Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Скачать сочинение

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках в «уезде далеком и зверском», в «нищете безнадежной». Пьянство Мармеладова не позволяет ему заботиться о близких, из-за этого порока голодают дети, страдает Катерина Ивановна, идет на улицу сопя. «Меня распять ладо, распять на кресте, а не жалеть!» – в нервном возбуждении возопил Мармеладов. Однако и он нуждается в сострадании, верит, что если не люди, то Бог когда-нибудь простит его.
Жалея своего несчастного и безвольного отца, Соня отдаст ему на выпивку «тридцать копеек. последние, все, что было». Сочувствие заставляет Раскольникова помочь пьяненькому Мармеладову добраться от распивочной до дома. Жалеет Мармеладова и Катерина Ивановна, хотя она и проклинает, и даже бьет его. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. «И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» – восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, «волнуясь и страдая и ломая руки». А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
С образом Мармеладова связана гуманистическая тема «маленького человека». Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и внимания – эта мысль проходит через многие произведения русской классической литературы. У Достоевского тема «маленького человека» раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, по и виновен в страшном грехе – в страданиях семьи, в позоре дочери. Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гуманизма -«милости к падшим».
Порфирий Петрович по-своему также проявляет «милость к падшим», указывая философу-мученику Раскольникову единственно возможный путь самоутверждения («Станьте солнцем, вас и увидят»). Не лишен способности к состраданию даже Свидригайлов. Незадолго до своей смерти этот порочный человек поднимается на некую моральную высоту, обнаруживая свои добрые задатки. Он щадит Дуню, обеспечивает нормальные условия жизни сиротам Мармеладовых. Автор вновь и вновь доказывает: любовь и милосердие спасительны для человека, способность к любви составляет основу личности, без нее личность погибает.
Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей в своей жизненной трагедии и продолжающей любить людей, Раскольникову открывается непреложная истина: сострадание могущественнее интеллекта, важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни».
Роман Достоевского «Преступление и наказание», с его гуманистическим пафосом и проповедью всепрощающей любви, вернул в русскую литературу христианскую доминанту, утвердил па новом историческом этапе традиционные для русской культуры этические ценности.

35241 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, как и большинство других произведений этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. События развиваются неспешно, но автор держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в скрупулезные психологические изыскания.

Достоевский создает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. Его герои разочарованные, загнанные, подавленные собственным бессилием и бесправием. Главный герой романа видит, что достойные люди

живут в нищете, а мерзавцы пользуются всеми благами жизни.

Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным.

Но все меняется, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного – склада собственного характера и того, что убийство противно самой природе человека. С момента, когда в душе героя зародилось первое сомнение, начинается постепенное, но настойчивое развенчивание раскольниковской идеи.

Раскольников не хладнокровный убийца, но преступник-философ, сомневающийся

и страдающий. Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрывает читателю истинное душевное состояние Родиона. Герой сна, маленький мальчик, становится свидетелем избиения клячонки жестоким хозяином. Достоевский до крайности сгущает и обостряет эмоции, которые раздирают душу несчастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве, Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого, что это гадко и отвратительно. Но, с другой стороны, ему хочется подняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановить справедливость.

Почти отказавшись от мысли об убийстве, он вновь возвращается к ней, услышав разговор студента и офицера в трактире. Раскольникова поражает схожесть собственных мыслей с мыслями студента, и особенное впечатление оставляют слова о количестве страдающих, помочь которым можно, убив старушонку-процентщицу. И тогда Раскольников берется за топор. Наказание за это следует немедленно. Он, подняв свое оружие против зла и во имя несчастных, опускает его на голову несчастной же. Лизавета – как раз та обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо, за счастье которой он борется. Не помня себя, Родион возвращается домой, а не идет в полицию и тем обрекает себя на дополнительные страдания. Начинается новый этап в его жизни – отчуждение от людей. Переступив моральные законы, Раскольников остро ощущает невозможность оставаться с людьми. Тяжелое положение Раскольникова, его страшное одиночество усугубляются еще и тем, что ему начинает открываться ошибочность его теории. Пока это происходит лишь на подсознательном уровне, но то, что герой только чувствует, нам открыто говорит писатель.

Разоблачение теории Раскольникова происходит в разговорах со следователем, который уже понял, что произошло, и психологически вычислил убийцу. Здесь студенту приходится впервые защищать свою идею. Задача эта для Раскольникова осложнена тем, что его уверенность в собственной правоте уже заметно пошатнулась. Порфирий Петрович загоняет убийцу в угол, умно и иронично высмеивает. Он убеждает его, что для того, чтобы прославиться, не надо принижать других: “…дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят”. Иначе говоря, достижение высоких целей должно основываться лишь на светлом, добром, человечном. Страдание, считает Порфирий Петрович, является главным источником искупления.

Воплощением этой идеи в романе стала Соня. Она не в состоянии понять философские изыскания героя, но она понимает главное – он несчастен, и она нужна ему. Раскольников видит в Соне святую и целует ей ноги, говоря, что кланяется всему страданию человеческому. Она учит его вере: они вместе читают Евангелие, и Раскольников принимает веру такой, какой ее понимает Соня.

Их единственное спасение – в любви друг к другу, к Богу, к ближним. Переболев бонапартизмом, Раскольников возвращается к людям, чувствуя, что нужен им. Это только начало того счастья, которое ждет их с Соней. Писатель говорит, что за него еще надо будет заплатить большую цену, и обещает посвятить рождению нового человека другую книгу.

Роман, рассказывавший об убийстве и страданиях людей, имеет неожиданно светлый конец. Человек, опустившийся, казалось бы, до самого страшного, принявший за основу своего существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясение и преобразился. Основная идея романа христианская: даже маленькая бесчеловечность страшна и непременно ведет к бесчеловечности в большем, поэтому главным принципом жизни каждого должна быть любовь. Лишь тогда люди смогут обрести по-настоящему человеческий облик и стать счастливыми.

Читайте также:  Корень злых дел — в дурных мыслях. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание): сочинение

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, как и большинство других произведений этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. События развиваются неспешно, но автор держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в скрупулезные психологические изыскания. Достоевский создает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. Его герои разочарованные, загнанные, подавленные собственным бессилием и бесправием. Главный герой романа видит, что достойные люди живут

Читайте также:  Раскольников есть истинно русский человек...: сочинение

Христианские мотивы и образы “Преступление и наказание” Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а.

Образ Николая Ставрогина в романе “Бесы” В романе “Бесы” рассматриваемый мотив также подготавливает момент окончательного подчинения Николая Ставрогина бесовскому началу. Мотив соблазна связан с событиями преступной жизни героя, дающего волю своим сладострастным желаниям, доходящим в нем.

Рогожин – характеристика литературного героя РОГОЖИН – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Идиот” (1867-1869). Парфен Р. – одна из самых трагических фигур в русской литературе. Поначалу – битый собственным отцом купчик в смазных сапогах.

Катерина Ивановна Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и.

Князь Валковский КНЯЗЬ ВАЛКОВСКИЙ – центральный персонаж романа Ф. М.Достоевского “Униженные и оскорбленные” (1861). Дворянин, “голяк – потомок отрасли старинной”, красивый, обладающий эффектными манерами, одаренный острым умом, предприимчивостью, виртуозной ловкостью в плетении.

Красота человеческого поступка Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это.

Роман “Преступление и наказание” – проникновение в глубину человеческого духа Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – один из величайших философско-психологических романов. Автор поведал нам о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи. В.

Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) Гордая и благородная девушка. “Замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, само уверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и.

Федор Павлович – характеристика литературного героя ФЕДОР ПАВЛОВИЧ – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (1878-1880), помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия Карамазова имеет в своем составе корень “кара”.

В Петербурге Ф. М. Достоевского Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали, как равные, в великие ряды.

Особенное место среди писателей занял Достоевский Особенное место среди писателей, критически осмысливающих пореформенную общественную жизнь с моралистических позиций патриархальности, занял Достоевский. В. своих новых, проблемно-моралистических романах, написанных во второй половине 60-х годов, – в “Преступлении и.

Несколько слов о Братьях Карамазовых “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” Пс.50 О творчестве Ф. М.Достоевского я знала очень мало. Честнее будет признать, что не знала вовсе ничего. Школьный курс, делающий упор на “Преступление.

Образ князя Мышкина “По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже.

Рецезия на повесть Ф. М. Достоевского “Белые ночи” Я прочитал повесть Ф. М. Достоевского “Белые ночи”. Она мне очень понравилась, хотя, если честно сказать, я ожидал совершенно другой развязки событий, я даже очень хотел, чтобы все закончилось по-другому.

Религия в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX века, вопрос о религии занимает особое место. Для Ф. М. Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов, любви к.

Наказание Раскольникова По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он замечательно хорош собой, но трудно поверить в это, видя его изможденное, измученное лицо, грязную, смятую, изношенную одежду. А взгляд. Какой-то затравленный.

Крах “недоконченной” идеи в романе “Преступление и наказание” Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – Родион Раскольников – необычный преступник. Свое преступление – убийство ростовщицы Алены.

“Презирать суд людей не трудно презирать суд собственный невозможно.” (По пьесе Островского “Гроза” и роману Достоевского “Преступление и наказание”) Людской суд. Осуждение, непонимание, отчуждение. Как все это выдержать? Да, нелегко, но человек может многое пережить, через многое переступить. Через многое. но есть в человек неодолимое чувство. Имя ему –.

“Сила влияния нравственного выше всяких сил.” Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым.

Тема искупления греха Вся жизнь моя в грехах погребена В. Жуковский Федор Михайлович Достоевский – писатель-философ, который исследовал в своем творчестве характеры людей, доведенных до “безумия” неустроенностью жизни, своими ошибочными теориями или обстоятельствами.

Сейчас вы читаете: Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

TESTSOCH.RU

Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение на тему: Честь и бесчестие по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

«Береги честь смолоду» — учит народная поговорка. Богатство, имущество и т. п. — это все можно терять и вновь приобретать, но однажды потерянную честь…

Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Когда говорят о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», то сразу вспоминают его главного героя – студента Родиона Раскольникова, анализируют…

Сочинение по роману «Преступление и наказание»

Произведения Федора Михайловича Достоевского отличаются глубоким психологизмом и философской направленностью тем. Его известный роман «Преступление и наказание»…

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» «построен», как считают многие читатели, на теории и ее разоблачении главного героя Родиона Раскольникова.…

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Литературоведы и исследователи романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» ведут разговор о том, что у главного героя романа Родиона…

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» считают очень сложным, психологически глубоким произведением. И «помогает» ему быть таковым…

Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Выдающееся произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» называют и социально-психологическим, и социально-философским романом.

Сочинение на тему: Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Глубокий по своей психологии и философии роман Достоевского раскрывает женские образы своеобразно и полноценно, буквально погружая нас в тончайшую материю…

Сочинение на тему: Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова.

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – произведение, изобразившее угасание души человека, совершившего убийство. Раскольников после совершенного…

Сочинение на тему: Что несет миру теория Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Писатель задумал роман «Преступление и наказание», будучи на каторге. В основу преступления, совершенного Раскольниковым, была положена идея о различии…

Сочинение на тему: Образ Сони в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Невозможно представить роман Ф.М. Достоевского без Сонечки Мармеладовой. Она принадлежит к категории “кротких”, это невысокого роста, лет 18-ти, худенькая…

Сочинение на тему: Образ Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников – бедный, мыслящий студент, который вынужден жить в маленькой комнатке,…

Сочинение на тему: «Преступление и наказание» – социально-психологический роман.

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – это социально-психологический роман. В нем затронуты те социальные проблемы, которые волновали передовое…

Читайте также:  Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»): сочинение

Сочинение на тему: «Наказание» Раскольникова.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» заставляет нас задуматься над человеческой сущностью, да и над жизнью вообще. Справедлива ли теория, разделяющая…

Сочинение на тему: В чем опасность теории Раскольникова.

Федор Михайлович Достоевский задумал роман «Преступление и наказание», когда был на каторге. Там он понял, что нужно жить по нравственным законам, и это…

Сочинение на тему: Цифры в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Число 4 На четвертом этаже живет старуха, на этом же этаже живет и Соня, также на 4 этаже находится полиция. В романе четыре сна Раскольникова, после…

Сочинение на тему: Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание».

К униженным и оскорбленным героям романа относится Раскольников, он мыслящий и очень способный, но из-за бедности он вынужден оставить институт. Раскольников…

Сочинение на тему: Трагедия семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание».

Трагедия Мармеладовых заключается в том, что в их семье не было милосердия. Никто не помогал друг другу переживать трудности, не поддерживал в трудную…

Сочинение на тему: Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Первый сон снится Раскольникову до убийства. В нем он видит себе в возрасте семи лет. На его глазах пьяный хозяин лошади Миколка ради забавы бьет ее, он…

Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу,…

Сочинение на тему: Имена в романе Достоевского «Преступление и наказание».

1.Раскольников Родион Романович Раскольников. Фамилия образована от прозвища раскольник. Раскольник это тот, кто отделился от основной части, у него…

Сочинение на тему: Семья Мармеладовых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Жена Мармеладова воспитывалась в благородном дворянском институте, закончила его с золотой медалью и похвальным листом. Медаль они продали уже давно, похвальный…

Сочинение на тему: Их воскресила любовь по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Соня – молодая девушка, вынужденная торговать своим телом, для того чтобы прокормить семью. Ее отец – Мармеладов слабохарактерный человек, страдающий алкоголизмом,…

Сочинение на тему: Теория Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В сознании Раскольникова сложилась такая теория, по которой он делил всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить по закону…

Сочинение на тему: Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского.

Раскольников месяц морально готовился к убийству, он почти не выходил из своей каморки и думал о мелочах. Он знал, сколько шагов от его дома до квартиры…

Сочинение на тему: Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Значение фамилии Эта фамилия образована от прозвища раскольник. Раскольник это тот, кто отделился от основной части, у него отклоняющееся от принятых…

Сочинение на тему: Женский вопрос в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

«Женщина – самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог», – писал Генрик Ибсен.

Литература языковедение : Сочинение: Гуманизм в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Гуманизм в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Ф.М Достоевского называют великим писателем – гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти.

Сын своего век, он не был огражден ни от ошибок, ни от заблуждений. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за ” униженных и оскорбленных” пронизаны произведения писателя – гуманиста.

Роман “Преступление и наказание” был написан в период “трудного времени” конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861г не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин?

Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становятся частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает мучаетсяЕВ такой процент попадают семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница.

Достоевский писатель – гуманист показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройства общество для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.

У главного героя Раскольникова так же складывается жизнь, как и у других. Убить никчемную вредную старушонку, которая наживается на разорении других, представляется делом, чуть ли неполезным. Убери одну тварь, и другим станет дышать легче. Убийство старухи – процентщицы – это вызов Раскольникова “сильным мира сего”, желание доказать, что “не тварь он дрожащая”, а “право имеет изменить этим порядок одним решительным действием”: ” Сломать что надо раз и навсегда, да и только”. Справедливо и понятно мне желание Раскольникова наказать зло, восстать против насилия.

А разве может быть основано счастье многих людей на крови одного? Пусть даже самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог таков, что любое насилие рождает только насилие. Решаясь на убийство, Раскольников утверждает право “сильной личности” “на кровь по совести”. Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его.

Но что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Противоречия между мыслями и поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. Разум и сердце не находят согласие. Боль и глубину душевных страданий Раскольникова суждено разделить другой героине – Сонечке Мармеладовой. Именно она откроет, возродит к жизни в нем того человека, который в нем жил инстинктивно и которого он всячески пытался в себе подавить разумом и гордыней. В Соне Раскольников найдет человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению. В сострадании и любви, в самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни Сони. Ради спасения детей, отца, Катерины Ивановны пожертвовала она собой.

Раскольников пытается найти в Соне союзницу. Истерзанный духовным одиночеством, он идет к Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он от нее. Не в наказании спасение души человека. Разделяя муки вместе с ним, проходит она его “крестный ход”. Только до конца жертвуя собой, можно спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

Ссылка на основную публикацию
×
×