Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова: сочинение

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы.

Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести «мертвые души», чтобы заложить их в банке как живых.

Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал, что «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание «следить какую-нибудь этакую науку». В поэме Гоголь так передает образ Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.

Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были «обтянуты просто рогожею», и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла «еще не готовы». Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что «умерших никто не считал». Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что «хорошо было бы построить каменный мост», на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.

Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как «… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» и расположенные на подоконниках «… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…». Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать «мертвые души», но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова». Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов.

Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы «дерзнул» описать «раздробленные, повседневные характеры», представил их «на всенародные очи».

Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Другие сочинения по теме:

Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот.

Роль внутреннего монолога в создании характера героя Сочинения по литературе: Роль внутреннего монолога в создании характера героя. Центральное место в драме «Гроза» занимает образ Екатерины. Главное, что.

Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин. Манилов — человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый.

Художественная версия образа «скупого» Гоголя Образ Плюшкина, созданный гением Николая Гоголя, вызывает ассоциации с персонажами Шекспира, Мольера, Бальзака, Пушкина. Ведь осуждение скряжничества — одна из.

Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича Говоря о героях поэмы «Мертвые души», мы не можем не упомянуть о ее авторе. Будучи натурой утонченной, верной идеалам добра.

Роль образа женщины в романе «Война и мир» На первый взгляд тема звучит явным анахронизмом. Действие романа Толстого разворачивается в эпоху наполеоновских войн, а женский вопрос — явление.

«Совиная почта»; — это постоянная деталь романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере Правда, совы у Роулинг только понимают все, что им говорят, но сами не разговаривают. Следует прикрепить письмо или пакет к.

Историческая заслуга Пушкина в создании романа «Капитанская дочка» Вопрос о народе после поражения декабристского восстания и начавшегося кризиса дворянской идеологии велением времени становился главным в русской общественной жизни.

Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей — реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание.

Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин»; Евгений Онегин Пушкин А. С Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин» Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до.

Роль образа Ольги в романі «Євгеній Онєгін»; Євгеній Онєгін Пушкін А. З Роль образа Ольги в романі «Євгеній Онєгін» Пушкіна працював над романом «Євгеній Онєгін» протягом семи років, з 1823 до 1830.

Михаил Ромм о создании кинофильма «Обыкновенный фашизм» В перерыве между двумя художественными фильмами я решил сделать фильм документальный. Я думал, что это легко. Случаи, когда режиссеры художественного.

«О создании Земли», «Почему бывает печальное солнце?» Цель: дать понятия о легенде и мифе, общие и отличительные признаки; Раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает.

Мифы и легенды. «О Создании Земли», «Почему Бывает Печальное Солнце?» Цель: Дать понятия о легенде и мифе, общий и отличительный признаки; раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает.

Система искусств и художественная литература в ХІХ столетии В ХІХ ст. продолжался расцвет музыки, роль которой в культурном процессе эпохи была чрезвычайно большой. Абстрагируясь от прямого отображения жизни.

Художественная манера Пушкина в романе «Роман в письмах» Глубокий анализ романа «»Роман в письмах»» дал в своих гениальных статьях о Пушкине великий критик — революционер-демократ Белинский. «Роман в.

Художественная гармония Художественная гармония — категория, способствующая выявлению целостности и совершенства произведения, она определяется через «актуализацию принципа гармонии в материале искусства». Материал.

Вс. Некрасов: Художественная реальность поэта Реальность для Вс. Некрасова неоспоримы, более того — контрастно оттеняют друг друга: жизнь прекрасна, несмотря на то ужасное, чем она.

Художественная литература как искусство слова. Виды искусства Цель: определить роль художественной литературы как искусства слова; вида искусства; уметь отличать художественное творчество от других видов деятельности человека; развивать.

Классический реализм и его художественная специфика Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. «телесный», «конкретный», «материальный», «вещевой»).

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой “Мертвых душ” стала современная ему Россия. Автор считал, что “нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”. Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.

Читайте также:  Место волшебства в сказке Гоголя: сочинение

Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны

действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести “мертвые души”, чтобы заложить их в банке как живых.

Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен

порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в “Выбранных местах из переписки с друзьями” отмечал, что “один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого”.

Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание “следить какую-нибудь этакую науку”. В поэме Гоголь так передает образ Манилова: “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”.

Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были “обтянуты просто рогожею”, и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла “еще не готовы”.

Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что “умерших никто не считал”. Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что “хорошо было бы построить каменный мост”, на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.

Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как “… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года” и расположенные на подоконниках “… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…”.

Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать “мертвые души”, но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: “Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова”.

Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов. Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы “дерзнул” описать “раздробленные, повседневные характеры”, представил их “на всенародные очи”. Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.

Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести «мертвые души», чтобы заложить их в банке как живых.

Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал, что «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание «следить какую-нибудь этакую науку». В поэме Гоголь так передает образ Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были «обтянуты просто рогожею», и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла «еще не готовы».

Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что «умерших никто не считал». Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что «хорошо было бы построить каменный мост», на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.

Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как «… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» и расположенные на подоконниках «… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…».

Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать «мертвые души», но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова».

Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов. Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы «дерзнул» описать «раздробленные, повседневные характеры», представил их «на всенародные очи». Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Автор: Гоголь Н.В.

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.

Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести «мертвые души», чтобы заложить их в банке как живых.

Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал, что «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Читайте также:  Жизнь уездного городка в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: сочинение

Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание «следить какую-нибудь этакую науку». В поэме Гоголь так передает образ Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были «обтянуты просто рогожею», и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла «еще не готовы».

Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что «умерших никто не считал». Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что «хорошо было бы построить каменный мост», на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.

Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как «… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» и расположенные на подоконниках «… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…».

Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать «мертвые души», но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова».

Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов. Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы «дерзнул» описать «раздробленные, повседневные характеры», представил их «на всенародные очи». Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.

Реферат: Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Автор: Гоголь Н.В.

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.

Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести «мертвые души», чтобы заложить их в банке как живых.

Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал, что «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание «следить какую-нибудь этакую науку». В поэме Гоголь так передает образ Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были «обтянуты просто рогожею», и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла «еще не готовы».

Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что «умерших никто не считал». Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что «хорошо было бы построить каменный мост», на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.

Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как «… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» и расположенные на подоконниках «… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…».

Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать «мертвые души», но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова».

Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов. Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы «дерзнул» описать «раздробленные, повседневные характеры», представил их «на всенародные очи». Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.

Тема: «Деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля в поэме «Мертвые души»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Московский Ленинского района Московской области

Тема: «Деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля в поэме «Мертвые души»

Цели урока: 1. Выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа и на этой основе обучить школьников умению определять принципы типизации социальных явлений.

2. Раскрыть значение авторского присутствия, приобщить учащихся к исследовательской работе и творческому осмыслению полученных наблюдений.

3. Научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы.

4. Формировать исследовательские навыки работы над текстом, внимание к авторскому слову.

Методы: лекция учителя по теории литературы, самостоятельная групповая работа, беседа по самостоятельно прочитанному тексту с элементами исследовательской работы, творческое осмысление полученной информации, выразительное чтение.

Словарная работа: система персонажей, художественная деталь, градация.

Урок основан на групповой работе учащихся с предварительной домашней подготовкой.

Предварительная подготовка к уроку. Класс делится на группы (5 групп). Учениками было задано домашнее задание: прочитать 2-6 главы поэмы «Мертвые души», дать характеристику помещику по плану, обращая внимание на художественные детали, характеризующие героев поэмы.

План характеристики образа помещиков:

1. Описание деревни помещика.

2. Описание помещичьей усадьбы.

3. Встреча Чичикова с помещиками

4. Интерьер внутри дома.

5. Диалог Чичикова с помещиком.

6. Заключение сделки (купля-продажа мертвых душ).

Организационный момент урока. Слово учителя.

Читайте также:  Город N – Царство чиновников в поэме Н.В. Гоголь Мертвые души: сочинение

Каждый художественный образ, созданный поэтом или писателем, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера. Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания эти самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.

Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода. (Запись в тетрадь определения)

Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.

Чичиков посещает помещиков в определенной последовательности. В этом определенный замысел автора. Он создает систему персонажей, используя такой прием как градация.

Система персонажей художественного произведения – это порядок расположения образов в произведении.

Градация – стилистический прием, состоящий в последовательном нагнетании или наоборот ослаблении каких-либо признаков.

Гоголь использует эти приемы для того, чтобы обозначить свою позицию по отношению к описываемым образам. Давайте проследим по тексту, как используются эти приемы.

Первая группа. Образ Манилова.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради (реализация домашнего задания)

Цитаты: «Помещик Манилов….имевший глаза сладкие, как сахар», «он очень долго жал ему руку», «приятность лица», «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару», «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение…» «…от удовольствия почти совсем зажмурил глаза…» «…явя , но даже приторное…» и другие.

Дополнительные вопросы к образу Манилова:

1. С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова?

2. Какая нравственная позиция автора по отношению к Манилову?

3. К каким выводам приводит Гоголь читателя?

Наблюдая над текстом, делаем вывод, что тема сахара и сладости превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Гоголь нарочито преследует читателя упоминаниями о сладком, успешно добиваясь того, чтобы сладость эта вызывала отвращение. Почему Манилов все время сладко улыбается? Да потому что вечная улыбка – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, страх, настоящую человеческую радость. И своей характеристикой гоголь выносит Манилову приговор: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную»

В ходе наблюдений учащиеся приходят к мысли, что составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются позы, жесты, движения, мимика, одежда, речь. Именно с помощью этого писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность. Сатирические удары автора, один больнее другого, на Манилова обрушиваются безостановочно. Жалящая и клеймящая гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг, каждый поступок оборачивается против него. Манилов фантазирует о строительстве мостов и замков – автор поэмы указывает на два кресла, которые фантазер не удосужился за два года обшить. В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это не просто насмешка – это беспощадный суд, который вершит Гоголь.

Далее работа над образами помещиков идет по такой же схеме. Учащиеся зачитывают цитаты, характеризующие помещика, отмечая характерные детали, с помощью которых создается образ. Учитель дает дополнительные вопросы к образу. Делается вывод о позиции автора и читателя к помещику.

Вторая группа. Образ Ноздрева.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради (реализация домашнего задания)

Дополнительные вопросы к образу Ноздрева.

1.Какими художественными средствами писатель характеризует Ноздрева?

2. Какие новые штрихи вносит персонаж в раскрытии основной мысли поэмы?

3. Что роднит Манилова и Ноздрева?

4. Как выражена позиция автора?

Отметим, что Гоголь использует такой прием, как саморазоблачение героя. Авторская характеристика Ноздрева состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, характерных эпизодах его жизни, манерах поведения в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера : пьяный разгул: « я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского», страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры и. т.д. Манилов и Ноздрев похожи: оба ведут бесцельный, праздный образ жизни, им присущи безалаберность и бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никакого нравственного критерия.

Третья группа. Образ Коробочки.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради(реализация домашнего задания)

Дополнительные вопросы к образу Коробочки.

1. С помощью каких приемов раскрывается образ Коробочки? Почему гоголь в 3 главе «заставил» Чичикова заблудиться?

2. Найдите в описании быта и окружении Коробочки детали, с помощью которых Гоголь раскрывает сущность персонажа.

3. Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

4. Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?

Обращаем внимание учащихся, что сущность Коробочки особо видна через диалогическую речь – важный элемент создания образа. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Это так называемый «разговор глухих».

Чтение диалога Коробочки и Чичикова в лицах. Обратите внимание, как Гоголь приводит читателя к пониманию, что Коробочка «дубинноголовая». ( Многократные повторения Чичиковым словосочетаний: «ну, теперь ясно?», «понимаете?», «понимаете ли вы это?», «понимаете ли?», «Да не найдешь слов с вами!»)

Коробочка – типичный образ застойной крепостной помещицы.

Четвертая группа. Образ Собакевича.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради(реализация домашнего задания)

Дополнительные вопросы к образу Собакевича.

1. Какие детали-вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

2. Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1 и 5 главах?

3. В чем выражаются грубость и топорная прямолинейность помещика?

4. Какие приемы автор использует для создания образа помещика?

Помогаем увидеть ученикам, что при раскрытии образа Собакевича Гоголь использует тот же прием, что и при раскрытии образа Коробочки. Это диалогическая речь. С какой целью? Беседа с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга. Вся жизнь Собакевича – жадное накопительство ради накопительства. Герои эти умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.

Пятая группа. Образ Плюшкина.

Ученики зачитывают характеристику героя, обращая внимание на детали. Ведутся записи в тетради (реализация домашнего задания)

Дополнительные вопросы к образу Плюшкина.

1.Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

2. Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина с людьми?

3. С какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Отметим, что образ Плюшкина – воплощение полнейшего застоя и загнивания, крайней ветхости и заплесневелости. Таковы и предметы, находящиеся рядом с ним. «Ветхость на всех строениях», «бревно на избах было темно и старо», крыши «сквозили, как решето», клади хлеба – «застоявшиеся», ограда – «изломанная», замок глядел «изломанным инвалидом», «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах»

В этой главе детали – это уже символы. Плесень, пыль, гниль, смерть – ключевые детали. Это духовная смерть. Отношение Гоголя: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И это похоже на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком!»

1. Деталь – важнейшее художественное средство, помогающее писателю раскрыть сущность образа изображаемого персонажа.

2. В поэме постоянно присутствует ирония, замаскированная усмешка, выражающая позицию автора поэмы.

3. Вещи, мебель, предметы домашнего обихода тоже становятся орудием сатирического обличения.

4. С помощью градации читатель глубже постигает идею произведения. Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков.

Творческое домашнее задание: на основании детального анализа создать герб помещика.

Ссылка на основную публикацию
×
×