Старая Москва в комедии «Горе от ума»: сочинение

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение

В комедии описано время, когда в обществе только проявляются зачатки декабризма, будущее революционеры вступают в споры со старым обществом в лице Фамусова.

В своём произведении Грибоедов показал Москву как город, который пытается оправиться после битвы с французами.

Москва консервативна, она не собирается принимать никаких нововведений, в нёй господствует только то, что осталось от прошлых времен. Единственное, что беспокоит ее жителей – это слухи и разговоры о них же самих. Фамусов же говорит, что хуже сплетен ничего нет.

Идеальный житель Москвы в представлении Фамусова-это человек с деньгами и властью. Таков был его дядя, который смог добиться расположения Екатерин, используя свою лесть. В то время была престижно быть. Но это касалось не всех людей, а только тех, кто мог принести взамен какую-то выгоду. Например, Загорецкий и Молчалин. Они и не имели знаменитого рода, они не были дворянами, но благодаря своей уступчивости и лести они добиваются не только продвижения по службе, но и уважения в свете.

В Москве того времени как никогда престижно было иметь хороших знакомых и связи.

Как правило, люди в этом обществе не задумывались об образовании, а уж обсуждение данного вопроса приводило всех в негодование, людей волновали лишь танцы и развлечения, а не изучение истории, которое считалось глупым занятием.

Общество всеми силами открещивается от традиций России и ее культуры. Общество восторгается лишь Францией, даже французский язык становится более популярным среди господ.

Мало-помалу культура запада просачивается во все сферы деятельности Москвы. Девушки начинают увлекаться французскими книгами, говорят про себя “мадам” вместо “барыня”.

Фамусовское общество выступает за крепостное право, так как бедные крестьяне трудились на господ, вторым это было очень выгодное, они не хотели ничего менять, относясь к людям как рабочему скоту к рабочему скоту.

Также в этом обществе царствуют женщины, а мужчины лишь выступают в роли прислуги. Все друг друга обсуждают и говорят за спиной.

Грибоедов дал героем своей книги говорящие фамилии, чтобы подчеркнуть весь ужас того общества. Например, Молчалин не имел своего мнения и был молчалив. Фамусов же боялся каких-либо рассказов о себе. Стоит ли говорить о таких фамилиях как Хлестова, Хрюмин и Скалозуб?

Единственный человек, который действительно был порядочным в этом произведении – это Чацкий. Он пытался открыть людям глаза на то, что происходит на проблемы, в которых они погрязли. Однако общество не принимало его и считало каким-то сумасбродом.

В заключение хочется сказать, что автор произведения изобразил Москву как место, в котором пережитки прошлого борются с настоящим, не признают ничего нового и настолько консервативны, что тем самым разрушают все вокруг, не замечая этого.

Сочинение Фамусовская Москва

Горе от ума – название самой популярной комедии в стихах А.С. Грибоедова. Комедией это произведение прозвали неспроста. Безусловно, в характеристике жанровая постановка играет более значимый смысл, нежели сам сюжет, но все-таки… Прочитав эту комедию, Вы можете столкнуться с чувством недопонимание и отвращения. Все это будет связано с мерзким обществом Фамусова.

Фамусов – типичный представитель глупого населения. Несмотря на свой социальный статус, он не обладает должным уровнем образования. Павел Афанасьевич сторонится науки, не любит изучать, ровным счетом, ничего. Он алчен, богат и продажен. Такой человек ищет себе подобных.

Со временем у него появляется свой круг общения – именуемый Фамусовским обществом. Несложно догадаться, что все эти люди такие же мерзкие, как он. Их волнуют деньги, наряды, жизнь других людей.

Частенько они устраивали балы, на которых им доводилось показать свои образы, похвастаться материальным положением. Это общество возносило деньги, славу, роскошь: все, кроме человеческих чувств. Образованность неприсуща никому из них.

Общество Фамусова ненавидит умных. Они словно презирают тех, кто отличается от них.

Я думаю, самое отвратительное заключается не в их неадекватности, а в том, что такие люди буквально поработили всю Москву.

Термин Фамусовское общество со временем перешел в более обширный – Фамусовская Москва, и держалась она на трех принципах: заискивание, прислуживание и лесть. Люди этого круга ждали восторгов в свой адрес, надеялись на одобрение их выбора и их стиля жизни. Но они позабыли о самом главном. В погоне за роскошью они утратили способность мыслить, рассуждать и думать. Глупо, наверное, быть богатым, но необразованным. Невозможно удержать свой статус, не имея ничего за душой. Каждый человек, стремящийся к прогрессу, обязан развиваться всесторонне, а общество Фамусова совсем не хотело меняться. Их устраивала аморальность их жизни и ни о каком развитии не может быть и речи.

Фамусов и его сторонники научили меня одному – нужно быть верным своим принципам и в любой ситуации оставаться человеком, иначе наступит хаос.

Вариант 3

А.С.Грибоедов начинал как писатель – классицист. В своей знаменитой комедии он соблюдал каноны классицизма. Все действие происходит в течение одних суток в доме знатного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Вот большой чиновник пристает к служанке и в то же время поучает дочь, которая всю ночь провела в компании Молчалина. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца – монашеским известен поведеньем. Фальшь, лицемерие, ханжество в словах Фамусова. Это первое впечатление. Софья Павловна тоже решает поинтриговать, говорит о своем возможном замужестве. Который же из двух? Молчалин или Чацкий? – мучается Фамусов. Он свято убежден: «Кто беден, тот тебе не пара». Свою задачу родителя он видит в том, чтобы найти выгодную партии для дочери.

А вот уже реальный жених – полковник Скалозуб. «И золотой мешок. И метит в генералы». Скалозуб примитивен в своих суждениях, его мечты о карьерном росте базирутся на циничном – «другие, смотришь, перебиты». Речь его бедна, в ней преобладают солдатские слова и выражения – солдафон . Вот идеал мужа.

Падение Молчалина с лошади и обморок Софьи заставляют Чацкого сомневаться: Молчалин прежде был так глуп. Ужели он ей мил? Взгляды Молчалина окончательно убеждают Чацкого в невозможности любви Софьи. Фамусов подбирает своих людей в служащие – как не порадеть родному человечку. Секретарь Фамусова хорошо усвоил, что надобно угождать , как учил отец, вышестоящим, ездить на поклон к власть имущим. Самые лучшие деловые качества, по его мнению, – умеренность и аккуратность. Он готов на подлость – притворяется влюбленным в угоду дочери такого человека.

И наконец, кульминация – бал в доме Фамусова. Фамусовское общество в сборе. Их объединяют общие взгляды:

– самодержавно-крепостнические воззрения ( Чацкий в одном из монологов обвиняет чиновникf в том, что тот собрал на крепостной балет от матерей оторванных детей, а затем распродал крепостных по одиночке).

– для фамусовской Москвы идеалом является Кузьма Петрович, который был с ключом, т.е. имел высокую придворную должность камергера, и сыну ключ умел доставить – сумел хорошо пристроить сына.

– отношение к службе халатное – «подписано, так с плеч долой». Главное, подслужиться нужному человеку, как Максим Петрович-«когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» . Зато не то на серебре – на золоте едал.

– столпы общества не читают. Их познания из старых газет. Они выступают против образования, они невежественны.

– женщины в обществе играют важную роль: они выносят суждения, продвигают по службе.

Особенно популярны у них военные.

– преклоняются перед всем иностранным.

В сцене бала Грибоедов использует прием калейдоскопа: мелькают лица, но они не сливаются, каждый персонализирован, у каждого подчеркнуто определенное качество.

Вот в доме Фамусова появляются Горичи – некогда бравый вояка Платон Михайлович превратился в подкаблучника – « муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей…».

Далее прибывают Хрюмины бабушка и внучка. Высокомерные зазнайки, которые плохо говорят на языке своем родном. Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми посещают балы с одной целью – найти жениха. Наконец, старуха Хлестова с арапкой девкой и собачкой – именно так помещики относятся к крепостным. Нужны здесь и господа Д И Н., Загорецкие, готовые услужить важным лицам, Молчалин, который дойдет до степеней известных, Софья, истинная дочь своего отца, скорая на расправу.

Вот они, наши судьи, столпы общества.

Единым фронтом выступают они против свежих мыслей, ума, бесстрашия – охотно признают Чацкого сумасшедшим. Однако Чацкий способен противостоять крепостникам и ретроградам, он разоблачает косные взгляды столпов общества. Однако он один против всех и потому сломлен количеством старой силы. Вон из Москвы, сюда я больше не ездок – герой бежит из удушающей атмосферы древней столицы.

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусовская Москва в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

В драме «Гроза» Островский изобразил нравы купечества и мещанства. Автор не находил в них положительных черт и выразил все пороки данного слоя в своем произведении. Олицетворением их являются образы Кабанихи и Дикого.

Ослик Мафин проверял свой огород. За грядкой с огурцами он увидел огромного паука. Ему стало страшно, и он уже хотел убежать, но вдруг увидел на глазах паука слезы. Он спросил паука почему он такой печальный и плачет.

Каждый из нас хочет жить спокойно, жить в своей стране под мирным небом. Из истории мы знаем, что почти каждое государство имеет свое тяжелое историческое прошлое.

Если бы я был учителем, я постарался бы быть примером для других учителей и конечно же был бы примером для своих учеников.

Главный герой рассказа, молодой художник, ведет повествование от своего имени. Описываемые события случились с ним в период творческого спада, когда он временно оставил живопись и поселился

«Старая Москва в комедии «Горе от ума»»

Многие декабристы ссылались в своих показаниях на комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», законченную в 1824 году, как на источник вольномыслия. Драматург продолжил традиции А. Н. Радищева и показал, как мелки и ничтожны интересы и идеалы людей высшего общества. Написанная им комедия – это острая политическая сатира, направленная против «века минувшего», он одним из первых дал критику социального устройства феодально-крепостнической России.

В комедии сатирически показаны образы московского патриархального реакционного дворянства, родовитые русские «баре», которые по-прежнему продолжают считать Москву столицей, Третьим Римом, законодательницей мод, особенным во всех отношениях городом. А. С. Грибоедов, очень хорошо знавший такую точку зрения и поведения, так как Москва была его родным городом, здесь жила его семья, друзья, родственники и знакомые, выбирает именно его для изображения старины, «века минувшего» в своем произведении.

Читайте также:  Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии Горе от ума: сочинение

Кем же представлено московское дворянство? Автор сам ответил на этот вопрос: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Каждому из этих персонажей дана яркая, точная характеристика. Прежде всего, это Фамусов – родовитый русский барин, крепостник. Он служит управляющим в казенном месте, владеет имением: в Саратовской губернии и в других ему принадлежат тысячи крепостных душ. Он из тех, про кого сам говорит: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Его дом является основным местом действия комедии, все персонажи объединены вокруг него, поэтому «век минувший», изображенный в комедии, принято называть фамусовским обществом. Фамусовское общество состоит из его родственников (дочь Софья, сестра жены Хлестова), знакомых (потенциальный жених Софьи полковник Сергей Сергеич Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины, супруги Горичи, Репетилов, Загорецкий), подчиненных (секретарь Молчалин).

Фамусов является как бы центром этого круга людей, он гордится своим положением и высоко оценивает качества московских дворян. По его мнению, московские старички – «прямые канцлеры в отставке по уму», московских дворянок смело можно посылать командовать полком или заседать в Сенате, молодежь умна, воспитанна, образованна (Скалозуб клянется, что в армии есть такие офицеры, что «говорят иные по-французски»), а сам город вызывает всеобщее восхищение («Едва, такая сыщется столица, как Москва!)». Чтобы дать понять, что фамусовский кружок патриархального дворянства не единственный в Москве, Грибоедов вводит в комедию внесценические персонажи. Это Кузьма Петрович и Максим Петрович, которые навсегда остались образцами для подражания для хозяина дома. Первый «был почтенный камергер, С ключом и сыну ключ умел доставить, Богат и на богатой был женат», а второй – «умел подслужиться» и «сгибался вперегиб», поэтому прожил век при дворе, «не то на серебре – на золоте едал». Это Татьяна Юрьевна, к которой каждый начинающий карьеру московский чиновник должен съездить на поклон. Это начальник отделенья Фома Фомич, написавший книгу, которую все хвалят из чинопочитания, но никто не читал. Это великая сплетница Марья Алексеевна, чьих слов побаивается в последней сцене Фамусов.

Все эти москвичи если и не помнят сами «золотой век» Екатерины Второй, то его идеалы для них незыблемы. Все эти люди объединены общими взглядами на жизнь, которые и высмеивает в комедии автор. Все родственники и знакомые Фамусова так же, как и он, отличаются крайней консервативностью и реакционностью убеждений. Не случайно Чацкий в обвинительной речи, обращенной к людям «века минувшего», говорит, что «они сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма». Всякое прогрессивное движение, все новое в общественно-политической жизни эти люди воспринимают в штыки. Поэтому, несмотря на внешние изменения, связанные с модой, внутренне эти люди не меняются, остаются крайними реакционерами («Дома новы, но предрассудки стары»).

Полковник Скалозуб, тип офицера-карьериста времен диктатуры Аракчеева, так отзывается о просвещении, образовании, вольномыслии и о французском просветителе Вольтере: «Я князь Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам, Он в две шеренги вас построит, А пикнете, так мигом успокоит». Читатель видит в нем верного охранителя самодержавно-крепостнического строя. Московские дворяне воспитывались под руководством иностранных гувернеров и учителей. Теперь для своих детей они тоже «Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле», чтоб их учить «и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам». Отношение же к настоящему просвещению и образованию у представителей «века минувшего» крайне враждебно: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Фамусовское общество отрицательно относится даже к чтению – необходимой потребности каждого образованного человека.
50$ в час мне вообще норм!

В обществе, где главным критерием отношения к человеку являются деньги, чины и знатность, личность оценивается не по уму и достоинствам, а по количеству крепостных душ, которыми владеет. Не случайно Фамусов строго внушает Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». О принципах выбора мужа для своей дочери Фамусов говорит: «Будь плохонький, А коли наберется душ тысячки две родовых, Тот и жених». Княгиня Тугоуховская, узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, перестает им интересоваться.

Крепостные в фамусовском обществе не считаются за людей. Их могут продавать, менять. Видный и почитаемый в Москве вельможа, «Нестор негодяев знатных» обменял своих верных слуг на борзых собак. Загорецкий хвастает, что он «двоих арапченков на ярмонке достал». Хлестова возит с собой «от скуки» «арапку-девку да собачку» и просит обеим «сослать подачку» от ужина.

Такое же пренебрежительное отношение у людей фамусовского общества и к русскому народному языку и культуре («Как с ранних пор привыкли верить мы, / Что нам без немцев нет спасенья»). Галломания и англомания представителей фамусовского общества приводит к слепому подражанию Европе, ее людям, вкусам и привычкам. «Французик из Бордо», приехавший в «столицу варваров»– Москву, – не находит в ней ничего национального, «ни звука русского, ни русского лица». Дворяне не видят достоинств своего «умного и бодрого» народа, а без этого нет истинного патриотизма.

Даже свою обязанность перед государством – службу – они воспринимают как источник награждений, чинов, денег. Управляющий государственного учреждения Фамусов говорит о своих привычках по части службы как настоящий бюрократ: «А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой». Фамусов пристраивает на службу к себе родственников, то есть опять служит «лицам», а не «делу».

Такие нравы на службе порождают во множестве подленьких и «бессловесных» молчалиных, девизом жизни для которых является: «В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь». Они пресмыкаются и «угождают всем людям без изъятья» ради того, чтобы получить награждение, добиться хорошего назначения, сколотить состояние. Идеалом для таких людей, как Молчалин, является отнюдь не служение интересам Родины, а возможность «и награжденья брать, и весело пожить».

В фамусовском обществе гибнут самые лучшие качества души человеческой. Так произошло и с Софьей – любимой девушкой Чацкого. «Век минувший» нравственно искалечил Софью. Чацкий, возвратясь, находит очень мало в ней от той, которую он любил. Под влиянием фамусовского общества у людей начинают проявляться самые худшие черты характера: лицемерие, самодовольство, ограниченность. Поэтому так ненавидят представителей старого века и борются против них передовые прогрессивные силы российской дворянской интеллигенции (Чацкий и ряд внесценических образов).

Белинский писал, что «Горе от ума» явилось «энергическим и притом еще первым протестом против гнусной российской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против светского общества, против невежества и пр.» И в этом состоит общественно-политическое значение комедии и изображенного в ней московского дворянского общества.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Читайте также:  Достойна ли Софья любви Чацкого: сочинение

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

«На всех московских есть особый отпечаток» (Старая Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году в переломную для России эпоху. Уходил в прошлое век Екатерины, зарождался новый век с неясными чаяниями и надеждами на перемены к лучшему, со стремлением к свободе. Мастерство Грибоедова заключается в том, что он смог в группе двадцати лиц воссоздать облик прежней Москвы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Символом этой старой, барской Москвы с её крепостническим укладом жизни выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Апостольское имя «Павел» означает в переводе с греческого «малый», а это значит, что все его хлопоты обусловлены малым: выгодно выдать дочь замуж. . «Большое» высокие духовные запросы – его не интересуют. «Афанасьевич» – сын «бессмертного» – отчество указывает на то, что люди со стремлением к богатству и почестям всегда были и будут. Типичность героя, распространённость таких людей в древней столице, а также популярность в московском обществе отмечена в фамилии, которая в переводе с английского на русский означает «всем известный». Фамусов воспевает старую Москву и утверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток». В чём же состоит этот неповторимый колорит московских жителей?

Во-первых, в том идеале, к которому стремятся московские баре. Это старо, как мир: богатство, знатность, почести. По-житейски умная служанка Лиза очень точно подмечает в разговоре со своей барышней Софьей, дочерью Фамусова:

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну разумеется к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы…

Здесь образцами для подражания являются два «Петровича» – два «камня» в основании устойчивой московской жизни.»Житьё похвальное» московского туза Кузьмы Петровича заключается в том, что

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат…

Ещё один именитый покойник – дядя Фамусова Максим Петрович. Екатерининский вельможа прославился тем, что умел «подслужиться», «сгибаться вперегиб». На приёме у Екатерины он оступился и упал, заслужив благосклонную улыбку императрицы. Чтобы доставить приятное высокой особе, «прыткий старичок» дважды падает нарочно, «отважно жертвуя затылком». Угодничество, чинопочитание, двойная рабская мораль – вот черты барской Москвы. Эти качества позволяют добиться «степеней известных», благодаря им дядя Фамусова достиг всего, к чему стремился:

На золоте едал, сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Во-вторых, «особый московский отпечаток» москвичам придаёт их консервативность, приверженность ко всему старому и боязнь нового. В каком ужасе Павел Афанасьевич уши, когда Чацкий произносит «крамольные» речи. Александр Андреевич отстаивает право молодых на свободный выбор. Они не обязаны являться к покровителям только за тем, чтобы

…помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок.

Молодёжь «века нынешнего» «не торопится вписаться в полк шутов», она стремится путешествовать, жить в деревне, читать, служить искусству. Замечательные реплики бросает напуганный Фамусов: «Он вольность хочет проповедать!»; «да он властей не признаёт!»

Страх перед свободомыслием выливается у представителей «века минувшего» в ненависть к просвещению. Гости Фамусова с радостью подхватили сплетню о сумасшествии Чацкого, потому что не приемлют его инакомыслия. Главную причину сумасшествия колкого и язвительного молодого человека они видят в чтении книг.

Ученье – вот чума, учёность – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, –

заявляет Павел Афанасьевич, и с ним соглашаются все гости.

В-третьих, старые москвичи не обременяют себя служебной деятельностью, любят «и награжденья брать, и весело пожить». «Подписано, так с плеч долой» – таков обычай Павла Афанасьевича, который подписывает бумаги, не читая, лишь заботясь о том, чтобы их не накапливалось много.

В-четвёртых, здесь преклоняются перед всем иностранным . С негодованием рассказывает Чацкий о «французике из бордо», который со слезами собирался в варварскую Россию. Приехал в Москву и не нашёл здесь «ни звука русского, ни русского лица».

Но «особый отпечаток» «на всех московских» не только в барском и крепостном укладе жизни, в чинопочитании, в боязни всего нового, в неприятии просвещения и перемен. Эпитет «старая» в определении Москвы что-то далёкое и забытое, утраченное навсегда и потому милое. Здесь, в отличие от чопорного и церемонного Петербурга, ощущается аромат старины с её хлебосольством и гостеприимством. Воспевая перед Скалозубом Москву, Фамусов отмечает:

Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством.

Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:

Дверь отперта для званых и незваных,

особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнёхонько, про всех готов обед.

Мастерство Грибоедова проявилось в том, что он сумел воссоздать неповторимый колорит прежней Москвы: московский быт и распорядок жизни. Яркая и образная характеристика дворянского быта увековечена в словосочетании «грибоедовская Москва». Затем будет пушкинская, лермонтовская. булгаковская Москва… Но Грибоедов был первым, кто приступил к этой теме.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16147

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.

Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей. Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары».

Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.

Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение. Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».

Женщины в комедии «Горе от ума»

Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «А дамы. Судьи всему, везде, над ними нет судей…” В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, поэтому их все опасаются, так и вес некоторых женщин в свете.
Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, страшится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: «Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…»

Читайте также:  Переводческое и музыкальное творчество Грибоедова: сочинение

Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе

Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.

Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.

Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»

Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.

Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

Любовь дворян ко всему иностранному

В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку. Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной. Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.

В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.

Сплетни и слухи в фамусовской Москве

Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

Вывод

Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.

Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Грибоедов А.С.

Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой барской Москвы с ее патриархальностью и новой, блестящей, светски европейской столицы государства Российского.

В комедии Грибоедова “Горе от ума” перед нами предстала не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства 10-20-х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: “века нынешнего” и “века минувшего”, – то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу.

Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, “купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки” мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в “Евгении Онегине”, но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города.

Грибоедовская Москва – это город, где отслужившие свое “тузы живут и умирают”. Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что “умел же он гостей созвать — уродов с того света”. Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: “Князь, князь! Назад!”, и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. “А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин. имел душ сотни три”. Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: “У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится “к обедам, ужинам и танцам”. Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. “Все фрейлиной Екатерины Первой?” – спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.

Большую роль в обществе играет женская половина. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. Они “судьи всему, над ними нет судей”. С их помощью можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь “чиновные и должностные – все ей друзья и все родные”), а тот не может понять удивления Молчалина. Не может Чацкий понять и причин, побудивших Платона Михайловича Горича из достойного мужчины превратиться в игрушку в руках своей жены. Боится мнения женщин и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Теперь ясно, почему Софья выбирает Молчалина. Она видит пример окружающих и чувствует за собой обязанность управлять супругом. Ей нужен “муж-мальчик, муж-слуга”, а Чацкий для этой роли не подходит, поэтому и выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то не соответствует “идеалу московских мужей”, ведь ей надо выдать замуж шестерых дочерей.

Для всех членов фамусовского общества главное – это репутация. Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а “грех не беда, молва не хороша”. Все члены фамусовского общества боятся каких-либо перемен, которые способны будут изменить их устоявшуюся спокойную жизнь. Они боятся умных и образованных людей как потенциальных носителей вольнодумных мыслей, видя причины распространения вольнодумства в образовании:

Ученье – вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чацкому необходимо было побывать на танцевальном вечере у Фамусова, чтобы убедиться в том, что “дома новы, а предрассудки стары” в Москве. От него там ждали не вестей о французской революции, а новых сплетен и разговоров. Все присутствующие в доме Фамусова прекрасно знают цену Загорецкому: “доносчик, мошенник, вор”, однако “всюду принимают”. И Софья, и Хлестова выражают ему свою благодарность за мелкие услуги, сделанные бесчестным путем. Его даже Репетилов, не отличающийся большой проницательностью, боится. При появлении Заго-рецкого просвещенный “вандал” тотчас же переводит разговор на водевиль. Репетилов — один из ярких персонажей комедии. На его примере .Грибоедов изобразил пародию на представителей толпы, всегда ожидающей выдающегося человека или идею. Из сбивчивых речей Репетилова невозможно понять, действительно ли в его секретнейшем союзе все такие глупцы и плуты или же это особенность репетиловской манеры изложения. Подобные образы встретятся и позже в русской литературе, например, Ситников в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Блестящего изображения московских нравов и быта Грибоедов добился во многом благодаря переосмыслению принципа трех единств, лежащих в основе классицистической комедии, а также введению эпизодических и внесценических персонажей, которые дополняют сценические.

Внесценические персонажи так же, как и сценические, можно разделить на представителей фамусовского общества и единомышленников Чацкого. К последним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”. Наличие этой группы – одно из немногих доказательств жизненности идей и идеалов Чацкого, ведь никто из сценических героев не симпатизирует Чацкому и не разделяет его идей и взглядов. Чацкий и его единомышленники умны, образованны, их умы “алчут познаний”, но их ничтожно мало по сравнению со всей массой Фамусовых, молчаливых, скалозубов.

Итак, в комедии “Горе от ума” перед нами предстали живые типы русских людей первой четверти XIX века, с их устоявшимися нравами и укладом жизни. Эти типы заключают в себе глубокое обобщение. Благодаря мастерству автора картина русской жизни, нашедшая воплощение в комедии “Горе от ума”, получила название грибоедовская Москва.

Ссылка на основную публикацию
×
×