходим, если он углубляет, рас­ширяет ваше восприятие произведения и умело вводится в сочинение.

Система взглядов, их эво­люция, в том числе гражданская позиция, эстетические, религиозные взгляды.

Не стоит рассматривать мировоззрение отдельно. О нем следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения

Род литературы (эпос, дра­ма), передающий пережива­ния человека, его мысли и чувства

Анализируя лирическое произведение, следует учитывать его специфику: внимание

к внутреннему миру человека, отсутствие сюжета, системы персонажей в том виде, в котором они характерны для эпоса и драмы.

Граждан­ская, любовная, философская, вольнолюби­вая, пейзаж­ная лирика

Эти определения весьма ус­ ловны, по основному содержа­ нию стихотворения

Пользоваться осторожно, с учетом условности и необязательности определения. Самое употребляемое из опре делений этого ряда — философская лирика, так как она может включать пейзаж как способ выражения переживания, может быть посвящена теме любви, р азмышлению о судьбе родины, осмыслению таких понятий, как свобода, Бог, творчество и др.

(Общепринятой терминоло­гии нет.) Лирическое стихо­ творение, песня, элегия, ода, апология и др.

О жанре стоит говорить, если налицо его признаки, и только в связи с содержанием.

Тема, идея, проблема, конф­ ликт, пафос.

Анализируется в единстве с формой, так как худо­ жественное содержание стихотворения реализуется с помощью композиции, образной системы, стихо­ творной речи. Следует избегать прямолинейной трактовки художественной идеи (главной поэтиче­ ской мысли), рассматривать ее движение через по­ строение стихотворения, художественные образы, детали и другие элементы формы. Не следует пере­ сказывать стихотворение, воспроизводя его «содер­ жание».

Условный образ поэта в лири­ ке, лирическое «я», художе­ ственный «двойник» автора в художественном произведе­нии .

Можно говорить как о лирическом герое стихотворения, так и своеобразии лирического героя автора (например, лирического героя Есенина). Следует разграничивать сферы употребления понятий поэт, автор и лирический герой. Сигналом к рассмотрению переживаний лирического героя в стихотворении в какой-то мере является употребление местоимения «я» и глаголов в 1-м лице единственного числа. Степень близости лирического героя автору может быть предметом анализа (см. «Творческая биография», «Мировоззрение автора»)

Деталь худо жественная

Подробности портрета, пейза­ жа, интерьера, поведения: жесты, мимика, движения, речь

Рассматривается как смыслообразующий элемент формы, характерный элемент авторской поэтики (например, у Ахматовой, Блока)

Повышение и понижение го­лоса, темп речи, сила ударе­ния, пауза и др.

Интонация связана с правильным, выразительным чтением стихотворения как про себя, так и вслух. Уловить интонационное своеобразие стихотворения, понять , чем диктуется повышение и понижение голоса, темп, ударение, пауза,- важная часть анализа, которая может быть отражена в сочинении.

Отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.

Истолкование художественного произведения с уче­том содержащихся в его тексте реминисценций и аллюзий, внимание к ассоциативным связям, кото­рые вызывают образы, мотивы произведения, – неотъемлемая часть всестороннего анализа худо­жественного текста

Намек на нечто известное (в том числе историческое событие, художественное произведе­ние, миф и т. д.)

Связь между отдельными представлениями: одно вызы­вает в памяти другое

Выстраивание ассоциативных рядов — один из приемов анализа

Прямое заимствование из текста художественного про­изведения, критической

литературоведче­ской литературы и т. д.

Употребление цитат должно быть логически оправданно, умеренно, грамматически правильно. Оптимальный способ цитирования – «усеченная цитата» (фрагмент стихотворении – несколько слов), введенная в текст непосредственно. При более подробном цитировании (4 строки –не более!) кавычки не употребляются, если сохраняется стихотворная строка.

Художественный метод, направление, течение.

Классицизм, романтизм, ре­ализм, модернизм, симво­лизм, акмеизм, футуризм, концептуализм и др.

Информация такого рода в сочинении не должна иметь характер констатации факта (Лермонтов — романтик, Блок — символист). Особенности метода, направления, течения следует рассматривать в про­цессе анализа конкретного стихотворения (Как проявляется романтическое двоемирие? В чем ре­алистичность пейзажа? Почему рассматриваемый образ — символ? и т. п.)

Особенности стиля автора, со­вокупность тех художествен­ных средств, которыми он пользуется

Рассматривая художественные особенности конк­ретного стихотворения, надо отмечать характерные для поэтики автора приемы. Следует использовать и сам термин «поэтика» в указанном значении.

Обобщенное понятие: карти­на, способ отражения окру­жающего мира, переживаний человека

Употребляется как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени и пространства, образ природы, образ города, образ поколения, так и в обо­значении ключевых образов: образ лирического ге­роя, образ Петербурга, образ осени, образ музы, образ ветра, а также более конкретных картин: образ «не­пробужденного»народа» (Тютчев), образ свечи (Пас­тернак), образ «риза чистая Христа» (Тютчев). Об­разы создаются с помощью изобразительно-вырази­тельных средств языка

Определение стихотворного размера – одного из элементов формы – рассматривается в связи с содержанием стихотворения и как элемент своеобразия авторской поэтики (например: пушкинские ямбы, трехсложные размеры у Некрасова, дактиль у Блока и Ахматовой, тонический стих у Маяковского)

Если в сочинении зафиксированы какие-либо особенности стихосложения, стоит осмыслить их художественную функцию.

Фоника (ассонанс, аллитерация)

Наблюдая эти явления, следует дать оценку их участия в создании художественного образа.

Рифма (мужская, женская, дактилическая; простая, составная; парная, перекрестная, опоясывающая)

Внимание к рифме как элементу формы стиха обусловлено степенью ее своеобразия (например, составные рифмы Маяковского), выразительностью и смысловой значимостью («век-человек» у Фета, «венца-глупца» у Пушкина)

Композиция (построение), расположение и соотношение частей. Грамматика. Тропы; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз, аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, обращение, восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, многосоюзие, бессоюзие

Идейно-композиционный анализ – один из универсальных приемов анализа художественного произведения (следить за развитием поэтической мысли); следует обращать внимание на художественную роль частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, местоимений – в создании образов, передаче поэтической мысли. Рассматривать, какими оттенками смысла троп обогащает впечатление об изображаемом явлении, как он участвует в передаче авторского отношения к изображаемому. Синтаксические фигуры рассматриваются как средство художественного изображения неотрывно от цели – придания тексту художественной выразительности (так же, как и тропы).

Художественный образ

Художественный образ — это обобщенное выражение действительности, неотъемлемое свойство искусства. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает дей­ствительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Художественный образ неотделим от своего объективно-существующего материального прообраза. Однако нужно помнить, что художественный образ – это прежде всего образ, картина жизни, а не сама жизнь. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Итак, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина челове­ческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимо­феев).
Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как “парус” или “тучки” у М. Ю. Лермонтова):

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом! ..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном .

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевско­го «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам предмет изображения — человек,
изменя­ются и формы его отражения искусством.
Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романти­ками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.
В образах литературы классицизма, например, очень мало индивидуального. Герои типизированы, шаблонны. Не меняется на протяжении произведения. Как правило, герой классицизма – носитель одной добродетели и одного порока. Как правило, все образы героев произведения классицизма можно разделить на положительные и отрицательные (Ромео и Джульетта, Гамлет Шекспира, Митрофанушка и г-жа Простакова у Фонвизина). А художники-романтики, напротив, уделяют внимание индивидуальному в человеке, изображают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Образ героя романтического произведения всегда двулик, терзаем противоречиями, которые происходят из-за разницы мира реального, в котором мы все живем, и идеального, того, каким мир должен быть (Квазимодо и Эсмеральда Гюго, Дон Кихот Сервантеса, Мцыри и частично Печорин Лермонтова). Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Их образы являются наиболее реалистичными, в них очень мало художественного вымысла (Чичиков Гоголя, Раскольников Достоевского). А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических про­изведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.
Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живопис­цы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственны­ми мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем и многогранен, как и сама жизнь.

Ссылка на основную публикацию
×
×