Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова: сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает не последнее место. Надо заметить, что с юных лет кумиром Лермонтова был Пушкин. В своих произведениях Михаил Юрьевич словно разговаривал с Пушкиным, и даже спорил с ним. Перекличка некоторых пушкинских произведений с лермонтовскими воспринималась некоторыми критиками как подражательство. Но это не было подражательством. Это был односторонний диалог одного поэта с другим. Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным. Но хотел прийти к нему не с пустыми руками, а показать произведение, достойное пера самого Пушкина. Лермонтов был самокритичен к себе, и знакомство так и не состоялось.
Существует далеко не безосновательное мнение, что стихотворение «О, полно извинять разврат!» адресовано Пушкину.

Это стихотворение написано в шестнадцатилетнем возрасте, когда Лермонтов был подвержен юношескому максимализму. Он говорит Пушкину, что услышал и понял его.
В своем стихотворении «Пророк», Пушкин предопределяет роль поэта в обществе. Лермонтов, продолжая эту тему, показывает, что ждет поэта-пророка в современном ему обществе. Михаил Юрьевич говорит, что человек, который несет людям правду и проповедует идеалы любви и добра, обречен на одиночество. Темой одиночества пронизана вся лирика Лермонтова, о чем бы он ни писал.
В стихотворении «Поэт», написанном в 1838 году Лермонтов сравнивает поэзию с кинжалом. Кинжал блистает, он острый пока он в деле. И его ценят, пока он в деле. Но вот его повесили на стену, и он превратился в сувенир, в игрушку, бесславную и безвредную. Это произведение перекликается с пушкинским произведением, в котором Пушкин говорит о том, что поэту вредит состояние покоя. Когда «молчит его святая лира», поэт «быть может, всех ничтожней».
Лермонтов пишет:

В этих строках Лермонтова звучит упрек в адрес современной ему поэзии. Он мечтает возродить те времена, когда

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пророка, начатую Пушкиным, и продолженную им в стихотворении, о котором мы говорили выше. В последних строфах он объединяет сравнение поэта с кинжалом и с пророком, сравнивая остроту слова с остротой оружия:

Стихотворение «Не верь себе», написанное в 1839 – это итог собственного поэтического творчества. Лермонтов чувствует себя непонятым толпой. Это произведение звучит как напутствие молодым поэтам, как предупреждение быть готовым к тому, что общество окажется равнодушным к чувствам поэта, глухим к его призывам. Не исключено, что к таким выводам Лермонтов пришел после гибели Пушкина, и глядя на отношение общества к собственным стихам. Ложку дегтя ему добавляли критики, в числе которых были далеко не доброжелательные.
Есть ли место в лирике Лермонтова его гражданской позиции? Есть. Она выражена в стихотворении «На смерть поэта». Лермонтов был глубоко возмущен гибелью Пушкина, перед которым преклонялся и которого боготворил.
Лермонтов не был ни бунтарем, ни революционером. И, наверное, никогда бы не стал им. Он не выступает против царизма, как общественного строя, не осуждает крепостничества. Император Николай I напрасно боялся Лермонтова. У страха глаза велики. В стихотворении «На смерть поэта» он осуждает светское общество, и вызов бросает той дворянской элите, которая принимала участие в травле Пушкина. Михаил Юрьевич верит, что те люди, кто повинен в гибели великого поэта, когда-нибудь ответят перед Божьим судом.
Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» написано Лермонтовым в марте 1840 года, и в этом же году было опубликовано. Это произведение звучит как подведение итога литературного творчества поэта. Лермонтов, выступая в роли писателя, чувствует себя опустошенным. Писать уже не о чем:

Устами читателя Лермонтов бросает упрек литературным критикам, журналистам. Публицистика, как таковая, еще не оформилась, и все журналисты кормились тем, что критиковали литераторов, писателей. Не все писатели могли выдержать нападки журналистов. Лермонтов страдал повышенной мнительностью, был самокритичен к себе. Он не сразу решился печататься. Первые его произведения печатали его друзья, как говорится, за его спиной.
Лермонтов устами писателя признается, что он хорошо знает свет, его тайны, пороки, И даже если он пишет об этом, потому что строки сами рвутся на бумагу, то этим он топит свой камин.

В этом стихотворении Лермонтов с горечью говорит об упадке русской литературы: нет умных тонких поэтов и писателей, которых бы хотелось просмотреть, нет в достаточной степени образованных критиков. Да и читатель стал невзыскательным.

Лермонтов часто сравнивает литературное творчество с пророчеством. Он осознает, что писатель, литератор не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Литератор должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, писатель должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова: сочинение

1. Роль литературы в жизни русского общества.

2. Место темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: “О, полно извинять разврат”, “Смерть поэта”, “Поэт”, “Не верь себе”, “Журналист, читатель и писатель”, “Пророк”.

3. Место поэта в теме поэта и поэзии.

4. Анализ стихотворения “Поэт”, позволяющий раскрыть взгляды Лермонтова на задачи поэзии и ее значение.

5. Образ поэта в лирике Лермонтова, конфликт между поэтом и обществом.

6. Значение стихотворений Лермонтова в теме поэта и поэзии.

В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “. нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него – орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.

Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Белинский писал, что в литературе сосредоточена вся умственная жизнь общества, его нравственные и духовные интересы, и считал, что литература является средством воздействия на понятия и нравы общества. Лермонтов также понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей, и в литературной деятельности видел возможность протестовать против ненавистного ему уклада жизни.

Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “О, полно извинять разврат”, посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ни перед кем не склоняющий “гордого чела”, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов. Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается поэтом в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”. В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными безопасными темами. Такими писателями литература превращалась в развлечение.

Среди различных впечатлений,

На мелочь душу разменяв,

Он гибнет жертвой общих мнений.

Такое положение тревожило Лермонтова, и он задавался вопросом:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой

И страсти голос благородный?

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть поэта”. Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей свободы* и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:

Читайте также:  Сюжет романа «Герой нашего времени»: сочинение

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Это обличительное гневное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

История русской поэзии, пожалуй, еще не знала стихов подобной силы, с таким обнаженным политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Эпитетами “праведная кровь”, “вольное сердце”, “гордая голова”, “свободный, смелый дар”, “завистливый, душный свет”, “черная кровь”, “жадная толпа”, “ничтожные клеветники” Лермонтов выражает свое отношение к свету и Пушкину, активно направляя и чувства писателя, раскрывает трагедию одиночества поэта, живущего в таком обществе. Написав это стихотворение, Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. Судьба Пушкина стала его судьбой.

В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в стихотворении “Пророк” показал поэта до того, как он приступил к высокому служению. Лермонтов в своем одноименном стихотворении изображает судьбу поэта, осмеянного людьми за свою проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. В стихотворении пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился просмотреть “в очах людей” “страницы злобы и порока”.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья, –

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

То есть его проповедь и правда вызвала в людях озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение.

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.

Молодой Лермонтов-романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые не доступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор рассказал историю кинжала, а в последующих пяти – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его господин, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее безвредное украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В прошлом судьба поэта была высокой и почетной. Поэт служил людям:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.

Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создает величественный образ поэта. Истинный поэт всегда связан с людьми, его поэзия всегда необходима. Используя глаголы-сказуемые (воспламенял, носился, звучал и др.), Лермонтов подчеркнул высокую роль поэзии. Однако истинные поэты не признаны в “ветхом мире”, их “простой и гордый язык” не нужен там, где тешатся “блестками и обманами”. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презрения.

Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении выражена тревога поэта за судьбу родной литературы и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как божий дух носился над толпой”, вероятно, Лермонтов думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.

Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

Теги: Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова Сочинение Литература

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова

Стихотворения, датированные 1837-1841 годами, в которых поднимается тема поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»), можно смело назвать гражданской лирикой поэта.

Стихотворение «Смерть поэта» во многом определило судьбу Лермонтова. После того как это произведение вызвало большой общественный резонанс, он был арестован и сослан на Кавказ на 9 месяцев.

В «Смерти поэта» присутствует мотив судьбы:

Убит. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Автор беспощадно обличает пороки современного ему поколения, высказывает смелые суждения, поднимает проблему нравственного и интеллектуального кризиса общества и т. д. Лермонтов понимал, что в гибели Пушкина виновно общество, которое оттолкнуло его, не смогло разглядеть в нем величайшего гения своей эпохи:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

Лермонтов говорит, что Пушкин в последние месяцы жизни был одинок, судьба его оказалась трагической. В произведениях Лермонтова судьба поэта практически всегда оказывается трагической. В стихотворении «Пророк» (1841), которое является своеобразным продолжением пушкинского «Пророка» (1826), он продолжает эту тему.

Если в стихотворении Пушкина описывается лишь процесс становления поэта пророком, то у Лермонтова читатель может найти одну из версий дальнейшего развития событий: избранный Богом, но непризнанный и непонятый в мире людей, пророк так и остается неуслышанным:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин «Пророк»

С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

М. Ю. Лермонтов «Пророк»

В 30-е годы XIX века романтизм был ведущим направлением, и излюбленной темой поэтов-романтиков было противопоставление поэта и толпы. Но даже в этой теме оставались противоречия. Поэты-декабристы представляли поэта как героя, за которым должны были пойти люди.

В своем стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов показывает два образа поэта: 1) поэт, каким он должен быть и каким он был когда-то и 2) то, что поэт представляет собой в действительности. Начинается стихотворение с шести строф, посвященных кинжалу («Клинок надежный, без порока»), то есть автор метко сравнивает остроту поэтических слов с остротой кинжала. В конце стихотворения Лермонтов вводит голос толпы, и получается, что в стихотворении два поэта и две толпы, и поэт уже не носитель божественной личности, а вполне заурядная личность, ничем не отличающаяся от остальных членов общества. Таким образом Лермонтов устраняет романтические противоречия, но придает слову «толпа» другой смысл, и получается, что поэт сам сын народа и дитя поколения. Единственный вопрос, который Лермонтов задает поэту, — способен ли он воспрянуть ото сна и начать «глаголом жечь сердца людей» (А. С. Пушкин):

Читайте также:  Сочинение по стихотворению Лермонтова «Смерть Поэта»: сочинение

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Еще одно важное для понимания темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова стихотворение — «Не верь себе» (1839).Лермонтов, обращаясь к поэту, впервые говорит о том, что толпа, которую все заранее готовы презирать, оказывается, состоит из людей, которые живут, работают, и вполне возможно, тяжело и усердно, но не демонстрируют свои страдания, а достойно несут каждый свой крест:

Взгляни: перед тобой играючи идет Толпа дорогою привычной,

На лицах праздничных чуть виден след забот,

Слезы не встретишь неприличной.

А между тем из них едва ли есть один,

Тяжелой пыткой не измятый,

До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты.

По сравнению с этим поэт может предъявить толпе нечто довольно сомнительное. Какое общество — таков и поэт, он не способен принести высшей истины; если у толпы своя трагедия, то у поэта — своя, то есть поэт уже не «сын богов», а именно сын своего времени, и если времена — вялые и безыдейные, то и переживания поэта никто не будет воспринимать всерьез:

Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,

Сочинение «Тема поэта и поэзии»

Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века — Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в поэзии Лермонтова можно наблюдать становление талантливого поэта-гуманиста. В ранний период для Михаила Юрьевича поэт — это художник, который стремится излить на бумаге те чувства, что правят его душой. Новый день несет свежие переживания, прежние мысли остаются в стихах, а творец поглощен уже новой идеей. Об этом пишет автор в своем раннем стихотворении “Поэт”.
По мере развития взглядов поэта на мир (после поражения восстания декабристов, наступления реакции) литературный герой из страстного, одержимого преобразователя мира превращается в не способного ни к чему человека. Он полон сил, подобно Печорину, но не знает, к чему их приложить. Поэзия, по мнению автора, уподобляется кинжалу: ранее он был серьезным орудием, ныне — лишь ценное украшение. В этот исторический период поэт не видит возможности для себя быть вдохновителем преобразований, властителем душ:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенъе?

Стихи Лермонтова наполняются болью, страданием, чувством непреодолимого одиночества. Автор и его герой мечутся, не зная, к чему теперь их жизнь, поэзия, творчество:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.

Лермонтов в своих стремлениях изменить мир одинок, поэтому в его стихотворениях с еще большей силой звучит тема потерянности, скуки, духовного одиночества. В глазах современников, окружающих его, поэт предстает эгоистом, обращенным лишь к своим переживаниям и разочарованиям. Сам же автор ощущает себя подвижником, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества:

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.

Ни у одного поэта еще не были так красивы хандра, скука, одиночество, неверие в любовь. Способность к передаче мелодичности, музыкальности речи, даже в печали, показала величайший талант Лермонтова, его тонкое чувство ритма. Образы золотой тучки, одинокого паруса сливаются с образом автора, плывущего в полном одиночестве по волнам бурной жизни. Он превращается в созерцателя событий, не пытающегося их изменить, а лишь желающего передать атмосферу современности для потомков, для нас. Эта отстраненность, дистанцированность от событий — результат не желания уйти от действительности, а отразить ее как можно правдивее, без прикрас. Поэт показывает фальшь любви, дружбы, упрекает своих соотечественников в легкомыслии:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Мы видим, что, обращаясь к будущему, Лермонтов уподобляется пророку. Судьба таких людей печальна — одиночество, непризнанность современниками, отчужденность, но I именно такие личности движут нас на подвиги, смягчают злобу, несут радость потомкам. Об этом говорит сам поэт в одном I из последних своих стихотворений “Пророк”:

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды, чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Лермонтов доказал свое призвание пророка. Его произведения волнуют души читателей конца XX века.
Расцвет творчества поэта пришелся на период после смерти Пушкина. Но Михаил Юрьевич не был оттеснен “солнцем русской поэзии”, а, наоборот, стал достойной сменой ему, развивая и углубляя в своем творчестве уже несколько иные мотивы. Его стихи обрели бессмертие, а их автор — всемирное признание и любовь многих поколений читателей. Одинокий при жизни, Лермонтов и после смерти остается загадкой для нас.

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова

просмотреть сочинение

Нежданный сын последних сил природы —
Возник Поэт,— идет он и поет.
Е. Баратынский

С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть Поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Лермонтов говорил о Пушкине как бы от лица всего поколения, исполненного скорби по национальному гению и негодования, направленного против его врагов. Стихотворение мгновенно распространилось в списках и принесло Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Заключительные строки стихотворения были восприняты в высшем обществе как вызов:

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Белинский, сравнивая поэта с Пушкиным, предлагал не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — поэт уже совсем другой эпохи. Эта эпоха полна трагического, и именно это сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.
Великий русский поэт С. Есенин говорил, что только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его последователем.
Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: “Какая польза нам от ней?”
Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение “Смерть Поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Поэт — гордое, независимое создание, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось небесное и земное, высокое и низкое.
Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтов ва и образ карающего кинжала. В стихотворении “Поэт” Лермонтов строит лирическую композицию на сравнений своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни, назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшавшего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли: стих звучал как колокол на башне “во дни торжеств и бед народных”. Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь “блесткам и обманам”. Заключительная строфа — это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценности:

Читайте также:  Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе Бэла или Максим Максимыч? (по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых нож он не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.

Презрение к пророческому дару нуждается в отмщении со стороны пророка, месть направлена и против века, и против скепсиса и сомнений самого поэта.
Стихотворение “Пророк” продолжает традиции Пушкина. Пушкин в своем стихотворении намечал путь, которым должен идти тот, кто получил божественный дар. Лермонтов показывает нам отдаленные последствия этого пути. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Стихотворение порождает конфликт с окружающим миром:

Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой. ” поэт размышляет над своим местом среди людей и предсказывает сво? творческий и жизненный путь:

Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны?
Кто Толпе мои расскажет думы?
Я—или Бог — или никто!

Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения:

Никто моим словам не внемлет. я один.
День гаснет. красными рисуясь полосами,
На запад уклонились тучи, и камин
Трещит передо мной. Я полон весь мечтами.
И тщетно я ищу смущенными очами
Меж: них хоть день один, отмеченный судьбой!

Поэзия Лермонтова отразила в себе все отзвуки той эпохи. Его стихи по праву занимают ведущее место в русской поэзии. Они всегда будут жить в наших сердцах, так как сила его таланта обессмертила его имя.

19678 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Сочинение: Лермонтов м. ю. – Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века – Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в поэзии Лермонтова можно наблюдать становление талантливого поэта-гуманиста. В ранний период для Михаила Юрьевича поэт – это художник, который стремится излить на бумаге те чувства, что правят его душой. Новый день несет свежие переживания, прежние мысли остаются в стихах, а творец поглощен уже новой идеей. Об этом пишет автор в своем раннем стихотворении “Поэт”.
По мере развития взглядов поэта на мир (после поражения восстания декабристов, наступления реакции) литературный герой из страстного, одержимого преобразователя мира превращается в не способного ни к чему человека. Он полон сил, подобно Печорину, но не знает, к чему их приложить. Поэзия, по мнению автора, уподобляется кинжалу: ранее он был серьезным орудием, ныне – лишь ценное украшение. В этот исторический период поэт не видит возможности для себя быть вдохновителем преобразований, властителем душ:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенъе?

Стихи Лермонтова наполняются болью, страданием, чувством непреодолимого одиночества. Автор и его герой мечутся, не зная, к чему теперь их жизнь, поэзия, творчество:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.

Лермонтов в своих стремлениях изменить мир одинок, поэтому в его стихотворениях с еще большей силой звучит тема потерянности, скуки, духовного одиночества. В глазах современников, окружающих его, поэт предстает эгоистом, обращенным лишь к своим переживаниям и разочарованиям. Сам же автор ощущает себя подвижником, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества:

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.

Ни у одного поэта еще не были так красивы хандра, скука, одиночество, неверие в любовь. Способность к передаче мелодичности, музыкальности речи, даже в печали, показала величайший талант Лермонтова, его тонкое чувство ритма. Образы золотой тучки, одинокого паруса сливаются с образом автора, плывущего в полном одиночестве по волнам бурной жизни. Он превращается в созерцателя событий, не пытающегося их изменить, а лишь желающего передать атмосферу современности для потомков, для нас. Эта отстраненность, дистанцированность от событий – результат не желания уйти от действительности, а отразить ее как можно правдивее, без прикрас. Поэт показывает фальшь любви, дружбы, упрекает своих соотечественников в легкомыслии:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Мы видим, что, обращаясь к будущему, Лермонтов уподобляется пророку. Судьба таких людей печальна – одиночество, непризнанность современниками, отчужденность, но I именно такие личности движут нас на подвиги, смягчают злобу, несут радость потомкам. Об этом говорит сам поэт в одном I из последних своих стихотворений “Пророк”:

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды, чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Лермонтов доказал свое призвание пророка. Его произведения волнуют души читателей конца XX века.
Расцвет творчества поэта пришелся на период после смерти Пушкина. Но Михаил Юрьевич не был оттеснен “солнцем русской поэзии”, а, наоборот, стал достойной сменой ему, развивая и углубляя в своем творчестве уже несколько иные мотивы. Его стихи обрели бессмертие, а их автор – всемирное признание и любовь многих поколений читателей. Одинокий при жизни, Лермонтов и после смерти остается загадкой для нас.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

×

×

Название: Лермонтов м. ю. – Тема поэта и поэзии
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 22:40:13 12 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 3 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно просмотреть
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.