Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий»: сочинение

Cочинение «Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий»»

Как же писатель достигает такой пластичности, вещественности и зримости описаний? Сразу же оговоримся: каждый писатель достигает их по-своему, своими, ему одному присущими средствами. Универсального рецепта нет и быть не может. Манеру Катаева не спутаешь, скажем, с манерой Юрия Олеши. В заинтересовавшем их предмете оба они открывают поистине неиссякаемые возможности для наблюдений. Стоит только повнимательней в предмет вглядеться. Но Олеша любит яркие, праздничные краски, причудливые эпитеты и метафоры. Его пластические, всегда поражающие своей точностью описания – сказочно-прекрасны. И не только в романе-сказке «Три Толстяка».

Он волшебно преображает все, к чему прикоснется. Букет душистой герани, очутившись в руках писателя, превращается в удивительную ношу; Сколько ассоциаций вызывают эти полурассыпавшиеся на ладони ветки с танцующими на них цветами. Даже не цветами, а хороводом девушек в развевающихся синих, красных, бледно-голубых, белых и почти что в горошинку юбках. Или вот еще пример. В книге «Ни дня без строчки», откуда позаимствована предыдущая цитата, в разделе, озаглавленном «Сказочный перекресток», есть страничка с описанием покупки земляничного торта. Не велико как будто бы событие! Но маленькая кондитерская в тихом, немноголюдном переулке и приобретенный здесь торт становятся как бы участниками прекрасной игры, персонажами волшебной сказки. А три девушки-продавщицы, хотя и носят вполне прозаические имена Зина, Нюра, Лиза, невольно заставляют вспомнить прелестных зеленых змеек из фантастической повести немецкого писателя Гофмана «Золотой горшок». В живописных картинах «Паруса» Валентин Катаев в не меньшей степени, чем Юрий Олеша, маг и сказочник. Но поэзия открывается для него не в сказочном, волшебном преображении вещей, а в самих этих вещах, в их пропорциях, в соразмерности частей, в сочетании красок. Для каждой вещи Катаев ищет такие определения, которые помогают сделать его описание наглядным, достоверным.

Итак, первое условие, хотя, быть может, и не самое главное: конкретность, доскональность.

В беседе с корреспондентом «Литературной газеты» Катаев сам однажды говорил, что писателю необходимо досконально знать то, о чем он пишет, уметь назвать каждую вещь. «Как, например, называется вот эта штучка? – Валентин Петрович подходит к двери и показывает на личинку, закрывающую замочную скважину.- Черт ее знает, как она называется! А ведь это пустяк по сравнению со всем тем, куда более значительным, названия чего мы, писатели, знать не знаем… Но, может быть,- иронически добавлял Катаев,- знать такие названия не обязательно и писать о них не стоит? Нехудожественно! И появляются на бумаге общие, стертые, зато всегда готовые к услугам слова: «Дверь со скрипом отворилась». Вот теперь художественно!»

Беда многих начинающих, но уже вполне самонадеянных литераторов в том-то как раз и состоит, что, не зная, не представляя себе досконально предмет, о котором им предстоит писать, не умея назвать каждую «штучку» по имени-отчеству, они тем не менее хватаются за перо. Однако изображение, которому недостает точности, не может быть впечатляющим. Это в равной мере относится и к описанию грозы и, скажем, машинного отделения парохода «Тургенев», на палубе которого из Аккермана в Одессу плывет Петя Бачей. Всего-то десяток строк заняло в «Парусе» описание работы машины, но для того, чтобы мы смогли почувствовать, почему эта устаревшая, никуда не годная машина (как и устарел, даже по тому времени, неуклюжий пароход «Тургенев») все же поражала Петю своей невероятной, сокрушительной силой, надо было назвать по имени не только каждую деталь механизма, но и показать, как внушительно взаимодействуют друг с другом стальные шатуны, облитые тугим зеленым маслом, и поршни, и литые кривошипы, и медные диски эксцентриков, и как царит над всем этим головокружительным хаосом непомерно громадный маховик, и как среди массы неумолимо движущихся суставов ходит машинист и, нагибаясь, прикладывает к ним длинный хоботок своей масленки.

Раскройте наугад любую страницу повести Валентина Катаева, и вы без труда убедитесь, что писатель одинаково точен и в описании машинного отделения парохода «Тургенев»; и старого дилижанса, который, гремя подвязанным ведром, выезжает в открытую на много верст кругом бессарабскую степь; и кривой морды усатого шпика; и парусинового пылевика, путешествующего на пароходе бессарабского помещика; и всевозможных сортов винограда… Да мало ли что еще! Разве все перечислишь в этой книге, поражающей богатством подробностей и нас, читателей, приучающей видеть жизнь не плоскостно, не обедненно, а во всей красоте и интенсивности ее красок. Условимся, однако, что точность и доскональность – это много, очень много, но далеко не все. Верно, что плохой, небрежный писатель, как правило, небрежен и неточен в своих описаниях. Но вот другой вопрос: разве в книге хорошего писателя точно названная и верно описанная деталь стала бы художественной деталью, если бы писатель не одушевил ее, не окинул влюбленным и острым взглядом и, как говорит Катаев, не сумел открыть самую душу вещи или явления, добраться до чистой воды, почувствовать присутствие поэзии в самых простых вещах?

Задержимся на этом утверждении. Вот из окна дилижанса Петя любуется нескончаемыми виноградниками:

•«Крупный светло-зеленый «чаус» с мутными косточками, видневшимися сквозь толстую кожу, висел длинными пирамидальными гроздьями по два, по три фунта. Опытный глаз не спутал бы его, например, с «дамскими пальчиками», тоже светло-зелеными, но более продолговатыми и глянцевитыми.
Нежная лечебная «шашла» почти ничем не отличалась от «розового муската», но какая была между ними разница! Круглые ягодки «шашлы», сжатые в маленькую изящную кисть до того тесно, что теряли форму и делались почти кубиками, ярко отражали в своих мед-но-розовых пузырьках солнце, в то время как ягодки «розового муската» были покрыты мутной аметистовой пыльцой и солнца не отражали». Такое описание само по себе достаточно точно. Человек, не сведущий в сортах винограда, сможет теперь по светло-зеленой коже и мутным косточкам распознать и «чаус», и «дамские пальчики», у которых кожа нежнее, а ягоды более продолговатой формы, и т. д. Но, кроме того, это описание еще и пластическое, живописное, сделанное художником, который видит столько прекрасных и для равнодушного глаза неуловимых, недоступных различий в прозрачной, зрелой красоте разных сортов винограда.

Живописное слово Катаева внушает и нам, читателям, вкус к жизни, дает урок чистейшей поэзии. Я уверен, что, прочитав поэтические строчки «Паруса», вы теперь сами, беря в руки кисть винограда, заметите то, что, быть может, никогда раньше не замечали: как отражается в медно-розовых пузырьках «шашлы» солнце, и как просвечивают сквозь светло-зеленую кожу «чауса» мутные косточки, и как хороша в своей особой, неповторимой красоте иссиня-черная «изабелла» и в своей – розовый «мускат».

Здесь мы коснулись одной из самых привлекательных особенностей катаевского дарования. И в этой связи, наверное, пришло время сказать, что Катаев никогда не был живописцем природы, и только природы. Жанристом, и только жанристом. Щедрые эти наблюдения существуют в его книге не изолированно, не сами по себе, как красивые иллюстрации, которые, конечно, украшают повесть, но, по совести говоря, и без них тоже спокойно можно было обойтись. Нет, самым прямым и непосредственным образом и степь, и пляж, и море входят в повествование, становятся органичной частью сюжета.

Сочинение по повести «Белеет парус одинокий»

Предлагая сравнить Петю и Гаврика, мы тем самым направляем нас, казалось бы, на знакомый способ деятельности. При этом важно, чтобы читатели постоянно осмысляли характер своей работы, понимали, какие умственные действия и в какой последовательности им следует совершить, чтобы дать сравнительную характеристику героев. А это значит, что они должны, во-первых, хорошо понимать, почему возможно сравнение именно этих двух героев (Петя и Гаврик — друзья, вдвоем действуют в одних и тех же сложных ситуациях, когда особенно ярко проявляется характер

Петя — фантазер и мечтатель, простодушный

Почему не только во время игр, но и в трудные минуты жизни они тянутся друг к другу?

Ответить на этот вопрос сразу нелегко, однако он должен быть поставлен, чтобы, следя за взаимоотношениями мальчиков, за теми событиями, участниками которых они становятся, Читатели пришли к выводу, что Петю в Гаврике привлекала смелость, гордость, мальчишеская доблесть, истинно «морской», волевой характер, необычайная стойкость — качества, которыми сам Петя никогда не отличался. Так, Петя был безгранично удивлен, когда увидел, что, придя на Ближние Мельницы, Гаврик извлек из-за пазухи красного леденечного петуха и протянул его племяннику: «Три часа таскать с собой такое лакомство и не только не попробовать его, но даже не показать — это мог сделать только человек с неслыханной силой воли!» — приходит к заключению Петя.

Гаврика в Пете привлекало добродушие, готовность помогать нуждающимся, общительность и верность в дружбе. А в целом их сближало стремление к героическому, честному, справедливому, восприимчивость к красоте природы.

Читайте также:  Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Читатели обращаются к тексту главы «Честное благородное слово». Они говорят, что, описывая увиденное на пароходе, Петя кричал на всю улицу; он так размахался руками и так распрыгался, что опрокинул у какой-то лавочки корзину с рожками; он возбужденно орал, тяжело переводя дух; окончив свою историю, поспешно облизал губы и тотчас, без передышки, стал рассказывать ее опять с самого начала.

Как ведет себя Гаврик, слушая рассказ друга? Ведь он всего лишь ребенок, и у него тоже есть жгучая тайна, по сравнению с которой Петины приключения не стоили выеденного яйца. В душе Гаврика идет страшная борьба, его терзают сомнения: рассказать или смолчать.

Он кусал губы и грыз себе руку у него в глазах стояли слезы; язык чесался до такой степени, что иногда мальчик с силой сжимал себе пальцем губы.

Появление арестанта в сопровождении солдат конвойной команды вернуло Гаврику самообладание, как бы наглядно показывая, 410 ждет доверившегося им с дедушкой человека при малейшей допущенной с их стороны неосторожности.

Вот почему он «вдруг злобно посмотрел на приятеля» (тот его раззадорил и чуть было не заставил забыться), а потом «глаза Гаврика блеснули диким лукавством, и он, присев на корточки, завертелся юлой», как бы демонстрируя Пете, что подшутил над ним и нет никакой тайны, и вместе с тем радуясь победе над собой и тому, что устоял перед искушением.

Разобрав эту сцену, обычно вызывающую большой интерес нас к мальчикам, останавливаемся на вопросе, который требует определенного обобщения: как понимают происходящие события Гаврик и Петя? Наса сопоставляют факты жизни мальчиков и приходят к выводу, что Петя многого из того, что происходило вокруг, не понимает.

Гаврик, живущий среди трудовой бедноты, отлично разбирается в окружающих событиях, знает, за что и против кого предстоит борьба. «Борьба учила хитрости, осторожности, зоркости, смелости. Все эти качества совершенно незаметно, исподволь, росли и развивались в маленьком рыбаке»,- пишет Катаев. Читатели приводят факты, подтверждающие мысль автора: Гаврик разбрасывал листовки но поручению комитета; он сразу же понял, кому нужно сообщить о матросе; ловко обманул сыщика; умел быть по-взрослому сдержанным.

Лишь постепенно Петя начинает понимать, что жизнь вовсе не такая веселая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась еще совсем-совсем недавно. Дружба с Гавриком, встречи с революционерами, судьба дедушки — все это станет для мальчика определенной школой, под влиянием которой формируется его характер. Хотя Петя еще не такой стойкий и сознательный, как Гаврик, он всей душой тянется к мужественным и сильным друзьям Гаврика, понимая, что они стремятся улучшить жизнь обездоленных людей.

К таким выводам читатели придут на основании дальнейшей работы на пятом и шестом уроках, когда характеры, особенности поведения героев будут прослежены в наиболее критические моменты их жизни.

Каждый из мальчиков в повести совершает своего рода ПОДВИГ; Гаврик-когда ему приходится противостоять сыщику (глава «Погоня»), мгновенно, сделал выбор между собственной безопасностью и спасением людей, находящихся в хибарке; Петя — когда, поборов себя, самостоятельно пробирается в штаб революционеров, зная, что за плечами в ранце не ушки, а настоящие патроны (глава «Штаб боевиков»). Для каждого из мальчиков — это сильнейшее испытание, свидетельство их нравственного роста под влиянием революционных событий.

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о повести В.Катаева «Белеет парус одинокий»

Главные герои повести «Белеет парус одинокий» — два друга, Петя и Гаврик. Петя Бачей – сын учителя одной из одесских гимназий, ему восемь с половиной лет. Гаврик — внук рыбака, ему девять лет, но он уже помогает дедушке ловить рыбу и носит улов на базар. Гаврик с дедушкой живут в лачуге на берегу моря и еле сводят концы с концами, потому что на дедушкиной шаланде нет паруса, а без паруса им не добраться до мест, где водится много рыбы. Дедушка Гаврика мечтает о парусе, но заработать на него никак не получается.

Летом 1905 года Петя с отцом и братом Павликом возвращались в Одессу с отдыха на море. В то лето произошло восстание на броненосце «Потемкин», которое закончилось поражением восставших. Мятежные матросы покинули корабль и вынуждены были скрываться. Один из них, Родион Жуков, спасаясь от погони, укрылся в дилижансе, на котором семья Бачей возвращалась в Одессу. Глава семейства не стал выдавать матроса стражникам и тот сумел добраться до ближайшего города, из которого в Одессу можно было попасть на пароходе «Тургенев».

Позже, на пароходе, наблюдательный Петя Бачей снова увидел беглого матроса. Петя углядел, что матроса опознал сыщик. Когда сыщик попытался задержать Жукова, тот выпрыгнул за борт и поплыл к берегу. Пароход в это время уже подходил к Одессе и у моряка были шансы добраться до берега вплавь.

Так случилось, что Родиона Жукова подобрала шаланда, на которой вечером вышли в море Гаврик с дедушкой. Они доставили моряка на берег и укрыли в своей лачуге. От долгого пребывания в воде матрос заболел, у него началась горячка. Гаврик решил обратиться за помощью к старшему брату Терентию, который был уже взрослым человеком и работал в мастерских.

Отправляясь к брату, который жил достаточно далеко, в районе под названием Ближние Мельницы, Гаврик взял с собой за компанию Петю. По дороге Петя с жаром рассказывал о беглом матросе. Гаврик понял, что именно этого человека они с дедушкой спасли в море, но он ничего не стал рассказывать Пете.

В гостях у Терентия Петя познакомился с его дочерью Мотей. Пока Мотя показывала Пете свои игрушки и играла с ним в прятки, Гаврик рассказал Терентию о матросе с броненосца «Потемкин». Терентий обещал помочь матросу и вместе с Гавриком и Петей отправился в город.

Но когда поздно вечером Терентий с товарищем пришел к дедушке забрать матроса, лачугу окружила полиция. Гаврик успел предупредить брата об опасности и Терентий с товарищем и Родионом Жуковым сумели скрыться. Но дедушку Гаврика полиция арестовала и отправила в тюрьму. Гаврику пришлось вернуться к брату на Ближние Мельницы.

Тем временем Петя Бачей был занят поступлением в гимназию. Он успешно прошел вступительное испытание, а после вместе с отцом и тетей покупал школьную форму, ранец и письменные принадлежности. А потом наступила осень и началась учеба. Поначалу Петя нахватал двоек, но после взялся за ум и стал учиться со всем прилежанием.

На какое-то время друзья потеряли друг друга из виду. Гаврик жил у брата, потому что дедушку по-прежнему держали в тюрьме. Не желая быть обузой, мальчик каждый день отправлялся в город и старался заработать хоть немного денег. Он подносил корзинки с провизией, помогал грузчикам на станции. В то время у одесских детей была популярной игра в «ушки», которыми называли пуговицы от форменных мундиров. Гаврик заинтересовался этой игрой, потому что в нее играли на деньги. Он быстро стал чемпионом и игра стала приносить ему стабильный доход.

Петя Бачей тоже заинтересовался этой игрой, но игрок из него был никудышный, и он постоянно проигрывал. Для того, чтобы отыграться, Петя пошел на преступление – он тайком взял с комода сдачу, которую кухарка принесла с рынка. А через какое-то время он вытащил деньги из копилки младшего брата Павлика. Но и эти деньги он проиграл Гаврику. Вскоре Петя стал должником Гаврика и вынужден был выполнять все его поручения. В основном ему приходилось таскать в своем ранце мешочки с «ушками», которых у Гаврика всегда было много.

В октябре, после опубликования царского манифеста, из тюрем стали выпускать заключенных. Вышел на свободу и дедушка Гаврика. Пребывание в тюрьме сильно подорвало его здоровье и он больше не мог жить в своей лачуге и заниматься рыбной ловлей. Терентий при помощи товарищей устроил его работать сторожем.

В Одессе наступило тревожное время, на улицах стреляли, доступ в некоторые районы был перекрыт полицией. Однажды Гаврик потребовал от Пети взять ранец, гимназический билет и отправиться с ним. Гаврик наполнял ранец тяжелыми мешочками и вместе с Петей пробирался в районы Одессы, блокированные полицией. Вскоре Петя догадался, что он носит в ранце не «ушки», а револьверные патроны, в которых остро нуждались восставшие рабочие. Но, даже узнав, чем он занимается, Петя продолжал помогать Гаврику.

Вскоре сопротивление восставших было подавлено, и многим из них пришлось скрываться от полиции. В их числе был и Терентий. Его семья вынуждена была переехать в лачугу дедушки на берегу моря. Терентий по мере возможности помогал родным и даже обещал купить деду парус на шаланду.

Читайте также:  Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

Мысли о парусе воодушевили старого рыбака, но его состояние здоровья ухудшалось, и весной дедушка Гаврика умер. Когда Терентий принес обещанный парус, было уже поздно. Гаврику и Пете тоже не удалось долго походить на шаланде под новым парусом. Их общий знакомый, матрос Родион Жуков, был схвачен полицией, но друзья устроили ему побег из тюрьмы. Гаврик, Петя и Мотя приняли деятельное участие в спасении моряка. Они пригнали шаланду под парусом в условленное место и, дождавшись появления Терентия с Родионом Жуковым, передали матросу шаланду. После этого ребята долго смотрели на одинокий белый парус в открытом море.

Таково краткое содержание повести «Белеет парус одинокий».

Главная мысль повести заключается в том, что правильные, справедливые поступки можно совершать в любом возрасте. Гаврику и Пете было чуть больше девяти лет, когда они приняли деятельное участие в спасении матроса Родиона Жукова. Ребята также помогали восставшим рабочим, доставляя им патроны в заблокированные районы. Но и ошибок ребята не избежали. Петя, увлеченный игрой в «ушки», совершал неблаговидные поступки — взял тайком деньги, оставленные кухаркой на комоде, и опустошил копилку младшего брата.

Повесть «Белеет парус одинокий» учит не поддаваться азарту и всегда думать о последствиях того или иного поступка.

В повести мне понравился дедушка Гаврика. Старый рыбак, попав в заключение, сумел выдержать тяжелые испытания и не выдал никого из революционеров, потеряв здоровье и жизнь.

Какие пословицы подходят к повести «Белеет парус одинокий»?

Хороша помощь, оказанная вовремя.
Слово – серебро, а молчание – золото.
Справедливый победит.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Анализ повести «Белеет парус одинокий» Карамзина Н.М.

Анализ повести

«Белеет парус одинокий» Карамзина Н.М.

Героические события грозных дней начала революции 1905 года рисуются в произведении в романтически приподнятой тональности.

В романтическом плане раскрываются и характеры главных героев повести – Пети и Гаврика, матроса Родиона Жукова. Книга Катаева обращена прежде всего к детям. Это усложняет задачу изображения в ней внутреннего мира взрослого героя. Каждая новая сцена появления Жукова обогащает представление о нем читателя. Уже первый эпизод знакомства с героем помогает нам понять психологию матроса, хотя Родион Жуков еще и не произнес ни слова. Эпизод построен как бы на контрасте уже сложившегося представления Пети об ужасном разбойнике с тем впечатлением, которое производит матрос на него в действительности. Катаев намеренно подчеркивает детали, запечатлевшиеся в сознании Пети: «толстые гвардейского сукна штаны» , «рыжее голенище грубого флотского сапога с двойным швом» , «голубой вытатуированный якорь» .

Автор иронизирует над тем представлением, которое заранее сложилось у мальчика при слове «матросу» Поведение матроса оказалось неожиданным, оно не умещалось в рамки Петиных понятий о «разбойнике» . Перед Петей возникает лицо человека с «застенчивой улыбкой» , смущенного собственным вторжением в дилижанс с двумя детьми и их отцом, человека, который только из-за крайней опасности вынужден оставаться здесь. Сцена преследования матроса «усатым» на пароходе «Тургенев» свидетельствует об отчаянной смелости Жукова, его находчивости. Умение воспользоваться растерянностью противника, ненависть Родиона Жукова к врагу завоевывают симпатии читателя, углубляя то первое впечатление, которое сложилось уже при первом знакомстве с ним. И осознавая опасность, грозящую герою, читатель невольно улыбается, когда матрос кричит: «Не трожь больного человека, морда! » – или когда читает авторскую ремарку: «и шарахнул усатого рейкой по морде» .

Писатель сумел по-новому показать взаимоотношения между подростками различных социальных слоев дореволюционного русского общества. В старой русской и переводной литературе обязательным было взросление детей, изображение «благонравного» , рассудительного, чинного мальчика или девочки в противоположность шалуну, легкомысленному ребенку. Повесть Катаева – одна из тех книг, в которой правдиво воссозданы образы живых детей. Отношения Гаврика и Пети – это нормальные отношения двух ребят, примерно одинаковых по возрасту. Каждый из них интересен своим мироощущением, каждый отличается своим самобытным характером.

Вот Петя уезжает с отцом и Павликом в город. Ему грустно прощаться с тем, что стало таким близким и знакомым за целое лето, ему не хочется снова надевать тесную матроску, кусающиеся чулки, неудобные ботинки. В описании чувств мальчика перед отъездом проявилась способность писателя раскрыть сложность духовного мира ребенка, многообразие его переживаний: «Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра. Даже яма в углу огорода, чудесная глубокая яма, на дне которой так интересно и так таинственно было печь на костре картошку, и та показалась до странности чужой, незнакомой. Нет, положительно ни в ком не было сочувствия» .

В оптимистическое повествование о детстве двух одесских мальчишек постоянно врывается тема бурной революционной действительности. Бурно развивающиеся революционные события определяют и взаимоотношения юных героев повести. Гаврик понимает, что нельзя никому рассказывать о матросе и, шагая с другом на Ближние мельницы к Терентию, с трудом удерживается от желания похвастаться.

В конце концов побеждает чувство ответственности, редкое для девятилетнего ребенка, чувство, рождающееся в трудных условиях опасного времени, когда дети должны были делить со взрослыми тяжесть подпольной борьбы с самодержавием. Но автор показывает, как даже в самое трудное для Гаврика время, когда многое приходилось решать самому, мальчик остается ребенком, он с увлечением «исследует» Петину гимназическую фуражку.

Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий»: сочинение

Подготовка к сочинению “Петя и Гаврик”

(по книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»)

На уроке вы обобщите знания о повести Валентина Петровича Катаева “Белеет парус одинокий” и напишите сочинение.

Вспомните, что вам известно о Пете и о Гаврике из прочитанных глав. Вы составляли литературные портреты Пети и Гаврика в виде кластеров, в которых обращали внимание на то, как одеты герои; с кем живут; каково их социальное положение; какие книги читает Петя.

Мы проанализировали, чем различается восприятие моря глазами Пети и Гаврика.

Образ моря символизирует течение жизни. Для одного жизнь полна приключений и неразгаданных тайн, для другого – это забота о завтрашнем дне, тяжёлая работа, груз самостоятельных решений. Гаврик тоже видит загадочность в морских просторах, но более приземлённо.

Петя и Гаврик любуются Чёрным морем, их д уша тянется к прекрасному, доброму. Они оба выросли на море, оба прекрасные пловцы.

Давайте проследим жизненный путь детей, их участие во «взрослых» событиях. Обратите внимание, что оба мальчика проходят через одни и те же этапы, и хотя реагируют на события по-разному, главное в них – непосредственное отношение к людям, сопереживание, интуитивное понимание добра и зла – общее.

Путь Пети

Путь Гаврика

1. «Ах, какое это было блаженство – покупать фуражку!»

2. «Он слышал, что в участок забирают пьяниц, буянов, воров, босяков. Но дедушку Гаврика? Это было выше его понимания».

3. «Участок оказался просто тюрьмой»(1, 2, 3 – Петя в главе

4. «. было совершенно ясно, что жизнь вовсе не такая весёлая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась ещё совсем-совсем недавно» (Петя в главах «Ящик на лафете» и «Туман»).

5. «Мальчик думал об ушках, и только об ушках» (Петя в главах «Туман» и «Ушки»).

6. «Долг чести» (Петя в главе «Долг чести»).

7. «. Пете весьма улыбалась перспектива такого весёлого рабства: ему давно уже хотелось побродяжничать с Гавриком по городу».

8. «Таща на спине тяжёлый ранец, Петя покорно следовал за

Гавриком повсюду» (7, 8 – Петя в главе «Тяжёлый ранец»).

9. «Теперь мальчик, конечно, прекрасно понимал уже, какие это ушки».

10. «С неудобно раздутыми карманами Петя, почти ничего не сознавая от страха и волнения, подошёл к заставе» (9, 10 – Петя в главе «Бомба»).

11. «Не бейте его, это наш папа! – не своим голосом закричал Петя, обливаясь слезами. – Вы не имеете права! Дураки!» (Петя в главе «Погром»).

12. «Тикайте!» (Петя в главе «Ёлка»).

13. «Петя чуть не свалился с дерева. Он вырвал из кармана платок и стал отчаянно крутить им над головой».

14. «Пете показалось даже, что матрос подмигнул ему» (13, 14 – Петя в главе «Попутный ветер»).

1. «Тикайте!» (Гаврик в главе «Погоня»).

2. «Дядя, не бейте его, он – старик!» (Гаврик в главе «Дедушка»).

3. «Нашего деда вчерась забрали в участок. Надо нести передачу» (Гаврик в главе «Александровский участок»).

4. «Гаврик стоял на камнях, окружённый детьми, присевшими на корточки. Он обучал их модной игре в ушки» (Гаврик в главе «Туман»).

5. «В один прекрасный день Гаврик объявил, что ждать больше не желает. Это значило, что отныне Петя как несостоятельный должник поступает к Гаврику в рабство. »

Читайте также:  Сочинение по повести «Белеет парус одинокий»: сочинение

6. «Чем в городе было беспокойнее и страшнее, тем упрямее лез Гаврик в самые глухие, опасные места. Иногда Пете даже начинало казаться, что между Гавриком и беспорядками существует какая-то необъяснимая связь» (5, 6 – Гаврик в главе «Тяжёлый ранец»).

7. «. Гаврик хорошо знал здесь все ходы и выходы».

8. «Их там всех перестреляют, очень просто. А я не могу идтить, потому что этот чёрт непременно за мной прилипнет!» (7, 8 – Гаврик в главе «Бомба»).

9. «Главное, мешочки хорошенько сховай» (Гаврик в главе «Ёлка»).

10. «Матроса нашего споймали. Чуешь?»

11. «Не пропадём как-нибудь» (10, 11 – Гаврик в главе «Попутный ветер»).

Валентин Петрович Катаев показывает, как взрослеют дети, как появляется у них чувство ответственности за чужие судьбы. Вспомните Гека Финна. Для него приключения так же рано перестали быть игрой и стали реальной жизнью, как для Гаврика, потому что он тоже с детства познал нужду и лишения. Их друзья: Том Сойер и Петя – фантазёры, искатели приключений для игры, читатели приключенческих романов – дольше остаются детьми. Однако сословные различия не мешают дружбе.

Напишите сочинение на тему “Петя и Гаврик” по плану:

I. Вступление. Для чего писателю нужны два героя?
II. Основная часть. Неразлучные друзья.
1. Разные семьи, но похожие характеры.
2. Мальчики и море.
3. Трудно становиться взрослыми.
III. Заключение. Чем интересны нам Петя и Гаврик?

Помните, что в сочинении вы должны использовать цитаты из произведения.

Домашнее задание: выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус” наизусть.

Конспект урока по литературе в 5 классе «Белеет парус одинокий»

Конспект урока по литературе в 5 классе

(Программа «Школа 2100», Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.)

Тема: Повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий»

Цель: знакомство с творчеством В. Катаева.

– познакомиться с отдельными страницами истории нашей страны в контексте художественного произведения,

– проанализировать главы из повести писателя,

– продолжить разговор о приключенческой литературе,

– сопоставить стихотворение М. Лермонтова с повестью В. Катаева.

1Учитель: Продолжим разговор о приключениях, которые предложил нам учебник в начале года, о героях, оказавшихся в непростых ситуациях, о тех качествах характера, которые помогли им выйти победителями из сложных жизненных проблем. Сегодня мы познакомимся с вами с повестью известного советского писателя Валентина Петровича Катаева. Обратимся к биографии писателя.

2.Ученик выступает с биографической справкой. Презентация.

Валентин Петрович Катаев, русский советский писатель, поэт, драматург и сценарист, родился в январе 1897 г в Одессе. Отец Пётр Васильевич Катаев (ум. 1921) — преподаватель епархиального училища в Одессе. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею

Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник». В ближайшие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более 25 стихотворений Катаева.

Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем в действующую армию. Начал службу рядовым на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами.

Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство.

На фронте Катаев не оставляет занятия литературным творчеством.

Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам.

Он был основателем и главным редактором (1955—1961) журнала «Юность». Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года, на 90-м году жизни. Похоронен в Москве.

3.Учитель: События, описанные в повести, рассказывают о восстании на броненосце «Потемкин». Давайте познакомимся с данным историческим событием.

4. Ученик выступает с исторической справкой. Презентация.

Восста́ние на бронено́сце «Князь Потёмкин-Таври́ческий» — одно из заметных событий революции 1905—1907 годов в России и первый случай вооружённого мятежа целой воинской части в ходе этой революции. Проходило с 14 по 25 июня 1905 г.

В ходе стихийно начавшегося из-за некачественной пищи вооружённого выступления матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея чёткого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия, поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и встретиться с главными силами Черноморского флота, которые, как полагали восставшие, присоединятся к восстанию. После того, как планы и надежды восставших не оправдались, броненосец, совершив поход от Констанцы до Феодосии и обратно, спустя одиннадцать дней сдался румынским властям в порту Констанца.

Восстание на броненосце способствовало углублению кризиса власти в Российской империи.

Учитель: Итак, повесть «Белеет парус одинокий» повествует о событиях 1905 года, в которые были вовлечены два героя, жителя Одесса, родного города писателя. Произведение было опубликовано в 1936 году. В нашем учебнике даны отдельные главы повести. Что же мы узнали после их прочтения?

Ученик: Петя Бачей и Гаврик столкнулись с Родионом Жуковым, матросом с броненосца «Потемкин». Для ребят это стало приключением. Матрос скрывался от полиции, а мальчики в какой-то степени помогали ему в этом.

Учитель: Главными героями произведения становятся мальчики – Петя и Гаврик. Что вы можете сказать о них?

Ученик: Петя Бачей – мальчик из семьи учителя. Он живет в достатке. Его родители заботятся о нем, его манерах, воспитании. Он хорошо одет.

Гаврик – сирота. Он живет с дедушкой в небольшой хибарке – «это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный из всяческого деревянного старья: из обломков… лодочных досок, ящиков, фанеры, мачт». Гаврик с дедушкой пытаются выжить, благодаря маленькому огороду и ловле рыбы. Мальчик из-за нехватки денег плохо одет.

Учитель: Да, мы понимаем, ребята из разных семей. Что же объединяет Петю и Гаврика? Почему они становятся друзьями?

Ученик: Их объединяет страсть к приключениям, романтика вольной жизни.

Учитель: Несмотря на то что ребята ровесники, они ведут себя по-разному. Кто из них ведет себя, как взрослый человек, и почему?

Ученик: Гаврик. Он вынужден сам о себе заботиться. Чувство ответственности за себя и за дедушку делает его не по годам взрослым. Он торгуется с мадам Стороженко, строго ведет себя по отношению к человеку, который пытается забраться в лодку (Родионом Жуковым), не раскрывает секрета Пете о том, что матрос с броненосца находится у них в хибарке. Он способен отказаться от удовольствий ради других: дарит леденечного петуха на палочке своему племяннику. Катаев пишет: «Три часа таскать с собой такое лакомство и не только не попробовать его, но даже не показать – это мог сделать только человек с неслыханной силой воли!» Очень отважно повел себя Гаврик, когда обнаружил полицейских возле хибарки: он предупреждает своего брата и его товарищей, несмотря на очевидную для себя опасность.

Учитель: Кого из литературных героев напоминают вам Петя и Гаврик?

Ученик: Героев М. Твена – Тома Сойера и Гека Финна.

Учитель: Гек и Гаврик ведут себя, как взрослые. Как вы думаете, что является причиной такого поведения?

Ученик: Наверное, когда ребенок вынужден сам о себе заботиться и заботиться о других, он раньше взрослеет. Он становится более ответственным. Что мы и видим на примере жизни Гекльберри и Гаврика.

Учитель: Название повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» – это первая строчка стихотворения М. Лермонтова. Как вы думаете, почему Катаев именно так назвал свою книгу?

Ученик: Парус связан с мечтой, путешествиями, а путешествия с приключениями. Герои повести – мальчишки, жаждущие приключений, благородные и отважные следопыты. Достаточно вспомнить 2 главу «Море». Гуляя по безлюдному пляжу, Петя чувствует себя Робинзоном. Катаев пишет о нем: «У него был опытный проницательный глаз искателя приключений». В 11 главе мы видим Гаврика, встречающего рассвет на берегу моря. «Гаврик свободно мог спать с дедушкой в хибарке… Но какой же мальчик откажется от наслаждения лишний раз переночевать на берегу моря под открытым небом?» Герои повести, как парус из стихотворения Лермонтова, не ищут спокойствия, им нужно активное участие в этой жизни.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать после изучения отдельных глав повести В. Катаева?

Ученик: В. Катаев в своей повести показал, отважных, благородных героев, которым свойственна романтика странствий и приключений. Также писатель заставил задуматься над вопросом, как мы становимся взрослыми.

Ссылка на основную публикацию
×
×