Художественное своеобразие романа М. Горького Мать: сочинение

Художественное своеобразие романа М. Горького “Мать”

В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького “Мать”.
Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения. Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н. Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о нравственной норме.
Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт. Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра.
Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман “очень своевременной книгой”.
Несмотря на то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор в произведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл (“она слушала. ”, “оказалось. ”, “ей было сладко видеть. ”).
Горький постоянно использует в произведении опыт, накопленный ранними годами творчества. Налицо приметы романтизма. К примеру, Павла охватывает желание “бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”. Не напоминает ли это историю Данко? Как и в романтических произведениях, в книге “Мать” чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажа и отношение к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя и стена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук и цвет. Первый звук, описанный в произведении, — фабричный гудок, затем — живая, свободная человеческая речь, затем — воплощение народной правды в песне на первомайской демонстрации, затем — музыка Грига в исполнении Софьи. Позже музыка Софьи становится неотъемлемой частью души матери, с ней связано духовное возрождение Ниловны.

дение Ниловны. И в финале романа мы слышим “крик, вой, свист” — звуки, которые должны слышать все.
Цвет в романе почти всегда символичен. Красный — это цвет крови, красного знамени, омытого кровью людей. Серый — это дымный воздух слободки, ее “маленькие серые дома”, “серые фигуры” полицейских. Горький подробно выписывает портреты своих персонажей. При этом портрет подчеркивает типизацию персонажа (глаза у Ниловны такие, “как у большинства женщин в слободке”), выражает характер человека (“Вся она была мягкая, печальная, покорная”), дает ссылку на прошлое человека (тело Ниловны “разбито долгой работой и побоями мужа”), показывает эволюцию его персонажа. Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общее впечатление о человеке. Но по ходу развития сюжета портрет героя может быть дополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замечает, что “Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям и молчалив”.
Основная значимая единица в произведении — человек.
Сущность персонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга — история духовного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Все сюжетные линии посвящены описанию того, каков же путь человека в революцию. Постоянный мотив движения подчеркивает духовное обновление и развитие каждой отдельной личности. Жизнь людей сравнивается с рекой, которая “ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы”. Дни складываются, как “ступени лестницы”.
Интересно проследить, как меняется художественное пространство произведения. Действие книги начинается в тесном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом в произведении появляются люди “из другого мира”, из города. После этого мы видим первомайскую демонстрацию, деревню, заседание суда. Финал книги — это сцена на вокзале, откуда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идея произведения приобретает вселенский масштаб.
И наконец, отдельно хочется сказать о роли в произведении слова. Слово у Горького афористично, оно выражает истину в самом широком смысле. Оно становится орудием агитации, ораторской речи, проповеди: “А Павел, выбросив из груди слово, в которое он привык вкладывать глубокий и важный смысл, почувствовал, что горло ему сжала спазма боевой радости. ” Наивысшей ступени слово, его смысловая нагрузка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде.
Значения многих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек. Например, семья для Ниловны в начале книги — это конкретно ее собственная семья. Постепенно значение этого слова расширяется, и в конце произведения “семейным” Ниловна назовет появление листовок, что свидетельствует о том, что весь народ для нее стал одной большой семьей.
Итак, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького “Мать” — произведение, в котором все художественные средства подчинены авторскимзадачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.

задачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.

Художественное своеобразие романа М. Горького “Мать”

В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького “Мать”.
Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения. Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н. Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о нравственной норме.
Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт. Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра.
Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман “очень своевременной книгой”.
Несмотря на то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор в произведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл (“она слушала. ”, “оказалось. ”, “ей было сладко видеть. ”).
Горький постоянно использует в произведении опыт, накопленный ранними годами творчества. Налицо приметы романтизма. К примеру, Павла охватывает желание “бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”. Не напоминает ли это историю Данко? Как и в романтических произведениях, в книге “Мать” чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажа и отношение к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя и стена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук и цвет. Первый звук, описанный в произведении, — фабричный гудок, затем — живая, свободная человеческая речь, затем — воплощение народной правды в песне на первомайской демонстрации, затем — музыка Грига в исполнении Софьи. Позже музыка Софьи становится неотъемлемой частью души матери, с ней связано духовное возрождение Ниловны. И в финале романа мы слышим “крик, вой, свист” — звуки, которые должны слышать все.
Цвет в романе почти всегда символичен. Красный — это цвет крови, красного знамени, омытого кровью людей. Серый — это дымный воздух слободки, ее “маленькие серые дома”, “серые фигуры” полицейских. Горький подробно выписывает портреты своих персонажей. При этом портрет подчеркивает типизацию персонажа (глаза у Ниловны такие, “как у большинства женщин в слободке”), выражает характер человека (“Вся она была мягкая, печальная, покорная”), дает ссылку на прошлое человека (тело Ниловны “разбито долгой работой и побоями мужа”), показывает эволюцию его персонажа. Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общее впечатление о человеке. Но по ходу развития сюжета портрет героя может быть дополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замечает, что “Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям и молчалив”.
Основная значимая единица в произведении — человек.
Сущность персонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга — история духовного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Все сюжетные линии посвящены описанию того, каков же путь человека в революцию. Постоянный мотив движения подчеркивает духовное обновление и развитие каждой отдельной личности. Жизнь людей сравнивается с рекой, которая “ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы”. Дни складываются, как “ступени лестницы”.
Интересно проследить, как меняется художественное пространство произведения. Действие книги начинается в тесном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом в произведении появляются люди “из другого мира”, из города. После этого мы видим первомайскую демонстрацию, деревню, заседание суда. Финал книги — это сцена на вокзале, откуда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идея произведения приобретает вселенский масштаб.
И наконец, отдельно хочется сказать о роли в произведении слова. Слово у Горького афористично, оно выражает истину в самом широком смысле. Оно становится орудием агитации, ораторской речи, проповеди: “А Павел, выбросив из груди слово, в которое он привык вкладывать глубокий и важный смысл, почувствовал, что горло ему сжала спазма боевой радости. ” Наивысшей ступени слово, его смысловая нагрузка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде.
Значения многих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек. Например, семья для Ниловны в начале книги — это конкретно ее собственная семья. Постепенно значение этого слова расширяется, и в конце произведения “семейным” Ниловна назовет появление листовок, что свидетельствует о том, что весь народ для нее стал одной большой семьей.
Итак, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького “Мать” — произведение, в котором все художественные средства подчинены авторским задачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.

Читайте также:  Алеша Пешков - главный герой повести: сочинение

Новаторство Горького в романе “Мать”

Роман “Мать” после публикации сразу получил, широкое распространение. Мировая художественная литература мало знала за всю свою историю произведений, которые имели бы такое огромное количество читателей и так непосредственно влияли бы на миллионы человеческих судеб.

Нельзя сказать, что все сразу оценили это произведение по достоинству. Даже в среде единомышленников Горького, ценивших идейное содержание повести, возникали сомнения в ее художественных достоинствах. Один из критиков В.В. Боровский, высказав в 1910 году в статье “Две матери” интересные и верные мысли о двух горьковских образах – о героинях романа “Мать” и пьесы “Васса Железнова”, счел необходимым оговориться: “Правда, образ Ниловны был необычен, идеализирован, походил скорее на то, что могло бы быть, а не на то, что бывает в повседневной жизни; а потому и Ниловна, борющаяся бок о бок с сыном, представляет тип надуманный, маловероятный. Но зато в пей ярко и выпукло изображена мать – любящая, болеющая за свое детище, мать – “мученица великая”. “.

В чем состоит тема “Матери”? Вопрос совсем не такой простой, как кажется. Обычно говорят, что в романе “Мать” изображена жизнь рабочего класса, его борьба против буржуазии и самодержавия, рост его революционного сознания, выдвижения из его среды руководителей, вожаков. Все это, разумеется, верно, но носит слишком общий характер, чтобы помочь ответить на ряд естественно возникающих вопросов.

Как понять то обстоятельство, что в произведении, посвященном жизни рабочего класса, совершенно не изображен его труд, который Горький так любил и умел изображать? Мы даже не знаем, на каком предприятии работают герои романа металлургическом? текстильном? И как понять то, что в произведении, изображающем классовую борьбу пролетариата против буржуазии, нет ни одного образа капиталиста, а различные слуги буржуазии и самодержавия – директор фабрики, табелыцик-шпик, полицейские, жандармы, судьи и т. д. – не показаны, в отличие от положительных героев, с их внутренней стороны (большинство дали” по имеет имен)? Нельзя сказать, что М. Горький плохо знал плохо знал эту среду: он дал уже в ранних рассказах, а особенно в “Фоме Гордееве”, яркую портретную галерею купцов и капиталистом, а в пьесе “Враги”, создававшейся почти одновременно с “Матерью”, изобразил оба класса-антагониста с глубоким проникновением в их психологию, в индивидуальность каждого персонажа. Почему же нет такого проникновения в романа “Мать”?

Еще более важен другой вопрос, часто возникающий при слишком общих определениях темы романа. Если Горький хотел изобразить рост революционного сознания и формирование пролетарского авангарда, то почему в центре произведения оказалась “рабочая вдова” Пелагея Ниловна Власова, а не ее сын – “железный человек” Павел или кто-либо другой из рабочих вожаков? Были критики, которые ставили это обстоятельство в вину автору, считая, что оно существенно снижает идейное значение книги. Им казалось, что не следовало связывать почти все происходящее и повести с фигурой Ниловны – женщины, которая с таким трудом высвобождается из-под тройной тяжести: классового рабства, семейного рабства и рабства духовного – религии. Не лучше ли было отодвинуть такую фигуру на второй план?

Все эти вопросы сразу же теряют смысл, как только мы отдаем себе отчет в теме произведения. Роман “Мать” рассказывает не просто о революционной борьбе, а о том, как в процессе этой борьбы, в ее очистительном пламени, внутренне преображается человек массы, переживая свое второе рождение. Показать – это второе – духовное – рождение человека можно было особенно широко и убедительно именно на примере Ниловны, именно потому, что ей приходится высвобождаться из-под давящей тройной тяжести, именно потому, что она не только человек угнетенной массы, но еще – женщина и притом – мать. Хотя ей сорок лет, она уже чувствует себя старухой. В ранней редакции романа Ниловна была значительно старше, но затем автор “омолодил” ее, желая подчеркнуть, что дело не в том, сколько прожила она лет, а в том, как она их прожила. Она почувствовала себя старухой, не испытав по-настоящему ни детства, ни юности, не ощутив радости “узнавания” мира. Юность приходит к ней, в сущности, лишь после сорока лет, когда для нее впервые начинают открываться смысл и красота мира, человека, собственной жизни. В той или иной форме такое духовное “выпрямление” переживают многие герои романа, но у Ниловны этот процесс носит особенно трудный, даже мучительный характер.

Павел Власов — “железный человек”, “редкий человек”, “человек сказки”, но и он пережинает свое “выпрямление”: ему приходится с трудом освобождаться от излишней прямолинейности, суровости, аскетизма, от всего того, что позволяет матери назвать его “закрытым”, боящимся дать выход чувству любви. Напротив, Находке вначале мешает избыток романтической мечтательности, той душевной мягкости, которая превращается в мягкотелость, если не сочетается с твердостью и решительностью борца. Рыбину приходится освобождаться от недоверия к интеллигенции, Весовщикову – от недоверия ко всем людям.

Все процессы, происходящие в душах Павла и его товарищей, соединяются, переплетаются в душе героини повести. Прежняя жизнь учила Ниловну скрывать от людей, да и от себя самой свои чувства, жить в страхе перед всем и всеми, покоряться ходу вещей.

Принижает ли значение примера Ниловны то, что она вступает на путь революционной борьбы после сына, побуждаемая вначале лишь материнской любовью? Нет, нимало не принижает: если эта любовь толкает ее на путь борьбы, то эта борьба позволяет ей впервые понять, какое счастье и какая ответственность – быть матерью. “Когда человек может назвать мать свою и по духу родной – это редкое счастье!” — говорит Ниловне Павел. И по морс того как мать находит свое место в рядах революционеров, чувство материнства растет в ней, распространяясь на всех, кого объединяет великое слово “товарищи”.

Революция пробуждает в человеке все подлинно человеческие чувства и самые человечные из них – материнство и братство.

“Человека надо обновить, – говорит Рыбин. – Если опаршивеет – своди его в баню, – вымой, надень чистую одежду – выздоровеет. А как же изнутри очистить человека?” Роман дает ответ на этот вопрос, показывая великую очистительную силу пламени революционной борьбы и раскрывая подлинно общечеловеческий смысл идей социализма, приносящих с собою не только начала нового общественного строя, но и мир совершенно новых нравственных отношений.

Когда Ниловна впервые увидела Николая Ивановича, ей показалось, что он “прибыл откуда-то издалека, из другого царства, там все живут честной и легкой жизнью. “. А когда Ниловна после первомайской демонстрации, после ареста Павла переезжает из рабочей слободки в город, к Николаю Ивановичу, в среду профессиональных революционеров,– это изображается Горьким как перемещение не только в пространстве, но и во времени. Нил овна как бы оказывается на островке будущего, в “царстве”, где отвергнуты все те представления и нормы поведения, которые внушались ей с детства как данные от века и навеки. И это показано не как утопия, а как уже возникшие ростки нового. Ниловна привыкла к тому, что люди тянутся к собственности, видят в ней главную опору и даже главный смысл жизни, – теперь она увидела людей, которым гораздо легче, гораздо приятнее отдавать, чем брать. Она привыкла к тому, что люди стремятся к покою, видят счастье именно в нем, – теперь она узнала людей, для которых покой – несчастье, а счастье – борьба, творчество, деяния. Она привыкла к тому, что люди любят рассказывать о своих страданиях, что они даже хвастаются своими болезнями, – теперь перед ней были те, кто презирает страдания и даже смерть.

Рассказывая обо всем этом и любуясь всем этим, М. Горький остается строгим и суровым реалистом: островок будущего еще омывают со всех сторон и яростно бьют полны враждебного ему общества, угрожая не только физическому существованию новых людей, но всему их духовному миру. “А может, они пытают людей? – спрашивает Ниловна сына, который ждет ареста и тюрьмы. – Рвут тело, ломают косточки? Как подумаю я об этом, Паша, милый, страшно. ” Он отвечает: “Они душу ломают. Это больнее — когда душу грязными руками. ” Повесть и рассказывает о том, как пытается старый мир сломить пробуждающиеся, воскресающие души – сломить прежде всего и больше всего силой страха.

“От страха все мы и пропадаем!” – говорит Павел матери, полной страха за него. Ниловна оправдывается: “Как мне не бояться? Всю жизнь в страхе жила, – вся душа обросла страхом!” Во время первого обыска, первой ее встречи с жандармами, она испытывает это чувство со всей остротой, но во второй раз “ей не было так страшно. она чувствовала больше ненависть к этим серым ночным гостям со шпорами на ногах, и ненависть поглощала тревогу!”. Однако теперь Павла забрали в тюрьму, и мать, оставшаяся одна, “закрыв глаза, тихо завыла”, как выл прежде от звериной тоски ее муж. Еще много раз говорится о том, как охватывает душу Ниловны страх и как заглушает его ненависть к врагам и все более ясное сознание высоких целей борьбы.

“Теперь я ничего не боюсь”, – говорит Ниловна после суда над сыном, но страх в ней еще не совсем убит. На вокзале, когда она осознает, что узнана шпиком, ее снова “настойчиво сжимает враждебная сила. унижает ее, погружая в мертвый страх”. На какое-то мгновение в ней возникает желание бросить чемодан с листовками, где напечатана речь сына на суде, и бежать. И тогда Ниловна наносит своему старому врагу – страху – последний удар: “. одним большим и резким усилием сердца, которое как бы встряхнуло ее всю, она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе: “Стыдись. Не позорь сына-то! Никто не боится. ” Это – целая поэма о борьбе со страхом и о победе над ним.

Изображение революционного преобразования духовного мира людей, их нравственного обновления было связано у М. Горького с мыслью, которая имела глубоко философский и вместе с тем остро политический смысл. Писатель утверждал, что господство собственнических, эгоистических отношений убивает человеческое в человеке, превращая его в бездушное, “механическое” существо. Он был убежден, что буржуазия, обретая господство в жизни, утрачивает ее только всякую революционную роль, по и способность вырабатывать новые идеалы и вдохновлять ими массы, что она продолжает существовать преимущественно по инерции – по инерции созданной ею государственной машины, сильной силой тюрем и штыков. В январе 1906 года, пережив высший подъем первой русской революции, Горький писал И.П. Ладыжникову: “Моя точка зрения, грубо выраженная, такова: буржуазии в России некультурна, не способна к политическому строительству, идейно бессильна, единственным культурным течением, способным спасти страну от анархии, являются республиканские стремления революционного пролетариата и интеллигенции. “.

Читайте также:  О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

Мысль об идейном, духовном бессилии буржуазии и ее слуг, в том числе – самодержавия, Горький выразил наиболее непосредственно и “программно” в речи Павла па суде. Здесь уместно заметить, что писатель далеко уходил в обрисовке героев от их прототипов, широко и смело типизируя жизненный материал во имя решения своих идейно-художественных задач.

Отказ автора романа от развернутого психологического анализа защитников эксплуататорского строя, так замечательно показанных изнутри в сравнительно кратких сценах пьесы “Враги”, – отказ, подчеркнутый широким и ярким освещением внутреннего мира Ниловны и других положительных героев, – был, разумеется, не случайным. Он был – продиктован художественным замыслом очень своеобразным и для своего времени ярко новаторским.

Андрей Находка говорит Ниловне о тех, кто откровенно жесток, и о тех, кто прячет свою жестокость: “Все они – не люди, а так, молотки, чтобы оглушать людей. Инструменты. Ими обделывают нашего брата, чтобы мы были удобнее. Сами они уже сделаны удобными для управляющей нами руки – могут работать все, что их заставят, не думая, не спрашивая, зачем это нужно”. В романе “Мать” именно так все и изображено: живые люди сталкиваются с “молотками”, “инструментами”, с бездумными исполнителями воли своего класса, своего общественного строя. Люди против нелюдей, человек против автомата, имеющего лишь внешний облик человека, – такой прием изображения восходит к фольклору, но в литературе первым его применил – в антикапиталистической, проникнутой социалистическим духом направленности – автор романа “Мать”.

Этот условный прием имеет в романе двоякое художественное “оправдание”. Во-первых, мир врагов, как и все остальное, показан здесь главным образом сквозь призму сознания Ниловны. Это она видит врагов такими, это ей кажется, что в ее оживающую душу хочет вломиться бездушная, не доступная ни для каких слов убеждения сила.

А во-вторых, условность отмеченного приема связана со всем художественным строем произведения, в котором очень важную роль играют элементы романтической стилистики, придающие вести особую приподнятость, характер героического сказания.

Романтический стиль сочетается в новости “Мать” с реалистическим, – они образуют здесь два стилевых слоя, то перемежающиеся, то соединяющиеся воедино.

Пилон на слышит слова, опускающие ее с неба на землю, к “деловым” заботам долгожданного дня: “. облака бегут. Это лишнее сегодня – облака. “

Бывает и наоборот: простые слова сына, его мысли, давно знакомые Ниловне, вдруг сливаются в ее душе “звездоподобным, лучистым комом”, властно поднимая над землей, над повседневностью. В этих “переключениях” от одного стилевого слоя новости “Мать” к другому, от условных, символических, романтически приподнятых образов к строго реалистическому письму – своеобразие и притягательная сила ее художественной формы.

Называя “Мать” произведением ярко новаторским, мы не утверждаем, что тема романа и его проблематика были целиком “изобретены” М. Горьким. Новаторство невозможно без опоры на опыт предшественников, а освоение опыта предшественников невозможно без новаторства. Автор “Матери”, несомненно, развивал традиции великой реалистической литературы XIX столетия, особенно ее величайшего представителя Льва Толстого.

Андрея Находку мучает сознание, что он не помешал убить шпика Исайку (в ранней редакции романа Исайку убивал сам Находка). Он понимает, что в данном случае это было необходимо, что шпик мог погубить честных и хороших людей. И все-таки ему неприятно, тягостно думать о своем участии в происшедшем. В этом проявляется не только мягкотелость Находки, от которой он постепенно освобождается, но и нечто присущее всем его товарищам по борьбе, особенно лучшим из них: отношение к насилию, даже революционному, как к вынужденному, необходимому лишь для того, чтобы создать новый мир, в котором будет ненужным и невозможным никакое насилие.

Борьба неизбежна, но разве неизбежны те суровые и жестокие формы которые она принимает, разве неизбежны насилие и кровь? Они вызываются лишь бессмысленным, безнадежным сопротивлением старых “хозяев жизни”, не желающих уступить место новому хозяину – народу.

Мать, Художественное своеобразие романа М. Горького «Мать»

В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького “Мать”.

Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения. Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается просторный социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н. Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о нравственной норме.

Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт. Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра.

Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман “очень своевременной книгой”.

Несмотря на то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор в произведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл (“она слушала. “, “оказалось. “, “ей было сладко видеть. “).

Горький постоянно использует в произведении опыт, накопленный ранними годами творчества. Налицо приметы романтизма. К примеру, Павла охватывает желание “бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”. Не напоминает ли это историю Данко? Как и в романтических произведениях, в книге “Мать” чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажа и отношение к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя и стена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук и цвет. Первый звук, описанный в произведении, — фабричный гудок, затем — живая, свободная человеческая речь, затем — воплощение народной правды в песне на первомайской демонстрации, затем — музыка Грига в исполнении Софьи. Позже музыка Софьи становится неотъемлемой частью души матери, с ней связано духовное возрождение Ниловны. И в финале романа мы слышим “крик, вой, свист” — звуки, которые должны слышать все.

Цвет в романе почти всегда символичен. Красный — это цвет крови, красного знамени, омытого кровью людей. Серый — это дымный воздух слободки, ее “маленькие серые дома”, “серые фигуры” полицейских. Горький подробно выписывает портреты своих персонажей. При этом портрет подчеркивает типизацию персонажа (глаза у Ниловны такие, “как у большинства женщин в слободке”), выражает характер человека (“Вся она была мягкая, печальная, покорная”), дает ссылку на прошлое человека (тело Ниловны “разбито долгой работой и побоями мужа”), показывает эволюцию его персонажа. Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общее впечатление о человеке. Но по ходу развития сюжета портрет героя может быть дополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замечает, что “Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям и молчалив”.

Основная значимая единица в произведении — человек.

Сущность персонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга — история духовного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Все сюжетные линии посвящены описанию того, каков же путь человека в революцию. Постоянный мотив движения подчеркивает духовное обновление и развитие каждой отдельной личности. Жизнь людей сравнивается с рекой, которая “ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы”. Дни складываются, как “ступени лестницы”.

Интересно проследить, как меняется художественное пространство произведения. Действие книги начинается в тесном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом в произведении появляются люди “из другого мира”, из города. После этого мы видим первомайскую демонстрацию, деревню, заседание суда. Финал книги — это сцена на вокзале, откуда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идея произведения приобретает вселенский масштаб.

И наконец, отдельно хочется заявить о роли в произведении слова. Слово у Горького афористично, оно выражает истину в самом широком смысле. Оно становится орудием агитации, ораторской речи, проповеди: “А Павел, выбросив из груди слово, в которое он привык вкладывать глубокий и важный смысл, почувствовал, что горло ему сжала спазма боевой радости. ” Наивысшей ступени слово, его смысловая нагрузка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде.

Значения многих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек. Например, семья для Ниловны в начале книги — это конкретно ее собственная семья. Постепенно значение этого слова расширяется, и в конце произведения “семейным” Ниловна назовет появление листовок, что свидетельствует о том, что весь народ для нее стал одной большой семьей.

Итак, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького “Мать” — произведение, в котором все художественные средства подчинены авторским задачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.

Сочинение Анализ рассказа Мать Горького

Роман «Мать» создано совсем нелегкое время, когда навстречу старым взглядам и событиям приходили новые общественные течения, овладевавшие умами людей. Построение произведения показывает, как постепенно нарастает революционное движение и происходит рост персонажей, неразрывно связанных с массами.

Мы видим, как в первой главе идее повествование о страшной жизни в рабочей слободке при капитализме. Отчетливо видно, как растет возмущение и протест у рабочих. И для того, чтобы это чувство ненависти и возмущения превратилось в борьбу, необходимо было развить революционное сознание у рабочего класса. Под влиянием пропаганды революционеров-интеллигентов создается социал-демократический кружок. Писатель показывает, как передовая интеллигенция помогает рабочим понять теорию марксизма, как их этой среды выходят незаурядные люди, умеющие не только разобраться в происходящих исторических событиях, но и становятся руководителями движения.

Читайте также:  Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы: сочинение

Волна этих событий захватывает Павла и всех его друзей, перерождает личность Пелагеи Ниловны. Пропаганда ведется в городе и селе, привлекая в партийную работу все новых людей. Старый мир зря пытается остановить мощно подымающуюся волну революционного движения. Демонстрация 1 мая, сцена суда показывают всю эту силу. Последние моменты, когда незнакомые люди, случайно находящиеся на вокзале, с жадностью ловят слова Ниловны о новой правде, говорят о том, что революционная волна охватывает всю страну и ее остановить нельзя. Поэтому женщина произносит речь на вокзале, откуда люди направляются в разные стороны. Таким образом, вся правда дойдет до всей страны.

Художественные образы ярко показывают, как крестьянство тоже вливается в движение революционеров. Сложный путь внутреннего развития проходит Рыбин, постепенно вырастая и освобождаясь от индивидуалистических и анархических идей. Однако, есть люди, стремящиеся сделать жизнь лучше и они идут напролом к этой идее. И такое явление приобретает разрушительные формы. Стремление к высокой цели, доходя до фанатизма, подавляет любовь и уважение к близким людям. Таким представлен Павел, который, хотя и не по злому умыслу делает несчастными тех, кто его любит. Поэтому его путь трагичен. Но Ниловна со своей любовью удерживает его от фанатизма. Именно в образе матери показано объединение веры в высокую цель с богатейшим духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать символизирует человечность, любовь и счастье.

Сочинение по произведению Мать

В романе-повести русского и советского писателя Максима Горького «Мать» на поверхности лежит фундамент излагаемого, выпячивается изо всех щелей кричащий произвол царской буржуазии того времени по отношению к рядовым гражданам своей родины.

Главный герой Павел Власов – пламенный борец за справедливость и равноправие среди людей, ярый враг калечащего русский народ государственного аппарат, который веками высасывает жизненные соки. Будучи совсем юным, он наглядно смог оценить ужас происходящего – тяжелую и изнурительную работу своего отца на местном заводе, пьяную и агрессивную суматоху после окончания рабочего дня. Вся страна погрязла в бедности и безысходности. Люди постепенно превращались в роботов.

Осознав, что такая участь может настигнуть и его, Павел решает во что бы то ни стало найти способ изменить царящую вокруг катастрофическую действительность, полную бесправия и человеческих страданий, которая чревата вымиранию русского народа как нации. Путём решения этой проблемы главный герой считает массовую просветительную работу с целью оповестить народ о его геноциде со стороны государства с дальнейшим революционным исходом. На тропу войны вступает и его мать, принявшая дело сына как праведное и необходимое.

На протяжении всего романа действующее лицо преодолевает трудности, связанные с организацией плотно выстроенного социалистического кружка. Недремлющее око шпионов и жандармов всё же настигает Павла и он оказывается за решёткой. Его мать, Пелагея, которую по праву можно считать главным героем, перенимает все обязанности сына на свои хрупкие плечи, пытаясь продолжить начатое им. В произведении автор пытается донести до читателя идею борьбы и зарождения социалистической ячейки в обществе, пламенную преданность своим идеалам, готовность гореть и страдать за неё.

Вполне вероятно, что роман «Мать» – одно из лучших произведений социалистического реализма, которое и положило начало этому литературному направлению в русской литературе 20 века. Читая роман «Мать» не на шутку проникаешься историей России, появляется дикое желание знать всё о своём государстве – будь-то даже чёрные страницы и эпоха тотальных ошибок и страданий.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мать

Популярные сегодня темы

Музыка – такая разная и одновременно прекрасная вещь… Я очень люблю музыку. Все эти завораживающие мелодии, звучания, поражающие до глубины души. Кажется, что не люди играют музыку, а музыка играет нами.

Левша является заглавным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена

Булгаков Михаил Афанасьевич – русский писатель, известный в основном из-за своего романа «Мастер и Маргарита». Однако, у него есть и множество других произведений, над которыми стоит задуматься и которые многие люди очень любят

Произведение, представленное в жанре повести, повествует об исторических событиях второй половины XVII века в период борьбы запорожских казаков против иноземных захватчиков.

Действие происходит в канун Рождества. Джеймс и Делла-обычная пара с маленьким доходом, они живут в дешёвой квартире: Не то чтобы вопиющая нищета, но, скорее красноречиво молчащая бедность.

Необыкновенный стиль написания, присущих героям новой России романа М. Горького “Мать”.

В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького “Мать”.

Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения. Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н. Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о нравственной норме.

Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт. Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра.

Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман “очень своевременной книгой”.

Несмотря на то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор в произведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл (“она слушала. ”, “оказалось. ”, “ей было сладко видеть. ”).

Горький постоянно использует в произведении опыт, накопленный ранними годами творчества. Налицо приметы романтизма. К примеру, Павла охватывает желание “бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”. Не напоминает ли это историю Данко? Как и в романтических произведениях, в книге “Мать” чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажа и отношение к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя и стена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук и цвет. Первый звук, описанный в произведении, — фабричный гудок, затем — живая, свободная человеческая речь, затем — воплощение народной правды в песне на первомайской демонстрации, затем — музыка Грига в исполнении Софьи. Позже музыка Софьи становится неотъемлемой частью души матери, с ней связано духовное возрождение Ниловны. И в финале романа мы слышим “крик, вой, свист” — звуки, которые должны слышать все.

Цвет в романе почти всегда символичен. Красный — это цвет крови, красного знамени, омытого кровью людей. Серый — это дымный воздух слободки, ее “маленькие серые дома”, “серые фигуры” полицейских. Горький подробно выписывает портреты своих персонажей. При этом портрет подчеркивает типизацию персонажа (глаза у Ниловны такие, “как у большинства женщин в слободке”), выражает характер человека (“Вся она была мягкая, печальная, покорная”), дает ссылку на прошлое человека (тело Ниловны “разбито долгой работой и побоями мужа”), показывает эволюцию его персонажа. Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общее впечатление о человеке. Но по ходу развития сюжета портрет героя может быть дополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замечает, что “Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям и молчалив”.

Основная значимая единица в произведении — человек.

Сущность персонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга — история духовного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Все сюжетные линии посвящены описанию того, каков же путь человека в революцию. Постоянный мотив движения подчеркивает духовное обновление и развитие каждой отдельной личности. Жизнь людей сравнивается с рекой, которая “ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы”. Дни складываются, как “ступени лестницы”.

Интересно проследить, как меняется художественное пространство произведения. Действие книги начинается в тесном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом в произведении появляются люди “из другого мира”, из города. После этого мы видим первомайскую демонстрацию, деревню, заседание суда. Финал книги — это сцена на вокзале, откуда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идея произведения приобретает вселенский масштаб.

И наконец, отдельно хочется сказать о роли в произведении слова. Слово у Горького афористично, оно выражает истину в самом широком смысле. Оно становится орудием агитации, ораторской речи, проповеди: “А Павел, выбросив из груди слово, в которое он привык вкладывать глубокий и важный смысл, почувствовал, что горло ему сжала спазма боевой радости. ” Наивысшей ступени слово, его смысловая нагрузка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде.

Значения многих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек. Например, семья для Ниловны в начале книги — это конкретно ее собственная семья. Постепенно значение этого слова расширяется, и в конце произведения “семейным” Ниловна назовет появление листовок, что свидетельствует о том, что весь народ для нее стал одной большой семьей.

Итак, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького “Мать” — произведение, в котором все художественные средства подчинены авторским задачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.

Ссылка на основную публикацию
×
×