Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Бэла и Мери (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать первым в русской психологической прозе. Повествование определяется не хронологией событий, а логикой развития характера главного героя. По мнению В.Г. Белинского, «его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни… В этом человеке есть сила духа и могущество воли».
Главный характер в романе – Григорий Александрович Печорин. Женские образы используются автором для раскрытия образа своего главного героя. Но это не помешало Лермонтову передать характеры яркие и интересные. Личность «героя нашего времени» не прячет в тень личности женщин, окружавших его. Неслучайно их имена вынесены в название глав. Если говорить о жанровой природе романа, то следует отметить, что произведение состоит из отдельных самостоятельных повестей. Таким образом, роль женских образов существенно возрастает. Особенно важны в романе образы Бэлы и Мери.

С первой героиней мы знакомимся уже в самом начале произведения. Вопрос о национальности Бэлы не вполне ясен. Максим Максимыч называет князя, отца Бэлы, татарином. В те времена под татарами подразумевались все кавказцы мусульманского вероисповедания.

Главными достоинствами девушки на Кавказе считались красота, умение хорошо работать, плясать, петь. Автор пишет, что Бэла была хороша: высокая, тонкая, глаза черные, как у горной серны. Что касается умения хорошо работать, то сюжет позволяет автору коснуться этого один раз. Азамат, выпрашивая у Казбича коня, сказал, что Бэла прекрасно вышивает золотом. «А уж как плясала!» – вспоминает Максим Максимыч. В других местах романа упоминается, что Бэла поет песни, пляшет лезгинку, танцует с бубном, двигается лучше московских губернских барышень.

После похищения, находясь у Печорина, Бэла довольно быстро начала «понимать по-нашему». Характерно, что одно из первых слов, которому она научилась, было «поджалуста» (пожалуйста).

Бэла не считает себя рабыней Печорина. Она полюбила его как княжеская дочь: «А если это так будет продолжаться, то я сама уйду! Я не раба его – я княжеская дочь. ».

Бэла покоряет читателя своей цельностью, душевной чистотой, беззащитностью, страстностью своей любви к Печорину. Отдавшись Григорию Александровичу, Бэла обесчестила свой род. Отец должен был ее убить или отречься от нее. Девушка осталась верна Печорину, умирая, обняла его. По замечанию Белинского, Бэла «одна из глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а, отдавшись, уже не могут больше принадлежать никому другому, ни самому себе».

О княжне Мэри, единственной дочери княгини Лиговской, Лермонтов рассказывает подробнее. Она богата. Но в придворных петербургских кругах Лиговские влияния не имели.

Мэри читала Байрона по-английски, изучила алгебру.

Из текста романа мы узнаем, что героиня «прехорошенькая», с бархатными глазами, длинными ресницами. У нее «благородная походка», от нее веет «неизъяснимым ароматом». Одета она по правилам лучшего вкуса. Вот впечатления Печорина от бала и танцев с Мэри: «Я не знаю талии более сладострастной и гибкой… Она вальсирует удивительно хорошо… Она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки…».

В обычной спокойной обстановке Мэри хорошо владеет собой. Когда девушка поняла, что любит Печорина, она первая призналась ему в своих чувствах. Она обещает Печорину всем пожертвовать для него. Ее мать говорит Печорину, что Мэри воспитана так, что составит счастье мужа.

Но она не нужна Печорину! Несчастная девушка очень тяжело это переживает. При последнем объяснении с героем, дойдя до середины комнаты, Мери пошатнулась, губы «напрасно старались улыбнуться». Но она сохранила достоинство, сказав Печорину, что ненавидит его.

О Мэри Белинский замечает, что «эта девушка неглупая… Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходить в толстой серой солдатской шинели».

Роль женских персонажей в романе выявляется с позиции того, какую роль они играют в жизни Печорина. Ситуация с Бэлой банальна: роман русского офицера с черкешенкой. И только финальная катастрофа бросает трагический свет на это приключение. Именно этим, возможно, объясняется холодная встреча Печорина с Максимом Максимычем как свидетелем тех событий.

По мере того, как в Мэри начинает проступать душа, как в ней растет искреннее и глубокое чувство к Печорину, отношение его к княжне смягчается. Но не настолько, что он смог полюбить ее. Страх перед обыденным жребием заставляет Печорина отвергнуть чувство Мэри. Перед последним объяснением с княжной Печорин холоден и спокоен. Но страдание молодой девушки не оставляет его равнодушным, он жестоко осуждает себя.

Таким образом, женские образы подчеркивают противоречивый характер героя, выявляют скрытые мотивы его поступков.

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

Бэла – центральная героиня романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Девушка стала жертвой манипуляций и игр Григория Печорина с чувствами других людей.

Бэла – молодая красивая девушка, ей около16 лет. Она живет в ауле на Кавказе. Бэла – дочь богатого татарского хана, у нее есть старшая сестра и младший брат Азамат. Она обладает гордым, честным и искренним характером. Черкешенка выросла среди дикой природы Кавказа, и это отразилось на ее свободолюбивом и гордом нраве.

Бэла – хорошая рукодельница, девушка любит петь и танцевать. Она добрая, веселая. Впервые Бэла встречает Печорина на свадьбе старшей сестры. Молодой офицер понравился девушке, и она посветила ему хвалебную песнь. Красавица горянка, разительно отличавшаяся от светских дам, также поразила воображение Печорина, офицер решает похитить девушку.

Выкрасть сестру Печорину помогает Азамат, младший брат Бэлы. Он привозит девушку в крепость. Офицер прикладывает все усилия, чтобы добиться расположения горской красавицы, но она остается неприступной и холодной по отношению к нему. Тогда Печорин решается на последнюю попытку: он объявляет девушке, что она свободна и может вернуться в родной аул. После этих слов, Бэла признается Печорину в своих чувствах и уже добровольно остается с ним в крепости.

В любви Бэла полностью раскрывается, ее чувства расцветаю, Девушка искренне любит Печорина, в отношении к нему проявляются лучшие стороны ее характера: чуткость, заботливость, верность. Молодая горянка не играет чувствами, в отличие от Печорина. Добившись расположения Бэлы и получив ее признание в любви, чувства офицера к девушке начинают остывать. Григорий отдаляется от Бэлы. Она же продолжает любить Печорина, но не находя взаимности чувств, Бэла постепенно увядает: пропал блеск в ее черных глазах, девушка осунулась, потускнела. Бэла полностью отдается своим чувствам: поэтому сила ее страданий соизмерима с силой любви, которую она испытывает.

Выйдя за пределы крепости, Бэла не осознано приблизила свой конец. Она была похищена разбойником Казбичем. Из ревности Казбич наносит девушке смертельные раны, через несколько дней она умирает. Перед смертью Бэла жалеет лишь об одном, что не встретиться на небесах с Печориным, им мешают разные религии. Уходя из жизни, она просит офицера, чтобы он не забывал ее. Бэла любила героя по-настоящему, отдаваясь этому чувству целиком, без остатка.

Сочинение 2

Известный роман под названием «Герой нашего времени» написан русским писателем Золотого века отечественной литературы, приемником Александра Сергеевича Пушкина, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

Структура произведения представляет собою роман, состоящий из нескольких повестей, каждая из которых являет цельное произведение, но они объединены в единое целое.

Главный герой – Георгий Печорин – находится в извечном поиске самого себя. И потому он не брезгует использовать других людей, как вещи и менять друзей. Хотя в глубине своей души он очень несчастлив. Лермонтов четко дает читателям это понять. Не надо быть провидцем, чтобы не уловить эту мысль.

Одной из главных героинь произведения является девушка Бэла. С нею впервые и в последний раз читатель знакомится в главе с соответствующим названием «Бэла».

Бэла – девушка, которая понравилась главному герою и тот решил ее увезти. Это очень трагически отразилось на судьбе девушки.

Но что же было такое в Бэле, что заставило Печорина обратить на нее свое пристальное внимание? А вот что. Она отличалась от девушек, светского общества, в котором устал крутиться Григорий своей какой-то дикостью, натуральностью, искренностью. Бэла была черкешенкой, потому в ее жилах кипел кавказская кровушка. Она тоже влюбилась в Печорина, причем продолжала любить его до самого финала и исхода своей жизни.

Печорин увидел ее на свадьбе ее сестры и понял, что должен получить ее. У девушки был брат Азамат, который мечтал получить коня разбойника Казбича. Печорин решил предложить свою помощь в похищении животного при условии, что юноша поможет украсть сестрицу. Азамат, будучи горячим, бездумным и глуповатым, амбициозным мальчуганом, не раздумываясь согласился на эту перспективную, на его взгляд, сделку.

Читайте также:  «Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»: сочинение

Бэла была украдена и увезена главным героем. Вскоре она погибла из-за мести Казбича, который лишился коня.

Бэла любила Печорина, но исхода своей жизни. А тот разлюбил ее и утратил интерес к ней. Она увяла, как дикий и диковинный цветок из той кунсткамеры.

Бэла была не только красивой, но и смышленой, умной, веселой, талантливой и озорной девушкой. Поплатилась за прихоти брат жизнью.

В данном тексте представлена характеристика и анализ образа такой героини, которая весьма повлияла на судьбу главенствующего персонажа романа, как Бэла.

Характеристика Бэлы. 9 класс

«Герой нашего времени» – это одно из самых известных прозаичных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. Автор стал новатором в области психологических романов. Каждый лермонтовский герой имеет свои отличительные черты, свой уникальный характер. Именно это позволяет читателю понять всех персонажей произведения и добраться до смысловой сути романа.

Одна из главных действующих лиц «Героя нашего времени» – девушка Бэла. Именно ей посвящена первая глава произведения. Образ этой юной особы позволяет понять и других героев, например, самого Печорина. Григорий Александрович увидел в молодой девушке новую жертву, его пленила не только ее красота, но и не доступность, строгость ее воспитания.

Бэла была дочерью обеспеченного татарского князя. В этой семье ортодоксально чтили традиции и обычаи кавказских народов. Лермонтов описываю ее как свободолюбивую и «дикую» красавицу, выросшую в горном крае. Девушка не только прекрасна собой, но еще наделена хореографическими и вокальными способностями. Для Бэлы, не видевшей ничего, кроме гор Кавказа и собственного народа, Печорин стал удивительным открытием. Однажды, при встрече, она даже исполнила Григорию хвалебную песню на родном языке. Конечно, для Печорина – это была маленькая победа.

Описывая внешность Бэлы, автор делает акцент на ее глазах, которые словно «заглядывали» в душу к другим героям романа. Ее взгляд «говорил» о том, что эта девушка горда и независима. Именно любовь девушки к свободному образу жизни не позволяла ей полностью раскрыться перед Печориным. Она не желала покориться ему, несмотря на симпатию. Рядом с Григорием она оставалась рабой и это «убивало» ее. Наравне с эти, юная княжна была очень доверчива. Поверив в искренность Печорина, она решает не возвращаться в отчий дом, а всю жизнь провести с любимым. И это говорит еще об одной черте Бэлы – о верности своему возлюбленному, даже тогда, когда всем стало ясно, что Печорин бросит ее.

Последние слова девушки доказывают, что она была верна ее и своей вере. На смертном одре у нее была возможность стать христианкой, но она предпочла умереть с той религией, которую ей «вручили» отец и мать. Лермонтов вводит в произведение Бэлу еще и для того, чтобы показать читателю контраст между кавказским и русским менталитетом того времени.

Бэла не смогла полностью изменить Григория, но все же оставила свой след в его жизни. Несмотря на то, что Печорин не любил девушку, он ее уважал за ее веру, искренность и чистоту помыслов.

Образ Бэлы в романе Герой нашего времени

Популярные сочинения

Произведение «Старуха Изергиль» Горького, посвящена людям с горящими сердцами Главным героем этого произведения является Данко. Это физически крепкий и здоровый юноша, он был большим человеком

Очень часто случается так, что человек родившись в какой либо эпохе начинал чувствовать себя как не в своей тарелке, и это также подмечают окружающие человека люди. О таких людях говорили то

Сочинение Образ и характеристика Бэлы в романе Лермонтова Герой нашего времени

В лице Бэлы автор представил красивую девушку, которая умела любить искренне, преданно. Но это принесло ей лишь разочарование и гибель.

С начала знакомства Печорина с азиатской красавицей читатель с умилением следит за ходом развития их отношений. Мужчина проявляет себя как человек, способный горячо любить, быть нежным и интересным. Огонь взаимной любви переходит в страстные чувства влюбленных с первого взгляда.

В начале главы Печорин представлен как тонкий ценитель женской красоты. Он “не сводил с нее глаз”, раскрывая тем самым ее необычный блеск в глазах и необыкновенную внешность. Максим Максимыч подтверждает привлекательность Бэлы, обращая внимание на ее грациозный стан, темные глаза и длинные волосы. Девушка, не скрывая, проявляла свой свободолюбивый характер, чем притягивала Григория. Проницательность и опыт общения с дамами подсказывал Печорину, что эта девушка особенная, в ней есть изюминка. Печорин любовался ее задорными выходками: “начала петь, плясать и прыгать вокруг меня”, “А уж как плясала”. Трудолюбивая девушка готова была всю жизнь ухаживать и радовать будущего мужа, так как рукоделие и вышивание были ее любимыми занятиями.

Позже именно по причине своей неприступности судьба Бэлы закончилась трагично. Мужчине казалось, что он влюблен. Однако это чувство вновь оказалось ошибочным. Страсть отступила быстро. Об этом говорила каждая деталь общения, совместного проживания Григория и Бэлы. Со временем становится понятно, что мужчину привлекло стремление выйти победителем из борьбы за девушку.

Шестнадцатилетняя черкесская княжна была необычайно красивой, гордой девушкой. Она была независимой, но “дика”.

Несмотря на свои качества, которые должны были стать залогом счастливой семейной жизни (преданность любимому мужчине), она становится жертвой Печорина и в результате погибает. Она помогла автору раскрыть подробнее образ главного героя.

Вариант 2

Наверно образ Бэлы запечатлелся всем, кто читал роман Лермонтова «Герой нашего времени», Эта гордая черкешенка, дочь местного князя поражает воображение своей целостностью и безыскусностью.

Внешне девушка ослепительно красива. У нее стройный стан и высокий рост, черные, густые волосы и глубокие, черные глаза, которых невозможно забыть. Бэла воспитывалась согласно традициям горного народа. Она умела вышивать золотом, плясать лезгинку, петь народные песни. Лермонтов показывает горную красавицу как девушку веселой, остроумной.

Увидев Печорина на свадьбе сестры, Бэла пленилась им. Это говорит о ее незаурядном уме, хотя девушке на тот момент исполнилось всего шестнадцать лет. Печорин, в свою очередь, был поражен красотой «дикой» горянки. Но в дальнейшем, как показывает автор, ему скорее было интересно завоевать гордую девушку. На самом деле он не был в нее влюблен.

Похитив Бэлу, Печорин стал за ней «ухаживать». Запер в башен и одаривал подарками, достойными княгини. Но девушка отказывалась от знаков внимания. Несмотря на то, что Печорин ей нравился, свободу она ценила выше.

Вначале Григорий не понимал девушку, но раскусив ее характер, решил отпустить. Получив свободу, Бэла призналась в своей любви и вышла за него замуж. Как цельная натура и приученная во всем угождать мужу, Бэла была счастлива вначале совместной жизни с Печориным. Но, имея способность тонко чувствовать, она поняла, что он охладел к ней. Это задело ее за живое.

В рассказе Максима Максимыча мы видим, что девушка осунулась, глаза ее поблекли, и она целый день тихонько напевала свои грустные песни. Для себя горная княжна решила, что уйдет от Печорина. Для нее была ненавистна сама мысль: жить с человеком, который ее не любит.

После того, как ее ранили и понимая, что осталось не долго жить, Бэла жалела лишь о том, что она не христианка и не сможет увидеться в той жизни с Печориным. На предложение Максима Максимыча принять православие, девушка отвечала отказом. Традиции и воспитание своего народа она ставила выше, хотя впав в посмертный бред, вспоминала в основном Печорина и лишь немного отца и брата.

Что стало бы с ней, если бы она осталась жива — неизвестно. Максим Максимыч полагал, что для нее смерть — лучший выход из положения. Но возможно, эта гордая девушка жила бы счастливо и в своем окружении.

Бэла в романе Герой нашего времени

Бэла – типичная представительница своего народа, она очаровательная и покорная девушка гор. В ней удивительным образом сочетаются свободолюбие и способность подчиняться мужской воле, целомудрие и умение очаровывать мужчину, как говорит Азамат, «Не бывало такой жены и у турецкого падишаха. » и не сказать, чтобы он преувеличивал существенным образом.

Лермонтов действительно описывает Бэлу как некое уникальное сокровище, создание невероятной красоты и грациозно воспитанную девушку, которая вообще практически на любого человека производит огромное впечатление.

Впечатляет юная восточная красавица и главного героя. Лермонтов, конечно, сознательно впервые представляет девушку именно через взгляд Печорина, который восклицает: «Прелесть!». Весьма характерное слово, ведь офицер в чем-то именно прельщается этой героиней, и в итоге именно прельстившись, совершает много греховных и не совсем праведных поступков.

Конечно, Лермонтов довольно далек от религиозной морали и более оценивает поведение своих героев через другие категории. Развертывание такой оценки мы можем наблюдать в главе Фаталист. Бэла, кстати говоря, является тоже своеобразной иллюстрацией для рассмотрения понимания мира через призму фатализма.

Читайте также:  Основные мотивы в лирике Лермонтова: сочинение

С одной стороны она соглашается остаться у Печорина по причине обстоятельств (которые попросту довлеют над хрупкой девушкой) и в связи с традициями собственного народа, где похищение невест является нормой, но также она выражает смирение с собственной судьбой и даже во много преобразует обстоятельства по-своему. Бэла начинает заботиться о Печорине, она чувствует и свою ответственность за этого человека и поэтому решает остаться с ним фактически добровольно, а потом и влюбляется. При этом девушка не прельщается каким-то внешними факторами и атрибутами (и этот факт свидетельствует о глубоком понимании мира) но выбирает по воле сердца, так как ее интересует характер Печорина.

Нужно сказать, для Бэлы эта любовь является первой, то есть опыт совершенно новый и доселе неизвестный, но девушка ведет себя довольно зрело и разумно. Она не просто увлекается, а погружается в чувство, но при этом не делает этого бездумно. Тут характерными являются фразы, которые произносит Бэла после того как узнает об охлаждении к ней чувств Печорина, она сохраняет достоинство и весьма зрело оценивает не только свои, но и чувства других людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Бэлы

Популярные сегодня темы

Жизнь каждого человека наполнена смешными моментами. Кто-то может посмеяться над собой, а кто-то нет, некоторые любят посмеяться над другими, но самое важное помнить, что не стоит ко всему относиться серьёзно, все надо делать с юмором.

В произведении имеются несколько героинь с тяжелой судьбой. Одной из таких героинь является Женя Комелькова. Она обаятельная и отважная

Что такое чудеса? И верят ли в них люди? Господствует ошибочное мнение, что чудеса живут лишь в детских сказках, и верят в них только дети. Иногда кажется, что по мере взросления человек теряет способность верить в чудо

На картине показан стол, на котором стоит ваза, с яркими полевыми цветами. У края стола, изображён снегирь, сидящий на карандаше. Это говорит о том, что хозяин жилища, является художником.

Волгоград — мой любимый город. Я живу в этом городе с рождения, поэтому знаю его очень хорошо. Город расположился на берегу Волги. В Волгограде много интересных мест и достопримечательностей.

Образ Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Загадочные горные вершины Кавказа, природа и быт народов, населяющих его, всегда живо интересовали поэтов и писателей России прошлых веков. Кавказская тема была активно затронута во многих произведениях. Немаловажное место тема кавказских горцев занимает и в творчестве М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – золотое звено кавказского цикла поэта.

Один из главных персонажей этого произведения – юная черкешенка по имени Бэла, воплотившая в себе доселе незнакомый русскому читателю и неизведанный образ горянки. Загадкой является происхождение имени Бэла, предположительно оно придумано самим Лермонтовым и впоследствии прочно вошло в обиход кавказских имён.

Через всё произведение лейтмотивом проходит противопоставление образов петербургской аристократки княжны Мэри, светской дамы Веры и молодой дикарки, дочери черкесского князя Бэлы. Всех роднило только одно: любовь к главному герою повести, скучающему от жизни молодому прапорщику Григорию Печорину.

Образ Бэлы в романе воспел чистоту, невинность и прелесть юной восточной красавицы, воплотившей традиции и характер своего народа. Автор описывает девушку как высокую, тоненькую, темноокую, с глазами как у горной серны, заглядывающими прямо в душу. В этих глазах отражались все перемены настроения её души: очи то сверкали, как два чёрных угля, от радости, то тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала. Она была легка и грациозна, а уж двигалась в танце гораздо лучше первых красавиц московских балов.

Юная горянка выросла в естественных условиях нетронутой природы. Она – нимфа гор, дочь гордого, горячего, самобытного народа, немаловажной чертой которого являлось чувство собственного достоинства. Как и положено, она необразованна, пуглива и дичится чуждых её обществу людей, разговаривающих на плохо понятном языке.

Печорин впервые видит Бэлу на свадьбе её старшей сестры, будучи приглашённым туда в качестве гостя. Черкешенка поражает его своей красотой, скромностью и кротостью. У скучающего молодого человека при виде горной нимфы появляется новая цель в его обыденной военной жизни, он непременно решает завладеть Бэлой любыми способами, и юная горянка становится практически разменной монетой в споре двух русских офицеров.

Нельзя сказать однозначно, любил ли Печорин Бэлу хоть немного на самом деле, или, устав от образованности светских барышень и заскучав от кокетства столичных аристократок, просто поставил цель добиться любви этой девушки в поиске чего – то нового, необычного, экзотического и неизведанного. Вполне возможно, что это была попытка прикоснуться к миру естества, чистоты и искренности чувств, всего того, что ему недоставало в собственной натуре.

История судьбы этой девушки полна трагизма. Собственный брат относится к ней, как к вещи, обменивая на возможность завладеть предметом своего вожделения – чистокровным скакуном, поплатившись за это жизнью их отца. Печорин, всячески добиваясь любви Бэлы, и получив желаемое, через время снова впадает в скуку и охладевает к ней, признаваясь самому себе, что любовь дикарки в итоге ненамного интереснее чувств знатной особы, и что простодушие и невежество одной так же быстро надоедают, как кокетство и образованность другой.

Вся трагедия в том, что выросшая в патриархальной кавказской семье и воспитанная в мусульманской вере, Бэла с малолетства впитала в себя не только безграничную преданность любимому человеку, но и верность своим традициям. Она так беззаветно и страстно смогла полюбить Печорина, что его ответные чувства к ней меркнут, кажутся пустыми и никчемными. Поэтому когда удар кинжалом отводит ей всего пару дней жизни, на предложение принять христианство перед смертью, дабы в будущем воссоединиться с Печориным в раю, девушка отвечает отказом, не желая изменить той вере, в которой воспитывалась, хотя продолжает горячо любить молодого человека.

Подытоживая свою повесть о юной черкешенке, рассказчик считает смерть Бэлы лучшим выходом для неё, ибо сознаёт, что рано или поздно Печорин оставил бы эту невинную душу, разбив сердце и полностью разочаровав мужчинах и жизненных ценностях.

«Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1.Образ Бэлы. 2.Образ Мери. 3.Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина.

М. Ю. Лермонтов — один из немногих великих поэтов и прозаиков, в своих произведениях очень точно и искусно связывающих вещи, которые порой кажутся несопоставимыми. Подтверждением тому является роман «Герой нашего времени», в котором описаны два на первый взгляд абсолютно противоположных характера — светской барышни Мери и «дикарки» Бэлы. Но Лермонтов проводит параллель между двумя этими образами и ненавязчиво доводит до читателя мысль о том, что эти две девушки, несмотря на различные условия воспитания и разницу в мировоззрении, весьма схожи между собой. Внимательный читатель без труда найдет определенное сходство в мыслях, чувствах и даже судьбах Мери и Бэлы.

Бэла —дитя гор, «дикарка», «восточная красавица»: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают к вам в душу». Бэле не известно, что такое флирт, кокетство, она далека от разного рода интриг, не искушена в искусстве обольщения. Она воспитана в духе «гор» — такая же гордая и неприступная. И эта гордость не позволяет ей сразу открыть свои чувства к Печорину. .Поэтому она первое время ведет себя с ним настороженно: «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пуглива, как дикая серна». Однако Печорину удается добиться ее расположения, и тут открывается вся сила ее любви. И этой любви она отдает себя всю, без остатка. В. Г. Белинский писал об образе Бэлы: «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе». И оценка Белинского вполне справедлива.

Но как только Печорин понимает, что Бэла его любит, девушка становится ему не интересна. Цель достигнута, и Печорину становится скучно. Финал этой любви для Бэлы трагичен — она погибает.

В отличие от Бэлы в воспитании Мери сказывается вся ее принадлежность к высшему свету. Это красивая девушка: у нее «бархатные глаза», «томный взгляд», «благородная походка». У Мери манеры светской барышни того периода: она кокетлива, не прочь пофлиртовать. Белинский писал об образе Мери: «Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой шинели». Она также не искушена в делах любовных, как и Бэла. Сама того не замечая, Мери позволяет втянуть себя в любовную интригу Печорина, которая для нее оборачивается безнадежным чувством, а Печорин приобретает еще одну марионетку. Она, как и Бэла, оказалась вначале заинтересована Печориным, затем влюбилась в него, а потом он ее бросил. И Мери, можно сказать, тоже «погибла».

Читайте также:  Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

Анализируя эти два образа, можно найти определенное сходство между двумя героинями. Несмотря на противоположность условий воспитания и образа жизни, обе молодые девушки оказываются бессильны перед чарами Печорина, полюбив его, они оказываются в полной зависимости от него. И обе они способны на глубокое, всепоглощающее чувство.

Роман «Герой нашего времени» представляет типичных представителей общества того времени. Мери — образ девушки высшего света, а Бэла — обычная девушка-горянка. Печорина же принято относить к «лишним людям», которые не несут ничего хорошего ни себе, ни тем, с кем они соприкасаются. На фоне этого героя обе девушки выглядят воплощением всего самого лучшего, что может быть в женщине.

Женские образы Мери и Бэлы есть отражение импульсов души Печорина. Григорий Александрович сам признается: «Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барышни; невежество и простосердечие одной надоедают, как и кокетство другой».

На фоне женских образов в романе автор показывает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет тайные мотивы поступков и побуждений Печорина. Не случайно в этом относительно небольшом по объему романе столько женских образов и любовных историй.

Печорин пытается постичь собственную природу. Он размышляет о том, насколько он верит в существование любви. Кажется, что он признает силу любви, но сам этой силе не подвластен. Разбивая надежды Мери, он как бы выносит ей приговор: «Я все это знаю наизусть — вот что скучно!» Печорин неискренен по отношению к ней, когда разыгрывает роль «романтического героя» — мечту любой девушки. Свою исповедь перед Мери он заканчивает, внимательно наблюдая за тем, что испытывает она в эту минуту: «В эту минуту я встретил ее глаза, в них бегали слезы, рука ее, опираясь на мою, дрожала, щеки пылали, ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило когти в ее неопытное сердце. ».

Образ Мери и образ Бэлы имеют очень важную функцию в романе — они служат для детализации психологического портрета главного героя — современника Лермонтова. Печорин, по существу, первый в русской литературе реалистически достоверный психологический портрет.

Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
1.Образ Бэлы. 2.Образ Мери. 3.Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина.
М. Ю. Лермонтов – один из немногих великих поэтов и прозаиков, в своих произведениях очень точно и искусно связывающих вещи, которые порой кажутся несопоставимыми. Подтверждением тому является роман “Герой нашего времени”, в котором описаны два на первый взгляд абсолютно противоположных характера – светской барышни Мери и “дикарки” Бэлы.

“Чтобы понимать человека надо уметь поставить себя в его положение надо почувствовать его горе” (По роману Лермонтова “Герой нашего времени”) Главным героем романа М. Ю. Лермонтова является молодой офицер Печорин. Многим он кажется холодным, жестоким в своих нравственных “преступлениях” палачом-эгоистом. Но так категоричны могут быть лишь люди, которые весьма поверхностно.

Патриотическая лирика Лермонтова Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него –.

Читая стихотворения М. Ю. Лермонтова Судьба Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой, Стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Вглядимся в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные, Бездонные.

Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Тучи”) Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть, И жребий чуждого изгнанника иметь На родине с названьем гражданина! М. Ю. Лермонтов Жизнь М. Ю. Лермонтова с детских.

Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М. Ю. Лермонтова Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития – главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника – недаром.

Сочинение анализ ранних поэм Лермонтова Ранние поэмы. К жанру поэмы Лермонтов обращается в самом начале своего творческого пути. Всего он написал около 30 поэм,- большинство из них в ранний период. Поэмы появляются у юного поэта.

Тема “Маленького” человека в творчестве Лермонтова Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема “маленького человека” постоянно присутствует в их творчестве. Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в.

Идейно-художественного смысл “Песни про царя Ивана Васильевича.” И пошли дары драгоценные Не полюбишься – не прогневайся”. Фольклорная основа “Песни.” выступает поэтому и как антитеза пушкинской оде, и как символическое выражение внутренней оправданности и глубины морального закона. Тем.

“Тебе, Кавказ. я снова посвящаю стих небрежный!” Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, Вы носили меня на своих одичалых хребтах; Облаками меня одевали; Вы к небу меня приучили, И я с той поры все.

Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа “Песня про купца Калашникова” написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания “Бородино”. Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с.

“Беги, красней, презренный человек, тебя, как и других, к земле прижал наш век” (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Дума”) М. Ю. Лермонтов является продолжателем традиций А. С. Пушкина. Но М. Ю. Лермонтов принадлежал уже к другому поколению. Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Пророк” Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно-художественную программу. Это “Кинжал” (1838.

Может ли Печорин быть способен на высокое чувство Исследователи справедливо связывают эти мысли Печорина с гегелевской философией. У Гегеля же находим и противопоставление юношеского индивидуализма и зрелого, “разумного” признания объективной действительности, самостоятельно следующей по своему пути. Печорин по.

“И скучно и грустно, и некому руку подать.” Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, “как пламень”, печаль – вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Многие современники поэта были людьми бесконечно.

Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится В центре поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – образ юноши-горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в.

Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина Многоликий Печорин. Роман “Герой нашего времени” создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил.

М. Ю. Лермонтов: стихотворение “Дума” В январском номере “Отечественных записок” за 1839 год впервые было опубликовано стихотворение Лермонтова “Дума”. “Черной страницей в истории России” назвал этот период И. А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос.

Психологическая насыщенность романа “Герой нашего времени” Лучшие люди 30-х годов вынуждены были замкнуться в своем внутреннем мире, подвергая скрупулезному анализу свои думы и ощущения. Отсюда и новый способ художественного изображения: Лермонтов показывает “историю души человеческой”, считая.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” (Восприятие, истолкование, оценка.) “Выхожу один я на дорогу.” Если б знал он, как во все века Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка. Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал.

“Печально я гляжу на наше поколенье!” (1) Одним из наиболее значительных произведений М. Ю. Лермонтова, посвященных гражданской тематике, является стихотворение “Дума”, в котором поэт размышляет о судьбах отдельных людей и всего народа. Эти размышления наполнены обжигающей страстью.

Сейчас вы читаете: Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Ссылка на основную публикацию
×
×