Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Русская литература дала нам кавалькаду как положительных, так и отрицательных персонажей. Мы решили вспомнить вторую группу. Острожно, спойлеры.

20. Алексей Молчалин (Александр Грибоедов, «Горе от ума»)

Молчалин – герой «ни о чем», секретарь Фамусова. Он верен завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника».

В разговоре с Чацким он излагает свои жизненные принципы, заключающиеся в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Молчалин уверен, что нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе, иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов».

Он презирает Софью, но готов ради угождения Фамусову сидеть с ней ночами напролет, играя роль возлюбленного.

19. Грушницкий (Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени»)

У Грушницкого в повести Лермонтова нет имени. Он «двойник» главного героя – Печорина. По описанию Лермонтова, Грушницкий – «. из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение. ».

Грушницкий очень любит пафос. Искренности в нем нет ни грамма. Грушницкий влюблен в княжну Мери, и она поначалу отвечает ему особым вниманием, но потом влюбляется в Печорина.

Дело заканчивается дуэлью. Грушницкий настолько низок, что сговаривается с друзьями и они не заряжают пистолет Печорина. Такую откровенную подлость герой не может простить. Он перезаряжает пистолет и убивает Грушницкого.

18. Афанасий Тоцкий (Фёдор Достоевский, «Идиот»)

Афанасий Тоцкий, взяв на воспитание и иждивение Настю Барашкову, дочь скончавшегося соседа, в итоге «сблизился с ней», развив в девушке суицидальный комплекс и косвенно став одним из виновников её гибели.

Крайне падкий до женского пола, в возрасте 55 лет Тоцкий задумал связать свою жизнь с дочерью генерала Епанчина Александрой, решив выдать Настасью за Ганю Иволгина. Однако ни то, ни другое дело не выгорело. В итоге Тоцкий «пленился одной заезжей француженкой, маркизкой и легитимисткой».

17. Алёна Ивановна (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Старуха процентщица – персонаж, ставший нарицательным. Даже те, кто не читал романа Достоевского, слышали про неё. Алена Ивановна по нынешним меркам не так и стара, ей «лет 60», но автор описывает её так: «…сухая старушонка с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье… ».

Старуха процентщица занимается ростовщичеством и наживается на горе людей. Она берет под огромные проценты ценные вещи, третирует свою младшую сестру Лизавету, бьет её.

16. Аркадий Свидригайлов (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Свидригайлов – один из двойников Раскольникова в романе Достоевского, вдовец, в свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне. Циничный и развратный человек. На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.

Из-за домогательств Свидригайлова сестра Раскольникова потеряла работу. Узнав о том, что Раскольников – убийца, Лужин шантажирует Дуню. Девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается.

Свидригайлов – негодяй идейный, он не испытывает нравственных терзаний и переживает «мировую скуку», вечность представляется ему «банькой с пауками». В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера.

15. Кабаниха (Александр Островский, «Гроза»)

В образе Кабанихи, одного из центральных персонажей пьесы «Гроза» Островский отразил уходящую патриархальную, строгую архаику. Кабанова Марфа Игнатьевна, – «богатая купчиха, вдова», свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.

Кабаниха очень властная и сильная, она религиозна, но больше внешне, так как не верит ни в прощение, ни в милосердие. Она максимально практична и живет земными интересами.

Кабаниха уверена, что семейный уклад модет сохраняться только на страхе и приказах: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить». Уход прежних порядков она воспринимает как личную страгедию: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю».

14. Барыня (Иван Тургенев, «Муму»)

Все мы знаем печальную историю про то, что Герасим утопил Муму, но не все помнят, почему он это сделал, а сделал он это из-за того, что так ему приказала сделать деспотичная барыня.

Эта же помещица до этого выдала прачку Татьяну, в которую был влюблен Герасим, за пьяницу башмачника Капитона, чем сгубила обоих.
Барыня по своему усмотрению вершит судьбы своих крепостных, нисколько не считаясь с их пожеланиями, а подчас и со здравым смыслом.

13. Лакей Яша (Антон Чехов, «Вишневый сад»)

Лакей Яша в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» – персонаж малоприятный. Он откровенно преклоняется перед всем иностранным, при этом он крайне невежественен, груб и даже хамоват. Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, Яша пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти».

Яша на людях старается вести себя прилично, пытается казаться образованным и воспитанным, но при этом наедине с Фирсом говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох».

Яша очень гордится тем, что жил за границей. Иностранным лоском он покоряет сердце горничной Дуняше, но пользуется ее расположением для своей выгоды. После продажи имения лакей уговаривет Раневскую снова взять его с собой в Париж. В России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука…».

12. Павел Смердяков (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Смердяков — персонаж с говорящей фамилией, по слухам, незаконнорожденный сын Фёдора Каррмазова от городской юродивой Лизаветы Смердящей. Фамилия Смердяков была дана ему Фёдором Павловичем в честь матери.

Смердяков служит в доме Карамазова поваром, при этом готовит он, судя по всему, неплохо. Однако это «человек с гнильцой». Об этом говорят хотя бы рассуждения Смердякова об истории: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую—с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

Смердяков — убийца Карамазова—отца.

11. Петр Лужин (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Лужин – ещё один из двойников Родиона Раскольникова, деловой человек 45-ти лет, «с осторожною и брюзгливою физиономией».

Выбившись «из грязи в князи», Лужин гордится своей псевдообразованностью, ведет себя высокомерно и чопорно. Сделав предложение Дуне, он предвкушает, что она будет ему всю жизнь благодарна за то, что он «вывел её в люди».

Сватается к Дуне он тоже по расчету, полагая, что она будет ему полезна для карьеры. Лужин ненавидит Раскольникова, поскольку он противится их с Дуней союзу. Лужин же подкладывает Соне Мармеладовой в карман сто рублей на похоронах её отца, обвиняя её в краже.

10. Кирила Троекуров (Александр Пушкин, «Дубровский»)

Троекуров – пример русского барина, испорченного своей властью и средой. Он проводит время в праздности, пьянстве, сластолюбии. Троекуров искренне верит в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»).

Барин любит свою дочь Машу, но выдает её за нелюбимого ею старика. Крепостные Троекурова похожи на своего хозяина – троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему – и тем самым ссорит старых друзей.

9. Сергей Тальберг (Михаил Булгаков, «Белая гвардия»)

Сергей Тальберг – муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Тальберг всегда там, где легче жить, поэтому бежит за границу. Он бросает семью, друзей. Даже глаза (которые, как известно, «зеркало души») у Тальберга «двухэтажные», он является полной противоположностью Турбиным.

Тальберг был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917 года и, как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.

8. Алексей Швабрин (Александр Пушкин, «Капитанская дочка»)

Швабрин – антипод главного героя повести Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринева. В Белогорскую крепость он был сослан за убийство на дуэли. Швабрин несомненно умен, но при этом коварен, дерзок, циничен, насмешлив. Получив отказ Маши Мироновой, он распускает о ней грязные слухи, на дуэли с Гриневым ранит его в спину, переходит на сторону Пугачева, а попав в плен к правительственным войскам, распускает слухи о том, что Гринев – предатель. В общем и целом – дрянь человек.

7. Василиса Костылева (Максим Горький, «На Дне»)

В пьесе Горького «На дне» все печально и грустно. Такую атмосферу старательно поддерживают хозяева ночлежки, где происходит действие – Костылевы. Муж – противный трусливый и жадный старик, жена Василиса – расчетливая, изворотливая приспособленка, заставляющая своего любовника Ваську Пепла воровать ради нее. Когда она узнает, что сам он влюблен в её сестру, то обещает отдать её в обмен на убийство своего мужа.

6. Мазепа (Александр Пушкин, «Полтава»)

Мазепа – персонаж исторический, но если в истории роль Мазепы неоднозначна, то в поэме Пушкина Мазепа – однозначно отрицательный персонаж. Мазепа предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели.

Соблазнитель своей юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и — уже приговоренного к смерти — подвергает жестокой пытке, чтобы выведать, где спрятал тот свои клады. Без экивоков обличает Пушкин и политическую деятельность Мазепы, которая определяется только властолюбием и жаждой мести Петру.

5. Фома Опискин (Фёдор Достоевский, «Село Степанчиково и его обитатели»)

Фома Опискин – крайне негативный персонаж. Приживальщик, лицемер, врун. Он старательно изображает набожность и образованность, рассказывает всем о своем якобы аскетическом опыте и искрит цитатами из книг.

Когда он заполучает в свои руки власть, то показывает свою истинную суть. «Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт. Фому угнетали — и он тотчас же ощутил потребность сам угнетать; над ним ломались — и он сам стал над другими ломаться. Он был шутом и тотчас же ощутил потребность завести и своих шутов. Хвастался он до нелепости, ломался до невозможности, требовал птичьего молока, тиранствовал без меры, и дошло до того, что добрые люди, ещё не быв свидетелями всех этих проделок, а слушая только россказни, считали всё это за чудо, за наваждение, крестились и отплёвывались…».

4. Виктор Комаровский (Борис Пастернак, «Доктор Живаго»)

Адвокат Комаровский – негативный персонаж романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В судьбах главных героев – Живаго и Лары, Комаровский является «злым гением» и «серым кардиналом». Он виновен в разорении семьи Живаго и в гибели отца главного героя, он сожительствует с матерью Лары и с самой Ларой. Наконец, Комаровский обманом разлучает Живаго с его женой. Комаровский умен, расчетлив, жаден, циничен. В общем и целом, плохой человек. Он и сам это понимает, но это его вполне устраивает.

3. Иудушка Головлев (Михаил Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы»)

Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,— «последний представитель вымороченного рода». Он лицемерен, жаден, труслив, расчетлив. Он проводит жизнь в бесконечных кляузах и тяжбах, доводит до самоубийства сына, при этом имитирует крайнюю религиозность, читая молитвы «без участия сердца».

Под занавес своей темной жизни Головлев пьянствует и дичает, уходит в мартовскую метель. Утром находят его окоченевший труп.

2. Андрий (Николай Гоголь, «Тарас Бульба»)

Андрий – младший сын Тараса Бульбы, героя одноименной повести Николая Васильевича Гоголя. Андрий, как пишет Гоголь, с ранней юности стал ощущать «потребность любви». Эта потребность его и подводит. Он влюбляется в паночку, предает и родину, и друзей, и отца. Андрий признается: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты. и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!».
Андрий – предатель. Его убивает собственный отец.

1. Фёдор Карамазов (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)

На первом месте в нашем рейтинге – Карамазов-отец. Фёдор Павлович не долго живет в романе Достоевского, но описание его «подвигов» возводит этого персонажа на антипьедестал героизма.

Он сластолюбив, жаден, завистлив, бестолков. К зрелости обрюзг, стал много пить, открыл несколько кабаков, сделал своими должниками многих земляков. Стал соперничать со старшим сыном Дмитрием за сердце Грушеньки Светловой, что подготовило почву для престпления – Карамазов был убит своим незаконорожденным сыном Петром Смердяковым.

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

Ныне я уничтожен. Уничтоженье это
было встречено советским обществом с…
радостью…
Из письма М. А. Булгакова
Правительству СССР
Издавна принято делить персонажей литературного произведения на положительных и отрицательных, героев и антигероев, причем многие великие писатели признавались, что образы последних требовали от них еще больше сил и мастерства, чем образы первых.
Я долго думала, о ком написать в своем сочинении, пока не поняла, что наиболее последовательным антигероем в русской литературе является Полиграф

Читайте также:  Изображение «дна»: сочинение

Похожие сочинения:

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. «Собачье сердце».)Творчество М. А. Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему «трагедии русского.

Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века. — Н. В. Гоголь. «Ревизор».)Главный герой в произведении Н. В. Гоголя необычен. Это пустой, ничтожный человек, который помимо своей воли оказался втянут в целую.

Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (Б. Пастернак. «Доктор Живаго».)Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба не за кусок хлеба, не.

Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».)Роман «Мастер и Маргарита» — роман притчевый, философский, в котором сильно скорее метафизическое начало, — традиционно классифицируется как фантастический. Но.

Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».)Роман Михаила Булгакова — произведение весьма своеобразное. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола.

Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века…Разлетится… гнилой, склизлый город, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется Финское болото, а посреди его, пожалуй, для.

Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (А. А. Блок. Стихи.)Город в произведениях А. Блока всегда разный, он опьяняет и прельщает «электрическими снами наяву», ужасает трущобами, испражнениями фабрик. Стихия города.

Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. П. Чехов. «Палата № 6».)Серый, скучный день. Он такой же серый и скучный, как и все остальные дни, приходящие в этот город. Всюду только.

Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. «Собачье сердце».)Поначалу все было благостно. Вокруг разруха, но квартира профессора Преображенского — оазис в мире голода и холода. Как и сам.

Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. «Собачье сердце».)Знаменитая повесть «Собачье сердце», написанная в 1926 году, — яркий образец булгаковской сатиры Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в.

Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века. — И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».)Для того чтобы оценить искусство писателя в создании характера, рассмотрим рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» внимательно, аналитически. Во.

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX векаВ своем видении истории Толстой был… национальным художником, гигантом, выражающим этические взгляды народа, сложившиеся за многие столетия. Д. С. Лихачев.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX векаЧеловек с его мыслями, чувствами, желаниями и стремлениями во все времена был в центре внимания художников слова. Писатели разных эпох.

Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XX векаВ повести-сказке Александра Грина «Алые паруса» отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX векаРоман-эпопея — разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события.

Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX векаДолгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой.

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX векаВажнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой «золотого века».

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века…Земля… широко раскинулась… могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Н. Кун XX век оказался для русской.

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Грибоедов. «Горе от ума».)Термин «антитеза» произошел от греческого слова и означает — противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий.

Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века. (А. и Б. Стругацкие. «Жук в муравейнике».)Аркадий и Борис Стругацкие создали много прекрасных книг. Почти все их произведения написаны в жанре фантастики Но несмотря на это.

Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. «Ревизор».)А почему, собственно, не быть Хлестакову «ревизором», начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в другом произведении Н. Гоголя еще более.

Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».)Эпиграф к роману: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. «Метель».)Тема «Метели» — превратности любви. Именно ее развивают фабула и сюжет новеллы. Все, как кажется, логично, по литературным канонам того.

Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX векаНародный роман. Если есть такой жанр, то это жанр моего любимого «Тихого Дона». Удивительный, совершенно не похожий ни на кого.

Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX векаЛюбви не утаишь… А. Пушкин Тема любви — одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань.

Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX векаВы, русские, крепко любите Шолохова, но все же полностью не можете представить, кем он является для всего человечества… Жан Катала.

Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. «Портрет».)Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «это есть неудачная попытка г.

Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой».)В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения. И решает ее.

Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. П. Астафьев. «Царь-рыба».)Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий или выражение чувств.

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А. А. Блок. «Двенадцать»,)По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. Литературные символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так.

Большой Бейсуг

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

Пьеса Горького “На дне” представляет нам целый ряд образов. Самые разные люди – и каждый из них по-своему искалечен жизнью, у каждого – свое несчастье, свое горькое прошлое – и только безрадостное настоящее и еще более безрадостное будущее объединяет их.

По моему мнению, самый интересный герой пьесы “На дне” – это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души. Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чуткости, уважения, доверия. Скорее, предательство и ложь — главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал свой знаменитый роман “Лолита”. А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает…

Василиса ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа. Она замужем за пятидесятичетырехлетнем содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти “мертв”. За время прочтения пьесы в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу. А действительно, любила ли она его? Наверное, нет; по-моему, она вообще никого не любила, кроме себя и ДЕНЕГ. Денег, которых она жаждала все больше и больше, стараясь избавится от мужа как можно скорей. У нее есть любовник – Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей совершенно безразлично, с кем он в итоге останется…

Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает, что она не права и ей все равно, с кем она. Но как “заботливая” сестра она должна уберечь ее от Пепла.

Все, с кем она живет, считают ее “бабой лютой”, которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и ничуть не пренебрегает термином “хозяйка”. Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем. Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки.

Жена – как много вложено в этот термин, но, наверное, во времена Василисы его представляли по-другому. Все так называемые жены хотели только одного – богатого старого мужа и красивого молодого любовника. Но во всем этом, наверное, виновны родители, которые, прежде всего, думали о благосостоянии дочери, а не о ее счастье. Василиса разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: “А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь – не забудь! Сколько должен мне?”, — говорит она, обращаясь к Бубнову.

Унижать других – вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним, как к отбросам общества, неудачникам. С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам, играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только одного – избавиться от мужа, от которого осталось только одно название – муж.

Василиса говорит Пеплу, что они могут помочь друг другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. При этом она считает себя вершительницей, даже хозяйкой чужих судеб. Сестру держит за игрушку, которую можно подарить или “выкинуть” вместе с Васькой. Но он этого не хочет, говорит: “Зверь! Хвастаешься зверством своим?” Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…

Лука, праведник, считает ее “плохим человеком”. А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева. Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло, к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся “грязная работа” висит на Ваське Пепле, она тут вообще не при чем, она не чувствует никаких угрызений совести. Василису и Ваську забирают в полицейский участок… После этого за застольем Настя размышляет: “Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…” Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого, что есть в человеке.

Но, с другой стороны, не будь таких “отрицательных” героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей твердостью и жестокостью. Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может, и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям, Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку! Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но есть мнение, что и гораздо интереснее – некоторые говорят, что отрицательные герои даже живее положительных. Но, возможно, они ошибаются…

Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Ведь если смотреть в контексте героев пьесы, Василиса далеко не в самом тяжелом и безвыходном положении. Впрочем, и ее положение ненамного выше – красивая, молодая девушка, она, насколько мы можем предположить, из чисто корыстных соображений вышла замуж за человека на двадцать восемь лет старше ее. Замужество дало ей маленькую стабильность, но оставило существом зависимым. Это ее, конечно, не устраивает.

Василиса такая же жертва жестокости жизни, как и остальные герои пьесы – но все эти ее обстоятельства могли бы вызывать сочувствие, если бы в ней было хоть немного человеческого. А так она настолько не вызывает ни сочувствия, ни симпатии, что даже Васька Пепел, попав в беду, больше озабочен не своей участью, а тем, чтобы она понесла справедливое наказание.

Читайте также:  Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

Сочинение: Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех Евангелиях и апостольских посланиях.

В.И. Немцев пишет: “Иешуа – это “авторское воплощение вдела положительного человека, к которому направлены стремления героев романа1”.

В романе Иешуа не дано не единого эффективного героического жеста. Он – обыкновенный человек: «Он не аскет, не пустынножитель, не отшельник, не окружен он аурой праведника или подвижника. Истязающего себя постом и молитвами. Как все люди, страдает от боли и радуется освобождению от нее»2.

Мифологический сюжет, на который проецируется произведение Булгакова, представляет собой синтез трех основных элементов – Евангелия, Апокалипсиса и «Фауста». Две тысячи лет тому назад было найдено «переменившее весь ход мировой истории средство спасения»3. Булгаков видел его в духовном подвиге человека, который в романе назван Иешуа Га-Ноцри и за которым виден его великий евангельский прообраз. Фигура Иешуа стала выдающимся открытием Булгакова.

Есть сведения о том, что Булгаков не был религиозен, в церковь не ходил, от соборования перед смертью отказался. Но вульгарный атеизм был ему глубоко чужд.

Настоящая новая эра (подч.В.М.Акимовым) в ХХ веке – это тоже эра «лицетворение» (термин с.н. Булгакова – В.А.), время нового духовного самоспасения и самоуправления, подобное которому было явлено некогда миру в Иисусе Христе»1. Подобный акт может по М.Булгакову спасти наше Отечество в ХХ веке Возрождение бога должно произойти в каждом из людей.

История Христа в романе Булгакова изложена не так, как в Священном Писании.

Это отношение фиксируется, оно становится предметом полемики повествования с библейским текстом. В качестве инвариантного сюжета писатель предлагает апокрифическую версию евангельского повествования, в которой каждый из участников совмещает в себе противоположные черты и выступает в двойственной роли. «Вместо прямой конфронтации жертвы и предателя, Мессии и его учеников и враждебных им образуется сложная система. Между всеми членами которой проступают отношения родства частичного подобия»2. Переосмысление канонического евангельского повествования и придает версии Булгакова характер апокрифа.

Сознательное и резкое неприятие канонической новозаветной традиции в романе проявляется том что записи Левия Матвея (т.е. как бы будущий текст Евангелия от Матфея) оцениваются Иешуа как полностью несоответствующие действительности. Роман выступает как истинная версия.

Первое представление об апостоле и евангелисте Матфее в романе дает оценка самого Иешуа: «. Ходит, ходит один с Козлиным пергаментом и непрерывно пишет, но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент!» (23)1. Стало быть, сам Иешуа отвергает достоверность свидетельств Евангелия от Матфея. В этом отношении он проявляет единство взглядов с Волондом – Сатаной: «. Уж кто-кто, – обращается Воланд к Берлиозу, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило не самом деле никогда. » (39). Не случайно глава, в которой Воланд начинал рассказывать роман Мастера, в черновых вариантах имела заглавие «Евангелие от Дьявола» и «Евангелие от Воланда». Многое в романе Мастера о Понтии Пилате очень далеко от евангельских текстов. В частности, нет сцены воскресения Иешуа, отсутствует вообще Дева Мария; проповеди Иешуа продолжаются не три года, как в Евангелии, а в лучшем случае несколько месяцев.

Если двойственная сущность главного героя (творческая сила и слабость и др.) делает его героем апокрифического Евангелия Булгакова, то это придает его миссии фаустиянский характер и его гибели ампивалентный смысл.

Что касается деталей «древних» глав, то многие из них Булгаков почерпнул из Евангелий и проверил по надежным историческим источникам. Работая над этими главами, Булгаков, в частности, внимательно изучил «Историю евреев» Генрих Гретца, «Жизнь Иисуса» Д.Штрауса, «Иисус против Христа» А. Барбюса, «Археологию преданий господа нашего Иисуса Христа» Н.К.Масковитского, «Книгу бытия моего» П.Успенского, «Гефсиманию А. М. Федорова, «Пилата» Г. Петровского, «Прокуратора Иудеи» А.Дранса, «Жизнь Иисуса Христа» Феррара, и конечно же, Библию «Евангелия. Особое место занимала книга Э.Ренана «Жизнь Иисуса», из которой писатель почерпнул хронологические данные и некоторые исторические детали. Из ренановского «Антихриста» пришел в роман Булгакова Афраний. Кроме того роман Мастера напоминает ренановскую «жизнь Иисуса» и концептуально.

Булгаков воспринял «воспринял «мысль о влиянии евангельской притчи на европейскую культуру последних двух тысячелетий»1. По Ренану, Иисус – лучшее в истории «моральное учение, догматированное церковью, ему враждебной»2. Идея культа, основанная на нравственности и чистоте сердца и братстве людей, превратилась в «несколько сенсаций, собранных по памяти его слушателями в особенности . апостолами» 3.

Для создания многих деталей и образов исторической части романа первичными импульсами послужили некоторые художественные произведения. Так Иешуа наделен некоторыми качествами сервантовского Дон Кихота4. На вопрос Пилата, действительно ли Иешуа считает добрыми всех людей, в том числе и избившего его кентуриона Марка Крысобоя, Га-Ноцри отвечает утвердительно и добавляет, что Марк, «правда, несчастливый человек. Если бы с ним поговорить, вдруг мечтательно сказал арестант, – я уверен, что он резко изменился бы» (27). В романе Сервантеса: Дон Кихот подвергается в замке герцог оскорблению со стороны священника. Назвавшего его «пустой головой», но кротко отвечает: «Я не должен видеть. Да и не вижу ничего обидного в словах этого доброго человека.

Единственно, о чем я жалею, это что он не побыл с нами – я бы ему доказал, что он ошибался»1. Именно идея «заряжения добром роднит булгаковского героя с рыцарем Печального Образа. В большинстве же случаев литературные источники настолько органично вплетены в ткань повествования, что относительно многих эпизодов трудно однозначно сказать, взяты ли они из жизни или из книг»2.

М. Булгаков изображал Иешуа. Нигде ни единым намеком не показывает, что это Сын божий. Иешуа везде представлен Человеком, философии, мудрецом, целителем, но – Человеком. Никакого ореола святости над образом Иешуа не витает, и в сцене мучительной смерти присутствует цель – показать, какая несправедливость творится в Иудее.

Образ Иешуа – это лишь «персонифицированный образ морально-философских представлений человечества. нравственного закона вступающего в неравную хватку с юридическим правом»3. Не случайно портрет Иешуа как таковой в романе фактически отсутсвует: автор указывает на возраст, описывает одежду, выражение лица, упоминает о cиняке, и сcадине – но не более того: «. Ввели . человека лет двадцати семи. Этот человека был одет в старенький и разорванный голубой хитон . Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный тревожным любопытством глядел на прокуратора» (20).

На вопрос Пилата о родных отвечает «Нет никого. Я один в мире» (22). Но вот что опять странно: это отнюдь не звучит жалобой на одиночество. Иешуа не ищет сострадание, в нем нет чувства ущербности или сиротства. У него это звучит примерно так: «Я один – весь мир передо мною» или – «Я один перд всем миром», или – «Я и есть этот мир». «Иешуа самодостаточен, вбирая в себя весь мир»1 .

В.М.Акимов справедливо подчеркивал, что «трудно понять цельность Иешуа, его равность себе самому – и всему миру, который он вобрал в себя. Иешуа не прячется в колоритное многоголосие ролей; мелькание импозантных или гротескных масок, скрывающих вожделение «Иешуа», ему чуждо Он свободен от всего «скакания», сопутствующего расщеплению, через которое проходят многие (не все ли?!) персонажи «современных» глав»2. Нельзя не согласиться с В.М.Акимовым в том, что сложная простота булгаковского героя трудно постижима, неотразимо убедительна и всесильна. Более того, сила Иешуа Га-Ноцри так велика и так объемлюща, что поначалу многие принимают ее за слабость, даже за духовное безволие.3 Однако Иешуа Га-Ноцри не простой человек: Воланд – Сатана мыслит себя с ним в небесной иерархии примерно на равных. Булгаковский Иешуа является носителем идеи богочеловека. Он реализует философский принцип Н.Бердяева: «Все должно быть имманентно вознесено на крест». Е.О. Пенкина напоминает в этой связи, что в экзистенциальном плане Бог делит с Сатаной свою власть.

Отталкиваясь от отечественной традиции развития идеи о сверхчеловеке, автор утверждает, что Булгаков создает героя – антитезу Иешуа. «Антитезу в смысле философского оппонента в споре между неоднозначностью добра и зла. Этой величайшей противоположностью будет Воланд»1. Царством Воланда и его гостей, пирующих в полнолуние на весеннем балу, является Луна – «фантастический мир теней, загадок и призрачности»2. Холодящий свет луны, кроме того, – это успокоение и сон. Как тонко подмечает В.Я.Лакшин, Иешуа на крестном его пути сопровождает Солнце – «привычный символ жизни, радости, подлинного света», «изучение жаркой и опаляющей реальности»3.

Говоря об Иешуа, нельзя не упомянуть о его необычном мнении. Если первая часть – Иешуа – прозрачно намекает на имя Иисуса, то «неблагозвучие плебейского имени» – Га-Ноцри – «столь приземленного» и «обмирщенного» в сравнении с торжественным церковным – Иисус, как бы призвано подтвердить подлинность рассказа Булгакова и его независимость от евангельской традиции»4.

Бродяга-философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище вопиющей несправедливости, чьей жертвой становится он сам. Его неизменная вера существует вопреки обыденной мудрости и наглядным уроком казни. В житейской практике эта идея добра, к сожалению, не защищена. «Слабость проповеди Иешуа в ее идеальности, – справедливо считает В.Я.Лакшин – но Иешуа упрям, и в абсолютной цельности его веры в добро есть своя сила»1. В своем герое автор видит не только религиозного проповедника и реформатора – образ Иешуа воплощает в себе свободную духовную деятельность.

Обладая развитой интуицией, тонким и сильным интеллектом, Иешуа способен угадывать будущее, причем, не просто грозу, которая «начнется позже, к вечеру» (25), но и судьбу своего учения, уже сейчас неверно излагаемого Левием. Иешуа – внутренне свободен. Даже понимая, что ему реально угрожает смертная казнь, он считает нужным сказать римскому наместнику: «Твоя жизнь скудна, игемон» (25).

Б.В.Соколов полагает, что идея «заражения добром, являющаяся лейтмотивом проповеди Иешуа, привнесена Булгаковым из ренановского «Антихриста»2. Иешуа мечтает о будущем царстве «истины и справедливости» и оставляет его открытым абсолютно для всех. «. настанет время, когда не будет власти ни , ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» (29).

Га-Ноцри проповедует любовь и терпимость. Он никому не отдает предпочтение, для него одинаково интересны и Пилат, и Иуда, и Крысобой. Все они – «добрые люди», только – «покалеченные» теми или иными обстоятельствами. В беседе с Пилатом он лаконично излагает суть своего учения: «. злых людей нет на свете»(26). Слова Иешуа перекликаются с кантовскими высказываниями о сути христианства. Определенной или как чистая вера в добро, как религия доброго образ жизни. Обязывающей к внутреннему совершенствованию. Священник в ней просто наставник, а церковь – место собраний для поучений. Кант рассматривает добро как свойство, изначально присущее человеческой природе, как впрочем. и зло. Для того чтобы человек состоялся как личность. Т.е. существо. Способное воспринимать уважение к моральному закону, он должен развить в себе доброе начало и подавить злое. И все здесь зависит от самого человека1. Иешуа. Даже понимал. Что от его слов зависит решение его судьбы. Ради собственной же идеи добра не произносит слово неправды. Если бы он хоть немного покривил душой, то «исчез бы весь смысл его учения, ибо добро – это правда!»1. А «правду говорить легко и приятно» (28).

В чем же главная сила Иешуа? Прежде всего в открытости. Непосредственности.

Он всегда находится в состоянии духовного порыва «навстречу». Его первое же появление в романе фиксирует это: «Человек со связанными руками несколько подался вперед + и начал говорить: – Добрый человек! Поверь мне. » (21).

Иешуа – человек, всегда открытый миру. «Беда в том, – продолжал никем не остнавливаемый связанный, – что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей» (25). «Открытость» и «замкнутость» – вот, по Булгакову, полосы добра и зла. «Движение навстречу» – сущность добра. Уход в себя, замкнутость – вот, что открывает дорогу злу. Уходя в себя, человек так или иначе вступает в контакт с дьяволом1. М. Б. Бабинский отмечает необъективную способность Иешуа поставить себя на место другого. Чтобы понять его состояние. Основой гуманизма этого человека является талант тончайшего самосознания и на этой основе – понимание других людей, с которыми сводит его судьба.2 Но разве увлечение к миру «навстречу» ему не есть одновременно «движение» истинно? В этом – ключ эпизоду с вопросом: «Что такое истина?» Пилату, мучающемуся гемикранией, Иешуа отвечает так: «Истина. в том, что у тебя болит голова» (24).

Булгаков и здесь верен себе: ответ Иешуа связан с глубинным смыслом романа – призывом прозреть правду сквозь намеки к «низа», и «середины»; открыть глаза, начать видеть.

Истина для Иешуа – это то, что на самом деле. Это снятие покров с явлений и вещей, освобождение ума и чувство и от любого сковывающего этикета, от догм; это преодоление условностей и помех. У идущих от всяких «директив», « «середин» и тем более – толчков «снизу». «Истина Иешуа Га-Ноцри – это восстановление действительного видения жизни, воля и мужество не отворачиваться и не опускать глаз, способность открывать мир, а не закрываться от него ни условностями ритуала, ни выбросами «низа». Истина Иешуа не повторяет «традицию», «регламент» и классе. «ритуал». Она становится живой и всякий раз новой способностью к диалогу с жизнью.

Но здесь и заключено самое трудное, ибо для полноты такого общения с миром необходимо бесстрашие. Бесстрашие души, мысли, чувства»1.

Деталь, характерная для Евангелия от Булгакова, – сочетание чудотворной силы и чувства усталости и потерянности у главного героя, и высшая сила, пославшая Иешуа на его миссию, а затем покинувшая его и ставшая причиной его гибели; и описание гибели героя как вселенской катастрофы – конца света: «настала полутьма, и молнии бороздили черное небо. Из него вдруг брызнуло огнем, и крик кентуриона : «Снимай цепь!» – утонул в грохоте. . ». Тьма закрыла Евангелие.

Ливень хлынул внезапно. Вода обрушилась так страшно, что когда солдаты бежали снизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки» (149).

Несмотря на то, что сюжет кажется завершенным – Иешуа казнен, автор стремится утвердить, что победа зла над добром не может стать результатом общественно-нравственного противоборства, этого, по Булгакову, не приемлет сама человеческая природа, не должен позволить весь ход цивилизации. Возникает впечатление. Что Иешуа так и не нашел. что он умер. Он был живым все время и живым ушел. Кажется, самого слова «умер» нет в эпизодах Голгофы. Он остался живым. Он мертв лишь для Левия, для слуг Пилата.

Великая трагическая философия жизни Иешуа состоит в том, что на истину (и на выбор жизни в истине) испытывается и утверждается также и выбором смерти. Он «сам управился» не только со своей жизнью, но и со своей смертью. Он «подвесил» свою телесную смерть так же, как «подвесил» свою духовную жизнь.

Тем самым он поистине «управляет» собой (и всем вообще распорядком на земле); управляет не только Жизнью, но и Смертью»1.

«Самотворение», «самоуправление» Иешуа выдержало испытание смертью, и поэтому оно стало бессмертным.

Сочинение: Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

По-моему мнению, самый интересный герой пьесы «На дне»-это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души.

Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чувственности, уважения, доверия. Скорее предательство- и ложь- главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал свой знаменитый роман “Лолита”. А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает… Эта героиня ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа.Она замужем за пятидесятичетырехлетнем содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти “мертв”. За время прочтения пьесы, в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу. А действительно, любила ли она его? Наверное, нет, по-моему она вообще никого не любила кроме себя и ДЕНЕГ, Денег, денег. Которых она жаждила все больше и больше, стараясь избавится от мужа, как можно скорей.

У нее есть любовник-Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей совершенно безразлично с кем он в итоге останется…

Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает, что она не права и ей все равно, с кем она. Но как “заботливая” сестра она должна уберечь ее от Пепла. Все с кем она живет считают ее «бабой лютой», которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и ничуть не пренебрегает термином «хозяйка».Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем.

Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки. Жена, как много вложено в этот термин, но наверное, во временя Василисы, его представляли по другому. Все, так называемые жены, хотели только одного- богатого старого мужа и красивого молодого любовника. Но во всем этом, наверное виновны родители, которые прежде всего думали о благосостоянии дочери, а не о ее счастье.

Разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: «А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь- не забудь! Сколько должен мне?», говорила она обращаясь к Бубнову. Унижать других, вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним. Как отбросам общества, неудачникам.

С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только одного- избавиться от мужа, от которого осталось только одно название- муж. Говорит Пеплу, что они могут помочь друг другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. Говоря это, она считает себя решительницей, даже хозяйкой чужих судеб. Сестру она держит за игрушку, которую можно подарить или “выкинуть” вместе с Васькой. Но он этого не хочет, говорит: “Зверь! Хвастаешься зверством своим ?” Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…

Лука,праведник, считает ее “плохим человеком”. А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева.

Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло, к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся “грязная работа” висит на Ваське Пепле, она тут вообще не причем, она не чувствует никаких угрызений совести.

Василису и Ваську забирают в полицейский участок…

После этого за застольем Настя размышляет: “Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…”

Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого, что есть в человеке. Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Но, с другой стороны, не будь таких “отрицательных” героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей твердостью и жестокостью.

Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям,

Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку!

Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но и гораздо интереснее, по их мнению отрицательные герои даже живее положительных, но, возможно, они ошибаются…

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.

По-моему мнению, самый интересный герой пьесы «На дне»-это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души.

Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чувственности, уважения, доверия. Скорее предательство- и ложь- главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал свой знаменитый роман “Лолита”. А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает… Эта героиня ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа.Она замужем за пятидесятичетырехлетнем содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти “мертв”. За время прочтения пьесы, в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу. А действительно, любила ли она его? Наверное, нет, по-моему она вообще никого не любила кроме себя и ДЕНЕГ, Денег, денег. Которых она жаждила все больше и больше, стараясь избавится от мужа, как можно скорей.

У нее есть любовник-Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей совершенно безразлично с кем он в итоге останется…

Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает, что она не права и ей все равно, с кем она. Но как “заботливая” сестра она должна уберечь ее от Пепла. Все с кем она живет считают ее «бабой лютой», которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и ничуть не пренебрегает термином «хозяйка».Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем.

Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки. Жена, как много вложено в этот термин, но наверное, во временя Василисы, его представляли по другому. Все, так называемые жены, хотели только одного- богатого старого мужа и красивого молодого любовника. Но во всем этом, наверное виновны родители, которые прежде всего думали о благосостоянии дочери, а не о ее счастье.

Разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: «А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь- не забудь! Сколько должен мне?», говорила она обращаясь к Бубнову. Унижать других, вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним. Как отбросам общества, неудачникам.

С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только одного- избавиться от мужа, от которого осталось только одно название- муж. Говорит Пеплу, что они могут помочь друг другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. Говоря это, она считает себя решительницей, даже хозяйкой чужих судеб. Сестру она держит за игрушку, которую можно подарить или “выкинуть” вместе с Васькой. Но он этого не хочет, говорит: “Зверь! Хвастаешься зверством своим ?” Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…

Лука,праведник, считает ее “плохим человеком”. А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева.

Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло, к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся “грязная работа” висит на Ваське Пепле, она тут вообще не причем, она не чувствует никаких угрызений совести.

Василису и Ваську забирают в полицейский участок…

После этого за застольем Настя размышляет: “Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…”

Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого, что есть в человеке. Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Но, с другой стороны, не будь таких “отрицательных” героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей твердостью и жестокостью.

Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям,

Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку!

Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но и гораздо интереснее, по их мнению отрицательные герои даже живее положительных, но, возможно, они ошибаются…

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 02:27:57 04 мая 2006 Похожие работы
Просмотров: 287 Комментариев: 14 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать