Ломоносов: сочинение

Ломоносов — российский гений

Школьное сочинение

В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.

Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец первый русский академик.

Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.

В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.

Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.

Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.

За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.

В 1741 г. Ломоносов возвращается на родину. Он был причислен к Академии наук, а в 1745 г. стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. Астрономия, география, история, поэзия — и здесь Ломоносов был первым и лучшим в России.

В 1755 г. благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Многие русские ученые, обогатившие открытиями мировую и русскую науку, называли себя его учениками.

Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.

Это понимание предназначения писателя Ломоносов развивает в “Разговоре с Анакреоном”. Анакреон — древнегреческий поэт, который славился как певец личных радостей и утех:

Мне петь было о Трое,

О Кадме мне бы петь,

Да гусли мне в покое

Любовь велят звенеть.

Так в передаче Ломоносова говорит о своем призвании и понимании целей поэзии и поэта Анакреон. Ломоносов же отвечает в воображаемом диалоге с древнегреческим поэтом так:

Мне струны поневоле

Звучат геройский шум.

Не возмущайте боле,

Любовны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию:

Науки юношей питают,

отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I:

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью “Россию. возвысил до небес”.

Ломоносов М.В.

сочинение: Сочинения по литературе и русскому языку

Оцените работу

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-65)

Первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

В 1748 основал при АН первую в России химическую лабораторию.

По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.

Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию.

Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.

Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763).

Родился 8 ноября (19 н.с.) в деревне Мишанине-кая Архангельской губернии в семье крестьянина. Рано обучился грамоте и много читал. В 1724 получил книги: “Грамматику” М. Смотрицкого (1721), “Арифметику” Л. Магницкого (1703) и “Псалтирь рифмотворную” Симеона Полоцкого (1680), – которые впоследствии называл вратами своей учености.

Пытался поступить в Холмогорское училище, но его как крестьянского сына не приняли, поэтому отправился в Москву. В 1730, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 дошел до предпоследнего класса – “философии”. Основательное овладение латинским и греческим языком открыло перед ним богатства античной и европейской культуры.

В 1734 слушал лекции в Киево-Могилянской академии, познакомился с украинским языком и культурой. После возвращения из Киева был отправлен вместе с другими студентами в Петербург слушателем университета при Академии наук.

В 1736 Ломоносов был послан в Саксонию для изучения горного дела. Здесь он приобрел обширные познания и в области физики, химии, хорошо изучил немецкий, французский, итальянский и английский языки, что дало возможность познакомиться с литературой нового времени. За границей Ломоносов серьезно работал в области русской поэзии и создал стройную теорию русского силлабо-тонического стихосложения, изложенную им в “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) и в основных чертах сохранившуюся и поныне. Он видел, что единого русского литературного языка не существует так же, как и единой русской культуры. Он поставил своей целью сделать все возможное, чтобы заложить основы новой русской культуры, науки, литературы, литературного языка.

После возвращения из-за границы был назначен адъюнктом АН по физическому классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора. С 1741 и до конца жизни Ломоносов работал в Академии наук, находясь в постоянной борьбе с И. Шумахером (управляющим академической канцелярией), его сторонниками и преемниками, враждебно относившимися к патриотической деятельности молодого ученого. Круг интересов Ломоносова был необычайно широк: физика, химия, математика, астрономия, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география, история, филология – в каждой из этих областей он оставил значительный след. Создал важнейшие филологические труды. Его “Российская грамматика” (1755), определившая особенности русского литературного языка, явилась первой собственно русской грамматикой; “Краткое руководство к красноречию” – курс общей теории литературы; трактат “О пользе книг церковных в российском языке” (1757) – первый опыт русской стилистики.

Поэтическое творчество занимало большое место в жизни Ломоносова: “Разговор с Анакреоном” (1759 – 61), “Гимн бороде” (1757), пьесы “Тамира и Селим”, “Демофонт”, многочисленные оды.

Заботясь о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании русского университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом в 1755 – по его проекту был создан университет в Москве, носящий ныне имя М. Ломоносова. Отдал много сил, чтобы российская наука развивалась, рождала своих ученых, чтобы российские профессора преподавали в университете.

Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александре-Невской лавры в Петербурге.

Полное собрание сочинений

Список томов

Скачать все тома в Djvu

Полное собрание сочинений

Полное собрание сочинений

Полное собрание сочинений. Том второй. Труды по физике и химии 1747-1752 гг.

Полное собрание сочинений. Том третий. Труды по физике 1753-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том четвертый. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том пятый. Труды по минералогии, металлургии и горному делу 1744-1763 гг.

Полное собрание сочинений. Том шестой. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии 1747-1764 гг.

Полное собрание сочинений. Том седьмой. Труды по филологии 1739-1758 гг.

Полное собрание сочинений. Том восьмой. Поэзия, ораторская проза, надписи 1732-1764 гг.

Полное собрание сочинений. Том девятый. Служебные документы 1742-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том десятый. Служебные документы, письма 1734-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том одиннадцатый. Письма, переводы, стихотворения, указатели

Оглавления всех томов

Скачать все тома в Pdf

Полное собрание сочинений

Полное собрание сочинений

Полное собрание сочинений. Том второй. Труды по физике и химии 1747-1752 гг.

Полное собрание сочинений. Том третий. Труды по физике 1753-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том четвертый. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том пятый. Труды по минералогии, металлургии и горному делу 1744-1763 гг.

Полное собрание сочинений. Том шестой. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии 1747-1764 гг.

Полное собрание сочинений. Том седьмой. Труды по филологии 1739-1758 гг.

Полное собрание сочинений. Том восьмой. Поэзия, ораторская проза, надписи 1732-1764 гг.

Полное собрание сочинений. Том девятый. Служебные документы 1742-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том десятый. Служебные документы, письма 1734-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том одиннадцатый. Письма, переводы, стихотворения, указатели

Скачать все тома с BitTorrent (PDF)

Полное собрание сочинений

Полное собрание сочинений

Полное собрание сочинений. Том второй. Труды по физике и химии 1747-1752 гг.

Полное собрание сочинений. Том третий. Труды по физике 1753-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том четвертый. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том пятый. Труды по минералогии, металлургии и горному делу 1744-1763 гг.

Полное собрание сочинений. Том шестой. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии 1747-1764 гг.

Полное собрание сочинений. Том седьмой. Труды по филологии 1739-1758 гг.

Полное собрание сочинений. Том восьмой. Поэзия, ораторская проза, надписи 1732-1764 гг.

Полное собрание сочинений. Том девятый. Служебные документы 1742-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том десятый. Служебные документы, письма 1734-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том одиннадцатый. Письма, переводы, стихотворения, указатели

Скачать все тома с BitTorrent (DjVU)

Полное собрание сочинений

Полное собрание сочинений

Полное собрание сочинений. Том второй. Труды по физике и химии 1747-1752 гг.

Полное собрание сочинений. Том третий. Труды по физике 1753-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том четвертый. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том пятый. Труды по минералогии, металлургии и горному делу 1744-1763 гг.

Полное собрание сочинений. Том шестой. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии 1747-1764 гг.

Полное собрание сочинений. Том седьмой. Труды по филологии 1739-1758 гг.

Полное собрание сочинений. Том восьмой. Поэзия, ораторская проза, надписи 1732-1764 гг.

Полное собрание сочинений. Том девятый. Служебные документы 1742-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том десятый. Служебные документы, письма 1734-1765 гг.

Полное собрание сочинений. Том одиннадцатый. Письма, переводы, стихотворения, указатели

Ломоносов Михаил Васильевич

Скачать

Скачать c Torrent

Ломоносов Михаил Васильевич

Полное собрание сочинений

Издательство: Издательство Академии наук СССР

Место издания: М.; Л.

Год издания: 1950-1983

Рубрика: Отечественная история, Русская философия Теги: Натурфилософия, Наука, Этика, Эстетика

Михаил Васильевич Ломоносов – человек необъятных дарований и научной энергии, величайшей деятель культуры XVIII века, лучший продолжатель идей петровского времени. Ломоносов работал в области всех известных в его время наук и почти в каждой сделал замечательные открытия. Он был философом, физиком, химиком, металлургом, географом, биологом, астрономом, филологом одновременно. В этом отношении Ломоносов был последним представителем фаланги великих людей, выдвинутых во всей Европе эпохой Возрождения, людей типа Леонардо да Винчи или Галилея.

Белинский так писал о Ломоносове: «Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставит ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному».

Настоящее издание сочинений Ломоносова наиболее полное из всех. Оно подготовлено на основе большой работы ученых по разысканию, описанию и изучению разнообразного и богатейшего научного наследия Ломоносова. В издание включается несколько сот документов, не вошедших в последнее академическое издание и ранее не опубликованных. В число этих документов входит ряд статей и заметок научного значения, автобиографически документы, переводы и разнообразные служебные бумаги, характеризующие Ломоносова как выдающегося организатора русской науки и просвещения XVIII века. Особо следует отметить документы, относящиеся к деятельности Ломоносова как ученого-экспериментатора.

Все публикуемые тексты сверены с первоисточниками – рукописями и прижизненными изданиями. В отдельных случаях, когда ни рукописей, ни прижизненных изданий не сохранилось, текст печатается по наиболее достоверному, критически изученному источнику.

Произведения печатаются по новой орфографии с заменой пунктуации Ломоносова современной пунктуацией, но с сохранением, по возможности, всех особенностей, присущих языку Ломоносова. Все тексты, написанные на латинском языке, печатаются одновременно на языке оригинала и в русском переводе.

Произведения Ломоносова распределены по разделам его деятельности. Каждому разделу посвящен один том или несколько томов, в зависимости от объема материала. В пределах каждого тома произведения расположены хронологически по времени их написания или публикации. Некоторые отступления от этого принципа сделаны лишь в отдельных случаях, когда это вызывалось необходимостью сохранить органическую связь между однородными произведениями.

В отличие от старых изданий сочинений Ломоносова, в которых при распределении материала сначала печатались художественные произведения и филологические труды, в настоящем издании первые тома посвящены научным трудам по физике, химии и другим естественным наукам. В конце каждого тома даются краткие примечания справочного характера к опубликованным в томе работам и указатель личных имен.

Настоящее полное собрание сочинений Ломоносова осуществляется Главной редакцией издания при непосредственном участии Комиссии по истории Академии Наук СССР, архива Академии Наук СССР и приглашенных специалистов.

Ломоносов: сочинение

Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М.В.Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.

С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что “обветшалая” система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы.

Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться “на природном его свойстве”: “того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить”. Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.

Что касается стилей литературного языка, Ломоносов предлагает использовать писателям стиль высокий, посредственный и низкий. Высоким стилем “составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях”, и здесь он рекомендует использовать церковно-книжный язык. Средним стилем рекомендуется писать “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово”, также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии. Этот стиль должен состоять из слов, общих церковно-славянскому и русскому языкам. Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные. Таким образом, Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.

Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка.

Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами (“Ода на взятие Хотина”) или отмечает различные торжественные даты. Религиозные и научные темы также присутствуют в одах Ломоносова. Таковы “Утреннее размышление о божием величестве”, где автор дает научное описание физического строения солнца, и “Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния”, в котором писатель излагает свою теорию происхождения северного сияния.

По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. Его стихотворение “Разговор с Анакреоном” ярко демонстрирует отношение к поэзии и понимание им задач поэта.

Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.

Здесь автор противопоставляет себя как певца героев певцу любви Анакреону.

Лучшим произведением этого жанра является ода “На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Автор приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Он славит преобразования Петра. Автор рисует огромные пространства России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Всеми этими богатствами державы должно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Восторженный гимн науке &#151 важная и интересная тема в поэзии Ломоносова. По убеждению поэта, благо и слава Родины &#151 в развитии “божественных” наук: механики, химии, астрономии, географии.

Науки пользуют везде
Среди народов и в пустыне,
В покое сладком и в труде.

Ломоносов был великим ученым, и это также отразилось в его стихах. Когда он смотрел на солнце, то очень ясно представлял себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг нa друга, словно они борются один с другим.

Там огненные валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Тема Петра I, “просвещенного монарха”, “отца Отечества”, “неустанного строителя, плавателя, в морях &#151 героя” широко представлена в творчестве Ломоносова, который был горячим приверженцем петровских преобразований, а самого Петра видел как посланника Бога:

Ужасный чудными делами,
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни:
Послал в Россию Человека,
Какой не слыхан был от века.

Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава &#151 одна из основных тем в поэзии Ломоносова.

Родина в одах Ломоносова воспроизводится не только как “держава царская”, как страна, одерживающая те или иные воинские победы. Для Ломоносова это также место, где человек сделал свои первые шаги, это беспредельные просторы земли, ее природные богатства, сам русский народ, к труду “избранный”, выдержавший во имя мира и добра “тьму сильных боев”. Именно с приходом в поэзию Ломоносова тема Отчизны, России наполнилась глубинным смыслом, стала ключевой в произведениях русской литературы, а само чувство к Родине уже рассматривается как важный шаг нравственной категории.

Вокруг тебя цветы пестреют,
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли.
Воззри в поля твои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство в оных потаенно.

Патриотическое чувство Ломоносова сказалось в его заботах о сохранении отечественных природных ресурсов. Он призывает не к хищничеству и бесхозяйственности, отчего сейчас гибнет природа, а к рачительности и любви по отношению к ней!

Поэт одухотворял природу. Для него она не только источник материальных благ, но и олицетворение сущности человека, который вышел из природы и может жить только в единении с ней. Рисуя картины природы, Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:

Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
> Звездам числа нет, бездне дна.

В своей поэзии Ломоносов утверждал, что без понимания людьми самих себя как частицы целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности. В его одах чувствуется та всемогущая, всепроникающая нить, которая скрепляет все и которая именуется жизнью. Вот как поэт изображает мир без войн, без вражды и политических стяжательств:

Кристальны горы окружают,
Струи прохладны обтекают
Усыпанный цветами луг.
Плоды румянцем испещренны,
И ветви, медом орошенны,
Весну являют с летом вдруг.

Мне кажется, это не идиллия, а мир, к которому должен стремиться человек,ведь именно от него зависит не разрушить, не уничтожить эту гармонию и красоту. Как необходимы эти слова сейчас нам, живущим в конце XX века, когда так хочется в душном, шумном городе воскликнуть:

Восторг все чувства восхищает,
Какая сладость льется в кровь!
В приятном жаре сердце тает!
Не тут ли царствует любовь?
И горлиц нежное вздыханье,
И чистых голубиц лобзанье
Любви являют тамо власть.
Древа листами помавают,
Друг друга ветвьми обнимают,
В бездушных зрю любовну страсть!

Таков он, богатый и разнообразный поэтический мир Михаила Васильевича Ломоносова.

И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины.

Сочинение: Деятельность Ломоносова

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМ. Л.С. ВЫГОДСКОГО

По дисциплине: “ История науки”

«Деятельность М.В. Ломоносова»

1. Биография М.В. Ломоносова

2. Научное наследие

Тема данной работы – деятельность М.В. Ломоносова. Я выбрала эту тему потому, что через два года мы будем отмечать 300-летие со дня рождения нашего великого соотечественника.

Ломоносов Михаил Васильевич – гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки. Рассказывая о Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». Он был первым крупным отечественным ученым, основоположником русской науки, одним из первых русских академиков и т.д. А.С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».[1]

1. Биография М.В. Ломоносова

Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии.

В представлении многих людей Ломоносов – сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.[2] Мать Михаила Ломоносова – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге.

Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731–1736), а наук не оставил».[3]

Счастливая случайность – вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников – решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля – химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.

В 1741 году Ломоносов возвращается на родину уже зрелым, высококвалифицированным ученым. Началась плодотворная научная деятельность в стенах академии, которая продолжалась почти четверть века.

В 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни. Деятельность свою Ломоносов характеризовал сам в 1753, в письме к Шувалову: «ежели кто, по своей профессии и должности, читает лекции, делает опыты новые, говорит публичные речи и дессертации, и вне оной сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям радости, составляет правила к красноречию на своем языке и историю своего отечества, и должен еще на срок поставить, от того я ничего более требовать не имею и готов бы с охотою иметь терпение, когда бы только что путное родилось»[4]. В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. В 1760 году избран почетным членом Шведской королевской АН. Но как достижение положения, так и деятельность Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, которая заведовала не только экономическими, но и учеными и учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, «с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого».

Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова. Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

2. Научное наследие

Рукописное наследие М.В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. Рассказать обо всех научных достижениях ученого в нескольких словах невозможно. Отмечу только основные результаты, полученные Ломоносовым.

Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. В 1741–1750 годах в различных работах ученый изложил основы своего атомно-корпускулярного учения, объединяющего в одно стройное целое всю физику и химию. Ломоносов совершил целый ряд мировых открытий, и прежде всего открыл Закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, как теория относительности. «…Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Очень высоко оценивал это открытие президент Академии наук СССР С.И. Вавилов, который писал: «Значение и особенность начала, провозглашенного Ломоносовым, состояли не только в том, что этим началом утверждались законы сохранения и неуничтожаемости материи, движения и силы в отдельности. Некоторые из этих истин издавна, еще в древности, угадывались передовыми умами… В отличие от своих предшественников Ломоносов говорит о любых «переменах, в натуре случающихся», об их общем сохранении, и только в качестве примеров он перечисляет отдельно взятые сохранение материи, сохранение времени, сохранение силы… Ломоносов на века вперед как бы взял в общие скобки все виды сохранения свойств материи. Глубочайшее содержание великого начала природы, усмотренного Ломоносовым, раскрывалось постепенно и продолжает раскрываться в прогрессивном историческом процессе развития науки о природе».[5]

Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее. Согласно его механической теории теплоты, последняя есть внутреннее невидимое движение тел, именно движение составляющих их частичек; при помощи ее Ломоносов удовлетворительно объяснил все явления, связанные с теплотой, и совершенно отвергал существование тепловой материи или теплотвора, который признавался всеми учеными до 60-х годов XIX века. Лишь через 110 – 120 лет после Ломоносова начинает распространяться ныне общепринятое воззрение на теплоту как на движение частиц.

М. Ломоносова можно смело считать основателем русской химической школы. В 1745–1746 Ломоносов добился постройки первой в России Химической лаборатории при АН (открыта в 1748). Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. «Химия, – писал он, – есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях… Химия моя физическая». Ломоносов разработал приборы для физических исследований химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов).

Ученый уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Оказал значительное влияние на развитие отечественной металлургии (работы «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «Первые основания металлургии или рудных дел». Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Михаил Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование нефти и чернозема из остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов.[6] Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г.В. Рихманом. Ломоносов интересовался не только грозами, но и метеорологией в ее целом, вполне сознавал всю важность предсказания погоды и стремился устроить метеорологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы: эти мысли были осуществлены только в самом конце XIX столетия.

Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была «ночезрительная труба» (1756–58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, – оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения. Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Михаила Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.[7]

В 1758 Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Тесно связан с этими работами Ломоносова его замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761), имеющий общественно-политический характер. В нем Ломоносов предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство.

Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения – «Древняя Российская история» (ч. 1–2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749–50) и «Краткий российский летописец» (1760).[8] Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.

Современники знали Ломоносова прежде всего как основателя русской поэзии и первого поэта Руси. В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова – усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка («Письмо о правилах российского стихотворства», «О пользе книг церковных в российском языке».[9] Ломоносов написал грамматику русского языка и первую риторику на русском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные слова: похвальное слово Елизавете, Петру Великому, и др.; оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к имп. Елизавете, Екатерине и вельможам; эпическая поэма «Петр Великий»; трагедии: «Тамира и Селим», «Демофонт»).

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов. Кроме этого М.В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты. Все научные труды Михаила Ломоносова при всей высоте своего теоретического содержания, имели и ближайшее, чисто практическое приложение. Свою «науку» Ломоносов старался обратить, прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и «российского народа».

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели – вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития, поднятия благосостояния страны.

Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова. «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».[10]

К сожалению, идеи и начинания Михаила Ломоносова, как естествоиспытателя, при его жизни были поняты и оценены лишь очень немногими отдельными специалистами. Леонард Эйлер был едва ли не единственным его современником, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы…».

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло почти три столетия, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М.В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М.В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук. Как позже писал С.И. Вавилов, что «часто встречающееся сопоставление М.В. Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гетте правильно и оправдывается не многообразием видов культурной работы М.В. Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков. Его энциклопедизм вытекал не из внешних требований и нажима, а из внутренних потребностей».

И в заключении мне хотелось бы привести высказывание – призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».

1. Андерсон М. Петр Великий. Ростов-на-Дону 1997 г.

2. Белявский М.Т Все испытал и все проник. М., 1990.

3. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961.

4. Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX–XIX веков.

5. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985.

6. Кирилин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986

7. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М., 1990.

8. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

9. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000

10. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986

[1] Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986

[2] Белявский М.Т.… Все испытал и все проник. М., 1990

[3] Лебедев Е.Н. Ломоносов. М., 1990

[4] Самин Д.К. 100 великих ученых. — М.: Вече, 2000

[5] Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961

[6] Кирилин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986

[7] Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985

[8] Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX — XIX веков

[9] Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

[10] Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986

Ломоносов
Михаил Васильевич

всего голосов

Ломоносов: самородок или адепт тайного знания?

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик.

Можем ли мы сказать про Михаила Васильевича Ломоносова, что это тот человек, который перевернул мир? Тот самый мир, в котором жили наши предки, и в котором теперь живём мы.
Наверное, нет. Но он стал тем человеком, без которого бы не существовало того положение вещей в нашем здесь и сейчас, которое привычно и правильно.
Говоря «мир многополярный», имеем в виду, что некие силы обеспечивают «систему сдержек и противовесов». Да что там противовесы? Без Ломоносова сегодняшней России просто бы не существовало.
Потому что наука – это передовые технологии. А страна, которая не обладает передовыми технологиями – обречена.
Своим примером Ломоносов показал, что наука – не прерогатива западноевропейских деятелей. Русские по праву и на равных могут принимать участие в раскрутке двигателя процесса. На долгие годы память о его достижениях на поприще химии и физики оставалась путеводной звездой для отечественных ученых.

Принято считать Ломоносова самородком, за душой которого ничего, кроме любопытства и страсти к знаниям. Но на самом деле он гениальный связник между современной ему наукой и кладезем знаний русского народа. Именно связав одно с другим, он и не позволил миру стать однополярным, не дав втуне исчезнуть знаниям предков, как это случилось, например, с древнекитайскими и древнеарабскими достижениями, превратившимися в мертвую историю под напором европейских академиков.

Когда в научной работе приводится список использованной литературы, воспринимается это как должное. Не зазорно использовать информацию, полученную другие исследователи-ученые. А как отнесёмся к научному труду, в котором (предположим) по недосмотру ссылки отсутствуют? После восхищения работой, проделанной автором, не наступит ли разочарование, что тот обобщил результаты экспериментов, проведённых давным-давно?
А что делать с “атомным проектом”? Теперь мы все знаем, что успех советских ядерщиков был бы не столь ярким (да и был ли он возможен?) если бы не помощь американских друзей через “абелей” и “штирлицев”.
Что чувствовали ученые, получая награды правительства и всенародную любовь, зная, что их заслуга велика, но не на столько, как думает большинство?
А если ученый обладает информацией, об источнике которой не знает вообще никто, а он сам не имеет права ни раскрывать, ни даже дать хоть кому-нибудь догадаться, что у него имелась как минимум “подсказка”.

Одним из распространённых мифов о Михаиле Ломоносове является тот, что пришел он в Москву с обозом замороженной рыбы совсем-совсем неграмотным. Недавно, как грандиозную сенсацию российские СМИ преподносили известие, что в одной из старинных книг (купеческие записи) был обнаружен автограф Михаилы Васильевича, оставленный им вместо отца. “Он писать умел!” – восхищались журналисты. Меж тем другие биографы скромно упоминают, что научила его читать “рано умершая” мать, и мальчик прочитал и Смотрицкого, и Магницкого, и Симеона Полоцкого.
А еще пишут, что дедушка по матери у Михаила – дьякон. А то, что в Холмогорах архиепископ Афанасий собрал огромную для того времени библиотеку. Эти обстоятельства намекают: нельзя исключать, что домашнее образование у Ломоносова было очень даже неплохое.
Как же тогда его учеба? Жил впроголодь, прилежно учился.
А чем плохо, спрошу я вас, быть “вечным студентом”? Москва восемнадцатого века не Москва ХХ, и даже не чеховская Москва конца века XIX, но.
А что он мог бы узнать в Холмогорах? Разве что:

“Архиепископ Афанасий был образованным человеком, в описи его библиотеки содержатся 270 названий книг и 490 отдельных томов, в том числе книги на латинском, греческом и немецком языках, медицинские, исторические, географические, военные сочинения. В его доме имелись «книга атлас», «книга карта морская», «всякие картины и чертежи», «два глобуса на станках», «компас», «двенадцать чертежей да две карты морские». Владыка основал первую на русском Севере обсерваторию (телескоп вначале находился в одной из келий, а затем на колокольне Спасо-Преображенского собора)”.

Кто ж знает, как долго просуществовала обсерватория после смерти Владыки в 1702 году? Может радениями служек Спасо-Преображенского собора можно было любоваться в телескоп на звезды вплоть до “времён очаковских и покоренья Крыма”? И наблюдать за планетами Михаил Васильевич привык с детства?

Допустим. А открытия в области физики и химии? Да те же мозаичные картины? Тут-то он ничего не мог почерпнуть из детских воспоминаний!
И это не совсем так. Например, искусство изготовления цветного стекла было на Руси хорошо известно еще в домонгольское время. Да и после не все секреты мастерства утеряли русские умельцы. Камни драгоценные дорогое удовольствие и очень часто в церковной утвари и княжеских украшениях достойное место занимали не самоцветы, а их имитации.

Что говорит история?
“Грозный решил обратиться за советом к потусторонним силам и велел немедленно доставить из Холмогор кудесников и колдуний. Шестьдесят “экстрасенсов” были привезены в Москву и посажены под стражу. Под страхом смертной казни с ними не имел права разговаривать никто, кроме любимца Грозного – Богдана Бельского, единственного человека, которому ещё доверял русский царь. Он не знал, что Богдан изменил ему и вошёл в тайный сговор с Годуновым. Предсказания кудесников были мрачными: они пророчили царю смерть на 18 марта.”
Понятно, что 60-ю (по другим сведениям – 300) колдунами ( кое-кто считает, что там были и ведьмы) из Холмогор (по другим источникам – Карелии, но это вряд ли) количество ведунов в Холмогорах не ограничивалось. Наверняка остались те, кто в это время находился в отлучке или считался не достаточно “сильным” что бы предстать пред царские очи. Совершенно понятно, что после уничтожения большинства хранителей тайных знаний оставшиеся в живых старались сделать всё, чтобы не привлекать внимания к себе и своему умению.

А знания передавались следующим образом: мальчика учили с трёхлетнего возраста. Обычная практика средних веков, именно в три года заканчивалось детство будущих князей и рыцарей. Так же, как и будущих колдунов.

Да. Михаил Ломоносов был просто-напросто колдун. Простой русский колдун. Другое дело: знания, что Ломоносов передал в светский мир, всё равно в ближайшее время перестали бы быть эзотерикой. Так почему бы не получить с этого какую-то прибыль? (Другой известный случай, как адепты тайных знаний продавали информацию – способ перемещения Гром-камня для памятника Петра Великого.)
Кстати, если кому интересно, то можно посмотреть так называемые “Письма Махатм” (конец 19 века). В частности, там говорится о физике света и электричестве. Правда вскользь, но то, что адепты имеют некоторые сведения в этих разделах физики, становится понятно.
Однако, вернёмся к Михаилу Ломоносову.

Его прохладное отношение к религии. Это обычно для колдунов. Как и стремление обучить многих людей.
Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы. ». Тут не прибавить, не убавить…
По-видимому, обычно обучение молодого Ломоносова тайным знаниям происходило во время плаванья на промысловых баркасах, отсюда и его любовь в юности к выходам с отцом в море.
Так что, самородком Ломоносов не был.

Однако то, что он не “самородок”, а человек, который с раннего детства и по самой смерти служил родной стране делает его менее великим? Не знаю может кто-то и не согласен, а по сути, это возносит его на недостижимую высоту. Ученых много, а таких как Ломоносов, которые передают человечеству (всему человечеству, а не ограниченному кругу лиц) Знания за всю историю этого самого человечества: раз-два и обчелся.

Нет, Ломоносов не перевернул мир, как Будда или Христос. И вклад его в мировой прогресс, наверно, меньше, чем Ньютона, Эйнштейна или Эдисона. Но, может, мир перевернёт открытие, что европейскую науку двигал русский колдун?

Читайте также:  Моя любимая игрушка: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×