Характеристика образа Марфы Петровны: сочинение

Образ и характеристика Марфы Петровны в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера

Ф. М. Достоевский

Марфа Петровна Свидригайлова является одной из центральных героинь романа “Преступление и наказание” Достоевского.

Образ и характеристика Марфы Петровны в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по “Преступлению и наказанию”

Образ и характеристика Марфы Петровны в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера

“. знаете ли, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина?”

“Дело в том, что она была значительно старше меня, кроме того, постоянно носила во рту какую-то гвоздичку. Я имел настолько свинства в душе и своего рода честности, чтоб объявить ей прямо, что совершенно верен ей быть не могу. “

“. посадили было меня тогда в тюрьму за долги. Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч сребреников. (Всего-то я семьдесят тысяч был должен). Сочетались мы с ней законным браком, и увезла она меня тотчас же к себе в деревню, как какое сокровище.”

“После долгих слез состоялся между нами такого рода изустный контракт: первое, я никогда не оставлю Марфу Петровну и всегда пребуду ее мужем; второе, без ее позволения не отлучусь никуда; третье, постоянной любовницы не заведу никогда; четвертое, за это Марфа Петровна позволяет мне приглянуть иногда на сенных девушек, но не иначе как с ее секретного ведома; пятое, боже сохрани меня полюбить женщину из нашего сословия; шестое, если на случай, чего боже сохрани, меня посетит какая-нибудь страсть, большая и серьезная, то я должен открыться Марфе Петровне.”

“. Марфа Петровна. послужила ему еще и в другом отношении: единственно ее старанием и жертвами затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за которое он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь.”

“. доноса не было, благодаря стараниям и деньгам Марфы Петровны; всё ограничилось слухом. “

“. Марфа Петровна, имевшая несчастие столь полюбить его и выкупить из долгов, восемь лет назад. “

“. с Марфой Петровной семь лет безвыездно проживал. “

“. Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец! Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно.”

“. поставляла ему на вид, что он отец и семьянин. “

“Это была женщина честная, весьма неглупая (хотя и совершенно необразованная). Представьте же себе, что эта-то самая, ревнивая и честная женщина. “

“. это была умная женщина, а следовательно, не могла же на меня смотреть иначе как на развратника и потаскуна. “

“Может быть, вы уже очень много слышали о Марфе Петровне смешного и нелепого. Действительно, у ней были иные весьма смешные привычки. “

“Я объясняю тем, что Марфа Петровна была женщина пламенная и восприимчивая. “

“У нее была несчастная черта, решительно всем рассказывать все наши семейные тайны и всем беспрерывно на меня жаловаться. “

“- . она всегда в таких случаях в город ездила.

– . У ней, впрочем, и всегда была эта. привычка. “

“Бедная Марфа Петровна тоже ужасно поддавалась на лесть, и если бы только я захотел, то, конечно, отписал бы все имение на себя еще при жизни.”

“. Марфа Петровна вдруг садится подле меня, в руках колода карт . А она мастерица гадать была.” (Свидригайлов о жене)

“Марфа Петровна отнюдь никогда не имела намерения что-нибудь за ним закрепить, имея в виду детей, и если и оставила ему нечто, то разве нечто самое необходимое, малостоящее, эфемерное. “

“И заметьте, всю-то жизнь документ против меня, на чужое имя, в этих тридцати тысячах держала, так что задумай я в чем-нибудь взбунтоваться, — тотчас же в капкан! И сделала бы! У женщин ведь это всё вместе уживается. “

“Да и уж с год будет, как Марфа Петровна в именины мои мне и документ этот возвратила, да еще вдобавок примечательную сумму подарила.”

“. Марфа Петровна даже ударила Дуню, не хотела ничего слушать, а сама целый час кричала. “

“. Марфа Петровна, которая успела обвинить и загрязнить Дуню во всех домах.”

“. то и разнесла всю историю, в короткое время, не только в городе, но и по уезду. “

“. приехала к нам, рассказала нам всё, горько плакала и, в полном раскаянии, обнимала и умоляла Дуню простить ее.”

“. отправилась по всем домам в городе и везде, в самых лестных для Дунечки выражениях, проливая слезы, восстановила ее невинность и благородство ее чувств и поведения. ей пришлось несколько дней сряду объезжать всех в городе. “

“. в завещании Марфы Петровны она упомянута в трех тысячах. Марфа Петровна распорядилась за неделю до смерти, и при мне дело было. Недели через две-три Авдотья Романовна может и деньги получить.”

“Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин, и дальний родственник Марфы Петровны. “

“. Марфа Петровна достала тогда этого подлейшего приказного, Лужина, и чуть не смастерила свадьбу. “

“. у них там ключ холодный есть, и она купалась в нем регулярно каждый день, и как только вошла в воду, вдруг с ней удар!”

“. медицинское следствие обнаружило апоплексию, происшедшую от купания сейчас после плотного обеда, с выпитою чуть не бутылкой вина, да и ничего другого и обнаружить оно не могло. “

– А вы твердо уверены, что я Марфу Петровну отравил?

– Ты! Ты мне сам намекал; ты мне говорил об яде. я знаю, ты за ним ездил. у тебя было готово. Это непременно ты. подлец!

– Если бы даже это была и правда, так из-за тебя же. все-таки ты же была бы причиной.”

Это был цитатный образ и характеристика Марфы Петровны в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера героини.

Женские образы в романе «Преступление и наказание» Достоевский – сочинение

Роман Ф.Достоевского многие считают не только художественным произведением. Эта книга помогает проникнуть в историю общества конкретной эпохи.

Женские образы в романе «Преступление и наказание» связаны с главным героем, они не просто с ним общаются, они создают его характер, меняют судьбу и взгляды на жизнь.

Соня Мармеладова

Восемнадцатилетняя Софья Семеновна является одним из центральных персонажей романа. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «грязным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Соня идет за Раскольниковым, начинает жить его судьбой. Бескорыстие и любовь к людям покоряют читателя. Соня счастлива от мысли, что может быть рядом с любимым. Красивая душа и чистое сердце соединились в образе девушки.

Старуха Алена Ивановна

Самая старая представительница женщин в романе – старуха-процентщица. Ей 60 лет. Она жертва, та, с помощью которой Раскольников пытается доказать свою теорию о человеке. Алена Ивановна в романе не имеет фамилии. Автор этим хотел, возможно, подчеркнуть типичность образа. Бессердечная, алчная и жестокая женщина богата. Она берет под проценты ценные вещи у нуждающихся, выплачивает им в 4 раза ниже стоимости предметов и создает себе капитал. Если хотя бы на день просрочить выкуп сданных предметов, «пропала вещь». Старуха маленькая и тщедушная, не понятно, как в таком теле создалось жестокое сердце. Алена Ивановна больна чахоткой. Здесь тоже возникает удивление. Как получила страшную патологию женщина? Она не выходит из дома, имея столько денег, может питаться только хорошими продуктами. Какие эпитеты подобрал автор для процентщицы: ведьма, стерва. Еще ярче характеризуют старуху прилагательные: глупая, ужасная, ничтожная, злая, гаденькая. Алена Ивановна жестока, ей не жаль приходящих за помощью людей. Главное – содрать с них три шкуры и нажиться на горе.

Лизавета

Младшая сестра старухи находится в услужении жестокой богачки. Ее положение можно сравнить только с рабством. Вредная богачка ведет себя как самодур, а Лизавета все безропотно терпит. Со зла процентщица укусила женщину за палец так, что ей пришлось обратиться за помощью к врачу, где «чуть-чуть не отрезали» палец. Лизавета ухаживает за сестрой, но в наследство получит только старую мебель и одежду. Лизавета слабоумна и некрасива внешне. Женщина смуглая, высокая и нескладная. Автор говорит, что лицо и глаза у Лизаветы добрые. Девушка трудолюбива: шьет, готовит еду, стирает, торгует. Деньги отдает сестре, которая ее еще за это и поколачивает. Из-за умственной болезни Лизавета попадает в зависимость похотливых мужчин, она постоянно беременна. Нет в романе слов о детях, значит, их нет. Можно только догадываться, чем завершается каждая беременность женщины. Неуклюжая, похожая на солдата Лизавета, стала случайной жертвой. Ее убийство не входило в планы Раскольникова, но тем и опасна его теория: погибает и так обиженный судьбой человек.

Мать Родиона Раскольникова

Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна – вдова. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери – 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, мать спадает в горячку и умирает.

Сестра Раскольникова

Авдотья, Дуня, Дуняша, Дунечка – красивая, скромная девушка. Она младшая сестра Родиона. Несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, девушка не теряет гордости благородства. Дуня стремится помочь брату. Она решается на замужество по расчету, надеясь, что деньги вытянут семью из нищеты. Авдотья работает гувернанткой, терпит унижение от хозяев, но не становится забитой и безропотной. Храбрая девушка способна за себя постоять. Она разбирается в характере жениха, понимает, что он подлец, лжец и негодяй. Дуня выходит замуж за другого: друга брата, Разумихина.

Читайте также:  Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным: сочинение

Автор сравнивает девушку с ангелом, чистым и красивым, выделяющимся среди грязи и обмана.

Хозяйка Амалия Ивановна

Главный герой романа снимает комнату в доме Амалии Ивановны Липпевехзель. Дом сравнивают с содомом, можно предположить из-за чего. Множество различных людей заполняют комнаты, разделенные на клетки. Женщина странно относится к своему отчеству. Она требует, чтобы ее называли Ивановной, хотя отец был Иоган или Людвиг. Что хотел сказать этим Достоевский не ясно. Важно понять, почему педантичная к материальным ценностям, деньгам, наживе немка, так непочтительна к своим корням. В характере нет доброты, чуткости, автор отказывает ей в уме. По мнению Катерины Ивановны, у Амалии темное прошлое. Женщина просто не знает, кто ее отец. Как получила женщина квартиру, почему стала так ее использовать, когда зародилась в ней тяга к обиранию людей. Вопросов много, но не на все можно найти ответы в тексте, часть остается за сюжетом, в исторических фактах о жизни страны.

Настасья

Женщина служит кухаркой в доме, где живет главный герой романа. Настасья справляется с большим объемом работы: она единственная прислуга в доме. Деревенская баба смешливая, добрая, болтливая. Она не стремится постоянно работать, ей нет дела до чистоты, уюта и аккуратности. Настя убегает из дома, чтобы не терпеть наставления хозяйки. В женщине есть чуткость. Настасья жалеет Раскольникова, оставшегося без еды. Она носит ему чай, старый (вчерашний) суп. Служанка не образованна, но замечает важные моменты: ум и болезнь Родиона. Добрая и простая служанка становится близким и заботливым другом.

Жена Свидригайлова

Марфа Петровна – особенный женский персонаж. Влюбленная в подлеца, она терпит многочисленные унижения. Свидригайлов не скрывает от нее связь с крестьянками. Женщина относится к мужу, как к сокровищу, а тот пользуется ее положением и деньгами. Одурманенная любовью Марфа спасает мужа от тюрьмы, выкупает из долговой ямы. Несмотря на страстную любовь, женщина практична в быту. Она оставляет свои имущество детям, практически ничего не завещая Свидригайлову. У Марфы Петровны много нелепых привычек, которые вызывают смех. Автор подчеркивает, что она умеет признавать сои ошибки. Обвинив Дуню Раскольникову в связи с мужем, она меняется после выяснение честности девушки. Помещица проехала по всем домам, где сама же ругала Дуню, извинилась перед гувернанткой, еще и обеспечила ее наследством.

Женские образы в Преступлении и наказании Достоевского

Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии. Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя. У старушки были даже злые глаза и острый нос, чем-то напоминала ведьму. У Раскольникова она также вызывала ряд отрицательных эмоций, именно поэтому он и пошел на страшное преступление и убил ее.

А вот ее сестра по имени Лизавета была полная противоположность старухи. Она очень скромная, никогда никому не причиняла зла и вреда. Но и она становится жертвой. Вместе с плохим человеком погибает и хороший.

Мать Родиона Раскольникова имеет приятную внешность, она добрая и очень честная. Человек очень мягкий, но несмотря на это никогда не переступит через свои жизненные принципы. Сестра Родиона по имени Дуня, тоже очень хорошая девушка, любит свою семью и ради нее готова практически на все, соглашается даже выйти замуж по расчету.

Соня Мармеладова – молодая худая блондинка с голубыми глазами, зарабатывает на жизнь семьи и собственную, стоя на панели. Порой она очень уступчива, но также и тверды в своих взглядах на жизнь. Именно она направляет Раскольникова на путь истины и раскаяться в содеянном. Соня очень сильная духом. Она очень добра и прощает всех. Прощает свою мачеху за искалеченную жизнь, а также Раскольникова за убийство Лизаветы.

Мачеха Сони – Катерина Ивановна, женщина лет тридцати, имеет трех детей. На первый взгляд кажется очень строгой, в какой-то мере даже злой. Но такие отрицательные качества позволяют ей выжить в таком суровом мире. И именно жизнь сделала ее такой. Она выбивалась из сил, чтобы заработать своим родным на кусочек хлеба, даже будучи больной. Именно это и подталкивает Соню заняться проституцией.

Катерина Ивановна имеет бойкий твердый характер. Она очень умный и образованный человек. Женщина больна чахоткой, и из -за постоянных проблем, ее здоровье еще сильнее ухудшилось. Она любит Соню, хоть и порой бывает с ней жестока, но это все из-за навалившихся на нее бед. Соня понимает все это и тоже любит свою мачеху и все ей прощает. Также Соня очень любит детей своей мачехи и относится к ним, как к своим родным братьям и сестрам. И также именно и ради детей она начинает заниматься непристойным вещами. Также и дети отвечают взаимностью Соне и любят ее.

Писатель воплотил в Соне Мармеладовой самые лучшие качества человека. Она искренняя, добрая, бескорыстная, сострадательная.

2 вариант

Соня.

Пожалуй, самой главной и значимой героиней в произведение является молодая девушка по имени Соня. Девушка блондинка с голубыми глазами очень робкая и скромная. Она помогла встать главному герою на истинный путь. Бедная девушка, чтобы прокормить своего пьющего отца, больную мачеху и ее троих детей, занимается проституцией. Она способна ради них идти на такие жертвы и торговать своим телом. Молодая девушка очень сильная духом, она женственная и честная.

Мать Родиона Раскольникова и сестра.

Сорока трехлетняя Пульхерия Александровна является очень мудрой женщиной. Она вдова. Она сошла с ума из -за беды, которая произошла с ее сыном и вскоре умерла. Дуня-сестра Родиона также имеет положительные черты и очень красива внешне. Работает служанкой. Девушка очень храбрая и всегда может постоять за себя. Ради своей семьи она готова на все, даже выходит замуж по расчету за нелюбимого человека.

Катерина Ивановна.

Мачеха Сони была строгой женщиной, которая болела чахоткой. Имеет троих двух малолетних детей. Порой бывает даже злой и жестокой. Но сама себя ненавидит из-за этого. Вскоре Катерина умирает от болезни.

Старуха-процентщица.

Богатая старуха по имени Алена Ивановна, которую убил главный герой произведения Раскольников. Ей было шестьдесят лет. Она жестока и бессердечна. Создавала себе капитал тем, что брала вещи за копейки у нищих людей. Автор произведения называл ее ведьмой и стервой. Она была бездушной злой маленькой старушкой. Не имела ни к кому жалости, ей лишь бы наживиться на чужой беде и горе.

Лизавета.

Лизавета является сестрой старухи. Женщина трудолюбивая. Она умеет шить, готовить еду, все свои денежные средства она отдает сестре. Иногда старуха даже бьет Лизавету. Лизавета умственно отсталая, и этим пользуются похотливые мужчины, поэтому она часто беременеет. Но дети у нее так и не рождались. Она стала случайной жертвой Раскольникова.

Настасья.

В произведении играет второстепенную роль. Является единственной слугой в доме главного героя. Родом она из деревни. Добродушная и разговорчивая. Чуткая и жалостливая. Пожалела Раскольникова, когда тот голодал, носила ему кое-какую еду и чай. Главному герою она стала заботливым другом.

Супруга Свидригайлова.

Марфа Петровна является супругой одного подлого героя произведения. Она безумно любит своего супруга, ни раз вытаскивала его из тюрьмы за свои деньги.

Сочинение 3

Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание» по праву можно назвать не только художественным, но и историческим произведением. Автор настолько реалистично описывает особенности той эпохи, что невольно заставляет читателя с головой окунуться в сюжет и глубоко прочувствовать все нюансы в отношениях между людьми того времени.

Одна из главных героинь романа – это Софья Семёновна Мармеладова. Хрупкая блондинка с голубыми глазами отличается своей скромностью и нерешительностью. Она не обладает никакими особыми талантами, но ради своей семьи готова к самопожертвованию. Чтобы хоть как-то вытащить своих родных из нищеты, восемнадцатилетняя девушка вынуждена пойти «на панель» и заниматься этим унизительным ремеслом, потому что она просто не видит иного выхода из плачевной ситуации.

Но грязная работа не приносит никакого результата. Её отец и мачеха умирают, детей увозят в приют для сирот, а сама Соня следует за Раскольниковым, отдает ему всю себя и безумно счастлива только от того, что находится рядом с любимым человеком. И все испытания, которые довелось пережить Соне, не смогли испоганить её чистую душу и доброе сердце.

Немаловажную роль в романе играет шестидесятилетняя Алена Ивановна. Эта старуха сколотила себе внушительное состояние на чужом горе. Схема её обогащения проста: она берет за ничтожную сумму у людей ценные вещи, устанавливая свой процент и если человек просрочил с выплатой, пиши – пропало. Старуха очень алчная и жестокая женщина, что абсолютно не сочетается с её внешним видом. Страдающая чахоткой Алена Ивановна, маленькая и тщедушная, не знающая, что такое сострадание и милосердие.

Младшая сестра старухи, Лизавета, исполняет роль служанки в доме процентщицы. Несмотря на свою нескладную внешность и всякое отсутствие красоты, женщина отличается трудолюбием. Лизавета страдает слабоумием и часто оказывается жертвой развратных мужчин. Она постоянно оказывается в «интересном положении» и Бог знает, чем оканчиваются все ее беременности, потому что детей у нее нет.

Мать и сестра Раскольникова. Обеих героинь объединяет безмерная любовь к сыну и брату. Мать согласна прозябать в нищете, чтобы только он получил хорошее образование и сделал карьеру. После ареста Родиона она впадает в такое отчаянье, что теряет рассудок и умирает.

Младшая сестра Раскольникова, Дуня, красивая и благородная девушка, по расчету выходит замуж, преследуя одну цель – выбраться из нищеты и вытащить оттуда свою семью. Дуня, работая гувернанткой, часто терпит от своих хозяев обиды и унижения, но при этом гордость и чувство собственного достоинства она никогда не теряет и будучи смелой девушкой, может постоять за себя. Автор сравнивает её с ангелочком, который во всей этой грязи умудрился сохранить в чистоте свою красивую душу.

Читайте также:  Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману Преступление и наказание или Идиот.): сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в Преступлении и наказании

Популярные сегодня темы

Дружба – отношения, построенные на бескорыстных мотивах и взаимной любви, основываются на общих увлечениях и взглядах на жизнь. Дружба – это то, что помогает выжить в непростых условиях жизни.

Произведение писателя не имеет определенного жанрового направления и может восприниматься в виде сказки, мифа, легенды, свободного эпоса, однако в любом случае роман является высокодуховной автобиографической книгой

Фет и Тютчев были лучшими друзьями. Ф.А. Тютчев хорошо отзывался о таланте А.А.Фета. А Фет в Тютчеве видел свой идеал поэта. Их творчество взаимосвязано. Они любили писать о прекрасной природе

Одним из ярких произведений, в которых подчеркнута линия преданности и верности, является рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы». Как же можно благодарить зайца, трусливейшего лесного зверя?

Александр Сергеевич Пушкин написал роман, действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачева. В этом произведении весомую роль играют женщины. Давайте кратко поговорим о них.

Матрена в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание, портрет Матрены Тимофеевны Корчагиной

Матрена и мужики.
“Рассказ крестьянки.”
Иллюстрация С. В. Герасимова

Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина является одной из центральных героинь поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

История жизни крестьянки Матрены описана одной из частей поэмы под названием “Крестьянка”.

В этой статье представлен образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Смотрите:
– Краткое содержание поэмы
– Все материалы о поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Кто такая Матрена в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?

Главные герои поэмы, семеро мужиков-крестьян, путешествуют по Руси в поисках людей, которым живется хорошо на Руси. Мужики встречают крестьянку Матрену, которая рассказывает им свою историю жизни.

Судьба бедной Матрены тяжела и печальна. Матрена переживает много испытаний и бед: смерть сына, ранняя смерть родителей, злые родственники мужа, несправедливость властей и т.д. Матрена стойко переносит все тяготы жизни, но ее судьбу не назовешь счастливой.

Образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание внешности и характера, портрет в цитатах

“. Спросите вы Корчагину / Матрену Тимофеевну. “

“. Старухе – да не пить. ” (Матрена называет себя старухой в свои 38 лет)

“. Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная. “

“. Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо. “

“. Гляди мне в очи ясные, / Гляди в лицо румяное. “

“. Ненаглядная, / Хорошая… пригожая. ” (до замужества)

“. Ты писаная кралечка, / Ты наливная ягодка…”

“. Красивыми ресницами / Моргнула Тимофеевна. “

“. Корова холмогорская, / Не баба. ” (холмогорские коровы – это крупные и крепкие коровы)

Матрена Тимофеевна – трудолюбивая женщина:

“. Не дело вы затеяли! / Теперь пора рабочая, / Досуг ли толковать. “

“. А ты бы поглядел меня, / Как лен треплю, как снопики / На риге молочу. “

“. Всю силу, Богом данную, / В работу полагаю я. “

“. за избой: / Тут рига, конопляники, / Два стога здоровенные, / Богатый огород. “

“. Смекнула Тимофеевна, / Что дело подходящее. “

“. стала нашим странникам / «Всю душу открывать…»..”

“. Я в подневолье с волюшки, / Бог видит, не пойду!»..”

“. Впервой я поклонилася — / Вздрогну́ли ноги резвые. “

“. а бабу дерзкую / Примерно наказать. “

“. Простите! я была / Спесива, непоклончива. “

“. Пять сыновей. ” (погибший сын Демушка, вероятно, был шестым сыном Матрены)

“. Просите, детки, ласкою, / Не смейте воровать. “

“. Усни, многокручинная! / Усни, многострадальная. “

“. Ночь – слезами обливаюся, / День – как травка пристилаюся… / Я потупленную голову, / Сердце гневное ношу. “

“. Потуги лошадиные / Несли мы; погуляла я, / Как мерин, в бороне. “

“. По мне обиды смертные / Прошли неотплаченные, / И плеть по мне прошла! А вы – за счастьем сунулись! / Обидно, молодцы. “

“. Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого. “

“. Не дело – между бабами / Счастливую искать. “

“. Теперь одно богачество: / Три озера наплакано / Горючих слез. “

“. во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой. “

“. Чем больше я молилася, / Тем легче становилося. “

“. Открой мне, Матерь Божия, / Чем Бога прогневила я? / Владычица. “

“. Ославили счастливицей, / Прозвали губернаторшей / Матрену с той поры…”

Это был цитатный образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: описание внешности и характера, портрет Матрены Тимофеевны Корчагиной в цитатах.

Повесть «Марфа посадница»: краткое содержание и история создания

Тема русской государственности и выбор пути развития страны интересовал многих писателей и поэтов XIX века. О политических взглядах русского писателя и историка Николая Карамзина свидетельствует его историческая повесть «Марфа посадница». Краткое содержание произведения знакомит с событиями, происходившими в XV веке в Новгородской республике.

История создания

В 1803 году журнал «Вестник Европы» опубликовал историческую повесть Карамзина «Марфа посадница» Это было второе произведение Карамзина на историческую тему. Первая повесть «Наталья, дочь боярская» имела большой успех.

Новое произведение Карамзин посвятил периоду освобождения Руси от монголо-татарского ига и становлению Российского государства. Сопротивление великому князю оказал Новгород, стремящийся сохранить свою независимость, дарованную землям самим Рюриком. Свободе и богатству новгородцев завидовали многие. Жители древнего города всеми силами старались сохранить свои права. Они понимали, что им придется поступиться свободой, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.

«Марфа посадница, или Покорение Новагорода» — это первая попытка Карамзина переосмыслить суть конфликта между Москвой и Новгородом. В дальнейшем он разовьет ее в «Истории государства Российского», целью которой станет показать путь России к славе и могуществу через бедствия и многовековую раздробленность.

Главная мысль

Повествование ведется от лица участника событий, знатного горожанина. Его рассказ воспевает силу духа, храбрость и стремление к свободе и независимости новгородцев. Основной темой произведения являются:

  • справедливость;
  • свободолюбие;
  • борьба народа за свои права.

Автор многократно усиливает эти чувства, подкрепляя их непокорностью и свободомыслием главной героини.

Краткое содержание

О чем произведение «Марфа посадница», можно узнать, ознакомившись с кратким содержанием. Под звук вечевого колокола на главной городской площади собирается народ. Около дома Ярославова стоят посадники, тысяцкие, старосты и бояре. Собравшийся на лобном месте народ требует открытия вече. Перед толпой появляется знатный горожанин Делинский. С поклоном к народу он объявляет, что приехал посланник Московского князя, который хочет огласить требования Ивана III.

К новгородцам обращается князь Холмский — советник и правая рука русского царя. Он взывает к совести жителей древнего города и призывает их объединиться с другими землями в борьбе против иноземных захватчиков. Он говорит о том, что Иоанн ни перед чем не остановится на пути к своей цели, даже если придется пойти против своего же народа.

Князь Московский хочет объединить княжества, чтобы сокрушить иноземное иго. Так нельзя ли послушаться голоса разума и повиноваться воли государя? Речь посланника звучит пылко и страстно. Он взывает к разуму и упрекает новгородцев в том, что они бросили своих братьев. Холмский намекает собравшимся, что царю известно о сговоре Новгорода с поляками, обещавшими славному городу богатство и процветание.

В наступившей тишине на лобное место поднимается Марфа. На ее лице скорбь и величие. У нее есть право обращаться к горожанам. Отец, брат и муж Марфы погибли, сражаясь за свободу Новгорода. Она тоже не может оставаться в стороне. Как и ее близкие, женщина должна встать на защиту города.

Горожане видят в ней свою заступницу. Она говорит послам, что Новгород не покорится ни Москве, ни татарам. Он останется свободным и будет сражаться за свою независимость до последнего. Марфа уверена в том, что небеса правосудны. Если горожанами движет корыстолюбие, то вскоре город падет и превратится в развалины. Князь объявляет о войне новгородцам. Жители готовятся к последнему сражению.

После вече Марфа спешит к старцу Феодосию, который после долгой службы удалился в лес. Он предсказывает скорую беду, но женщина ему не верит. Она готова сражаться. Феодосий благословляет ее на бой.

Описание сражения

Марфа, как и большинство новгородцев, надеялась, что Псковское княжество не останется в стороне, но Псков не поддержал новгородский мятеж. Краткое содержание «Марфы посадницы» описывает битву новгородцев с войском Московского князя. В скором времени горожане получают известие о том, что Иоанн вместе с войском выдвинулся в сторону Новгорода. Ему навстречу, чтобы дать бой за стенами города, выдвигаются новгородские ополченцы.

В Новгороде долго ждали известий с поля битвы. С высокого лобного места Марфа увидела на дороге клубы пыли. Она почувствовала, что сражение проиграно. Иоанн стал победителем. В город привозят тела Мирослава, недавно ставшего мужем дочери Марфы, и ее сыновей.

Вернувшиеся воины рассказали о страшной битве, в которой люди забыли, что они славяне, и каждый хотел доказать свою правоту. Марфа взывает к народу: не сожалеет ли он, что не подчинился князю Московскому. Новгородцы непреклонны: они готовы защищать свои вольности до конца.

Иоанн не смог одолеть новгородцев. Началась долгая осада города. Люди стали умирать от голода. Признав поражение, город сдался. Феодосий покинул свое убежище и вручил царю ключи от Новгорода. Он молит Иоанна о пощаде для горожан, обещая, что они будут служить ему верой и правдой. Царь не держит на них зла, но требует наказания для Марфы и ее дочери Ксении. Женщины всходят на эшафот. Обращаясь к народу, Марфа говорит, что не признает власть московскую и умирает гражданкой свободного города. После казни с башни снимают древний колокол и увозят его в Москву.

Читайте также:  Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Образ Марфы

Главная героиня повести Николая Карамзина. — Марфа Борецкая. Это простая русская женщина, поражающая своим величием и мудростью. Она готова отстаивать свободу и независимость Новгорода.

Описывая внешность главной героини в кратком содержании повести Карамзина «Марфа посадница, или Покорение Новгорода», автор изображает ее статной красавицей с бледным лицом, покрытым румянцем, и горящим глазами.

У Марфы есть два сына и дочь Ксения, которую незадолго до войны она выдала замуж за Мирослава. Бороться за свободу Новгорода Марфе завещал ее муж. Именно его волю выполняет женщина.

Она понимает, что Иоанн хочет овладеть богатыми новгородскими землями ради собственного достатка. Она же, в противопоставление царю, желает видеть каждого горожанина свободным и живущим в достатке. В своей речи, обращенной к царскому послу, она приводит примеры из русской истории и вспоминает великих князей Владимира, Ярослава, Олега, которые приняли независимую Новгородскую республику. Речь Марфы эмоциональна и красочна. Она полна оборотов, передающих ее волнение.

Карамзин рисует яркий героический и противоречивый образ защитницы города. На протяжении всего действия симпатии автора находятся на ее стороне.

Народ в повести предстает могучей силой, поддерживающей главную героиню, ведь ради людей она готова проявлять храбрость, терпеть невзгоды и лишения, жертвовать своей жизнью. Однако народ у Карамзина — это не безликая толпа. Он выступает как судья и совесть. Лишившись поддержки горожан, Марфа погибает.

Особенности повести Карамзина

Особенность политической позиции автора состоит в том, что он в одинаковой степени возвеличивает монархическое и республиканское устройство государства. Эту двойственность он переносит на взгляды рассказчика. Карамзин несколько романтизирует республику. Для этого он допускает некоторые исторические неточности:

  1. В повести отсутствует упоминание о двух политических партиях, существовавших в Новгороде, одна из которых настаивала на воссоединении с Москвой, а другая призывала к открытой борьбе. В повести новгородцы едины в своих взглядах и готовы сплотиться для жестокой борьбы.
  2. В «Истории государства Российского» неоднократно говорится о тайных переговорах Новгорода с Литвой, активной участницей которых была Марфа Борецкая. В исторической повести Марфа предстает как вдохновитель борьбы с захватчиками. В своих высказываниях она упоминает о том, что Великий Новгород никогда не пойдет на сговор с иноземцами.
  3. После падения Новгорода Марфа была казнена. В реальности Иван III сохранил ей жизнь, заточив в один из монастырей.

Повесть Н. Карамзина написана ярким древнерусским слогом, который отличается необыкновенным колоритом и эмоциональностью.

Главную героиню характеризует ее речь, подчеркивающая ее настрой и душевные порывы. Писатель отказывается от бытовой речи и наполняет монологи Марфы высоким слогом. Обилие славянизмов делают ее высказывания торжественными и приподнятыми. Карамзин насыщает произведение историческими примерами, которыми служат легенды и предзнаменования великих князей о судьбе города.

В школе учащиеся знакомятся с произведением в сокращении. Для анализа повести они читают несколько глав повести. Рассказ по сюжету можно использовать для читательского дневника, пересказа или ответа на уроке.

Благодаря общественно-политическим взглядам произведения Карамзина всегда вызывали интерес. Повесть «Марфа посадница» является одним из лучших образцов исторического жанра.

Сочинение Матрена в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика) Некрасова

Глава «Крестьянка» раскрывает перед нами реалистичный и яркий образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Простая русская крестьянка Матрена предстала в поэме неким собирательным образом всех крестьянских женщин Руси.

В ее образе чудесным образом сочетается сильный характер, трудолюбие, ум, смекалка, здравый смысл и честность. Матрена была родом из большой крестьянской семьи. Судьба ее сложилась довольно печально и лишь детские годы она вспоминает как самое счастливое и беспечное время, время полное родительской заботы и любви. Детство у крестьянских детей заканчивается быстрее, чему всех остальных, они рано начинают помогать родителям по хозяйству и на смену детским играм приходят взрослые заботы.

В юности Матрена была девушкой видной, и парни часто на нее заглядывались. И вот настал момент замужества, а значит вольная жизнь девушки осталась в прошлом, теперь ей предстоит жить в чужой семье, где ее ждут первые разочарования. Новая родня была настроена враждебно. Матрена с тоской вспоминала родительский дом, но пути назад не было. В семье мужа к ней относились скорее, как к прислуге, чем как к невестке. Вставала она ни свет ни заря, а ложилась позже всех. Отношения с мужем также носили своеобразный характер, он мог спокойно поднять на нее руку, если его что – то не устраивало. Она считала своего мужа в сравнении со многими другими мужьями не самым плохим.

С рождением ребенка жизнь Матрены изменилась. На смену серым и унылым дням пришла радость, озлобленность сменилась любовью, которую она вложила в малыша. Но радость была недолгой, ведь все заботы по дому по – прежнему были на ее плечах. Поначалу она брала ребенка с собой на работу в поле, но из – за постоянных придирок свекрови ей пришлось оставлять ребенка у деда Савелия. Но однажды он не усмотрел за ребенком и тот погиб.

Смерть единственного ребенка стала для Матрены горьким испытанием. Но беда не приходит одна и ее обвиняют в гибели собственного ребенка. Она умоляет похоронить ребенка не вскрывая, ведь это надругательство над его телом, но ее никто не слушает. Едва не сойдя с ума от всех навалившихся бед, она тем не менее не сломалась. Через какое – то время у нее год за годом рождаются дети и жизнь входит в привычное русло. Ей приходится совмещать воспитание детей с тяжелой работой. Она на все готова, чтобы уберечь своих детей, даже понести незаслуженное наказание. Матрена не раз жертвует собой ради близких. Она также спасает мужа от рекрутчины.

Матрена одновременно терпеливая и выносливая, заботливая и нежная женщина. Несмотря на то, что ее жизнь постоянная борьба она умеет ей радоваться.

Сочинение 2

Нелёгкая судьба русской женщины волновала Некрасова. Ей он посвящал строки многих произведений, в том числе и поэмы «Кому на Руси жить хорошо», одним из основных персонажей которой является простая крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина.

«Красива; волос с проседью, глаза большие строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла» – так описывает автор свою героиню. Матрёна очень покладиста и трудолюбива. Несмотря на то, что в родном доме её любили, холили и лелеяли, с самого раннего детства Матрёна трудилась, помогала по хозяйству, пасла домашних животных, гребла сено. Работала тяжело, но успевала и отдыхать. Окружённая заботливой семьёй, она была абсолютно счастлива.

Но с замужеством всё резко изменилось. Судьбой каждой девушки того времени был уход в дом и семью мужа, безропотное принятие законов этого дома. Зная это, Матрёна горько плакала, не желая покидать родителей. Хоть судьба и послала ей любимого и любящего мужа Филиппа, но отправила далеко от родных, в чужую большую семью, которая невзлюбила сноху. Практически всё время супруг проводит на заработках, оставляя Матрёну один на один с новой роднёй. Уезжая, он не заступается за молодую жену, а напротив – советует ей молчать, терпеть своих родителей и сестёр: «Не плюй на раскалённое железо – зашипит!».

Ох и не легко пришлось Матрёне в чужом доме, некому приголубить, пожалеть, всё, что видела героиня – только лишь придирки, укоры, оскорбления. С утра до ночи тяжёлый труд и ни одного доброго слова. Даже муж поддался воздействию своих родных и раз побил Матрёну за то, что вовремя не поднесла башмаки сестре. Лишь один человек – столетний дед Савелий, отец свёкра, жалел и поддерживал её.

Лучиком света в этом тёмном царстве для Матрёны было рождение первенца – сына Дёмушки. Как же она была счастлива! Испытав радость материнства, успокоилась, смирилась со всеми обидами, послушно работала, наслаждаясь каждой минуткой, проведённой со своим ребёнком. Но пришла беда – не разрешила свекровь взять малыша с собой на работу в поле, и ребёнок, оставленный под присмотром старика Савелия, трагически погибает. Страшно представить, чего стоило Матрёне пережить это несчастье. Но она не сломалась, проявив невероятную силу духа, смогла жить дальше, радоваться рождению других детей.

Матрёна покорно трудится, не ропщет, однако, когда речь идёт о счастье и здоровье её детей и мужа, героиня меняется. Она готова на всё, свернуть горы, осушить океаны, но защитить свою семью. Не задумываясь, ложится под розги вместо восьмилетнего сына Федота, который работал подпаском и не уследил за овцой. Идёт против бога: единственная, кто не слушается требования пришедшей в село богомолки не кормить детей грудью по постным дням (средам и пятницам). А когда мужа несправедливо забирают в солдаты, Матрёна, будучи на сносях, сама отправляется к губернатору, идёт всю ночь, находит способы встретиться с губернаторшей и, упав ей в ноги, добивается возвращения Филиппа домой.

Такой Некрасов представляет читателю настоящую русскую женщину: несломленной, гордой, работящей. Её не назовёшь счастливым человеком, ведь быть счастливой, пережив столько горя и невзгод, очень сложно. Но в её жизни есть главное – это забота о родных, близких, и ради них она способна выдержать самые сложные испытания.

Образ Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сочинения

Это, действительно, так – в нашей жизни постоянно приходится делать выбор. Пусть даже многие стараются его избегать – перекладывать на других. И всё-таки мы делаем его постоянно! Просто в мелочах

Причины нигилизма главного героя Базарова, являются его сильный и независимый характер, он самоуверен, умный и хитрый, обладает самостоятельностью.

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных в мире. Этим он и прекрасен. Так в чем же главная особенность родной речи? Давайте узнаем.

Ссылка на основную публикацию
×
×