Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова: сочинение

Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно.
Такими горькими словами начинается одно из самых глубоких по содержанию стихотворений М. Ю. Лермонтова, которое сам поэт называл “Душа”. Я смотрю на дату написания – 1838 год. Поэту было всего двадцать четыре года, когда он с некоторым вызовом, но больше с душевной болью обрушился на свое поколение с обвинением в равнодушии и бездействии. Меня занимает вопрос: было ли у Лермонтова на это моральное право? Конечно, к поэзии нельзя подходить только с точки зрения

Мятежный дух в лирике Лермонтова Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик.

И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей В Кобы мы расстались с Максимом Максимычем. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. Сознайтесь. что Максим Максимыч человек достойный уважения?. Если вы сознаетесь в этом, то я впол>се.

Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком.

Любимое произведение (“Песня про царя Ивана Васильевича.”) Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных.

Почему Тамара жертвует собой в поэме “Демон” И мир в неведенье спокойном Я на челе, тебя достойном, Ни ненавидеть, ни любить. Слезой раскаянья сотру Следы небесного огня и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра.

Образ и характер Вернера Вернер занимает особое положение по отношению к Печорину. Печорин не противопоставляется Вернеру, а сопоставляется с ним, так как между ними много общего. Вернер – “скептик и материалист”, так же как.

Анализ реалистической поэмы Лермонтова “Демон” “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста.

Авторская мысль в стихотворении “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда привела смерть Поэта. Здесь реализовалась до конца внутренняя идея произведения.

Печорин и контрабандисты. (Анализ главы “Тамань” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) “Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?” М. Ю. Лермонтов В романе Лермонтова “Герой нашего времени” решается злободневный вопрос: почему люди, умные и энергичные, не находят применения.

В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова И ненавидим мы, И любим мы случайно. М. Ю. Лермонтов. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать.

Пейзаж в лирике М. Ю. Лермонтова Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов.

Патриотические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов, как известно, служил честно и храбро, как и подобает русскому офицеру. Он горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории.

История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу – нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем.

Как часто пестрою толпой окружен Стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен” в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в.

Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова Тема творчества – одна из центральных в лирике М. Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для.

Любовь Печорина к Вере Любовь Печорина к Вере – большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать.

Лермонтов – наш современник В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею.

Литературная судьба романа “Герой нашего времени” В романе “Герой нашего времени” автор, еще не вполне отделившийся от созданного им образа, совершает тот же путь, что и Печорин. Лермонтову удалось лишь отчасти воплотить в последующих художественных произведениях.

Основные мотивы лирики Лермонтова Лермонтов для меня – это прежде всего, еще с детских лет, “Белеет парус одинокий”. Может, потому что эти строки впервые прозвучали на морском берегу, словно звуковым фоном к маленькой белой.

Тамара – характеристика литературного героя ТАМАРА – героиня “восточной повести” М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, “Демон” в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения – способом непосредственного.

Сейчас вы читаете: Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова

Сочинение на тему: “Одиночество в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова”

Одним из самых волнующих вопросов в русской литературе является тема одиночества в лирике Лермонтова, сочинение по которой часто пишут школьники.

Но понимают ли они истинные мотивы грусти и тоски поэта, ведь даже самые известные критики и сам автор всегда искали и не находили ответ на этот вопрос.

Рассмотрим кратко данную тему на основе стихотворений автора.

Истоки мотива одиночества в поэзии Лермонтова

На протяжении всей жизни Михаила Лермонтова преследовали грусть и одиночество. Белинский называл его «поэтом совсем другой эпохи».

Возможно, это и являлось причиной грусти и тоски, он не чувствовал себя нужным этому времени и людям, живущим в нем. Всегда был «один среди людского шума».

Мотив одиночества в поэзии Михаила Юрьевича выражается в превосходстве его лирического героя на остальными. Он отличается от серой массы, автор намеренно делает его отличительным и возносит над остальными.

Герой полон гордого скептицизма и недоверия, в каждом видит «глупого лжеца», оттого не хочет «с шумной быть толпою».

Истоки одиночества кроются во взаимоотношениях поэта и толпы. Поэт разочаровался в обществе, поэтому абсолютно одинок среди толпы.

Сочинение «Одиночество в лирике Лермонтова»

После прочтения стихотворений Михаила Юрьевича, становится тяжело представить его радостным или улыбающимся. Кажется, будто чувство безысходности и одиночества постоянно преследовало его.

Анализ любого произведения Лермонтова рисует портрет угрюмого и уставшего от окружающих людей человека. Кажется, что он постоянно ведет невидимую борьбу в своей душе.

Самым известным стихотворением Михаила Юрьевича является «Узник», которое было написано в неволе, когда автора арестовали за написание другого стиха «Смерть поэта». В «Узнике» поэт делится с читателем: «одинок я – нет отрады; стены голые кругом». Окружающая обстановка уныния и безысходности давили на тонкую и ранимую душу поэта.

Дальше пишет: «тускло светит луч лампады умирающим огнем…». Даже свет в камере умирающий, автор не видит ничего, что могло бы заставить почувствовать себя немного счастливым.

Однако и в обычной жизни, среди знакомых людей и родных мест, Лермонтов чувствовал себя одиноким. Возможно именно красота, тишина и покой родины производили на Михаила Юрьевича неизгладимое впечатление и наводили тоску и печаль.

Например, в произведении «Пустыня внемлет Богу…» автор сначала восторгается красотой вокруг: «в небесах торжественно и чудно», а затем с тоской размышляет: «что же мне так больно и так трудно?». Затем приходит к трагическому выводу: «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и уснуть!».

Анализируя стихотворение «Стансы», становится ясно, что Михаила Юрьевича чувствовал себя непонятым для окружающего общества, которое и сам не хотел понимать и принимать: «я к одиночеству привык, я б не умел ужиться с другом».

Его вполне устраивает одиночество, он как «оторванный листок» из своего стихотворения «Листок». Иногда поэту хочется иметь рядом с собой близкого человека, но в то же время, он твердит себе, что вполне доволен одинокой жизнью.

Тема одиночества проходит и через всю любовную лирику поэта. Лермонтов придерживался скептических взглядов в любовных делах и не имел счастливых отношений. Он много раз разочаровывался в женщинах: «Любить? – три раза я любил, любил три раза безнадежно».

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова: сочинение

Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова пронизана темой тоски, одиночества и грусти. Он задает себе вопросы, которые мучают его, но не находит ответов. Возможно, причиной такого поведения было то, что он не мог разобраться в своих чувствах и желаниях.

В русской литературе много поэтов, «поющих» об одиночестве маленького человека в огромном мире, и Михаил Лермонтов является самым ярким его представителем.

“И некому руку подать. “(Мотив одиночества в лермонтовской лирике.) (Школьные сочинения)

“Поэт совсем другой эпохи” — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. И в правду на протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало одиночество. Он был несчастлив с детства: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, – все это оставило след в душе писателя. Так же он был поэтом-романтиком, а им свойственен мотив одиночества. Что и отразилось на творчестве писателя.

Если посмотреть с другой стороны, то в лермонтовскую эпоху людям свойственно было быть одинокими, беспечными, замкнутыми в себе. Они не позволяли никому словно «существовать рядом». Им было комфортно в одиночестве, наедине с собой. Что собственно и передавалось нам в лирике М.Ю.Лермонтова.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он перенес всю боль своего народа через себя, постиг давление общества в окружающем мире. Поэт ощущал себя одиноким, весь мир ему казался скучным, что проявлялось даже в его ранних стихотворениях:

«О! Если б дни мои текли

На лоне сладостном покоя и забвенья,

Свободно от сует земли

И далеко от светского волненья…».

Лермонтов в своих стихотворениях всегда пытался, как-то «отделить» лирического героя от светского общества. Этот герой словно не понимал никого, не находил нужного собеседника, ему были скучны сплетни, вся эта «мишура» света, балы, обеды, – все это было красиво, но не для него.

В любви также не везет лирическому герою Лермонтова. Измены, предательства, ложь – все это свойственно видеть в его романах. Во всех его произведениях за этой гранью любви кроется мотив одиночества.

«Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!»

Грустью и сожалением пропитано его стихотворение «И скучно и грустно», в котором поэт будто «отказывается» от жизни, дает понять, что не для чего больше жить. Ему надоел этот мир, он задается вопросами «А зачем вообще? Для чего?».

«Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустая и глупая шутка. »

Если присмотреться к строкам стихотворения получше, можно даже заметить нотки суицидальности. И в самом деле, а если жизнь настолько скучна, как ее описывает сам М.Ю.Лермонтов, разве стоит ли она того, чтобы жить? А может и сам писатель лишь боялся «сгущать краски» повседневной и надоевшей жизни? В любом случае, Лермонтов оказывается сильнее этого, и этот порыв, в действительности мог быть лишь сиюминутным.

Одиночество не покидало поэта на протяжении всей жизни, но ведь как говорил Эрленд Лу: «Человек рождается один и умирает один. Это надо просто понять, чем раньше, тем лучше. Вся конструкция зиждется(строится) на одинокости. Она, так сказать, несущая опора…»

В последних стихотворениях М.Ю.Лермонтов уже не обращается к прежней теме одиночества. Ему хочется уединения, спокойствия. Здесь уже можно рассмотреть его лирического героя со стороны романтизма, он восхищается красотой ночного неба:

«В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом.» .

Желания поэта уже совершенно иные… Он словно «сдвинулся» от изначальной точки начала и уже хочет какого-то покоя, отдыха, чтобы восстановить свои силы. Лермонтов как бы надеялся, что ему это пойдет на пользу, даст стимул к новым вершинам.

Это его вскоре и настигло… Трагическая гибель поэта оборвала его жизнь в самом рассвете творческих сил. Может он и вправду обрел долгожданный покой и тишину. Может не чувствует себя одиноким? Тем не менее, для нас он был и остается великим и гениальным писателем.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8300

Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

“Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.
В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

Читайте также:  Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.

В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.
В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.
Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Сочинения » Сочинение на тему Краткое содержание » Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова

–>Просмотров : 306 | –>Добавил : Сахават (09.03.2019) (Изменено: 09.03.2019)

Обсуждение вопроса:

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический ге­рои чувствует себя ненужным, брошенным, потерян­ным. Тема одиночества — одна из основных в лирике поэта.

В «Парусе», одном из самых известных стихотворе­ний Лермонтова, одиночество — душевное состояние, в котором лирический герой пребывает постоянно, — является основным мотивом.

Поэт рисует читателям романтический пейзаж: пе­ред нами парус, качающийся на волнах.

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом.

Но это не просто картина природы: творческий мир Лермонтова намного богаче. Читая строки, мы чувству­ем настроение лирического героя. Он одинок, несчастен и потерян, сам не знает, к чему он стремится.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

Мир, окружающий лирического героя, враждебен, агрессивен, хотя будущее для поэта не так безрадост­но, как может показаться на первый взгляд.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Лирический герой растерян. Эта неопределённости для него хуже любой опасности, любой преграды.

Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Созданию грустного настроения способствуют слова «одинокий», «туман», «свищет», «мятежный», «буря», несущие мрачную эмоциональную окраску. Трагедия лирического героя в том, что он не понимает, в чём его счастье и что ему нужно для внутреннего спокойствия.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Так и сам поэт, словно его лирический герой, нигде не мог обрести душевного покоя. Он прожил короткую драматичную жизнь, чувствуя себя непонятым окружающими людьми и одиноким.

Подобным же настроением окрашено стихотворе­ние «Утёс», в котором также используется приём оли­цетворения. Старый утёс, покинутый золотой тучкой, остался совершенно один. В произведении они проти­вопоставлены друг другу. «Утёс-великан» — старый, могучий, сильный, незыблемый, а тучка — легкомысленная, игривая, беззаботная. Они — представители разных природных стихий.

Лирический герой страдает, тяжело переживает разлуку, ему невыносимо одиночество.

Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Одно из самых известных стихотворений Лермонтова «На севере диком…». На первый взгляд перед нами произведение, рисующее картину природы: со­сна, покрытая снегом, обдуваемая всеми ветрами, стоит на вершине горы. Но это только первое впечат­ление. Одинокая сосна олицетворяет лирического ге­роя, покинутого, брошенного, оставленного всеми. Фразы и слова «на севере диком», «одиноко», «на голой вершине» создают мрачное настроение. Мы слов­но чувствуем, как сосне холодно, неуютно, грустно на этой высоте. Лирический герой тяготится своим одиночеством, мечтает избавиться от него. Сосне снится, что где-то далеко есть такая же одинокая душа

…В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.

Одиночество — один из основных мотивов в лирике Лермонтова. Чувство потерянности, непонимания окружающим миром придают его стихам не только необыкновенную поэтичность, романтический оттенок, но и глубокую, бесконечную печаль.

Темой одиночества, изгнанничества пронизано практически всё творчество Лермонтова. Отчасти это связано с его биографией, отчасти – с мировосприятием. Лермонтов был одиноким человеком. Мать умерла, а с отцом он был разлучён. Воспитывала его одна лишь бабушка. Друзей у Лермонтова было немного, в любви счастья он тоже не нашёл, и, может быть, именно поэтому всего себя, всю свою душу он вложил в творчество, особенно в поэзию.

Тема одиночества и изгнанничества является ведущей в творчестве Лермонтова.

Именно к ней относится стихотворение “Тучи”. Как композиционно, так и по смыслу делится на три части: в первой он обращается к тучкам, при этом сопоставляя себя с ними:

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Второе четверостишие полностью состоит из риторических вопросов, в которых он обращается к тучам через призму собственного восприятия:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Кажется, будто он обращается к тучкам, но на самом деле эти вопросы касаются судьбы самого Лермонтова.

В третьей части содержатся ответы на вопросы, которые лирический герой задаёт во второй части. Читая последнее четверостишие, мы убеждаемся, что Лермонтов в своём стихотворении обращается не к тучкам, а к самому себе, а тучки являются лишь предметом для сопоставления.

Явное сходство с “Тучами” имеет стихотворение “Листок”. Оно тоже начинается с описания природы и в нём так же, как и в “Тучах”, образ природы является отражением судьбы и мировоззрения человека: лирический герой этого стихотворения сравнивает себя с дубовым листком, который “оторвался от ветки родимой” и нигде не может найти себе приют.

Стоит также заметить, что оба эти стихотворения относятся к последним годам жизни Лермонтова: “Тучи” были написаны в 1840 году, “Листок” – в 1841. Это свидетельствует о том, что Лермонтов к последним годам жизни смог осознать своё место в этом мире и всё острее начинал ощущать одиночество.

Подводя итог, мы можем сказать, что тема одиночества была ведущей в лирике М.Ю. Лермонтова. Он развивал её в своём творчестве постепенно и под конец она достигла такой вершины, что до сих пор волнует сердца людей.

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством

Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:

«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».
(«Мцыри», 1839)

Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).

«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».
(«Отрывок», 1830)

В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).
Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет. В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» (Как в ночь звезды падучей пламень, 1832). Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача. Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством. Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души.
Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:

«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
(«Узник» 1837).

Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

Романтическое избранничество поэта

У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.

Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.

Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.

В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

Смерть как следствие разочарования в жизни

Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).
В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).
А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:

«И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».

Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.

Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:

«На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! («Демон»).
В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».
(«Демон»).

Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.

Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
(«Я не для ангелов и рая…»)

«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:

«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
(«Демон»).

Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

Ссылка на основную публикацию
×
×

Всего ответов: 2