Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

«Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа»

Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы все то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва. Он действительно умеет овладеть сердцем женщины, не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Все, что встречается ему на дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он все испытал, и ему еще в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависят ни слава, ни счастье; самые счастливые люди – невежды, а слава – удача; военные опасности тоже ему скоро наскучили, потому что он не видел в них смысла и скоро привык к ним.

Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему: он и в ней не находит удовлетворения своих порывов. Но что же это за порывы? куда влекут они? отчего он не отдается им всей силой души своей? Оттого, что он сам их не понимает и не дает себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности.

Какие три события лежат в основе главы «Фаталист»? Однако в этих ли самых событиях состоит значение рассказа? Если это было бы так, то рассказ не поднялся б над уровнем хроники о событиях. Подлинно художественное произведение всегда ставит важные вопросы. В «Фаталисте» есть слова, прямо формулирующие такой вопрос: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?»

Чтобы понять смысл этого вопроса, надо объяснить значение ряда слов: «предопределение», «фатум». В «Толковом словаре» мы найдем смысл этих слов: фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное; фатальный – роковым образом совершающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом; фатализм – вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на том, что все в мире якобы предопределено свыше и человек не в силах ничего изменить; фаталист – человек, верующий в фатум, предопределение. Фаталистические воззрения так или иначе связаны с религией, с верой в бога, слепым орудием которого якобы оказывается человек. Фаталистические воззрения связывают человека, разоружают его перед лицом опасности, принижают его личность.

Прочитаем еще раз, как Печорин действует: «Велел есаулу завести с ним разговор и, поставив у дверей трех казаков, готовых ее выбить и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну. Сердце мое сильно билось.

– Ах ты окаянный! – кричал есаул: – что ты над нами смеешься, что ли? али думаешь, что мы с тобой не совладаем? – Он стал стучать в дверь изо всей силы; я, приложив глаза к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения,- и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз. Выстрел раздался у меня под самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был связан и отведен под конвоем. Народ разошелся, офицеры меня поздравляли – и точно было с чем!»

Внутренний бунтарский, мятежный смысл лермонтовского рассказа – в призыве к действию, к активному отношению к жизни. Этот вывод вытекает из сопоставления образов, событий, в нем изображенных, в обрисовке персонажей и оценке их поступков. Заслуга Лермонтова в том, что он призывал современников быть смелыми, гордыми, активными, противостоять враждебным общественным силам, бороться. Это было особенно важно делать в глухие годы политической реакции, в тяжелые 30-е годы прошлого столетия.

Сочинение Печорин (Образ и характеристика) в романе Герой нашего времени 9 класс

Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Печорин. Чтобы лучше понять сложный и противоречивый характер своего героя, Лермонтов постепенно раскрывает его образ.

Автор знакомит читателей с Печориным, рассказывая историю с Бэлой. Об этом повествует Максим Максимыч странствующему офицеру. Мы узнаем, что Печорин – офицер, по долгу службы попавший на Кавказ. Ему приглянулась красивая черкешенка Бэла, и он ее похищает с помощью брата Бэлы. А когда она ему наскучила, признается, что простота и прямодушие дикарки так же быстро надоедают, как и кокетство знатной барыни. Правда, Печорин страдает после ее гибели. Далее образ Печорина получает не только развитие, но и оценку, и психологическое обоснование его поступков. Автор дает нам описание портрета Печорина, обращая внимание на его глаза, которые никогда не смеются, когда он смеется.

Следующий шаг в глубину души Печорина мы делаем при помощи его дневника. В «Тамани» повествуется о приключениях героя, где он, пытаясь разгадать тайну, чуть не погибает от рук контрабандистов. Все закончилось благополучно, но Печорин сожалеет, что вмешался в чужую жизнь. А далее из его дневниковой записи узнаем, что до «бедствий и радостей человеческих» ему нет никаких дел. Эта фраза говорит об эгоистической сущности героя.

В «Княжне Мери» происходит столкновение Печорина с водяным обществом. Печориным заинтересовалась Мери Лиговская, и он влюбляет ее в себя, а затем отвергает. Позер Грушницкий, подлый и низкий человек, распространяет сплетни о Печорине и Мери. Грушницкий убит на дуэли, Мери нанесена душевная рана, несчастна Вера. Всем Печорин приносит горе, отчего и сам страдает. Мы видим явное противоречие: с одной стороны, благородные, высокие стремления, а с другой – мелкие чувства; жажда полноты жизни – и сознание собственной обреченности.

В «Фаталисте» Печорин ставит философский эксперимент, пытаясь определить, что управляет человеком: его воля или обстоятельства. Ставкой становится жизнь человека. Печорин бросает вызов судьбе. Это поиск какого-то выхода. Печорина преследует скука. Устав от такой жизни, он отправляется в Персию, чтобы там погибнуть.

Лермонтов в своем романе показал человека трагической судьбы, стоящего вне общества, обладающего многими достоинствами, но являющегося, по его собственному определению, «нравственным калекой».

Сочинение 2

Процесс анализа произведения «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является очень увлекательным, так как в центре внимания всех событий оказывается главный герой романа – Григорий Александрович Печорин.

Молодой офицер воспринимается читателем и его приближенными настолько неоднозначно, что его образ для некоторых становится ненавистным, но в то же время притягательным.

Внешность Григория Печорина вызывает симпатию у окружающих людей («недурен»), имел одну из физиономий, которые нравятся женщинам. Привлекательной была и другая сторона его образа – принадлежность к богатому роду. О характере героя читатель начинает узнавать тогда, когда он переезжает с одного места на другое из-за дуэли. В этом проявляется его смелость в действиях и мыслях, дух. Подобные детали подчеркивают, что человек нередко находится в центре внимания, там, где много шума.

Со слов других героев, очевидно, что он хорошо воспитан, образован. Однако его поведение порой не соответствует этой характеристике. Он является тонким психологом, знатоком души людей любого сословия, характера, пола. В какой-то момент Григорий устает от всего: от окружающих людей, различных занятий (даже чтения), от мыслей. Изменилось и его отношение к женщинам. Теперь они стали его раздражать, выработалась иная привычка и в отношении удовольствий, связанных с деньгами, «науки также надоели».

В сердце Печорина поселилась скука, даже смерть он перестал воспринимать как все, мужчина просто перестал ее бояться. Равнодушие и безразличие со временем стали его преданными спутниками. Он свободен от влияния мнения окружающих людей, независим. Стремление к победе – не единственная цель. Получить от жизни удовольствие важнее всего. Однако потеря интереса к жизни, эгоистическое начало стали препятствием во всем. Отсюда и наслаждение от страданий окружающих людей, которые стали жертвами его деяний. Ни разбитые сердца девушек, ни ранения на дуэлях не оказали влияния на его совесть. Лишь один раз настоящее чувство затронуло его сердце, однако оно прошло мимо него, тем не менее растопив его холод в душе.

Таким образом, цель автора произведения в изображении Печорина состоит не в осмеянии или вознесении его качеств, а в представлении на суд читателя образа молодого человека – умного, интересного, привлекательного, но потерянного, изображающего представителя целого поколения.

Характеристика Печорина

Григорий Печорин – персонаж нейтральный, его трудно назвать положительным или отрицательным героем. Григория легко осуждать не понимая мотивов определённого действия. Михаил Лермонтов придумал неоднозначный образ Печорина, не для высмеивания и не для примера “правильного поведения”. М.Ю. Лермонтов отобразил в юноше образ представителей того поколения, чтобы смог ответить на вопрос: Что сделало общественное устройство с личностями той эпохи?

Читая роман, складывается мнение что душа героя состоит из противоречий. Перед нами, молодой юноша двадцати с лишним лет, офицер русской императорской армии, первое что бросается в глаза это внешность – подтянутый, симпатичный и довольно аккуратный человек, производит приятное впечатление на окружающих и располагает к доверию. Григорий Александрович обладал хорошей физической подготовкой, он не уставал охотиться целый день. Ещё Григорий ценил одиночество, частенько любил побыть один.

Давая оценку моральным качествам и характера героя, нельзя не удивиться тому, как контрасты и противоположные взгляды сливаются в едино. По одну сторону характера находятся: рациональность, рассудительность, мудрость не по годам. А по другую, эгоизм и склонность к самолюбию, нежелание развивать хорошие качества. Перед нами предстал человек умеющий отстаивать свою позицию, принимать сложные решения. Что касается любви, то не способный к высокому чувству и самопожертвованию персонаж, он берет от жизни то, что хочет и когда хочет. Ни на каплю не задумываясь о последствиях. Давайте вспомним холодное, даже бездушное отношение молодого офицера к Максиму Максимовичу, который так к нему привязался.

Образ Григория Печорина является собирательным, отражая в себе взгляды целой эпохи сломанных человеческих судеб. Эти люди были вынуждены подчиняться прихотям, взглядам, устоям принятым в обществе того времени, все эти личности будто разделены на два лагеря – какими их создала природа, и какими их сделало общество. В этом кроется причина противоречий в душе самого Григория.

Я считаю, что М.Ю.Лермонтов хотел показать своим читателям, как страшно быть искалеченным нравственно человеком. У Григория, как в современном мире бы назвали, раздвоение личности, с которым не справиться в одиночку.

Герой романа “лишний человек”. Доказательство этих слов кроется в повести “Княжна Мэри”, в которой юноша дает объективную оценку всем своим поступкам: “Во мне душа испорчена светом”. Огромную роль в жизни героя играют женщины, вспомните его трепетное отношение. Как он рыдал от своей беспомощности, что не может оказать помощи Вере, а искренность в отношении к княжне Мэри: он позволил проникнуть в свою душу, объяснив причину и суть своих деяний. Правда в этот состоял его хитрый план, дабы разбудить в ней сострадание, а через сострадание любовь. Только вот сам Григорий её не полюбил, возможно он это придумал от скуки. Печорин принес всем героям романа несчастье, но и сам счастливым не стал.

Подведем итог жизни героя романа. Человеку похожему характером на персонажа, очень сложно ужиться в обществе. Нужно уметь договориться с собой. Трагическая судьба Григория Печорина, служит отличным примером того, каким не нужно быть.

Образец 4

«Герой нашего времени» – роман М. Лермонтова, наиболее ярко описывающий как саму эпоху 1830-х годов, так и сборный образ молодого юноши ей присущий. Центральный герой романа – Григорий Печорин – полностью характеризует типаж русского романтического байронического героя. Такой юноша, как и в поэме «Паломничество Чайльд -Гарольда» Дж. Байрона, постоянно стремится к активному поиску своего предназначения, неудовлетворённо смотрит на жизнь и желает перемен. Чаще всего его не принимает общество, так как он не разделяет его взгляды и по-своему понимает жизненные истины.

М. Лермонтов практически ничего не рассказывается о детских годах и родных Печорина. Известно лишь, что Григорий Александрович был рожден в Санкт-Петербурге. Впоследствии, из его дневника мы узнаем, что будучи ребенком, он говорил только правду, но взрослые не верили в слова мальчика. Соблюдая установленные правила, родители юноши старались дать ему достойное образование, однако героя совсем не привлекали никакие науки. Постепенно Григорий разочаровывается в жизни и своих идеалах. Приятная внешность и достойные манеры легко покоряли женщин. В какой-то момент он решает посвятить себя военному делу, однако и мундир не принес ему никакого удовлетворения и радости.

Первое знакомство с главным героем происходит во время его пребывания на Кавказе, куда молодой офицер был сослан за участие в дуэли. Рассказ о Печорине звучит из уст коменданта его крепости, Максима Максимыча. Основная характеристика Григория в это время – «он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя». Именно здесь, в горах, разворачивается любовная история красавицы-черкешенки Бэлы. Печорин вначале выкрал девушку из родного дома, постепенно влюбил в себя, но как только добился взаимности, вновь пресыщенный скукой и неудовлетворенностью, сразу же потерял к ней интерес. В конце концов, девушка трагически умирает, однако Печорин, хоть и вспоминает о Бэле с жалостью, но ни в чем не раскаивается.

Можно сказать, что скука решает многое в жизни героя. Она толкает его на психологические эксперименты с чувствами людей. Например, он для забавы влюбляет в себя аристократку – княжну Мэри. Но делает это ничуть не злобно, скорее ища удовлетворения в жизни и любви. Добившись признания о своих чувствах от девушки, Григорий рассказывает ей правду и покидает, разбив сердце княжны. При этом, он убивает на дуэли друга, защищавшего честь Мэри. Единственной любовью в жизни были отношения Печорина с Верой, которые тянулись очень давно. Однако её статус замужней женщины и его невозможность приспособиться к миру сыграли против их отношений, заставив навсегда разорвать связь.

Читайте также:  Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Из дневника главного героя, которой тот начал писать, в надежде понять себя, можно узнать еще о некоторых случаях его жизни. Само себе герой говорил, что в жизни подчиняется не желаниям сердца, а приказам головы. Именно поэтому в его характере проявляются и любопытство, и в тоже время фатальность. Опасное приключение с контрабандистами в Тамани могло завершиться трагично, однако находчивость героя спасла ему жизнь. При этом сам любопытный поступок героя не приносит хороших результатов и другим участникам, лишь оставляя слепого парня и старушку на грани нищеты. Испытывает судьбу герой и в последней главе романа – «Фаталист». Он буквально ищет риска, испытывает судьбу в разных случаях.

Таким образом, Печорин Григорий Александрович – очень противоречивый персонаж. В нем образованность, внешняя красота и душевное богатство сочетаются с неудовлетворенностью жизнью и невозможностью быть счастливым. Именно этот комплекс качеств и показ воплощения их в жизнь делает героя глубоко психологическим образом.

5 вариант

Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю. Лермонтовым в 1838-1840 годах, во время политической нестабильности и неопределенности в стране, причиной чему послужили восстания декабристов. Молодое образованное поколение Российской Империи потеряло цель в жизни, не имея представления в какое русло направить свои силы, вынужденное мириться с устоями общества того времени. Главным героем романа М.Ю. Лермонтова является Григорий Печорин, молодой офицер русской армии, послуживший собирательным образом молодого поколения николаевской эпохи Российской Империи. Многие литературоведы полагают, что автор дал имя своему герою в честь реки Печора, бурно несущейся среди гор. Словно эта горная река, Печорин стремительно несется по жизни, по дороге бесконечно расплескивая свои силы. Кроме того, в образе главного героя четко прослеживается биография самого автора, считавшим себя лишним человеком.

С главным героем автор произведения знакомит нас не сразу, давая взглянуть на него глазами Максима Максимыча и повествователя. Из слов Максима Максимыча мы сразу же узнаем, что Печорин для него был «славным малым», но в то же время и «немножко странен». В дальнейшем читатель не раз заметит двойственность в характере и в суждениях главного героя. В повествователе и в его мнении о Печорине четко прослеживается точка зрения самого Лермонтова, испытывающего жалость к молодому человеку, потерявшему надежду и мечты.

Являясь от природы человеком интересующимся, энергичным и награжденным благородными чертами характера, главный герой вынужден становиться таким, каким его хочет видеть общество, уничтожающее в нем все хорошее. Именно общество сделало его таким, какой он есть. Потеряв настоящего себя, Печорин пытается почувствовать вкус жизни, играя чужими жизнями и пользуясь слабостями людей. Подобно тонущему человеку, который старается спастись и ухватиться за других, он тянет их за собой в пучину погибели. Но мы не беремся судить нравственно искалеченного человека, который не может помочь людям, которых он увлекает за собой. Он сам страстно пытается найти того, кто поможет ему, но, потеряв всякую надежду, он оставляет свое прошлое и отправляется в новое путешествие. Дорога здесь выступает как символ поиска самого себя, именно поэтому Печорин погибает, находясь в пути, не добравшись до пункта назначения, так и не найдя свое место в обществе.

Подводя итог, стоит сказать, что Михаил Юрьевич Лермонтов создал образ человека неоднозначного, сочетающего в себе мудрость не по годам, храбрость и любовь к природе с непреодолимым эгоизмом и скукой. Сам герой описывает свой характер как «врожденная страсть противоречить», говорит о том, что от мечтателя в нем осталась лишь усталость. Стоит задаться вопросом, что сделали общественные устои с личностями той эпохи?

Образ Печорина

Популярные сочинения

В жизни каждого человека должны быть друзья. Кто бы что ни говорил, но друзья играют большую роль. Они могут поддержать в трудный момент, дать совет или составить компанию. Но обо всём по порядку.

Лев Николавич в своем произведении показывает человеческие проявления как смелости, так и трусости в военное время. Иногда он ставит аргументы, которые свидетельствуют о том или ином проявлении человеческой натуры

Самое сложное сравнение, которое возможно только представить. Поскольку о 20 веке известно уже все, то новый, только недавно «отметил» свое совершеннолетие. В любом случае

Образ и характеристика Печорина в романе Герой нашего времени

Печорин — главный персонаж романа Герой нашего времени, который обращает на себя внимание своей неоднозначностью и противоречивостью, поэтому поработаем подробно над образом Печорина и характеристикой героя в нашем сочинении, чтобы понять мотивы его поведения.

Прочтя роман, читатель видит образ Печорина, сотканного из противоречий, где положительные черты характера героя, убивают его поступки. Так кто же он — Григорий Печорин? Давайте в сочинении по литературе, кратко остановимся на образе Печорина, рассмотрим его характер, и попробуем раскрыть загадки образа Печорина, и дадим характеристику героя, тем самым отвечая на вопрос, почему именно Печорина автор называет героем своего времени.

Образ Григория Печорина

Прочтя роман Лермонтова, у меня сразу сложился образ Григория Печорина, как образ лишнего человека. Именно такое ощущение возникает после прочтения произведения. Именно лишним в обществе кажется персонаж, который не может найти применение своим силам и талантам. Печорин жил во времена николаевской реакции, которые наступили после восстания декабристов. В это время молодые люди не понимали, куда направить свои силы, и каким образом можно принести пользу своей стране.

Во всем ощущалась скука. Это чувство постоянно присутствовало и у нашего героя Печорина, который находился в поисках новых ощущений, что могли бы развеять скуку, и помогли найти свое место. Порой, ему удается найти новое для себя, но это чувство быстро проходит, поэтому он вновь и вновь стремиться испытать судьбу. Он отправляется на войну, пытается найти убежище в любви, участвует в дуэли, и выслеживает контрабандистов. При этом страдают другие люди. Он неосознанно разбивает судьбы людей, из-за него страдают женщины, лишается жизни Грушницкий, рушатся семьи, погибают влюбленные в Печорина женщины.

Характер Печорина

Продолжая работу над характеристикой образа Печорина, невозможно пройти мимо характера героя. И здесь мы видим не только отрицательные, но и его положительные стороны. Это и умение понимать психологию людей, любознательность, которая заставляет Григория всегда докапываться до истины. Он галантен, умеет себя вести в обществе, знает этикет, поэтому всегда учтив и вежлив. Печорин умеет со вкусом одеваться, всегда внимателен и ласков с женщинами, он щедрый, умный, решительный, и настойчивый. А еще Печорин обладал небывалой смелостью. Имея такие качества характера, можно было творить добро, проявлять себя с лучших сторон, но эти черты характера были невостребованы обществом.

Как говорит Печорин: он скромен, но его обвиняют в лукавстве, и он становится скрытным. Печорин различает добро и зло, но из-за оскорблений он становится злопамятным. Печорин готов любить мир, но его никто не понимает, поэтому приходится этот мир ненавидеть. И Григорий играет с чувствами людей, наблюдая за их смятением. В нем начинает проявляться лицемерие, бесчестность и эгоизм. Сам себя Печорин называет нравственным калекой. А все потому, что находится он на сломе двух нравственных эпох, когда старые традиции себя уже изжили, а новое время еще не наступило, и что должно прийти на смену былому, он не знает. Отсюда и противоречивость характера Печорина, которого сложно осуждать, и невозможно восхищаться.

Внешность Печорина

Между тем, Григорий Печорин сразу привлекает своей внешностью. Он аккуратен, симпатичен, подтянут. Его возраст был чуть больше двадцати лет. Он любит пользоваться дорогими духами, имеет ленивую небрежную походку, немного вздернутый нос, карие глаза и белокурые волосы. С первого взгляда Григорий производит благоприятное впечатление, вызывает доверие и симпатию. Однако наиболее точное описание дает Печорину его знакомый Максим Максимыч. Он и говорит о противоречивости облика героя. Так, на первый взгляд кажется, что ему не более двадцати трех лет, но спустя миг мы видим перед собой человека, которому можно дать и тридцать. Это человек с проницательным, тяжелым, равнодушно спокойным взглядом. Его лицо никогда не выражает эмоции, и даже в тяжелые минуты оно остается спокойным. А главное, его глаза никогда не смеются, даже когда он смеется сам.

Характеристика Печорина

Давайте теперь в сочинении дадим характеристику Печорина с цитатами из произведения. Кто он, герой лермонтовского времени? Этот накопительный портрет отразил целое поколение людей с поломанными судьбами. Из-за необходимости подстраиваться под условности, личность молодого поколения делилась на две части: природную и искусственную. И вот какую характеристику мы дадим нашему герою.

Григорий Печорин — офицер 25-ти лет, богатый дворянин из Петербурга, имеет привлекательную внешность, и считается завидным женихом. Он вырос в высшем свете, получил хорошее образование, и был разбалован роскошью и богатством. Однако его окружение ему надоело. Печорину противны балы, и он устал от светской жизни. Григория ничто не радует, и он живет в постоянной скуке. Единственное желание, найти себя, но это ему не удается.

Это дерзкий человек, безнравственный, и немного странный. При этом это сильная личность, он настойчив и смел. Печорин всегда добивается своего. Он властный и любит подчинять себе окружающих.

Печорин не боится смерти и даже ищет ее. Это человек, чей язык острее меча. Живет не чувствами, а разумом.

У героя всегда есть свое мнение, он хорошо разбирается в людях, но при этом он не имеет друзей и любит иметь врагов.

Как видим, в нашем сочинении по роману Герой нашего времени характеристика Печорина неоднозначная и противоречивая. Его есть за что любить, и есть за что ненавидеть.

Образ жизни Печорина

Рассматривая образ жизни Печорина, мы понимаем, что перед нами жизнь лишнего человека, который потерялся в мире, и не может найти своего предназначения. Его жизнь проходит в обществе, где нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, нет справедливых отношений между людьми. Да он богат, и может пользоваться всеми благами, легко покоряет женщин, но не наслаждается жизнью. Он живет и чувствует, что может большее. Понимает, что его энергии хватило бы на что-то важное и особенное, но этого всего никому не нужно. Вот и нависает постоянная скука, и чтобы себя развлечь, Печорин придумывает себе развлечения, играя человеческими судьбами.

Смысл и актуальность образа Печорина

В чем смысл образа Печорина? Почему автор называет его героем? Не потому ли, что хочет, чтобы все на него равнялись. А Лермонтов просто показывает своего современника, молодого человека из тридцатых годов девятнадцатого века, где царила николаевская тирания. Автор желал обнажить откровенные и неприкрытые пороки своего времени, закладывая все в один образ — в образ Григория Печорина, по которому мы пишем сочинение.

Актуален ли образ Печорина в наши дни? Как по мне, даже спустя столько времени, образ Печорина остается актуальным. Ведь и мы, современные люди, порой имеем противоречивые чувства, да и сама жизнь независимо от временных ограничений, полна двоякости. Несмотря на то, что наступил двадцать первый век, мы все также пытаемся найти себя среди толпы, и свое место на земле. Мы хотим понять, для чего мы живем и какая от нас польза. А если углубиться, то и в нашем обществе многие играют на чувствах других, а большинство из нас стали черствыми, меркантильными эгоистами. В этом и заключается актуальность образа главного героя.

Описание характеристики и образа Печорина подойдет для сочинения в 9 классе.

Сочинение: Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени.

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова “Герой нашего времени”.

Автор: Лермонтов М.Ю.

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени».

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан как бы «на стыке» двух художественных методов: романтизм и реализма.

Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противопоставлен всем персонажам. То есть вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения осветить центральный персонаж. Но это вовсе не означает, что второстепенные герои не имеют самостоятельного значения. Каждый герой наделен сложным характером, обусловленным и его психологией, и национальностью, и социальной принадлежностью, и возрастом, и судьбой. Это уже вполне реалистические образы, и их столкновение с Печориным необходимо для характеристики главного героя.

Первая глава – «Бэла» – строится в строгом соответствии с канонами романтизма. Это значит, что главный герой противостоит окружающему миру; он загадочен, непонятен остальным персонажам; он ищет неземной любви и не приемлет привычку взамен всесожигающей страсти; его мятущаяся душа, родственная стихиям, внутренне статична: единожды сложившись как романтический герой, он уже не меняется. Недостижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя дает ему право переступать обычные человеческие установления – и для романтика это оправданно; нельзя требовать от романтика подчинения общей усредненной норме.

В известной мере «Бэла» строится так, что читатель подготовлен к появлению романтического героя, нарушающего все условности, и ждет от Печорина именно бунта. Он, Печорин, – в центре повествования, он – объект читательского интереса. И не только читательского. Максим Максимыч до сих пор без слез не может вспоминать о несчастной участи Бэлы, он искренне полюбил эту девочку – а прощает Печорину ее гибель! Почему? «Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно надо соглашаться». То есть добрый, порядочный штабс-капитан судит себя и себе подобных по одним законам, а Печорина – по другим, гораздо менее жестким. И его слушатель – путешествующий офицер – с ним как будто согласен, и мы – читатели – принимаем его систему двойной моральной нормы. Попробуем представить себе, что не Печорин, а сам Максим Максимыч вдруг вздумал бы похищать Бэлу. Мы бы автору не поверили! А от Печорина – таинственного, загадочного – читатель ждет подобных поступков – и еще более безумных. Ждет нарушения общепринятых норм, дерзкого посягательства на тихое, мирное, скучное течение обыденности.

Но с главы «Максим Максимыч» в романе активизируется взаимодействие романтического и реалистического планов. Печорин мыслит и действует как романтический герой, но взгляд автора на него реалистичен. Лермонтов последовательно выявляет в образе Печорина признаки духовного надлома, подчеркивает алогизм его моральных оценок.

В «Бэле» Печорин ради обретения нового духовного опыта, не задумываясь, жертвуя и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой: «Да когда она мне нравится!»

В «Тамани» он позволит себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов» – и заставит их бежать, бросив дом, а заодно о слепого мальчика со старухой.

В «Княжне Мери» вмешается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем ворвется в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности «обладания душой» другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! И то, что не вызывало сомнений в романтической «Бэле», то, что насторожило в «Тамани», с предельной ясностью предстает в «Княжне Мери».

С каждым героем романа у Печорина устанавливаются свои, особые отношения. Отношения с ним не похожи на взаимоотношения героев между собой, потому что Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. В стремлении добраться до сути Печорин ведет себя не всегда гуманно. И это усиливает напряженность сферы его влияния, заставляет окружающих реагировать на него резко и остро.

И перед читателем «портрет поколения» раскрывается не только в образе Печорина, составленного, как сказано в предисловии, из пороков его времени. Каждый персонаж романа в своем взаимодействии с главным героем проявляет себя представителем «нашего времени».

Печорин и его окружение в романе Герой нашего времени Лермонтова

Главным персонажем произведения «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова является Григорий Печорин. Он эгоистичен. Конечно же, люди, которые окружают главного героя тоже помогают раскрыть его характер и личные качества. Этакий авторский прием.

Рассмотрим Бэлу. Она гордая и независимая личность. Ее главный герой замечает, когда гуляет на свадьбе ее сестры. Она привлекла его внимание сразу. Девушка имеет за плечами всего лишь 16 годиков. Но ее чувства к главному герою были подлинными, они были похожи на любовь женщины, которая полностью поглощена ею. Но из-за своей скромности и характерности она не показала сразу все. Невзначай Григорий узнает о том, что брат Азамат готов продать сестрицу за коня. Он договаривается с ним на кражу.

Печорин увозит Бэлу. Там он пытается с нею жить, но при этом его любовь к ней испаряется. Она ему теперь надоела. При этом девушка продолжает его любить. Этот персонаж помогает раскрыть такие качества главного героя, как непостоянство и эгоизм.

Максим Максимович фигурирует сразу в нескольких повестях «Героя нашего времени». он является обратным прототипом Печорина. Является старшим товарищем главного героя, но при этом общался с ним, как со своим ровесником. Он по-настоящему хорошо относится к главному герою и имеет к нему какие-то отеческие чувства. Но вот Григорий однажды ранит его сердце. С большой надеждой Максим Максимович ожидает героя на гостевой визит. Тот отказывается при встрече и старик обижается.

Княжна Мэри и Вера – это девушки, которые обе замечательны. Они страдают от отношений главного героя. Вера любит героя по-настоящему и заботится о нем, но не может быть вместе с ним из-за того, что уже замужем. Мери начинает ненавидеть героя после того, как тот убил Грушницкого. Обе девушки хорошо образованны и начитанны, как это было принято в то время. Григорий ранит их обеих своим поведением. Веру – встречей, а Мэри – равнодушием. На образах этих героинь Лермонтов показал холодность и равнодушие Печорина. Но еще Михаил Юрьевич показал, что герой еще не до конца потерян. Так как он тоже любит Веру, как когда-то любил.

В очередной поездке на Кавказ Печорин познакомился с Грушницким, но считал его намного глупее и неинтереснее себя. Печорин не понимал, зачем он пытается выслужиться.

Вернер – это друг Печорина, к которому он очень хорошо относится. Они понимали друг друга очень хорошо.

2 вариант

В романе «Герой нашего времени» Лермонтова М.Ю., Печорин играет главную роль. Другие действующие лица романа обрамляют его характер, но все же их роль отнюдь не второстепенна, поскольку каждый из них оказывает огромное влияние на судьбу Печорина, как и он на их.

Автор и пытается уделить особое место этим персонажам, их судьбе, отношениям к миру, к другим людям и, в особенности к Григорию Александровичу.

Он по своей натуре романтик, поскольку отправляется на Кавказ лишь от скуки. Остальные образы в романе делятся на два типа, на два разных общества, в которых Печорин является разрушителем этих групп.

Одной из таких героев является Бэла – девушка, обладающая необычайной гордостью и независимостью. Она юна, но ее влюбленность к Григорию отнюдь не юношеская. Она отнеслась к этому чувству как взрослая женщина, способной отдаться ему целиком. Но из-за своего характера не открывает этого.

Познакомившись с ней на свадьбе, Печорин поражен ее красотой и всячески пытается ее ублажить, даже учит ее язык.

Но вскоре интерес героя к девушке быстро угасает. И она становится одной из многих жертв циничности и эгоизма Григория, продолжая его любить по-прежнему.

Максим Максимович – штабс-капитан, сослуживец Печорина. По возрасту, он вдвое старше главного героя, но относится к нему на равных. Всегда его привечает, ждет в гости с нетерпением и искренне любит.

В ответ же Григорий Александрович не удостаивает старика своим драгоценным вниманием. Добрый, любящий и умеющий дружить с окружающими, Максим Максимович очень критичен к себе, считая себя необразованным.

Автор показывает в этом герое благородного и духовно развитого человека, который просто живет, работает и принимает людей такими, какие они есть. Но даже ему не удается расположить к себе Григория.

Княжна Мэри Лиговская – еще одна из жертв эгоизма главного героя. Как обычно Печорин влюбляется в хорошенькую девушку, когда проходит курс лечения. И не просто влюбляется, а решает ее в себя влюбить, благо опыта ему в этом не занимать. Но самое страшное он решает совершить этот поступок лишь для того, чтобы не вызвать лишних подозрений. Более того он наслаждается той болью, которую испытывает девушка когда тот признается ей в нелюбви.

Во время отдыха Печорин тут же встречает другую женщину Веру – свою давнюю знакомую, в которую был когда-то влюблен. И она та самая единственная женщина, к которой Печорин испытывает чувства любви. Лишь она его понимает и принимает со всеми присущими ему недостатками.

Но она недосягаема для него, ведь она теперь замужняя дама, и муж увозит ее далеко от этого места.

Этот треугольник разбавляет другой герой Грушницкий – разжалованный офицер, страстно влюбленный в княжну Мэри. Его чувства нисколько не затрагивают черствую душу Печорина, который относится к этому как игре, кто сильней и удачливей.

Также в романе интересны отношения Печорина и поручика Вулича. Главный герой относился со скептицизмом к верованиям в судьбу и предопределениям. Заключив между собой смертельное пари на 20 червонцев, Вулич стал стрелять себе в висок, но произошла осечка. Печорину оставалось лишь поверить в предопределение.

Сочинение Окружение Печорина

Михаил Лермонтов написал первый социально-психологический роман «Герой нашего времени», который включает в себя цикл повестей. Каждую часть произведения объединяет главный герой, при этом каждая повесть имеет свою жанровую специфику и особенность.

Как и любая романтическая книга «Герой нашего времени» сконцентрирована на описании образа главного героя – Печорина. Все остальные персонажи помогают раскрыть его характер. Второстепенных героев условно можно разделить на две группы: рассказчики и остальные. Повествование в главах ведется от лица безымянного офицера, Максима Максимыча и самого Печорина.

В главе «Белла» ключевым звеном является описание традиции восточной свадьбы. Автор вносит в жизнь Печорина судьбоносное знакомство с местной девушкой. Главный герой меняет Беллу на породистую лошадь. Закон природы – каждый мужчина добытчик не только пищи, но и счастья. И до тех пор, пока Белла остается для Печорина загадкой, он искренне верил, что она ангел, посланный сострадательной судьбой. Но после того как девушка покорилась ему, Печорин понимает, что любовь дикарки не лучше любви светской барышни.

В главе «Тамань» главный герой из благих намерений рушит жизнь мирных контрабандистов, лишает их смысла жизни и средств к существованию. Но эти контрабандисты запомнились главному герою тем, что Печорин провел параллель между их и своей жизнью.

Новый женский образ появляется в главе «Княжна Мэри». Но в этой части Печорин оказывается положительным героем. Он «открывает» Мэри глаза на пустого, никчемного человека Грушницкого. Печорин прекрасный психолог, именно в этой главе автор знакомит читателя с единственной любовью главного героя – Верой. Но любовь эта не могла иметь счастливого конца. Вера стала единственной девушкой, которая заставила Печорина плакать.

«Красной нитью» в романе проложена тема судьбы и судьбоносных решений. Глава «Фаталист» доказывает эту тематическую составляющую. Печорин встречает поручика Вулича и предсказывает его смерть. Главный герой, не верящий в любовь и дружбу, убедился в наличии судьбы. Не случаен и тот факт, что Печорин умирает в дороге, так и не сумев найти смысл человеческого существования.

Для того чтобы разгрузить произведение, автор нагружает внутренний мир главного героя переживаниями и окружает его большим количеством персонажей. Но Печорин, подобно судьбе, приходит в жизни героев романа и невольно рушит их.

Также читают:

Картинка к сочинению Печорин и его окружение в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Великая Отечественная война – это одна из тем, которая невольно вызывает слезы на глаза. И, не важно, что ты далекий потомок тех, кто непосредственно пережил тот сложнейший этап нашей общей истории.

Дружба – один из самых драгоценных и великих даров, который подарен человечеству свыше. Настоящего друга не просто найти, а когда найдешь нужно ценить и беречь вашу дружбу, потому что она очень хрупкая, как ваза.

Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»

С детства Робинзон мечтал о путешествиях, но его родители были против. Когда Робинзону уже исполнилось 18 лет, он отправился в Лондон на корабле.

Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” в таблицах

Герой нашего времени

1. История создания

• Замысел написания романа относится к 1836 г. – героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.

• В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется – в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.

• Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг.

Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности:

1. «Тамань» – осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2)

2. «Фаталист» – напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11)

3. «Бэла» – напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3)

4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. – опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Сюжет, композиция, жанр

Сюжет и композиция

• Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием.

• Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» – остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» – дневник; «Фаталист» – записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

Название: Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 10:55:17 14 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 2271 Комментариев: 12 Оценило: 4 человек Средний балл: 3.8 Оценка: неизвестно Скачать

? Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий,

? Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья – Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба».

? Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа.

? Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

3. Система рассказчиков в романе

Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трех точек зрения.

(рассказывает о Печорине в повести «Бэла»)

Какой рассказчик (краткая характеристика)

Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воин­ского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен

Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном чело­веке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоре­чиях характера героя. По уровню офи­цер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить.

Человек, размышляющий о смысле жизни, о собст­венном назначении, пы­тающийся понять проти­воречивость своего харак­тера, Печорин сам себя судит и казнит.

Каким представлен герой

Из рассказа Максима Максимыча Печорин пред­стает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить.

«Ведь есть, право, эда­кие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печо­рину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности.

«. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на друго­го вид его произвел бы совершенно различное впечатление. »

Трагическая исповедь героя.

«История души человеческой . полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тще­славного желания возбудить участие или удивление».

Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печо­риным – его искренняя и трагическая исповедь.

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:

? Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства,

? На смену любви приходит разочарование и охлаждение.

? На смену дружескому расположению – раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

«И точно, она была хороша: высокая, тонень­кая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказы­вается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне. и ни один мужчина никогда не произво­дил на нее такого впечатления»), а с другой – она не может его полюбить, так как он иноверец.

Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?

Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печо­рина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле – это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин – человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Отношение к прошлому

Все прошедшее мучительно.

Все прошедшее мило.

Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой.

Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.

Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе прос­тить историю, закончившуюся гибелью Бэлы.

Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.

Чем заканчивается последняя встреча героев

Неожиданная встреча с «прошлым» не раз­будила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги. я их таскаю с собой. Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите. »

Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч. Однако прощайте, мне пора. я спешу. благодарю, что не забыли. »

«Добрый Максим Максимыч сделался упря­мым, сварливым штабс-капитаном!», он с пре­зрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все. поздравляю вас с находкою. Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело. »

Непонимание и обида на Печорина, разоча­рование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара. Вишь каким он франтом сделался, как побы­вал опять в Петербурге. »

Как повести располагаются в романеХронологическая последовательность
«Бэла»«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Бэла»
«Максим Максимыч»«Фаталист»
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист»«Максим Максимыч»
Различия между героями
ПечоринМаксим Максимович
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера.Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства.Покорен обстоятельствам.
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч. у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так».
Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.

В начале повести

В конце повести

«Долго я глядел на него с невольным со­жалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Пове­дение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство – как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен.

«Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго. Мне стало грустно».

Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.

«Странное существо. На лице ее не было никаких признаков безумия, на­против, глаза ее с бойкою проницатель­ностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью. Она была да­леко не красавица. В ней было много породы. Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное. »

«Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему против­нику в ловкости. сверхъестественным усилием повалила меня на борт. »

Предчувствие Печорина оправдапось: ун­дина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешно­стью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с таки­ми качествами, как коварство и притворство.

Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

1. Водяное общество – для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.

Из чего складывается конфликт?

Примитивность представителей «водяного» общества

Противоречивость характера Печорина: «врож­денная страсть противоречить»

Лицемерие и неискренность в прояв­лении чувств, способность на обман.

Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться об­манутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все ог­ромное и многотрудное здание из хитростей и замыс­лов – вот что я называю жизнью».

Неспособность понять и принять Пе­чорина таким, какой он есть

Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печо­рина, к сожалению, неудачей.

• Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».

• «. Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».

• Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».

• В его душе нет «ни на грош поэзии».

• Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).

• «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

• Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.

• Грушницкий все время пытается кому-то подражать.

• Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.

• По определению Печорина – это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».

• Он «скептик и материалист».

• Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.

• У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).

• Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать. »

Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.

• Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).

• Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.

• Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.

• Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.

• В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд. »

• Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.

«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями. Неужели зло так привлекательно?»

• Печорин приносит Вере много страданий.

• Вера для Печорина – ангел-хранитель.

• Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.

• Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.

• «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».

• «Она единственная женщина в мире , которую я не в силах был бы обмануть». Вера – единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.

2. Грушницкий – карикатура на Печорина
3. Вернер – приятель и «двойник» Печорина
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
5. Вера – единственная женщина, которую любит Печорин.
Вера о Печорине: «. в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»

Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках. »

Верит в судьбу, предопределение

Не верит в судьбу, предопределение

Вулич – игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку на­значен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена ро­ковая минута».

Печорин – не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были неко­гда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтож­ных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».

«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка. Я люблю сомне­ваться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»

Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению. »

Ссылка на основную публикацию
×
×