Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского – первый русский детективный роман. Но, наряду с детективным сюжетом, автор даёт развёрнутые психологические характеристики своих героев. Он настолько мастерски выписал внутреннее состояние загнанного в угол Раскольникова, что самого Достоевского всерьёз подозревали в убийстве.

Одни из самых ярких психологических картин в «Преступлении и наказании» появляются тогда, когда на сцену выходит следователь, занимающийся убийством старухи-процентщицы, – Порфирий Петрович. Раскольников понимает, что если он будет неправильно себя вести, то Порфирий Петрович заподозрит его в причастности к убийству. Поэтому герой каждый раз тщательно отовится к разговору.

Первая встреча двух противников состоится только в третьей части романа. И этим их разговором начинается напряжённейшая идейная и психологическая борьба преступника и следователя. Раскольников сам направляется к Порфирию Петровичу в гости, чтобы, во-первых, познакомиться, а во-вторых, сообщить, что был закладчиком у Алёны Ивановны и что хотел бы со временем вернуть заложенные вещи.

С самого начала разговора Раскольников рассчитывает и взвешивает каждое своё слово. Автор постоянно отмечает, что он «пытался» быть ни в чём не виновным. Родион старается вести себя естественно, а сам пытливо за всем наблюдает: «Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тот час же попросил его сесть… и уставился в гостя, в немедленном ожидании изложения дела, с тем усиленным и уж слишком серьёзным вниманием, которое даже тяготит и смущает… ” Но Раскольников в коротких и связных словах, ясно и точно, изъяснил своё дело и собой остался доволен так, что “даже успел довольно хорошо рассмотреть Порфирия”.
Но с течением времени Раскольников начинает всё больше нервничать. У него начинает периодически появляться одна и та же мысль: «Знает!». Он чувствует себя все более неуверенно, и ему самому его игра уже не кажется такой забавной и успешной: «Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличил ли?»

Наконец, Раскольникову предоставляется передышка, когда Порфирий Петрович выходит приказать принести чаю. Мысли в голове Раскольникова проносятся, как молния, он начинает всех подозревать и презирать. Уже нельзя понять, здоров он или нет: «Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью. Это ведь не вежливо, Порфирий Петрович, ведь я ещё, может быть, не позволю-с. Встану да и брякну всем в рожу всю правду… А что, если мне только кажется. »
Теперь Раскольников не весел, как прежде, когда вошёл. Он всё более раздражается и уже не думает, что говорит. Родион совершенно выдаёт себя, когда речь заходит о его статье, которую он написал полгода назад, а она только теперь была напечатана.

Порфирий Петрович сам вызывает Раскольникова на этот разговор, прося разъяснить некоторые положения его статьи, а именно, утверждение, что люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Раскольников сначала нехотя, а затем всё более разгорячаясь, забывая об осторожности, поясняет: «Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово. Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего».

Раскольников также утверждает, что необыкновенные люди имеют право по совести на совершение преступления, если оно служит достижению цели. Порфирий Петрович просит пояснить, как же можно отличить один разряд от другого: «Потому, согласитесь, если произойдёт путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнёт «устранять все препятствия, то тогда…» Родион начинает понимать, что следователь намекает именно на него, и поэтому уже с неподдельной ненавистью смотрит на Порфирия: «Фу, как это явно и нагло!».

Порфирий Петрович ещё раз пытается «подловить» своего гостя, когда спрашивает, не видел ли Раскольников красильщиков, когда последний раз приходил к старухе-процентщице. Но Родион почувствовал ловушку, вспомнив, что красильщики были в день убийства, и ловко вывернулся. Таким образом, Раскольников как бы победил, ничем не обнаружив себя, но он увидел перед собой сильного противника, который, кроме того, почти уверен, что нашёл преступника.

Порфирий Петрович, на самом деле, сильный противник. Его внешний облик – «пухлое, круглое и немного курносое лицо» – создаёт впечатление очень добродушного человека, простака. Но его взгляд – «взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье» -говорит о другом. И, на самом деле, вначале Порфирий Петрович кажется довольно милым и открытым человеком, но с течением времени он начинает ловко расставлять ловушки Раскольникову. Его вопросы неизбежно ведут к откровенности подозреваемого. Этот приём обнаруживает в Порфирие опытную ищейку и умного человека.

Автор умышленно не даёт внутренних монологов этого героя и показывает его только глазами Раскольникова. Подмигивания, знаки, которые делает Порфирий Петрович. Непонятно, плод ли это воспаленного сознания Родиона или все происходит на самом деле. Таким образом, в роман вносится интрига, элемент умолчания. Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого даже страшной. Он похож на лисицу, которая сидит в засаде и готова в любой момент напасть на свою уже измученную предчувствиями жертву.

Одним из самых главных моментов в данном эпизоде является вопрос Порфирия Петровича о том, что будет с «обыкновенным» человеком, если он совершит преступление, посчитав себя «необыкновенным» и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. Раскольников отвечает, что, если совесть есть, тот будет страдать, коль осознает ошибку: «Это и наказание ему,- опричь каторги».
Эти слова героя стали пророческими. Наказание, которое определил себе сам Раскольников, оказалось намного страшнее каторги, на которую он в итоге попадает.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Клевета Лужина (анализ эпизода из главы 3 части V романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)

Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью и традиционными нормами бытия. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети XIX века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «расчеловечивания человека», он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же, один из главных романов — «Преступление и наказание».
Главный герой каждого из романов Достоевского — это неординарная, самодостаточная и в какой-то степени таинственная личность, остальные же герои являются своеобразным антуражем, раскрывающим внутренний мир главного героя, в этом и заключается основной принцип композиции всех романов Достоевского, и в частности, «Преступления и наказания».
Раскольников и его теория сильной личности раскрываются на фоне других сюжетных линий, рассказывающих о жизни его сестры Дуни и матери Пульхерии Александровны, семьи Мармеладовых, а также историй Лужина и Свидригайлова. Все они — «спутники» планеты Раскольников, которая то притягивает, то отталкивает всех на фоне обыденных человеческих отношений и жизненных ситуаций.
Лужин и Свидригайлов — двойники Раскольникова, их судьбы — это два возможных варианта развития жизненного пути главного героя. Лужин — подлец «по убеждению», для которого выгода превыше всего, который даже не задумывается, совершить подлость или нет. Средства, которыми пользуется Лужин, те же, что и у Раскольникова, хотя цели разные, это тот же маленький «наполеон», который, не задумываясь, идет вперед «по трупам». И в клевете Лужина особенно ярко раскрываются «специфические» свойства его характера (глава 3, часть V романа).

Суть клеветы состоит в том, что Лужин обвиняет Соню в воровстве сторублевой ассигнации, которую сам же ей незаметно подложил в карман ранее. Ко всеобщему удивлению заступницей Сони стала ее мачеха. «Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!» — кричит в истерике Катерина Ивановна. Бедная девушка, знавшая, что «уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно», все-таки надеялась, что своей скромностью отведет от себя беду. Спасение пришло совсем неожиданно в лице господина Лебезятникова, который стал свидетелем подлога. Раскольников раскрывает перед собравшимися причину клеветы. Получив отказ Евдокии Романовны выйти за него замуж, Лужин решил отомстить через Соню сразу и Раскольникову, и его сестре, которые благосклонно относились к Соне Мармеладовой, несмотря на ее «занятие», а ему — Лужину — отказали от дома. Однако справедливость восторжествовала, Соня была полностью реабилитирована, но душа ее претерпела страшное незаслуженное унижение.
Основное значение рассматриваемого эпизода состоит в том, что в нем с особой силой отразилась главная идея всего произведения, суть которой — доказательство непреложности для любого человека христианских морально-этических ценностей. Преступление, по Достоевскому, это не только какое-либо внешнее деяние, но и процесс внутренний, психологический.
Совершая преступление, психологически подготавливая себя к нему (пусть даже ради высокой и светлой цели), человек, в первую очередь, встает на путь разрушения собственной личности, самоуничтожения. Вскрывая истинное лицо своего «двойника», Раскольников еще на один шаг становится ближе к тому, чтобы понять ошибочность, тупиковость своей бесчеловечной теории. Кроме того, в данном эпизоде особенно ярко противопоставляются два антагонистических мира: с одной стороны, «униженные и оскорбленные» в лице Сони, с другой — богатые, господствующие и развратные в лице подлеца Лужина, которые идут к достижению цели, не гнушаясь никакими методами.
По Достоевскому, никакая высокая цель не может оправдать негодных средств, ведущих к ее достижению. Индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни обречен на поражение. Только сострадание, христианское сочувствие и единение с другими людьми могут сделать жизнь лучше и счастливее.

Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ предпринимателя Петра Петровича Лужина является одним из «двойников» главного героя. Казалось бы, в чем сходство этих персонажей, таких разных во всем? Однако вглядевшись более пристально, мы замечаем, что сходство между Раскольниковым и Лужиным все же есть – оба они проповедуют принцип «вседозволенности».
Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе – его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.
Мы знаем, что Петр Петрович был женихом сестры Раскольникова Дунечки. Но девушка не любила Лужина, а согласилась выйти за него замуж, чтобы поправить финансовое положение семьи и иметь возможность материально помогать Родиону.
И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником – Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.
С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.
Оправившись от шока, Лужин начинает разговор. Все его слова чопорны и «прилизаны», в них нет эмоций, а лишь сухая любезность и желание произвести впечатление образованного и состоятельного господина. Особенно это обстоятельство бросается в глаза на фоне непосредственных, резких, эмоциональных реплик Разумихина и Раскольникова.
Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.
Это впечатление усиливается, когда Лужин начинает рассуждать о «современной жизни». По его мнению, в ней появилось много положительного: «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических…» А больше всего Лужину нравится модная теория «разумного эгоизма», суть которой до крайности проста – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Возникает вопрос: «Но что же в этой теории служит ограничением?» Ведь исповедуя ее, можно позволить себе все, что угодно, лишь бы это соответствовало твоему желанию. Лужин утверждает, что ограничение это – в моральных и нравственных принципах, которые заложены в человеке обществом.
Вообще, этот герой очень любит порассуждать о морали. Так, уже почти закончив свой визит к Раскольникову, Лужин останавливается, чтобы вставить свое «веское слово» о современном падении нравов: «чем же объяснить эту с одной стороны распущенность цивилизованной части нашего общества?»
На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность – следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.
Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.
Лужин уверен, что он выйдет «сухим из воды». Все, кто собрался на поминках, считают его человеком из «высшего круга», смотрят на него снизу вверх. Разве они позволят себе сказать хоть слово против, усомниться в его обвинениях? Лужина не волнуют чувства других людей, чье-то обесчещенное имя, душевная боль. Да, честно говоря, многих из них он высокомерно не считал за людей – это была чернь, достойная лишь сожаления и брезгливого сочувствия.
Но расчет Лужина оказался неверным – его разоблачили. Однако герой даже не подумал раскаяться или устыдиться. Он постарался «сохранить хорошую мину при плохой игре» – угрожал, что так дело не оставит, что будет бороться в суде. Но через полчаса «его уже не было в доме» – этот человек трусливо бежал.
Таким образом, Лужин, проповедуя свою теорию «разумного эгоизма», доводит ее до крайности. Он на собственном примере доказывает, что его концепция губительна: следуя ей, очень легко нравственно пасть, потерять человеческое лицо. Это герой и его поступки – еще одно предостережение Раскольникову о неверности его теории.

Читайте также:  Идейная борьба на страницах романа Преступление и наказание: сочинение

Анализ эпизода романа Достоевского “Преступление и наказание” (5 глава I части)
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Попытка осмысления значения эпизода в дальнейшем развитии романа и значимости эпизода вообще в великом произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Анализ эпизода о страшном сне Раскольникова27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание» (5 глава I части)

Работа представлена на районном конкурсе.

Цель : формировать умение обучающихся сотрудничать, развивать умение анализировать художественный текст, развивать творческие способности обучающихся.

Анализ представлен в виде беседы ребят, сопровождающейся слайдовой презентацией.

Маша, Юля, Никита сидят за столом.

Юля: Слушайте, вы прочитали первую часть «Преступления и наказания»?

Маша: Да. Прочитала. Мрачновато пишет Достоевский. Старуху – топором!

Юля: Да, не говори.. Меня поразил ещё этот эпизод с лошадью. Помните, сон Раскольникову приснился, когда лошадь убили? Вообще жалко её так… Вот непонятно, при чём тут лошадь? Написал бы автор: Раскольникову приснился страшный сон! И всё. А тут такие подробности, жуть..

Маша: А ты вспомни, Юля, как нам Елена Валерьевна всё время говорит: «В великом произведении не бывает случайностей! Каждый эпизод что-то значит, для чего-то нужен!»

Юля: Ну да, точно… Вот только зачем лошадь-то убивать.

Никита: А вот, кстати, мы же записывали в тетрадь, как анализировать эпизод! (листает тетрадь)Вот! Давайте порассуждаем и разберёмся, при чём тут лошадь! Назовём эпизод по библейской заповеди «Не убий!»!

На слайде часы и надпись «И вот что у нас получилось».

Никита : Мы уже встречались со снами героев художественных произведений. Помним пророческий сон Петра Гринёва из «Капитанской дочки», вещий сон Татьяны из «Евгения Онегина» и другие. Вообще сон в художественном произведении – важнейшее средство характеристики психологического состояния героя, во сне раскрываются его потаённые мысли, чувства. Сон помогает узнать истинные стремления и ценности героев, во многом определяет их дальнейшие поступки и последующие события произведения.

Кошмар, приснившийся Раскольникову накануне его страшного преступления, имеет большое идейно-художественное значение.

Юля: Во-первых, нужно отметить состояние Родиона Раскольникова перед засыпанием. Сон рассказан в 5 главе первой части. На протяжении этих глав мы видим «отвратительные и грустные» картины нищих улиц Петербурга глазами Раскольникова: толкотня, грязь, вонь из распивочных, множество пьяных, грязные лестницы домов. (слайды с изображением Петербурга) Всё это усугубляется чрезвычайной июльской жарой и духотой. Мы видим Раскольникова откровенно нищим: «он был до того худо одет, что иной … посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу». (слайд Раскольников) Он закладывает у старухи-процентщицы серебряные часы (те, что остались от отца!), а до этого он уже заложил колечко, подаренное сестрой.

(слайд Мармеладов) Затем он встречается с Мармеладовым и узнаёт историю его семейства, ужасную, но обыденную, и от того ещё более страшную. Он даже знакомится с семьёй Мармеладовых и своими глазами видит их дошедшую до последней крайности нищету и отчаяние.

(слайд мать и сестра) Затем Родион получает письмо от матери, из которого мы узнаём, что мать и сестра Раскольникова тоже находятся в крайне бедственном положении. Мать Родиона и сестра видят в нём надежду, своё спасение и упование – главное только, чтобы он закончил обучение и смог начать служить и получать достойное жалование. Пока же мы видим, что Раскольников не только не помогает родным, а, напротив, живёт на их средства, которые они берут в долг и потом с огромным трудом возвращают, отказывая себе во всём. Это сильно тяготит его. Главное же, что узнаёт Родион из письма, – что его сестра Дуня собирается выйти замуж за Лужина, человека весьма недостойного, но имеющего некоторые средства. Родион понимает, что Дуня просто приносит себя в жертву, соглашаясь на этот брак, надеясь опять-таки устроить судьбу брата, и в принципе, Дуня поступает подобно Соне Мармеладовой, которая так же пожертвовала собой ради спасения своей семьи. (слайд сестра и Соня)

Мне сложно даже представить себе состояние человека, на которого в один день обрушилось столько негативных впечатлений. В довершение цепочки этих впечатлений Раскольников видит на улице молоденькую девушку, совершенно пьяную, которую преследовал какой-то господин, явно желающий воспользоваться ею. Тут мы видим доброту и благородство нашего героя, который пытается спасти девушку от этого господина и поручает её городовому.

(слайд мрачный пейзаж Петербурга) К роме того, мы видим, что Раскольниковым владеет какая-то навязчивая мысль, он вроде решился на что-то ужасное, но сам не верит в своё решение, и эта мысль его мучает. К тому же и физическое состояние его оставляет желать лучшего, он явно нездоров. И вот в таком-то физическом и психическом состоянии он и проваливается в сон, улёгшись в кустах. Примечательно то, что этот сон снится Раскольникову не в его комнатке, похожей на гроб, а на природе, у Петровского острова. Можно предположить, что Достоевский выводит своего героя из его каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета и безысходность.

Маша : Приснилось ему его детство. Он лет семи и гуляет с отцом за городом. Здесь стоит большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление. Там всегда такая толпа, так орали, ругались, так безобразно пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Возле кабака дорога, огибающая городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь, в которую ходил с отцом и матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке. Они всегда брали с собой кутью на белом блюде, сахарную, из рису и изюму. Подле бабушкиной могилы была и могилка его меньшего брата, умершего шести месяцев. И вот снится ему: они идут с отцом и проходят мимо кабака. Тут как будто гуляние. Все пьяны, все поют песни, а подле крыльца стоит странная телега, одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей. Он любил смотреть на этих огромных ломовых коней, идущих спокойно и везущих за собою какую-нибудь гору. Но теперь в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка. ( слайд лошадь, кляча) Но вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками и песнями пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках. «Садись, все садись! – кричит один, с толстою такою шеей и с мясистым, красным лицом, – всех довезу, садись!». Раздаётся смех:

– Этакая кляча да повезёт!

– Да ты, Миколка, в уме, что ли: этакую кобылёнку в таку телегу запрег!

– Садись, всех довезу! – кричит Миколка, прыгая в телегу, берёт вожжи и становится во весь рост. – Кобылёнка этта, братцы, только сердце моё надрывает: так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест. Говорю, садись! Вскачь пойдёт! – И он берёт в руки кнут.

Все лезут в телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, берут с собой ещё бабу, толстую и румяную. Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздаётся: «ну!», клячонка дёргает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трёх кнутов. Смех вокруг удваивается, но Миколка сердится и в ярости сечёт кобылёнку, и уже не знает, чем и бить от остервенения.

– Папочка, папочка, – кричит он отцу, – папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!

Отец хочет увести его, но он вырывается, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дёргает, чуть не падает.

– Секи до смерти! – кричит Миколка.

– Да что на тебе, креста, что ли, нет! – кричит один старик из толпы.

– Не трошь! Моё добро! Что хочу, то и делаю.

Вдруг хохот покрывает всё: кобылёнка не вынесла ударов и в бессилии начала лягаться.

Два парня из толпы достают ещё по кнуту и бегут к лошадёнке сечь её с боков.

– По морде её, по глазам хлещи! – кричит Миколка.

… Он бежит подле лошадки, он видит, как её секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Его пытаются увести, он вырывается. Лошадка уже при последних усилиях, но ещё раз начинает лягаться.

Миколка в ярости бросает кнут, хватает оглоблю и со всего размаху бьёт лошадь по спине, и ещё раз, и ещё. Несчастная кляча оседает, но вспрыгивает и дёргает из последних сил, но со всех сторон принимают её в шесть кнутов. Миколка в бешенстве, что не может сразу убить.

– Топором её, чего! Покончить с ней разом, – кричат из толпы.

Миколка бросает оглоблю и достаёт из телеги железный лом. И что есть силы с размаху бьёт свою бедную лошадёнку. Кобылёнка зашаталась, осела, лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю.

( слайд фрагмент из фильма) Несколько парней схватывают кнуты, палки, оглоблю и бегут к издыхающей лошади. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.

– Моё добро! – кричит Миколка, с налитыми кровью глазами.

Бедный мальчик уж не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует её в глаза, в губы. Потом вдруг вскакивает и бросается с кулачонками на Миколку. В этот миг отец схватывает его и выносит из толпы.

– Папочка! За что они … бедную лошадку … убили!

– Пьяные, шалят, не наше дело, пойдём! – говорит ему отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.

( слайд мирный пейзаж) Он проснулся весь в поту и приподнялся в ужасе.

– Слава богу, это только сон! …

– Боже! Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу её череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?

– Да что же это я! … Ведь я знал же, что я не вынесу, так чего же я до сих пор себя мучил?

Он встал на ноги. Он был измождён, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи – молил он, – покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»

Никита : что же мы узнаём из этого сна?

Во-первых, сон дает нам важные сведения о семье главного героя. ( на слайде: Раскольников рос в семье, в которой традицией были прогулки отца с сыном: «он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом». А также – посещение церкви и кладбища, уважение к памяти умерших предков («Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал»).)

Во-вторых, мы делаем вывод, что уже в детстве Раскольников был чуток и восприимчив к происходящему. Он замечал грязь и пороки социальной действительности, и они вызывали в нем неприятие. Так, мальчика пугал и отталкивал кабак – средоточие разврата, пьянства (слайд: «В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо гуляя с отцом».) И наоборот, мальчик интуитивно тянулся ко всему, что олицетворяло доброе, светлое начало (слайд: «Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большей частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой». )

В-третьих, Достоевский обличает жестокость, на которую, как это ни страшно, способен человек.

Юля : Таким образом, в этом эпизоде мы видим подсознание главного героя, его детскую, чистую душу, преисполненную любви и жалости ко всем слабым и беззащитным. Кто из нас в детстве не жалел брошеных котят и бездомных собак? Детство обычно ассоциируется с беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости принимать жизненно важные решения. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают. Символичен и образ отца. Ведь отец — традиционно символ защиты, безопасности. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны — злобная агрессия пьяной толпы, с другой — непереносимое отчаяние, страх и жалость ребенка. И в центре всего — ужас добиваемой клячи. Для передачи экспрессивности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.

Никита : В основе построения эпизода лежит принцип антитезы : (слайд-схема) ( противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие савраску.)

Контраст читатель видит уже в описании городка в начале эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, которую семилетний Раскольников любит. Не случайно, кстати, и то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу.

Маша : Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (слайд: “чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (слайд: белое блюдо, белый рис ) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая роман далее, мы увидим, что зелёный цвет — цвет жизни, обновления — Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Соня Мармеладова, притягивает Родиона, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.

Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, становится преобладающим кроваво-красный цвет — цвет агрессии, смерти (мужики в красных рубахах, у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади — окровавленная морда, баба в телеге румяная, «в кумачах»).

Юля : Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами ( лошадёнка , клячонка , кобылёнка ), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.

(слайд аргументы за убийство – цитаты ) Миколка совершает жестокий поступок, но при этом у него есть аргументы “за” убийство (“… кобылёнка эта … даром хлеб ест…”, “…моё добро, что хочу, то и делаю…”) . Именно так он объясняет своё право убивать. С подобными доводами мы встретимся, читая разговор офицера со студентом, мысли которого близки Раскольникову (“…я бы эту проклятую старуху убил и ограбил”, потому что она “бессмысленная… никому не нужная и даже вредная…”). Таким образом, и Миколка из сна, и взрослый Раскольников дают себе право определять нужность или ненужность того или иного существа в мире, что, по мнению Достоевского, недопустимо.

По-иному ведёт себя семилетний мальчик. “Разумных” аргументов он ещё не понимает, и душа его бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт нежное, трепетное отношение мальчика к лошади). Читая роман, мы увидим, что взрослый Раскольников, обдумывающий убийство и даже уже являющийся убийцей, будет много раз помогать слабым и беспомощным. (слайд – конфликт) Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади — конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, — станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова — конфликтом воспалённого сознания , в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души , протестующей против зла и насилия.

Никита : Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется, тем в большую ярость приходит Миколка. (слайд градация в эпизоде) Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации ; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Кстати, образ измученной клячи снова появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза проблем. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”

Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы, о которых случайно упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, наверно, потому что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.

Маша: Сон показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи. покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. мечты моей!». Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть второй, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью.

Таким образом, эпизод первого сна главного персонажа занимает одно из ключевых мест в романе, являясь его своеобразной композиционной вершиной. С одной стороны, он открывает герою весь ужас задуманного им, с другой — подталкивает его к совершению преступления, оправдывая убийство. Но по мере развития сюжета Достоевский приводит нас к мысли о верности лишь первого значения сна — крика души о недопустимости злодеяний. Вслед за Достоевским мы тоже хотим пожелать всем сохранить в душе чистоту ребёнка, способность сопереживать окружающим и неприятие зла.

Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.)

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли «серединных петербургских улиц и переулков», родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова.

В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыграли годы реакции (1862-1863), когда потерпела крах уверенность в коренном обновлении России, в неминуемой гибели «прошлых времен». Оптимистические надежды были разбиты – «прошлые времена» и не думали умирать, напротив, они стали более цепкими, изворотливыми, приобретя нового союзника – буржуазного хищника-дельца вроде Лужина. Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных кризисов.

В образе Раскольникова отразились и собственные горькие размышления Достоевского о человеческой природе и социальной действительности, кризис и глубокая перестройка в его сознании утопически-социалистических идеалов молодости.

Раскольников страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей социальной несправедливостью, с бессмысленными страданиями и унижением, судит своим карающим личным судом, своим бунтарским разумом протестующей и ни перед чем не склоняющейся личности. Но Раскольникова его бунт неотвратимо приводит к подавлению человека.

Самая яркая иллюстрация, подтверждающая этот факт, – бесчеловечное надругательство Лужина над Соней, страшная боль ничем не заслуженного жестокого оскорбления. Гнусная клевета Лужина – окончательное разоблачение теории Раскольникова.

Петр Петрович Лужин, расчетливый буржуазный делец, является двойником Раскольникова. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм, якобы на основах «науки и экономической правды»: «Наука же говорит: возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Но в отличие от Раскольникова, Лужин не грабит, не убивает, да ему вовсе и не нужно переступать формальный закон для удовлетворения личного интереса. Он переступает нравственный закон, закон человечности, и преспокойно выносит то, чего Раскольников вынести не мог. Лужин подавляет и унижает людей,

Обвинив Соню в воровстве, Лужин преследует, по его мнению, вполне достойные цели. Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он сам предложил соне сто рублей и в присутствии свидетелей потребовал их вернуть. Кроме того, цели его по сути своей оказались ничтожными и низкими. Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой, и опорочить Соню, т.к. уже распустил слух о ее «непорядочности».

Лужин наносит Соне ужасное оскорбление, расчетливое и безжалостное. Его отвратительная игра подрывает в душе Сони веру в силу кротости и любви. Разочарование ее слишком тяжело. Соня «стушевывается», как-то принижается. В надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью – делается беспомощной и растерянной. И если бы не Катерина Ивановна, яростно защищавшая Соню, и Раскольников, который сразу понял весь «расчет» Лужина, вряд ли бы удалось Соне доказать свою невиновность.

Клевета Лужина разрушает теорию Раскольникова окончательно. Подавление слабых – вот какой стороной оборачивается его теория. Ведь его бунт немыслим без принесения в жертву «необыкновенной» личности другой личности. Для «необыкновенной» личности весь мир – лишь средство утверждения своей «единственности», своего безграничного эгоизма собственника. «Сверхчеловек» утверждает себя за счет другого – «вши», «твари дрожащей».

И вот на глазах у Раскольникова Лужин, «настоящий властелин», хладнокровно превращает Соню, «тварь дрожащую», в средство достижения своих низменных целей – ведь «все на личном интересе основано». А тут личный интерес требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено. Вся раскольниковская рациональная, выверенная, выточенная как бритва казуистика оказывается полной бессмыслицей. Пусть он убил, переступил формальный закон, но нравственный закон он так и не смог переступить. Глубочайшая уязвленность ужасом и нелепостью мира родила раскольниковскую идею. Но она же и уничтожила ее до конца

Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», помогите, пожалуйста

Часть 3, гл.3.
7. Какая мучительная мысль заставляет Раскольникова встать с места?
8. Что говорят Раскольников с матерью о квартире?
9. Какой клеветой Лужин пытался рассорить Раскольникова с родственниками?
Часть 3, гл. 4.
10. Каково выражение глаз, лица Сони?
11. Почему Дуня отнеслась к Соне уважительно?
12. Как объясняет Раскольников Разумихину цель посещения Порфирия Петровича?
Какова истинная цель посещения Порфирия Петровича?
13. Как выглядит Порфирий Петрович?
*Петь Лазаря – лгать. Каково происхождение фразеологизма?
14. Почему Раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку?
Часть 3, гл.5.
15. Как выглядит Порфирий Петрович?
16. Почему Раскольников считает, что с ним играют как кошка с мышью?
17. В чем причина преступлений с точки зрения социалистов?
Какое слово часто встречается в его монологе?
18. В чем видит Разумихин цель развития общества?
19. Чему посвящена статья Раскольникова?
20. На какие разряды делит людей автор статьи?
*Совместимы ли гений и злодейство? Как решался этот вопрос Пушкиным?
21. Какой вывод делает Разумихин из статьи Раскольникова?
22. Как соотносятся гениальность и страдание?
23. Объясните цель упоминания о Наполеоне. Сопоставьте с отрывком из «Евгения Онегина»:
… Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
*Какие фигуры мировой культуры могут быть противопоставлены Наполеону?
24. Какая ловушка заключалась в вопросе Порфирия Петровича о красильщиках?

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Cochnik 24.01.2020

Ответ

7) он сказал своей матери, что еще успеет с ней наговориться, хотя понимал, что это не так, и что ему больше нельзя ни с кем говорить. Под впечатлением от этого он резко встал с кровати

8) какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, видимо из-за нее ты стал такой меланхолик; – да, квартира много поспособствовала. Я тоже об этом думал

9) раскольников: я деньги отдал вчера вдове, чахоточной и убитой, и не по предлогом похорон, а прямо на похороны, и не в руки дочери-девицы, как он пишет “отъявленного поведения”,(которую я вчера первый раз в жизни видел) , а именно вдове.

10) в комнату, робко озираясь, вошла девушка. Скромная, бедно одетая, с ясным, но запуганным лицом. Увидев комнату, полную людей, она потерялась и оробела

11) она вела себя скромно, и Дуня увидела, что Соне небезразличен раскольников, что тоже оказало на нее влияние. Выйдя на улицу, дуня сказала Пульхерие Александровне : “я уверена, что она прекрасная, и все это – вздор” – о письме лужина.

12) он сказал, что не хочет, чтобы заклады пропали, и что надо их забрать через Порфирия Петровича.

На самом деле он идет, чтобы разведать ситуацию, и узнать, подозревают его или нет

13) человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать

* Происходит от песни о бедном Лазаре, написанной в XIX веке по мотивам новозаветной притчи (Библия Лук. 16:19-31) и распевавшейся нищими в общественных местах с целью разжалобить прохожих и выудить щедрое подаяние.

14) потому что он фактически сам шел в руки следователю, который вёл дело об убийстве старухи

16) Следователь задает Раскольникову довольно хитрые и порой наглые вопросы, заставляя молодого человека волноваться. При этом Порфирий не обвиняет Раскольникова прямо, но психологически давит на него, играя в кошки-мышки

17) Началось с воззрения социалистов. Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства – и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, – и ничего.

* про частое слово хз

18)он считает что у общества не должно быть единой цели, ведь все мы разные:

“С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна!”

19) В статье “О преступлении” Раскольников описывает психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излагает свою теорию о двух рязрядах людей.

20) По мнению Раскольникова, люди делятся на два разряда – “низший разряд” (“обыкновенные люди”, “материал”) и “людей, которые двигают мир” (“собственно люди”, “Наполеоны”). Именно эта теория становится причиной преступления Раскольникова

*В своей маленькой трагедии “Моцарт и Сальери” А.С.Пушкин заявил, что гений и злодейство не совместимы. Путь злодейства бесплоден и разрушителен, а путь добра, в конечном счете, прогрессивен, конструктивен и оптимальнее любых безжизненных схем со злодейским сценарием.

21) Ведь это разрешение крови по совести, это. это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное. “

22) Как бы ни были благи цели, которые ставит перед собой человек, они не оправдывают страданий других людей.

“Счастье покупается страданием “

23) хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь

Ссылка на основную публикацию
×
×