Некрасов Н. А.: сочинение

Сочинение: НЕКРАСОВ Николай Алексеевич

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич

[28.11 (10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области,—27.12.1877(8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832—37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839— 1840 считался вольнослушателем). Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов “Мечты и звуки”, встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово “не умереть на чердаке” и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. “Уму непостижимо, сколько я работал”, — вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале “Пантеон . ”, с 1841— в “Литературной газете” и “Отечественных записках”. В 1842— 1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с “литературной подёнщиной” (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк “Петербургские углы”, 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как “поворот к правде”; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием (“В дороге”, “Родина”). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в “Современнике”; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы “ с продолжением” (“Три страны света”, 1848—49, и “Мёртвое озеро”, 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; “. все симпатии его были на стороне Чернышевского”,— указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. “Только благодаря его великому уму,— вспоминал Чернышевский,— высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал” (Полн. собр. соч., т. 15, 1950, с. 793).

На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Некрасова как народного поэта, сатирика, обличителя “верхов”, заступника угнетённой деревни. Идейное общение с “новыми людьми” в “Современнике” помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью (“Поэт и гражданин”, “Размышления у парадного подъезда”, “Песня Ерёмушке”, “О погоде”, “Плач детей”). В 1856 вышел сборник Некрасова “Стихотворения”, воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859— 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи (“Дума”, Похороны”, “Калистрат”) и поэмы (“Крестьянские дети”, 1861; “Коробейники”, 1861; “Мороз, Красный нос”, 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу “грозил неумолимый рок”, Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьёва. Это была ошибка (“звук неверный”), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни (“Прости меня, о родина! прости. ”).

В 1868 Некрасову удалось взять в свои руки “Отечественные записки”. Он опубликовал здесь главы поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, поэмы о декабристах —“Дедушка” (1870) и “Русские женщины” (1872—73), сатиру “Современники” (1875—76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось “хождение в народ”. Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед самоотверженностью, звал к подвигу (“Сеятелям”, 1876, опубликовано в 1877). Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал “последние песни”, в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей “музе”: “Сестра народа — и моя”. Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имениобщества “Земля и воля” выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.

Поэзия Некрасова, подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века. Он не толькосочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. “Я лиру посвятил народу своему”,— сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразиитипов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова – от ранних стихотворений “Тройка” и“Родина”до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя (“Размышления у парадного подъезда”, “Орина, мать солдатская”, “Пир на весь мир”) и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей частью крестьянства (“Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел”?). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:

“Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!”.

Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Некрасов. В “Железной дороге” (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом (“Рыцарь на час”, 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — “Княгиня Волконская”, “Княгиня Трубецкая”. В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными народническими идеалами 70-х гг. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1866—76) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.

Важнейшая черта творчества Некрасова — его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах (“Современная ода”, “Колыбельная песня”) переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати (“Газетная”, “Песни о свободном слове”, “Суд”). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма “Недавнее время” (1871) и “Современники” (1875 — 1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображённых со щедринской силой.

Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.

Многие стихи Некрасова ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне (“Коробушка”, “Меж высоких хлебов. ” и других). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский (“Калистрат”, “Песня Ерёмушке”), Ц.А. Кюи (“Молодые”, “Сват и жених”, “Внимая ужасам войны”, “Катерина”), С.И. Танеев (“Бьётся сердце беспокойное”).

Марксистское литературоведение (Г.В. Плеханов и др.) ещё в дореволюционные годы начало разработку наследия Некрасова. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещённых или искажённых царской цензурой.

Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Некрасова в Санкт-Петербурге (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с 1947).

Некрасов Н. А.: сочинение

Поэзия Н. А. Некрасова – поэзия жизни, в которой нет ничего надуманного, вымышленного, нереального, а есть только совершенно новый взгляд поэта на трудный характер судьбы простого человека, на его проблемы и заботы, на человеческие страдания и людскую боль. Главный герой Некрасова – народ, самые обычные, простые русские люди. А суть поэзии Некрасова наиболее точно отражена в одной его строке: «Я лиру посвятил народу своему». И главная задача для поэта была не в том, чтобы скорбеть о порабощённом народе и сокрушаться о его печальной судьбе, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свою поэзию его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств. Основным источником этой поэзии было сочувствие угнетаемым людям:

Иди к униженным,
Иди к обиженным –
Там нужен ты.

Эту свою заповедь Некрасов не нарушал никогда. И в этом основное его отличие от всех других русских поэтов той эпохи. Жалеющих народ было много, но говорить от лица народа умел в ту пору один лишь Некрасов.

Ему, выросшему в дворянской среде, необходимо было пережить страшную ломку, чтобы сделать «мужицкие очи» своими, и научиться глядеть на мир и на самого себя этими очами. Его сердце было ранено ещё в самом начале жизни, в нём с детства укрепилась боль за страдания своего народа. Ведь уже в те ранние годы поэт до мельчайших подробностей знал жизнь крепостного крестьянства. Он часто тайком убегал к деревенским ребятам, удил с ними рыбу, купался в реке, ходил в лес за грибами. Их усадьба стояла у самой дороги, которая в ту пору была многолюдной и бойкой. Здесь мальчик встречался со всяким рабочим народом: с печниками, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню. Будущий поэт с увлечением слушал их рассказы. Водился мальчик и с рыбаками на Волге. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил позднее поэт. Но именно здесь, на этой реке, ему довелось испытать первое глубокое горе, когда он увидел бурлаков, стонавших от непосильной работы. Потрясённый, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними и услышал, как один из них без всякой жалобы, очень спокойно сказал, что ему хотелось бы скорей умереть. Эти слова ужаснули Некрасова:

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски.

Этому дворянскому подростку открылось «зрелище бедствий народных», к которому были так нечувствительны многие другие дворянские дети. Но не жалость, а протест вызывали в нём эти бедствия. И уже став взрослым, поэт по-новому прочувствовал впечатления детства, вспомнил горькую жизнь крестьян и решил посвятить своё творчество борьбе за народное счастье.

Разве смог бы он написать «Коробейников», «Крестьянских детей», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», если бы не провёл своё детство в непосредственной близости к родному народу. По этим произведениям можно изучать жизнь и быт крестьян, их верования, обычаи, народный язык. В них вершина некрасовского мастерства. Так поэма «Крестьянские дети» полна самобытности, лиричности, которая придаёт повествованию характер восторженной песни о русском народе, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста. Основой этого произведения можно считать диалог маленького мальчика с незнакомым прохожим. Уже с первых его слов автор показывает нам, как чувствует себя этот «мужичок с ноготок», как великолепно умеет он постоять за себя и дать отпор всякому, кто вздумает обидеть его. Вековое рабство не растлило народ, чувство свободы и чести сохранилось даже в малолетних его представителях:

В рабстве спасённое
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!

Но поэт не довольствуется только изображением крестьян, он пытается говорить от их лица, воспроизвести в поэзии их подлинный голос. Такова поэма «Коробейники», в ней все эпизоды, предметы и лица представлены так, как их видят герои: Ванька, Катерина, Тихоныч. Конечно, в характере этих людей есть немало отрицательных черт, объясняемых их темнотой, но в основном они человечны, талантливы, полны бодрого, житейского юмора, помогающего им нести свои тяготы. Нравственная сила героини поэмы заключается в том, что она видит своё право на жизнь в труде. Труд для Катерины – норма её бытия. Трудом определяется вся её личность. Даже любовь к «сердечному дружку», коробейнику Ваньке, выражается у этой труженицы в готовности облегчить своему будущему мужу его нелёгкую жизнь, стать его помощницей и другом. Да и сами коробейники- это типичные « пахари», уходящие из дому на временный промысел. Как и всё к угнетающему их строю. Горестные картины русской действительности, звучащие в рассказах Тихоныча, болью отзываются в сердце поэта, но его душа полна глубокого, искреннего уважения к простому человеку.

Наиболее полное слияние с народными массами мы чувствуем в поэме « Мороз, Красный нос». Она словно продиктована поэту народом. Особенно это выражается в том « внутреннем монологе», который произносить героиня поэмы, когда бежит поздней ночью сквозь лесную чащу по безлюдной тропе, чтобы спасти своего гибнущего мужа. Поэт словно говорит от её лица и живёт её жизнью. Он преклоняется перед простотой и в тоже время величием русской женщины.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –

таков женский образ у Некрасова. Его женщины способны «коня на скаку» остановить, в «горящую избу » войти. Это женщины труженицы:

В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде…

Все образы поэма « Мороз, Красный нос » – яркое свидетельство того, что народ, у которого даже его «слабая половина» так мужественна, так богата духовными силами, так устойчива и крепка, невозможно сломить.

Хотя в творчестве поэма иногда слышатся и нотки сомнения по поводу будущего русского народа, его размышления о том суждено ли ему всегда быть таким бесправным, угнетённый, или же он воспрянет. Так в « Размышлениях у парадного подъезда » автор обращается к народу с вопросом: « Ты проснёшься ль, наполненный сил?» И вновь сомнения:

Иль судеб повинуясь закону,
Всё, что ма, ты уже совершил.

Но как бы ни было ужасно положение народа, Некрасов верит в лучшее будущее для него. Этой верой наполнена поэма «Кому на Руси жить хорошо». Героем этой поэмы автор избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, всё «мужицкое царство», всю «сермяжную Русь». С первого взгляда народная жизнь, изображённая в этой поэме, представляется очень печальной. Уже названия деревень- Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Нелово, Неурожайка – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав поэты изображается деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», но на самом деле эти «счастливые» глубоко несчастны. Это замученные нуждою, больные, голодные люди. И вот среди этих людей назревает бурный протест. В главе «Крестьянка» перед нами престаёт Савелий «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слов трудового крестьянства, которые уже не желают мириться с помещичьим гнётом. Создавая образ народного мстителя, Некрасов показывает, что народ собирает силы для борьбы:

Рать подымается-
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Савелий не единственный богатырь на Руси. Рядом ним в поэме встают такие же величавые образы русских крестьян: Якима Наголо – вдохновенного защитника чести трудового народа, Ерлилла Грина – деревенского праведника, обладающего чувством ответственности, справедливости, умом и бескорыстной преданностью простым людям. А образ Матрены Корчагиной сумевшей отстоять своё человеческое достоинство в условия произвола и рабства. И, наконец, единственный истинный «счастливец» в поэме – Григорий Добросклонов, для которого главная цель жизни заключается в служении Григория трагично:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но предстоящая испытания не пугают его, потому что он твёрдо верит в торжество своего дела. Появления в народной массах таких нравственно сильных людей служило для поэта порукой будущей победны народа:

Сила народная,
Сила могучая –
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Вера в народ была для Некрасова источником вдохновения. Его стихи помогали читателю ещё глубже, как не необходимо по – настоящему любить свой народ, свою родину. И когда в стихотворении «Железная дорога» Некрасов обращался к молодому поколению, мне кажется, что он обращался именно к нам. Ведь не так уж и много изменилось за столько десятилетий, много общего можно найти в жизни народа того и теперь. Сменялись власть и правители, но русский народ оставался прежним . Поэтому и сейчас, когда наша страна переживает трудные времена, только вера в народ даёт нам надежду на лучшее будущее.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господ ни пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, яснею
Грудью дорогу проложить себе.

Поэзия Некрасова, полная горячей любви к народ, с его огромной жаждой иной, лучшей жизни, заставляет и нас трудится, бороться, отдавать свои силы тяжёлому дню настоящего во имя света завтрашнего дня.

Биография Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877)

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии. Когда мальчику исполнилось три года, семья поселилась в родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии. Отцом поэта был ар­мейский офицер, Алексей Сергеевич Некрасов, человек гру­бый и деспотичный, известный своей любовью к картам, жестоко обращавшийся и с крепостными крестьянами, и со своими домашними. Мать поэта — Елена Андреевная Закревская, варшавянка, происходившая из благородной, обес­печенной семьи, образованная, чуткая женщина,’горячо лю­бившая своих детей. Брак этот не был счастливым. Вспо­миная детство, поэт всегда говорил о матери как о великой страдалице. «Рассказывая, — пишет П. Гайдебуров, — он вспоминал о матери с такой любовью, с такой трогательной нежностью, он приписывал ей такое громадное влияние на всю свою жизнь и рисовал ее образ в таком поэтическом оре­оле, что для меня вполне стала понятна восторженность, с какою он вспоминал о матери в прежних своих стихотворени­ях». В стихотворении «Рыцарь на час», в «Последних песнях» Некрасов создал светлый, благородный облик этой чудесной женщины. В поэме «Мать» он говорит о ее неизг­ладимом влиянии на всю его жизнь:

И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей все разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты, —

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Именно мать привила детям любовь к литературе: она читала им сказки, рассказывала о всемирно известных писателях — Данте, Шекспире. В 1832 году, на одиннадцатом году жизни, будущий поэт поступил в ярославскую гимназию, в которой проучился до 1837 года. Обучение там было поверхностное, преподаватели плохо знали свои предметы, учеников секли. Некрасов много занимался самостоятельно: он читал произ­ведения Жуковского, Пушкина, Байрона, журналы Сенковского, Полевого, Надеждина. Тогда же он сам начал писать стихи.

В 1838 году он поехал в Петербург, чтобы поступать в уни­верситет. Однако не выдержал вступительные экзамены и стал вольным слушателем филологического факультета. Отец был против занятий сына: Алексей Сергеевич, мечтавший о воен­ной карьере для сына, лишил его материальной поддержки. Будущий поэт вынужден был зарабатывать себе на жизнь: да­вать частные уроки, писать прошения, письма и т.д. Позднее Некрасов рассказывал одному из знакомых: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Прихо­дилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволялось читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь» [34]. Трудности, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В 1840 году поэт издает первый сборник стихов «Мечты и звуки». Однако литературный дебют оказался неудачным. Критика встретила сборник резкими и недружелюбными от­зывами. Белинский заметил, что «посредственность в стихах нетерпима».

В начале 40-х годов Некрасов становится постоянным со­трудником журналов «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», редактором которых был Ф.А. Кони. В этих журналах поэт публикует многочислен­ные очерки, рассказы, повести, фельетоны, статьи и рецен­зии. Также он много пишет для Александринского театра — водевили, пьесы комического содержания. Подписывался Некрасов комическими псевдонимами: «Наум Перепельский», «Феклист Онуфрич Боб».

С 1841 года Некрасов сотрудничает с журналом «Отечествен­ные записки». В 1843 году он познакомился с В.Г. Белин­ским. Дружба с Белинским сыграла очень большую роль в жиз­ни поэта. Критик имел на него очень большое влияние, открывал ему свои взгляды на искусство, на роль и назначе­ние поэта. Белинский сразу же угадал в Некрасове талант, поддержал его, познакомил со многими писателями. Чув­ство большой признательности к Белинскому, искренней люб­ви сохранил поэт на всю жизнь. С большой теплотой вспоми­нает он о критике в лирической комедии «Медвежья охота», в поэме «Белинский», в поэме «Несчастные», в стихотворении «Памяти приятеля».

Вместе с Белинским Некрасов теперь сотрудничает в жур­налах «Современник» и «Отечественные записки». В 1845 году появляется стихотворение «В дороге». Когда поэт прочитал это стихотворение Белинскому, то последний обнял его и вос­кликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!» В этот же период Некрасов собрал и опубликовал два альма­наха: «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сбор­ник» (1846), где были собраны произведения Тургенева, До­стоевского, Белинского, Герцена.

С 1847 года вместе с В.Г. Белинским и И.И. Панаевым поэт становится редактором журнала «Современник». На стра­ницах журнала в этот период появляются «Записки охотника» и «Муму» И.С. Тургенева, «Сон Обломова» и «Обыкновен­ная история» И.А. Гончарова, «Детство» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Из поэтов печатались Огарев, Май­ков, Тютчев, Фет, Полонский.

В «Современнике» печатался и сам Некрасов. Темой ли­рических произведений поэта в эти годы становится жизнь большого города («На улице», «О погоде», «Еду ли ночью по улице темной…», «Колыбельная песня»), судьба русского кре­стьянства («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Ори­на, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.). Также он создает стихотворения, посвященные его гражданской жене, А.Я. Панаевой.

Однако политическая ситуация в стране была напряжен­ной. Усилились преследования писателей. А.И. Герцен вы­нужден был выехать за границу. Ф.М. Достоевский в 1849 году был сослан на каторгу. И.С. Тургенев выслан из столицы. За Некрасовым было установлено полицейское наблюдение. В 1862 году издание журнала было приостановлено на восемь месяцев, а в 1866 году издание «Современника» было запре­щено правительством. В 1868 году Некрасов становится ре­дактором журнала «Отечественные записки». И остается им до самой смерти.

В период общественного подъема 1850-1860-х и кресть­янской реформы Некрасов опубликовал стихотворения «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда». Вместе с А.Я. Панаевой он написал два романа — «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851). Начиная с 1856 года Некрасов создает поэмы — «Крестьян­ские дети» (1856), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863-1864).

В 1862 году поэт побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве. Впечатления от этих поездок он отразил в лири­ческой поэме «Рыцарь на час» (1862). В этот же год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, неподалеку от Ярославля, где за­тем стал проводить каждое лето, отдыхая и охотясь.

В последние десять лет Некрасов работал над поэмами о декабристах («Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871 — 1872)), писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), сатирические произведения (поэма «Современники» (1875)), элегии («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»),

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи поста­вили диагноз: рак кишечника), и, несмотря на все усилия, вскоре жизнь его оборвалась. Напрасно приглашали из Вены знаменитого хирурга Бильрота: операция не имела успеха. Не­красов умер 27 декабря 1877 года. Огромное количество наро­ду шло за гробом Поэта, который был похоронен на Новоде­вичьем кладбище.

Некрасов Н. А.: сочинение

Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1.Введение. Некрасов – великий русский писатель, который в своем творчестве затрагивал проблемы, близкие простому народу. Одно, из самых известных произведений писателя поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов работал над поэмой долгих четырнадцать лет. Эти годы, интересный период в истории России. Время реформ, и перехода образа жизни, мышления от старого к новому. Это эпоха императора Александра второго, с его либеральными взглядами, отменой крепостного права и другими прогрессивными реформами.

Оболт-Оболдуев образ и характеристика

Оболт-Оболдуев образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев – один из героев поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Это помещик, которого встречают странствующие мужики и расспрашивают его о счастье.

2. Значение имени. Помещик имеет очень красноречивую фамилию. Согласно словарю Даля, оболдуй – “невежа, неотесанный человек”. Примерно такое же значение этот термин сохраняет и в наше время.

Примечательный факт: такая фамилия действительно указана в одной из родословных книг Владимирской губернии. Оболт-Оболдуев не видит никакой пользы в образовании.

Богатырь Савелий образ

Богатырь Савелий образ

1. Общая характеристика. Богатырь Савелий – один из героев поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Странствующие мужики узнают о нем из рассказа Матрены Тимофеевны.

Савелий – отец ее свекра. Это глубокий старик, знавший в молодости счастливые времена.

2. Внешний вид. У Савелия длинные волосы (“седая грива”) и очень большая борода. Внешне он напоминает медведя. Сходство усиливается тем, что у старика согнута спина. Савелий живет на свете уже более ста лет.

3. Молодость. “Благодатными временами” называет Савелий свои молодые годы. Постороннему человеку добраться до его родной деревни Кореги, затерянной в лесах и болотах, было практически невозможно. Поэтому Савелий даже не знал, что такое оброк или барщина.

Князь Утятин образ и характеристика

Князь Утятин образ и характеристика

1. Общая характеристика. Князь Утятин – один из персонажей поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, история которого изложена в главе “Последыш”.

Это закоренелый крепостник, который не может смириться с Манифестом об освобождении крестьянства.

2. Внешний вид. Князь Утятин имеет очень жалкий и странный вид. Это худой изможденный старик с седыми волосами и усами.

После перенесенного удара князя парализовало на левую сторону. Пугающее зрелище представляет перекошенное лицо с ястребиным носом и “мутным, пасмурным” левым глазом.

Ермил Гирин образ и характеристика

Ермил Гирин образ и характеристика

1. Общая характеристика. Ермил Ильич Гирин – один из второстепенных персонажей поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Это простой крепостной крестьянин, очередной кандидат на звание счастливого человека.

О Ермиле странствующие мужики узнают из рассказов Федосея и старого священника. Его главными достоинствами оба считают справедливость и доброту к простому народу. За это Гирин пользуется “почетом завидным, истинным” среди крестьян.

Матрена Тимофеевна образ и характеристика

Матрена Тимофеевна образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Матрена Тимофеевна – главная женская героиня поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которой целиком посвящена часть “Крестьянка”.

Возраст Матрены Тимофеевны приближается к сорока годам, но она до сих пор сохраняет следы прежней красоты. Тяжелый крестьянский труд не сломил женщину. Она держится с большим достоинством и степенностью.

Матрена Тимофеевна не боится и любит свою работу, понимая, что в ней лежит залог всей крестьянской жизни.

Внимая ужасам войны анализ стихотворения

Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова

1. История создания. В 1853-1856 гг. Россия вела изнурительную Крымскую войну, которая ежедневно приносила большое количество жертв. Многие поэты и писатели откликнулись на эти события. В их числе оказался и Н. Некрасов, написавший в 1855 г. стихотворение “Внимая ужасам войны”.

2. Жанр стихотворения – элегия, размышления поэта над горем несчастных матерей погибших.

3. Основная идея произведения заключается в том, что павшие на поле боя воины будут оплакиваться недолго. При массовой смертности на войне человеческая жизнь вообще ценится крайне дешево. Даже наиболее близкие люди в конце концов смирятся с неизбежной потерей и начнут жить дальше.

Солдаты погибают за свою страну, поэтому их смерть должна вызывать не жалость, а чувство гордости и восхищения за проявленные подвиги. Но у каждого человека “где-то есть душа одна”, которая никогда не забудет о своей потере – его родная мать.

Русские женщины анализ поэмы

Анализ поэмы Русские женщины Некрасова

1. Введение. Поэма Н. Некрасова “Русские женщины” посвящена подвигу жен декабристов. В глазах современников их решение отправиться вслед за мужьями выглядело более чем странно. Поэт был восхищен таким самоотверженным поступком и связывал его с твердым и мужественным характером русских женщин в целом.

2. История создания. Первая часть поэмы была написана Некрасовым в 1871 г. Поэт использовал исторические источники и воспоминания современников. В следующем году он закончил вторую часть, опираясь на самый достоверный источник – “Записки М. Н. Волконской”. Обе части были опубликованы в “Отечественных записках” и вызвали большой интерес у широкой публики.

3. Смысл названия. В авторской рукописи поэма носила название “Декабристки”. Изменив его на “Русские женщины”, Некрасов хотел подчеркнуть, что главной является не сословная, а национальная принадлежность его героинь. Обе княгини пошли на подвиг самоотвержения, так как являлись дочерьми великого русского народа.

Кому на Руси жить хорошо анализ поэмы

Кому на Руси жить хорошо анализ поэмы Некрасова

1. Введение. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – одно из самых значительных произведений Некрасова. Поэт сумел развернуть масштабную картину, изображающую жизнь простого русского народа. Поиск счастья мужиками – символ многовекового стремления крестьянства к лучшей жизни. Содержание поэмы очень трагично, но заканчивается она торжественным утверждением будущего возрождения “Матушки-Руси”.

2. История создания. Замысел написать настоящую эпопею, посвященную простому народу, возник у Некрасова в конце 1850-х гг. После отмены крепостного права этот замысел начал реализовываться. В 1863 г. поэт принимается за работу. Отдельные части поэмы публиковались по мере написания в журнале “Отечественные записки”.

Часть “Пир на весь мир” смогла увидеть свет уже после смерти автора. К сожалению, Некрасов не успел закончить работу над поэмой. Предполагалось, что странствующие мужики закончат свое путешествие в Петербурге. Таким образом они смогут обойти всех предполагаемых “счастливых людей”, не исключая царя.

Поэма русские женщины сочинение

Сочинение по поэме Н.Некрасова Русские женщины 7 класс

План

1.Образ русской женщины в творчестве поэта.

2.О поэме «Русские женщины»:

2.1.Образ княгини Е. Трубецкой

2.2.Образ княгини М.Волконской

3.Мое отношение к произведению.

Николай Алексеевич Некрасов с огромным уважением относился к русской женщине и посвятил ей множество своих произведений.

Пишем сочинение

Пишем сочинение

Слово о поэзии Н.А. Некрасова

Мне не понравились стихотворения Некрасова, в них нет того, что бы зацепило за живое и заставило перечитывать по нескольку раз.
Некрасов писал о назначении поэта и поэзии, о любви, также на тему идеала общественного деятеля. Во многом его считают выразителем общенационального сознания. Поэт много писал о том, что хотел сказать сам народ.
Герои стихотворений Некрасова это обычные люди-крестьяне, которые страдают, переживают свои жизненные трудности. Этим он принес новое направление в поэзию. Поэт заставляет читателей по-иному взглянуть на жизнь своих героев, пытается передать всю их боль и несчастье.
Некрасов продолжает традиции Рылеева, Ломоносова, Державина. В каждом его стихотворении есть что-то от этих поэтов. Его же наследие проявилось в стихотворениях Маяковского. «Визитной карточкой» поэта стало его стихотворение «На Волге». Это произведение стало началом пути Некрасова к статусу «народного защитника».

09-06-2014, 14:05:14 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Мне нравятся стихотворения Некрасова, потому что в них он показывает жизнь простого народа такой, какая она есть на самом деле.Его стихотворения действительно заставляют переживать за их героев, волноваться за их судьбу. Он в своей поэзии говорит от имени народа его же языком. Некрасов пишет о таких темах, как народные страдания, женская судьба, предназначение поэта и поэзии. Его поэзию можно легко отличить от поэзии других поэтов, как, например, поэзии Пушкина или Тютчего. В его стихах нет романтизма, свойственного стихам многих других поэтов. Он пишет от имени народа и показывает, какова жизнь народа на самом деле, не приукрашивая реальность. “Что не человек – то мученик, что не жизнь – то трагедия” – эти слова Некрасова и являются главной темой его стихотворений.Я считаю, что визитной карточкой поэта стало стихотворение “Железная дорога”. Читая стихотворения Некрасова мы можем прекрасно представить всю красоту и живописность русской природы. Позже традиции Некрасова продолжил Маяковский. Лиза Е.

25-12-2013, 18:36:03 | Guest

1
Стихи Некрасова задевают меня своей простотой и тонкостью. Поэзию Некрасова можно назвать революционной в своём жанре и революционной по смысловой нагрузке.
Смысл строк Некрасова , в основном, заключён в повествование о тяжёлой судьбе народа. Герои произведений Некрасова – простой народ: двое загорелых мужиков в лаптях, девушка, мечтающая о полной и лёгкой жизни, и забытая крепостная деревня. Все герои Некрасова вызывают поток сочувствия.
Стоит отметить особенности письма поэта.Некрасов ввёл в свои стихи язык простого народа .
В некоторых стихотворениях можно рассмотреть аллюзию на известные произведения :
“Выдь на волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся-
то бурлаки идут бечевой!”
Среди любимых моих строк можно выделить:
“Барина всё нету..барин всё не едет”
“Не страшат тебя громы небесные ,
А земные ты держишь в руках”.
“Раз я видел, сюда мужики подошли”. Сафонов

25-12-2013, 18:23:18 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
К поэзии Некрасова отношусь неоднозначно. Я не могу сказать, что мне нравятся его стихи и произведения. Мне очень легко читать творчество Николая Алексеевича, не возникает никаких сложностей в понимании прочитанных фраз. Все, что он писал довольно воздушное и не нужно выискивать смысл между строк. Но особых впечатлений и эмоций у меня не возникает. Поэзия любви, народная поэзия, вот о чем пишет Некрасов. Поэзия народа, раскрывающая жизнь обычного крестьянина, проблемы сельского народа.
«Светильник разума», «Мрак заблуждения» эти выражения, на которых я заострила внимания. Н.А.Некрасов писал о страданиях народа, трагедии крестьянства. В поэзии Николая Алексеевича выразилась тесная, кровная связь поэта с родиной, с её прошлым и настоящим. Вне России он не мыслит ни жизни, ни творчества.
Некрасов внес в русскую поэзию богатство народного языка и начал использовать диалоги, разговоры между героями его стихов и произведений. Ввел разговоры о народе. Он мог сочетать лирические и сатирические мотивы в пределах одного стихотворения. Тому пример стихотворение «Тройка». Традиции Ломоносова, Державина продолжает Николай Алексеевич. В некоторых произведениях заметно сходство с Жуковским. Традиции Некрасова продолжал товарищ Маяковский, а также участники «некрасовской школы». Визитная карточка, по-моему, мнению, является стих «Тройка». Из живописных ассоциаций приходят на ум: деревня, лес, речка. Трудовые будни сельчанина. Иванова Оля.

25-12-2013, 16:06:01 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Я люблю стихи Некрасова, потому что они просты и понятны любому человеку. Поэт пишет о своём народе, Родине, природе. И делает это честно, без преукрашивания. Сразу становится понятно, что он человек-гражданин: ”Я лиру посвятил народу своему”. Некрасов не боится высмеивать пороки знатных людей. А, обращаясь к простым людям, выражает своё сочувствие, понимает, как им тяжело живётся на Руси. ”Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. ” Некрасов восторгается силой духа русского человека, гордостью, трудолюбием, терпением.
Многие строки он посвятил женщинам. “Доля ты русская- долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”. Некрасов представляет женщину сильной, терпеливой. Она может все выдержать и защитить свою семью.
С какой любовью и нежностью Некрасов описывает природу родного края. В стихах он использует слова и обороты из народного фольклора. Не жалеет эпитетов и сравнений.“Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит”. Некрасов воспевает бескрайние леса, горные вершины, степи, неповторимый рассвет и закат. Простые природные явления в его поэзии наполняются жизнью, обретают душу. “ Спят деревья, мои бессловесные братья.
Их зеленые руки нежны и легки “.
Творчество Некрасова актуально и в наше время. Любовь к Родине, уважение к женщине, бережное отношение к природе – это вечные ценности, которые воспевают поэты уже много-много лет.
Дмитрий Михайлов

25-12-2013, 15:40:02 | Guest

Слово о поэзии Н.А. Некрасова
Поэзию Некрасова я открыла для себя совсем недавно. Мне нравятся его произведения тем, что они написаны простым, народным языком. Его лирика является неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Некрасов пишет о народе и его судьбе; о гражданственности; о мужественных и сильных духом людях; о сильных, красивых, страдающих женщинах; а также
красоте русской земли.
Некрасова можно по праву назвать народным поэтом! Ему удалось воспроизвести самый дух русского народа в своих произведениях. В них сочетаются скорбь и ирония, городской или деревенский пейзаж, в описании которого поэт не стыдится самых безобразных картин унижения, пьянства, разврата, и трагические, но благородные характеры.
Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Лермонтовым, Пушкиным и Гоголем. А его художественное наследие отразилось в творчестве таких поэтов, как Маяковский, Д. Бедный, Есенин, Исаковский, Твардовский и многие другие.
Гражданственности, революционный настрой — главное отличие стихотворений Некрасова. Но также для него характерно выражение простых человеческих чувств: дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.
Леди Ди

25-12-2013, 15:36:24 | Guest

С.Э.
Старайтесь не пользоваться ничем, кроме книги и конспекта урока. Интересны только ваши мысли и чувства. И совершенно не интересно то, что вы перепечатываете из Интернета. Это ваше слово о Некрасове. Ничьи другие слова здесь не нужны!

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Мне нравятся стихи Некрасова, потому что они особенные.
Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Высокое чувство гражданственности — такова особенность поэзии Некрасова. Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. В стихотворении “Поэт и гражданин” Некрасов выразил общественный долг поэта. По мнению Некрасова, поэт не может быть равнодушен к несчастью и горю крестьян. Общение с революционерами-демократами сказалось на взглядах Некрасова, он продолжал традиции Рылеева и Лермонтова, а его традиции продолжил Маяковский, и все они были поэтами гражданской лирики.
У Николая Некрасова большинство стихотворений о страдание родины и страданий народа. Это можно увидеть в стихотворении «Забытая деревня», а так же в стихотворении «В дороге».
Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа. Муза не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
В своих стихотворения Некрасов вводит в диалог народ, который высказывает свое мнение обычными, разговорными словами.
Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам.
Некрасов завершил свой творческий путь неожиданным признанием:
«Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом…».
DrDomi

25-12-2013, 14:15:14 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Мне, нравятся стихи Некрасова, потому что в них присутствует некая изюминка. У Некрасова представление о родине координально отличается от других писателей, таких как Фет и Тютчев. Отношение Некрасова К родине близко
лермонтовской «стран­ной любви». Русь Некрасова — «убогая и обильная, могучая и бессильная». Двойственность чувства определяется тем, что Некрасов с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется «разливом гордых рек», «живой степью», «люби­мым лесом», но как мне кажется ненавидит «зрелище бедствий народных», про­извол властей, бесчеловечность крепостного быта. Народная тема, была вечной темой Некрасова, тому свидетельствует множество написанных поэм о народе, в том числе и знаменитая поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Отдельное слово можно сказать о музе Некрасова: “Муза” – это не волшебница, не “прелестная дева”, а молодая крестьянка, принимающая страдания за народ. Из всех прочитанных стихотворений мне больше всего понравились:”Княгиня”, “Мать” и “Дума”. Из всего вышесказанного можно сделать вывод:Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк — тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии в жизни народа. Доронин Дмитрий

Некрасов Н. А.: сочинение

Для русских поэтов и писателей свойственно созда­вать произведения в форме размышления. К таким литературным памятникам можно отнести «Думу» М. Ю. Лермонтова, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Их традиции продолжил и Н. А. Некрасов в стихотворении «Размышления у па­радного подъезда».

Н.А. Некрасов, по мнению Н. А. Добролюбова, — «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии». В своем творчестве Некрасов неотступно следовал принципам добра и справедливо­сти, поэт всем сердцем радел за Россию, за ее народ. Стихотворение «Размышление у парадного подъез­да» — одно из произведений, в которых максимально раскрывается личность Некрасова не только как по­эта, но и как гражданина.

Стихотворение написано в 1858 году, в тяжелую для России эпоху. Его основа — контраст двух миров. Представитель первого из них — «владелец роскош­ных палат», второго — обездоленные бедняки.

Каждый человек, посвятивший свою жизнь лите­ратурному творчеству, рано или поздно задумывается о судьбе литературы, о своем предназначении, о роли отдельного человека в жизни страны.

Раздумьям о соотношении высокой гражданской позиции с поэтическим искусством посвящено и сти­хотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин», на­писанное в форме диалога. Уже в первой части стихо­творения мы видим противопоставление позиций гра­жданина и поэта.

Лирика Н. А. Некрасова проникнута удивитель­ной, глубокой теплотой и нежностью. Его стихи, час­то печальные, своей мелодичностью напоминают на­родные песни, повествующие о жизни простого чело­века, о его радостях и горестях, счастье и страданиях. Многие произведения поэта не ограничиваются рам­ками своего времени, темы их востребованы и по сей день. К таким можно отнести и стихотворение «Вни­мая ужасам войны. ». Сменяют друг друга века, годы, а психология людская остается неизменной. 150 лет тому назад было написано это стихотворение, но человечество так и не вняло тому, о чем ведет речь поэт. Некрасов создал это произведение, находясь под впечатлением событий Крымской войны, обороны Се­вастополя.

Всю свою жизнь и творчество Н. А. Некрасов по­святил русскому народу. Описывая тяготы народной жизни, воспевая доброту души и беспримерное терпе­ние русских людей, поэт стремился изменить тяжкую крестьянскую долю, обратить внимание обществен­ности на полную забот и лишений жизнь русского му­жика.

Образ русской женщины, ее судьба занимают осо­бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос­новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия. В поэме «Кому на Руси жить хоро­шо» осмыслению женской доли отведена самая боль­шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти­мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен­щин, связанных одной судьбой. Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы, русская женщина остается воплощением мудрости, доброты и любви.

Не покорность тупая — Дружная сила нужна. В поэме Н. А. Некрасова три главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» —объединены те­мой греха. Сам автор считал эти части произведения очень важными и энергично возражал против запре­щения цензором рассказа «Про холопа примерного — Якова верного». Вот что писал Некрасов начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «. при­нес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла».

19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест и Положение об отмене крепостного права. Казалось бы, вот теперь-то и должен был зажить русский му­жик в свое удовольствие. Крестьянам обещали лич­ную свободу и право распоряжаться своим имущест­вом. Но земля оставалась собственностью помещи­ков. Им вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел, которые те должны были выкупить. Крестьяне, выку­пившие надел, назывались собственниками, а не пе­решедшие на выкуп — временнообязанными. Уста­новление таких временнообязанных отношений со­храняло феодальную систему эксплуатации. Те же крестьяне, которые выкупили землю по цене, вдвое-втрое выше действительной, не могли прокор­миться с этого нищенского надела, и снова им прихо­дилось идти к помещику в кабалу. Все эти преобразо­вания закончились массовым закабалением крестьян и разорением старой деревни.

Проблема поиска счастья — центральный мотив, которому подчинены все события в поэме. Вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?» — самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Первоначально мужикам кажется, что для счастья достаточно быть сытым. Но по мере знакомст­ва с различными героями понятие счастья изменяется. Путешествие, в которое отправляются семь времен­нообязанных крестьян с целью найти ответ на главный вопрос, позволяет автору ввести самых разных героев, их биографии, рассказы, подробные описания.

В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:

Читайте также:  Тема войны: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 08:06:22 07 августа 2005 Похожие работы
Просмотров: 682 Комментариев: 15 Оценило: 5 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать