Два друга в повести «Белеет парус одинокий»
Предлагая сравнить Петю и Гаврика, мы тем самым направляем нас, казалось бы, на знакомый способ деятельности. При этом важно, чтобы читатели постоянно осмысляли характер своей работы, понимали, какие умственные действия и в какой последовательности им следует совершить, чтобы дать сравнительную характеристику героев. А это значит, что они должны, во-первых, хорошо понимать, почему возможно сравнение именно этих двух героев (Петя и Гаврик — друзья, вдвоем действуют в одних и тех же сложных ситуациях, когда особенно ярко проявляется характер каждого); во-вторых, Читатели должны уметь выделить те признаки, по которым возможно сравнение (социальное положение, семейный быт, ведущие черты характера, взгляды и привычки, проявляющиеся, главным образом, в поступках, в отношении к окружающим); в-третьих, они должны определить черты сходства героев и их различия; наконец, в-четвертых, па основе сделанных наблюдений— уметь дать каждому из героев более глубокую и обобщенную характеристику, насыщенную новыми знаниями об особенностях характера данного литературного героя по сравнению с другими литературными героями.
Петя — фантазер и мечтатель, простодушный и беззаботный баловень семьи, для которого жизнь наполнена радостными открытиями, неразгаданными тайнами, романтическими историями. Гаврик — сдержанный, волевой, с ранних лет привыкший к труду, лишениям, недетским заботам. Что же объединяет столь разных по характеру и положению у себя? Почему не только во время игр, но и в трудные минуты жизни они тянутся друг к другу?
Ответить на этот вопрос сразу нелегко, однако он должен быть поставлен, чтобы, следя за взаимоотношениями мальчиков, за теми событиями, участниками которых они становятся, Читатели пришли к выводу, что Петю в Гаврике привлекала смелость, гордость, мальчишеская доблесть, истинно «морской», волевой характер, необычайная стойкость — качества, которыми сам Петя никогда не отличался. Так, Петя был безгранично удивлен, когда увидел, что, придя на Ближние Мельницы, Гаврик извлек из-за пазухи красного леденечного петуха и протянул его племяннику: «Три часа таскать с собой такое лакомство и не только не попробовать его, но даже не показать— это мог сделать только человек с неслыханной силой воли!» — приходит к заключению Петя.
Гаврика в Пете привлекало добродушие, готовность помогать нуждающимся, общительность и верность в дружбе. А в целом их сближало стремление к героическому, честному, справедливому, восприимчивость к красоте природы.
Читатели обращаются к тексту главы «Честное благородное слово». Они говорят, что, описывая увиденное на пароходе, Петя кричал на всю улицу; он так размахался руками и так распрыгался, что опрокинул у какой-то лавочки корзину с рожками; он возбужденно орал, тяжело переводя дух; окончив свою историю, поспешно облизал губы и тотчас, без передышки, стал рассказывать ее опять с самого начала.
Как ведет себя Гаврик, слушая рассказ друга? Ведь он всего лишь ребенок, и у него тоже есть жгучая тайна, по сравнению с которой Петины приключения не стоили выеденного яйца. В душе Гаврика идет страшная борьба, его терзают сомнения: рассказать или смолчать. Он кусал губы и грыз себе руку у него в глазах стояли слезы; язык чесался до такой степени, что иногда мальчик с силой сжимал себе пальцем губы.
Появление арестанта в сопровождении солдат конвойной команды вернуло Гаврику самообладание, как бы наглядно показывая, 410 ждет доверившегося им с дедушкой человека при малейшей допущенной с их стороны неосторожности.
Вот почему он «вдруг злобно посмотрел на приятеля» (тот его раззадорил и чуть было не заставил забыться), а потом «глаза Гаврика блеснули диким лукавством, и он, присев на корточки, завертелся юлой», как бы демонстрируя Пете, что подшутил над ним и нет никакой тайны, и вместе с тем радуясь победе над собой и тому, что устоял перед искушением.
Разобрав эту сцену, обычно вызывающую большой интерес нас к мальчикам, останавливаемся на вопросе, который требует определенного обобщения: как понимают происходящие события Гаврик и Петя? Наса сопоставляют факты жизни мальчиков и приходят к выводу, что Петя многого из того, что происходило вокруг, не понимает.
Гаврик, живущий среди трудовой бедноты, отлично разбирается в окружающих событиях, знает, за что и против кого предстоит борьба. «Борьба учила хитрости, осторожности, зоркости, смелости. Все эти качества совершенно незаметно, исподволь, росли и развивались в маленьком рыбаке»,— пишет Катаев. Читатели приводят факты, подтверждающие мысль автора: Гаврик разбрасывал листовки но поручению комитета; он сразу же понял, кому нужно сообщить о матросе; ловко обманул сыщика; умел быть по-взрослому сдержанным.
Лишь постепенно Петя начинает понимать, что жизнь вовсе не такая веселая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась еще совсем-совсем недавно. Дружба с Гавриком, встречи с революционерами, судьба дедушки — все это станет для мальчика определенной школой, под влиянием которой формируется его характер. Хотя Петя еще не такой стойкий и сознательный, как Гаврик, он всей душой тянется к мужественным и сильным друзьям Гаврика, понимая, что они стремятся улучшить жизнь обездоленных людей.
К таким выводам читатели придут на основании дальнейшей работы на пятом и шестом уроках, когда характеры, особенности поведения героев будут прослежены в наиболее критические моменты их жизни.
Каждый из мальчиков в повести совершает своего рода ПОДВИГ; Гаврик—когда ему приходится противостоять сыщику (глава «Погоня»), мгновенно, сделал выбор между собственной безопасностью и спасением людей, находящихся в хибарке; Петя — когда, поборов себя, самостоятельно пробирается в штаб революционеров, зная, что за плечами в ранце не ушки, а настоящие патроны (глава «Штаб боевиков»). Для каждого из мальчиков— это сильнейшее испытание, свидетельство их нравственного роста под влиянием революционных событий.
Понравилось сочинение » Два друга в повести «Белеет парус одинокий», тогда жми кнопку of your page –>
Сочинение по повести «Белеет парус одинокий»
Героические события грозных дней начала революции 1905 года рисуются в произведении в романтически приподнятой тональности. В романтическом плане раскрываются и характеры главных героев повести – Пети и Гаврика, матроса Родиона Жукова. Книга Катаева обращена прежде всего к детям. Это усложняет задачу изображения в ней внутреннего мира взрослого героя. Каждая новая сцена появления Жукова обогащает представление о нем читателя. Уже первый эпизод знакомства с героем помогает нам понять психологию матроса, хотя Родион Жуков еще и не произнес ни слова. Эпизод построен как бы на контрасте уже сложившегося представления Пети об ужасном разбойнике с тем впечатлением, которое производит матрос на него в действительности. Катаев намеренно подчеркивает детали, запечатлевшиеся в сознании Пети: «толстые гвардейского сукна штаны», «рыжее голенище грубого флотского сапога с двойным швом», «голубой вытатуированный якорь».
Автор иронизирует над тем представлением, которое заранее сложилось у мальчика при слове «матросу» Поведение матроса оказалось неожиданным, оно не умещалось в рамки Петиных понятий о «разбойнике». Перед Петей возникает лицо человека с «застенчивой улыбкой», смущенного собственным вторжением в дилижанс с двумя детьми и их отцом, человека, который только из-за крайней опасности вынужден оставаться здесь. Сцена преследования матроса «усатым» на пароходе «Тургенев» свидетельствует об отчаянной смелости Жукова, его находчивости. Умение воспользоваться растерянностью противника, ненависть Родиона Жукова к врагу завоевывают симпатии читателя, углубляя то первое впечатление, которое сложилось уже при первом знакомстве с ним. И осознавая опасность, грозящую герою, читатель невольно улыбается, когда матрос кричит: «Не трожь больного человека, морда!» – или когда читает авторскую ремарку: «и шарахнул усатого рейкой по морде».
Писатель сумел по-новому показать взаимоотношения между подростками различных социальных слоев дореволюционного русского общества. В старой русской и переводной литературе обязательным было взросление детей, изображение «благонравного», рассудительного, чинного мальчика или девочки в противоположность шалуну, легкомысленному ребенку. Повесть Катаева – одна из тех книг, в которой правдиво воссозданы образы живых детей. Отношения Гаврика и Пети – это нормальные отношения двух ребят, примерно одинаковых по возрасту. Каждый из них интересен своим мироощущением, каждый отличается своим самобытным характером. Вот Петя уезжает с отцом и Павликом в город. Ему грустно прощаться с тем, что стало таким близким и знакомым за целое лето, ему не хочется снова надевать тесную матроску, кусающиеся чулки, неудобные ботинки. В описании чувств мальчика перед отъездом проявилась способность писателя раскрыть сложность духовного мира ребенка, многообразие его переживаний: «Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра. Даже яма в углу огорода, чудесная глубокая яма, на дне которой так интересно и так таинственно было печь на костре картошку, и та показалась до странности чужой, незнакомой. Нет, положительно ни в ком не было сочувствия».
Автор передает различные оттенки настроения Пети перед отъездом, показывает, как переключается его внимание с одного предмета на другой, подчеркивает ассоциативность впечатлений, характерную для поэтической натуры мальчика. При создании образа Гаврика автором избираются иные, более лаконичные средства художественной выразительности. Достаточно нескольких скупых, но точных деталей при описании путешествия Гаврика с бычками «на привоз», в город, чтоб перед читателем возник облик девятилетнего одесского мальчика из трудовой семьи. Он знает нелегкую цену каждой копейки, умеет гордиться своей работой и в то же время остается ребенком, любящим риск, шалость. Мальчик познает мир: опыт приносит и радости и огорчения. Гаврик вступает в разговоры со взрослыми, стремясь уяснить новое, проверить себя. Так, Гаврик, только недавно научившись определять время по часам, узнал, что «девять с половиной» все равно, что «полчаса десятого», а маленькая лошадь – «всего только поня».
Обогащение житейским опытом, наблюдение над окружающей жизнью, внимание ко всему, что попадает в поле зрения Гаврика, часто передается в форме диалога героя, сопровождающегося ремарками автора. С помощью диалога автор показывает, как происходит формирование мировоззрения ребенка. Таков диалог Гаврика с «усатым». На вопросы «усатого» он отвечал наивно, путано, как, по его мнению, должен был говорить маленький дурень. По ходу диалога чувствуется, как все больше и больше раздражается «усатый», как все ироничнее начинают звучать короткие ответы Гаврика.. Диалог дает возможность услышать интонации двух собеседников, понять их настроение, взаимное настороженное внимание к репликам друг друга. Победу одержал Гаврик: ему удалось внушить «усатому», что тот имеет дело с простодушным дурачком, выбалтывающим все, что он видел. Поверив Гаврику, что матроса подобрала какая-то шаланда под парусом, «шпик» заторопился на поезд, чтобы успеть в город поскорее сообщить важные новости.
В оптимистическое повествование о детстве двух одесских мальчишек постоянно врывается тема бурной революционной действительности. Бурно развивающиеся революционные события определяют и взаимоотношения юных героев повести. Гаврик понимает, что нельзя никому рассказывать о матросе и, шагая с другом на Ближние мельницы к Терентию, с трудом удерживается от желания похвастаться.
В конце концов побеждает чувство ответственности, редкое для девятилетнего ребенка, чувство, рождающееся в трудных условиях опасного времени, когда дети должны были делить со взрослыми тяжесть подпольной борьбы с самодержавием. Но автор показывает, как даже в самое трудное для Гаврика время, когда многое приходилось решать самому, мальчик остается ребенком, он с увлечением «исследует» Петину гимназическую фуражку.
«Белеет парус одинокий. » — разбираем стихотворение (Лермонтов М. Ю.)
Стихотворение «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов — наследие лирики романтизма. Написано оно в 1832 году. Тогда будущему великому поэту было лишь 18 лет, и он отчаянно искал свою дорогу в жизни, мечась от филологии к военному мастерству. Михаил, живший с детства в Москве, у своей бабушки, и учившийся тут в университете, решил перебрать в столицу России — Петербург.
Однако стать петербургским студентом у Миши не получилось, и вот, в мрачном настроении он пишет письмо Варваре Александровне Лопухиной.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
С ней он дружил и в нее был влюблён. К своему посланию Лермонтов прилагает стихотворение «Парус», которое, по его словам, написано «на берегу моря».
Конечно, «Парус» был написан в северной столице, но точное место написания произведения доподлинно неизвестно. Литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев предполагал, что поэта вдохновил один из дворцов Петергофа — терраса Монплезира. Впрочем, некоторые историки считают, что это лишь один из литературных мифов, и нам доподлинно неизвестно точное место написания «Паруса».
Сам поэт, кстати, не относился к своему юношескому произведению серьезно и даже не включал его в собрания своих прижизненных сочинений. Но мы, по прошествии лет, можем судить о простой гениальности поэта, который всего лишь в трех четверостишиях в полной мере передал сомнения своей метущейся души, находящейся на распутье.
«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. »
С первых же строк внимание читателя приковано к белой точке в бескрайнем голубом пейзаже. Лермонтов будто бы рисует картину, которую любой может представить себе даже не закрывая глаз.
Примечательно, что строчка «Белеет парус одинокий» была позаимствована юным поэтом. Четырьмя годами ранее была опубликована поэма декабриста и поэта Александра Александровича Бестужева-Марлинского под названием «Андрей, князь Переяславский», который был большим поклонником английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Ведь именно Лорд Байрон стал проводником романтизма по всей Европе, и именно его образы находят свое живое отражение в лирике раннего Лермонтова, в том числе благодаря Бестужеву-Марлинскому.
Однако у Александра Александровича картинки не видим:
«Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий,
У ног колчан, в руке весло».
У Лермонтова же сразу яркое противопоставление Паруса и Моря. Антитеза или противопоставление – один из самых любимых поэтических инструментов Михаила Юрьевича, и уже в своей ранней лирике он использует его на славу.
Но после яркой картинки и противопоставления Моря и Паруса следуют размышления поэта:
«Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном. »
Именно так построено это стихотворение. Первые строки рисуют картинку, а далее поэт высказывает свои мысли. Вопросы, которые он поднимает в первом четверостишии «Паруса» явно носят риторических характер. Отсюда и многоточия, которые в данном случая являются авторскими знаками. Умом на эти вопросы явно не ответить, и так мы начинаем понимать, что душа поэта находится в смятении и замешательстве.
«Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит. »
Вновь Лермонтов рисует перед нами картину. На этот раз разыгравшейся стихии. Если в первых строках парус «белеет» на фоне «голубого» моря, то в этом кадре ситуация кардинально меняется. При этом картинка как бы «оживает», теперь мы еще слышим, как «скрыпит» мачта паруса.
«Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»
Завершают четверостишие вновь мысли поэта. Однако на этот раз он как бы резюмирует, к чему ведут порывы души его паруса. Здесь много восклицательных знаков. При этом восклицание «Увы!» говорит о том, что самого поэта несколько разочаровывает такое резюме, и ему самому хотелось бы совсем другой истории.
«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой. »
В последнем четверостишии кадр снова сменяется. Парус победил стихию, и теперь вновь спокойно качается на волнах. «Струя лазури» и «луч солнца золотой» как бы указывают и освещают ему путь.
«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
В последних строках «Паруса» Лермонтов отвергает помощь солнца и лазури. И заканчивает свое произведение оксюмороном, ведь «спокойных» бурь попросту не бывает. Здесь мы видим яркий пример того, когда оксюморон служит не для того, чтобы показать комизм ситуации, а, напротив, говорит о трагедии жизни главного героя.
Как видим, Лермонтов, яркий поклонник романтизма в свои юные годы, аккумулировал в одном стихотворении разные приемы для достижения максимального эффекта отстраненности от мира. Кажущаяся простота «Паруса» Лермонтова завораживает нас, его потомков.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72181
Сочинение по повести «Белеет парус одинокий»
Предлагая сравнить Петю и Гаврика, мы тем самым направляем нас, казалось бы, на знакомый способ деятельности. При этом важно, чтобы читатели постоянно осмысляли характер своей работы, понимали, какие умственные действия и в какой последовательности им следует совершить, чтобы дать сравнительную характеристику героев. А это значит, что они должны, во-первых, хорошо понимать, почему возможно сравнение именно этих двух героев (Петя и Гаврик — друзья, вдвоем действуют в одних и тех же сложных ситуациях, когда особенно ярко проявляется характер
Петя — фантазер и мечтатель, простодушный
Почему не только во время игр, но и в трудные минуты жизни они тянутся друг к другу?
Ответить на этот вопрос сразу нелегко, однако он должен быть поставлен, чтобы, следя за взаимоотношениями мальчиков, за теми событиями, участниками которых они становятся, Читатели пришли к выводу, что Петю в Гаврике привлекала смелость, гордость, мальчишеская доблесть, истинно «морской», волевой характер, необычайная стойкость — качества, которыми сам Петя никогда не отличался. Так, Петя был безгранично удивлен, когда увидел, что, придя на Ближние Мельницы, Гаврик извлек из-за пазухи красного леденечного петуха и протянул его племяннику: «Три часа таскать с собой такое лакомство и не только не попробовать его, но даже не показать — это мог сделать только человек с неслыханной силой воли!» — приходит к заключению Петя.
Гаврика в Пете привлекало добродушие, готовность помогать нуждающимся, общительность и верность в дружбе. А в целом их сближало стремление к героическому, честному, справедливому, восприимчивость к красоте природы.
Читатели обращаются к тексту главы «Честное благородное слово». Они говорят, что, описывая увиденное на пароходе, Петя кричал на всю улицу; он так размахался руками и так распрыгался, что опрокинул у какой-то лавочки корзину с рожками; он возбужденно орал, тяжело переводя дух; окончив свою историю, поспешно облизал губы и тотчас, без передышки, стал рассказывать ее опять с самого начала.
Как ведет себя Гаврик, слушая рассказ друга? Ведь он всего лишь ребенок, и у него тоже есть жгучая тайна, по сравнению с которой Петины приключения не стоили выеденного яйца. В душе Гаврика идет страшная борьба, его терзают сомнения: рассказать или смолчать.
Он кусал губы и грыз себе руку у него в глазах стояли слезы; язык чесался до такой степени, что иногда мальчик с силой сжимал себе пальцем губы.
Появление арестанта в сопровождении солдат конвойной команды вернуло Гаврику самообладание, как бы наглядно показывая, 410 ждет доверившегося им с дедушкой человека при малейшей допущенной с их стороны неосторожности.
Вот почему он «вдруг злобно посмотрел на приятеля» (тот его раззадорил и чуть было не заставил забыться), а потом «глаза Гаврика блеснули диким лукавством, и он, присев на корточки, завертелся юлой», как бы демонстрируя Пете, что подшутил над ним и нет никакой тайны, и вместе с тем радуясь победе над собой и тому, что устоял перед искушением.
Разобрав эту сцену, обычно вызывающую большой интерес нас к мальчикам, останавливаемся на вопросе, который требует определенного обобщения: как понимают происходящие события Гаврик и Петя? Наса сопоставляют факты жизни мальчиков и приходят к выводу, что Петя многого из того, что происходило вокруг, не понимает.
Гаврик, живущий среди трудовой бедноты, отлично разбирается в окружающих событиях, знает, за что и против кого предстоит борьба. «Борьба учила хитрости, осторожности, зоркости, смелости. Все эти качества совершенно незаметно, исподволь, росли и развивались в маленьком рыбаке»,- пишет Катаев. Читатели приводят факты, подтверждающие мысль автора: Гаврик разбрасывал листовки но поручению комитета; он сразу же понял, кому нужно сообщить о матросе; ловко обманул сыщика; умел быть по-взрослому сдержанным.
Лишь постепенно Петя начинает понимать, что жизнь вовсе не такая веселая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась еще совсем-совсем недавно. Дружба с Гавриком, встречи с революционерами, судьба дедушки — все это станет для мальчика определенной школой, под влиянием которой формируется его характер. Хотя Петя еще не такой стойкий и сознательный, как Гаврик, он всей душой тянется к мужественным и сильным друзьям Гаврика, понимая, что они стремятся улучшить жизнь обездоленных людей.
К таким выводам читатели придут на основании дальнейшей работы на пятом и шестом уроках, когда характеры, особенности поведения героев будут прослежены в наиболее критические моменты их жизни.
Каждый из мальчиков в повести совершает своего рода ПОДВИГ; Гаврик-когда ему приходится противостоять сыщику (глава «Погоня»), мгновенно, сделал выбор между собственной безопасностью и спасением людей, находящихся в хибарке; Петя — когда, поборов себя, самостоятельно пробирается в штаб революционеров, зная, что за плечами в ранце не ушки, а настоящие патроны (глава «Штаб боевиков»). Для каждого из мальчиков — это сильнейшее испытание, свидетельство их нравственного роста под влиянием революционных событий.
Сочинение по повести «Белеет парус одинокий»: сочинение
Подготовка к сочинению “Петя и Гаврик”
(по книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»)
На уроке вы обобщите знания о повести Валентина Петровича Катаева “Белеет парус одинокий” и напишите сочинение.
Вспомните, что вам известно о Пете и о Гаврике из прочитанных глав. Вы составляли литературные портреты Пети и Гаврика в виде кластеров, в которых обращали внимание на то, как одеты герои; с кем живут; каково их социальное положение; какие книги читает Петя.
Мы проанализировали, чем различается восприятие моря глазами Пети и Гаврика.
Образ моря символизирует течение жизни. Для одного жизнь полна приключений и неразгаданных тайн, для другого – это забота о завтрашнем дне, тяжёлая работа, груз самостоятельных решений. Гаврик тоже видит загадочность в морских просторах, но более приземлённо.
Петя и Гаврик любуются Чёрным морем, их д уша тянется к прекрасному, доброму. Они оба выросли на море, оба прекрасные пловцы.
Давайте проследим жизненный путь детей, их участие во «взрослых» событиях. Обратите внимание, что оба мальчика проходят через одни и те же этапы, и хотя реагируют на события по-разному, главное в них – непосредственное отношение к людям, сопереживание, интуитивное понимание добра и зла – общее.
Путь Пети
Путь Гаврика
1. «Ах, какое это было блаженство – покупать фуражку!»
2. «Он слышал, что в участок забирают пьяниц, буянов, воров, босяков. Но дедушку Гаврика? Это было выше его понимания».
3. «Участок оказался просто тюрьмой»(1, 2, 3 – Петя в главе
4. «. было совершенно ясно, что жизнь вовсе не такая весёлая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась ещё совсем-совсем недавно» (Петя в главах «Ящик на лафете» и «Туман»).
5. «Мальчик думал об ушках, и только об ушках» (Петя в главах «Туман» и «Ушки»).
6. «Долг чести» (Петя в главе «Долг чести»).
7. «. Пете весьма улыбалась перспектива такого весёлого рабства: ему давно уже хотелось побродяжничать с Гавриком по городу».
8. «Таща на спине тяжёлый ранец, Петя покорно следовал за
Гавриком повсюду» (7, 8 – Петя в главе «Тяжёлый ранец»).
9. «Теперь мальчик, конечно, прекрасно понимал уже, какие это ушки».
10. «С неудобно раздутыми карманами Петя, почти ничего не сознавая от страха и волнения, подошёл к заставе» (9, 10 – Петя в главе «Бомба»).
11. «Не бейте его, это наш папа! – не своим голосом закричал Петя, обливаясь слезами. – Вы не имеете права! Дураки!» (Петя в главе «Погром»).
12. «Тикайте!» (Петя в главе «Ёлка»).
13. «Петя чуть не свалился с дерева. Он вырвал из кармана платок и стал отчаянно крутить им над головой».
14. «Пете показалось даже, что матрос подмигнул ему» (13, 14 – Петя в главе «Попутный ветер»).
1. «Тикайте!» (Гаврик в главе «Погоня»).
2. «Дядя, не бейте его, он – старик!» (Гаврик в главе «Дедушка»).
3. «Нашего деда вчерась забрали в участок. Надо нести передачу» (Гаврик в главе «Александровский участок»).
4. «Гаврик стоял на камнях, окружённый детьми, присевшими на корточки. Он обучал их модной игре в ушки» (Гаврик в главе «Туман»).
5. «В один прекрасный день Гаврик объявил, что ждать больше не желает. Это значило, что отныне Петя как несостоятельный должник поступает к Гаврику в рабство. »
6. «Чем в городе было беспокойнее и страшнее, тем упрямее лез Гаврик в самые глухие, опасные места. Иногда Пете даже начинало казаться, что между Гавриком и беспорядками существует какая-то необъяснимая связь» (5, 6 – Гаврик в главе «Тяжёлый ранец»).
7. «. Гаврик хорошо знал здесь все ходы и выходы».
8. «Их там всех перестреляют, очень просто. А я не могу идтить, потому что этот чёрт непременно за мной прилипнет!» (7, 8 – Гаврик в главе «Бомба»).
9. «Главное, мешочки хорошенько сховай» (Гаврик в главе «Ёлка»).
10. «Матроса нашего споймали. Чуешь?»
11. «Не пропадём как-нибудь» (10, 11 – Гаврик в главе «Попутный ветер»).
Валентин Петрович Катаев показывает, как взрослеют дети, как появляется у них чувство ответственности за чужие судьбы. Вспомните Гека Финна. Для него приключения так же рано перестали быть игрой и стали реальной жизнью, как для Гаврика, потому что он тоже с детства познал нужду и лишения. Их друзья: Том Сойер и Петя – фантазёры, искатели приключений для игры, читатели приключенческих романов – дольше остаются детьми. Однако сословные различия не мешают дружбе.
Напишите сочинение на тему “Петя и Гаврик” по плану:
I. Вступление. Для чего писателю нужны два героя?
II. Основная часть. Неразлучные друзья.
1. Разные семьи, но похожие характеры.
2. Мальчики и море.
3. Трудно становиться взрослыми.
III. Заключение. Чем интересны нам Петя и Гаврик?
Помните, что в сочинении вы должны использовать цитаты из произведения.
Домашнее задание: выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус” наизусть.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о повести В.Катаева «Белеет парус одинокий»
Главные герои повести «Белеет парус одинокий» — два друга, Петя и Гаврик. Петя Бачей – сын учителя одной из одесских гимназий, ему восемь с половиной лет. Гаврик — внук рыбака, ему девять лет, но он уже помогает дедушке ловить рыбу и носит улов на базар. Гаврик с дедушкой живут в лачуге на берегу моря и еле сводят концы с концами, потому что на дедушкиной шаланде нет паруса, а без паруса им не добраться до мест, где водится много рыбы. Дедушка Гаврика мечтает о парусе, но заработать на него никак не получается.
Летом 1905 года Петя с отцом и братом Павликом возвращались в Одессу с отдыха на море. В то лето произошло восстание на броненосце «Потемкин», которое закончилось поражением восставших. Мятежные матросы покинули корабль и вынуждены были скрываться. Один из них, Родион Жуков, спасаясь от погони, укрылся в дилижансе, на котором семья Бачей возвращалась в Одессу. Глава семейства не стал выдавать матроса стражникам и тот сумел добраться до ближайшего города, из которого в Одессу можно было попасть на пароходе «Тургенев».
Позже, на пароходе, наблюдательный Петя Бачей снова увидел беглого матроса. Петя углядел, что матроса опознал сыщик. Когда сыщик попытался задержать Жукова, тот выпрыгнул за борт и поплыл к берегу. Пароход в это время уже подходил к Одессе и у моряка были шансы добраться до берега вплавь.
Так случилось, что Родиона Жукова подобрала шаланда, на которой вечером вышли в море Гаврик с дедушкой. Они доставили моряка на берег и укрыли в своей лачуге. От долгого пребывания в воде матрос заболел, у него началась горячка. Гаврик решил обратиться за помощью к старшему брату Терентию, который был уже взрослым человеком и работал в мастерских.
Отправляясь к брату, который жил достаточно далеко, в районе под названием Ближние Мельницы, Гаврик взял с собой за компанию Петю. По дороге Петя с жаром рассказывал о беглом матросе. Гаврик понял, что именно этого человека они с дедушкой спасли в море, но он ничего не стал рассказывать Пете.
В гостях у Терентия Петя познакомился с его дочерью Мотей. Пока Мотя показывала Пете свои игрушки и играла с ним в прятки, Гаврик рассказал Терентию о матросе с броненосца «Потемкин». Терентий обещал помочь матросу и вместе с Гавриком и Петей отправился в город.
Но когда поздно вечером Терентий с товарищем пришел к дедушке забрать матроса, лачугу окружила полиция. Гаврик успел предупредить брата об опасности и Терентий с товарищем и Родионом Жуковым сумели скрыться. Но дедушку Гаврика полиция арестовала и отправила в тюрьму. Гаврику пришлось вернуться к брату на Ближние Мельницы.
Тем временем Петя Бачей был занят поступлением в гимназию. Он успешно прошел вступительное испытание, а после вместе с отцом и тетей покупал школьную форму, ранец и письменные принадлежности. А потом наступила осень и началась учеба. Поначалу Петя нахватал двоек, но после взялся за ум и стал учиться со всем прилежанием.
На какое-то время друзья потеряли друг друга из виду. Гаврик жил у брата, потому что дедушку по-прежнему держали в тюрьме. Не желая быть обузой, мальчик каждый день отправлялся в город и старался заработать хоть немного денег. Он подносил корзинки с провизией, помогал грузчикам на станции. В то время у одесских детей была популярной игра в «ушки», которыми называли пуговицы от форменных мундиров. Гаврик заинтересовался этой игрой, потому что в нее играли на деньги. Он быстро стал чемпионом и игра стала приносить ему стабильный доход.
Петя Бачей тоже заинтересовался этой игрой, но игрок из него был никудышный, и он постоянно проигрывал. Для того, чтобы отыграться, Петя пошел на преступление – он тайком взял с комода сдачу, которую кухарка принесла с рынка. А через какое-то время он вытащил деньги из копилки младшего брата Павлика. Но и эти деньги он проиграл Гаврику. Вскоре Петя стал должником Гаврика и вынужден был выполнять все его поручения. В основном ему приходилось таскать в своем ранце мешочки с «ушками», которых у Гаврика всегда было много.
В октябре, после опубликования царского манифеста, из тюрем стали выпускать заключенных. Вышел на свободу и дедушка Гаврика. Пребывание в тюрьме сильно подорвало его здоровье и он больше не мог жить в своей лачуге и заниматься рыбной ловлей. Терентий при помощи товарищей устроил его работать сторожем.
В Одессе наступило тревожное время, на улицах стреляли, доступ в некоторые районы был перекрыт полицией. Однажды Гаврик потребовал от Пети взять ранец, гимназический билет и отправиться с ним. Гаврик наполнял ранец тяжелыми мешочками и вместе с Петей пробирался в районы Одессы, блокированные полицией. Вскоре Петя догадался, что он носит в ранце не «ушки», а револьверные патроны, в которых остро нуждались восставшие рабочие. Но, даже узнав, чем он занимается, Петя продолжал помогать Гаврику.
Вскоре сопротивление восставших было подавлено, и многим из них пришлось скрываться от полиции. В их числе был и Терентий. Его семья вынуждена была переехать в лачугу дедушки на берегу моря. Терентий по мере возможности помогал родным и даже обещал купить деду парус на шаланду.
Мысли о парусе воодушевили старого рыбака, но его состояние здоровья ухудшалось, и весной дедушка Гаврика умер. Когда Терентий принес обещанный парус, было уже поздно. Гаврику и Пете тоже не удалось долго походить на шаланде под новым парусом. Их общий знакомый, матрос Родион Жуков, был схвачен полицией, но друзья устроили ему побег из тюрьмы. Гаврик, Петя и Мотя приняли деятельное участие в спасении моряка. Они пригнали шаланду под парусом в условленное место и, дождавшись появления Терентия с Родионом Жуковым, передали матросу шаланду. После этого ребята долго смотрели на одинокий белый парус в открытом море.
Таково краткое содержание повести «Белеет парус одинокий».
Главная мысль повести заключается в том, что правильные, справедливые поступки можно совершать в любом возрасте. Гаврику и Пете было чуть больше девяти лет, когда они приняли деятельное участие в спасении матроса Родиона Жукова. Ребята также помогали восставшим рабочим, доставляя им патроны в заблокированные районы. Но и ошибок ребята не избежали. Петя, увлеченный игрой в «ушки», совершал неблаговидные поступки — взял тайком деньги, оставленные кухаркой на комоде, и опустошил копилку младшего брата.
Повесть «Белеет парус одинокий» учит не поддаваться азарту и всегда думать о последствиях того или иного поступка.
В повести мне понравился дедушка Гаврика. Старый рыбак, попав в заключение, сумел выдержать тяжелые испытания и не выдал никого из революционеров, потеряв здоровье и жизнь.
Какие пословицы подходят к повести «Белеет парус одинокий»?
Хороша помощь, оказанная вовремя.
Слово – серебро, а молчание – золото.
Справедливый победит.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Сочинение по повести «Белеет парус одинокий»: сочинение Ссылка на основную публикацию