Гомункулус: сочинение

ГОМУНКУЛУС

Скачать характеристику

ГОМУНКУЛУС (нем. Homunkulus от лат. человечек) — центральный персонаж второй части трагедии И.В.Гете «Фауст» (1797-1831). Изобретение Г., человекоподобного существа, выращенного в колбе путем химических реакций,— коронная идея средневековой алхимии, владевшая умами на протяжении нескольких веков. Дань этой идее заплатили едва ли не все представители «магического естествознания», в их числе — Парацельс, с трудами которого Гете был хорошо знаком.

В трагедии создателем Г. оказывается ученик Фауста, Вагнер, освоивший науку «кристаллизовать, что жизнь творила органично». Однако рождение этого существа происходит не без участия Мефистофеля. Поэтому Г. называет Вагнера папашей, а Мефистофиля — кумом, дядей, брательником. («Ах, кум-хитрец! Ты в нужную минуту // Сюда явился к моему дебюту».) Сотворенный вследствие союза человеческого ума и дьявольского промысла, Г. получился «неполным», «недово-площенным» человечком. Он наделен сметливостью, любознательностью, на редкость проницателен (мгновенно разгадывает внутренние переживания Фауста). У него хороший вкус и приличные манеры. С момента своего рождения Г. преисполнен жажды деятельности: «… я должен делать что-то, // И руки чешутся начать работу». (В «разговорах» с Эк-керманом Гете отмечал, что Г. «своей тягой к красоте и плодотворной деятельности» превосходит Мефистофеля.) Однако Г., по словам писателя, «не до конца очеловеченное» существо. Это чистый дух, лишенный постоянной плоти, как бы переходное состояние между материей и сознанием. Оттого Г. вынужден оставаться внутри колбы и в таком не слишком удобном положении участвовать во всех путешествиях и приключениях, которые с ним происходят. Так завязывается основная коллизия образа, приводящая к печальной развязке. Заветное желание Г.— стать человеком вполне: «Мне в полном смысле хочется родиться, // Разбив свою стеклянную темницу». С этой целью он покидает лабораторию Вагнера; в компании с Фаустом и Мефистофелем отправляется на поиски Елены Прекрасной. Повстречав на Фарсальских полях древних философов Анаксагора и Фалеса, рассуждающих о том, что жизнь проистекла из воды, Г. тут же выпытывает у них, как бы и ему «проистечь». Такой же вопрос он задает Протею и получает совет: «Глотай других, слабейших, и жирей». Поверив, что в водной среде легче всего «доделаться» до человека, Г. погружается в морскую пучину, и там им овладевает любовное влечение к дочери морского царя Галатее. В порыве страсти он бросается к ногам Галатеи и разбивает колбу о ступени ее трона. Лишившись стеклянной защиты, Г. растворяется в ничто. Так погибает этот человечек, явившийся «на полпути и лишь наполовину во плоти».

Образ Г. породил множество толкований. В нем усматривали олицетворение «идеи творящей человечности», видели аллегорию «абстрактной» философии Шеллинга и Фихте, чуждой натурфилософии Гете. В системе образов второй части трагедии Г. обычно рассматривается как «антитеза» Фаусту. Г. мечтает о конечности и предельности рода людского. Фауст же, напротив, устремлен в бесконечность, ему тесно в границах земного пространства и времени, как Г. в его склянке. Судьба Г. служит для Фауста предостережением. Она говорит о том, что обретение «абсолютного» возможно лишь с утратой «относительного», чем является человеческая жизнь.

Г. принадлежит к тем фантастическим образам, которые столь же трудно поддаются изображению и тем более сценическому воплощению, как, скажем, разгуливающий по Невскому проспекту Нос майора Ковалева или кот Бегемот из романа «Мастер и Маргарита». Сам Гете высказывал пожелание, что роль Г. должен исполнять чревовещатель.

Образ Г. оставил заметный след в литературе и искусстве. Один из самых обаятельных персонажей Гете спустя столетие перевоплотился в монстров, созданных доктором Моро, героем Г.Уэллса; позднее — в булгаковского Шарикова, а также в Терминаторов и других подобных героев киноиндустрии Голливуда. Однако к Г. восходит и такой вполне симпатичный персонаж, как Пиноккио/ Буратина. В литературе XX века тема Г. одновременно была исследована в «обратной перспективе» превращения человека в механическое существо, сохранившее едва уловимое человекоподобие (судьба персонажей романов-дистопий, начиная с Д-503 — героя Е.Замятина).

/ Характеристики героев / Гете И. / Фауст / ГОМУНКУЛУС

Смотрите также по произведению “Фауст”:

Гомункулус: сочинение

Гете и его «Фауст»

Имя крупнейшего немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749–1832) принадлежит к лучшим именам, которыми гордится человечество.

Великий национальный поэт, пламенный патриот, воспитатель своего народа в духе гуманизма и безграничной веры в лучшее будущее на нашей земле — так расценивают Гете все немцы, искренне стремящиеся к созданию единой, демократической, миролюбивой Германии.

Гете, бесспорно, одно из наиболее сложных явлений в истории немецкой литературы. Позиция, занятая им в борьбе двух культур — а они неизбежно содержатся в «общенациональной» культуре любого разделенного на классы общества, — не свободна от глубоких противоречий. Идеологи реакционного лагеря тенденциозно выбирали и выбирают из огромного литературного наследия поэта отдельные цитаты, с помощью которых они стараются провозгласить Гете мистиком, агностиком, даже «противником национального объединения немцев».

Но эти наветы не могут, конечно, поколебать достоинства и прочной славы поэта.

сказал когда-то Гете. Глаза современного передового человечества достаточно «солнечны», чтобы различить «солнечную» природу творчества Гете, прогрессивную сущность той идеи, которая одушевляет его бессмертную драматическую поэму.

Упрочивший свое всемирное значение созданием «Фауста», Гете меньше всего — «автор одной книги». Да это и не мирилось бы с основной чертой его личности — ее поразительной универсальностью.

Крупнейший западноевропейский лирик, в чьих стихах немецкая поэзия впервые заговорила на непринужденном языке простых и сильных человеческих чувств, Гете вместе с тем автор широко известных баллад («Лесной царь», «Коринфская невеста» и др.), драм и эпических поэм и, наконец, замечательный романист, проникновенно отобразивший в «Страданиях юного Вертера», в «Вильгельме Мейстере», в «Поэзии и правде» духовную жизнь целого ряда поколений немецкого народа.

Однако и столь разнообразно богатой литературной деятельностью не исчерпывается значение Гете. «Гете представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося ученого», — писал о нем К. А. Тимирязев. В сферу исследований и научных интересов Гете вошли геология и минералогия, оптика и ботаника, зоология, анатомия и остеология; и в каждой из этих областей естествознания он развивал столь же самостоятельную новаторскую деятельность, как в поэзии.

В такой универсальности Гете большинство его биографов хотели видеть только заботу «великого олимпийца» о всестороннем гармоническом развитии собственной личности. Но Гете не был таким «олимпийцем», равнодушным к нуждам и чаяниям простого народа. Иначе как с этим совмещались бы такие высказывания поэта, как: «Падения тронов и царств меня не трогают; сожженный крестьянский двор — вот истинная трагедия», или слова Фауста из знаменитой сцены «У ворот»:

Обращение Гете к различнейшим литературным жанрам и научным дисциплинам теснейшим образом связано с его горячим желанием разрешить на основе все более обширного опыта постоянно занимавший его вопрос: как должен жить человек, ревнуя о высшей цели? Не успокоенность, а борьбу, упорные поиски истины всеми доступными путями и способами — вот что на деле означала универсальность Гете. Занимаясь естествознанием, вступая, по выражению поэта, «в молчаливое общение с безграничной, неслышно говорящей природой», пытливо вникая в ее «открытые тайны», Гете твердо надеялся постигнуть заодно и «тайну» (то есть законы) исторического бытия человечества.

Другое дело, что путь, которым шел Гете в поисках «высшей правды», не был прямым путем. «Кто ищет — вынужден блуждать», — сказано в «Прологе на небе», которым открывается «Фауст». Гете не мог не «блуждать» — не ошибаться, не давать порою неверных оценок важнейшим событиям века и движущим силам всемирно-исторического процесса — уже потому, что вся его деятельность протекала в чрезвычайно неблагоприятной исторической обстановке, в условиях убогой немецкой действительности конца XVIII — начала XIX века.

В отличие от своего русского современника и былого однокашника по Лейпцигскому университету А. Н. Радищева, философски обобщившего опыт крестьянских восстаний, которыми была так богата история России XVIII века, Гете должен был считаться с бесперспективностью народной революции в тогдашней Германии. Ему пришлось «существовать в жизненной среде, которую он должен был презирать, и все же быть прикованным к ней как к единственной, в которой он мог действовать…» [1].

Отсюда ущербные стороны в мировоззрении Гете; отсюда двойственность, присущая его творчеству и его личности. «…Гете в своих произведениях двояко относится к немецкому обществу своего времени, — писал Ф. Энгельс. — То… он восстает против него, как Гец, Прометей и Фауст, осыпает его горькими насмешками Мефистофеля. То он, напротив, сближается с ним, «приноравливается» к нему… защищает его от напирающего на него исторического движения… в нем постоянно происходит борьба между гениальным поэтом, которому убожество окружающей его среды внушало отвращение, и осмотрительным сыном франкфуртского патриция, достопочтенным веймарским тайным советником, который видит себя вынужденным заключать с этим убожеством перемирие и приспосабливаться к нему. Так, Гете то колоссально велик, то мелок; то это непокорный, насмешливый, презирающий мир гений, то осторожный, всем довольный, узкий филистер. И Гете был не в силах победить немецкое убожество; напротив, оно побеждает его; и эта победа убожества над величайшим немцем является лучшим доказательством того, что «изнутри» его вообще нельзя победить» [2].

Но Гете, конечно, не был бы Гете, не был бы «величайшим немцем», если б ему порою не удавалось одерживать славные победы над окружавшим его немецким убожеством, если бы в иных случаях он все же не умел возвышаться над своей средой, борясь за лучшую жизнь и лучшие идеалы:

говорил о себе поэт на склоне своей жизни.

Юношей — вслед за Лессингом и в тесном сотрудничестве со своими товарищами по литературному течению «бури и натиска» — он восставал на захолустное немецкое общество, гремел против «неправой власти» в «Прометее» (1774), в своих мятежных одах, в «Геце фон Берлихингене» (1773), этом «драматическом восхвалении памяти революционера», как определил его Ф. Энгельс.

Призыв к возобновлению немецких революционных традиций XVI века, когда «у немецких крестьян и плебеев зарождались идеи и планы, которые достаточно часто приводят в содрогание и ужас их потомков» [3], к насильственному упразднению феодальной раздробленности Германии (тогда насчитывавшей более трехсот самостоятельных княжеств) и к созданию единого централизованного немецкого государства — таковы политические тенденции драматического первенца Гете, этой поистине национальной исторической драмы. Не удивительно, что юный автор «Геца фон Берлихингена» стал популярнейшим писателем Германии.

Уже не всегерманскую, а всемирную славу принесло молодому Гете его второе крупное произведение — «Страдания юного Вертера», роман, в котором автор с огромной силой показал трагическую судьбу передового человека в тогдашней Германии, всю гибельность дальнейшего существования феодальных порядков для общества и для отдельного человека.

Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Гомункулус. Произведение: Фауст

ГОМУНКУЛУС (нем. Homunkulus от лат. человечек) — центральный персонаж второй части трагедии И.В.Гете «Фауст» (1797-1831). Изобретение Г., человекоподобного существа, выращенного в колбе путем химических реакций,— коронная идея средневековой алхимии, владевшая умами на протяжении нескольких веков. Дань этой идее заплатили едва ли не все представители «магического естествознания», в их числе — Парацельс, с трудами которого Гете был хорошо знаком.

В трагедии создателем Г. оказывается ученик Фауста, Вагнер, освоивший науку «кристаллизовать, что жизнь творила органично». Однако рождение этого существа происходит не без участия Мефистофеля. Поэтому Г. называет Вагнера папашей, а Мефистофиля — кумом, дядей, брательником. («Ах, кум-хитрец! Ты в нужную минуту // Сюда явился к моему дебюту».) Сотворенный вследствие союза человеческого ума и дьявольского промысла, Г. получился «неполным», «недово-площенным» человечком. Он наделен сметливостью, любознательностью, на редкость проницателен (мгновенно разгадывает внутренние переживания Фауста). У него хороший вкус и приличные манеры. С момента своего рождения Г. преисполнен жажды деятельности: «… я должен делать что-то, // И руки чешутся начать работу». (В «разговорах» с Эк-керманом Гете отмечал, что Г. «своей тягой к красоте и плодотворной деятельности» превосходит Мефистофеля.) Однако Г., по словам писателя, «не до конца очеловеченное» существо. Это чистый дух, лишенный постоянной плоти, как бы переходное состояние между материей и сознанием. Оттого Г. вынужден оставаться внутри колбы и в таком не слишком удобном положении участвовать во всех путешествиях и приключениях, которые с ним происходят. Так завязывается основная коллизия образа, приводящая к печальной развязке. Заветное желание Г.— стать человеком вполне: «Мне в полном смысле хочется родиться, // Разбив свою стеклянную темницу». С этой целью он покидает лабораторию Вагнера; в компании с Фаустом и Мефистофелем отправляется на поиски Елены Прекрасной. Повстречав на Фарсальских полях древних философов Анаксагора и Фалеса, рассуждающих о том, что жизнь проистекла из воды, Г. тут же выпытывает у них, как бы и ему «проистечь». Такой же вопрос он задает Протею и получает совет: «Глотай других, слабейших, и жирей». Поверив, что в водной среде легче всего «доделаться» до человека, Г. погружается в морскую пучину, и там им овладевает любовное влечение к дочери морского царя Галатее. В порыве страсти он бросается к ногам Галатеи и разбивает колбу о ступени ее трона. Лишившись стеклянной защиты, Г. растворяется в ничто. Так погибает этот человечек, явившийся «на полпути и лишь наполовину во плоти».

Читайте также:  Творчество Гете в Веймаре: сочинение

Образ Г. породил множество толкований. В нем усматривали олицетворение «идеи творящей человечности», видели аллегорию «абстрактной» философии Шеллинга и Фихте, чуждой натурфилософии Гете. В системе образов второй части трагедии Г. обычно рассматривается как «антитеза» Фаусту. Г. мечтает о конечности и предельности рода людского. Фауст же, напротив, устремлен в бесконечность, ему тесно в границах земного пространства и времени, как Г. в его склянке. Судьба Г. служит для Фауста предостережением. Она говорит о том, что обретение «абсолютного» возможно лишь с утратой «относительного», чем является человеческая жизнь.

Г. принадлежит к тем фантастическим образам, которые столь же трудно поддаются изображению и тем более сценическому воплощению, как, скажем, разгуливающий по Невскому проспекту Нос майора Ковалева или кот Бегемот из романа «Мастер и Маргарита». Сам Гете высказывал пожелание, что роль Г. должен исполнять чревовещатель.

Образ Г. оставил заметный след в литературе и искусстве. Один из самых обаятельных персонажей Гете спустя столетие перевоплотился в монстров, созданных доктором Моро, героем Г.Уэллса; позднее — в булгаковского Шарикова, а также в Терминаторов и других подобных героев киноиндустрии Голливуда. Однако к Г. восходит и такой вполне симпатичный персонаж, как Пиноккио/ Буратина. В литературе XX века тема Г. одновременно была исследована в «обратной перспективе» превращения человека в механическое существо, сохранившее едва уловимое человекоподобие (судьба персонажей романов-дистопий, начиная с Д-503 — героя Е.Замятина).

ГОМУНКУЛУС – характеристика персонажа

ГОМУНКУЛУС – центральный персонаж второй части трагедии И. В. Гете “Фауст” . Изобретение Г., человекоподобного существа, выращенного в колбе путем химических реакций,- коронная идея средневековой алхимии, владевшая умами на протяжении нескольких веков. Дань этой идее заплатили едва ли не все представители “магического естествознания”, в их числе – Парацельс, с трудами которого Гете был хорошо знаком. В трагедии создателем Г. оказывается ученик Фауста, Вагнер, освоивший науку “кристаллизовать, что

Поэтому Г. называет Вагнера папашей, а Мефистофиля – кумом, дядей, брательником. Сотворенный вследствие союза человеческого ума и дьявольского промысла, Г. получился “неполным”, “недово-площенным” человечком. Он наделен сметливостью, любознательностью, на редкость проницателен . У него хороший вкус и приличные манеры. С момента своего рождения Г. преисполнен жажды деятельности: “… я должен делать что-то, // И руки чешутся начать работу”. Однако Г., по словам писателя, “не до конца очеловеченное”

Это чистый дух, лишенный постоянной плоти, как бы переходное состояние между материей и сознанием. Оттого Г. вынужден оставаться внутри колбы и в таком не слишком удобном положении участвовать во всех путешествиях и приключениях, которые с ним происходят. Так завязывается основная коллизия образа, приводящая к печальной развязке.

Заветное желание Г.- стать человеком вполне: “Мне в полном смысле хочется родиться, // Разбив свою стеклянную темницу”. С этой целью он покидает лабораторию Вагнера; в компании с Фаустом и Мефистофелем отправляется на поиски Елены Прекрасной. Повстречав на Фарсальских полях древних философов Анаксагора и Фалеса, рассуждающих о том, что жизнь проистекла из воды, Г. тут же выпытывает у них, как бы и ему “проистечь”. Такой же вопрос он задает Протею и получает совет: “Глотай других, слабейших, и жирей”. Поверив, что в водной среде легче всего “доделаться” до человека, Г. погружается в морскую пучину, и там им овладевает любовное влечение к дочери морского царя Галатее.

В порыве страсти он бросается к ногам Галатеи и разбивает колбу о ступени ее трона. Лишившись стеклянной защиты, Г. растворяется в ничто. Так погибает этот человечек, явившийся “на полпути и лишь наполовину во плоти”. Образ Г. породил множество толкований.

В нем усматривали олицетворение “идеи творящей человечности”, видели аллегорию “абстрактной” философии Шеллинга и Фихте, чуждой натурфилософии Гете. В системе образов второй части трагедии Г. обычно рассматривается как “антитеза” Фаусту. Г. мечтает о конечности и предельности рода людского. Фауст же, напротив, устремлен в бесконечность, ему тесно в границах земного пространства и времени, как Г. в его склянке. Судьба Г. служит для Фауста предостережением.

Она говорит о том, что обретение “абсолютного” возможно лишь с утратой “относительного”, чем является человеческая жизнь. Г. принадлежит к тем фантастическим образам, которые столь же трудно поддаются изображению и тем более сценическому воплощению, как, скажем, разгуливающий по Невскому проспекту Нос майора Ковалева или кот Бегемот из романа “Мастер и Маргарита”. Сам Гете высказывал пожелание, что роль Г. должен исполнять чревовещатель. Образ Г. оставил заметный след в литературе и искусстве. Один из самых обаятельных персонажей Гете спустя столетие перевоплотился в монстров, созданных доктором Моро, героем Г. Уэллса; позднее – в булгаковского Шарикова, а также в Терминаторов и других подобных героев киноиндустрии Голливуда.

Однако к Г. восходит и такой вполне симпатичный персонаж, как Пиноккио/ Буратина. В литературе XX века тема Г. одновременно была исследована в “обратной перспективе” превращения человека в механическое существо, сохранившее едва уловимое человекоподобие .

О происхождении советского человека В современной французской философии есть направление, которое называется шизоанализ. Его возникновение связано с появлением теории маргинальных групп, которые признаются первичными по отношению к любым видам коллектива. Мир желания, проповедуемый шизоанализом.

Анализ стихотворения Пушкина Деревня 6 Это большое и красивое стихотворение. Здесь красиво и романтично показана деревня. Для поэта деревня – замечательное место. Оно замечательно не только для отдыха, как для меня летом у бабушки, но.

Спілкування із свійськими тваринами Спілкування із свійськими тваринами. ПРО НЕБЕЗПЕЧНУ ХВОРОБУ – СКАЗ Сказ – смертельна хвороба. Збудник хвороби передається через слину при укусі, подряпині, ослизненні. Хворіють на сказ найчастіше кішки і собаки. У.

Успенский Э. Н. биография Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с.

Сочинение на тему Когда мой папа учился в школе Когда мы гуляем по парку, мой папа очень любит рассказывать мне истории о своих школьных годах. Ему очень нравилось ходить в школу, потому что там было интересно, и было много.

Сочинение на тему Мой велосипед Cочинение Как я научился кататься на велосипеде Много – много лет назад, когда я был еще совсем маленький и не ходил в школу, мне подарили велосипед. Впервые увидев двухколесное чудо.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ЗАКОН АЛКОГОЛИЗМ Алкоголизм – регулярное, компульсивное потребление большого количества алкоголя в течение долгого периода времени. Это наиболее серьезная форма наркомании в наше время, вовлекающая от 1 до 5% населения большинства стран.

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле Вопрос 1. Какие условия необходимы для возникновения живых организмов по мнению древнегреческих философов? Древнегреческие философы считали, что живые организмы возникают из неживых путем самозарождения. По мнению Аристотеля, должно существовать некое.

Творческий путь М. Горького Максим Горький – писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции.

“Фабрика” анализ стихотворения Блока Произведение Александра Александровича Блока “Фабрика”, написанное в 1903 году, относится к циклу “Распутья”. Анализ его очень важен: в данном цикле впервые проявляется важная для позднего творчества писателя тема города и.

Анализ стихотворения Блока На лугу 2 Стихотворение Блока “На лугу” было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении.

“Скрипка и немножко нервно” анализ стихотворения Маяковского Довольно часто раннее творчество писателя или поэта кардинально отличается от более поздних его произведений. Меняются темы, средства, наверное, сильнее всего меняются идеи, мировоззрение. Именно так случилось с поэтом ХХ века.

Народознавчий захід,,Прийди, весно, прийди, красна&;apos;&;amp;;;;;#039 Прийди, весно, прийди, красна. Мета: – Виховувати повагу і любов до української культури, пошану до звичаїв і традицій українського народу. Обладнання: на центральній стіні назва заходу, штучні квіти ; українські.

Най-Турс – характеристика персонажа Произведение: Белая гвардия Полковник, начальник отряда, в котором воюет Николай Турбин. Н. – один из лучших героев произведения, человек, сохраняющий свою честь и всей душой переживающий за жизнь доверенных ему.

Контрольная работа “Одноатомные спирты” Контрольная работа Оценка “удовлетворительно” Вариант 1 Вариант 2 Написать структурные формулы следующих соединений: 2-метилпентанол-1; 2,3-диметилбутанол-2; 2-метилпентен-1-ол-3. При взаимодействии 12,8 г спирта с натрием образовалось 4,48 л водорода. Какой это спирт.

Как я начинаю изучать “Капитанскую дочку” Кажется совершенно неблагодарным начинать разговор о том, как изучать “Капитанскую дочку”: “Уж сколько раз твердили миру…”! Но всегда, приступая к изучению этого произведения, перечитывая многое из того, что написано литературоведами.

Фантастика и гротеск как художественный прием в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья… Н. А. Некрасой М. Е. Салтыков-Щедрин, как он сам о себе говорил, “до боли сердечной” был привязан к своей родине. Он верил в ее.

Анализ рассказа Чехова Ионыч Рассказ Антона Чехова ” Ионыч ” был подвергнут сильной критике. Сразу после публикации в 1898 год, в сторону произведения посыпались большое количество упреков в том, что сюжет был, немного размытым.

Читайте также:  Клавиго: сочинение

“Безумных лет угасшее веселье…” анализ стихотворения Пушкина Стихотворение “Безумных лет угасшее веселье…” было написано Пушкиным 8 сентября 1830 года в Болдино. Александр Сергеевич дал ему жанровое название “Элегия”. В это время поэт вторично предложил руку и сердце.

“Ночь, улица, фонарь, аптека…” анализ стихотворения Блока Рубеж XIX и XX веков был своего рода “смутным временем”. Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем.

Сейчас вы читаете: ГОМУНКУЛУС – характеристика персонажа

Алхимический смысл образа Гомункула в трагедии гете «Фауст» Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Казакова И. Б.

Текст научной работы на тему «Алхимический смысл образа Гомункула в трагедии гете «Фауст»»

ются людские сцепления . движущие историю. По Толстому, всякий результат человеческой жизни стихиен. В событии

стников того общего действия, из которого получается событие человеческой жизни. Этот закон проявляется и в част-

всегда участвуют разнообразные стрем- ной жизни, и в исторических событиях.

ления и воли, они пересекаются и сталкиваются между собой. Субъективно в своем сознании каждый человек свободен поступать так или иначе, однако действуя, он неизбежно вступает в связь с другими людьми, и результат его усилий

Подчиняясь данному закону, на всех уроках по роману “Война и мир ‘ через текст мы стремились войти в мир “люде-

ких сцеплении , который великии писатель и мыслитель показывает для того, чтобы заставить читателя “любить жизнь

зависит не только от его воли, но от со- в бесчисленных, никогда не истощимых

единения и переплетения воль всех уча- всех ее проявлениях”

АЛХИМИЧЕСКИМ СМЫСЛ ОБРАЗА ГОМУНКУЛА В

ТРАГЕДИИ ГЕТЕ «ФАУСТ»

И.Б.Казакова, старший преподаватель кафедры истории и теории культуры Самарского государственного педагогического университета

Все персонажи гетевского «Фауста», яся жидкость вытекает в море, Гомункул

– это символические фигуры и, как всякие погибает, чтобы начать путь нового

символы, дают возможность большого ко- воплощения. Сцена заканчивается про-

личества истолкований. Рекордсменом славлением Эроса и всех стихий:

здесь является образ Гомункула во второй части «Фауста», который вызвал огромное количество противоречивых интерпретаций. В нем видели и сатиру на ученых, и воплощение средневекового духа Фауста, и представителя культуры Просвещения, и многое другое. Сам Гете, по словам Эккермана, утверждал, что хотел представить в Гомункуле чистую энтелехию, разум, человеческий дух, каким он входит в жизнь до всякого опыта (см.: Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни.

Гомункул – химический человечек -создается в лаборатории Вагнера, учени- Лейбница и алхимический трактат Пара-

ка Фауста. Этот персонаж изначально цельса «De natura rerum», в котором го-

Хвала тебе, Эрос, огонь первозданный. Объявший собою всю ширь океана! Слава чуду и хваленье Морю в пламени и пене1.

Слава влаге и огню!

Слава редкостному дню!

Слава воздух-у! Хвала

Тайнам суши без чист!

Всем V этой переправы Четырем стихиям слава!

В числе главных источников образа Гомункула называются обычно чение Аристотеля об энтелехии, монадология

обладает безграничным знанием, но не имеет тела – из колбы, где он находится,

ворится о возможности создания химического человечка. В последнем случае доносится только голос и исходит свече- исследователи вопроса обращают внимание только на «техническую» сторону -выясняют, насколько рецепт Парацель-са или какого-нибудь другого алхимика когда история движется вспять – от Фар- соответствует процессу создания Гомун-сальской битвы через примитивную ми-фоло

ние. Сознавая свою неполноценность, «недовоплощенность», Гомункул во время классической Вальпургиевой ночи.

кула в «Фаусте». Но после этого хими-

ию Греции к мистериям Египта и ческий человечек сразу вырывается из Азии, и от них – к первичному Эросу, к родной ему среды, при его истолковании

протоплазме жизни, – бросается в море, чтобы через слияние со стихиями – истоками телесного мира – обрести телесную жизнь. Колба разбивается, светяща-

никакие алхимические ассоциации уже не используются, хотя они могли бы дать возможность более полного понимания этого образа.

Гете был хорошо знаком с алхимической литературой и в молодости даже сам ставил опыты по приготовлению неких чудодейственных препаратов, о чем позднее рассказал в «Поэзии и правде» (см.: Гете И.В. Из моей жизни. Поэзия и правда// Собр. соч.: В 10 т. М.. 1976. Т. 3. С.288 – 291). Следы алхимических увлечений можно найти и в переписке Гете (см.: Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество: В 2-х т. М., 1987. Т. 1. С. 112). Но если практическая часть Великого Делания (другое название алхимии) быстро разочаровала будущего автора «Фауста», то теоретическая, «философская», сторона этого учения гораздо сильнее повлияла на ум и воображение писателя. Свидетельство тому – образ Гомункула в главном произведении Гете. Столь длительный интерес не может быть случайным, и объяснить его позволит небольшой экскурс в историю алхимии.

Наши представления об алхимии чаще всего поверхностны и имеют негативный оттенок. Осмеянная в конце XVIII в. Лавуазье, она была низведена до уровня лженауки, собрания диковинных суеверий. Единственная положительная роль, которая ей отводилась, – это несколько случайных химических открытий. То есть алхимия в век Просвещения стала рассматриваться как предыстория химии. Это верно, но верно также и другое: алхимия никогда не была наукой. Это было тайное учение, в котором переплелись христианские, гностические и многие другие культурные влияния. Целью алхимии было не золото, а нечто неизмеримо большее – духовное и физическое перерождение адепта. Алхимия была инициационным учением, предназначенным для одиночек, для тех, кто согласен был посвятить своему духовному совершенствованию годы и десятилетия уединения и терпеливого труда.

Венцом алхимической деятельности должен был стать философский камень. Окутанный легендами и воспетый в алхимической литературе, камень мыслился и как философское золото, и как панацея, лекарство от всех болезней. Камень соединял в себе разнообразнейшие качества: он был андрогинен, материален и духовен одновременно, в его создании участвовали и божественный огонь и ад-

ское пламя. Сокровенный смысл алхимии заключался в том, что Великое Делание повторяло акт творения. Восходя от низшего состояния, хаоса, элементы в реторте в процессе «химической свадьбы» соединялись, достигали совершенства и неразложимости. Часто алхимики называли камень Спасителем, так как для них он стал символом Христа. Христос, спаситель микрокосма, т.е. человеческой души, как в зеркале, отражался в камне, спасителе макрокосма, т.е. всей природы (см.: Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. М., 1997. С. 298). Процесс создания камня соответствовал психическим, духовным процессам внутри самого алхимика. Точнее, духовные процессы предшествовали физическим и были их причиной. Приближаясь к синтезу камня, алхимик вместе с этим двигался по пути само- и богопознания. И, начиная с XVI в., наиболее проницательные из алхимиков стали понимать, что этим совершенным существом – Камнем – должен в результате стать сам адепт, что алхимия -это целиком и полностью сфера человеческого духа.

Сам образ камня в алхимической литературе не был неизменным. В средние века камень мыслился вполне конкретно. Альберт Великий описывал его как «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу» (Альберт Великий. Малый алхимический свод.// Знание за пределами науки. М., 1996. С. 134). Но постепенно камню стали приписывать свойства, которые делали его совершенно непредставимым: он был и лекарством, и живым существом, имеющим форму человека. Его называли filius philosophorum -дитя философов – и часто изображали в виде юноши, или ребенка, или гермафродита. «В конце Деяния выйдет к тебе король, диадемой увенчанный, блистательный как Солнце, сверкающий как карбункул» (цит. по: Юнг К.Г. Дух Меркурий. М., 1996. С. 115), – так описывался камень в алхимическом сборнике XV в. «Rosarium philosophorum». (Карбункул в алхимии -один из синонимов камня; Вагнер в «Фаусте» говорит о находящемся в колбе Гомункуле: «Он, как карбункул, ярко блещет».) Постепенно химический человечек превратился в эквивалент философского

Гомункул в «Фаусю» iccuo окружен алхимической символикой, а события его

короткой жизни лег ко СООТНОСЯТСЯ С У а-

пами Великого Делания, Согласно мнению многих исследователей, Вагнер не является истинным создателем Гомунку-

чалу, – духовность и активность. Эгим он обязан сере. Но если Мефистофель – это неочищенная сера, то в Гомункуле присутствует только ее высшая* светлая сторона. (Алхимия – дуалистическое учение, в ней все элементы обладают телом

ла (см.: Arens H. Kommentar /и (loethes и духом, высшей и низшей природой, и Faust II. Heidelberg, 1989. S. 367). Про- отдели г ь в веществе одно от лрчгого -цесс в реторте начинается только с появ- важнейшая алхимическая задача.)

Итак, ргуть и сера соединяются в Го-

– С вершается! И все прозрачней мае- мункуле, но л о еще не философский каса! – восклицает Вагнер. Что же проис- мень. так как для химической свадьбы не-

ходиі в колбе? Гели I омункул, по словам обходим третий участник — соль. Это

I ете, относится к «вечным духам», оче- женский, лунный, холодный принцип.

видно, что ни Вагнер, ни Мефистофель Соль содержится в морской воде. Море в не могли его создать. Мефистофель мог

алхимии – один из самых распространен-

только поместить этот дух в реторту. В ных символов. Оно связывается с prima

алхимии есть один элемент, который materia, первоначальным хаосом. Алхи-

очень подходит на эту роль. Философ- 1Ики восприняли гностическую тради-

ская ртуть, или меркурий, – главный член цию, где море символизирует мир ^мате-

рии или тьмы, в которую погружено бо-

алхимическои триады «ртуть – сера

соль». Меркурий это самый заниматель- жественное» (см.: Йонас Г. Гностицизм, ный алхимический персонаж. Гго сти- СПб.. 1998. С. 128). В христианстве к

ии – вода и огонь. Адепты отождеств-

морю отношение также отрицательное.

ляют его с anima mundi, душой мира. Море – это грешный мир, его горечь –

Меркурий – гермафродит: он и старец, и признак нечистоты и греха. Но морская

отрок: он и начало Дела, и завершение, соль — это еще и мудрость, согласно ан-

так как в результате преображения он

становится камнем. У Гете Гомункул помогает Фаусту приблизит ься к Глене, т .е. мировой души, находящаяся в глбинах

выполняет функцию античного Гермеса моря. Это женское, воспроизводящее на-(Меркурия) – проводника. Кстати, эту

функцию Гомункула как сверхъесте-

тичной традиции, перешедшей в христианство. Для алхимиков соль – это искра

чало, одновременно материальное и д-ховное. Именно с ним и должен соеди-

ственного помощника подчеркивает и его ниться Гомункул, который прекрасно со-сходство с гномом, волшебным карликом,

каким этот персонаж часто предстает в

волшебных сказках. Протей называет его

знает свою незаконченность.

Во время классической Вальпчрги-евой ночи Гомункул встречается с Протеем. постоянно перевоплощающимся

Но может быть также, что Меркурий морским богом. Именно Протей дает

и без участия Мефистофеля оказался в Гомчнкулу совет погрузиться в море,

реторте, а появление черта стало реша- Сам Протей есть воплощение морской

ющим по другой причине. Мефистофель СТИХИИ, и перед химическим человеч-

Читайте также:  Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете: сочинение

прямо связан с серой следующим эле- ком он в первый раз появляется в виде

ментом триады, ( ера – эго мужское на- черепахи, а черепаха – это алхимичес-

чало в алхимии, оно ассоциируется с ог- кид символ все той же первоматерии.

нем – адским пламенем и часто симво- Следуя совету Протея, Гомункчл во

лизируегся драконом, змеем. Но сера – время морского праздника бросается в

это также источник знания. воду. Море – это место, где обычно в

В Гомункуле, несмотря на его андро- алхимической литературе празднуется

гинность, явно преобладают черты, тра- свадьба Солнца и Луны, серы и соли

диционно приписываемые мужскому на- при посредничестве ртути. Алхимичес-

кая соль в классической Вальпургиевой ночи представлена в образе прекрасной Галатеи – одном из воплощений пен-нерожденной Афродиты.

. Галатея по верхам валов В Венериной жемчужной колеснице.

На цельной раковине стоя, мчится.

С тех нор. как нет Киприды с нами тут, Ее в Пафосе как богиню чтут.

Свой выезд, остров, храм и все затеи Венера завещала Галатее.

Гом нкул устремляется к ней, но желанный синтез элементов не происходит: реторта химического человечка разбивается о раковину Галатеи.

Несчастный на трон налетает стеклом. Стекло разбивается, а наполиепье, Светясь, вытекает в волну целиком.

Гибель Гомункула в «Фаусте» можно рассматривать как поражение алхимии. Гете в художественной форме подводит черту 18-вековой истории одного из самых обольстительных мифов западной культуры. Эпоха Просвещения поставила крест на Великом Делании, и не случайно в саму историю Гомункула вплетается идея, заимствованная Гете у современного ему естествознания, – идея эволюции, конечно, в том виде, в каком она понималась до Дарвина. Ее излагает Протей:

В море средь движенья Начни далекий путь свой становленья. Довольствуйся простым, как тварь морей.

Глотай других, слабейших, и жирей. Успешно отъедайся, благоденствуй И постепенно вид свой совершенствуй.

То есть, хотя Гомункул и лишается шанса на алхимический синтез, у него остается возможность эволюционного восхождения по лестнице существ.

История Гомункула – это, конечно, не только противопоставление символического и мистического знания средневекового типа рационалистическому знанию нового времени. Это и не насмешка над алхимиками, так как следы пародии и сатиры присутствуют только в сцене в

лаборатории и полностью исчезают в классической Вальпургиевой ночи (см.: Конради К.О. Указ. соч. Т. 1. C. 112). Гомункул — это серьезный персонаж. Гете, очень хорошо знавший алхимию, прекрасно сознавал, что ее тайная задача -духовное преображение человека – не может устареть ни в какую эпоху, а значит, проблемы, связанные с образом химического человечка, выходят за пределы Великого Делания.

Далеко не все вопросы, относящиеся к образу Гомункула в «Фаусте», имеют алхимическое происхождение. Можно проследить связь этого персонажа с гностической традицией, гораздо более древней, чем алхимия. Не случайно Гомункула связывают с Симоном-магом, который считается легендарным основателем всех ересей (см.: Strelka J. Esoterik bei Goethe. Tubingen, 1980. S. 11). В этом понимании Гомункул сближается с гностическим Антропосом, с нагим мальчиком из видения Майстера Экхарта, и воплощает древние, языческие представления о человеческой душе как о чем-то божественном, но в то же время материальном, чувственном, что можно отделить от тела и соединить с ним в высшем синтезе. Это не противоречит алхимическому толкованию образа.

Алхимия – одна из оригинальнейших в европейской истории попыток познания и примирения человека, природы и Бога, и она занимает заметное место среди философских, научных, религиозных и эстетических форм, какие проблема познания принимает в «Фаусте» (см.: Raphael A. Alchemistic Symbols in Goethes «Walpurgis Nights Dream» // Perspectives in Literary Symbolism. London, 1968). В этом произведении нетничего случайного и ненужного: оно создавалось на протяжении всей творческой жизни Гете и было закончено лишь за несколько дней до смерти. Интерес к алхимии, возникший в молодости, был пронесен Гете через всю его жизнь, доказательством чему служит образ Гомункула в «Фаусте». Значит, алхимическая интерпретация событий и персонажей трагедии имеет право на существование.

ГОМУНКУЛУС — характеристика персонажа

ГОМУНКУЛУС — центральный персонаж второй части трагедии И. В. Гете «Фауст» . Изобретение Г., человекоподобного существа, выращенного в колбе путем химических реакций,- коронная идея средневековой алхимии, владевшая умами на протяжении нескольких веков.

Дань этой идее заплатили едва ли не все представители «магического естествознания», в их числе — Парацельс, с трудами которого Гете был хорошо знаком. В трагедии создателем Г. оказывается ученик Фауста, Вагнер, освоивший науку «кристаллизовать, что жизнь творила органично». Однако рождение этого существа происходит не без участия Мефистофеля. Поэтому Г. называет Вагнера папашей, а Мефистофиля — кумом, дядей, брательником. («Ах, кум-хитрец!

Ты в нужную минуту // Сюда явился к моему дебюту».) Сотворенный вследствие союза человеческого ума и дьявольского промысла, Г. получился «неполным», «недово-площенным» человечком. Он наделен сметливостью, любознательностью, на редкость проницателен . У него хороший вкус и приличные манеры. С момента своего рождения Г. преисполнен жажды деятельности: «… я должен делать что-то, // И руки чешутся начать работу». Однако Г., по словам писателя, «не до конца очеловеченное» существо.

Это чистый дух, лишенный постоянной плоти, как бы переходное состояние между материей и сознанием. Оттого Г. вынужден оставаться внутри колбы и в таком не слишком удобном положении участвовать во всех путешествиях и приключениях, которые с ним происходят. Так завязывается основная коллизия образа, приводящая к печальной развязке. Заветное желание Г.- стать человеком вполне: «Мне в полном смысле хочется родиться, // Разбив свою стеклянную темницу».

С этой целью он покидает лабораторию Вагнера; в компании с Фаустом и Мефистофелем отправляется на поиски Елены Прекрасной. Повстречав на Фарсальских полях древних философов Анаксагора и Фалеса, рассуждающих о том, что жизнь проистекла из воды, Г. тут же выпытывает у них, как бы и ему «проистечь». Такой же вопрос он задает Протею и получает совет: «Глотай других, слабейших, и жирей». Поверив, что в водной среде легче всего «доделаться» до человека, Г. погружается в морскую пучину, и там им овладевает любовное влечение к дочери морского царя Галатее. В порыве страсти он бросается к ногам Галатеи и разбивает колбу о ступени ее трона.

Лишившись стеклянной защиты, Г. растворяется в ничто. Так погибает этот человечек, явившийся «на полпути и лишь наполовину во плоти». Образ Г. породил множество толкований. В нем усматривали олицетворение «идеи творящей человечности», видели аллегорию «абстрактной» философии Шеллинга и Фихте, чуждой натурфилософии Гете. В системе образов второй части трагедии Г. обычно рассматривается как «антитеза» Фаусту.

Г. мечтает о конечности и предельности рода людского. Фауст же, напротив, устремлен в бесконечность, ему тесно в границах земного пространства и времени, как Г. в его склянке. Судьба Г. служит для Фауста предостережением.

Она говорит о том, что обретение «абсолютного» возможно лишь с утратой «относительного», чем является человеческая жизнь. Г. принадлежит к тем фантастическим образам, которые столь же трудно поддаются изображению и тем более сценическому воплощению, как, скажем, разгуливающий по Невскому проспекту Нос майора Ковалева или кот Бегемот из романа «Мастер и Маргарита». Сам Гете высказывал пожелание, что роль Г. должен исполнять чревовещатель.

Образ Г. оставил заметный след в литературе и искусстве. Один из самых обаятельных персонажей Гете спустя столетие перевоплотился в монстров, созданных доктором Моро, героем Г. Уэллса; позднее — в булгаковского Шарикова, а также в Терминаторов и других подобных героев киноиндустрии Голливуда. Однако к Г. восходит и такой вполне симпатичный персонаж, как Пиноккио/ Буратина.

В литературе XX века тема Г. одновременно была исследована в «обратной перспективе» превращения человека в механическое существо, сохранившее едва уловимое человекоподобие .

ГОМУНКУЛУС — характеристика персонажа

Другие сочинения по теме:

Барон — характеристика персонажа Произведение: Скупой рыцарь БАРОН — герой трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» , вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный.

Характеристика образа Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст» «Я той силы частица, которая делает лишь добро, желая лишь злого». Человечество всегда старалось понять окружающий мир, объяснить природные явления.

Сальери — характеристика персонажа Произведение: Моцарт и Сальери САЛЬЕРИ — герой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» , второй пьесы цикла «Маленькие трагедии».

Иоанн Грозный — характеристика персонажа Произведение: Смерть Иоанна Грозного ИОАНН ГРОЗНЫЙ — герой трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» . Исторический прототип — Иван.

Рафаэль Де Валентен — характеристика персонажа Произведение: Шагреневая кожа Рафаэль Де Валентен — герой повести О. де Бальзака «Шагреневая кожа» , входящей в «Человеческую комедию» .

«Пра-Фауст» Гете и идеи «Бури и натиска» «Пра-Фауст» Гете тоже был проникнут идеями «Бури и натиска». Его герой — молодой человек, отвергающий схоластическое знание и рвущийся навстречу.

Человек — характеристика персонажа Произведение: Жизнь человека Человек — герой пьесы Л. Н. Андреева «Жизнь человека» . «Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни».

Центральные персонажи поэмы «Фауст»: Фауст, Мефистофель, Маргарита Фауст — это обобщение представлений автора о человеке и о его бытии. Фауст показан в разных ипостасях, он — ученый.

Анализ трагедии Гете «Фауст» Иоганн Вольфганг Гете работал над «Фаустом» на протяжении шестидесяти лет. Замысел трагедии созрел у немецкого писателя в 1774 году, а.

Карл Моор — характеристика персонажа Произведение: Разбойники КАРЛ МООР — герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» . К. М. — старший сын графа фон Моора, пылкий.

Эраст — характеристика персонажа Произведение: Бедная Лиза Эраст — молодой дворянин, ведущий ветреную светскую жизнь. Устав от нее, он пытается «сменить обстановку» и увлекается.

Своеобразие и мировое звучание «Фуста» В «Фаусте» поставлен глубочайший вопрос жизни, философии и искусства — вопрос о смысле бытия, о назначении человека на Земле. Гете.

Фауст и Рафаэль, диалектическое решение проблемы добра и зла Маргарита появилась Фаусту как символ молодости и красоты. Она воплощает наивную душевную гармонию, которой так не хватает герою. Но Маргарита.

Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Фауст ищет истины в царстве красоты, вызывая к жизни образы античности. Бесстрашно спускается он в подземный мир, чтобы найти там.

Петя Ростов — характеристика персонажа Произведение: Война и мир Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим П. еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей.

Объясните своеобразность изображения темы любви в трагедии «Фауст» Гете Охарактеризуйте образы Фауста и Маргариты План ответа 1. Проблематика трагедии «Фауст». 2. Тема любви, особенности ее решения в произведении. 3.

Арсеньев — характеристика персонажа Произведение: Жизнь Арсеньева АРСЕНЬЕВ — герой романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» . Алексей Александрович А.- герой автобиографического характера. Все.

«Фауст», история создания, композиция и проблематика В 1790 года вышел из печати произведение Гете под названием «Фауст, фрагмент». Тогда европейские читатели впервые узнали о существовании замысла.

Плюшкин — характеристика персонажа Произведение: Мертвые души Плюшкин Степан — последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П.

Квазимодо — характеристика персонажа Произведение: Собор Парижской Богоматери КВАЗИМОДО — центральный персонаж романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Образ поразительной силы, яркий и мощный.

Ссылка на основную публикацию
×
×