Социальный философский и религиозный смысл преступления: сочинение

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе

В одном из своих лучших романов — “Преступление и наказание” — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольниксва. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от социального смысла преступления Раскольникова. Социальные мотивы — это невыносимые условия жизни, в которые попал главный герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болезней, нищету и бесправие. Это общество, социум, который окружает юношу, отчасти и толкает его на убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. На ее деньги Раскольников хотел помочь бедным людям, “устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний”. Это — один из мотивов преступления — мотив социальный. А в чем же тогда социальный смысл преступления? Он в том, что человек, пойдя против совести и совершив преступление, уже не может жить как прежде в человеческом обществе. Поступок против совести без покаяния и искупления вины раз и навсегда, “как ножницами”, отделяет личность от общества. Что и было с Раскольниковым до того, как он сознался и принял страдания для освобождения от своего греха.
Общество отвергло Раскольникова — это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не потому, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого преступления. Каторжники видели, что Раскольников не считает их достойными общения, что он вознес себя на невидимый пьедестал, с которого 334
презрительно оглядывает других. Но почему он так возвысил себя над окружающими? Причина в его теории, созданной и выстраданной им системы идей, которая во многом и стала главной причиной преступления. Согласно теории, Раскольников делит всех людей на два разряда: одни (их большинство) молчаливо и покорно подчиняются установленным порядкам, никогда не восставая против него, а другие — “необыкновенные люди” (Наполеоны и Магометы) — смело восставали против существующего строя, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников решил, что должен доказать себе и другим, что он не “тварь дрожащая”, а прирожденный “властелин судьбы”. Убийство Алены Ивановны Родион рассматривает как эксперимент. Эта теория и есть философский мотив преступления. Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова.
Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался эксперимент над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, даже “гадкой, никому не нужной старушонки”. Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон. Но и не “тварь дрожащая”. Кто же тогда? Вот первый аргумент против его теории: ни одного человека нельзя однозначно отнести к “властелинам судьбы” или к “тварям дрожащим”.

дного человека нельзя однозначно отнести к “властелинам судьбы” или к “тварям дрожащим”.
Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно спросмотреть и сны Родиона). Герой неверно полагает, что эти муки -признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных “двигателей истории”. Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжает спросмотреть свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к “право имеющим”. Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.
Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: “не убий” и “не возгордись”. Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня всегда считалась одним из самых страшных грехов и каралась сурово — полным одиночеством. А покушение на человеческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом — смертью духовной. И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников. Тогда даруется им духовное возрождение, а, значит, и душевный покой.
Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы — нет высших и низших. Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов

Социальные, философские и психологические мотивы преступления Раскольникова

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», написанный в 1866 г., затрагивает сложные социальные, философские, морально-этические проблемы, которые волновали писателя не один год.

Уже само название заставляет задуматься: почему Ф. Достоевский так назвал этот роман? Первое слово понятно: Раскольников совершил преступление — убил двух женщин. А «наказание»? В чем оно? Наказание — это осознание самим Раскольниковым губительности теории «сильной личности», оправдывающей право убивать. И вместе с этим осознанием — муки совести за содеянное. Убив старуху и ее сестру, он убил часть самого себя. И в этом, я думаю, психологическая коллизия романа.

Что же превратило Родиона Раскольникова в преступника? Что стало мотивом его преступления? Деньги, попытка устроить свою жизнь и облегчить жизнь близких ему людей? Или же созданная им теория и стремление доказать правильность ее на практике, проверить самого себя: может ли он «преступить закон» и на этом основании спросмотреть себя личностью «необыкновенной»? Так в судьбе Раскольникова тесно переплелись социальные, философские и психологические проблемы романа.

Что же сформировало эту теорию, послужило ее основой? Часть ответа на этот вопрос мы находим на первых страницах романа. Родион Раскольников беден, его подавляет эта бедность, чуть ли не нищета. Его жизнь в тесной каморке, где низкие потолки и тесные комнаты «душу и ум теснят», невыносима. Она особенно невыносима для человека, у которого есть чувство собственного достоинства, который мнит себя «высшим существом», способным стоять над людьми и законом. Для осуществления эгоистических мечтаний не хватает малого — денег. У Раскольникова их нет. А совсем рядом — у старушки-процентщицы — лежат деньги, которые ничего не стоит взять. Правда, при этом нужно убить. Но разве он человека убьет Нет, он убьет никому не нужное, вредное существо, недостойное жить на свете. В этом ужасная суть теории Раскольникова: убить, разрешить себе убить «по совести». И оправдание этому он находит в том, что, забрав деньги, он сможет помочь матери и сестре. На примере семьи Мармеладовых он видит, что безысходная бедность ведет человека к моральному преступлению против самого себя. Нищета ставит дилемму: нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже преступно по отношению к близким. Узнав о судьбе Сонечки, за счет «падения» которой выживает семья и пьет ее отец, Раскольников думает: «Ко всему-то подлец человек привыкает!» Так логика жизни вступает в противоречие с нравственными законами и служит оправданием любого преступления.

Презентация на тему: Освобождение от наказания

. менее одной трети срока наказания; •тяжкого преступления – не менее половины срока наказания; •особо тяжкого преступления – не менее двух третей срока наказания; •преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних .

Сама идея Раскольникова предполагает выживание и возвышение за счет других. Он, поделив человечество на два разряда — высших и низших, наделив первых правом убивать, убирать со своего пути тех, кто мешает, пытается понять, к какой категории принадлежит он сам. Раскольников наделяет себя правом убивать, причисляя себя к Наполеонам, оправдывая себя тем, что по их вине погибли тысячи, а он-то покушается на жизнь всего одного человека ради, как ему думается, благополучия многих. Он идет с топором к старухе, сомневаясь и не веря до последнего момента в то, что он «это» совершит. Даже самому себе он не хочет признаться, что идет убивать, чтобы проверить действенность своей теории и узнать про себя — «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет». Он поймет это позже, осознает и скажет Соне: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» К нему приходит страшная правда: да, он смог переступить через кровь, но убив, он убил самого себя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

Вот это уничтожение самого себя заставляет его вновь и вновь мысленно переживать убийство, вызывает муки совести. Совершив убийство, он не смог переступить через самого себя, через свою «натуру», через понимание того, что он преступник. Раскольников не чувствует себя победителем, он не обрел успокоения и счастья, поступив по праву «необыкновенных людей». А это значит, что его теория о праве сильного на преступление потерпела крушение, а сам он, как и любой другой человек, не имеет права убить человека. Божий закон «Не убий!» сильнее всех теорий. Не случайно поэтому именно к Сонечке приходит Раскольников с раскаянием и именно она советует ему просить прощения у всего мира. Автор наказывает своего героя по законам совести, доброты и морали. Не случайно поэтому наказание по юридическим законам, суд над Раскольниковым и все последовавшее за ним занимает в романе совсем немного места. Для Достоевского важнее суд совести.

Читайте также:  Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Формирование и развитие личности

. периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует . активизируют процесс образования профессиональных деформаций. Рассмотрим психологические детерминанты деформаций личности, порождаемые этими факторами. 1. Предпосылки развития профессиональных деформаций .

Одинок ли Раскольников в идее сильной личности? Достоевский, будучи мастером социально-психологического романа, создает образы «двойников» главного героя: расчетливого дельца-предпринимателя Лужина и циничного авантюриста с садистскими наклонностями Свидригайлова. Их поступки и образ жизни есть лишь социальные варианты доведенной до логического завершения идеи сильной личности, стоящей над людьми и имеющей над всеми власть. Экономическая теория Лужина способна, по зрелому размышлению, привести к теории Раскольникова, а ее дальнейшее развитие приводит к «свидригайловщине», к утрате различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности и ее гибели. Этим Достоевский хотел показать губительность идеи Раскольникова для общества и личности.

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В одном из своих лучших романов — «Преступление и наказание» — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольникова. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от

Похожие сочинения:

Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»«Преступление и наказание» — одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Между тем.

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Ты сам — свой Бог, ты сам — свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней.

Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)«Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от.

Теория Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Теория Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман «Преступление и наказание» был впервые опубликован в январе.

Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Среди огромного наследия Ф. М. Достоевского чуть ли не наибольшей популярностью пользуется его роман «Преступление и наказание». Однажды В. Г.

Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание»Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно.

Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из наиболее «проблемных» произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью.

Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших.

Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправданиеОсновное содержание романа «Преступление и наказание» составляет психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания.

Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского.

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что.

Как сны Раскольникова помогают понять противоречивое сознание героя? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Сны, которые видит главный герой романа «Преступление и наказание», помогают читателю заглянуть в самые сокровенные «уголки» его души. В романе.

В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Один из самых известных романов Ф. М. Достоевского носит.

Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание». Впервые.

Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»«Мы одного поля ягоды…» Свидригайлов — Раскольникову Роман «Преступление и наказание», как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным.

Идея Раскольникова и ее крушение(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую.

Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)В романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в.

Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых.

Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Сломать что надо, раз и навсегда, да и только; и страдание взять на себя! Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)Ф. М. Достоевский — известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним.

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа — наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности.

Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Предисловие к дневнику. Долго думал, как начать. Не знаю, что бы вы хотели от меня услышать. Скажу лишь, что в.

Теория Раскольникова: ее суть и последствия (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)В центр романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поставил вопрос «убийства по совести». С помощью образа Родиона Раскольникова он.

Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд.

В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души».

Психологический смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием «Преступление и наказание»? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник.

Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души».

«Шаги» Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Это человек идеи. Идея охватывает его и владеет им, но, имея то свойство, что владычествует в нем не столько в.

Смысл снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Важное значение в романе имеют сны. Границы между сном и реальностью практически нет. Сон плавно переходит в реальность, реальность в.

Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Роман Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа — Родиона Раскольникова — никак нельзя назвать обычным.

Бесплатные школьные сочинения

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени. Уже в самом начале этого произведения мы узнаем, что его главный герой — бедный студент Раскольников «покусился» на какое-то дело, которое есть «новый шаг, новое собственное слово», что месяц назад у него зародилась «мечта», к осуществлению которой он теперь близок. «Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок». И вдруг услышанный в трактире разговор студента с офицером о «глупой, бессмысленной, ничтожной» старушонке-процентщице: убей старуху, возьми ее деньги, «обреченные в монастырь», — возьми не себе — для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость. Именно эта мысль и «наклевывалась» в сознании Раскольникова. Подтверждением этому служит его статья «О преступлении».

Читайте также:  Бог и Дьявол в душе Родиона Раскольникова: сочинение

Раскольников приходит к мысли о том, что во имя идеи, во имя справедливости пролитие крови может быть оправданным, даже необходимым. Посещение старухи-процентщицы только еще больше убеждает его в этом.

Холодно и беспристрастно пересказывает Раскольников свою статью Порфирию Петровичу. Но тот понимает: «В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным». Мысль Раскольникова рождается как ответ на действительность. Она развивается под влиянием обстановки, окружавшей главного героя романа и подобных ему людей.

В романе уделено достаточно много внимания описанию этой обстановки. Родион Раскольников живет в «крошечной комнатушке», имевшей «самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями». Эта комната, длиной в шесть шагов, к тому же «до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Раскольников живет в каморке, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». Поэтому неудивительно, что лежа там часами, он вынашивал в себе мысль об убийстве. «А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» — говорит он Соне. Не случайно и Мармеладов в отчаянии говорит, что кроме распивочной ему некуда пойти. Ведь он живет в полной нищете. Комната десяти шагов длиной, в которой раскидано детское белье, где стоят два стула, ободранный диван, неукрашенный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней, — вот жилище семьи Мармеладовых.

Мрачен и сам Петербург. «. Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и. особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу» — так описывает Достоевский царившую в городе атмосферу.

Раскольников не может смириться с такой жизнью. Подлец тот, кто ко всему привыкает, все принимает, со всем смиряется. А не подлец — бунтарь, разрушающий, сметающий все на своем пути. Это тоже элемент теории Раскольникова. Для необыкновенного, «непослушного» человека не существует преград. Поэтому он считает нужным во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь, или. смерть. Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить!»

И все-таки не собственная бедность, не нужда и страдания сестры и матери больше всего терзают Раскольникова. Его протест действительно можно назвать социальным, потому что в его основе — сопереживание горю сестры и матери, несчастью обесчещенной девочки, страданиям Сонечки и всей ее семьи. Это протест против нелепости их жизни, нищеты, порока, а также против слабости и несовершенства человека. Именно’ поэтому принять этот мир равносильно для Раскольникова отказу от жизни. И единственный выход главный герой романа видит в том, чтобы стать выше этого мира, его морали, обычаев, преступить общепризнанные нравственные нормы. Идея Раскольникова состоит в том, чтобы «сломать что надо, раз навсегда». Поэтому он и спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею. »

Казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория. Но на практике она терпит крах, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа. Тем самым Достоевский говорит, что не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление — что может быть страшнее страданий и мучений Родиона Раскольникова, осознавшего свою вину?

Проблемы, поставленные Ф. М. Достоевским в «Преступлении и наказании», остры и актуальны в любое время. Социальный протест в романе — это протест и Раскольникова, и самого писателя, обвинившего общество, в котором стало возможно появление теории сверхчеловека. И именно то, что Достоевский разоблачает эту теорию, говорит нам, что суть протеста писателя иная (не совпадает с мнением Раскольникова). Основной идеей романа, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на «нужных» и «ненужных», общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов — убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.

В одном из своих лучших романов – «Преступление и наказание» — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольникова. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от социального смысла преступления Раскольникова. Социальные мотивы — это невыносимые условия жизни, в которые попал главный герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болезней, нищету и бесправие. Это общество, социум, который окружает юношу, отчасти и толкает его на убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. На ее деньги Раскольников хотел помочь бедным людям, «устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний». Это – один из мотивов преступления – мотив социальный. А в чем же тогда социальный смысл преступления? Он в том, что человек, пойдя против совести и совершив преступление, уже не может жить как прежде в человеческом обществе. Поступок против совести без покаяния и искупления вины раз и навсегда, «как ножницами», отделяет личность от общества.

Что и было с Раскольниковым до того, как он сознался и принял страдания для освобождения от своего греха.

Общество отвергло Раскольникова – это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не потому, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого преступления. Каторжники видели, что Раскольников не считает их достойными общения, что он вознес себя на невидимый пьедестал, с которого 334
презрительно оглядывает других. Но почему он так возвысил себя над окружающими? Причина в его теории, созданной и выстраданной им системы идей, которая во многом и стала главной причиной преступления. Согласно теории, Раскольников делит всех людей на два разряда: одни (их большинство) молчаливо и покорно подчиняются установленным порядкам, никогда не восставая против него, а другие – «необыкновенные люди» (Наполеоны и Магометы) – смело восставали против существующего строя, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников решил, что должен доказать себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы». Убийство Алены Ивановны Родион рассматривает как эксперимент. Эта теория и есть философский мотив преступления. Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова.

Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался эксперимент над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, даже «гадкой, никому не нужной старушонки». Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон. Но и не «тварь дрожащая». Кто же тогда? Вот первый аргумент против его теории: ни одного человека нельзя однозначно отнести к «властелинам судьбы» или к «тварям дрожащим».
Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно спросмотреть и сны Родиона). Герой неверно полагает, что эти муки -признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных «двигателей истории». Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжает спросмотреть свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к «право имеющим». Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.

Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: «не убий» и «не возгордись». Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня всегда считалась одним из самых страшных грехов и каралась сурово – полным одиночеством. А покушение на человеческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом – смертью духовной. И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников. Тогда даруется им духовное возрождение, а, значит, и душевный покой.

Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы – нет высших и низших. Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов.

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

В одном из своих лучших романов – “Преступление и наказание” — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольниксва. Но нужно четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от социального смысла преступления Раскольникова. Социальные мотивы — это невыносимые условия жизни, в которые попал основной герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болезней, нищету и бесправие. Это общество, социум, который окружает юношу, отчасти и толкает его на убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. На ее финансы Раскольников хотел помочь бедным людям, “устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний”. Это – один из мотивов преступления – мотив социальный. А в чем же тогда социальный смысл преступления? Он в том, что человек, пойдя против совести и совершив преступление, уже не может существовать как прежде в человеческом обществе. Поступок против совести без покаяния и искупления вины раз и навсегда, “как ножницами”, отделяет личность от общества. Что и было с Раскольниковым до того, как он сознался и принял страдания для освобождения от своего греха.

Читайте также:  Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

Общество отвергло Раскольникова – это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не потому, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого преступления. Каторжники видели, что Раскольников не считает их достойными общения, что он вознес себя на невидимый пьедестал, с которого 334
презрительно оглядывает других. Но почему он так возвысил себя над окружающими? Причина в его теории, созданной и выстраданной им системы идей, которая во многом и стала главной причиной преступления. Согласно теории, Раскольников делит всех людей на два разряда: одни (их большинство) молчаливо и покорно подчиняются установленным порядкам, никогда не восставая против него, а другие – “необыкновенные люди” (Наполеоны и Магометы) – смело восставали против существующего строя, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников решил, что должен обосновать себе и другим, что он не “тварь дрожащая”, а прирожденный “властелин судьбы”. Убийство Алены Ивановны Родион рассматривает как опыт. Эта теория и есть философский мотив преступления. Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова.

Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался опыт над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, более того “гадкой, никому не нужной старушонки”. Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон. Но и не “тварь дрожащая”. Кто же тогда? Вот первый аргумент против его теории: ни одного человека нельзя однозначно отнести к “властелинам судьбы” или к “тварям дрожащим”.

Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно спросмотреть и сны Родиона). Герой неверно полагает, что эти муки -признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных “двигателей истории”. Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она прямо противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжает спросмотреть свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к “право имеющим”. Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому всякий должен стремиться, помогая другим.

Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: “не убий” и “не возгордись”. Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня постоянно считалась одним из самых страшных грехов и каралась сурово – полным одиночеством. А покушение на человеческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом – смертью духовной. И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников. Тогда даруется им духовное возрождение, а, значит, и сердечный покой.

Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы – нет высших и низших. Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов.

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

В одном из своих лучших романов – “Преступление и наказание” – Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольникова. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства.

Вот, например, в чем отличие социальных мотивов

от социального смысла преступления Раскольникова. Социальные мотивы – это невыносимые условия жизни, в которые попал главный герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болезней, нищету и бесправие. Это общество, социум, который окружает юношу, отчасти и толкает его на убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. На ее деньги Раскольников хотел помочь бедным людям, “устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний”. Это – один из мотивов преступления – мотив социальный.

А в чем же тогда социальный смысл преступления? Он

в том, что человек, пойдя против совести и совершив преступление, уже не может жить как прежде в человеческом обществе. Поступок против совести без покаяния и искупления вины раз и навсегда, “как ножницами”, отделяет личность от общества.

Что и было с Раскольниковым до того, как он сознался и принял страдания для освобождения от своего греха. Общество отвергло Раскольникова – это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не потому, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого преступления. Каторжники видели, что Раскольников не считает их достойными общения, что он вознес себя на невидимый пьедестал, с которого 334 презрительно оглядывает других.

Но почему он так возвысил себя над окружающими? Причина в его теории, созданной и выстраданной им системы идей, которая во многом и стала главной причиной преступления. Согласно теории, Раскольников делит всех людей на два разряда: одни молчаливо и покорно подчиняются установленным порядкам, никогда не восставая против него, а другие – “необыкновенные люди” – смело восставали против существующего строя, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников решил, что должен доказать себе и другим, что он не “тварь дрожащая”, а прирожденный “властелин судьбы”.

Убийство Алены Ивановны Родион рассматривает как эксперимент. Эта теория и есть философский мотив преступления. Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова. Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался эксперимент над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, даже “гадкой, никому не нужной старушонки”.

Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон. Но и не “тварь дрожащая”. Кто же тогда? Вот первый аргумент против его теории: ни одного человека нельзя однозначно отнести к “властелинам судьбы” или к “тварям дрожащим”. Раскольникова начинают терзать угрызения совести . Герой неверно полагает, что эти муки – признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных “двигателей истории”.

Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжает спросмотреть свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к “право имеющим”. Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой.

Раскольников начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: “не убий” и “не возгордись”. Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня всегда считалась одним из самых страшных грехов и каралась сурово – полным одиночеством.

А покушение на человеческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом – смертью духовной. И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников. Тогда даруется им духовное возрождение, а, значит, и душевный покой. Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы – нет высших и низших.

Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.