Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Рассказ «Челкаш» относится к раннему творчеству Максима Горького. В нем автор рассказывает историю, приключившуюся с одним босяком по имени Гришка Челкаш. Несмотря на то, что этот герой был далеко не идеален, занимался воровством и пьянствовал, но именно в нем писатель увидел подлинную человеческую душу. Многомудрый Литрекон предлагает Вам детальный разбор рассказа «Челкаш», в котором подробно и ясно разъясняются темы, проблемы и идеи, раскрытые Горьким в произведении.

История создания

Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. В 1891 году тогда еще Алексей Пешков отправился в путешествие по Руси. В селе Кандыбино Николаевской области Украины писатель стал свидетелем истязания толпой неверной мужу жены. Будущий писатель решился заступиться за женщину, за что был очень сильно избит, после вывезен далеко за пределы села и выброшен в грязь. Ехавший с сельской ярмарки шарманщик подобрал его и отвез в больницу города Николаев. Там его соседом по палате оказался босяк. Горький позже вспоминал:

«…Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе “Челкаш”».

Три года спустя писатель В. Г. Короленко побудил Горького создать рассказ:

«…вы хорошо рассказываете… попробуйте вы написать что-либо покрупнее, для журнала… Напечатают вас в журнале, — и, надеюсь, вы станете относиться к себе более серьезно!».

Начинающий автор, вдохновившись похвалой уважаемого публициста, написал свое первое произведение «Челкаш» всего за два дня. Короленко, прочитав черновики, был очень впечатлен рассказом. При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года.

Жанр и направление

Жанр «Челкаша» — рассказ. Об этом нам говорит небольшой объем произведения, одна сюжетная линия, построенная вокруг эпизода из жизни главного героя, малое количество действующих лиц.

В рассказе между собой смешиваются два литературных направления. Такие признаки, как обыденная, повседневная жизнь героев, ярко выраженные социальные проблемы и язык, приближенный к живой речи, явно указывают на реализм. Но присутствуют также и черты романтизма, а именно индивидуализм главного героя и эффектные и живые описания природы, в особенности моря. Исходя из этого, можно смело сказать, что литературное направление рассказа – романтический реализм.

Композиция и конфликт

Рассказ состоит из пролога и трех частей.

  • В прологе нам представлена экспозиция – описание места, где будут разворачиваться все последующие события рассказа. Зеленоватое море, тесная гавань, гиганты-пароходы, громкий грохот, свист, крики, люди и их рабский труд – такую картину рисует нам автор.
  • Первая часть рассказа представляет нам главного героя – Гришку Челкаша. Здесь же происходит и завязка, а именно встреча героя с Гаврилой и их уговор о «ночной рыбалке».
  • Развитие действий мы можем увидеть во второй части. Челкаш и Гаврила отправляются на лодке в море. Здесь автор все больше раскрывает читателю душевный мир, нутро обоих героев.
  • Третья часть включает в себя кульминацию – нападение Гаврилы на Челкаша, и развязку – Челкаш с брезгливостью швыряет деньги Гавриле, и они расходятся. Характеры героев теперь полностью раскрыты. Заканчивается рассказ описанием морских волн, смывших все следы недавнего конфликта.

По ходу произведения раскрывается центральный конфликт – конфликт двух разных мировоззрений. Челкашу – босяку, который полностью свободен, не привязан ни к дому, ни к семье, ни к работе, противопоставляется Гаврила – обычный крестьянин, который нуждается в средствах, чтобы обеспечить себе и будущей семье достойное существование. Через развитие конфликта нам показываются сущности, характеры, разное отношение к свободе, деньгам и жизни героев, что позволяет читателю понять мотивацию их поступков, их мысли и чувства, и принять сторону одного из персонажей.

Суть: о чем рассказ?

В порту во время обеденного перерыва появляется Гришка Челкаш – заядлый вор. Он явно кого-то ищет. Спросив у сторожа Мишки о своем напарнике, он узнает, что тому отдавило ногу, и сейчас он в больнице. Челкаш, думая, что без напарника не справиться ночью с делом, видит молодого крепкого парня и решает с ним заговорить. Из диалога он узнает, что парня зовут Гаврила. Он жалуется Челкашу на то, что косил траву, но получил за свою работу сущие гроши. Главный герой, в свою очередь, говорит, что он рыбак и предлагает парню помочь ему ночью на рыбалке. Тот, хоть и подозревает, что отправятся они далеко не за тем, чтобы ловить рыбу, все-таки соглашается.

Тем же вечером герои отправляются на дело. Гаврила пронизан страхом, жалеет, что согласился помочь Челкашу. Вор же угрожает молодому парню, что без зазрения совести избавится от него, если их заметят. Герои прибывают в место назначения – к огромной темной стене. Челкаш отнимает у юноши котомку с паспортом и весла, чтобы тот не смог никуда уплыть, и поднимается по стене. Спустя какое-то время он опускает Гавриле тяжелые грузы, спускается сам, и они отплывают.

Когда мимо них проплывала таможенный крейсер, Гаврила до того испугался, что упал на дно лодки, закрыл глаза и не хотел подниматься. Главный герой снова пригрозил юноше, что убьет его, если из-за него их арестуют. Опасность миновала. Челкашу стало жаль парня, он принялся успокаивать его, говоря, что тот хорошо заработал и может много чего купить на эти деньги.

Вскоре они приплыли к кораблю, где их встретили знакомые Челкашу матросы. Они поднимаются на борт, отдают грузы и идут спать в каюту. Наутро главный герой получает деньги, и они с Гаврилой отправляются назад на берег. Из заработанных 540 рублей вор отдает Гавриле 40, остальное оставляя себе.

Приплыв обратно на берег Гаврила бросается к Челкашу и начинает молить его отдать всю заработанную сумму. Он утверждает, что эти деньги ему нужнее и полезнее, а такой вор и пьяница, как Челкаш, спустит их за один день. Главному герою становится противна алчность и жадность парня, он с презрением бросает ему деньги. Гаврила, забрав деньги, сознается, что еще в лодке у него возникла мысль ударить веслом главного героя, забрать у него выручку и выбросить за борт, уверяя, что его бы никто и не хватился. Челкаша разозлило это, он отнимает деньги у напарника и собирается уходить. Тот же, не собираясь сдаваться, бросает в Челкаша камень и, испугавшись, убегает. Но, одумавшись, он возвращается обратно и начинает слёзно умолять главного героя простить его. Челкаш испытывает презрение к корыстолюбивому парню, с отвращением он сует ему всю выручку, не желая быть таким же жадным до денег. Гаврила поначалу сопротивляется, но вскоре забирает деньги, и персонажи расходятся по разным сторонам.

Главные герои и их характеристика

  • Челкаш – «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», мужчина средних лет, босяк, жулик и оборванец. Имеет неопрятный внешний вид, что оправдывается его бродяжничеством. Родился в состоятельной крестьянской семье, в молодости служил в гвардии, был женат на девушке Анфисе. На момент событий, рассказанных в произведении, персонаж уже 11 лет ведет босяцкий образ жизни. Челкаш — поистине романтический герой. У него есть свои моральные ценности. Он не любит жадных и алчных людей, как Гаврила. Несмотря на внешнюю суровость, герой может испытывать жалость и сочувствие. Его жизненная философия строится на свободе, из толпы он выделяется своей независимостью. Челкаш не привязан ни к чему, живет одним днем, не думая наперед. Такое же отношение у него и к деньгам, он не привязан к ним, в нем отсутствует меркантильность, поэтому он с легкостью отдает всю выручку напарнику. Любит герой любоваться природой, больше всего его привлекает море. Именно широкое, бескрайнее и мощное море ассоциируется у него с настоящей свободой. Отношение к Гавриле меняется у главного героя на протяжении всего рассказа. Сначала он видит в нем молодого парня, «жизнь которого попала в его волчьи лапы». Ему по-отечески жаль его. Во время их плавания Челкаш начинает понимать, что из себя представляет юноша, ему начинает не нравиться его трусость. В конце же произведения, когда наружу вырывается вся жадность и подлость Гаврилы, главный герой испытывает к нему только лишь отвращение и брезгливость.
  • Гаврила – молодой бедный крестьянин. Он очень доверчив, добродушен и наивен, но при этом таит в себе и темную сторону. Герой вынужден был приехать на заработки, чтобы обеспечить себя и престарелую мать, но добыть достаточно денег не получается. Единственным выходом для него остается жениться на богатой невесте и всю оставшуюся жизнь работать на тестя, и такая перспектива не радует юношу. Он мечтает заработать достаточно средств, чтобы жениться на возлюбленной и не зависеть от ее отца. Помогая Челкашу, герой показывает свою трусость, пугается фонаря, плачет, просит отпустить его. В отличие от главного героя, отношение Гаврилы к морю иное, оно представляет для него только опасность, наводит на него страх. Но зато его отношение к деньгам иное: герой очень любит деньги, да настолько, что готов дважды убить Челкаша, только бы заполучить всю вырученную сумму. Показывает он свою робость и тогда, когда, кинув в Челкаша камень, убегает. Но все-таки в нем есть человечность, он возвращается и просит прощения у главного героя, и сначала даже отказывается брать деньги, но, в конце концов, его алчность вырывается наружу, и он забирает большую часть заработанного ими обоими.

Тематика рассказа «Челкаш» характерна для романтизма Горького:

  • Пейзаж. В рассказе огромную роль играет пейзаж. Природа является олицетворением истинной свободы и независимости. Пейзаж создает настроение и придает определенный окрас произведению, настроения героев передаются также при помощи описания погоды. Автор, хоть и сравнивает состояния персонажей и природы, но все же возвышает ее над человеческими чувствами, делает ее сильнее, мощнее и властнее по сравнению с мелкими и ничтожными людскими страстями.
  • Свобода — основная тема рассказа. Для каждого она своя. Для Челкаша свобода – это быть независимым ни от чего, жить одним днем, не заботясь о том, что будет завтра. В такой жизни кроется его моральное удовлетворение и успокоение. Для Гаврилы же свобода – иметь достаточно денег, чтобы обеспечить себя, свою мать и будущую жену. Оба героя борются за свою свободу. В конце рассказа каждый из них по сути оказывается в условиях своей свободы: Челкаш остается без большого заработка, не обремененный никакими заботами, а Гаврила получает достаточно денег, чтобы в ближайшее время не заботиться ни о чем.
  • Судьба. Из темы свободы плавно вытекает тема судьбы. Челкаш бродяжничает много лет, он по-настоящему одинок. Когда его напарник признается, что хотел убить его и выкинуть в море, не переживая, что кто-то его будет искать, он, скорее всего, оказывается прав. В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови. Судьбу же Гаврилы можно предугадать. По всей видимости, он вернулся в свою деревню, женится на своей возлюбленной и живет относительно безбедной жизнью.

Проблемы

Проблематика рассказа «Челкаш» интересна и насыщенна.

  1. Рабство. Важная социальная проблема рабства была поднята Горьким в его рассказе. Рабами сначала изображаются рабочие в порту, трудящиеся в ужасных и опасных условиях. После своеобразным «рабом» Челкаша становится Гаврила, во время их плавания он исполняет все приказы главного героя. Для Челкаша крестьянская жизнь в общем является рабством, так как она всегда предполагает зависимость от земли, семьи и работы. Гаврила оказывается не только «рабом» Челкаша, но и рабом своих желаний. Именно ради средств, которыми он так грезит, он соглашается помогать вору, а после сам думает о краже и убийстве.
  2. Алчность. Проблема алчности — основная в произведении. Она ярче всего раскрывается персонажем Гаврилы. Ради денег он готов на многое, даже на убийство. С постепенным нарастанием проявления жадности в герое, раскрываются и другие его отрицательные черты: бездуховность, эгоизм, жестокость, подлость. После этого на фоне его предстает в лучшем свете даже вор-контрабандист Челкаш, который хоть и занимается незаконным делом, но имеет нравственные ценности.
  3. Счастье. Кто из двух героев по-настоящему счастлив? Хоть на протяжении всего рассказа нам и показывается главный герой, который наслаждается полной свободой и независимостью, но счастлив ли он? Челкаш одинок, никому не нужен. Он с грустью вспоминает отца, мать и жену, свою прежнюю жизнь, от которой отказался в пользу бродяжничества. Гаврилу же в начале произведения мы видим опечаленным из-за сложившейся в его жизни ситуации, но в конце, когда он получил, что хотел, мы можем предугадать его дальнейшую, скорее всего, счастливую судьбу.

Основная идея

Горькому всегда была близка тема жизни босяков. Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми. Писатель сравнивает вольнолюбца, вора и пьяницу с молодым работящим крестьянином и доказывает, что не всегда первое впечатление бывает правильным. В начале рассказа читателю больше симпатизирует Гаврила, но с раскрытием персонажей и их характеров, все встает на свои места, и к концу благородным и великодушным перед нами предстает уже Челкаш. Проявляется авторская позиция, Горький явно на стороне Челкаша, ему также противны такие люди, как Гаврила, и импонируют свободолюбивые босяки.

Смысл рассказа «Челкаш» и в том, чтобы показать разные жизненные ценности и то, к чему они приводят. Челкаш не нуждается буквально ни в чем, выделяется среди других высокими духовными качествами, но от этого он не становится самым счастливым на земле. Гаврила же придерживается устоев, на которых держится общество, он привязан к семье и дому, что делает его зависимым и толкает его на ужасные поступки, но зато, в конце концов, он оказывается по-своему счастлив.

Читайте также:  Роман «Дело Артамоновых»: сочинение

Чему учит?

Максим Горький в своем рассказе «Челкаш» преподал нравственные уроки читателям. Он показал, что не нужно судить о внутренних качествах человека по его внешнему облику или социальному статусу, что необходимо всегда оставаться честным, бескорыстным и благородным, что нельзя позволять себе становиться настолько меркантильным и алчным, чтобы не опускаться до самых ужасных и низменных поступков.

Главным выводом в рассказе «Челкаш» является мысль о том, что деньги хоть и дают какую-то свободу, но также обременяют человека обязанностями и ответственностью, а совершенная свобода не является гарантом безграничного счастья.

О чем же заставляет задуматься автор? Писатель хотел донести до читателей, что, несмотря на какие-либо жизненные ситуации, необходимо всегда оставаться человеком, быть щедрой, доброй и достойной личностью, не проявлять плохих и отвратительных качеств, как жадность, жестокость, безнравственность. Такова мораль произведения «Челкаш».

Художественные детали

В «Челкаше» важную роль играет пейзаж. Он создает своеобразное обрамление событий, происходящих в произведении. В самом начале мы видим индустриальный пейзаж: гавань, замутненное от пыли небо, жаркое солнце, зеленоватая вода, скованные гранитом волны моря. Еще больший эффект погруженности создают описываемые звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», свистки и крики. Вся эта мрачная картина наталкивает читателей на мысли о том, что впереди их ждет далеко не веселая и беззаботная история.

Самой главной художественной деталью произведения является образ моря. Оно позволяет еще глубже передать настроение и характеры героев. Можно сказать, что море олицетворяет главного героя. Челкаш, как и оно, свободен и независим, живет «по течению». Герой любит море, оно, по его мнению, «вливает в душу человека спокойствие». Его напарник Гаврила, напротив, по отношению к морю испытывает только страх. Его необузданность и бескрайность пугает его. Море подчеркивает и усиливает различие между героями рассказа.

Заканчивает произведение также описанием моря и погоды, которые после конфликта персонажей взбунтовались и бесследно смыли все остатки их размолвки. Тем самым автор показал, что, в отличие от людей и их отношений, природа бесконечна, мощна и величественна.

Критика

Современники тепло и положительно восприняли рассказ начинающего писателя. Его стали уважать, в кругах литераторов к нему стали серьезно относиться.

Писатель и государственный деятель А. В. Луначарский отмечал босяцкую направленность рассказа Горького, говоря, что писателю

«удалось создать совершенно оригинальные и незабвенные картины и симфонии, в которых отдельные элементы правды почти сливались с коренной неправдой, то есть с романтическим взлетом к выправленному человеку, к свободной индивидуальности».

Говорили о глубине, силе, чистосердечности и значительности рассказа писательница А. М. Аничкова, критик В. Л. Львов-Рогаческий и публицист М. В. Гельрот. Восхищались также «Челкашом» поэт и журналист А. А. Коринфский и публицист и критик А. И. Богданович. Они отмечали, что главный герой является сильной, откровенной и свободной натурой.

Критика А. М. Скабичесвкого поразило произведение юного автора, он назвал рассказ

«одним из лучших перлов русской литературы по своей поэтической прелести, драматизму и глубокому содержанию».

Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш”

Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш”

Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие.
Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе “Челкаш”. Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски (“потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно”,

Похожие сочинения:

ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1.

ПРОБЛЕМА ЛЖИ И ПРАВДЫ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” И В РАССКАЗЕ О. ГЕНРИ “ГНУСНЫЙ ОБМАНЩИК” КЛАССИКА ПРОБЛЕМА ЛЖИ И ПРАВДЫ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” И В РАССКАЗЕ О. ГЕНРИ “ГНУСНЫЙ ОБМАНЩИК” Концепция пьесы М. Горького “На дне” основана на двух понятиях – лжи.

РОЛЬ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира.

Ранний романтизм Горького Ранний романтизм достаточно четко проявился в таких работах Горького, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” , в революционных песнях. Герои этих рассказов сильные и мужественные, красивые и целеустремленные. Эти герои.

РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО КЛАССИКА А. М. ГОРЬКИЙ РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают.

В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем.

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Драма “На дне” написана М. Горьким, когда он перестал осознавать окружающую действительность в рамках романтического конфликта. Это одно из первых произведений.

Пейзаж в романе Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Воспевание могучих Сил природы – одна из характерных черт творчества Толстого. Толстой краток изображая мир мертвых вещей, зато очень красочно и детально описывает природный мир, окружающий его героев. Глубокое проникновение.

МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” В интервью, которое дал М. Горький в 1903 году, говорится: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что.

Сочиненин по картине Саврасова “Зимний пейзаж” Если обратиться к биографии художника, то можно проследить невероятные факты. Родился Саврасов, как на тот момент считалось в купеческой семье. В раннем возрасте маленький Саврасов стал проявлять неподдельный интерес к.

Анализ стихотворения Горького “Песня о буревестнике “Песня о буревестнике” – финальная часть рассказа “Весенние мелодии”, который был создан Максимом Горьким в Нижнем Новгороде весной 1901 года. Однако само произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено.

Сочиненин по картине Юона “Пейзаж с лыжниками” Известного художника Константина Федоровича Юона многие знают именно по его картинам о старинных городах и их быту. Его любимыми местами были города Ростов Великий и Троицко-Сергиевская лавра. Но также есть.

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей.

СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Пьеса М. Горького “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных.

В чем смысл жизни? (размышления над “Песней о соколе” М. Горького) Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле своей жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе каждого из нас, если у человека нет какой-либо значительной цели.

“ГОВОРЯЩИЕ” ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” “ГОВОРЯЩИЕ” ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант Антон Павлович Чехов – один из величайших русских писателей-реалистов. Всю свою творческую жизнь он посвятил обличению пороков современного ему общества.

КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Хорошо, когда прочитанная книга или театральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно.

Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что.

Этапы творчества М. Горького и анализ его произведения “Песни о соколе” М. Горький – это псевдоним писателя. Его настоящее имя и фамилия. Алексей Максимович Пешков. Он известен как русский писатель, публицист. В романе “Мать” (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в.

АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Лев Николаевич Толстой по рождению, воспитанию и жизненному опыту принадлежал к высшей помещичьей знати России. Однако писатель видел всю несправедливость.

“Тема праведности в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Несколько лет назад довелось мне побывать на выставке работ известного художника Ильи Глазунова. Сразу же привлекла внимание картина “Мистерия ХХ века” (1978 г.). Подчиняясь строгой логике авторской композиции, в правом.

В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что рассказ “Судьба человека” стал новаторским в баталистике первого послевоенного десятилетия, продолжив антимилитаристское направление в.

Как в рассказе И. А. Бунина “Чистый понедельник” реализуется оппозиция “Восток – Запад”? Как в рассказе И. А. Бунина “Чистый понедельник” реализуется оппозиция “Восток – Запад”? В своих рассуждениях подчеркните, что интерес Бунина к религиозным преданиям Востока связан с поисками ответов на вопросы.

Вещь в рассказе М. А. Осоргина “Пенсне” Вещь в рассказе М. А. Осоргина “Пенсне” В первой фразе рассказа М. А. Осоргина “Пенсне” содержится утверждение, что вещи “живут своей жизнью”. У писателя “часы шагают, хворают, кашляют”, “печка шипит”.

Тема угасания “дворянских гнезд” в рассказе И. А. Бунина “Антоновские яблоки” Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет.

Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни” Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни”. В начале.

ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ПОДВИГЕ ДАНКО? (по ранним произведениям М. Горького) Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ РОДИНЫ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ” Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края – то яркая, броская, то скромная и.

ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” Рассказ “Легкое дыхание” – одно из прекраснейших произведений И. А. Бунина. В нем ярко запечатлен образ главной героини.

ПУТЬ К СЕБЕ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК” Любовь… вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме. И. А. Бунин Человек – единственное.

Анализ «Челкаш» Горький

«О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма. Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.

Год написания – 1894 г.

История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».

Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека и узкие – преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь.

Композиция – Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В. Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».

Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.

Читайте также:  На дне: сочинение

В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.

Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.

В такой обстановке знакомимся с Челкашом – пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника. Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.

Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.

Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.

Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты.

Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.

Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.

Композиция

Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.

Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» – реализм.

Конспект урока по литературе “Функции морского пейзажа в рассказе М. Горького “Челкаш”

ФУНКЦИИ МОРСКОГО

ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ

М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ».

Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бекрайной, свободной и мощной.

Цели: 1) углубить представление учащихся о специфике пейзажа у Горького;

2) развивать образное и логическое мышление; формирование филологической компетенции;

3) развивать в учащихся чувство прекрасного и способность сопереживать.

Оборудование: портрет писателя, эпиграф, фоновая музыка, картины художников-маринистов, выставка книг М. Горького.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Внутренняя сила, свобода Горьковских героев – детей природы – глубже раскрывается в их нераздельности с прекрасной, вольной, поэтичной природой. Образы многих персонажей просто немыслимы вне окружающих их одухотворенных образов моря, гор и степей. Во многих ранних рассказов Горького море – свободная, сильная, величественная стихия. В рассказе «Челкаш» (1894 г.) морской пейзаж описывается несколько раз. Именно в таком пейзаже – морском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– В рассказе «Челкаш» образы моря и неба переплетаются с образом главного героя. Две свободные стихии порой сливаются друг с другом. Найдите примеры в тексте рассказа.

Зачитать отрывок: «Вдруг она вырвалась из их толпы . тоскливые тяжёлые тени».

II. Работа с эпиграфом.

Горький проводит параллель между образом главного героя и «бескрайней, свободной, мощной» морской стихией. Наша задача – постараться выяснить, какую же роль играет пейзаж в рассказе «Челкаш», каковы его функции.

III. Исследовательская работа. Составление таблицы.

волны моря . бьются и ропщут.

Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно.

Челкаш и Гаврила выходят в море

Море было покойно, черно и густо, как масло;

Море спало здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день.

. по небу двигались толстые пласты лохматых туч.

Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.

Море – бесконечное, могучее.

мягкий шум его сонного дыхания;

облака ползли медленно.

что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс.

. Гаврила, всё еще дрожащий от страха.

. Гаврила, тихо всхлипывая, плакал.

В гавани (Гаврила ждёт Челкаша)

Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.

Море, молчаливое, пустынное, с чёрными над ним тучами.

Ни звука, кроме вздохов моря.

Они [тучи] медленно двигались, огромные тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека своей тяжестью.

Тучи ползли по небу также медленно и скучно.

. оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким.

Тучи походили на волны.

Гаврила . потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды.

Гавриле стало страшно.

Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой.

А море стало еще спокойней, черней.

Море . звучало просительно и глупо.

Ветер пронёсся и разбудил море.

Теперь небо уже не походило на взволнованное море.

Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней.

. тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую скучную думу.

. Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха.

. он был пуст и бездушен

Море проснулось, оно играло маленькими волнами.

Кое-где ветер прорывал тучи, а из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звёздочками на них. Отражённые играющим морем, эти звёздочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя.

Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело.

Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей ласковой струёй родного воздуха.

«Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми»

. лодкой играет мутно-зелёное море

Над ними небо серое, ровно затянутое тучами.

Гаврила увидал пёстрые бумажки, и всё в его глазах приняло яркие, радужные оттенки.

Гаврила весь трепетал от ожидания.

Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него.

Волны шуршали, пена шипела и брызги воды летали по воздуху.

Над туманной степью висела мохнатая чёрная туча и было темно. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупны, лившийся с неба тонкими струйками.

Гаврила начал как-то странно смеяться, смехом, похожим на рыдания.

– На! Жри. – крикнул он [Челкаш], дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.

Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен.

Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.

Море выло, швыряло большие тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену.

Дождь лил, как из ведра.

Дождь ретиво сёк воду и землю . ветер ревел.

Всё наполнилось воем, ревом, гулом. за дождём не было видно ни моря, ни неба.

Челкаш стоял перед ним и странно улябался. Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся её потерять.

. Гаврила . перекрестился . свободно и глубоко вздохнул . и широкими, твёрдыми шагами пошёл в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.

Основным принципом внутренней организации рассказа является психологический параллелизм. Дается природная, символическая картина, а затем следует описание психологического состояния человека.

Несмотря на развязку рассказа, морская буря продолжается. Почему?

– Эта «маленькая драма» не пройдёт бесследно для её участников, прежде всего, для Челкаша, которого «никогда за всю жизнь не били так больно».

Почему в рассказе морской пейзаж описывается несколько раз?

– Пейзаж в рассказе очень важен. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– О Челкаше сказано: «На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство. »

Таким образом, пейзаж – одно из средств романтизации образа центрального героя.

IV. Какие средства художественной выразительности использует Горький? Найти их в тексте.

– Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Обращаем внимание на развёрнутую метафоричность языка Грького, приводим примеры.

V. Составляем словарь эпитетов, которые относятся к концепту «Море»:

густо, как масло

В начале рассказа для описания моря Горький использует эпитеты.

В конце рассказа по мере нарастания и обострения конфликта на метсо эпитетов приходят глаголы: море – проснулось, играло, роптало, выло, швыряло волны.

Глаголы помогают передать динамику и напряжённость повествования.

VI. Для рассказа характерна яркая цветопись. Найдём примеры, связанные с концептом «Море»:

Зелёный – цвет жизни, покоя.

Чёрный – цвет отрицания, предел, за которым прекращается жизнь, безбудущность.

Свобода Челкаша, свобода от социума, оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние.

Вывод: морской пейзаж помогает раскрыть сущность образа главного героя, помогает ярче представить внутренне состояние героев рассказа.

Домашнее задание: составить словарь художественных средств, которые Горький использует в рассказе «Челкаш».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе “Функции морского пейзажа в рассказе М. Горького “Челкаш” »

ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ

М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ».

Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бекрайной, свободной и мощной.

Цели: 1) углубить представление учащихся о специфике пейзажа у Горького;

2) развивать образное и логическое мышление; формирование филологической компетенции;

3) развивать в учащихся чувство прекрасного и способность сопереживать.

Оборудование: портрет писателя, эпиграф, фоновая музыка, картины художников-маринистов, выставка книг М. Горького.

Внутренняя сила, свобода Горьковских героев – детей природы – глубже раскрывается в их нераздельности с прекрасной, вольной, поэтичной природой. Образы многих персонажей просто немыслимы вне окружающих их одухотворенных образов моря, гор и степей. Во многих ранних рассказов Горького море – свободная, сильная, величественная стихия. В рассказе «Челкаш» (1894 г.) морской пейзаж описывается несколько раз. Именно в таком пейзаже – морском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– В рассказе «Челкаш» образы моря и неба переплетаются с образом главного героя. Две свободные стихии порой сливаются друг с другом. Найдите примеры в тексте рассказа.

Зачитать отрывок: «Вдруг она вырвалась из их толпы . тоскливые тяжёлые тени».

II. Работа с эпиграфом.

Горький проводит параллель между образом главного героя и «бескрайней, свободной, мощной» морской стихией. Наша задача – постараться выяснить, какую же роль играет пейзаж в рассказе «Челкаш», каковы его функции.

III. Исследовательская работа. Составление таблицы.

Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш

Пейзаж в рассказе «Челкаш» М. Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества.

Однако природа занимает большое место в его рассказах.

Пейзаж в рассказе «Челкаш» выполняет обрамляющую роль — он начинает и заканчивает описание действия.

Рассказ начинается с изображения индустриального пейзажа — моря

Мы слышим разнообразные звуки: грохот вагонов, звон цепей, «металлический вопль железных листов», дребезжание, стук, свистки, крики. Эти звуки нарушают гармонию природы и представляют собой «оглушительную музыку трудового дня». Автор проводит параллель между портом и Меркурием — богом торговли. Порт является «страстным гимном» этому богу. На фоне данного пейзажа люди выглядят смешно и жалко, словно рабы всего того, что их же трудом и было создано.

Другое описание пейзажа автор вводит в текст в качестве дополнительной черты к характеру героя. Челкаш является свободным от условностей общества человеком, он не имеет над собой власти денег, собственности, у него нет семьи, нет родных корней, любит он одно лишь море. Он чувствует родство своей независимой души с морем.

Челкаш обладает кипучей, нервной натурой, стремящейся к новым впечатлениям, ему не могло наскучить созерцание моря — темного, бескрайнего, свободного и мощного. Море способно влить «в душу человека спокойствие», породив в ней могучие мечты… Гавриле, в отличие от Челкаша, чуждо море, он его боится. Его страшит отсутствие под ногами почвы, красота ночного моря его не радует.

В этом эпизоде при помощи пейзажа автор подчеркивает различие характеров персонажей, делает образы более содержательными.

Завершается повествование также пейзажем. Гневно и глухо ропщет море, волны бешено бьются о берег.

Трагедия героев подчеркивается напряжением усиливающейся бури, шторма, дождь льет как из ведра, вокруг царит мгла. Разбушевавшееся море теперь «выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок», ревел и ветер, а все вокруг было полно воя, гула и рева. Дождь лил с такой силой, что за ним «не видно было ни моря, ни неба». Под этим дождем исчезают следы крови на песке, слезы и следы людей.

Мелки и ничтожны человеческие страсти рядом со стихией природы, наполненной мощью и величием.

Горький противопоставляет пейзаж жизни людей, отдавая предпочтение при сравнении не человеческому обществу, а природе.

Дайджест:

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». Челкаш Горький М Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». Рассказ «Челкаш», написанный в 1894 году, принес автору широкую известность. Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание. .

По рассказу Горького «Челкаш»; на тему: Челкаш и Гаврила — герои, противопоставленные друг другу Их несходство проявляется прежде всего во внешнем виде. Гришка Челкаш, «старый травленый волк заядлый пьяни­ца Он был бос, в старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в фязной ситцевой рубахе, с. .

Читайте также:  Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя. .

В чем драма Челкаша и Гаврилы в рассказе Горького «Челкаш» Драма, разыгравшаяся между Чеклашом и Гаврилой, со­стояла в том, что Челкаш спровоцировал, сам того не желая, попытку Гаврилы убить его. Гаврила, сообщник Челкаша в пос­ледней краже, поставил в своем сознании. .

Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш» В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя — Гришка Челкаш — старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила — простой деревенский парень, бедняк, как. .

По рассказу Максима Горького «Челкаш» Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в. .

Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе Горького «Челкаш» Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. .

Роль пейзажа в повести Лермонтова «Тамань» В «Тамани» Печорин выступает как первое лицо, его речевая характеристика переплетается со стилем самого Лермонтова и иногда очень трудно отграничить стиль героя от стиля автора. На уроке рекомендуется подобрать в. .

Роль пейзажа в характеристике образа Татьяны Лариной, героини романа А. С. Пушкина Пейзаж как художественное описание любого незамкнутого пространства очень важен для характеристики Татьяны Лариной. Он часть предметного мира, окружающего литературного героя. Как полно и красочно рисует А. С. Пушкин пейзаж, описывая. .

Краткое содержание «Челкаш» Горького Максим Горький Произведение «Челкаш» Рассказ открывается описанием порта. Голоса людей едва пробиваются сквозь шум пароходных винтов, звон якорных цепей и т. д. ъ 1 Появляется Гришка Челкаш, . . Челкаш. .

Образ и характер Челкаш Челкаш — герой одноименного рассказа М. Горького — является нищим пьяницей. Внешний облик его малопривлекателен: ходил босым, одет был в старые, вытертые штаны, в грязную ситцевую рубаху, с разорванным воротом. .

Образы Челкаша и Гаврилы в рассказе М. Горького «Челкаш» Раннее творчество Горького создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня. .

Роль пейзажа в романе «Отцы и дети» Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Композиция — построение всего произведения. Время в романе разворачивается линейно, и только история любви Павла Петровича идет как вставная. .

Чему посвящен рассказ Горького «Челкаш» Этот рассказ посвящен теме босячества. Босяки — особая категория людей, которая попадает на «дно» жизни. Эти люди сами выбирают свой образ жизни — свободу, об одной истории из жизни босяка. .

Роль пейзажа в пьесе «Гроза» и «Вишневый сад» Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та. .

Каковы типологические особенности пейзажа, открывающего произведение Горького «Старуха Изергиль»? Каковы типологические особенности пейзажа, открывающего произ­ведение М. Горького «Старуха Изергиль»? Размышляя над вопросом на заданную тему, используйте справочные материалы и понятийный аппарат литературоведения. Представьте тер­мин, который вы будете применять для. .

Роль пейзажа в поэме Мцыри Поэма » Мцыри «, написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в. .

Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени» План Описание природы Кавказа Характеристика места как функция пейзажа в романе Описание картин природы как преддверие событий Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя Человек и природа в романе Мастерство. .

Роль пейзажа в романе «Война и мир» План Отражение характеристики персонажей через пейзажные образы Роль образа неба в формировании мировоззрения князя Андрея Аллегорический образ дуба Роль образов природы в художественном противопоставлении войны и мира Изображение картин природы. .

Сочинение: Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш» Вопрос экзаменационного билета Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш» Ранний период творчества Максима Горького характеризу­ется созданием ряда произведений романтической направлен­ности. Романтическое искусство. .

Роль пейзажа в романе «Герой нашего времени» По замыслу Лермонтова, Печорин — тип «современного человека», которого автор «понимает» и которого «слишком часто встречал». Белинский назвал Печорина «Онегиным в свое время», подчеркнув типологическую похожесть этих персонажей. Давно стало. .

Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль пейзажа Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Для Толстого природа — это. .

Краткое содержание рассказа «Челкаш» Горького М. Ю. по главам Рассказ открывается описанием порта. Голоса людей едва пробиваются сквозь шум пароходных винтов, звон якорных цепей и т. д. 1 Появляется Гришка Челкаш, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». «Даже и. .

Идейно-композиционная роль пейзажа в «Войне и мире» ВСТУПЛЕНИЕ. Определяем значение главного слова в теме — «роль». Нам предлагают ответить на вопрос: зачем Толстой включает в свою Книгу Описания природы? А если бы их не было? Представить себе. .

Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении Тема: Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении. Цели урока: 1) знакомство с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести «Ася»; 2) углубления знаний о. .

Значение и роль пейзажа в романе «Евгений Онегин» Вокруг проблемы народности велось много споров. Большое внимание ей уделяли поэты-декабристы. Пушкин показал и доказал, что истинная народность заключается не в самом по себе предмете изображения, а в точке зрения. .

Роль природы в рассказе Ионыч В рассказе «Ионыч», отправляясь на свидание на кладбище, Старцев всей душой воспринимает его своеобразный пейзаж, который рождает в нем возвышенные мысли: «Казалось, что здесь было светлей, чем в поле; листья. .

План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза» Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображе­ние бытового фона и пейзажа дают возможность автору рас­ширить рамки. .

Анализ рассказа «Челкаш» Горького М. Ю «Челкаш» Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате. .

Природа и роль пейзажа в поэме Твардовского «Василий Теркин» Все произведение Твардовского пронизывает лейтмотив жестокости природы, изуродованной войной, по отношению к человеку. Главный герой окружен пространством, мало пригодным для жизни. С эпической обстоятельностью нарисован пейзаж. Зимний пейзаж — то. .

В каких произведениях русской литературы гидронимы становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом Горького? В каких произведениях русской литературы гидронимы становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом А. М. Горького? Формируя концепцию суждения на предложенную тему, покажите, что литературные истоки изображения. .

Образ и характеристика Челкаш и Гаврила Большинство произведений М. Горького написаны в стиле реализма, но в его ранних рассказах присутствует романтический дух. Главные герои этих рассказов живут в тесной связи с природой. Писатель отождествляет природу и. .

Кто из персонажей — Гаврила и Челкаш — действительно свободен, а кому есть, что терять Ответы на вопросы: 1. Кто из персонажей — Гаврила и Челкаш — действительно свободен, а кому есть, что терять? По-настоящему свободным человеком можно назвать лишь того, кто не имеет ровным. .

Краткий пересказ Челкаш В самом начале произведения, можно полностью окунуться в ту атмосферу, которая царит в морском порту. Люди там все одинаковые, уставшие и порой даже отупевшие от этой усталости. Все шумят, кричат. .

Краткое содержание Челкаш в сокращении 1. Появился Григорий Челкаш «пропащая пьянь и опытный воришка». «Даже в тех местах, где кроме него были десятки других смелых и сильных фигур, мужчина умел обратить на себя внимание. Он. .

Челкаш На уроке литературы мы познакомились с творчеством выдающегося русского поэта 19 века М. Горьким. Особую известность автору принес рассказ «Челкаш» написанный в 1894 году, который пользуется актуальностью и в наши. .

Челкаш и Васька Пепел В 90-х годах М. Горький обращается к теме босячества, пишет реалистические рассказы, в которых выводит ряд образов босяков, людей, выброшенных из жизни самой жизнью. В тысяча девятьсот втором году Горький. .

Своеобразие бунинского пейзажа. И. А. Бунин как продолжатель литературной традиции 1. Ходасевич о творчестве Бунина. 2. Пейзаж в творчестве писателя. 3. Значение пейзажа в «Легком дыхании». 4. Пейзаж и символы в «Человеке из Сан-Франциско». И. А. Бунин — блистательный писатель. .

Кто мне ближе — Челкаш или Гаврила? Начинается рассказ впечатляющей картиной торгового порта: какафония звуков, красок, груды товаров, длинные вереницы грузчиков, потных, пыльных, оборванных — все здесь «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», богу торговли. В этом. .

Какова роль композиции в раскрытии главной идеи по рассказу Господин из Сан-Франциско Деньги давно стали заветной целью, теперь они диктуют условия и правят миром. Но если бы люди не ставили жажду наживы во главу угла, жизнь была бы гораздо насыщенней и прекрасней. .

Роль пейзажа в рассказе Горького «Челкаш»

Пейзаж в рассказе «Челкаш» М. Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества. Однако природа занимает большое место в его рассказах.

Пейзаж в рассказе «Челкаш» выполняет обрамляющую роль — он начинает и заканчивает описание действия.

Рассказ начинается с изображения индустриального пейзажа — моря в порту.

Мы слышим разнообразные звуки: грохот вагонов, звон цепей, «металлический вопль железных листов», дребезжание, стук, свистки, крики. Эти звуки нарушают гармонию природы и представляют собой «оглушительную музыку трудового дня». Автор проводит параллель между портом и Меркурием — богом торговли. Порт является «страстным гимном» этому богу. На фоне данного пейзажа люди выглядят смешно и жалко, словно рабы всего того, что их же трудом и было создано. Данный пейзаж

Другое описание пейзажа автор вводит в текст в качестве дополнительной черты к характеру героя.

Челкаш является свободным от условностей общества человеком, он не имеет над собой власти денег, собственности, у него нет семьи, нет родных корней, любит он одно лишь море. Он чувствует родство своей независимой души с морем. Челкаш обладает кипучей, нервной натурой, стремящейся к новым впечатлениям, ему не могло наскучить созерцание моря — темного, бескрайнего, свободного и мощного. Море способно влить «в душу человека спокойствие», породив в ней могучие мечты… Гавриле, в отличие от Челкаша, чуждо море, он его боится. Его страшит отсутствие под ногами почвы, красота ночного моря его не радует. В этом эпизоде при помощи пейзажа автор подчеркивает различие характеров персонажей, делает образы более содержательными.

Завершается повествование также пейзажем. Гневно и глухо ропщет море, волны бешено бьются о берег.

Трагедия героев подчеркивается напряжением усиливающейся бури, шторма, дождь льет как из ведра, вокруг царит мгла. Разбушевавшееся море теперь «выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок», ревел и ветер, а все вокруг было полно воя, гула и рева. Дождь лил с такой силой, что за ним «не видно было ни моря, ни неба». Под этим дождем исчезают следы крови на песке, слезы и следы людей. Мелки и ничтожны человеческие страсти рядом со стихией природы, наполненной мощью и величием.

Горький противопоставляет пейзаж жизни людей, отдавая предпочтение при сравнении не человеческому обществу, а природе.

Сочинения по темам:

Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя, пути изменения современного.

Проблема положительного героя в рассказе горького Челкаш Начнем с того, что в рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя — Гришка Челкаш — старый травленный морской.

Образы Челкаша и Гаврилы в рассказе Горького «Челкаш» МАКСИМ ГОРЬКИЙ В РАССКАЗЕ «ЧЕЛКАШ» РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД НАМИ ДВА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕСЬМА ПОХОЖИХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗА. ОБРАТИМСЯ.

Проблема положительного героя в рассказе Челкаш В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя — Гришка Челкаш — старый травленный морской волк, заядлый пьяница и.

Роль пейзажа в романе «Герой нашего времени» Большую роль в романе «Герой нашего времени» играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев.

Краткое содержание «Челкаш» Горького «Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно.

Роль пейзажа (по роману «Война и мир») Лев Николаевич Толстой — большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные.

Ссылка на основную публикацию
×
×