Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Сочинение Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова Родиона

“Преступление и наказание” – один из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского, творчество которого уже давно стал ценным литературным наследием. Главным героем произведения выступает Родион Раскольников – бедный студент из Петербурга, бросивший учебу из-за нехватки финансовых средств.

Выдвинув собственную теорию разделения людей на достойных и недостойных, он стремится проверить, к какой категории принадлежит сам. Ввиду сложившихся обстоятельств, Раскольников решается на убийство, желая подтвердить теорию и приверженность собственной персоны к разряду героев, достойных людей. Однако последнее ему не удается: убив, герой осознает собственную слабость и ничтожность, ведь, только лишь совершив преступление, он бросается в панику и не может взять себя в руки. Именно так к ненастоящему “Наполеону” приходит осознание того, что он всего лишь одна из тех “дрожащих тварей”, которых он ранее презирал.

На первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние, фактически сумев помочь ему искупить прежние грехи и начать новую жизнь.

Читайте также:  Крах недоконченной идеи (По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Семья Сони Мармеладовой, как и семья Родиона Раскольникова, богатством уж точно не отличалась – еле сводили концы с концами. Естественно, одежду она тоже вынуждена была носить совсем простую.

Позже нищета вынудила Соню получить “желтый билет”, то есть стать проституткой, чтобы хоть как-то поддерживать себя и свою семью. Несмотря на это, образ девушки в романе выступает олицетворением всего доброго, святого и правильного, что только может быть в человеке – в ее образе отображены жизненные взгляды автора произведения Федора Михайловича Достоевского.

Образы Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова на первый взгляд совсем разные, на самом же деле чрезвычайно похожи: они оба, ввиду различных жизненных обстоятельств, вынуждены переступить через все человеческое и нарушить евангельские заповеди. Она –простая милая девушка, совсем еще молодая – не находит другого выхода, кроме как прибегнуть к проституции и, жертвуя собой и собственной честью, помогать семье. Для него последней каплей, побуждающей к давно замышляемому преступлению, стала весть от матери о том, что сестра его вынуждена выйти замуж за нелюба. Оба они совершили грех, но, в первую очередь во имя помощи своим семьям, погибающим от нищеты.

Наверное, именно из-за такой схожести Родион и решился поведать Соне абсолютно все детали совершенного. Он знал: если кто и сможет его понять в этом мире, это будет она, Соня. Родиона после убийства продолжали мучать кошмары, в которых его пытались разыскать; снилась даже убитая им процентщица, дико смеющаяся герою на страх. Внутренний конфликт в конце концов вынудил его прийти с повинной, после чего его и сослали на каторгу в Сибирь. Мало кто способен на такое, но Соня, узнав об этом, по своему собственному желанию приняла решение поехать вместе с любимым. Без нее не иметь бы ему спасения. Соня, девушка верующая и живущая по совести, спасла душу Раскольникова, пробудила в нем совесть и помогла начать новую жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова

Популярные сегодня темы

Басня Обоз имеет довольно понятный, простой и банальный смысл. Перед нами история о двух конях, которые спускают возы с горки и первый конь действует предельно осторожно, а второй его ругает

На данной картине в центральной части мы видим сидящего мальчика с собакой. Они очень композиционно и равноценно написаны. Мальчик одет в серые брюки, сандалии и в синюю футболку.

В своём произведении Гоголь, используя незатейливый сюжет, высмеивает чиновников уездного города. Они вместо заботы о благе горожан, погрязли во взяточничестве и воровстве. Один из них – судья Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин.

Сейчас я живу в одной комнате со своей сестрой, и порой мне очень не хватает своего маленького гнездышка. Каждый человек мечтает о таком месте, где он может побыть в полном уюте и комфорте

Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь – Софья Павловна Фамусова.

Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь

Главные герои романа

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

«Судьба Мармеладовой и Раскольникова»

“Преступление и наказание” – один из наиболее значительных романов Ф. М. Достоевского, в котором с особой силой и убедительностью он выразил свой протест против несправедливости общества, основанного на эксплуатации и унижении человека. В произведении остро звучит скорбь писателя о поруганном и униженном человеке, обреченном на одиночество и страдания. С огромным художественным мастерством автор раскрывает весь ужас унижения человека бедностью, нищетой, равнодушием, отражает царящее в обществе того времени поругание чести и достоинства человека.

Достоевский с необыкновенной глубиной изображает весь трагизм жизни социальных низов – отверженных большого города. Именно бедственное положение семьи и его самого ставят Родиона Раскольникова на край гибели, толкают на совершение преступления. Герой не может терпеливо ждать и терпеть нужду, для того чтобы выучиться и лет через десять упорного труда занять приличное положение в обществе – за это время погибнут его мать и сестра. Человек отзывчивый и великодушный. Раскольников оказался в тупике, когда идти больше некуда. Продолжать прежнюю жизнь, быть молчаливым свидетелем унижения и нравственной гибели родных он уже не может. Ему необходимо непременно что-нибудь сделать или отказаться от жизни совсем. Достоевский показывает, что сама идея Раскольникова вытекает из тех жизненных условий, которые окружают героя, бедного студента, вынужденного существовать в “черепашьей скорлупе” своей каморки – крошечной клетушке шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Это его жилище до боли напоминает и комнатку Сони, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид. Все это пространство, состоящее из “ужасно острых” и “слишком безобразно тупых” углов, в которое втиснута жизнь героев, наиболее ярко отображает безвыходность той ситуации, в которую их поставило общество и выйти из которой они не в состоянии.

Именно в этой духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир разворачивается драма жизни таких униженных и оскорбленных людей, как семьи Раскольниковых и Мармеладовых. Здесь, в этом мире, право человека на существование покупается только ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру, по словам

Д. И. Писарева, “неприложимы правила и предписания общепринятой житейской нравственности”.

На своеобразное преступление толкает нищета и безысходность и Соню Мармеладову. Автор открыто, без прикрас, показывает, насколько безжалостна жизнь к людям, сломленным горем и обездоленностью. Весь трагизм положения героини, вся боль за униженного человека, горькое разочарование в справедливости миропорядка звучат в словах Раскольникова: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”, “Аи да Соня! Какой колодезь, однако, сумели выкопать! И пользуются. ко всему-то подлец человек привыкает!”. В отличие от Родиона, Соня готова свою участь “падшей” принять как “божий промысел”, искупительную жертву, принесенную ради будущего несчастных детей Катерины Ивановны. Готова пожертвовать собой и любимая сестра Раскольникова, Дуня, соглашаясь выйти замуж без любви за циничного дельца Лужина, с тем, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет. Таким образом, Родион попадает в положение, аналогичное положению Сонечки.

Читайте также:  Корень злых дел — в дурных мыслях. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание): сочинение

Достоверно, психологически тонко изобразил Достоевский все обстоятельства падения Сони. Нищета, мучения голодных детей и крики озлобленной мачехи толкают героиню на улицу. А Катерина Ивановна просто “не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается”. Предельная бедность, сиротство, постоянные попреки куском хлеба, пьяный отец и отчаянная безысходность образовали вокруг Сони замкнутый круг. Муки и повседневное унижение честной и беззащитной девушки невыносимо тяжелы, но выхода из создавшейся ситуации у нее нет. Однако у Сони, несмотря на ее покорность, очень сильный характер. Она руководствуется твердыми принципами, живет по законам сердца, не изменяя своей человеческой натуре. Совершенное ею преступление – преступление не над другими, а над собой. И решается она на это во имя любви к близким, принеся себя в жертву ради их жизни.

Сама история жизни Сонечки Мармеладовой, ее горькая судьба, так же, как и судьба Родиона Раскольникова, выступают в романе прямым обвинением все тому же миру насилия и эксплуатации. Не пойди Соня на свой отчаянный шаг, ее домочадцы умерли бы с голоду. Согласись Родион на жертву сестры, любимые ему люди упали бы в эту пропасть, из которой нет пути обратно.

Не случайно, что именно в лице Сони Раскольников встречает человека, который уже пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную “дрожащую тварь”, хотя и ощущает его рост в своей душе. Он хотел найти в Сонечке союзницу по преступлению: “Ты тоже преступила, ты загубила жизнь свою”, – говорит он. Но на самом деле, он находит союзницу по наказанию. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете”, – восклицает она в ответ на его признание. Именно она, Соня, обращает Родиона на путь покаяния – она читает ему легенду из Евангелия о воскрешении Лазаря. И это символ возможного возрождения самого Раскольникова, который действительно находит в себе для этого необходимые нравственные силы. Таким образом, путь обновления героя – это путь признания народной веры, народного взгляда на жизнь, который исповедует Сонечка.

Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)

Ф.М. Достоевский знакомит нас в романе «Преступление и наказание» с главным героем- Родионом Раскольниковым. Но позже мы сталкиваемся с Соней Мармеладовой, и Родион уходит на второй план. Почему? Мы видим, что автор наделяет отрицательными чертами ключевой персонаж, в то время, как в Соне замечаем только добро и чистоту. Значит, мы можем отметить, что Софья играет одну из важнейших ролей в романе. Но как она повлияла на судьбу Раскольникова? Рассматривая данный вопрос, нужно прежде разобраться в образе Софьи Мармеладовой. Она является дочерью Семена Захаровича Мармеладова, спившегося отставного чиновника. Из-за пьянства отца ей пришлось зарабатывать, чтобы прокормить мачеху и ее троих детей. Но, как известно, честным трудом девушке мало можно заработать, поэтому ей пришлось пойти «по желтому билету». Соня добывала деньги ценой унижений и страданий, а семья Мармеладовых, не стыдясь, пользовалась ее деньгами. В итоге ее судьба складывается так: Софья остается круглой сиротой, а трое детей покойной мачехи попадают в детдом. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, и смогла сохранить такие черты, как скромность, доброта, умение прощать, готовность пожертвовать собой ради счастья других. В свою очередь, Раскольников-голодающий студент, готовый пойти на убийство ради своих навязчивых идей. Именно так мы можем описать Родиона до знакомства с Соней. Но после их встречи мысли и поступки главного героя претерпевают изменения, и вместе с этим меняется наше мнение о нем. Уже с первой минуты, когда Раскольников понимает бедственное положение Мармеладовых, мы наблюдаем, что он стремится помочь материально семье, которая едва ему знакома. Возможно, Соня разбудила в нем такие чувства, как милосердие, стремление помочь нуждающимся. Именно благодаря Соне Раскольников признался в убийстве и принял с облегчением назначенное ему наказание. Ведь, как известно, до знакомства с этой девушкой, у него и в мыслях не было рассказать кому-либо о совершенном преступлении. В результате Родион перестает следовать идее о разделении людей на «необыкновенных» и «тварей дрожащих». Изначально себя он, конечно же, относил к «право имеющим», а Соню причислял к последним. Разглядев натуру Мармеладовой, Родион понял, что эта девушка обладает качествами духовности и доброты. Приняв этот факт, Раскольников начал жить по-иному. И причиной этого перерождения стала Соня. Таким образом, Мармеладова спасла Родиона от неминуемой погибели, более того, помогла найти новый стимул жить дальше. Основываясь на этом, мы можем сделать вывод, что Соня играет главенствующую роль в судьбе Раскольникова.

Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)

Когда я читала психологический роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», то первый образ, который восхитил меня – это образ Сони Мармеладовой. Добрая, отзывчивая героиня, одаренная великой силой, помогающей ей, живя во зле, оставаться духовно чистой, творить добро, покорила меня, помогла понять что-то важное. Но не только меня девушка заставила посмотреть на мир другими глазами, но и Родиона Раскольникова. Её роль в судьбе этого молодого человека действительно велика, ведь ей одной может довериться Раскольников, она и только она сможет разделить «глубину душевных мук», помочь ему принять важнейшее решение, показать, что действительно важно в этом мире, воскресить его для новой жизни. В самом начале романа отец Сони говорит такие слова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. . ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!» Конечно, не только Семен Мармеладов ищет того, кому излить душу, рассказать о своих проблемах, но и Родион Раскольников. После совершения преступления, он не может находиться в одиночестве, оно его гнетет, разрушает, мучает. Герой чувствует острую необходимость хоть кому-то рассказать о своем преступлении, поведать о своей страшной тайне. И таким человеком, который не осудит, поймет, была Соня Мармеладова. Раскольников в ней видит родственную душу, потому что она тоже «переступила» нравственный закон, так что молодой человек пытается найти в некрасивом «желтом» доме героини душевный покой и союзника, который тоже, как и он, начал бы бунтовать против всего мира. Родион Романович пытается вызвать это чувство протеста в сердце героини такими словами: «Знаю. и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет». Но его попытка оказалась неудачной, Соня отказывает ему в союзничестве, старается наставить на путь истинный. В этом и заключается её важнейшая роль в судьбе героя, ведь девушка, чувствуя раскол в душе героя, хочет помочь ему, поэтому читает эпизод из Евангелия «Воскресение Лазаря», желая, чтобы когда-нибудь он обрел веру в Бога и нашел душевный покой. Чтение Евангелия делает Раскольникова буквально «помешанным», в его уме, душе, сердце, начинается процесс отторжения теории, говорящей о делении всех людей на «тварей дрожащих и право имеющих», а зарождает это движение мысли, чувства тоже Соня Мармеладова одной только своей фразой: «Что ж я без Бога-то была?» Спасительная роль любви Сони, проявляющаяся в умении прощать, сочувствовать сильнейшим образом показывается автором во время второго визита Раскольникова, когда он признается в совершении преступления. Мне кажется, что Соня своим ответом, последовавшим после покаяния Родиона Романовича, дает ему силы жить, ведь не осуждает, а жалеет: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!- восклинула она, как в исступлении, как в истерике». Именно это и привело героя к пониманию того, что жизнь не стоит продолжать: «Разве я старушонку убил? Я себя убил… а старушонку эту черт убил, а не я…» . Да, теория терпит полный крах. В душе поселяется страшное нежелание быть на этом свете, потому что не видно выхода из ситуации. Соня находит спасение. В этом и заключается её роль в жизни Родиона Романовича. «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: “Я убил!”… страдание принять и искупить себя им, вот что надо» – она говорит ему так, тем самым вселяя в него надежду на то, что он сможет найти покой, прийти к душевной гармонии. Принять окончательное решение не смог бы герой без помощи Сонечки Мармеладовой, ведь он смог отправиться к Порфирию Петровичу, сознаться во всем только после того, как надела героиня на него кипарисовый крест, который помог ему найти в себе силы вернуться в контору, чтобы произнести, а потом еще раз повторить такие слова: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». Раскаяться без помощи девушки герой тоже не смог бы, потому что жил долгое время на каторге в состоянии нетерпимости к другим заключенным, постоянной раздражительности. Он оставался холоден ко всему, его грызла бессильная злоба по отношению к миру, но только забота Софьи Семеновны, её смирение, душевная сила помогла ему переродиться. Действительно, «их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Раскольников пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. » Таким образом, Соня Мармеладова сыграла огромную роль в жизни Родиона Романовича. Благодаря её любви, пониманию, силе духа, мудрости он осознал, как надо поступить, чтобы прийти к душевному покою, понял, что без покаяния не бывает прощения. Именно Софья Семеновна помогла ему побороть свои страхи, прийти к Порфирию Петровичу, а на каторге вдохновила своей заботой, смирением, а главное – любовью, на изменение, принятие Бога и себя в мире.

Читайте также:  Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 303 ;

Сочинение: Соня и Раскольников

В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом ”Преступление и Наказание” и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ”идейное” убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело. Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. ”Тихая, слабенькая” Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ”теории”, воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. ”Воспитания, как и представить можете, Соня не получила”. Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, нако­нец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ”принуждена была взять жёлтый билет”.

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ”переступила”, чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что ”люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. Отнеся себя к ”высшему разряду”, Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников ”переступил” через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.

После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования. Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.

Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше – подлецу ”жить и делать мерзости” или умирать честному человеку? ”Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?” Несмотря на все попытки Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога. Именно ”в отходе от Бога” видит Соня причину преступления Раскольникова: ”От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ”Что же бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она”.

Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. ”Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”. После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.

Первая причина оказалась банальной: ”ну да, чтоб ограбить”. Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ”хотел помочь матери”. Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ”хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”, но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ”Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! ” Следующая причина: ”…я и решил, завладев старухиными деньгами , употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…” – тоже не является истиной. ”Ох, это не то, не то!” – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ”Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?” Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ”Тварь ли я дрожащая или право имею…”. Раскольников ”захотел осмелиться и … убил”.

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ”Человека-то я убил, а принцип – нет.” Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства.

Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ”матушка ты наша… нежная, болезная.” А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к ”высшему разряду”, презирая их: ” Ты барин!” – говорили они ему. Только Соня по-прежнему любит Раскольникова.

Во время болезни Раскольников видит сон о ”моровой язве”, который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ”люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.” После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ”Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…”, теперь Раскольников понял, что только ”бесконечной любовью искупит он все страдания”, всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ”Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…”

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Соня и Раскольников
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 18:47:20 11 октября 2005 Похожие работы
Просмотров: 12395 Комментариев: 23 Оценило: 37 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать