СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”: сочинение

Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение

Само название комедии говорит за себя. Горе от ума, заключающее в человеке, обладающим умом в отличие от других. Хотя автор не показывает, кто именно глуп.

Сама пьеса построена на олицетворении узких рамок классицизма. Перед нами предстает ярко выраженный конфликт противостояний разных типов ума. В произведении произвольно напрашивается вопрос, интересующих многих читателей, что из себя представляет ум? Каков его эталон? Какой именно герой умен, в отличие от других? В пьесе каждый герой пытается логически рассуждать, что представляет ум для человека. Эталона ума нет в пьесе автора, а значит и нет самых умных, то есть победителей.

Автор выставил на передний план двух героев: Чацкого и Фамусова. В пьесе мы наблюдаем столкновение умов двух героев: Чацкого с фамусовским обществом.

Первый герой – положительный, отличающий от других тем, что он человечнее, чувствительнее, чем другие герои. Нельзя сказать, что он умнее всех. Он прежде всего великодушен и благороден. Для Чацкого на первом месте стоят ум и чувство, в этом и состоит его горе от ума, которое призвано в свете чувством. Чацкий непонятен фамусовскому обществу только потому, что он не желает что-то менять и даже осуждать. Каждый человек имеет право на собственное мнение, на свою жизненную позицию, как рассуждает наш положительный герой. Он – человек слова, чести, доблести, веры, правды. Фамусовское общество наступает на него, что молодой человек не может смириться жить в таком обществе и принимает решение уехать за границу.

Фамусов – отрицательный герой в пьесе. Его характерные черты – лживый, глупый, невежественный, впрочем, как и всё фамусовское общество. У них отсутствуют желания преодоления своих недостатков. Одним словом, эти люди – подхалимы и глупцы.

Что же входит в смысл самой пьесы? Что хотел сказать автор?

Смысл название пьесы говорит о том, что положительный герой страдает от того, что не хочет быть похожим на общество, в котором он обитает. Он борется за правду, честь, верность, свободу, любовь и дружбу. Комедия обращена не к Фамусовым, а именно к Чацкому, который смешной и одинокий. Назвал его «умным», таким образом осмеял понимание, что значит в человеке ум.

Комедия сама по себе нетрадиционна для того времени. Писатель показывает социальную среду, проблемы, затрагивающие общества того времени. В тоже время, писатель высмеивает фамусовское глупое и смешное общество, в котором он жил. В этом и заключается основной смысл комедийной пьесы.

Вариант 2

Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.

Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.

Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.

Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.

Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.

Как ни удивительно, но Чацкий является не просто умным человеком, но и во много патриотом, который старается ради своей страны. Тем не менее, практичные фамусовы не будут слушать подобных эфемерных рассуждений наподобие «а судьи кто.. » они будут слушать зов собственной выгоды и комфорта.

Смысл названия

Грибоедов Александр Сергеевич, это талантливый музыкант и писатель русской литературы. Воспитывался матерью, так как отец был занят работой, и не имел ни какого образования. С ранних лет, ему прививали любовь к иностранным языкам и игре на фортепиано. С 13 лет, молодой юноша, уже вплотную занимается литературой, и пытается делать свои наброски в творчестве. Известная работа «Горе от ума», была написана на Кавказе, в начале воинской службы.

Само произведение, несёт в себе смысл своего названия. Главным героем работы автора, является Чацкий. Это человек, с прекрасным раскладом ума, но это черта, и отвергает его от всего общества. В действиях пьесы, можно понять что он, остроумен, но глуп. Даже когда речь шла о великой карьере в службе, он поп росту «проворонил» этот шанс. Герой Фамусов, всячески вразумить Чацкого, но это бесполезно. Вспоминая бывалое правление, с хорошей стороны, они долго беседуют, у них одинаковые мысли, но на службу Чацкий так и не вернулся. Чацкий, выдвигает мысль о том, что именно крепостное право, является причиной страданий человечества. И таковые мысли, заставляют Фамусова просто молчать, и даже не спорить с остроумным человеком, который так ни чего и не добился в жизни.

В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.

Практически на всём этом, и становилась идея написания этой работы. В конкретных случаях, можно понять, что только из – за споров умного человека с глупым просто людом, и произошло название этой работы. Под «горем» Грибоедов, несёт мысли действия Чацкого. Образование, мышление и пылкость этого персонажа, сводит к его неудачам и потерям. Даже в личной жизни, он терпит неудачу. Под словом «Ум» в данной прозе, Александр Сергеевич, подразумевал честность, смелые чувства человека, уверенность Чацкого. Эта работа, получила огромную популярность после смерти автора, так как при жизни, многие детали запрещала цензура. Пьеса, которую сыграли на то время, стала шедевром мировой культуры.

Сочинение 4

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» – Александр Андреевич Чадский. Герой является представителем передовых идей, в его обрезе отражены черты декабристских настроений. Чадский умен и просвещен, он стремится к саморазвитию. Герой – патриот своей страны, он выступает против крепостного права и чинопочитания. Также Чадский осуждает любовь светского общества к всему иностранному, он является приверженцем русских традиций и культуры.

Вернувшись на родину из-за границы Чадский пытается поделиться своими мыслями и идеями с представителями «века минувшего» – фамусовским обществом. Однако в кругу знакомых и близких друзей мировоззрение героя встретили сначала снисходительно и иронично, а затем и вовсе назвали бунтарским. Чадского сочли сумасшедшим только от того, что его мысли были признанны вольнодумными, так как противоречили взглядам тогдашнего светского общества.

Чадского постигает «горе от его же ума». Он оказывается одинок в своих суждениях, но это не заставляет его отказаться от них. Герой до конца комедии остается верен своим убеждениям, он с пылом и страстностью отстаивал свою правоту, хотя его монологи враждебно принимаются со стороны окружающих. Но цельность натуры героя не искала признания общества, осознавая свою правоту, он отстаивал ее. Чадский стремился донести до людей необходимость перемен в социальном укладе при помощи реформ.

Горе Чадского от ума заключается в том, что его идеи и мысли не нашли сторонников. Можно сказать, что герой был способен думать более прогрессивно, чем социальное общество, в которое он попал. Герой пытается самостоятельно изменить мировоззрение людей, однако они не хотят меняться, мнение большинства побеждают правильные взгляды и идеи одного человека. В конце комедии, поддавшись воле чувств, Чадский покидает фамусовское общество.

На месте Чадского может оказаться совершенно любой человек, если попадет в общество с противоположными ему ценностями и нормами жизни. В таком случаем человек может пострадать от собственного ума, если его мировоззрение покажется слишком неприемлемым для социального уклада.

Смысл названия комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

В сказке «Снежная королева» олицетворением добра и света является главная героиня – девочка Герда

Все произведение Гоголя построено на взаимоотношении главного героя, которым является Хлестаков, и чиновниками городка, в котором и происходят события «Ревизора».

Это лето было просто замечательным. Почти все время я провел на даче у своей бабушки. У нее во дворе живет немецкая овчарка по кличке Барс. Даже не смотря на то, что собака сторожевая, по отношению ко мне она оказалась очень доброй.

Многие русские писатели в своих произведениях упоминают исторических личностей. В своем произведении Толстой описал Наполеона Бонапарта. Полководец имел неприметную внешность и был полным.

Однажды увидел я… чудо. Чудеса разные бывают. Один раз я точно видел, как мой робот сам двигался! Я уже ложился спать, а тут заметил, как робот шевельнулся. Я совсем не испугался.

Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова сочинение 9 класс

Наименование произведения Горе от ума гениального автора А. С. Грибоедова еще до прочтения, указывает на многозначительность темы сочинения. Уже в самом заглавии комедии озвучена основная проблема – проблема интеллекта. Грибоедов формирует для читателя головоломку, могут ли умственные способности сделать человека несчастным. При этом понятие ум раскрывается в более широком смысле, рассматриваются не просто интеллектуальные способности, а концепция жизни в целом.

Автор выносит на рассмотрение общечеловеческие проблемы, которые актуальны и в наше время. Основной идеей пьесы является конфликт между извечными соперниками дураком и умным, в аналогии с русскими пословицами, в которых глупец одерживает победу. Писатель распределил героев произведения на два диаметрально противоположных течения. Дворянское двуличное, примитивное, лживое общество в лице Молчалина, Фамусова и прочих подобных представителей и справедливый, образованный, честный свет в лице Чацкого.

Читайте также:  Бал в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Являясь носителем ума колкого, решительного, бескорыстного, любознательного, прямолинейного герой Чацкого противостоит морали застоявшегося дворянского сословия. Необразованные, глупые представители фамусовского общества живут в своем однообразии, не зная понятий чести и благородства, и их это устраивает.

Высокий интеллект и просвещенность Чацкого, задевают многих персонажей комедии, а вот Чацкий – сумасшедший обществу не страшен. Считать его здравомыслящим человеком, означало бы признать его убеждения и идеи разумными. Не желая ничего менять в своем образе жизни и мышлении, обществу удобнее видеть в нем безумца, ведь тогда все столь правдивые слова его – только лишь результат помутившегося рассудка.

Многие фамусовские герои считают себя далеко не глупыми, принимая обман и притворство за подлинный ум. Они имеют свою философию, но только идеалы их материальны, мысли мелки, а ум меркантилен. В таком обществе человек не важен, важен чин, титул, либо уменье услужить.

В данном произведении действительно умный Чацкий испытывает лишь разочарование и горечь страданий, а общество стремится, как можно быстрее избавиться от него. Решительный, грамотный, но одинокий Чацкий пострадал по причине своего благородного стремления изменить людей, сделать их честнее, умнее, бескорыстнее. Однако общество его не поняло, не признало и сочло опасным. Разочаровавшись не только в окружающих людях, но в любимой женщине, Чацкий глубоко несчастлив. В борьбе за правду важную роль играют поддержка и уважение, которых герой так и не добился.

Вариант 2

Горе, действительно, от ума часто бывает, а уж в этом произведении – точно. Дело в том, что Чацкий слишком уж умный, слишком всё понимает, а от этого вносит смуту в жизнь людей, которые, конечно, резко не смогут поумнеть.

А ведь все живы-здоровы, никто не голодает. Я к тому, что если бы Софья, любимая Чацким, заболела сильно, то вот это была бы проблема. Или Фамусова бы хватил удар, или они бы разорились, или война началась… Вот это проблемы – внешние! А тут человек сам себе всё надумывает, создаёт трудности. Их можно исправить, поменяв свой взгляд на всё. Вот войну так просто не «сотрёшь», если уж она объективно существует.

Хорошо, что Чацкий не болен, есть у него силы возмущаться, смеяться над другими. А если бы он лежал в горячке, то, наверное, ему бы было до своих проблем. Он бы радовался, если б Софья принесла ему воды. И он бы не спрашивал, Молчалин ли ей помогал или кто ещё. Других исправить – задача слишком сложная. (Можно договариваться, конечно.) Важно исправлять себя – менять, чтобы можно было воспринимать человека рядом, несмотря на недостатки, но это если он тебе нужен. Если не нужен, то от него просто нужно держаться подальше. Вот на это лучше использовать свой ум, а не на осуждение других…

Чацкий себе нарисовал изначально идеальный портрет Софьи. Они долго были в разлуке, как говорится… Чацкий путешествовал! И теперь вдруг он поразился тому, что она оказывается не такой уж и замечательной девушкой. Особенно его удивляет и обижает, что его избранница отдаёт предпочтение Молчалину. Ведь умом Чацкий знает, кого Софья «должна» любить – умного, благородного… В общем, его самого! Но сердцу, говорят, не прикажешь. И вообще, это Софьи дело.

Ум Чацкого выискивает всю неискренность, подлость московского общества. Он понимает, что так жить просто нельзя, что это всё гадко. И сердце его от этих мыслей разрывается. Думаю, что у него и спазмы всякие в теле – от возмущения. Но так можно было бы возмущаться тому, что тигр есть зебру. Это ужасно, но это закон природы. Ты можешь возмущаться и страдать, но мало что изменится.

Чацкому нужно было б ум направить не на «обличение», а на что-то хорошее, а то от его критики плохо всем: и окружающим (даже тем, кого он любит), и ему самому.

Сочинение Смысл названия произведения Горе от ума

Можно подумать, что название это – поговорка, но сейчас, если она и есть в словарях, то это название комедии, которое уже все подхватили. Просто Грибоедов выбрал очень емкую, точную фразу, которая ещё и прекрасно отражает смысл всего произведения.

Я понимаю название так, что главный герой несчастен из-за своего ума. Так и получается: в московское общество возвращается умный Чацкий, видит все недостатки людей, их отношений, поэтому чувствует себя несчастным, оказывается отвергнутым и уезжает. Андрей когда-то сам был частью этого общества, но он был слишком молод, чтобы понимать что-то. После путешествия по разным странам, знакомств с разными людьми, обучения, чтения книг он, конечно, поумнел. (Да и просто повзрослел!) А его «родное» общество осталось, как и было. Может быть, ещё и хуже стало. Молодые живут, как советую старики. Процветают глупость, сплетни, тщеславие, погоня за выгодой и деньгами. Молодые, может, и не так уж глупы, но они просто даже никогда не видели своего мира со стороны, как его увидел Чацкий.

Андрею больно от того, что он не может не замечать недостатков родных людей. Над чьей-то ограниченностью он ещё смеётся, но видеть, например, что его любимая Софья предпочитает «подхалима» Молчалина, ему невыносимо. (Тем более что Молчалин её специально обманывает!) И замечать, как жена мучает его друга своей глупой заботой, мешая ему реализовываться, тоже неприятно.

А люди вокруг тоже понимают, что Чацкий чужой им. Сначала даже пытаются его «добрые люди» учить, давать советы, как угодить всем, «выслужиться»… Но, конечно, Андрей и слушать не хочет. Был бы он еще богат! Его, может, и послушали, как достойного жениха или коллегу, а у него и состояния нет… Вот поэтому, с «легкой» руки Софьи, его объявляют сумасшедшим.

Действительно, горько герою от того, что он такой умный. Но уверена, что Чацкий ни за что бы не отказался от своего ума, чтобы просто жить среди этих «токсичных» людей. Ему оставалось только бежать от них, чтобы не «ослепнуть». Хотя, конечно, у людей всегда есть недостатки. Главное для умного Чацкого – не искать плохое, а смотреть более позитивно, а то он так один и останется. И он ведь тоже не совершенство!

Вот так для меня раскрывается данное название. Но тут нужно, понятно, читать произведение, а то можно подумать, что горе может быть и от того, что учишь литературу с математикой – развиваешь свой ум. (тут беда, если, наоборот, не выучил.)

Образец 4

Грибоедов написал огромное количество разных произведений. Произведение «Горе от ума» указывает на многозначительность названия и от него можно ожидать многого. Кроме этого из названия можно понять, что здесь разговор пойдет про интеллект. Автор с самого начала ставит перед читателем головоломку, которую можно разгадать по мере прочтения произведения. Также он заставляет каждого человека задуматься над тем может ли умственные способности принести человеку несчастье. А немного позже Грибоедов кардинально широко раскрывает понятие ум.

Еще здесь рассматриваются проблемы, которые популярны и актуальны и сегодня. Здесь имеются и умные люди и дураки, и между ними идет постоянный спор, и никто не может решить эту проблему. А ведь в мире существует огромное количество разных пословиц, а также и поговорок, в которых дурак становится лучше, чем умный человек и одерживает над ним победу. К дворянскому обществу относятся: Чацкий, Молчалин и Фамусов.

Здесь автор описывает сначала Чацкого, а потом и Фамусова. Чацкий никогда не пройдет мимо человека, которому плохо или кому требуется помощь. Кроме этого он никогда никому не навредит и не оскорбит. Если Фамусов всех и постоянно осуждает, то Чацкий никогда этого не сделает и никого никогда не осудит и не оскорбит. Также ему не хочется ничего менять в своей жизни и все оставил как есть. У каждого человека имеется свое личное мнение, которое он обязательно должен высказывать окружающим. А поскольку ему очень тяжело жить в таких условиях, да еще и с такими людьми, то единственным правильным вариантом является просто уехать подальше отсюда и навсегда забыть об этом.

Как только Чацкий увидел Софию, то сразу же в нее влюбился и теперь готов сделать все для того чтобы она ответила ему взаимностью. Вот только Софии нравится совсем другой человек и это она открыто заявляет Чацкому.

А вот Фамусов является полной противоположностью первого героя. Он любит только хамить или грубить, а по-другому он вообще и разговаривать не умеет. И даже если и есть у него недостатки, то исправлять Фамусов их не собирается.

Из всего этого можно сделать следующий вывод, что Чацкий добрый и совсем не хочет походить на то общество, которое его окружает. И для того чтобы все это исправить он готов на все. Хотя одного человека можно исправить, а вот целое общество невозможно исправить и ничего с этим поделать просто нельзя. И все это произведение направлено именно к этому герою. Он его высмеивает, а также показывает, как на самом деле он одинок в этом обществе. Именно его автор называет умным человеком.

Автор показывает, как живет сейчас общество, и какие проблемы решает, а ведь они не меняются. Кроме этого он показывает, что общество Фамусово совсем не то общество, к которому нужно примыкать и брать с них пример.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Произведение носит автобиографический характер. В повести «Детство» автор рассказал о собственных детских годах. В детстве для писателя главным являлась его бабушка. В повести каждый герой играет особую роль.

Попрощавшись с супругой, царь отправляется в путь. Жена ожидает его, с грустью смотря в окошко. В ночи рождается будущая царевна. Вскоре приезжает царь. Супруга умирает.

Следует отметить, что на протяжении довольно долгого времени «Декамерон» был запрещен церковью. Неудивительно, ведь среди искрометных рассказов есть весьма провокационные. По сути, данное творение описывает эпоху

Великий русский художник И. А. Тихий написал картину “Аисты” в 1960 году. На переднем плане изображён зелёно-жёлтый луг с высокой и густой травой. С правой стороны полотна видно заросли камышей

История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.

Сочинение: Смысл названия комедии Александра Грибоедова Горе от ума

Смысл названия комедии Александра Грибоедова Горе от ума

«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал — «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

«Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»»

«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал — «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

Смысл книги Горе от ума и его названия

Действие разворачивается в доме известного московского помещика Фамусова, в спальне его дочери Софьи, которая всю ночь провела, общаясь со своим возлюбленным, по совместительству секретарем своего отца, Молчалиным. Софья узнает, что после долгого путешествия, в Москву вернулся Александр Андреевич Чацкий, воспитанник Фамусова, друг ее детства и бывший возлюбленный. При первой встрече с Софьей Чацкий начинает расспрашивать ее об общих знакомых, попутно отпуская в их адрес саркастические замечания, не обходя своим вниманием и Молчалина, чем сильно задевает Софью.

По ходу пьесы в доме собираются гости, с которыми Чацкий общается на разные темы, активно вступая в споры. Софья, обиженная на друга детства, распускает слух о его психическом нездоровье, который моментально разносится среди гостей. В финале вечера недоумевающий Чацкий случайно узнает, что Софья влюблена в Молчалина, а тот неравнодушен к служанке Лизе. Эту же информацию слышит Софья, которая выгоняет Молчалина. На шум сбегаются люди, и любовная история перестает быть тайной. Фамусов вне себя, а Чацкий, оскорбленный и разочарованный, вновь отправляется путешествовать.

Смысл названия комедии Горе от ума

«Горе от ума» А.С. Грибоедова — нестареющая классика. Годы не властны над этой удивительной комедией. Персонажей произведения можно встретить в повседневной жизни. Почему же комедия приковывает внимание огромного количества читателей? В чем смысл названия «Горе от ума» А.С. Грибоедова?

Ум и глупость. Название комедии чётко отражает противопоставление крайне важных характеристик человека. С возрастом человек должен становиться мудрее, ведь год от года он набирается опыта. Но так ли это на самом деле?

Горе от ума — событие, которое может случиться с каждым образованным человеком. А.С. Грибоедов с помощью комедии показывает, что ум — это крайне опасное качество для многих людей.

Проблематика названия «Горе от ума»

Смех сквозь слезы. Горе от ума. Автор в смехотворной форме выражает проблематику общества. Нельзя серьёзно относиться к жизни. Невозможно все знать и уметь. А.С Грибоедов создал комедию, целью которой является не только разнообразить времяпрепровождение людей, но и рассказать, что волнует каждого из них.

Произведение начинается с парадоксального сочетания в названии. Что хотел этим сказать автор? Для многих ум главного героя выражается в безумии. Окружающие не воспринимают персонажа всерьёз. У героя со временем наступает прозрение. Он осознает, что общество его не слышит и не понимает.

Смысл названия произведения

Персонажи, которые описывает А.С. Грибоедов, живут среди нас. Название «Горе от ума» говорит само за себя. Есть люди, обладающие умом. А есть те, которых можно отнести категории глупцов. Но кто есть кто? Александр Сергеевич не говорит чётко, кто глуп, а кто наоборот.

Исходя из названия можно понять, что в произведении есть место конфликту противостояний ума и глупости. Но как определить умного человека? По каким критериям проявляется глупость? Где эталон, на который следует равняться?

Положительный герой пьесы поглощён внутренними противоречиями. Ему некомфортно в обществе, в котором он находится. Он противопоставляет себя всем. Герой ведёт борьбу за справедливость, честность, правду. Но выиграет ли он эту битву? А.С. Грибоедов показывает его как одинокого, никем не принятого, смешного. «Умный». Автор с усмешкой называет так героя.

А.С. Грибоедов уже в названии говорит, что умничать нехорошо. Не нужно постоянно спорить, ведь у каждого своя правда. И идеалы, и ценности у каждого свои. Нужно стремиться к достижению внутреннего комфорта, не навязывая насильно никому свою точку зрения. Даже мудрый, опытный человек может стать заложником своего ума.

Смысл произведения Горе от ума

Заглавие комедии Грибоедова выглядит как оксюморон, ведь принято считать, что чем умнее человек, тем лучше, но в том и заключается особый смысл названия. Высокий интеллект главного героя, его острые и дерзкие высказывания не находят понимания среди представителей старого света. Но стремление к истине и желание доказать свою правоту не позволяют персонажу вовремя остановиться и перевести разговор в более привычное и примитивное для обывателей русло. Такая публичная демонстрация исключительного ума приводит к негативным последствиям для главного героя и не только для него.В основе сюжета лежат два конфликта – любовный и общественный. И если любовная линия, это скорее следование канонам классицизма, то конфликт общественный, который красной чертой проходит сквозь все произведение, постоянно возникая в диалогах персонажей, призван раскрыть общий смысл комедии. В «Горе от ума» четко прописаны основные пороки общества того времени: ложь, лицемерие, прислужничество, консерватизм, ханжество и, конечно, глупость.

Идеи Чацкого, как представителя нового времени, неприемлемы для закостенелого московского дворянства, они кажутся ненужными, нелепыми и даже опасными. Представителям старого времени проще поверить в безумие Чацкого, чем допустить, что его вольнодумство может нести какой-то смысл. Образ Чацкого, это прототип романтического героя, одинокого борца с системой, чьи методы слишком радикальны для своего времени, а потому бессмысленны. Грибоедов дает понять, что время просвещения в России еще не наступило, но уже начинает появляться новое поколение мыслящих людей, которые будут способны что-то изменить.

Смысл финала

В отличие от традиционного счастливого финала комедий эпохи классицизма, комедия Грибоедова, нарушившая все каноны жанра, оканчивается крахом всех надежд и иллюзий главных персонажей. Софья разочаровывается в любви, Молчалин теряет надежду на повышение по службе, а Фамусов обеспокоен потерей доброго имени. Но максимальный трагизм несут в себе разочарования Чацкого, у которого одновременно рухнули, непонятно откуда взявшиеся, иллюзии на продолжение взаимной любви с Софьей и испортились отношения со всеми, с кем он вырос и кого по-своему уважал. Но самое горькое разочарование Чацкого, это осознание тщетности всех его усилий, направленных на изменение общества.

Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» (сочинение)

Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе?
Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича:

Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…
…А? как по-вашему? по-нашему — смышлен.

И сам Фамусов не менее «смышлен» в такого рода делах. Откровенно глуп и примитивен Скалозуб — фигура чисто фарсовая. Но и он отлично умеет устроиться: «И золотой мешок, и метит в генералы». Помните, как сам он формулирует свое жизненное кредо:

…как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

«И славно судите»,- всецело одобряет его Фамусов. Не случайно заговорил Скалозуб о «философском» взгляде на жизнь: это и есть «философия» фамусовского общества. Ведь и Фамусов понимает философию так же:

Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй — ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного мужа!
Когда речь заходит об истинных философах, о мятежном духе проникновения в тайны мирозданья, московский свет заявляет устами Скалозуба: «Ученостью меня не обморочишь». Более того, фамусовский мир переходит в наступление, атакует: «Ученость — вот чума», «Забрать все книги бы да сжечь». Таковы «тузы». Они не глупы, нет. Они умны — по-своему. Пьеса Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости, это было бы слишком слабо, слишком упрощенно для высокой комедии. Она строится на конфликте различных типов ума. Великолепно формулирует эту идею Софья, сравнивая своего избранника Молчалина с Чацким:

Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот она, суть противопоставления: ум — «гений», «который скор, блестящ», ум критический, «который свет, ругает наповал» — и ум «для себя», способный «семейство осчастливить». Софья приняла светскую мораль, согласно которой ценен, почетен второй тип ума. Разумеется, с точки зрения фамусовского общества, критический, скорый, блестящий гений — «чума». Ум же «для семейства» приносит сплошные дивиденды: его обладатель всегда умеет «и награжденья брать, и весело пожить». Выгодный ум. Удобный. И философствовать можно на уровне обеда и добыванья чинов — не выше… А что «гений»? «Ум, алчущий познаний», стремящийся к вечному самосовершенствованью и горько страдающий от несовершенства мира, как бы открытый вовне, бичующий пороки, ищущий новые пути… Он странен и страшен обществу. Общество бежит такого гения, ощущая его органически чуждым. Общество защищается.

Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе?
Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича:

Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…
…А? как по-вашему? по-нашему — смышлен.

И сам Фамусов не менее «смышлен» в такого рода делах. Откровенно глуп и примитивен Скалозуб — фигура чисто фарсовая. Но и он отлично умеет устроиться: «И золотой мешок, и метит в генералы». Помните, как сам он формулирует свое жизненное кредо:

…как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

«И славно судите»,- всецело одобряет его Фамусов. Не случайно заговорил Скалозуб о «философском» взгляде на жизнь: это и есть «философия» фамусовского общества. Ведь и Фамусов понимает философию так же:

Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй — ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного мужа!
Когда речь заходит об истинных философах, о мятежном духе проникновения в тайны мирозданья, московский свет заявляет устами Скалозуба: «Ученостью меня не обморочишь». Более того, фамусовский мир переходит в наступление, атакует: «Ученость — вот чума», «Забрать все книги бы да сжечь». Таковы «тузы». Они не глупы, нет. Они умны — по-своему. Пьеса Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости, это было бы слишком слабо, слишком упрощенно для высокой комедии. Она строится на конфликте различных типов ума. Великолепно формулирует эту идею Софья, сравнивая своего избранника Молчалина с Чацким:

Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот она, суть противопоставления: ум — «гений», «который скор, блестящ», ум критический, «который свет, ругает наповал» — и ум «для себя», способный «семейство осчастливить». Софья приняла светскую мораль, согласно которой ценен, почетен второй тип ума. Разумеется, с точки зрения фамусовского общества, критический, скорый, блестящий гений — «чума». Ум же «для семейства» приносит сплошные дивиденды: его обладатель всегда умеет «и награжденья брать, и весело пожить». Выгодный ум. Удобный. И философствовать можно на уровне обеда и добыванья чинов — не выше… А что «гений»? «Ум, алчущий познаний», стремящийся к вечному самосовершенствованью и горько страдающий от несовершенства мира, как бы открытый вовне, бичующий пороки, ищущий новые пути… Он странен и страшен обществу. Общество бежит такого гения, ощущая его органически чуждым. Общество защищается.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Смысл названия комедии Александра Грибоедова Горе от ума
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 22:42:14 17 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 14 Комментариев: 5 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать