19 век: сочинение

Сочинение: XIX век в истории России: эпоха блестящих побед и сокрушительных поражений

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ”

Кафедра гуманитарных дисциплин

по дисциплине “Отечественная история

на тему “XIXвек в истории России: эпоха блестящих побед и горьких поражений, успехов и разочарований”

студент 1-го курса очной формы

обучения юридического факультета, г

Ю-103 Дондокова Д. Б.

Девятнадцатый век в истории России, по моему мнению, является наиболее интересным для исследования. Это эпоха блестящих побед и сокрушительных поражений, успехов и разочарований. Этот век можно было бы назвать “веком-хамелеоном”, ведь периоды либеральных реформ здесь сменялись консервативной направленностью политики, а вслед за великими победами следовали сокрушительные поражения. Раскрывая причины данной нестабильности, следует обратить внимание на то, что вся политика данного периода определялась не только объективными факторами, но и субъективными (в частности, она была связана с личностями новых императоров – их на протяжении девятнадцатого века было пятеро).

Говоря о причинах общей нестабильности девятнадцатого века, следует начать с социально-экономического развития России конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века. Этот период примечателен тем, что параллельно протекали два процесса – разложение феодально-крепостнического хозяйства и начало промышленного переворота, несомненно, тесно взаимосвязанные.

Следует вспомнить признаки феодального хозяйства, главным из которых является его натуральный характер (продукция производится главным образом для потребления внутри самого хозяйства, а не на продажу). Кризис феодально-крепостнического строя в первую очередь выразился во все большем втягивании помещичьих хозяйств в товарно-денежные отношения. Этот процесс заключался в отмене барщины и переводе крестьян на денежный оброк – в нечерноземных губерниях, а также в переводе крестьян на так называемую месячину – крестьяне обязаны были работать только на барщине, помещик же их кормил и одевал, т.е. положение крепостных в этом случае напоминало положение рабов на плантациях (в черноземных губерниях).

Начало промышленного переворота – процесс перехода от мануфактуры, основанной на ручном труде, к машинному производству, – тоже имеет свои специфические характеристики. К ним следует отнести “запаздывающий” характер промышленного переворота в России, огромную роль государства, влияние на его ход железнодорожного строительства.

Но следует также отметить, что несмотря на начавшееся разложение феодально-крепостнической системы, она была еще достаточно жизнеспособной, натуральное хозяйство по-прежнему преобладало.

Раскрывая содержание данной темы эссе, нельзя не обратить внимание на неоднородный характер внутренней политики Александра Первого, на резкую смену его взглядов и, как следствие, смену политического курса.

Первый этап внутренней политики данного периода характеризуется попытками проведения широкомасштабных реформ. Причинами перехода правительства Александра Первого к реформам можно спросмотреть: личные взгляды императора, воспитанного в духе идеалов Просвещения, а также обстоятельства его прихода к власти – стремление участников заговора против Павла Первого ограничить самодержавную власть. Особое внимание следует обратить на то, что объективных причин реформ, как-то: экономический кризис, социальные выступления, внешнеполитические осложнения – в начале девятнадцатого века не было, поэтому с самого начала положительный исход реформ был весьма проблематичен.

К реформаторской деятельности Александра Первого этого периода можно отнести попытки крестьянской реформы (попытка издать указ о запрете продажи крестьян без земли 1801 года, указ о вольных хлебопашцах 1803 года, запрет ссылать крестьян в Сибирь 1809 года), попытки реформ государственного строя (начало деятельности Негласного комитета – своеобразного “теневого правительства”-1801 год, министерская реформа 1802 года, конституционный проект Сперанского 1809 года, оставшийся нереализованным, создание Государственного света), реформы в области образования (приняты либеральные Университетский устав, вводивший автономию университетов, и Цензурный устав, согласно которому цензор должен был толковать проверяемые произведения в благоприятном для автора смысле).

Но, к сожалению, большинство реформ Александра Первого окончились неудачей, кроме реформ в области образования.

Второй этап внутренней политики ознаменовался отказом от реформ и переходом к консервации сложившихся отношений. Причинами можно спросмотреть революционную волну в Европе 1820-х и разочарование императора в возможности с помощью реформ предотвратить революцию.

Возвращаясь к теме эссе, необходимо подробнее остановиться на вопросе, касающемся блестящих побед и сокрушительных поражений России.

К перечню побед России этого периода относятся:

война с Персией, закончившаяся Гюлистанским миром (к России отходил почти весь Азербайджан);

русско-турецкая война 1806-1812 годов, закончившаяся Бухарестским миром (Бессарабия отошла к России, Сербия получила автономию);

война со Швецией 1808-1809 годов, закончившаяся Фридрихсгамским миром (Россия присоединила Финляндию);

Отечественная война 1812 года, закончившаяся блистательным разгромом наполеоновской армии;

заграничные походы русской армии 1813-1814 годов.

К перечню поражений России этого периода относятся:

поражение у Аустерлица 1805 года;

участие в четвертой антифранцузской коалиции, сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом. Переговоры с Наполеоном и подписание Тильзитского мира. (Раздел сфер влияния в Центральной и Восточной Европе отвечал интересам России, а присоединение к континентальной блокаде Англии было для нее, напротив, крайне невыгодным;

Венский конгресс 1814-1815 гг.

Итогами внешней политики первой четверти девятнадцатого века можно спросмотреть отказ от политики “конституционной дипломатии”, которая не смогла предотвратить новые революции, переход к откровенно реакционной политике. Россия наряду с Австрией превращается в “жандарма Европы”.

Консервативным, реакционным, наряду со вторым этапом правления Александра Первого, считают правление Николая Первого. Характерная черта внутренней политики Николая Первого – консерватизм, курс на стабилизацию и консервацию сложившихся в обществе отношений. Причины этого кроются во взглядах Николая I, а также в обстоятельствах его прихода к власти – восстание декабристов он воспринял как следствие излишнего либерализма Александра Первого.

Николай Первый взял курс на укрепление самодержавия и централизацию управления. Он выразился в усилении влияния Собственной его императорского величества канцелярии, которая фактически подменила собой официальные органы государственной власти.

Итогами этого курса являются: усиление бюрократического аппарата, поощрение слепого повиновения, строгого следования инструкциям и указаниям из центра, полицейские методы управления обществом.

Наряду с этим Николай Первый проводил достаточно либеральные преобразования. Примером таковых являются попытки проведения крестьянской реформы. Николай Первый считал крепостное право злом и возможной причиной следующего бунта, но, с другой стороны, боялся недовольства дворян, а также того, что крестьяне не смогут воспользоваться предоставленной свободой из-за своей необразованности.

1837-1841 гг. – реформа государственной деревни Киселева. Создавались специальное Министерство государственных имуществ и казенные палаты на местах, вводилось волостное и сельское самоуправление, для государственных крестьян повсеместно отменялась барщина, их повинности определялись исходя из доходности земель.

1842 год – указ об обязанных крестьянах. При освобождении крестьянин получал земельный надел не в собственность, а в пользование и за это обязан был нести различные повинности.

Но несмотря на то, что Николай Первый понимал пагубность крепостного права, оно не было отменено, так как по-прежнему большинство дворян выступало против этого.

Третьим направлением деятельности Николая Первого можно спросмотреть подавление любых форм инакомыслия. В подтверждение этой позиции хотелось бы привести следующие указы и распоряжения императора:

“чугунный” Цензурный устав 1826 года;

закрытие ряда наиболее популярных журналов (“Европеец”, “Московский телеграф”, “Телескоп”);

создание секретного цензурного комитета во главе с Д.П. Бутурлиным. Апогей гонений на передовую печать, цензурный террор.

Правление Николая Первого сочетало в себе консервативные полицейско-бюрократические методы с либеральными, но в общем итог его правления можно подвести следующий: установление полицейско-бюрократического режима стабилизировало внутриполитическую обстановку, но наряду с этим законсервировало отставание России от передовых стран Запада, что и продемонстрировала Крымская война.

В продолжение рассуждений о политике Николая Первого хотелось бы остановиться на внешней политике этого периода.

Крупнейшим поражением России при Николае Первом является поражение в Крымской войне 1853-1856 годов, итогом которого был запрет России иметь военный флот и крепости на Черном море, а также создалась угроза превращения России во второстепенную державу.

К важным победам этого периода времени относятся:

Наваринское морское сражение, результатом которого был разгром турецкого флота;

война с Персией, закончившаяся Туркманчайским миром – к России отошла Восточная Армения (Эриванское и Нахичеванское ханства);

русско-турецкая война 1828-1829 годов, закончившаяся Андрианопольским мирным договором. К России отошли устье Дуная, восточное побережье Черного моря, территории Закавказья;

присоединение Северного Кавказа в результате Кавказской войны 1817-1864 годов.

В подтверждение тезиса о противоречивой сущности девятнадцатого века хотелось бы привести реформы Александра Второго и контрреформы Александра Третьего.

Время правления Александра Второго часто называют эпохой великих реформ, что не случайно.

Важнейшей реформой, по моему мнению, является крестьянская реформа 1861 года, в ходе которой было отменено крепостное право. Манифестом от 19 февраля 1861 года были провозглашены личная свобода крестьян и ряд их гражданских прав, а также каждому выделялся земельный надел.

Следующими реформами Александра Второго были Земская и Городская реформы 1864 и 1870 годов соответственно. Суть реформ: на местах вводили земства как всесословные органы самоуправления. Земства избирали исполнительные органы – земские управы. Основные функции их были фискальные и хозяйственные. Реформа городского самоуправления проводилась по таким же принципам. Сословные органы городского самоуправления заменялись всесословными – городской думой и городской управой. Функции новых органов городского самоуправления не выходили за рамки административно-хозяйственных.

Судебная реформа 1864 года была достаточно прогрессивной для этого времени. Создавалась единая судебная система на принципах всесословности, гласности судопроизводства, состязательности, защиты прав подсудимых, независимости судей от администрации. Вводились совершенно новые для России институты – суд присяжных, адвокатура и прокуратура.

Итогом реформ Александра Второго можно спросмотреть окончательное вступление России на путь буржуазного развития, но с сохранением пережитков феодализма.

В 1870-е гг. правительство замедлило ход реформ, а период с 1881 года является контрреформенным.

Контрреформы Александра Третьего в области образования:

временные правила о печати 1882 года – администрация получила право закрывать любой печатный орган без санкции суда;

новый Университетский устав 1884 года – по нему усилен контроль администрации за студентами, отменена автономия университетов;

был принят циркуляр о “кухаркиных детях” 1887 года – ограничен доступ в гимназии для выходцев из низших сословий.

Ревизия земской и городской реформ:

новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 года – для городской курии имущественный ценз был увеличен, для дворянства – понижен;

новое Городовое положение 1892 года – круг избирателей ограничен в пользу более состоятельных слоев. Усилен элемент сословности и вмешательства администрации в дела самоуправления.

Ревизия судебной реформы:

судебные заседания по политическим делам должны были проводиться при закрытых дверях (1887 год)

суд присяжных практически был отменен в 1889 году.

Итоги внутренней политики Александра Третьего были противоречивыми. Подавление революционного движения, русификация окраин, укрепление роли поместного дворянства и вместе с тем стабилизация в обществе, успешное экономическое развитие. Однако большинство проблем, стоявших перед страной, не были решены. В дальнейшем они еще больше обострились и в конечном счете привели к революции.

Девятнадцатый век в истории России богат событиями, весьма разнообразными, разноликими. Существует множество суждений и оценок данной эпохи. Но тот факт, что данная эпоха абсолютно неоднородна и противоречива, неоспорим. В своем эссе я попыталась осветить наиболее важные процессы, происходящие в России в данный период времени. Блестящие победы и сокрушительные поражения, удачные с точки зрения последствий реформы и абсолютно провальные – все было в истории нашего государства. Но как бы то ни было, история не имеет сослагательного наклонения и рассуждать о том, что хорошо, а что плохо, как и о целесообразности действий императоров не стоит. В своем эссе я попыталась детализировано описать события девятнадцатого века, указать причины и последствия каких-либо событий, будь то реформы, победы или поражения и дать им объективную оценку.

Письмо в 19 век (сочинение)

19 век в России очень богат событиями, а следовательно и личностями. Эта эпоха характеризуется чрезвычайным разнообразием во всех областях жизни. На внешнеполитическом направлении 19 век ассоциируется с Наполеоновскими войнами и великим русским полководцем М.И. Кутузовым. Если говорить о внутренних делах страны, то нельзя обойти вниманием такие события, как отмена крепостного права и восстание декабристов. 19 век — это и век научно-технических достижений. Многие открытия русских ученых того времени легли в основу современной науки и техники (например, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева или изобретение радио А.С. Поповым). Нельзя забывать и о том, что это эпоха считается временем культурного и духовного подъема России. Недаром 19 век ознаменован «золотым веком русской культуры».

Среди такого разнообразия событий трудно выбрать адресата для письма в 19 век. Каждая сфера жизни по-своему интересна, а бесконечная вереница героев, достойных внимания способно вскружить голову любому заинтересованному.

Тем не менее, я хочу адресовать свое письмо человеку, настолько многогранному, что без упоминания его личности нельзя описать ни одну сферу жизни 19 столетия, человеку, которого в современности знает каждый, от мала до велика. Это Александр Сергеевич Пушкин.

«Глубоко уважаемый и горячо любимый Александр Сергеевич!

Пишу Вам из огромнейшего любопытства к Вашей персоне и к Вашей эпохе из далекого будущего. Знаю, что были Вы неравнодушны к делам российским и всею душою болели за судьбу страны. С величайшей радостью спешу сообщить Вам, что старания Ваши не прошли напрасно.

Пытаюсь писать вам, почтеннейший, на Вашем языке, чтобы обороты моей речи были Вам понятны. Однако стоит заметить, что именно Вы являетесь отправной точкой современного русского литературного языка. Да, да, не удивляйтесь! Ваш вклад в развитие поэзии и прозы был поистине огромен и современный язык не мыслим без Вашего участия. Дети с самого юного возраста знают Ваши творения наизусть, а нынешние бабушки с такой же душевной теплотой и заботой читают им Ваши сказки, как когда-то читала их Вам Арина Родионовна.

Смею поведать Вам, Александр Сергеевич, о современных школах. Ведь вы были одним из первых лицеистов и Вам наверняка интересно, как стало развиваться образование в этом направлении. Так вот, школ, лицеев и гимназий сейчас очень много и каждый человек должен получить образования. Вам, наверное, трудно представить, что в школы ходят абсолютно все? Скажу Вам, более: розги в качестве наказаний сейчас тоже не применяют.

Что же касается вольнодумства, то сейчас оно не карается. В стране существует свобода слова, узаконенная Конституцией. Ссылки и другие подобные меры наказаний запрещены. Правда, чтобы к этому прийти, России пришлось пройти суровый исторический путь развития. Были в нашей истории и концентрационные лагеря и тюрьмы для вольнодумцев.

Запрещены сейчас и дуэли. Только вообразите себе, уважаемый, что за честь прекрасной дамы благородные мужчины сейчас должны бороться другими способами. Я даже не могу представить себе Вашу жизнь без дуэлей. Для меня она настолько пропитана доблестью, отвагой и героизмом, что другие способы восстановления справедливости даже не приходят мне в голову.

Хочу рассказать Вам еще об одном занимательнейшем факте. Балы и светские вечера сейчас большая редкость. Зато появилось очень много других увеселительных заведений и мероприятий. Александр Сергеевич, уверяю Вас, Вам бы точно понравилось. Знаю ведь, какой Вы были кутила и балагур.

В завершении своего письма хочу написать Вам, что в России ныне нет ни одного города, в котором не существовало бы улицы, названной Вашим именем, в котором не был бы воздвигнут Вам памятник и в котором бы не чтили и не уважали Вас. И я тоже искренне преклоняюсь перед Вашим талантом.

Глубоко уважающий Вас гость из 21 века.»

Остается только надеяться, что когда-нибудь машину времени всё-таки изобретут и моё письмо дойдет до своего адресата.

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-09

Интерес к истории в начале XIX века всколыхнулся в России с необыкновенной силой после мощного национального подъема, вызванного наполеоновскими войнами и особенно Отечественной войной 1812 года. Пробудившееся национальное самосознание определило своеобразие духовного развития русского общества. И декабристское движение, и монументальный труд Карамзина, и басни Крылова, и произведения Пушкина – все это отголоски крупных исторических событий, сами ставшие фактами нашей истории. Первые десятилетия XIX века прошли под знаком истории. На эту особенность обратил внимание Белинский. “Век наш – по преимуществу исторический век. Историческое созерцание, – писал критик, – могущественно и неотразимо проникло собою все сферы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии”.
Русское общество почувствовало настоятельную потребность отдать себе отчет в том, каковы отличительные особенности национального характера, национального духа, как тогда говорили. Историзм стал знаменем нового столетия. Он был неотделим от идей народности. Но чтобы понять подвиг народа в Отечественной войне 1812 года, удививший дворянскую Россию, чтобы постичь образ его жизни, мыслей и чувств, нужно было заглянуть в прошлое, в “темную старину”, обратиться к истокам национального бытия. “История государства Российского” Карамзина открыла русскому обществу почти никем не освещенные до тех пор страницы древности. Русское общество увидело в ней достоверную картину жизни, борьбу мнений, психологический накал страстей и готовые сюжеты для философско-исторических, нравственных и художественных размышлений. Создалась реальная почва для расцвета исторических жанров. Но не меньшую роль “История. ” Карамзина сыграла для формирования метода историзма. Отныне историческое мышление становится не только инструментом, с помощью которого распахивают дверь познания в глубь веков, но и необходимым качеством философской или художественной мысли, освещающей своим лучом живую современность.
Вместе с тем “История. ” Карамзина – произведение, в котором научность изложения слилась с художественностью. Элемент художественности, очень сильный в “Истории. “, опирался на подлинные и достоверные факты и свидетельства. Это обстоятельство сразу же поставило перед писателями целый ряд чисто творческих проблем – насколько уместен вымысел в художественном сочинении, как сочетать историческую правду и воображаемый сюжет? Повествовательные формы еще не были настолько усовершенствованы и утончены, чтобы противоречивые слагаемые художественного произведения на историческую тему могли примириться в каком-нибудь органическом единстве. Поэтому в исторической повести то преобладает художественное задание, большей частью игнорирующее историческую действительность, то очерк, в котором характеры выглядят бледными, лишенными полнокровной жизни и убедительности. Между ними располагались промежуточные формы воспоминаний, “былей”, “происшествий”. Нередко исторический материал выполнял подсобную, служебную роль – писателей интересовал не минувший век в его истине, а собственные взгляды на современность, проводимые с помощью исторических сведений.
Судьба исторической повести поучительна и в том смысле, что она наглядно демонстрировала, как формировалось историческое мышление и складывались формы исторического повествования, как оттачивались черты реализма. Если Карамзин пробудил теоретическую мысль, заставил внимательно отнестись к исторической действительности, к эпохе, к столкновению интересов, то Вальтер Скотт – его исторические романы были уже широко известны русскому обществу – оказал громадное влияние на форму исторического повествования. Вальтер Скотт, как и Карамзин, опирался на документы, но из них он выбирал наиболее характерные для того или иного времени. При этом его привлекал какой-нибудь эпизод, сценка, штрих, “анекдот”, в котором живо и рельефно выказывали себя нравы, обычаи, мышление, обусловленные эпохой или средой. Отсюда проистекала установка на обыкновенность изображения. Частные случаи благодаря тщательному отбору несли в себе и художественную оценку, и своеобразие характеров, и типичность эпохи. История рисовалась в обыденной простоте, ее вершили люди, а не поставленные на пьедесталы деятели или наделенные чувствительным авторским сердцем сентиментальные герои.
Русская историческая повесть постепенно усваивала как историзм Карамзина, так и повествовательную манеру Вальтера Скотта. Однако это усвоение шло чрезвычайно трудно и сопровождалось несогласиями, спорами, резкостью суждений. Предметом открытой или скрытой полемики стали принципы историзма и их претворение в литературе.
При всем преклонении перед Карамзиным декабристы решительно разошлись с ним во взгляде на русскую историю. Они не приняли и не могли принять монархизма Карамзина. Они полагали, что идея монархии чужда русскому народу, что самодержавие было навязано ему. Народ обманом и силой принудили к самодержавному порядку и отняли у него свободу, превратив крестьян в подневольных крепостных. С точки зрения декабристов, весь народ так или иначе оказался в рабстве у самодержцев с разной степенью свободы – большей (дворяне) или меньшей (крестьяне). Воодушевленные национально-патриотической идеей, декабристы разделили всю нацию на тиранов и республиканцев. Тираны – это те, кто мыслями, чувствами, действиями защищали самодержавие и рабство; республиканцы – свободолюбцы, хотя и оказавшиеся “рабами”, но своими мыслями, чувствами и действиями не смирившиеся с жалкой участью. Русская нация в своем подавляющем большинстве, считали декабристы, – нация республиканцев. Историческим свидетельством тому служили для них Новгород и Псков, где вольный народный голос господствовал на вече и где были “задушены последние вспышки русской свободы”. С подобной точки зрения, содержание русской истории составила неутихающая борьба республиканцев с тиранией и ее поборниками.

19 век: сочинение

ЛИТЕРАТУРА В XIX веке.

Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально- экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в ее истории.
Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе, определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности, высокой нравственности и демократической направленности.

Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА –основное художественное направление того времени- было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни ( очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем
Н. Г. Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому ‘ прекрасное есть жизнь’. Общественная функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении ‘ приговора о явлениях ее’. Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.

В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведений русских писателей тех лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, пути эти по разному понимались; одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них.
Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения.

Литература пореформенного периода представляла собой ‘ яркое созвездие великих имен’ . В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху.

На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали два события в стране

– Отечественная война 1812 г.

– Движение декабристов1825г.
Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года
–важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала просмотреть публика.

Основное направление в художественной литературе первых десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху
Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.

В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.
А. Жуковского
( 1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили
‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский.
Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.

В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа ( А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин) , формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры.
Поэты – романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем ‘
Илиаду” в переводе Н. И. Гнедича.

Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, – народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия. Народность в этот период отожествлялась с национальной самобытностью, т.е. с особенностями укладами жизни, быта, костюма и т. д.
В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С. Пушкина
( 1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: ’ При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте … Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.’

Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности ( первое стихотворение Пуш кина ‘ К другу стихотворцу’ было напечатано в 1814г.). Его творчество- закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени ПетраI до декабристов. C Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. ‘ Евгений Онегин’ Пушкина был первым русским реалистическим романом, ‘ в высшей степени народным произведением’
( Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г.

Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю.
Лермонтова( 1814-1841)б отразившее трудное время-погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман ‘Герои нашего времени’ (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852) в русской литературе. ‘
Мертвые души’ ( первый том вышел в 1842г. ) – одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени.
В. Г. Белинский оценил его как ‘ творение чисто русского, национальное, выхваченное из тайников народной жизни’.

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др.) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой.

Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. С.
Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.

Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действителтный характер, воздействие’ на понятие и нравы общества’ отмечали многие современники.
. 60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев( 1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева ‘ Отцы и дети ‘, опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи. В 60 –70 –е годы продолжалась литературная деятельность И. С. Тургенева. Им были созданы романы ‘ Отцы и дети’ ,’ Дым’, ‘ Накануне’. В этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство Тургенева делало его любимым и популярнейшим писателем, вокруг произведений которого шли горячие идейные споры, помогавшие дальнейшему размежеванию демократических и либеральных кругов

Творчество Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя глубоко волновали Достоевского революционное подполье в России, нравственный облик некоторых его деятелей. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира.

Н.А.Некрасова ( 1821-18771878) разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена мечта не только о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства ( поэма Некрасова ‘ Кому жить на Руси хорошо’.

Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н.

Толстого (1828–1910 ). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике ‘ великие вопросы’. Писателя всегда волновали судьба народа и Родины ( историческая эпопея ‘ Война и мир’) . Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого

‘Анна Каренина’, в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор морали, нравам, устоям этого общества.
. В конце 70-х годов на арену русской литературы выступил А.

П. Чехов(1860-1904) , начавший свою литературную деятельность в юмористических и сатирических журналах. В творчестве Чехова – его глубокий демократизм, тяга к трудовым людям, непримиримому к буржуазному и власть имущему. Огромное впечатление на все передовое русское общество произвел его рассказ ‘ Палата N 6’, в которой автор показал всю страшную правду русской жизни.

В развитии общественного сознания 80-е годы были переходным временем, когда перемены лишь намечались, но с достаточной определенностью они еще не проявились.

В недрах русской жизни происходили глубокие и важные процессы.

Развивался капитализм, вместе с ним рос промышленный пролетариат, начинала формироваться пролетарская идеология. 80-е годы – время зарождения российской социал – демократии.

Идейная атмосфера 80-х отразилась на судьбах русского искусства и литературы. Многие деятели культуры постепенно отходили от острой обличительности. Внимание писателей , художников все больше стали привлекать общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно- психологические проблемы.80-е годы в истории русского классического романа не оставили что-либо значительное. Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период (‘ Отцы и дети’

Тургенева; ‘ Война и мир’,’ Анна Каренина’ Толстого; ‘ Преступление и наказание’, ‘Братья Карамазова’ Достоевского; ‘ Господа Головлевы’

Солтыкова-Щедрина; ‘ Обрыв’ Гончарова и др. Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели- Достоевский, Тургенев, Островский.

С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подьем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно- демократических выступлениях.

Художественная культура рубежа веков – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В
. ней отразились социальная и идейная острота эпохи, ‘ рубежность’ общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и

, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.

Новые явления в искусстве конца XIX века –началаXX века были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре

XIX века. Среди таких явлений было ДЕКАДЕНСТВО, ( от фран. –упадок),

МОДЕРНИЗМ, ( от фран.-новейший, современный).

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л. Н. Толстой. В

1899г. был опубликован его последний роман ‘ Воскресение’, в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучало остро и гневно.Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.

В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.

П. Чехов; повести и рассказы ( Моя жизнь’, ‘ Мужики’, Дом с мезанином,

Дама с собачкой и др.,). В 90-е годы начался творческий путь А. М.

Горького ( Пешкова1868-1936). Свой первый рассказ ‘ Макар Чудра’

Горький опубликовал в 1892г. в газете ‘ Тифлисский вестник’. Вышедшие в конце 90-х годов ‘ Очерки и рассказы’ принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном

‘безумству храбрых ‘, отражало демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время ( Старуха Изергиль,Челкаш, Девушка и смерть, песня о буревестнике,

Буревестник) он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать за нее жизнь.

В эти годы в русскую литературу вошли молодые писатели. В

1893г. в журнале ‘ Русское богатство’ появился первый рассказ И. А.

Бунина ‘ Танька’. В 1897г. вышел сборник его рассказов ‘ На край земли, посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х г. появляются первые значительные произведения А. И. Куприна( Олеся,Молох).

Бунин (1870-1953) и Куприн (1870-1938)- крупнейшие писатели русской реалистической литературы конца XIX в.- и XX в.

Литературную и культурную жизнь России второй половины XIX-XX в. в. ‘ можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной деятельности; … небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению’ – так писала одна из участниц педагогических движений 60-хгодов Е. Н. Водовозова.

Теги: Литература XIX века Сочинение Литература

Великие русские писатели и поэты 19 века и их произведения

Краткая характеристика XIX века

Девятнадцатый век для России характеризуется лихорадочным ритмом жизни, а также началом развития разных направлений — от культурных до сугубо технических. Помимо этого, изменениям подвергается и русский литературный язык — историк Николай Михайлович Карамзин сблизил его с живой разговорной речью, введя в оборот множество ранее незнакомых слов (впечатление, гармония, катастрофа и т. д. ).

Дело Карамзина продолжил Жуковский, превращая неудобный и тяжеловесный язык в гибкий и послушный для поэта и прозаика инструмент. Одновременно с этим появляются и первые шедевры русского театра («Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина), которые послужат основой для возникновения имён Островского и Гоголя.

Развитие поэзии связывается с именами Пушкина и Лермонтова. Следует отметить, что годы жизни поэтов по продолжительности очень небольшие — Пушкин прожил 37 лет, а Лермонтов и вовсе 26. Сюда же следует добавить «поэта одного дня» Фета, страдающего за народ Некрасова и символиста Тютчева.

В этот период обогащается искусство рассказчиков и романистов так называемой натуральной школы. В XIX веке всё внимание русских писателей и их произведений направлено не на знатных и титулованных особ, а на простого человека. Романы значительно усложняются в психологическом плане во многом благодаря Достоевскому и Тургеневу. В мире русской литературы возникают первые героические романы-эпопеи (ярким примером является «Война и мир» Льва Толстого).

Быт духовенства, ремесленников и простого люда сумел раскрыть Николай Лесков в своих сатирических повестях («Полунощники», «Заячий ремиз»). Ближе к концу XIX века становится знаменитым Антон Павлович Чехов — один из самых известных русских драматургов (особенно в западных странах), основатель жанра трагикомедии и обличитель «обывательщины».

Александр Сергеевич Пушкин

Основоположник современного русского литературного языка Пушкин возглавляет не только список русских поэтов 19 века, но и литературных деятелей России за всё время её существования. Александр Сергеевич происходил из рода нетитулованных дворян. Как писал сам поэт, его родственники «честно служили Отечеству, но не снискали благосклонности правителей и были гонимы».

Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю — 26 мая) в Москве. Рождение великого поэта зафиксировано в метрической книге церкви Богоявления в Елохове. В царскосельском лицее дар будущего поэта был замечен. Сам Пушкин признавался, что наибольшее влияние на его творчество оказали Жуковский, Батюшков (мастер лёгкой поэзии) и Карамзин, а из зарубежных авторов — Вольтер, Мольер, Руссо и Лафонтен.

Сложно выделить основные произведения у поэта, так как у него практически не наблюдается «проходных», неинтересных либо недоработанных поэм, стихотворений или романов. Тем не менее к великому наследию следует отнести произведения «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», сказки о царе Салтане и рыбаке и рыбке, а также отдельные стихи. Среди последних особенно выделяются следующие:

  • «Пророк»;
  • «Песнь о вещем Олеге»;
  • «Я помню чудное мгновенье»;
  • «Я вас любил (любовь ещё, быть может)»;
  • «Зимняя дорога»;
  • «Узник»;
  • «Бесы»;
  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»;
  • «Клеветникам России».

К внушительному творческому наследию следует добавить классические поэмы («Полтава», «Медный всадник», «Граф Нулин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Гавриилиада» и многие другие) и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

Скончался великий поэт в результате дуэли с приёмным сыном нидерландского посланника Дантесом (Жоржем де Геккерном) 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге. По подсчётам историков, это была минимум 21-я дуэль в жизни поэта и вторая по счёту с Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение (пуля перебила шейку бедра и проникла в живот) и умер в течение двух дней. На месте дуэли установлен памятник.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лермонтов родился 15 октября 1814 года (по старому стилю — 3 октября) в Москве. Будущий великий поэт и современник Пушкина с детства характеризовался как человек вспыльчивый, мечтательный, своевольный, во многих отношениях жестокий и очень гордый. Михаила воспитывала преимущественно бабушка в селе Тарханы, однако мальчика тяготили излишние заботы и внимание.

Лермонтов рано пристрастился к чтению и уже к 15 годам он читал французских, английских и немецких литераторов только в оригинале. Более всего поэт предпочитал русскую литературу, особенно сказки. Во время обучения в пансионе Лермонтов проявил свою склонность к воспоминаниям. В его ранних стихах наметились основные черты эмоционального характера — чувство одиночества, разочарования в мире, безутешный поиск близкого по духу человека, разлад с окружающей действительностью. К этому периоду относятся следующие произведения:

  • «Черкесы»;
  • «Кавказский пленник» (хороший пример ученического подражания Пушкину);
  • «Корсар»;
  • «Хаджи Абрек»;
  • «Аул Бастунджи».

К лету 1831 года одной из основных тем у поэта становится неверность. По многим стихам заметно, насколько болезненно переживал Лермонтов неразделённую любовь — сказывались страстность и врождённая гордость. К вершине творчества поэта относятся произведения, созданные в 1836—1840 годах, среди которых «Герой нашего времени», «Демон», «Ангел Смерти», «Фаталист», поэма «Мцыри», стихотворения «Смерть поэта», «Парус» и т. д.

Лермонтов повторил судьбу Пушкина и скончался в результате дуэли с Николаем Мартыновым 27 июля 1841 года в Пятигорске. Многие исследователи убеждены, что главным виновником и инициатором поединка являлся именно Лермонтов, который, имея желчный и невыносимый характер, спровоцировал самолюбивого отставного майора на выяснение отношений.

Существует легенда, будто поэту на дуэли выпала честь стрелять первым. Лермонтов взвёл курок и выстрелил в небо, показывая тем самым, что лично он не имеет претензий к сопернику. Мартынов же использовал свой шанс и одним выстрелом в грудь убил поэта.

Фёдор Михайлович Достоевский

Один из самых значительных русских писателей, философов, публицистов и мыслителей родился 11 ноября 1821 года в семье бедного врача-ординатора в Москве. На семейных вечерах Достоевские читали произведения Пушкина, Карамзина, Державина, а также Анны Радклиф — писательницы, которая основала жанр готического романа.

Во многих биографиях писателей чтение книг и сказок играло огромную роль для подрастающих гениев. Так происходило и в семье Достоевских. По воспоминаниям Фёдора Михайловича, его детские годы проходили в атмосфере постоянных слушаний различных поэм и рассказов. В сентябре 1834 года будущий писатель поступает в частный пансион, где проявляет себя как вдумчивый, глубокий и любознательный ученик.

С возрастом, поступив в инженерное училище и продолжая свою литературную деятельность, Фёдор стал посещать различные кружки (к примеру, С. Ф. Дурова, Петрашева и коммуниста Спешнева), читал запрещённую литературу, за что попал в ссылку на каторгу (первоначальный приговор — смертная казнь).

Все значительные произведения были написаны после отбывания наказания в Петропавловской крепости. Будучи заключённым, Достоевский вёл записи в «каторжной тетради», которые стали основой для повести «Записки мёртвого дома», а также романа «Бедные люди». К вершине творчества писателя относится так называемое пятикнижие (в хронологическом порядке):

  • «Преступление и наказание» (1866);
  • «Идиот» (1868);
  • «Бесы» (1871—1872);
  • «Подросток» (1875);
  • «Братья Карамазовы» (1879—1880).

В последних произведениях в полной мере проявились основные характерные черты творчества Достоевского — острый психологизм, реализм, многолюдность (бо́льшая часть его повестей и романов содержит множество персонажей, среди которых сложно выделить главных и второстепенных). Особое внимание писатель уделял сюжету и детективной тематике. Умер Достоевский 28 января 1881 года от туберкулёза лёгких.

Иван Сергеевич Тургенев

Великий русский писатель и пропагандист русской литературы второй половины XIX века, оказавший огромное влияние на поэтику, родился 9 ноября 1818 года в городе Орле. Он был из рода древних тульских дворян. Первоначально Тургенев хотел стать поэтом (в 1834 году даже написал стих «Стена»), однако впоследствии перешёл на рассказы, пьесы, романы и повести.

К самым известным пьесам классика относятся «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне» и «Нахлебник». Сам Иван Сергеевич считал себя последователем Гоголя-драматурга. Писателю принадлежит приоритет в создании нового типажа в русской литературе — «лишние люди», хоть у многих поэтов и писателей имеются свои примеры ненужных людей (Чацкий, Печорин, Онегин и т. д. ).

Ключевым произведением Тургенева является роман «Отцы и дети», ставший знаковым в своё время и отразивший драму между поколениями. Среди знаменитых рассказов и повестей особо выделяются «Записки охотников», «Муму», «Певцы», «Бирюк» и «Ася».

У писателя сформировался интересный женский типаж, получивший название «тургеневская девушка». Она самоотверженная, нравственно чистая, сильная, тонко чувствующая и замкнутая барышня, которая выросла без пагубного влияния городской и светской жизни.

Лев Николаевич Толстой

Величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Его фамилия была известна во многих странах мира. На протяжении четырёх лет подряд он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), а впоследствии отказался от номинаций.

Творчество Толстого является переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Помимо этого, писатель оказал влияние на эволюцию европейского гуманизма и на развитие реализма в общемировой литературе.

Самое значительное произведение Толстого — роман-эпопея «Война и мир», основной темой которого является поиск исторической судьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Поражают не только размеры романа, но и невероятная детализация черт характера каждого из персонажей. При этом писателю удалось сделать все главы и части романа сюжетно законченными. К другим важнейшим произведениям Льва Николаевича относятся:

  • роман «Воскресение» (последнее произведение);
  • трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»;
  • роман «Анна Каренина»;
  • повести «Крейцерова соната», «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Отец Сергий»;
  • драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»;
  • автобиографические очерки.

Основной целью творчества Толстого становится жизнь человеческой души, её реакции на социальные противоречия, а также нравственное совершенствование человека и переосмысление своего места в жизни. Религиозно-философская позиция писателя проявляется в осуждении духовенства и пышных религиозных обрядов.

Толстого также возмущало разное отношение священнослужителей к людям с различным достатком. В двадцатых числах февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой был отлучён от Православной церкви. Скончался писатель 20 ноября 1910 года в рязанской деревне на станции Астапово, которая теперь носит его имя.

Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение

Русская классическая литература всегда отличалась глубоким психологизмом. Писатели и поэты «золотого века» всегда стремились понять душу человека, разобраться в человеческой натуре, понять причины совершаемых людьми поступков и т.д. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов умели так точно и ясно передавать истинные мотивы героев, их тайные желания, черты характера, что не возникало никаких сомнений в реальном существовании данных персонажей и в том, что происходило на страницах литературных произведений.

Особое внимание в литературе 19 века уделяется внутреннему миру «маленького человека». В рассказах, повестях и романах проводится глубокий анализ жизни таких людей, их мыслей, чувств и проблем. Одним из таких авторов является Ф.М.Достоевский. Писатель посвятил множество своих произведений проблеме «маленького человека».

Например, очень ярко данная особенность проявляется в повести «Белые ночи». Главный герой – влюбленный молодой человек, относящийся к разряду «мечтателей». Он влюблен в девушку Настеньку, и в рассказах о себе говорит, что в мыслях он живет яркой насыщенной жизнью, хотя на самом деле тяготится службой и пытается уйти от жизненных проблем. Макар сентиментальный, чувствительный человек, который придерживается патриархальных и нравственных принципов. У Настеньки есть жених, но сейчас он далеко.

Вскоре жених возвращается, но увидеться с невестой не стремится. Макар принимает решение идти к нему, чтобы заступиться за девушку. Благодаря охватившему героя чувству любви, раскрываются все его положительные и отрицательные качества. С одной стороны, читатель видит благородство Макара, его самоотверженность, но с другой стороны, наружу выходят такие неприятные черты как безволие и малодушие. Герой живет в мире своих иллюзий, а развязка романа – лишь подтверждение тому. К девушке возвращается жених, а «мечтатель», как и раньше, остается одинок. Тем не менее, Макар счастлив за те минуты счастья, что подарила ему возлюбленная. Их, по его словам, хватило бы и на всю жизнь…

У А.П.Чехова представлен целый ряд произведений, где писатель живо интересуется феноменом «маленького человека». Взять, к примеру, рассказ «Тоска», в котором главный герой, простой деревенский мужик Иона, зарабатывает тем, что возит хлеб. Несмотря на свою «примитивность» человек этот способен глубоко чувствовать, страдать и переживать из-за бессмысленности своего пребывания на этом свете и того одиночества, которым наполнена вся его жизнь. Единственным близким другом, которому герой может излить свою душу, оказывается лошадь.

Таким образом, внутренняя жизнь «маленького человека» является одной из самых ярких и востребованных тем для психологического и философского анализа в литературных произведениях 19 века. Авторы показывают читателям, что у «маленького человека» тоже есть душа, что он способен чувствовать, радоваться и страдать, как и все остальные люди. Через такие сильные эмоции как любовь и горе писатели раскрывают внутренний мир своих героев, обнажая их истинные мотивы, показывая их отношение к жизни.

Вариант 2

Большинство литературных произведений писателей-классиков направлены на глубокий психологический анализ человека. В 19 веке обострилась актуальность раскрытия человеческой души, когда А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и т.д. – все писали о внутренних чувствах, переживаниях героев. В этот период стал распространяться образ «маленького человека» в произведениях.

По сути, «маленький человек» – это метафоричное название для небольшого помещика, который просто плывёт по течению жизни. Он не ищет повышения в карьере, высокого дохода, не стремиться к свершениям. Для него главной целью в жизни является тихая семейная жизнь.

Во многих произведениях встречается такой герой. У А.П. Чехова появляется целый сборник таких рассказов, в который вошли произведения «Крыжовник», «Человек в футляре», «Душечка», «Тоска». На примере последнего можно чётко увидеть глубокий психологический анализ такого образа. Главным героем рассказа является извозчик Иона, который работает за кусок хлеба. В каждом своём пассажире он пытается найти собеседника, но люди слишком эгоистичны, чтобы услышать его и попытаться понять. Читатель узнаёт, что у него умер сын, и это событие подкосило героя. Такое безразличие он встречает только в высшем сословии. После перевозок он останавливается, придаётся тоске ненадолго, а затем снова отправляется в путь. В конце концов Иона находит собеседника только в лошади – надёжного и близкого друга, который точно не перебьёт и выслушает.

Также такой персонаж есть у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Максим Максимыч – очень простой, но добрый человек с широкой душой, работающий штабс-капитаном. Он верил в близкую дружбу с Печориным, но его холодный приезд только больно задел его.

Ещё одним примером может быть Акакий Акакиевич из рассказа Н.В. Гоголя «Шинель». Главный герой копил на шинель, а после покупки радовался как ребёнок. В конце он стал жертвой людской жестокости и безразличия, от чего и умер.

Таким образом можно сделать вывод, что в литературе 19 века преобладал образ «маленького человека». Писатели хотели показать, что и простой человек может сопереживать, испытывать глубокие чувства.

Сочинение Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели и поэты интересоваться внутренним миром своих героев. Раньше, как я понимаю, злодей был злодеем, а тут герои, не только внешние события, становятся объектами повествования.

Если герой и зол (добр, ленив и так далее), то писатель старается понять, почему так. Приходит в литературу психологизм. (Тут сразу вспоминаются произведения Льва Толстого со всем этим потоком сознания на много страниц.) Писатели показывают мысли героев, их мотивы. И даже добрые герои оказываются не такими уж однозначными. (Например, Штольц у Гончарова – вроде бы и хороший, активный человек, но закладывает писатель и сомнения непогрешимости этого героя.)

Важнейший писатель эпохи – Достоевский, конечно. Так у него в центре «Преступления и наказания» – мысли преступника, который задал себе вечный вопрос. Герой убил не из-за денег, по факту, не из злости, а из своих философских рассуждений… Вот так мысли героя (и в принципе, человека) совсем не отвлеченные, они могут привести к реальным событиям, повлиять на мир. Нельзя было больше оставлять их «за скобками».

Ещё я думаю, что в литературе этого века появилось много «странных» героев. Я намекнул на Раскольникова, Обломова… Но важны также Онегин у Пушкина, Печорин у Лермонтова, Чичиков у Гоголя. Первый, стал символом скучающего дворянина, интеллигента, который сам рушит свою жизнь. Второй же, продолжая эту тему, ещё меньше понимает себя. То есть Онегин что-то делает, верит в свою правоту, но после раскаивается, а Печорин делает даже ужасные вещи, всё понимает, но только не понимает самого себя. И он уже ничего не чувствует, становится совсем эгоистом. А вот Чичиков на фоне таких дворян делает своё дело. Он смеётся над «отжившими» героями, ищет материальную выгоду.

За целый век, конечно, происходит эволюция героев. Например, в пьесах Островского они немного похожи на маски, но всё-таки страдают, сомневаются. В пьесах Чехова герои просто состоят из сомнений, противоречий. В первом случае внутренний мир персонажей может что-то пояснить в пьесе, а во втором он просто намного важней того, что на сцене происходит. Герои часто обмениваются фразами о погоде, но только их монологи, полные чувств и рассуждений, раскрывают их.

Но я понимаю, что дальше этот психологизм читателям надоел. Уже не хочется углубляться в рассуждения героя. Опять важней сюжет, хоть и сюрреалистичный.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

Популярные сегодня темы

«Мцыри» – поэма, написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Для Лермонтова, тема свободы, была одной из главных во многих его произведениях. Эта поэма не исключение. Я предлагаю разобрать более

На картине видим пейзаж, засыпанной снегом деревни. Но хотя все деревья и земля окутаны снежным покрывалом, картина излучает радость и восторженность, ведь скоро придет весна.

Своим любимейшим городом я со всей уверенностью могу назвать Воронеж. Этот город находится на Дону. Принадлежит России. Многие люди, побывавшие в этом населенном пункте, говорят, что он кажется

Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком. Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.

Волга – одна из величайших и крупнейших рек мира. Она играет очень большую роль в жизни России, ведь не зря Волгу иногда называют «матушкой». Я считаю, что она самая замечательная река на нашей планете.

Читайте также:  Зегерс: сочинение

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

×

×

Название: XIX век в истории России: эпоха блестящих побед и сокрушительных поражений
Раздел: Рефераты по истории
Тип: сочинение Добавлен 01:32:54 26 ноября 2010 Похожие работы
Просмотров: 2104 Комментариев: 12 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 просмотреть
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.