«Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»»
Новая шинель круто изменяет жизнь Акакия Акакийовича и отношение к нему чиновников. Но вечером в тот же день, когда он впервые одел шинель, она «пошла от него с новолунием с большими усами».
Тему «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголь раскрывает как важную, болевую проблему человечества. Повесть явилась из анекдота о чиновнике, который умер через потерю шинели. Значит, что человеческая жизнь и шинель выступают как равноценные явления, а, возможно, шинель еще и превышает своей ценностью. Как художник, Гоголь не только не может пристать по такому мнению, а и средствами искусства доказывает противоположное.
В последней части повести Башмачкин старается возвратить свою шинель. Он впервые в жизни не приходит на работу, так как ему надо к «значительному лицу», чтобы и помогла спасти шинель. Но все напрасно. Высокое лицо, даже не дослушав, чего пришел Акакий Акакиевич, гонит его прочь. Надежды рухнули. И Акакий Акакийович умирает.
В финале произведения фигура Башмачкина приобретает гротесковые черты романтического героя. После своей смерти он становится мстителем. По крайней мере, так считают те, кто страдал от грабителей. Фантастика в «Шинели» становится средством раскрытия главной идеи произведения. Она возвращает нас к началу повести, где речь шла о возможности другой судьбы героя. Он мог стать укротителем зла, сильным и крепким. Но не стал. От покорности Акакия Акакиевича освободила только смерть.
Вывод. Гуманистический пафос писателя оказался в глубоком сочувствии «маленькому человеку». Правдивое изображение жизни простых людей в творчестве Гоголя неразрывно связано с осуждением социальных условий, которые не дают возможности раскрыться личности.
Конечно, судьбу Башмачкина наилегче объяснить социальными условиями, которые делали из человека винтик в большом государственном аппарате. Но Гоголь на собственном опыте знал, что так легко все в жизни не объясняется. Он воспринимал жизнь человека как путь к усовершенствованию, как обретение больших истин. Всякий человек рождается маленькой, а потом начинается ее путь к большому человеку. Возможно, автор умышленно не рассказывает о становлении Акакия Акакийовича, так как этого становления и не было совсем, что он так и остался «маленьким». Об этом свидетельствует отношение к нему в департаменте, где к нему не обнаруживали никакого почета. Даже сторожи, которые за своим социальным положением были значительно ниже Башмачкина, «не только не вставали при его появлении, даже не смотрели на него, будто через приемную пролетела обычная муха». Чиновники смеялись над ним «сколько становилось канцелярского остроумия», но эти шутки, скорее, походили на шутки больших пареньков над меньшим: рассказывали при нем выдуманные о нем же приключения; о его хозяйке, говорили, что она его бьет, «сыпали на главу ему бумажки, называя это снегом». Акакий Акакийович износил все покорно. Только когда весьма уже невыносимый была шутка, он говаривал: «Оставьте меня ! Зачем вы меня обижаете?». И лишь одному со всех «остряков» послышалось в словах героя другие слова, те, что хотел сказать и писатель: «Я брат твой».
Акакий Акакийович принадлежит к тем людям, которые лишенные даже возможности защищаться. Но там, где властвует сильный, Башмачкиным нет места. Трагедия Башмачкина состоит в потому, что его лишено даже права на человеческое существование. Акакий Акакийович перестает воспринимать мир. Однажды новый столоначальник решил «повысить» несчастного чиновника и поручил ему не переписать бумага, составить новый. Это не было сложно, надо было лишь заменить формы глагола из первого лица на третью. Как не бился Акакий Акакийович, а ничего у него не вышло. Никак не мог он разобраться, кто «мы», кто «они». Но не может человек оградиться от мира. Настало время, когда и Башмачкин это ощутил. Его старая шинель, или «капот», как называли эту одежду остряки из департамента, протерся. Акакий Акакийович ощутил, что ему холодно. Теперь смыслом жизни Башмачкина становится новая шинель. И путь, которым идет к своей цели герой, Гоголь изображает как высокое служение. Что-то набожное есть в отношении Акакия Акакийовича к будущей шинели, будто он влюбился у нее. Он служит ей, как идолу: радушно отвечает отказом себе в пище, забывает свою работу.
«Маленький человек» в литературе – определение довольно разных героев, которых объединяет то, что они занимают наиболее низкие места в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, объединенная с чувством несправедливости, пораженной гордости). Поэтому маленький человек выступает как оппозиция к другому персонажу – человека высокопоставленного, «значительного лица», а развитие сюжета строится как история унижения, несчастья. Тема «маленького человека» – интернациональная и ведет свое начало еще в литературе античности.
Опорные понятия: гуманистический пафос, социальные условия, ирония, фантастика, боль за человека, сочувствие «маленькому человеку».
У Гоголя было чрезвычайное умение: видеть в малому – большое, в смешном – трагическое, в будничном – важнейший признак времени. Писатель всегда выходил из положения, что каждый человек имеет свою ценность, свое назначение. Именно эта авторская позиция становится подпочвам строения произведения «Шинель».
Cочинение «Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»»
Новая шинель круто изменяет жизнь Акакия Акакийовича и отношение к нему чиновников. Но вечером в тот же день, когда он впервые одел шинель, она «пошла от него с новолунием с большими усами».
Тему «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголь раскрывает как важную, болевую проблему человечества. Повесть явилась из анекдота о чиновнике, который умер через потерю шинели. Значит, что человеческая жизнь и шинель выступают как равноценные явления, а, возможно, шинель еще и превышает своей ценностью. Как художник, Гоголь не только не может пристать по такому мнению, а и средствами искусства доказывает противоположное.
В последней части повести Башмачкин старается возвратить свою шинель. Он впервые в жизни не приходит на работу, так как ему надо к «значительному лицу», чтобы и помогла спасти шинель. Но все напрасно. Высокое лицо, даже не дослушав, чего пришел Акакий Акакиевич, гонит его прочь. Надежды рухнули. И Акакий Акакийович умирает.
В финале произведения фигура Башмачкина приобретает гротесковые черты романтического героя. После своей смерти он становится мстителем. По крайней мере, так считают те, кто страдал от грабителей. Фантастика в «Шинели» становится средством раскрытия главной идеи произведения. Она возвращает нас к началу повести, где речь шла о возможности другой судьбы героя. Он мог стать укротителем зла, сильным и крепким. Но не стал. От покорности Акакия Акакиевича освободила только смерть.
Вывод. Гуманистический пафос писателя оказался в глубоком сочувствии «маленькому человеку». Правдивое изображение жизни простых людей в творчестве Гоголя неразрывно связано с осуждением социальных условий, которые не дают возможности раскрыться личности.
Конечно, судьбу Башмачкина наилегче объяснить социальными условиями, которые делали из человека винтик в большом государственном аппарате. Но Гоголь на собственном опыте знал, что так легко все в жизни не объясняется. Он воспринимал жизнь человека как путь к усовершенствованию, как обретение больших истин. Всякий человек рождается маленькой, а потом начинается ее путь к большому человеку. Возможно, автор умышленно не рассказывает о становлении Акакия Акакийовича, так как этого становления и не было совсем, что он так и остался «маленьким». Об этом свидетельствует отношение к нему в департаменте, где к нему не обнаруживали никакого почета. Даже сторожи, которые за своим социальным положением были значительно ниже Башмачкина, «не только не вставали при его появлении, даже не смотрели на него, будто через приемную пролетела обычная муха». Чиновники смеялись над ним «сколько становилось канцелярского остроумия», но эти шутки, скорее, походили на шутки больших пареньков над меньшим: рассказывали при нем выдуманные о нем же приключения; о его хозяйке, говорили, что она его бьет, «сыпали на главу ему бумажки, называя это снегом». Акакий Акакийович износил все покорно. Только когда весьма уже невыносимый была шутка, он говаривал: «Оставьте меня ! Зачем вы меня обижаете?». И лишь одному со всех «остряков» послышалось в словах героя другие слова, те, что хотел сказать и писатель: «Я брат твой».
Акакий Акакийович принадлежит к тем людям, которые лишенные даже возможности защищаться. Но там, где властвует сильный, Башмачкиным нет места. Трагедия Башмачкина состоит в потому, что его лишено даже права на человеческое существование. Акакий Акакийович перестает воспринимать мир. Однажды новый столоначальник решил «повысить» несчастного чиновника и поручил ему не переписать бумага, составить новый. Это не было сложно, надо было лишь заменить формы глагола из первого лица на третью. Как не бился Акакий Акакийович, а ничего у него не вышло. Никак не мог он разобраться, кто «мы», кто «они». Но не может человек оградиться от мира. Настало время, когда и Башмачкин это ощутил. Его старая шинель, или «капот», как называли эту одежду остряки из департамента, протерся. Акакий Акакийович ощутил, что ему холодно. Теперь смыслом жизни Башмачкина становится новая шинель. И путь, которым идет к своей цели герой, Гоголь изображает как высокое служение. Что-то набожное есть в отношении Акакия Акакийовича к будущей шинели, будто он влюбился у нее. Он служит ей, как идолу: радушно отвечает отказом себе в пище, забывает свою работу.
«Маленький человек» в литературе – определение довольно разных героев, которых объединяет то, что они занимают наиболее низкие места в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, объединенная с чувством несправедливости, пораженной гордости). Поэтому маленький человек выступает как оппозиция к другому персонажу – человека высокопоставленного, «значительного лица», а развитие сюжета строится как история унижения, несчастья. Тема «маленького человека» – интернациональная и ведет свое начало еще в литературе античности.
Опорные понятия: гуманистический пафос, социальные условия, ирония, фантастика, боль за человека, сочувствие «маленькому человеку».
У Гоголя было чрезвычайное умение: видеть в малому – большое, в смешном – трагическое, в будничном – важнейший признак времени. Писатель всегда выходил из положения, что каждый человек имеет свою ценность, свое назначение. Именно эта авторская позиция становится подпочвам строения произведения «Шинель».
Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»
Новая шинель круто изменяет жизнь Акакия Акакийовича и отношение к нему чиновников. Но вечером в тот же день, когда он впервые одел шинель, она «пошла от него с новолунием с большими усами».
Тему «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголь раскрывает как важную, болевую проблему человечества. Повесть явилась из анекдота о чиновнике, который умер через потерю шинели. Значит, что человеческая жизнь и шинель выступают как равноценные явления, а, возможно, шинель еще и превышает своей ценностью. Как художник, Гоголь не только не может пристать по такому мнению, а и средствами искусства доказывает противоположное.
В последней части повести Башмачкин старается возвратить свою шинель. Он впервые в жизни не приходит на работу, так как ему надо к «значительному лицу», чтобы и помогла спасти шинель. Но все напрасно. Высокое лицо, даже не дослушав, чего пришел Акакий Акакиевич, гонит его прочь. Надежды рухнули. И Акакий Акакийович умирает.
В финале произведения фигура Башмачкина приобретает гротесковые черты романтического героя. После своей смерти он становится мстителем. По крайней мере, так считают те, кто страдал от грабителей. Фантастика в «Шинели» становится средством раскрытия главной идеи произведения. Она возвращает нас к началу повести, где речь шла о возможности другой судьбы героя. Он мог стать укротителем зла, сильным и крепким. Но не стал. От покорности Акакия Акакиевича освободила только смерть.
Вывод. Гуманистический пафос писателя оказался в глубоком сочувствии «маленькому человеку». Правдивое изображение жизни простых людей в творчестве Гоголя неразрывно связано с осуждением социальных условий, которые не дают возможности раскрыться личности.
Конечно, судьбу Башмачкина наилегче объяснить социальными условиями, которые делали из человека винтик в большом государственном аппарате. Но Гоголь на собственном опыте знал, что так легко все в жизни не объясняется. Он воспринимал жизнь человека как путь к усовершенствованию, как обретение больших истин. Всякий человек рождается маленькой, а потом начинается ее путь к большому человеку. Возможно, автор умышленно не рассказывает о становлении Акакия Акакийовича, так как этого становления и не было совсем, что он так и остался «маленьким». Об этом свидетельствует отношение к нему в департаменте, где к нему не обнаруживали никакого почета. Даже сторожи, которые за своим социальным положением были значительно ниже Башмачкина, «не только не вставали при его появлении, даже не смотрели на него, будто через приемную пролетела обычная муха». Чиновники смеялись над ним «сколько становилось канцелярского остроумия», но эти шутки, скорее, походили на шутки больших пареньков над меньшим: рассказывали при нем выдуманные о нем же приключения; о его хозяйке, говорили, что она его бьет, «сыпали на главу ему бумажки, называя это снегом». Акакий Акакийович износил все покорно. Только когда весьма уже невыносимый была шутка, он говаривал: «Оставьте меня ! Зачем вы меня обижаете?». И лишь одному со всех «остряков» послышалось в словах героя другие слова, те, что хотел сказать и писатель: «Я брат твой».
Акакий Акакийович принадлежит к тем людям, которые лишенные даже возможности защищаться. Но там, где властвует сильный, Башмачкиным нет места. Трагедия Башмачкина состоит в потому, что его лишено даже права на человеческое существование. Акакий Акакийович перестает воспринимать мир. Однажды новый столоначальник решил «повысить» несчастного чиновника и поручил ему не переписать бумага, составить новый. Это не было сложно, надо было лишь заменить формы глагола из первого лица на третью. Как не бился Акакий Акакийович, а ничего у него не вышло. Никак не мог он разобраться, кто «мы», кто «они». Но не может человек оградиться от мира. Настало время, когда и Башмачкин это ощутил. Его старая шинель, или «капот», как называли эту одежду остряки из департамента, протерся. Акакий Акакийович ощутил, что ему холодно. Теперь смыслом жизни Башмачкина становится новая шинель. И путь, которым идет к своей цели герой, Гоголь изображает как высокое служение. Что-то набожное есть в отношении Акакия Акакийовича к будущей шинели, будто он влюбился у нее. Он служит ей, как идолу: радушно отвечает отказом себе в пище, забывает свою работу.
«Маленький человек» в литературе – определение довольно разных героев, которых объединяет то, что они занимают наиболее низкие места в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, объединенная с чувством несправедливости, пораженной гордости). Поэтому маленький человек выступает как оппозиция к другому персонажу – человека высокопоставленного, «значительного лица», а развитие сюжета строится как история унижения, несчастья. Тема «маленького человека» – интернациональная и ведет свое начало еще в литературе античности.
Опорные понятия: гуманистический пафос, социальные условия, ирония, фантастика, боль за человека, сочувствие «маленькому человеку».
У Гоголя было чрезвычайное умение: видеть в малому – большое, в смешном – трагическое, в будничном – важнейший признак времени. Писатель всегда выходил из положения, что каждый человек имеет свою ценность, свое назначение. Именно эта авторская позиция становится подпочвам строения произведения «Шинель».
Тема маленького человека в повести Шинель Гоголя 8 класс
В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема и образ маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.
Маленький человек – центральная тема повести. Он предстает в образе мелкого чиновника со смешным именем Акакий, оно переводится как «беззлобный, кроткий». Автор наградил его неприметной внешностью: он низенького роста, сморщенный, с лысиной, пробивающейся сквозь рыжеватую шевелюру. Акакий служит на должности писаря, попросту переписывает тексты без исправлений. Он очень скромен, трудолюбив, исполнителен и добр, однако никто не замечает его достоинств. Маленький человек не имеет другой жизни помимо работы, поэтому придя домой, он снова садится за переписывание текстов. Личностью он был незначительной, по этой причине, маленький писарь много раз подвергался насмешкам и издевательствам со стороны коллег.
Вначале маленький человек кажется комическим героем повести, но далее становится ясно, что его роль трагическая. Автор описывает отчаяние, боль и страхи маленького человека, тем самым как бы говоря, что и он имеет право на переживания, он тоже что-то представляет из себя. Н.В. Гоголь совсем не смеется над писарем, он относится к нему с жалостью, сопереживая маленькому человеку. Ведь Акакий не мог постоять за себя, а только спрашивал зачем его обижают.
Новая шинель, специально сшитая для праздника, становится поворотным моментом. С этого дня писарь обретает уверенность в себе и восхищение среди коллег, ранее не обращавших на него внимание. Шинель как будто уравнивает его с другими. Хотя на самом деле Акакий Акакиевич остается таким же как прежде, таким же человеком, как и его коллеги. Шинель становится символом лучшей жизни, поэтому кража вещи оборачивается настоящей трагедией. Вот только после потери никто не помог маленькому человеку восстановить справедливость, и он так и умер, забытый всеми. Смерть Акакия никак не повлияла на работу департамента, его с легкостью заменили другим. Никто в департаменте не был задет кончиной маленького человека.
Выделяя данный персонаж, Гоголь пытается привлечь внимание к равнодушию общества к тем, кто не входит в высшие сословия. Маленький человек все-таки одерживает победу, пусть и фантастическую, уже после смерти – но все-таки победу. Призрак Акакия сорвавший шинель с высокопоставленного лица заставляет последнего задуматься о том, кто он без своей шинели и относиться ко всем людям лучше, чем прежде.
Сочинение 2
Тема “маленького” человека достаточно широко и красочно раскрывается в произведении Н.В.Гоголя “Шинель”. Данная повесть позволяет читателю увидеть со стороны на сколько велико влияние жестокого общества на одинокого и слабого духом человека.
Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин работает титулярным советником. Из-за невысокой должности, которую он занимал, его коллеги пренебрегали им. Герой старается не обращать внимание на издевки, но однажды не выдерживает и восклицает: ” Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” Однако, вскоре размеренная рутина Башмачкина прерывается. Его шинель износилась так, что теперь не подлежит ремонту.
Покупка новой вещи становится лучиком света в тёмной жизни Акакия Акакиевича. Он начинает откладывать деньги с каждой зарплаты ради достижения своей цели. Наконец, приобретя шинель, Башмачкин переполнен счастьем, но его радости не суждено было длиться долго. Во время возвращения с ужина у него крадут драгоценную одежду. Акакий Акакиевич впадает в отчаяние. Ведь для него эта шинель была особенной. Она принесла в жизнь героя перемены и позволила на мгновенье забыть о его роли “маленького” человека. Однако, другие не разделяют такого мнения.
Для окружающих это лишь обычная, ничем не примечательная, шинель. Не понимая, что делать, Башмачкин обращается ко всем с мольбой о помощи. Но в ответ на просьбы он получает жестокие отказы и равнодушие. Не выдерживая, давящей на него, безысходности, Башмачкин вскоре заболевает и умирает. Смерть героя становится результатом безнравственности людей, которые даже после случившегося продолжили жить, как обычно, не обращая внимания на проблемы и переживания, “маленького” для общества, человека. Причиной такого поведения было безразличие, ведь гибель, никчемного по их мнению коллеги, не занимавшего высокого поста, не влияла ни на что. Даже после похорон главного героя рассказ продолжается, жизнь продолжает идти своим чередом. Коллеги заметили его отсутствие лишь спустя четыре дня.
Часто ли мы задумываемся о трудностях, в которых оказываются другие люди? Искренне ли мы сочувствуем им? Автор попытался донести до общества, как безразличие может губительно сказаться на людях, которые не в состоянии дать отпор жестокости, направленной на них. Можно прийти к выводу, что несмотря ни на что, каждый человек заслуживает понимания и уважения независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Н.В.Гоголь показывает как легко толпа, сплоченная одним мировоззрением, способна уничтожить личность, которая лишь немного не вписывается в установленные ими стандарты и правила.
Образ “маленького человека” в повести “Шинель” 8 класс
Проблема «маленького человека» появилась раньше, чем вышло произведение Николая Гоголя «Шинель». Однако наиболее сильно и ярко она раскрывается именно в этом произведении. Стоит заметить, что именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя наиболее полно раскрылась эта проблема.
Что же такое «маленький человек»? В литературоведении под этим термином понимают мелкого чиновника. Он имеет низкий чин и незначительную должность, но его вклад важен и имеет свою цену. Такие чиновники, как правило, люди заурядные. Они не имеют выдающихся способностей или качеств характера. Их внутренний мир не так богат. Но это не принижает «маленького человека». Просто такова его сущность.
В произведении Гоголя «маленький человек» — это Акакий Башмачкин. Он служит в департаменте переписчиком. Акакий Акакиевич очень любит свою работу. Его завораживают красивые, ровные строчки. Он и в свободное время занимается переписыванием. У него есть любимые и нелюбимые буквы. Но на работе к нему относятся с пренебрежением. У переписчика нет друзей среди коллег. Они вовсе не замечают его, даже не здороваются с ним. Однако это не волнует Акакия Акакиевича, так как он полностью увлечен своей работой.
Именно это качество — страсть и преданность к своей работе — и выделяет образ Акакия Башмачкина среди остальных образов «маленьких людей».
У героя случилась беда. Его шинель совсем прохудилась, починить ее было невозможно. Пошив новой был дорогостоящим, поэтому он стал копить и экономить на всем. Акакий Башмачкин сконцентрировался на своей цели и добился ее.
Его обновка, несомненно, произвела впечатление на коллег. Они стали замечать его, даже пригласили на свой праздник. Этим эпизодом автор подчеркивает, насколько внешний вид человека важен для окружающих.
Герой очень любил свою шинель, которая далась ему такой дорогой ценой. Она стала смыслом его жизни, его мечтой. Кажется, что это слишком «маленькая» мечта для человека. Так и есть. Это один из признаков «маленького человека». Он имеет скромные цели, не амбициозен, не думает о чем-то возвышенном, особенном.
Жизнь героя потеряла всякий смысл, когда шинель была украдена. Даже его призрак не смог успокоиться до тех пор, пока не наказал обидчика.
После пропажи верхней одежды герой перестал быть замечаем коллегами на работе.
Образ Акакия Акакиевича Башмачкина — самый яркий образ «маленького человека» в русской литературе.
Вариант 4
Гоголя Николая Васильевича по праву можно назвать самым мистическим российским писателем. Он написал такие известные произведения как «Вий» и «Ночь перед Рождеством». Однако, помимо волшебных магических работ, этот автор создал ещё множество других, в которых рассказал о жизни обычных людей, об их характерах и о пороках общества. Одним из таких произведений является «Шинель».
В «Шинели» рассказывается о человеке, который очень сильно любит свою работу – Акакии Акакиевиче. Однажды этот человек понимает, что у него прохудилась шинель и её бы нужно подлатать. Однако, портной сообщает ему, что это сделать невозможно, проще сшить новую. Башмачкин начинает копить деньги и с каждым днём всё больше и больше погружается в грёзы о шинели. Наконец, купив её, он становится очень радостным, его начинают замечать люди, которые раньше не обращали на героя никакого внимания, и даже просят его «проставиться». Башмачкин был очень смущён, ведь он не привык к такому вниманию. Возвращаясь после вечера домой, он попал в неприятную ситуацию: на него напали и с него сняли шинель. Акакий Акакиевич обращается к «значительному лицу» с просьбой помочь найти обидчиков, однако тот делает ему выговор, из-за чего главный герой возвращается домой в горячке и вскоре умирает. Эта история не обрывается, она продолжается тем, что по городу ходят слухи, что по ночам возле моста ходит дух и срывает со всех проходящих шинели. Однажды он сорвал её и с того самого «значительного лица», после чего «то» стало скромнее. С тех пор призрак Башмачкина никто не видел, вместо него появился дух высокого с усами человека.
В этом произведении поднимается тема «маленького человека». Маленький человек – тот, кто живёт незаметно для других, одиноко и обособленно. Этого героя часто обижают и не воспринимают всерьёз. Помимо этого, этот тип всегда занимает низшее в социальной иерархии место. Всё это позволяет сделать вывод о том, что Башмачкин – самый настоящий «маленький человек». Он работал титулярным советником, которого никто не уважал и не любил. Все смеялись над ним. У него не было ни друзей, ни семьи. Несмотря на то, что герой очень скромен и добр ко всем, окружающие его люди не замечают этого, они относятся к нему как к ничтожеству. Акакий жил серой жизнью, но всё поменялось, когда он загорелся идеей о покупке шинели. После её покупки его полюбили все. Точнее сказать, не его, а шинель, ведь самого «маленького человека» за ней никто не видел. К сожалению, это «сияние» не продолжилось долго, ведь шинель украли. Когда Башмачкин обратился за помощью, он снова столкнулся с равнодушием. Люди не поняли такой «тряски» героя над вещью, посмеялись, не зная, что шинель для него – всё. Умерев, герой пришёл, чтобы отомстить. Именно в этот момент происходит его перерождение. Из «маленького человека» он превращается в того, кто может за себя постоять. Он отомстил своему обидчику и перестал быть «маленьким». Он вырос и приобрёл усы. Теперь он не жалкий, теперь он настоящая личность.
Гоголь – гений, он смог раскрыть такую непростую тему «маленького человека» в таком небольшом произведении. Автор рассказал историю жизни и роста такого типа людей, но также он дал понять, что они не меняются, а отомстить могут только после жизни, что само по себе вряд ли возможно.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема маленького человека в повести Шинель
Популярные сегодня темы
Однажды я был в гавани города Одессы и встретился с одним человеком. Его присутствие здесь было не совсем логичным, и он сильно выделялся из толпы. Парень был восточного типа, на нем была светлая и красивая одежда
Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин – тихий, робкий, незаметной внешности титулярный советник, чиновник для письма. На службе ему не оказывают уважения, начальники с ним холодно-деспотичны, коллеги насмехаются, иногда даже зло
Джером Сэлинджер писатель, который около полувека провел в затворничестве, но при этом смог создать десяток романов, самый известный из них «Над пропастью во ржи». Несмотря на то, что произведение написано 70 лет назад
Поэма «Мцыри», написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в одна тысяча восемьсот тридцать девятом году, стала одним из лучших произведений русской классической литературы
Мир музыки дорог каждому человеку, не важно, отдельная мелодия звучит или целая концертная программа. Но эти звуки способны порой изменить не только настроение, ход мыслей, но и внести что-то новое в нашу жизнь.
Сочинение Маленький человек в повести Гоголя Шинель
Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».
А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.
Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».
Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.
Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.
Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.
Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель
В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.
Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», – является риторическим вопросом к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.
День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.
Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.
Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.
Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель
«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.
В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.
Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).
Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.
Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда. У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.
Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).
Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.
Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».
Повесть учит доброте, долготерпению, и снисхождению; однако Гоголь не избирает, как в позднейших своих произведениях, назидательный тон и не чуждается иронии в изображении своего «маленького человека».
Маленький человек в повести Гоголя Шинель
Несколько интересных сочинений
Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок.
Герои произведения «Хорь и Калиныч» простые люди из крестьянского сословия. Раскрывая образ каждого, автор погружает читателя в своеобразный мир, где мировоззрение отдельной личности отличается уникальностью.
Лиза, служанка Софьи, играет второстепенную роль, однако эта роль оказывается крайне важной в раскрытии любовной интриги комедии.
Когда я вырасту, я хочу стать профессиональным хоккеистом. Еще мечтаю познакомиться с Александром Овечкиным и Павлом Дацюком, они мои кумиры.
Роман под названием «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Пользуется он широкой популярностью среди русскоязычных читателей и ценителей классической отечественной литературу и по сей день.
Роль образа «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Повесть «Шинель» завершает цикл Гоголя «Петербуржские повести». Она стала своеобразным итогом размышлений писателя о чиновничье-бюрократическом Петербурге. В ней Гоголь затрагивает почти все темы других петербургских повестей, но и с поразительной глубиной раскрывает трагедию человеческой личности, раздавленной безжалостным и бездушным государством.
Продолжая в «Шинели» тему бедного чиновника, Гоголь наполняет её огромным социальным и гуманистическим содержанием. История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», – история искажения и гибели человека под властью обстоятельств.
Чиновничье-бюрократический Петербург доводит героя до полнейшего отупления. Весь смысл его существования заключился в переписывании нелепых казённых бумаг. Ничего иного ему не дано. Жизнь Башмачкина ничем не просветлена и не согрета. В результате герой, превращённый в своего рода пишущую машинку, лишается всякой самостоятельности и инициативы. Для него неразрешимой задачей оказывается перемена глаголов «из первого лица в третье». Духовное убожество, смиренность и робость выражаются в его запинающейся, косноязычной речи.
В то же время даже на дне этой исковерканной, затоптанной души Гоголь отыскивает человеческое содержание. Акакий Акакиевич пытается найти эстетический смысл в том единственном жалком занятии, которое ему дано: «Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты…»
Герой Гоголя переживает своего рода «озарение» в истории с шинелью. Шинель сделалась «идеальной целью», согрела, наполнила его существование. Голодая, чтобы скопить деньги на её шитьё, он «зато питался духовно, неся в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Грустным юмором звучат слова автора о том, что его герой «сделался как-то живее, даже твёрже характером… Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?».
В предельном «заземлении» мечтаний Акакия Акакиевича выражается глубочайшая степень его социальной ущемленности. Но сама способность к переживанию идеального в нём остаётся. Человеческое неистребимо при самом жестоком социальном унижении – в этом, прежде всего, заключается величайший гуманизм «Шинели».
Акакий Акакиевич Башмачкин – маленький человек, попавший в жернова бюрократической машины, которая превратила его в один из послушных винтиков, стёрла в нём черты индивидуальности. В основе повести лежит идея гуманного отношения к человеку. Гоголь раскрывает её путём глубокого сочувственного, хотя и окрашенного иронией описания беспросветно тяжелой и безрадостной жизни своего героя. А также – путём прямого авторского размышления о его горестной судьбе («Исчезло и скрылось существо, никем незащищённое, никому не дорогое, ни для кого интересное…»). Ещё более определённо мысль писателя-гуманиста выразил «молодой человек», который услышал в «проникающих» словах Акакия Акакиевича: «Оставьте, зачем вы меня обижаете?» – другие слова: «Я – брат твой».
Кроме того, Гоголь показал, что в глубине каждого, даже такого забитого и беспомощного человека, как Башмачкин, заложено протест своего рабского положения. Недаром впавший в беспамятство Акакий Акакиевич «сквернохульничал, произнося самые страшные слова», следовавшие непосредственно за словами «ваше превосходительство».
Важное место в повести занимает «значительное лицо». Обычно его рассматривают как обобщённый образ бюрократической власти России. Но ведь «значительное лицо» тоже в известной степени жертва. Неслучайно Гоголь заметил, что он был вовсе не дурной и даже «в душе добрый» и «неглупый» человек. Но, по словам писателя, «генеральский чин совершенно сбил его с толку». Всё, что было в нём хорошего и доброго, исчезло, человеческое начало растворилось под генеральским мундиром. Исчез человек и остался только чин, должность, форма без содержания. И причину духовного оскудения своего героя Гоголь видит всё в той же бездушной бюрократической машине, безжалостно и равнодушно уродующей каждого человека.
Весьма своеобразен сюжет повести. В нём две линии: в одной повествуется о безрадостной жизни Акакия Акакиевича, а другая посвящена «значительному лицу». И нельзя не обратить внимания на то, что они не только тесно переплетаются одна с другой, но и развиваются во многом одинаково. Так, Башмачкин, после того, как стал обладателем новой шинели, отправился на вечеринку к своему сослуживцу, где выпил два бокала шампанского. После, выйдя на улицу, он «побежал было вдруг, неизвестно почему, за какой-то дамою», у которой «всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения», то есть за женщиной лёгкого поведения. А потом на пустынной площади злоумышленники сняли с него шинель.
Нечто похожее произошло и со «значительным лицом». Желая, по словам писателя, «сколько-нибудь развлечься и позабыть неприятное впечатление», произведённое не него известием смерти Акакия Акакиевича, он отправился к своему приятелю, где за ужином выпил два стакана шампанского. А потом он «решил не ехать ещё домой, а заехать к одной знакомой даме Каролине Ивановне», приятельнице «для дружеских отношений». По пути к ней у «значительного лица» призрак отобрал шинель.
Повторение сюжетных ситуаций имеет определённый смысл. Гоголь хотел подчеркнуть, что в этой жизни никто не застрахован от несчастья, что оно может обрушиться не только на «существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное», каким был Акакий Акакиевич, но и даже на «царей и повелителей мира», а в данном случае – на «значительное лицо». Только уж больно несоизмеримы последствия «несчастий» для героев повести. Если для Башмачкина утрата шинели, бывшей «светлой гостьей» в его безрадостной жизни, стала катастрофой и привела его к гибели, то для «значительного лица» это всего лишь происшествие. Правда, оно произвело «на него сильное впечатление», после которого, как заметил Гоголь, он стал распекать своих подчинённых «уже не прежде чем, выслушавши сперва, в чём дело».
Характер Акакия Акакиевича получает неожиданное развитие в конце повести. «Бедная» история его жизни имеет «шумное», мятежное продолжение после смерти. Столкнувшись с вопиющим равнодушием «Закона» в лице «значительного лица», испытав страшное душевное потрясение, герой «Шинели» заболевает и умирает. Таким образом, тема человека – жертвы общественной системы – доведена Гоголем до логического конца: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное».
Однако в предсмертном бреду герой переживает ещё одно «озарение», произносит никогда не слыханные от него ранее «самые страшные слова» вслед за словами «ваше превосходительство». Умерший Башмачкин превращается в мстителя и срывает шинель с самого «значительного лица». Гоголь снова прибегает к фантастике, но она условна, она призвана раскрыть протестующее начало, таившееся в робком и запуганном герое, представителе «низшего класса» общества. «Мятежность» концовки «Шинели», однако, смягчается изображением нравственного исправления «значительного лица» после столкновения с мертвецом.
«Шинель» нельзя рассматривать только в ряду «Петербургских повестей». Она создавалась в период завершения писателем «Мёртвых душ» и теснейшим образом связана с общим замыслом поэмы: показать возможность пробуждения человеческого в каждом человеке, независимо от того, кто он – задавленный жизнью бессловесный и забитый чиновник, вроде Башмачкина, или нравственно разложившийся прожженный мошенник Чичиков.
«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей русской литературы, утверждения в ней социального гуманизма и «натурального» направления. Герцен считал «Шинель» колоссальным произведением Гоголя, а Ф.М. Достоевскому приписывают знаменитые слова «Все мы вышли из гоголевской Шинели».
Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»: сочинение Ссылка на основную публикацию