Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Пьеса Горького «На дне» глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом «дне» жизни.

Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, не бранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…». На первый взгляд он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

До появления странника Луки в ночлежке идет спор о совести. Слесарь Клещ ставит себя особняком перед своими «соплеменниками», заявляет, что его окружает сплошная «рвань, золотая рота…» Он говорит о том, что «с малых лет работает» и мечтает вырваться из той ситуации, в которой он оказался. Клещ не принимает образа жизни ночлежников: «живут без чести, без совести». На что Васька Пепел, вор с детства, заявляет Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»
И на самом деле, эти люди поставлены в такие социальные условия, когда понятие «честь» и «совесть» невероятно трансформируются. Здесь, на дне, «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее…»

И именно в разгар этого спора и появляется Лука, произнося фразу: «Доброго здоровья, народ честной!» Тут уже начинается другой разговор. На реплику странника Бубнов отвечает: “Был честной, да позапрошлой весной…”
С самого появления Луки автор начинает раскрывать нам жизненную позицию этого человека. Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! Оно мгновенно раскрывает отношение Луки к людям. Они все одинаковы, ничтожны, достойны лишь жалости. Они прыгают, имитируя какую-то деятельность, а на самом же деле все это суета, суетливы их движения, суетлива их жизнь.

При беседе с Наташей мы понимаем, что Лука не привязан к какому-либо месту, у него нет дома: «Старику – где тепло, там и родина…». Он скиталец, у которого нет даже родины. Об этом говорит и та песенка, которую Лука напевает, сидя на кухне: «Середь ночи… путь-дорогу не видать…» Стоит заметить, что у Горького в этом произведении нет ни одной лишней фразы, каждая из них весомая, несущая в себе большой смысл.

Лука с первых же минут своего появления на сцене вносит в постановку совершенно иную философию. Памятен момент, когда странник поет песню, а его просят замолчать, говоря, что он плохо поет. Его ответная реплика заставляет задуматься читателей: «Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…» И на самом деле, простыми фразами безграмотного старика Горький выражает очень интересные мысли, которые приходили в голову каждому человеку, но он не мог их так четко и ясно сформулировать.

Показателен в этой части произведения момент, когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Этим моментом очень ярко показан уровень моральной деградации героев. Причем нельзя назвать Пепла отрицательным героем. Он способен любить, желает заботится о дорогом человеке… Но лучшее развлечение для него – унизить другого человека. В этом случае очень мудрой кажется реплика Барона: «Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя? Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе…»

Позиция же Бубнова на этот вопрос раскрывается одной репликой: «Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…» Действительно, на самом дне жизни уже нет и не может быть подобных различий между людьми – перед лицом голода и нищеты все равны. И все былые регалии уже не имеют абсолютно никакого значения, лишь мозолят глаза и душу, как оспа, «и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…». Какова же позиция Луки? «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!»

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке. Молодому Алешке, так же бездумно прожигающему свою жизнь в постоянных пьянках, старик говорит добродушно: «Эх, парень, запутался ты…». Он пристыжает обитателей ночлежки за их отношение к умирающей Анне: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Уже в начале пьесы Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – принцип сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.
На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)

Смотрите также по произведению “На дне”:

Анализ первого действия драмы А.М. Горького “На дне”

Разделы: Литература

Анализ первого действия драмы А.М.Горького «На дне».

Пьеса Горького «На дне» взбудоражила своим появлением общество. Первое представление её вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники?

Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием. Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые – серые, мрачные, грязные.

Но вот герои заговорили, и…

-…Я-говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка…(Квашня)

– Кто это бил меня вчера? А за что били? (Сатин)

– Мне вредно дышать пылью. Мой организм отравлен алкоголем. (Актёр)

Какие разные голоса! Какие разные люди! Какие разные интересы! Экспозиция первого действия – это разноголосый хор героев, которые как будто бы не слышат друг друга. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то – проблема наказания, для кого-то проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях).

Но вот первый переломный момент действия – спор Сатина и актёра. В ответ на слова актёра: «Доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем»,- Сатин, улыбаясь, произносит совершенно непонятное слово «органон», а затем добавляет в адрес Актёра – «сикамбр».

Что это? Игра слов? Бессмыслица? Нет, это тот диагноз, который Сатин поставил обществу. Органон – это нарушение всех разумных основ жизни. Значит, не организм Актёра отравлен, а отравлена, извращена жизнь человеческая, жизнь общества.

Сикамбр в переводе на русский язык – «дикарь». Конечно же, только дикарь (по мысли Сатина) может не понимать этой истины.

Звучит в этом споре и третье «непонятное» слово – «макробиотика». ( Значение этого понятия известно: книга немецкого врача, почетного члена Петербургской Академии Наук Гуфеланда называлась «Искусство продлить человеческую жизнь», 1797 г.). «Рецепт» продления человеческой жизни, который предлагает Актёр: «Если организм – отравлен,… значит, – мне вредно мести пол… дышать пылью…», – вызывает однозначно отрицательную оценку Сатина. Именно в ответ на это утверждение Актёра Сатин произносит насмешливо:

Итак, мысль обозначена: жизнь в ночлежке нелепа и дика, потому что отравлены сами разумные основы ее. Это понятно Сатину, однако рецептов лечения основ жизни герой, по всей видимости, не знает. Реплику «Макробиотика… ха!» можно истолковать и иначе: какой смысл задумываться над искусством продления такой жизни. Переломный момент первой сцены приковывает внимание не только тем, что читатель определяет доминантную мысль об основах жизни, он важен и потому, что даёт представление об уровне интеллекта ночлежников в лице Сатина. И мысль о том, что в ночлежке есть умные, знающие люди, поражает.

Обратим внимание и на то, как Сатин преподносит свои убеждения. Было бы вполне объяснимо, если бы избитый накануне ночлежник напрямую сказал бы о том ненормальном состоянии общества, которое заставляет людей вести себя не по-человечески. Но он почему-то произносит совершенно непонятные слова. Это явно не демонстрация знания иноязычной лексики. Тогда что? Ответ, который напрашивается, заставляет призадуматься о нравственных качествах Сатина. Может быть, он щадит самолюбие Актёра, зная о повышенной эмоциональности его? Может быть, он вообще не склонен обижать человека, даже такого, который многого не знает? И в том, и в другом случае мы убеждаемся в деликатности и тактичности Сатина. Не странно ли присутствие таких качеств в человеке «дна»?!

Другой момент, на который нельзя не обратить внимания: совсем недавно мы видели: «Сатин только что проснулся, лежит на нарах и рычит» (ремарка к 1 действию), теперь, разговаривая с Актёром, Сатин улыбается. Чем вызвана такая резкая смена настроения? Возможно, Сатину интересен ход спора, возможно, он чувствует в себе ту силу (и интеллектуальную, и духовную), которая выгодно отличает его от Актёра, признающего собственную слабость, но, возможно, это не улыбка превосходства над Актёром, а добрая, сострадательная улыбка по отношению к человеку, нуждающемуся в поддержке. Как бы мы не расценили улыбку Сатина, получается, что в нём живут настоящие человеческие чувства, будь то гордость от осознания собственной значимости, будь то сострадание к Актёру и желание поддержать его. Это открытие тем удивительнее, что первое впечатление от гула голосов ночлежников, не слушающих, оскорбляющих друг друга было не в пользу этих людей. («Козёл ты рыжий!» /Квашня – Клещу/; «Молчать, старая собака» /Клещ – Квашне/и т.д.).

Читайте также:  «Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»): сочинение

После спора Сатина и Актёра резко меняется тональность разговора. Послушаем, о чём говорят герои теперь:

-Люблю непонятные, редкие слова…Есть очень хорошие книги и множество любопытных слов… (Сатин)

– Я вот скорняком был…Своё заведение имел…Руки у меня были такие жёлтые – от краски…Я уж думал, что до самой смерти не отмою…А вот они руки…Просто грязные…Да! (Бубнов)

– Образование – чепуха, главное – талант. А талант – это вера в себя, в свою силу. ( Актёр)

-Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать, да! (Сатин)

– Какие они люди? Рвань, золотая рота…Люди! Я – рабочий человек… Мне глядеть на них стыдно…(Клещ)

– У тебя совесть есть? (Пепел)

Опять многоголосый хор, но звучит он совсем иначе, чем раньше.

О чём думают, о чём размышляют герои «дна»? Да о том же, о чём размышляет любой человек: о любви, о вере в свои силы, о труде, о радостях и горестях жизни, о добре и зле, о чести и совести.

Первое открытие, первое изумление, связанное с прочитанным у Горького – вот оно: люди «дна» – это обычные люди, это не злодеи, не изверги не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других условиях. Может быть, именно это открытие потрясло первых зрителей пьесы и потрясает всё новых и новых читателей?! Может быть…

Если бы Горький завершил первое действие этим полилогом, наш вывод был бы верен, но драматург вводит новое лицо. Появляется Лука « с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса». Кто он, человек, приветствующий всех: «Доброго здоровья, народ честной!»

Кто он, человек, утверждающий: « Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по- моему, ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают…»(?)Размышляя над вопросом о том, кто же такой Лука, думаем, прежде всего, о том, что драматург даёт своему герою странное имя. Лука – это святой, это тот самый библейский герой?

( Обратимся к Библейской энциклопедии. Поинтересуемся, что сказано там о Луке: «Лука Евангелист – писатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских. Он вообще не поименован как писатель последней книги, но всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого начала приписывало ему составление означенной книги Нового Завета. По свидетельству Евсения и Иеронима, Лука был уроженец г. Антиоха. Апостол Павел именует его врачом возлюбленным. Основательное его знакомство с Иудейскими обычаями, образ мышления, фразеология делают несколько вероятным, что он сначала был прозелитом, иноплеменником, принявшим Иудейскую веру, хотя с другой стороны, по его классическому стилю, чистоте и правильности Греческого языка в его Евангелии, скорее можно заключить, что он происходил не из Еврейской, а из Греческой расы. Нам неизвестно, что побудило его к принятию Христианства, но мы знаем, что по своему обращению, сердечно привязавшись к апостолу Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело посвятил служению Христу. Существует древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом во всякий город и место, куда сам хотел идти (Лука X,1).Другое древнее предание говорит, что он был вместе с тем и живописец и приписывает ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из коих последняя доселе хранится в Большом Успенском Соборе в Москве. Касательно образа его деятельности по вступлении в апостольское служение, мы находим точные и определённые сведения, описанные им самим в книге Деяний. Думают, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа, двум ученикам, шедшим в Емманус под другим учеником, имя которого не упоминается, разумеется сам Лука (гл.XIV). Когда Лука присоединился к апостолу Павлу и сделался его спутником и сотрудником, достоверно неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Затем он сопровождал апостола в Рим, до времени первого его темничного заключения в оном и оставался при нём. И во время вторых уз апостола незадолго до его смерти он тоже был при нём, тогда как все прочие оставили Апостола; вот почему так трогательно звучат слова Павла в конце II послания к Тимофею: «Дамас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалоники, Крискент в Галатею, Тит в Далматию. Один Лука со мною». По кончине апостола Павла о последующей жизни Луки из Священного Писания ничего неизвестно. Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мирно скончался в 80-летнем возрасте. По другому преданию, он скончался мученическою смертью при Домициане, в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.»).

Исходя из этих представлений о Луке, мы можем говорить о том, что Лука – врачеватель сердец, странник, носитель христианской морали, учитель заблудших душ во многом напоминает Евангелиста Луку.

В то же время, возникает и другой вопрос: может быть, Лука – лукавый, двуличный человек? А может быть Лука – «светоносный» (ведь именно так переводится это имя)?

Однозначно ответить на эти вопросы очень сложно, ведь даже сам драматург порой видел в своём герое святого, порой лжеца, порой утешителя.

Первые слова Луки настораживают: он настолько равнодушен по отношению к людям, что все они для него одинаковы?! («Все чёрненькие, все прыгают») А может, он так мудр, что видит в любом просто Человека?! («Доброго здоровья, народ честной!»). Прав Пепел, называя Луку «занятным». Действительно, он по-человечески интересен, неоднозначен, по-стариковски мудр: «Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны!»

Да, люди могут быть недовольны тем, что «старикашка» видит их тайные желания, понимает больше, чем сами герои (вспомним разговоры Луки с Пеплом); люди могут быть недовольны и тем, что Лука говорит так убедительно и так мудро, что его слова трудно оспорить: «Сколько это разного народа на земле распоряжается…и всякими страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет в жизни и чистоты нет…».

Первый шаг Луки в ночлежке – желание «помести»: «Ну-ка хоть я помету здесь. Где у вас метла?» Подтекст фразы очевиден: Лука появляется в подвале, чтобы сделать жизнь людей чище. Но это одна часть правды. Горький философичен, поэтому есть и другая часть правды: может быть, Лука появляется, поднимает пыль (взбудораживает людей, заставляет их взволноваться, озаботиться своим существованием) и исчезает. (Ведь такое значение тоже есть у глагола «помести». В противном случае надо было сказать «подмести», «подмету»).

Лука уже при первом появлении формулирует несколько основных положений отношения к жизни:

1) – Они бумажки-то все такие – все никуда не годятся.

2) – А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…

3) –И всё гляжу я умнее люди становятся, всё занятнее…И хоть живут всё хуже, а хотят всё – лучше…Упрямые!

4) – А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит!

Вот теперь, размышляя над некоторыми положениями жизненной правды Луки, мы можем приблизиться к моменту истины: в страшной, неправедной жизни есть одна ценность и одна правда, которую нельзя оспорить. Эта правда – сам человек. Лука заявляет об этом при своём появлении.

Драматург размышлял о проблеме человека многие годы. Вероятно, появление Луки в первом действии пьесы «На дне» – кульминационный момент этого действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем пьесы – как относиться к человеку; появление Луки – наиболее яркий момент и потому, что от него тянутся лучи- мысли к следующим действиям драмы.

«Без имени нет человека», – открытие Актёра во втором действии;

«Человек – вот правда»,- заключительное признание Сатина. Такие признания – явления одного порядка.

Прозрение героев в финале пьесы, оптимистическое звучание «На дне» стало возможным, в том числе и потому, что в пьесе появился Лука, подействовавший на тёмный мир, как «кислота» на ржавую монету, высветивший и лучшие, и худшие стороны жизни. Конечно, деятельность Луки разнопланова, многие дела и слова этого героя могут быть истолкованы прямо противоположным образом, но это вполне естественно, ведь человек – явление живое, меняющееся и изменяющее мир вокруг себя. Что бы ни говорил Лука, как бы он не аргументировал то или иное положение, он по-человечески мудро, иногда с усмешкой, иногда с хитрецой, иногда серьёзно ведет читателя к пониманию того, что есть в мире Человек, а всё остальное – дело его рук, его ума, совести. Именно это понимание и ценно в герое Горького, появившемся среди разуверившихся людей и исчезнувшем тогда, когда в людях проклюнулось, проснулось, ожило то ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЕРНО, которое до поры до времени дремало. С появлением Луки жизнь ночлежников приобретает новые, человеческие грани.

Прочитано первое действие пьесы. Рассмотрены взаимоотношения героев, личностные характеристики ночлежников, выявлены композиционные особенности этого важного для пьесы действия. Наряду с теми промежуточными выводами, которые мы делали по ходу анализа, вероятно, стоит сделать общий вывод о звучании первого действия.

Зададимся вопросом, какую роль в контексте драмы играет первое действие? На этот вопрос можно ответить по-разному: во-первых, в нём намечены те темы, которые будут звучать на протяжении всей пьесы; во-вторых, здесь сформулированы (пока ещё очень приблизительно) принципы отношения к человеку, которые будут разрабатываться и Лукой, и Сатиным по ходу драмы; в-третьих, и это особенно важно, уже в первом действии пьесы, в расстановке героев, в их словах мы видим отношение писателя к ЧЕЛОВЕКУ, мы ощущаем, что главное в пьесе – авторский взгляд на человека, на его роль и место в мире. Интересно с этой точки зрения обратиться к признанию Горького, прозвучавшему в статье «О пьесах»: «И с т о р и ч е с к и й ч е л о в е к, тот, который за 5-6 тысяч лет создал всё то, что мы именуем культурой, в чём воплощено огромнейшее количество его энергии и что является грандиознейшей надстройкой над природой, гораздо более враждебной, чем дружественной ему, – этот человек как художественный образ – превосходнейшее существо! Но современный литератор, драматург имеет дело с б ы т о в ы м ч е л о в е к о м, который веками воспитывался в условиях классовой борьбы, глубоко заражён зоологическим индивидуализмом и вообще является фигурой крайне пёстрой, очень сложной, противоречивой… мы должны показать его самому себе во всей красоте его запутанности и раздробленности, со всеми «противоречиями сердца и ума».

Читайте также:  Характеристика образа Сатина Константина: сочинение

Уже первое действие драмы «На дне» реализует эту задачу, именно поэтому мы не можем однозначно толковать ни один характер, ни одну реплику, ни один поступок героев. Очевиден в первом действии и исторический пласт, который интересовал писателя: если принять во внимание исторические корни Луки, то читатель может проследить путь Человека от самых истоков до современного драматургу момента, до начала XX века. Очевиден в первом действии и другой пласт – социально – нравственный: Горький рассматривает Человека во всём многообразии его проявлений: от святого – до оказавшегося «на дне» жизни.

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)

Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого героя, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, небранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…».

На первый взгляд, он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

С появлением Луки в пьесе появляется символичность в репликах, которой не было ранее. Например, вот Пепел храбрится перед любимой им Наташей, заявляя, что не боится умереть: «Право, не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну!». В это время Бубнов, как бы занимаясь своим делом, проговаривает два раза: «А нитки-то гнилые». Таким образом, подчёркивается лживость заявлений Пепла, а также неискренность холодности Наташи по отношению к нему.

Далее, как бы вторя словам Пепла о скуке («А скушно… чего это скушно мне бывает? Живёшь-живёшь,-всё хорошо! И вдруг – точно озябнешь: сделается скушно»), Лука запевает песню. Слова этой песни, точно после слов Пепла, также приобретают символическое значение: «Эх, и не вида-ть пути-и…». И на самом деле, разве есть у вора светлый путь?

Ко всем Лука обращается ласково. Вначале это приводит к тому, что его пытаются оскорбить. К примеру, Барон обозвал его: «Ты кто, кикимора?». Но Лука умеет за себя постоять. Он в свою очередь смеётся над обидчиком: «Графа видал я и князя видал… а барона – первый раз встречаю, да и то испорченного…».

Но в этом эпизоде следует обратить внимание на одно обстоятельство – слово «кикимора». Неслучайно Горький вкладывает в уста Барона именно это обращение к Луке. Автор делает примечание: «Кикимора – в народных поверьях нечистая сила». И действительно, в старике есть что-то истинно народное, он похож на персонаж русских сказок. Язык Луки изобилует народными присказками: «народ честной», «ни одна блоха – не плоха», «старику – где тепло, там и родина», «барство-то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются», «опричь», «не ласкова ты, мать» и многие другие. А то, что Лука является нечистой силой, это Горький подчеркнёт позже. Автор покажет ужасный результат идей утешительства.

Лука как бы невзначай выспрашивает обо всех обитателях ночлежки: Насте, Наташе, Василисе, Пепле и других. Он незаметно вмешивается в каждое дело и всему даёт свою оценку. Например: «Погляжу я на вас, братцы, – житьё ваше – о-ой. ».

Автор в первом акте даёт краткую предысторию всех героев, отчего те становятся нам более понятны. Но историю Луки, да и то не всю, читатель узнаёт намного позже, только в третьем акте «На дне». Именно поэтому в данном эпизоде Лука предстаёт фигурой немного таинственной и, на первый взгляд, выбивается из общей галереи образов. Но это не так.

Странник хорошо знает, как нужно общаться с полицией. Так, участковому он явно льстит, называя его «ундером» (искажённое «унтер-офицер»). Этим званием Медведев ещё не обладает, но ему, безусловно, приятно такое обращение. Лука прибавляет: «А видимость – самая геройская!». К тому же герой как огня боится проверки документов, которых у него, по всей видимости, нет. А это значит, что что-то было в его прошлом, что заставило избавиться от паспорта. Так объясняет Лука Анне свою мягкость и ласку: «Мяли много, оттого и мягок…». После этих слов герой “смеётся дребезжащим смехом” (ремарка автора).

В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Лука же намеренно описывается Горьким как неприятный человек. И если в каждом персонаже автор находит хотя бы одну положительную черту, то всё хорошее, что показано в старце, Горький специально перебивает какой-нибудь одной меткой характеристикой, снижающей этот образ.
Уже в начале Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – сострадание. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и об отношении к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

В пьесе «На дне» “отчеканился” один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы.

Анализ «На дне» Горький

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм (соцреализм).

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.

В пьесе “На дне” анализ позволяет сделать вывод об уникальности горьковского жанра – пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены 1-го акта пьесы М. Горького «На дне). (ЕГЭ по литературе)

Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь.

Тьмы низких истин нам дороже

Нас возвышающий обман.

Первоначальное название пьесы М. Горького «На дне» – «Без солнца». Солнце забыло осветить мрачный подвал, похожий на пещеру, где обитают грешники, утратившие своё человеческое достоинство, честь, совесть, надежду, веру. Утратили способность к сочувствию и состраданию. Они не могут найти выход со дна жизни.

Читайте также:  Особенности раннего творчества М. Горького: сочинение

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Их души исчерпаны до дна – нет в них любви и милосердия, только отчаяние, ожесточение и озлобленность. Кто же поможет им найти в мире дорогу « правде святой», кто навеет им «сон золотой», заставит поверить в себя, возвысит над пошлостью мира?

Завязка действия начинается с появления Луки. Имя этого «странного старичка», странника символично и имеет двоякое значение. С одной стороны, Лука – «свет», с другой – «лукавый», так называют дьявола, склоняющего человека на грехи. Имя «Лука» носит один из апостолов Христа, написавший Евангелие. Лука соблазнил ночлежников надеждой на новую жизнь, но покинул их в самый трудный момент, не укрепив в них веру в себя. С образом Луки связана центральная проблема пьесы: что лучше – истина или сострадание?

Первая реплика Луки: «Доброго здоровья, народ честной!» – говорит о его приветливости и доброжелательности. На слова Буднова: «Был честной, да позапрошлой весной», – Лука отвечает: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают…» В этих словах Луки выражено христианское отношение к грешникам: не осуждать, ибо все во грехе. Фраза, обращённая к Наташе: «Где тут, милая, приспособиться мне?» – имеет скрытый смысл. Луке – везде место, «где тепло, там и родина». Он, как толстовский Платон Каратаев, ни к чему в жизни не привязывается сильно, со всем мирится, ко всему может приспособиться. Речь Луки, пересыпанная пословицами и поговорками, тоже напоминает речь «круглого» Платона Каратаева.

В сцене появления Луки лейтмотивными можно считать слова Бубнова, которые он повторяет дважды: «А ниточки – то гнилые…» Эти слова подчёркивают разорванность человеческих связей, разобщённость людей. Песня Луки: «Середь ночи…путь – дорогу не видать…» – имеет глубокий подтекст. «Ночь» – это внутреннее состояние людей «дна». Онисбились с пути и не видят своей дороги. Вспоминается стихотворение А. С. Пушкина «Бесы»:

Сбились мы, пути не видно…

Центральное место в этой сцене занимает разговор о человеке. Глубоко символичны слова Луки о том, что мнение человека о себе и окружающих о нём часто не совпадают и даже бывают противоположными. «Всё слиняло, один голый человек остался», – говорит Бубнов, а Лука обобщает:» Все, значит, равны». «Бывшие люди» равны в своей судьбе, все они оказались на дне, вне общества, но не понимают друг друга, не поддерживают собратьев по несчастью. Лука понимает, что в жизни людей нет порядка и чистоты. Порядок – это гармония, согласие, единение людей. Никто не хочет навести в ночлежке порядок и чистоту, подмести полы. И Лука, вопрошая: «Что с вами будет?» – берёт метлу и начинает мести. Путь из этого ада наверх, в счастливую райсткую жизнь, идёт через чистилище. Люди должны нравственно очиститься, навести порядок в своей душе. Символичен образ Алёшки с его жизненным кредо: «ничего не хочу, ничего не желаю!» и слова полицейского Медведева о нём «Очень любит беспорядок».

Лука один позаботился о больной Анне и помог ей дойти до своей постели. В его словах утверждается ценность человека вообще: «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Заканчивается 1 действие самохарактеристикой Луки: «Мяли много, оттого и мягок…»

Страдание очистило душу Луки, сделало её восприимчивой к чужой боли. По словам Сатина, Лука «проквасил сожителей»». «подействовал … как кислота на старую и грязную монету..» Сможет ли Луки вывести бывших людей на новую дорогу? Ответ мы получим, прочитав пьесу до конца.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16293

Конспект по литературе и развитию речи на тему:Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

Итак.завязкой конфликта является появление Луки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе и развитию речи на тему:Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)»

Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит.

Цели урока: 1) учить ребят анализировать указанный эпизод из
произведения, видеть его роль в контексте данного произведения;

создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собст­венной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты пьесы М.Горького «На дне»

II.Обращение к новомуматериалу.

Вступительное слово учителя.

Анализ эпизода – разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи. Кроме того, элементы анализа эпизода – обязательная составная часть любого школьного сочинения.

– Давайте определим: что же такое эпизод?

Эпизод – основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).

Составление общего плана анализа эпизода. (Коллективное).

Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?

Способы создания образа.

б) Художественные особенности языка, их значение.

Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

Ребята, как вы считаете, что должно стать составными частями любого сочинения – анализа эпизода, по какому плану такое сочинение должно строиться?

Раздаются памятки «Как писать сочинение – анализ эпизода».

Предлагается план анализа эпизода «Появление Луки в ночлежке». (От­крывается на доске и зачитывается учителем).

Знакомство с обитателями ночлежки. Экспозиция пьесы.

Новый постоялец в ночлежке.

Завязка конфликта – появление Луки в ночлежке.

В каждом из героев Лука видит человека.

Философская позиция Луки.

Жизнь Луки – загадка.

Речевая характеристика героя.

Приемы и средства создания образа Луки.

Значение данного эпизода для дальнейшего развития событий.

Проверка опережающего задания.

Составление цитатного плана данного эпизода. (Запись на доске). Ольге Б. и Елене Е. было дано задание: составить ци­татный план данного эпизода. Одна записывает его на доске, другая – комментирует по пунктам.

Место и роль данного эпизода в контексте всего произведения.

Появление Луки в ночлежке.

«Вот новый постоялец. ».

«Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – ни плоха: все – черненькие, все – прыгают. так-то».

«Все мы на земле странники. ».

«Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит. ».

«Мяли много, оттого и мягок. ».

Особенности языка героя.

Средства, используемые автором для раскрытия внутреннего мира героя.

Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Перед нами тема. С чего надо начать работу над ней? Пожалуй, преж­де всего определить, какой вопрос мы будем решать на материале эпи­зода из первого действия.

Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредото­ченность.

Так какой же проблемный вопрос мы будем решать?

(Повлияло ли появление Луки в ночлежке на жизнь обитателей дна?)

Как бы вы начали свое сочинение?

Ученица: Я бы свое сочинение хотела начать вот с чего: «В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением.

Учитель: И в это время входит Наташа. За нею – Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.

Итак, завязкой конфликта является появление Луки. И что же?

Ученик: Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь.

Ученица:Я хотела бы дополнить о том, как Лука говорит о себе. Зачитать диалог.

Продолжите. – В каждом из ночлежников Лука видит человека.

Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры, да и просто пожалеть. Сцена с Анной. Он же ее не знает, а с такой теплотой, душевностью обращается с ней.

Текст стр. 23 Зачитать

И последние реплики диалога Луки и Анны дополняют характеристику героя.

Мягкость, доброта героя проявляются потом ко многим обитателям ноч­лежки.

Особенности языка героя.

Ученица: А мне бы хотелось обратить внимание на язык героя. Речь Луки изобилует пословицами и поговорками. Она меткая и выразительная, близка к народ­ной, к фольклору. Это все говорит о том, что Лука умный, наблюдатель­ный, мудрый человек. Он много повидал в жизни, много пережил. Об этом говорит его последняя фраза: «Мяли много, оттого и мягок. » (Сравнение с тестом). В речи встречаются сравнения, народные выражения.

– Привести примеры из текста.

Ученик: А я обратил внимание на построение предложений – реплик героя, на знаки препинания внутри предложений – тире, многоточие. Все это под­черкивает, что речь похожа на раздумье, рассуждение о судьбе другого.

Приемы и средства создания образа.

Учитель: М. Горький очень тонко и ненавязчиво

представляет нам Луку. Сначала даже не все обитатели обращают на него внимание или не хотят обратить. Реплики героев говорят об этом.

или уже спустя время, после разговора довольно длительного.

Автор не навязывает обитателям Луку. И внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре внимания.

Учитель: – Как же мы будем заканчивать сочинение?

Ученик: Я считаю, что можно переходить к заключению. Лука оказывается в цен­тре внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход ко всем обитателям дна. Развитие внутреннего действия начинает­ся в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Позднее выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже пьесы, и составляют его истинную суть. Так появляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев Горького, их благородные устремления оказываются в противоре­чии с их теперешним социальным положением. Устройство общества та­ково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.

Заключительное слово учителя.

Итак, мы подходим к завершению нашего разговора. Приход Луки осве­тил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Дан­ный эпизод является как бы отправным моментом в завязке и затем реше­нии основного конфликта. Но об этом разговор впереди. И когда вам будут предложены темы сочинений, среди них будет и эта. Вы можете написать такое сочинение.

Ссылка на основную публикацию
×
×