Сочинение Традиции и новаторство в комедии Горе от ума Грибоедова
Комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова является необычным и новаторским произведением своего времени. Первоначально она задумывалась в рамках классицизма, но в результате работы над ней автор преодолевает эти рамки. В русской литературе эта комедия считается первой реалистичной пьесой. В ней Грибоедов освещает насущные вопросы общества того времени, социально-политические проблемы русской жизни.
Одним из главных новаторских прорывов стало изменение классического любовного конфликта в произведении. На первый план в комедии выходят разногласия людей и мнений, общественный конфликт, любовная линия переплетается с ним, но не является главной темой. Также данное произведение можно назвать сатирой на московское дворянство начала 19 века. Для детального изображения такого общества автор использовал множество внесценических персонажей, что тоже по праву можно спросмотреть одним из новаторских приемов. Это позволяло сделать все происходящее в рамках комедии более реальным и обобщенным, расширяя рамки повествования.
Большое внимание стоит обратить на характер действующих лиц. Он сильно отличает их от традиционных персонажей классицизма. Герои Грибоедова неоднозначны, многогранны, он отказывается от привычного очевидного деления на хороших и плохих, делая персонажей живыми и интересными. В пример можно привести Чацкого: главный герой умен, в нем находят воплощение самые передовые и новаторские идеи общества, но он также может быть груб или резок, что оскорбляет других людей. Автор создает не шаблонные образы в рамках своей комедии, а реалистичных героев, отходя от канонов создания персонажей в классицизме.
Произведение Грибоедова написал вольным ямбом. Данный стихотворный размер является нетипичным, но его использование также влечет за собой «оживление» действия. Диалогам персонажей придается динамичность, определенная интонация реального разговора.
Несмотря на большое количество новаторских приемов, некоторые черты классицизма в произведении Грибоедов также сохранил. Стоит обратить внимание на соблюдение трех единств: действие происходит на протяжении одного дня, связь действия с любовным конфликтом, наличие говорящих фамилий. Отметить можно и то, что, несмотря на отход от четкого деления персонажей на плохих и хороших, их стандартизированные и стереотипные образы от части сохраняются.
Сочетание всех этих новаторских черт с устоявшимися традициями делает произведение уникальным и особенно интересным для читателя. Оно проверено временем: множество афоризмов и цитат из диалогов персонажей бытует в русском языке по сей день, а это непременно значит, что комедия по-прежнему актуальна и достойна внимания публики.
Вариант 2
Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.
Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.
Также в произведении присутствует проблема конфликта поколений. Это проблема присутствовала, и всегда будет присутствовать в нашей жизни, и в жизни будущих поколений. Одно поколение просто не может ужиться на все сто с другим. Это априори невозможно, и будет это происходить так, как описано в произведении. Один человек из поколения прошлого, скорее всего не поймёт человека из поколения нового, ввиду их чрезвычайного отличия воспитания, среды взросления, и ещё огромного количества факторов влияющих на развитие личного мнения и прочих вещей. Поэтому Грибоедов и говорит о данной проблеме в своём произведении, дабы люди обратили на неё внимание и постарались её хоть как ни – будь исправить. Так или иначе Грибоедов описал общество того времени таким, какое оно было, даже не стараясь его идеализировать. Он отмёл все идеалы, дабы показать простому народу всё как есть, в этом от части и заключается его новаторство. В его искренности. Данное мнение является субъективным, из-за чего не претендует на истинную верность.
Традиции и новаторство комедии Грибоедова Горе от ума
Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.
Комедия Грибоедова – это насмешка над московским дворянством того времени. Несмотря на то что произведение больше тяготеет к реализму, оно содержит в себе многочисленные новаторские приемы, но при этом автору удалось успешно вписать некоторые классические каноны.
Обилие классических черт, использованных в пьесе, можно объяснить тем, что драма является достаточно консервативным родом литературы, и какие-либо радикальные изменения воспринимались бы читателем с трудом.
В пьесе мы наблюдаем классический прием, а именно: соблюдение трех единств. Грибоедов помещает все действие своей комедии в дом Фамусова, в течение одних суток разворачиваются все события пьесы, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.
Описывая своих персонажей, Грибоедов отдает предпочтение использованию приема – говорящих фамилий: Молчалин, Репетилов, Тугоуховские и др. Фамилия главного героя выбрана также не случайно, в ней угадывается намек на Чаадаева. Кроме всего прочего, большинство героев обрисовываются в стандартных ролях, но не у всех они выражены так четко: так Чацкий – не только неудавшийся жених, но и герой-резонер, Скалозуб – зажиточный жених, Лиза – не только служанка, но и резонер ( Лиза участвует в любовных делах своей барышни, но при этом в конце пьесы Лиза находится под угрозой ссылки в деревню), а Фамусов – неразумный отец.
Также в пьесе мы наблюдаем два любовных треугольника, это тоже дань классицизму. Первый треугольник – это Чацкий – Софья – Молчалин, а второй – это Молчалин – Лиза – Петруша.
Грибоедов создал произведение на века, оно никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, оно уже прошло испытание временем.
Автору блестяще удалось соединить традиционно классические методы и добавить свои новаторские приемы, именно поэтому «Горе от ума» – это исключительное произведение, не похожее на другие.
Также читают:
Картинка к сочинению Традиции и новаторство в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
На картине изображен погожий весенний день. Светит яркое, уже теплое солнце, оно повсюду разливается мягким золотистым светом, который отражается от снега и слегка слепит глаза. Это ранняя весна начинает хозяйничать.
Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.
Главный герой произведения – Иван Жилин. Жилин – боевой офицер, находящийся в месте разгара военных действий на Кавказе
В пьесе Вишневый сад Чехов описывает безысходность, с которой сталкиваются помещики, а в след за этим и вся Россия.
Личность каждого человека состоит из многих элементов, когда мы взрослеем, то начинаем яснее осознавать эту многогранность. В самом раннем детстве трудно понять власть многих эмоций.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
«Традиции и новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума» для 9 класса (Школьные сочинения)
Жанр социальной комедии, «высокой комедии», существовал и развивался в русской литературе в рамках классического направления. Вершина этого жанра – комедия «Недоросль»..
Фонвизина, прославленного комедиографа 18 века. Комедия «Горе от ума» задумывалась Грибоедовым как произведение, продолжающее эту традицию. Однако в процессе работы над текстом планы автора изменялись, и законченную комедию никак нельзя назвать классической, метод её – странная и сложная смесь традиций классицизма с приёмами нового, в ту пору ещё не названного направления. Тем не менее опора автора на традиционную схему очевидна. Комедия делится на пять актов, это количество обязательно для всех драматургических произведений классицизма. Соблюдено и основное правило «правдоподобия», наличие трёх единств: места, времени и действия. Автор, однако, расширяет пределы этих понятий до критической точки.
Место одно – дом Фамусовых, но пространство раздвинуто: действие происходит на двух разных половинах этого дома, в двух разных пространствах.
Сценическое действие охватывает одни сутки, но единство времени отчасти нарушается большим количеством ретроспекций.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Благодаря им мы узнаём личную историю практически всех героев (путешествие Чацкого, его полуроман с Софьей, безродность Молчалина, участие Скалозуба в войне 1812 года, равно как Горича и Чацкого), мы видим противоречивую динамику характеров, образы героев обретают сложность и многосторонность (образ Горича, например). Классицизму же, с его чётким делением героев на положительных и отрицательных, не была нужна их личная история, не были нужны и ретроспекции в прошлое.
Понятие единства действия максимально расшатано, можно говорить об его отсутствии. В сюжете комедии получают развитие два конфликта – общественный и личный. Сами эти конфликты были традиционны для системы классицизма, но в пределах одного текста они не могли сосуществовать как равноценные. Тип конфликта служил жанрообразующими признаками. Писались или комедии положений с любовной интригой в основе, или комедии нравов, характеров, построенные на конфликте общественном. В «Горе от ума» же, план общественный и личный тесно переплетены, действие конфликтов разворачивается в одном обществе, в одном доме, однако участники их различны, имеют место две разные сюжетные линии: Чацкий – Софья – Молчалин (герои любовного треугольника); Чацкий – Фамусов, а затем и все фамусовское общество (участники общественного конфликта). Причём расстановка действующих сил конфликтов традиционна для драматургии классицизма: « добродетельный любовник» – «любовник-злодей» – главная героиня; герой-обличитель, воспитанный на идеалах просвещения, – косное консервативное общество, все представители которого наделены «говорящими» фамилиями (правило классицизма).
Сюжетные линии развиваются достаточно независимо друг от друга, Чацкий поочерёдно «конфликтует» то с Софьей, то с её отцом. Формально связывает два сюжета сцена бала, кульминация обоих конфликтов, так как именно Софья становится виновницей сплетни о сумасшествии Чацкого; сплетни, растущей, как снежный ком, благодаря стараниям почти всех действующих лиц (в том числе и безымянных – г-н Г., г-н Д).
Интересно, что и многие современники Грибоедова воспринимали эти сюжетные линии отдельно, находя нарочитым и ненужным их смешение в одном тексте. Так, Пушкин в письме к Бестужеву хвалил любовную интригу, но всю «общественную» линию считал искусственной; Гоголь же, напротив, восхищался сатирическими местами пьесы, считая любовную интригу бесполезной надстройкой. Их оценка лишь подтверждает то, насколько это смешение конфликтов было странным для читателя.
Решения конфликтов, их развязки, тоже разрушали все читательские представления.
Что касается любовного треугольника классицизма (любовник добродетельный – любовник-злодей – главная героиня), то за каждым из его героев было закреплено определённое амплуа. Героиня могла назвать избранником лишь любовника добродетельного, и читатель вправе предлагать их счастливое соединение (после ряда препятствий) и посрамление недостойного соперника.
Выбор Софьи совершенно не соответствует читательскому ожиданию, он полностью нарушает схему классицизма. Добродетельный герой изгоняется (исполняет амплуа любовника-злодея), избранником оказывается недостойный. Более того, треугольник осложняется введением нового персонажа – Молчалин предпочитает госпоже её субретку (также традиционный персонаж классицизма в несвойственном ему амплуа).
Треугольник сломан, взорван изнутри. Герои классицизма действуют по собственным законам, а не по законам соответствия роли и амплуа, образа и предполагаемого действия.
Авторский осознанный принцип – обман читательского ожидания; введение его, читателя, в более или менее традиционный мир образов, и совершенно неожиданное развитие сюжета, непредсказуемый финал.
Развитие общественного конфликта строится по тому же принципу. После длительного словесного противоборства (традиционного) герой неожиданно (для современников) оставляет поле брани, убегает; бегство главного положительного героя, фактически равное признание его поражения, – принципиально новый сюжетный ход, невозможный в системе классицизма. Формально выраженной развязки нет ни у общественного, ни у личного конфликта, она остаётся за пределами сценического действия, финал открыт – это ново для традиционной формы комедии, для драматургического произведения, школы классицизма вообще. Читателя оставляют перед открытой дверью, ошеломлённого и полного сомнений.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id59626
Новаторство А.С. Грибоедова в комедии “Горе от ума”
–>Просмотров : 1392 | –>Добавил : shurik (04.03.2019) (Изменено: 04.03.2019)
Обсуждение вопроса:
Грибоедов написал свою комедию “Горе от ума” в 1824 году. Она оказала огромное влияние на русскую литературу. Новаторство Грибоедова заключено в том, что он создал русскую оригинальную комедию в стихах. Драматический род литературы требует особого искусства: без авторского слова нужно добиться художественной правды. Ведь драматург создает образ из слов и реплик действующих лиц, и у Грибоедова это получилось. Кроме того, создавая своих героев, автор решал важную для драматурга задачу языковой характеристики персонажей. В комедии каждый говорит свойственным ему живым разговорным русским языком. Как и предсказывал АС Пушкин, многие стихи комедии вошли в нашу речь.
Сохранив отчасти классическую форму комедии, Грибоедов создал реалистическое произведение. Он не стремился идеализировать своих героев и изобразил их объективно, показав как их положительные, так и отрицательные черты. Даже Чацкий (главный герой комедии) не образец для подражания, а реальный человек со своими достоинствами и недостатками. Но это новый тип личности героя, это первый в русской литературе образ дворянина-интеллигента, “выламывающегося” из своей сосоловной среды (как и сам А.С. Грибоедов), образ “мыслящего друга человечества…”. Герцен писал: “Чацкий – это декабрист”. И герой во многом близок декабристам. В своих монологах он не только отвергает устаревшие нормы жизни, но и пропагандирует новую идеалогию, дух свободомыслия (“Он вольность хочет проповедать”, – так говорит о нем Павел Афанасьевич Фамусов), честное служение “делу, а не лицам” (“Служить бы рад, прислуживаться тошно”).
Еще одно достижение реализма в комедии заключено в том, что в ней представлена широкая картина жизни московских дворян после Отечественной войны 1812 года. В своей пьесе А.С. Грибоедов показал, какие вопросы (политические, экономические, нравственные) волновали в то время (10-20 годы XIX века) русское общество. Герои яростно спорят и отстаивают свою точку зрения по вопросам об отношении к крепостному праву, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании, о праве “свое суждение иметь” или не иметь. Нашли свое отражение споры о суде присяжных, о парламенте, о пансионах и институтах, о взаимном обучении, цензуре и многом другом.
Косные дворяне испытывают тревогу за свое благополучие, обнаруживая злобную ненависть к вольнодумству. В богатой галерее образов мастерски представлен мир чиновников, дворянства, крепостников-помещиков, тупоумных офицеров-солдафонов и других.
Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что наряду с любовным он вводит социально-политический, общественный и нравственный конфликты. Но мне кажется, что основным является конфликт между идеалистическими представлениями героев о жизни и реальностью.
Чацкий – герой романтического плана, он не понят обществом, входит с ним в противоречие. Конфликт между Чацким и его противниками – это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее справедливее. Но Чацкий не понимает, что перемены не могут произойти немедленно, так как люди не могут сразу расстаться с привычным образом жизни, и поэтому его идеи в конце комедии терпят поражение.
Софья также страдает в финале пьесы. Нет ничего дурного или ненормального в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое – она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов.
Даже Молчалин, человек практического ума, и тот строит свою жизнь по схеме. Следуя совету своего отца “угождать всем людям без изъятья”, он не понимает, что нельзя угождать всегда и во всем. Особенно нельзя угождать в любви. Он не видит ничего дурного в том, чтобы флиртовать со скучающей барышней, угождая “дочери такого человека”. Но Софья – это слишком сложная натура, ей нужен не флирт, а настоящая любовь, ради которой она готова на жертву. Поэтому и надежды Молчалина в конце произведения рухнули.
Конец комедии “Горе от ума” тоже является отходом от классицизма: в пьесе нет пятого действия, в котором определялась бы судьба героев. Мы расстаемся с ними в самый трудный для них и решительный момент жизни.
Таким образом, Грибоедов создает совершенно новый театр, написав русскую оригинальную комедию в стихах. В ней он впервые художественными средствами выразил протест против косности и отсталости фамусовского общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Кроме того, он поставил в комедии острейшие нравственные проблемы, актуальные не только для своего времени. Поэтому комедия вызывает интерес у читателя и в наше время.
В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии, и это новое понимание жанра стало настоящим новаторством в литературе того времени. При этом Грибоедов, создавая «Горе от ума», придерживался законов драматургии классицизма, например правила трех единств (их еще называют Аристотелевы единства, опираясь на «Поэтику» Аристотеля): единство действия (пьеса должна иметь один главный сюжет), единство места (действие не переносится в пространстве) и единство времени (действие пьесы не может охватывать более 24-х часов).
Однако Грибоедову все же удается совершить прорыв: не меняя формы и сохранив в комедии элементы классического водевиля, столь любимого публикой в то время (любовный треугольник, непонятый герой-любовник, более успешный соперник, обманутый отец семейства и пр.), он все же отказывается от классицизма и создает социально-психологическое произведение. Это новая реалистическая драматургия, и в ее основе лежит задача изображения действительности во всем ее многообразии. Заслугой Грибоедова можно назвать привлечение внимания зрителя к будничности и повседневности, к реальным проблемам сегодняшнего дня, которое достигается с помощью мастерского изображения московского быта с большим вниманием к деталям.
Традиционно комедия состояла из пяти действий, «Горе от ума» же — комедия в четырех действиях. Грибоедов сознательно сделал финал своей комедии открытым: порок не наказан, главный герой не стал победителем, а покинул место действия после бурной сцены. Такая композиция, безусловно, более свойственна реалистической традиции, нежели канонам эпохи классицизма, что в очередной раз характеризует Грибоедова-драматурга как новатора.
В пьесе присутствуют два начала — социальное и психологическое. Социальное начало проявляется в описании нравов общества, интересов людей и московского быта, а психологизм произведения связан с типическим началом. В героях Грибоедова угадываются общечеловеческие черты и определенные типы. Если в эпоху классицизма герои должны были обязательно выступать носителями определенного недостатка, то в «Горе от ума» они сложные и противоречивые личности. В этой многозначности и проявился психологизм произведения.
Еще одним важным нововведением Грибоедова в жанре комедии можно назвать сознательный отказ от теории трех штилей, выдвинутой Ломоносовым, в рамках которой комедия причислялась к низкому стилю, которому свойственна, соответственно, определенная лексика. Грибоедов использует в своем произведении весь диапазон русского языка, вводит в комедию разговорную речь («Я как живу, так и пишу свободно и свободно», — из письма П. А. Катенину 14 февраля 1825 года). Каждый из героев «Горя от ума» имеет свою собственную речевую характеристику: речь Чацкого — это речь образованного человека, речь Лизы изобилует народной мудростью, речь Фамусова — речь узколобого мещанина и пр. Имитируя живую разговорную речь, Грибоедов мастерски выстраивал диалоги, а монологи в произведении служили элементом психологического начала, так как именно они способствовали самораскрытию героев. Все это было нетипично для пьес того времени, и это тоже можно назвать новаторством Грибоедова-драматурга.
Также важно отметить, что автор сознательно отказался от тяжелого александрийского стиха в пользу вольного стиха, которым писались басни Крылова, — разностопного ямба, и это заметно оживило произведение.
Подытоживая, можно сказать, что Грибоедов отказался от множества предписаний и создал произведение, в основе которого лежат новаторские открытия. В «Горе от ума» есть черты трех литературных направлений — уходящего классицизма, приходящего ему на смену романтизма и зарождающегося реализма.
Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в. Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера. Уже в комедии Грибоедова, в сравнении с «Недорослем» Фонвизина, люди состоят не из одних пороков и не из одних добродетелей, как это получалось у драматургов XVIII в. Персонажи «Горя от ума» раскрываются многосторонне. Фамусов не только реакционер, ненавистник просвещения,- он и любящий отец, и стареющий волокита, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем самостоятельная девушка, человек решительного характера. «Что такое Репетилов? В нем два, три, десять характеров»,- писал Пушкин. В Чацком отмеченная Пушкиным пылкость сочетается с высоким интеллектом, чувствительностью и остроумием.
Только Грибоедову впервые в русской драматургии удаются подлинно реалистические типы как отрицательных персонажей, так и положительного героя. Последнее явилось особенно большой заслугой Грибоедова как писателя. Положительные герои выступают и в произведениях декабристов. Однако созданные ими образы обычно страдали отвлеченностью, абстрактностью. Иное дело грибоедовский Чацкий.
В критической литературе нередко ставилась под сомнение типичность образа Чацкого. Указывалось на черты резонерства, напоминавшие положительных героев-резонеров, характерных для комедии XVIII в. Делался упрек в том, что Чацкий не живой человек, а якобы ходячая мораль, рупор автора, абстрактная идея, не воплотившаяся в художественный образ. Критик-романтик Н. И. Надеждин писал тогда: «Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии». Напротив, другой критик – Полевой в своей статье о Грибоедове утверждал, что «в Чацком выражено все, чего желал поэт от молодого поколения нашего, и мы не назовем лица его идеалом. Чацкий не идеал, а человек, каким, может быть, чувствовал себя Грибоедов. Он так противоположен всем и всему окружающему его, что при каждом обстоятельстве, при каждой встрече должен невольно ссориться с людьми, их мнениями, их обычаями и привычками.
При таком плане комедии были невозможны мольеровские примеры. Тут не могло быть ни искусственной любви, которая служила бы завязкою пьесы, ни резонера дяди, ни ветреника юноши, ни плута слуги. Поэт взял свои лица из окружающего его общества, а не из прежней теории комедии, и оттого все они носят свой самобытный образ. Позднее Гончаров убедительно показал психологическую правдивость личности Чацкого и всей его драмы. Советские исследователи раскрыли глубокую связь его с движением декабристов. В изображении переживаний Чацкого, его романтической пылкости, его чувствительности Грибоедов многому научился у поэтов-декабристов, отказавшись, однако, от их отвлеченной, абстрактной героизации положительной личности. Это действительно героическая личность, но это и живой человек.
Важно отметить, что методом типизации у Грибоедова служит не психологический анализ, имеющий для него важное, но все же не основное значение. Драматург большее внимание уделяет характеристике моральных качеств и.особенностям взглядов персонажей комедии, чем их психологическим переживаниям. Это характерно для писателей-просветителей. Он не отказывается также и от нарочитой подчеркнутости, заостренности и даже гротескности в изображении отрицательных типов, как, например, Скалозуба, Молчалина. Тем ярче раскрывается их сущность. В этом отношении Грибоедов также использовал лучшие достижения сатирической литературы XVIII в.
Уже в современной Грибоедову критике отмечалась в комедии самобытность – первообразность характеров. Грибоедов не списал, а создал их, указывая К. А. Полевой. «Он схватил множество рассеянных в разных лицах черт характера московского барина, облек их истинными формами, дал им жизнь и наименовал их: Фамусов. Так и останется это лицо жить в потомстве. Фамусов является вам в обществе под тысячью различных обликов, и потому-то многие находят в нем сходство с тем и с другим. Они правы и не правы. Черты Фамусова находятся во многих, но собственно это лицо есть создание поэта; поэт собрал самые осязаемые из сих черт и воплотил их в лице Фамусова, который потому-то и верен своему идеалу до такой изумительной степени, что в нем соединены самые главные, отличительные, основные приметы московского барина. Это лицо так же истинно, как лицо Фигаро, Фальстафа, Гарпагона, Жилблаза, прототипов своего рода, и в создании характера Фамусова Грибоедов едва ли не стал рядом с Бомарше, Шекспиром, Мольером и Лесажем.
Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает свои индивидуальные черты и свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портретность персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты,- писал драматург,- входят в состав комедии и трагедии. В них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные – всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий». «Все действующие лица пьесы кажутся нам как будто знакомыми,- писалось в 1830 г. в журнале «Московский телеграф»,- это – галерея вымышленных портретов, в которых мы видим такую выразительность, что каждый из нас, глядя на.оные, старается угадать, с кем они схожи. Это доказывается тем, что многие до сих пор приискивают подлинников для сих чад фантазии Грибоедова». И не случайно современники, а позднее многие исследователи отыскивали прототипы грибое-довских персонажей в барской Москве его времени. Так, в образе Фамусова угадывали некоторые черты дяди драматурга – Алексея Федоровича Грибоедова, который любил указывать на себя как на образец для подражания. «Образец его нравоучений: «я, брат. » – сообщает писатель в заметке «Характер моего дяди». Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев Толстой в «Войне и мире».
Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, Грибоедов, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 человек дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого. Когда комедия была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.
Ю.М. Лотман писал, что 1820-е гг. были очень театральны. Театр был очень популярен, становился аналогом самой жизни. Бурно развивался водевиль – лёгкое куплетное произведение на злободневные темы. Но это не отвечало сути театральной жизни. Была необходима общественная комедия. Русскому театру не хватало нового героя. Грибоедов внедряет в сознание новый мирообраз.
На первый взгляд, комедии Грибоедова традиционны. Соблюдается единство времени (действие длится около 20 часов), места (дом Фамусова), действия (любовный треугольник). Но в течение этого дня разворачивается история русского общества в
течение 10 лет, она разворачивается в ретроспекции, в памяти. Пространство также раздвигается в репликах персонажей. Многие герои не присутствуют в действии, но о них постоянно упоминается – это внесценические персонажи, создающие пространство жизни. Вяземский говорил: «В комедии Грибоедова народ действующих лиц». Любовный треугольник не имеет счастливого конца – все герои несчастны. Софья и Чацкий представляют столкновение сильных личностей. Молчалин вряд ли может быть частью этого треугольника.
Первый вариант заглавия – «Горе уму», но это более однозначное и однонаправленное заглавие. Концовка пьесы амбивалентна: горе достаётся не только уму Чацкого, но и от его ума фамусовскому обществу. Ситуация комедии рождает синтез комедийного и трагического начал. Грибоедов принципиально настаивал на комедии как на жанровой направленности своего произведения, потому что для него комедия была связана со смеховой культурой, в которой сочеталось комическое и драматическое. Грибоедов выявляет двойственную природу смеха. Ситуация в комедии лишена внутренней комедийности. Это миллион терзаний героев, высокая комедия, ставшая национальным воплощением жанра. Смех в ней очищающий, просвещающий.
Первое явление первого действия отображает любовно-психологическую ситуацию, второе явление – общественно-философскую ситуацию. Эти ситуации чередуются в последующих действиях. Общественно-философская драма связана с любовно-психологической. Комедия Грибоедова написана динамичным разностопным ямбом. В комедии 2221 стих и 60 типов реплик.
Сочинение: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии Горе от ума
Всего ответов: 7 |
Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
Автор: Грибоедов А.С.
Комедия “Горе от ума” создавалась на стыке трех литературных направлений и стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной направленности самой комедии. Замысел автора требовал новых форм и их воплощения. Перед нами образец первой реалистической комедии, которая приобрела оригинальные черты благодаря многим новаторским приемам, используемым автором. Так, характеры героев пьесы даны в развитии. В своих воспоминаниях Чацкий рисует нам свое детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софьей. Следует сказать, что автор не делит своих героев на положительных и отрицательных, как требовали того правила классицизма. Характеры персонажей выпуклы и многогранны. Все они — типичные люди своего времени и среды. В основе классицистической комедии лежала любовная интрига. Грибоедов оставляет ее основой для сюжета, но любовная интрига не является доминирующей, она постепенно перерастает в общественный конфликт, который становится основным. Комедия же из любовной превращается в общественную.
В основе классицистической комедии лежал любовный треугольник, состоящий из первого любовника, как правило, идеального героя, положительной героини и второго любовника, менее достойного, чем первый. Любовная интрига завершается выбором героиней более достойного из двух героев. Но в комедии Грибоедова не один треугольник, а несколько. Молчалин “принимает вид любовника” с Софьей, хотя ему по сердцу ближе Лиза, а той в свою очередь “милей Петруша”. Кроме того, за Лизой не прочь приударить и сам Фамусов.
Еще одно нововведение Грибоедова состоит в том, что он изменяет амплуа героев. Классицистическая комедия подразумевала наличие героев-резонеров, не участвующих в действии, но выражающих авторскую позицию, и субретки, активно принимающей участие в действии, но не высказывающей ни своего, ни авторского мнения. У Грибоедова Чацкий выступает в двух ролях: он является участником любовной интриги и, в то же время, резонером, участником общественной интриги. Так и Лиза -она одновременно является субреткой и вторым резонером, дающим меткие характеристики действующим лицам комедии. Так, например, она говорит о Чацком: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий? ”
Финал комедии трагичен. Чацкий, обвиненный в сумасшествии, разочарованный, вынужден бежать из Москвы. Добро в комедии не торжествует, а зло не наказано, хотя симпатии автора целиком на стороне главного героя.
Композиция классицистической комедии состоит из экспозиции, в которой второстепенные персонажи в длинных монологах представляют главных героев, завязки, развития действия, кульминации и развязки, иногда присутствует эпилог и пролог.
В комедии Грибоедова нет пространных монологов, произносимых второстепенными лицами, на сцене сразу появляются участники любовного треугольника: Софья и Молчалин. В экспозиции Софья рассказывает свой сон, который помогает нам понять ее характер. Героиня оказывается хитрой, находчивой девушкой, рассказывающей выдуманный сон, чтобы не только выйти из затруднительного положения (отец застал ее с Мол-чалиным), но и узнать его реакцию на то, если бы она захотела выйти замуж за Молчалива. Сюжет сна напоминает сюжет французских романов, которые любит просмотреть Софья. Лиза в своих высказываниях представляет будущих героев, а также дает им меткие характеристики. Вот, например, полковник Скалозуб: “И золотой мешок, и метит в генералы”. Завязка – появление Чацкого, влюбленного в Софью. Экспозиция общественного конфликта – первый монолог Чацкого, в котором он интересуется у Софьи произошедшими событиями за время его отсутствия. Он, как романтический герой-одиночка, противопоставлен всему фамусовскому обществу. В своих гневных обличительных монологах он клеймит устои этого общества. Но Чацкий не одинок в комедии. У него есть сторонники среди внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является нововведением Грибоедова. К числу представителей “века нынешнего” относится князь Федор, “химик и ботаник”, двоюродный брат Скалозуба, “который “чинов не хочет знать”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”, и та передовая молодежь, от имени которой в своих монологах выступает Чацкий.
Главный герой— представитель “века нынешнего”, он не приемлет образ жизни отцов, “век покорности и страха”. В разговоре с Фамусовым он ставит под сомнение авторитеты, которым поклоняется все общество, он говорит о “подлейших чертах прошедшего житья”. Чацкий – патриот, он готов служить на благо Отчизны, готов служить “делу, а не лицам”, при этом “прислуживаться” ему тошно. Монолог Фамусова “Вот то-то, все вы гордецы. ” и монолог Чацкого “Где, укажите нам, отечества отцы. ” являются завязкой общественного конфликта, который, постепенно развиваясь, выходит на первый план, а любовная интрига отходит на второй. Таким образом, комедия из любовной превращается в комедию политическую. Кульминация комедии — это бал в доме Фамусова, куда съехались представители московского барства, образ жизни которых клеймит Чацкий в своих монологах. Именно на балу была пущена сплетня о сумасшествии героя. Виновницей этого стала Софья, возлюбленная Чацкого, сказав: “Вот нехотя с ума свела”. Она заклеймила Чацкого, а общество вмиг подхватило эту мысль и сделало героя социальным безумцем, потому что другого оружия у них против Чацкого не было. Так косное общество расправилось с передовым человеком.
Развязка комедии трагична. Горе досталось не только Чацкому, но и Софье, которая увидела Молчалива в истинном свете. Спокойствие Фамусова также нарушено, ибо он в страхе восклицает: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?”
Чацкий же уезжает, а не погибает, как истинно романтический герой, уезжает, ибо “сломлен количеством старой силы”, но он одерживает моральную победу, нанеся удар по устоям фамусовского общества, спокойное, сытое существование которого кончилось. Его мораль осудили, против него восстали.
В своей комедии Грибоедов сохраняет такой традиционный прием для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Фамусов – молва. Действительно, он известен в московском обществе и занимает высокое положение в нем. Репетилов – повторять. Репетилов, являясь в дом к Фамусову, приносит много сплетен и новостей. В комедии много ассоциативных фамилий, таких, как Скалозуб, Хлестова, Молчалин, Тугоуховский, да и сам Чацкий, прототипом которого послужил Чаадаев, объявленный сумасшедшим за свои вольнолюбивые мысли.
В своей комедии Грибоедов использует принцип типизации, который является основным в реалистическом методе изображения действительности. Все герои комедии типичны, хотя и обладают индивидуальными чертами, присущими только им. Автору хватило одного дня, чтобы показать жизнь не только московского барства начала XIX века, но и всей России. Речь героев комедии индивидуализирована, она служит средством характеристики персонажей. Обилие афоризмов делает пьесу более живой и запоминающейся: “Свежо предание, а верится с трудом”, “Дома новы, а предрассудки стары”, “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”, “Счастливые часов не наблюдают” и другие. Драматург заменил почтенный александрийский стих комедии на вольный ямб, приблизив речь героев к естественной речи, что подготовило переход русской драматургии к прозе (“Ревизор” Гоголя). Большое количество внесценических персонажей расширяет рамки комедии, выводя ее за рамки фамусовского дома. Тем самым нарушается единство времени и места. Грибоедов, используя драматургические нормы прошлого, объединяя сразу несколько литературных направлений и стилей, создал первую реалистическую комедию в русской литературе, которая поражает нас до сих пор своей новизной и актуальностью.
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». Сочинение для 9 класса.
Прежде чем писать сочинение на тему «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА», давайте систематизируем, в чем же заключаются традиции и новаторство Грибоедова.
Текст сочинения.
Знаменитая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно- крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С. Грибоедов. В комедии «Горе от ума» Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы своего времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении перед всем иностранным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов, столкновение «веса нынешнего» с «веком минувшим».
В соответствии с традициями классицизма. Грибоедов выдерживает три единства в комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее — сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого. Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличии от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.
Личная драма героя, страстность заставляют его с негодованием выступать против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привлекает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок», не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова.
По-новаторски показывая воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительным и отрицательный героем, а представлена в виде злободневного конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции не находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.
Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в финале пьесы. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова.
Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев автор переносит внимание читателя на социально- политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.
«Горе от ума” представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в изображении героев. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической драмы. В своей статье «Миллион терзаний” Гончаров пишет, что в “Горе от ума” дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки, но все же критик видит в произведении «…истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров». Так Грибоедову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров.
По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, А.С.Грибоедов удачно использует другие достижения сатирической литературы XVIII в. Он применяет для своих персонажей «говорящие» фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев.
Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии — это ее язык. А. С. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. «Половина (их) — должны войти в пословицу» — это пророчество Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.
По богатству своего содержания и художественности форм «Горе от ума» явилось комедией замечательной и исключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. Грибоедов дал образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога. Он вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность.
Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии Горе от ума: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии Горе от ума Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 01:50:47 17 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 18 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно просмотреть |