Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души»: сочинение

Сочинение Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

Поэма Гоголя «Мертвые души» уникальна богатством образов, которые в ней представлены. Некоторые из них легко читаемы – это в первую очередь люди, некоторые скрыты за сюжетом, но не менее важны. Образ России в поэме ощущается повсюду, за каждым персонажем, в каждом повороте сюжета. Он является единым связующим звеном, помогая понять суть русской жизни и русского характера.

Через всю поэму канвой проходит тема дороги. Главный герой постоянно перемещается по огромной России, позволяя автору расширить границы созданного им мира и рассказать о прекрасных пейзажах. При этом Гоголь нарочито использует самые яркие слова для описания – Русь здесь и чудная, и незнакомая, и сверкающая.

Бескрайние просторы и деревенские улицы, идущие вдаль дороги, образ летящей вдаль птицы-тройки – все это символ настоящей России. Той, что помнит свое прошлое, но неудержимо стремится в будущее. Рассуждая о судьбе страны, автор верит, что это будущее будет счастливым.

Писатель с заметной каждому любовью пишет обо всем, что создано русским человеком. Есть здесь и красивые города, и замечательные дома. Есть стремление молодых к знаниям и новой жизни, которая может ждать их в Петербурге.

Не забыт в поэме и образ простого русского мужика, умелого, сильного и свободолюбивого. Уже в самом начале поэмы мы встречаем «двух русских мужиков». То, что они русские – очевидно, но автор специально употребляет это слово, чтобы акцентировать внимание читателя.

Но не случайно поэма имеет такое название. Россия в ней – страна противоречий, со своими серыми буднями и темной стороной. Наряду с прекрасной, свободной Русью есть и другая – Русь помещичья, закостенелая, пустая и мертвая.

Народ, так долго бывший крепостным и угнетаемым, не знает, кому верить, не умеет жить своим умом, без указов свыше. А выше те самые помещики, вырождающиеся, испорченные властью и скукой. Они не хотят ничего создавать и никуда не стремятся. Все они полностью погружены в собственные заботы, зачастую вымышленные и бесполезные, и не способны выйти за рамки ограниченных интересов.

В поэме «Мертвые души» у России два образа – живой и мертвый, две души. Сатирические образы помещиков характеризуют Русь крепостную, застойную и безжизненную. Автор признается, что не знает путей решения проблемы, не знает, как именно нужно спасать Россию. Но он искренне верит, что светлое будущее недалеко. Пусть «мертвые» еще властвуют, но их время уходит, а верх непременно одержит свободолюбивый русский труженик, воин и богатырь.

Вариант 2

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в первую очередь известна из-за своих сатирических персонажей, многие из которых стали характеризовать определенное поведение. Так, все прекрасно представляют, что это за человек, если его называют Плюшкиным. Но кроме героев, в поэме есть еще один не менее значительный образ – образ целой страны.

Еще на этапе задумки произведения Гоголь вдохновился темой путешествия. Таким образом ему предоставлялась возможность показать как можно больше городов и других уголков России. Интересно, что он и раньше ярко прописывал в своих произведениях непосредственное место действия, но то были небольшие поселения, как хутор или безымянный уездный городок. Но он никогда особо не отмечал, что действие происходит в России, хотя это было понятно без отдельного напоминания.

В «Мертвых душах» же автор обозначает место действия очень часто и конкретно. В тексте встречаются упоминания о русских дорогах, мужиках и т.д. Будто автор очень хотел подчеркнуть факт наличия определенной территории. Ему важно, чтобы все поняли, это Россия.

Но гоголевская Россия это не точная копия его родной страны. Это скорее вымышленный образ одноименного государства, который объединяет все его недостатки и пороки. Здесь не встретишь положительного персонажа, пейзаж кругом унылый и безрадостный. Это и не удивительно, ведь Гоголь мастер сатиры. Все его произведения высмеивают определенные человеческие пороки. А «Мертвые души» еще и потому фундаментальный труд, поскольку здесь количество сатиры намного превышает его предыдущие работы.

Наблюдать за такой Россией не столько смешно, сколько грустно и больно. Ведь как лучше указать на недостаток – пошутить над ним. Этим и занимается Гоголь. Он раздувает типичные недостатки страны и ее обитателей до небывалых размеров. К сожалению, так ярко расписанные автором пороки действительно легко угадываются в стране. И ведь продолжают существовать и в наше время.

Однако у Гоголя не было цели только лишь показать только плохое, что есть в России. Его задумка была куда масштабнее. Как он впоследствии писал сам, в произведении должны быть три тома. Каждый из них проводил бы героев по пути сродни тому, что написал Данте в «Божественной комедии». Первый том представляет ад, второй чистилище, а третий – рай.

В своем произведении Гоголь провел бы героев по тернистому пути очищения. Так что перед нами только первая его ступень, действительно очень похожая на ад со всеми и его страстями и пороками. Здесь и не может быть ничего положительного и светлого.

В конце первого тома уже есть некоторые намеки на возможный хороший исход. Автор сравнивает Чичикова, как и Россию в целом, с тройкой. Она задорно несется по дороге или бездорожью, а остальным только и остается, что удивленно проводить ее взглядом. Кто знает, может она идет навстречу светлому будущему и великим делам.

Поэтому нельзя сказать, что гоголь ненавидел свою страну и поэтому жестоко высмеивал. Наоборот, он указывал на недостатки из любви к ней, желая ее преображения только в лучшую сторону.

Образ России в Мертвых душах

Несколько интересных сочинений

В повести Гоголя «Тарас Бульба» события разворачиваются в первой половине 18 века. Это были неспокойные времена для Запорожской Сечи.

Самара очень красивый и старый город. Славиться он не только своими жителями, но и достопримечательностями, одной из которой является музей космонавтики.

Нравственность – это понятия, объясняющее стремление человека соответствовать каким-либо нормам, порядкам, или же, стандартам. Человек по своей природе существо, зависимое от мнения и оценки людей, которые его окружают

Замысел написать цикл повестей, ставшими самыми известными прозаическими творениями великого поэта, появился в 1829 году. Однако прямых доказательств этому нет, предположение основано на исследованиях литературоведов.

На самом деле это очень глубокий вопрос, так как касается самой природы человека. Она двойственна: животное начало совмещается с божественной природой

Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

Где можно увидеть образ старой России как ни в поэме «Мертвые души». В ней показана ее суть, все естество России того времени, чем она живет, чем существует. И в этом романе показана только отрицательная ее сторона (положительную автор не стал показывать), где показаны одни пороки, безнравственность, греховность, всю слабую сторону одной медали.

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Гоголь старался показать это в своем романе для любого читателя. И как считают критики, ему не полностью это удалось в своем первом томе; – Они полагают, может быть, он полностью это раскрыл во втором, потерянном тому «Мертвых душ», кто знает.

Как Россия отражена в поэме, часто она показана через невежество господ в одном поместье. Здесь, каких только пороков нет, все собраны в одном «флаконе», прям кладезь пороков и грязи. Много образов постарался описать автор: и расточительного Манилова, и расчетливую и бережливую Коробочку, плута и пройдоху Ноздрева, домовитого Собакевича, скрягу Плюшкина, который может возглавить всю эту пирамиду ничтожности.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Как и над богатым сословием смеялся автор, так же высмеивает и простой люд. Иронизируя недотепу Петрушку, который страсть как любил читать книги, но к сути от прочитанного не вникал.

Положительной стороной крепостничества это стремление к свободе, талантливость и трудолюбие.

2 вариант

Не секрет, что Н.В.Гоголь горячо любил свою родину. Размышляя над созданием поэмы “Мёртвые души”, он желал «показать хотя с одного боку всю Русь…». Обличая людские пороки, создавая яркие лирические отступления писатель раскрывает образ России в поэме. Изначально автор указывает на величие и прелесть своей родины, стремление молодых людей к наукам, красоту её природы и архитектуры.

Но сложно было бы описать страну, не затронув её населения. Н.В.Гоголь уделяет большое внимание характеру и нравам помещиков, которых посещает Чичиков. Благодаря этому мы понимаем, что на момент создания произведения Россия переживает не лучший период: страну населяет множество несправедливых, эгоистичных и лицемерных людей.

Так, в образе Манилова нам изначально предстаёт радушный и гостеприимный помещик. Однако он совершенно равнодушен к своему хозяйству и крестьянам, погружён в собственные мечты, для осуществления которых не предпринимает никаких действий, лишь ожидая их внезапного исполнения.

Собакевич – также человек, не лишённый радушия. Внешне он похож на медведя – зверя, символизирующего Россию. В то время как Собакевич заботится о собственной сытости, лишения терпят его крепостные и даже приятели. Собакевич неуступчив и упёрт.

Коробочка – образ самой настоящей русской женщины. Её бережливость, грамотное ведение хозяйства вызывают уважение, но привычка прибедняться и отсутствие образования совсем не красят помещицу.

Ноздрёв – кутила и пьяница. Он так же легко расстаётся с людьми, как и сходится с ними. Предательство друзей и даже собственных детей ничего для него не значит. Ноздрёвы – одно из самых печальных, и, увы, распространённых явлений на Руси.

Плюшкин – персонаж, вызывающий сочувствие. Потеря того, что было дорого помещику, вызывает в нём желание любой ценой удержать при себе то, что осталось, нажить ещё больше. Хозяйственность была положительной чертой Плюшкина, но она же и убила в нём человеческий облик.

Образ самого города N, в котором автор отражает всякий уездный город России, пестрит серыми и жёлтыми оттенками, бедностью и воровством. Н.В. Гоголь иронично описывает городские пейзажи, но от этого не становится менее печально.

Итак, к концу произведения автор, создав удивительный образ тройки, мчащейся в светлое будущее, передает в нём свои надежды на спасение России. Его родина сильна и непоколебима и не может, несмотря на все испытания, не воспрянуть однажды и не переменить настоящего положения дел к лучшему.

Сочинение 3

Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная Россия полна пороков, особенно среди господ.

Читайте также:  Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»: сочинение

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Ничтожность высших сословий не может не отражаться на жизни простого народа. Это хорошо показано в «Повести о капитане Копейкине», на примере истории раненого офицера, который не мог добиться от чиновничества ответа на прошение. Ожидание хоть какой-нибудь помощи оборачивается для капитана высылкой из столицы.

Деградация, которой способствовало крепостное право, коснулась и крестьян. В поэме показаны люди из народа, крепостные мужики, уровень духовности которых совершенно ничтожен, развитие которых пало жертвой многовекового гнета. Автор иронизирует над ними, рассказывая о крепостном Петрушке, что любил читать книги, о содержании которых даже не задумывался. Однако крепостничество не смогло затоптать свободолюбие русского народа, его богатырский дух, талантливость и трудолюбие. Гоголь восхваляет русских мастеров, восхищается «живым и бойким русским умом». Именно эти качества помогают еще верить в будущее страны.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ России в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Автор романа Отцы и дети очень разнообразил свое творение женскими образами. От трудолюбивой Фенечки до благородной Анны Сергеевны Одинцовой.

Писатель Алексей Толстой написал знаменитую повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино». В этом рассказе описывались актеры кукольного театра, главным в этой истории был Буратино, веселый и склонный к авантюрам персонаж.

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» повествуется о гимназистке Оле Мещерской. Она была обычной девочкой, которая не выделялась среди толпы прочих гимназисток. Но в период полового созревания Оля стала по-настоящему красивой девушкой

Русский композитор внес весомый вклад в музыку. Он сначала сочинял небольшие музыкальные произведения для фортепиано, но затем стали появляться и большие музыкальные формы

Несмотря на то, что с момента публикации романа «Мастер и Маргарита» прошло уже немало лет, некоторые до сих пор задумываются об истории его создания.

Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души» – сочинение по “Мертвые души” Гоголь Н. В

Работу над «Мертвыми душами» Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им. Сам писатель неоднократно подчеркивал грандиозность и широту своего замысла: «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» сообщал он Жуковскому в 1836 году. В «Мертвых душах» Гоголь поставил самые острые и больные вопросы современной жизни.

Он показал разложение крепостного строя, историческую обреченность его представителей. Вместе с тем Гоголь дал уничтожающую оценку тем проявлениям новых, буржуазных тенденций, стремлению к обогащению, носителем которых выступает Павел Иванович Чичиков. Уже само название поэмы «Мертвые души» имело огромную разоблачающую силу, носило в себе, по словам Герцена, «чтото наводящее ужас», «иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы. Маниловы и все им подобные вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу» «Уездный сентиментальный мечтатель», «размазня», по слову Белинского.

Манилов, казалось бы, не только безобиден, но и приятен в своем обращении. Он услужлив, любезен, гостеприимен. Манилов мечтает о «благополучии дружеской жизни», строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер, «небокоптитель», у которого слова расходятся с делом.

Коробочка жадная накопительница, «дубиноголовая», как ее назвал Гоголь, лишенная всяких других чувств стяжательница. Крохоборство, скупость, мелочная алчность, подозрительность, полное отсутствие всяких интересов отличает эту провинциальную помещицу, одну «из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Ярким типом, сочетающим в себе наглость, лживость, назойливость, беспринципность и полную неразборчивость в средствах для достижения своих корыстных и низменных целей, является плут и негодяй Ноздрев. Помещик Собакевич как бы символизирует мрачный и тяжеловесный крепостной уклад. Это заядлый и убежденный крепостник, цинично обнажающий свою грубую и человеконенавистническую натуру.

Он враждебно относится ко всему новому, для него ненавистна сама мысль о «просвещении». Замыкает эту галерею Плюшкин предел человеческого падения, страшная карикатура на собственника. Среди мировых образов скупца, созданных Шекспиром, Мольером, Пушкиным, Бальзаком.

Плюшкин занимает особое место, выделяясь утратой всего человеческого. Скупость стала его болезнью, страстью. Это даже не столько комическая, сколько трагическая фигура. Страшному в своей неподвижности и косности миру помещиков, цепляющихся за старое, живущих в сфере патриархальнокрепостнических устоев, противостоит ловкий и предприимчивый аферист Павел Иванович Чичиков, на скупке которым «мертвых душ» крепостных, еще числившихся в ревизских списках, основан сюжет поэмы.

Чичиков человек новой формации. Он делец, «приобретатель», «рыцарь копейки», в котором уже сказались отрицательные черты проникновения в Россию новых буржуазнокапиталистических веяний, растущего значения денежных отношений. Зались отрицательные черты проникновения в Россию новых буржуазнокапиталистических веяний, растущего значения денежных отношений. Показное благополучие Чичикова лишь маска, прикрывающая беспредельный эгоизм и душевную нечистоплотность.

Сатира, «смех» Гоголя в «Мертвых душах» проникнуты горьким раздумьем, напряженным, скорбным чувством автора. Показывая все уродство и духовное убожество своих героев, он все время переживает утрату в них человеческого начала. Это «смех сквозь слезы», как определил писатель своеобразие своего творческого метода. Поэму восторженно приветствовал Белинский, увидевший в ней «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни: творение необъятно художественное…

». Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности «воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью». Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».

Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер. Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова.

«Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, вспоминал Гоголь, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении – это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. В знаменитом лирическом отступлении 11й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств. неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?

Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какомуто наитию («мчится, вся вдохновенная Богом!») Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор.

Ится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны. «Мертвые души» должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора.

Отсюда – патетическое обращение Гоголя к России: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?» Русь, народ, его судьба… «Души живые» это надо понимать широко.

Речь идет о «людях низкого класса», изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико. Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен.

От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России. Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства – в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).

Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь». Живая сила народа подчеркнута и в нежелании крестьян терпеть гнет. Убийство заседателя Дробякина, массовое бегство от помещиков, ироническая издевка над «порядками» все эти проявления народного протеста бегло, но настойчиво упоминаются в поэме.

Читайте также:  Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова: сочинение

Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщеславия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отношение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния.

Судьба одного мужика заставляет автора воскликнуть: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов России, лирических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажутся особо горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?

Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины. Размышляя над образом России в поэме «Мертвые души», я бы сделал такой вывод: отбросив все «лирические моменты», это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Акой вывод: отбросив все «лирические моменты», это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Не нужны толстые тома исторических энциклопедий. Нужно всего лишь прочитать «Мертвых душ».

Предыдущий реферат из данного раздела: Биография Солженицын А. И. – Вариант 3

Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души»

Работу над «Мертвыми душами» Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им. Сам писатель неоднократно подчеркивал грандиозность и широту своего замысла: «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» сообщал он Жуковскому в 1836 году.

В «Мертвых душах» Гоголь поставил самые острые и больные вопросы современной жизни. Он показал разложение крепостного строя, историческую обреченность его представителей.

Вместе с тем Гоголь дал уничтожающую оценку тем проявлениям новых, буржуазных тенденций, стремлению к обогащению, носителем которых выступает Павел Иванович Чичиков. Уже само название поэмы «Мертвые души» имело огромную разоблачающую силу, носило в себе, по словам Герцена, «что-то наводящее ужас», «иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы. Маниловы и все им подобные вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу»

«Уездный сентиментальный мечтатель», «размазня», по слову Белинского. Манилов, казалось бы, не только безобиден, но и приятен в своем обращении. Он услужлив, любезен, гостеприимен. Манилов мечтает о «благополучии дружеской жизни», строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер, «небокоптитель», у которого слова расходятся с делом.

Коробочка жадная накопительница, «дубиноголовая», как ее назвал Гоголь, лишенная всяких других чувств стяжательница. Крохоборство, скупость, мелочная алчность, подозрительность, полное отсутствие всяких интересов отличает эту провинциальную помещицу, одну «из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Ярким типом, сочетающим в себе наглость, лживость, назойливость, беспринципность и полную неразборчивость в средствах для достижения своих корыстных и низменных целей, является плут и негодяй Ноздрев.

Помещик Собакевич как бы символизирует мрачный и тяжеловесный крепостной уклад. Это заядлый и убежденный крепостник, цинично обнажающий свою грубую и человеконенавистническую натуру. Он враждебно относится ко всему новому, для него ненавистна сама мысль о «просвещении».

Замыкает эту галерею Плюшкин предел человеческого падения, страшная карикатура на собственника. Среди мировых образов скупца, созданных Шекспиром, Мольером, Пушкиным, Бальзаком. Плюшкин занимает особое место, выделяясь утратой всего человеческого. Скупость стала его болезнью, страстью. Это даже не столько комическая, сколько трагическая фигура.

Страшному в своей неподвижности и косности миру помещиков, цепляющихся за старое, живущих в сфере патриархально-крепостнических устоев, противостоит ловкий и предприимчивый аферист Павел Иванович Чичиков, на скупке которым «мертвых душ» крепостных, еще числившихся в ревизских списках, основан сюжет поэмы.

Чичиков человек новой формации. Он делец, «приобретатель», «рыцарь копейки», в котором уже сказались отрицательные черты проникновения в Россию новых буржуазно-капиталистических веяний, растущего значения денежных отношений. Показное благополучие Чичикова лишь маска, прикрывающая беспредельный эгоизм и душевную нечистоплотность.

Сатира, «смех» Гоголя в «Мертвых душах» проникнуты горьким раздумьем, напряженным, скорбным чувством автора. Показывая все уродство и духовное убожество своих героев, он все время переживает утрату в них человеческого начала. Это «смех сквозь слезы», как определил писатель своеобразие своего творческого метода.

Поэму восторженно приветствовал Белинский, увидевший в ней «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни: творение необъятно художественное…».

Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности «воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью».

Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».

Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер. Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, вспоминал Гоголь, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении – это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. В знаменитом лирическом отступлении 11-й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств. неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию («мчится, вся вдохновенная Богом!»)

Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны. «Мертвые души» должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора. Отсюда – патетическое обращение Гоголя к России: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?»

Русь, народ, его судьба… «Души живые» это надо понимать широко. Речь идет о «людях низкого класса», изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико.

Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.

Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства – в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).

Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь».

«Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души»»

Работу над «Мертвыми душами» Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им. Сам писатель неоднократно подчеркивал грандиозность и широту своего замысла: «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» сообщал он Жуковскому в 1836 году.

В «Мертвых душах» Гоголь поставил самые острые и больные вопросы современной жизни. Он показал разложение крепостного строя, историческую обреченность его представителей.

Вместе с тем Гоголь дал уничтожающую оценку тем проявлениям новых, буржуазных тенденций, стремлению к обогащению, носителем которых выступает Павел Иванович Чичиков. Уже само название поэмы «Мертвые души» имело огромную разоблачающую силу, носило в себе, по словам Герцена, «что-то наводящее ужас», «иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы. Маниловы и все им подобные вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу»

«Уездный сентиментальный мечтатель», «размазня», по слову Белинского. Манилов, казалось бы, не только безобиден, но и приятен в своем обращении. Он услужлив, любезен, гостеприимен. Манилов мечтает о «благополучии дружеской жизни», строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер, «небокоптитель», у которого слова расходятся с делом.

Коробочка жадная накопительница, «дубиноголовая», как ее назвал Гоголь, лишенная всяких других чувств стяжательница. Крохоборство, скупость, мелочная алчность, подозрительность, полное отсутствие всяких интересов отличает эту провинциальную помещицу, одну «из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Ярким типом, сочетающим в себе наглость, лживость, назойливость, беспринципность и полную неразборчивость в средствах для достижения своих корыстных и низменных целей, является плут и негодяй Ноздрев.

Помещик Собакевич как бы символизирует мрачный и тяжеловесный крепостной уклад. Это заядлый и убежденный крепостник, цинично обнажающий свою грубую и человеконенавистническую натуру. Он враждебно относится ко всему новому, для него ненавистна сама мысль о «просвещении».

Замыкает эту галерею Плюшкин предел человеческого падения, страшная карикатура на собственника. Среди мировых образов скупца, созданных Шекспиром, Мольером, Пушкиным, Бальзаком. Плюшкин занимает особое место, выделяясь утратой всего человеческого. Скупость стала его болезнью, страстью. Это даже не столько комическая, сколько трагическая фигура.

Страшному в своей неподвижности и косности миру помещиков, цепляющихся за старое, живущих в сфере патриархально-крепостнических устоев, противостоит ловкий и предприимчивый аферист Павел Иванович Чичиков, на скупке которым «мертвых душ» крепостных, еще числившихся в ревизских списках, основан сюжет поэмы.

Чичиков человек новой формации. Он делец, «приобретатель», «рыцарь копейки», в котором уже сказались отрицательные черты проникновения в Россию новых буржуазно-капиталистических веяний, растущего значения денежных отношений. Показное благополучие Чичикова лишь маска, прикрывающая беспредельный эгоизм и душевную нечистоплотность.

Читайте также:  Уездный город и его обитатели: сочинение

Сатира, «смех» Гоголя в «Мертвых душах» проникнуты горьким раздумьем, напряженным, скорбным чувством автора. Показывая все уродство и духовное убожество своих героев, он все время переживает утрату в них человеческого начала. Это «смех сквозь слезы», как определил писатель своеобразие своего творческого метода.

Поэму восторженно приветствовал Белинский, увидевший в ней «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни: творение необъятно художественное…».

Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности «воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью».

Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер. Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, вспоминал Гоголь, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении – это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. В знаменитом лирическом отступлении 11-й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств. неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию («мчится, вся вдохновенная Богом!»)

Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны. «Мертвые души» должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора. Отсюда – патетическое обращение Гоголя к России: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?»

Русь, народ, его судьба… «Души живые» это надо понимать широко. Речь идет о «людях низкого класса», изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико.

Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.

Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства – в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).

Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь».

Живая сила народа подчеркнута и в нежелании крестьян терпеть гнет. Убийство заседателя Дробякина, массовое бегство от помещиков, ироническая издевка над «порядками» все эти проявления народного протеста бегло, но настойчиво упоминаются в поэме.

Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщеславия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отношение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. Судьба одного мужика заставляет автора воскликнуть: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов России, лирических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажутся особо горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины.Размышляя над образом России в поэме «Мертвые души», я бы сделал такой вывод: отбросив все «лирические моменты», это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Не нужны толстые тома исторических энциклопедий. Нужно всего лишь прочитать «Мертвых душ».

Образ Родины в «Мертвых душах»

Тема России волновала многих русских поэтов и писателей. Так, Пушкин в своем творчестве воспевал русские народные традиции, призывал людей помнить о родине, ее богатом духовном наследии, отраженном в фольклоре, противопоставляя исконно русское космополитическому- Лермонтов же, “любя Россию странною любовью”, с одной стороны, восхищался ее историческим прошлым, красотой русского духа, силой русского народа, но в то же время обличал социальные проблемы России, критиковал политику государя и жизнь русских людей.
А что же Гоголь? Какой видел Россию этот писатель и что было для него значимо? Рассмотрим образ гоголевской России в поэме “Мертвые души”.
Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. Обратимся к народным образам поэмы — различным персонажам эпической части “Мертвых душ”. Это двое мужиков, встречающихся нам в самом начале поэмы, которые, увидевши бричку Чичикова, начинают рассуждать, доедет ли она до Рязани или Москвы- По сути, это вопрос “быть или не быть”, рассматриваемый на примитивном, бытовом уровне. И что же? Это лакей Чичикова Петрушка, “имевший страсть к чтению” и читавший все без разбора: от букваря до любовных романов, и кучер Селифан, которому все равно, высечет его Чичиков или нет: “высечь оно можно”. Русский народ — это и дворовая девка Пелагея, которая “не знает, где право, где лево”, дядя Митяй и дядя Миняй, безрезультатно пытавшиеся сдвинуть опрокинувшуюся повозку Чичикова.
Все эти люди изображены Гоголем не в идеальном, а в сатирическом свете. Писатель обличает в крестьянах примитивность, духовную нищету, безразличие к жизни и покорность своему барину, однако их ли беда в том, что задавлены жизнью, духовно обеднены. В поэме Гоголь показывает, что во всей помещичьей и чиновно-бюрократической России никому нет дела до простых людей. Помещики заставляют крестьян работать как можно больше, не заботясь при этом о жизни крепостных и желая получить прибыли со своего хозяйства. Чиновники, вместо того чтобы решать государственные проблемы и трудиться на благо России, думают только о том, как бы продвинуться по социальной лестнице, то есть радеют исключительно о своих выгодах.
В “Повести о капитане Копейкине” особенно ярко изображено, как в чиновных кругах, где царят взяточничество, казнокрадство, обман, никому нет дела до простого солдата, проливавшего кровь за родину.
Таким образом, народ оказывается подавлен системой управления в России, но Гоголь, будучи знатоком русского характера, чувствует истинную силу простых людей, красоту их души, их лучшие качества. В лирической части “Мертвых душ” воссоздан идеальный образ народа — воплощение гоголевской концепции русского национального характера. Писатель показывает широту натуры русского человека, вольнолюбие народа в образе Абакума Фырова, беглого крестьянина, который “гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами ”. Гоголя восхищает и трудолюбие русского человека, такое, как у Степана Пробки, “богатыря, исходившего все губернии с топором за поясом”; стойкость и выносливость, “способность привыкать ко всему и ко всякому климату”, “живость ума, бойкого сам самородка, что не лезет за словом в карман. ”. Трудно не восхищаться качествами русских людей!
Однако тема России у Гоголя связана не только с изображением образа народа. По словам великого Белинского, “истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”. Гоголь “глядит глазами всего народа”, “чувствует и говорит так”, как истинно русский человек. Дело в том, что в процессе работы над поэмой писатель неоднократно обращался к фольклорным материалам, ибо он разделял точку зрения о том, что народный дух наиболее полно проявляется в фольклоре. Поэтому Гоголь использовал в “Мертвых душах” пословицы, поговорки, образы из русских народных сказок, заключающие в себе многовековую мудрость русского народа. Например, при описании Манилова писатель называет его “ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”, Собакевича сравнивает с медведем, а Коробочку с курицей, ибо образ домашней птицы в русском фольклоре — символ глупости.
Гоголь восхищается русским словом (“вышедшим из глубины Руси”) и русской песней, в которой, по мнению писателя, отражаются красота и сила русского духа, творческие способности народа.
Нужно также сказать, что проблемы, рассматриваемые Гоголем в “Мертвых душах”, не общечеловеческие, а общерусские. В частности, это вопрос о судьбе России, о ее будущем. Гоголь предугадывает будущность Руси, чувствуя ее внутренние силы, возможности и сравнивая с “птицей-тройкой”, что “ровнем-гладнем разметнулась на полсвета”, что “все обгоняет, оставляя позади”. Но писатель, обличая социальные проблемы России, критикуя чиновничье-бюрократическую систему, показывая произвол, творящийся в поместьях, и тяжкое положение народа, не знает путей достижения прекрасного будущего. Поэтому финал “Мертвых душ” открыт, Гоголь задает вопрос: “Куда несется Русь?” и не может ответить на него. Да и должен ли писатель решать эту проблему? Это дело государственных деятелей, политиков, чиновников, которые, как показывает Гоголь, не желают думать о благе своей страны.
Аксаков назвал “Мертвые души” произведением универсальным, общенародным, в то время как Белинский писал, что “Гоголь — великий русский поэт, не более; и “Мертвые души” тоже только для России и в России могут иметь бесконечно великое значение”. Нельзя не согласиться, ибо “Мертвые души” — произведение чисто русское, в котором Гоголь показывает, с одной стороны, бедственное положение людей, произвол в современной ему России, но, с другой стороны, воплощает богатство духовного наследия, национальных традиций и внутренних, скрытых сил русского народа; писатель говорит о потенциальной возможности России, “вдохновенной Богом”, стать сильнейшим из государств.

Ссылка на основную публикацию
×
×