Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Сочинение Причины преступления Раскольникова

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа “Преступление и наказание” Раскольников решился на совершение преступления. Оправдывать главного героя мы не будем, как и других преступников.

В начале романа, можно предположить, что Раскольников идет на преступления ради получения материальных благ старухи. Финансовое положение Раскольникова очень скудно, и он хочет стать богаче. Но, все равно, это не главная причина убийства. Он внушил себе в голову гипотезу, что люди делятся на два класса. Есть простолюдины и необычные люди, которым дано большее чем остальным. Себя он относит к гениальным людям, которым присуще стать великим. Решившись на убийство, он хочет проверить свою теорию. Таким образом, пытается доказать себе и окружающим, что относится к элитному обществу, которое обычные люди понять не в состоянии. Главном кумиром для Раскольникова является Наполеон, который ни перед кем не преклонялся и жаждал захватить весь мир.

Все эти противоречия набирали силу в душе главного героя. Давайте выясним, что подтолкнуло главного герою к такому шагу. Старуха, которой он платит за комнату, вызывало отвращение и неуважение. Раскольников сделал вывод, что она не достойна жить на этой земле и в его руках ее судьба. Старуху он считает жадной, алчной женщиной, которая отличалась жестокостью и преследовала постоянно свои цели. Такие выводы он делает из того, что старуха дает деньги людям в кредит под большой процент, в качестве залога оставляя, при этом, свою сестру. Старуха составила завещание, в котором после ее смерти все средства переходят в собственность монастыря. При таком исходе родная сестра остается ни с чем.

Перед как решится на убийство, Раскольников становится свидетелем разговора двоих мужчин в трактирном доме. Из разговора он узнает, что старуха, всячески, пытается обмануть людей любым способом ради получения собственной выгоды. Постоянно подвергает издевательствам свою родную сестру. Он делает вывод, что ненависть к старухе испытывают все окружающие. Незадолго до злодеяния Раскольников знакомится с Мармеладовым. Тот рассказывает ему, про историю Сони.

Соня зарабатывает на жизнь низменным ремеслом. Этот рассказ производит на главного героя огромное впечатление и вызывает жалость к Соне. Раскольникову приходит письмо от матери. Из этого письма, он узнает, что его родная сестра выходит замуж за Лужина, которого он считает негодяем и подлецом. Раскольников знает о том, что он издевается над его сестрой и постоянно ее унижает. Он считает себя виноватым в том, что события так развиваются. Раскольников осуждает свою сестру за то, что она выходит замуж ради денежных средств.

Вариант 2

«Преступление и наказание» – одно из самых известных произведений Ф.И. Достоевского. В нём, как и во многих других, автор пытается анализировать множество проблем: нравственных, философских, социальных. Этот анализ он проводит на основании преступления главного героя Родиона Раскольникова.

Суть преступления была такова, что герой убивает старуху-процентщицу, а затем случайно её беременную сестру. Казалось бы, убийство ради денег. Но преступление началось ещё задолго до этого, когда Раскольников создаёт теорию об обычных и необычных людях. Суть в том, что необычные люди – «право имеющие», могут ради достижения благой цели убивать других. Материалом для этого служат обычные люди – «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле.

Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу.

Ещё одной из причин является знакомство с Мармеладовым в баре. Последний поведал ему историю своей жизни, рассказал, чем занимается его дочь Сонечка, чтоб содержать семью. «Бедность не порок, а вот нищета – это порок», – заявляет герой, после неё Раскольников осознаёт всё убожество своей жизни. Он живёт в крохотной каморке, такой же замкнутой, она угнетает его и становится причиной мономании – зацикленности на той самой теории. Также и Петербург в жёлтых тонах. Всё это только подталкивает героя на преступление.

Сразу после убийства он осознаёт, что зря это сделал, почти сразу же начинается наказание. Внутренний конфликт не даёт нормально жить и приводит к лихорадке (хотя по теории это было абсолютно нормально). В конце концов Родион сам приходит с повинной и отправляется на каторгу.

Какие бы причины ни находились, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова, он сам осознаёт абсурдность теории на каторге.

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание с цитатами

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стал учебником в мире психологии преступления. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту. Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя.

К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться.

Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения.

Что же тогда стало причиной преступления? Ответ прост – теория. Раскольников попал под её влияние, об этом свидетельствует его статья в журнале, которую он также обсуждал с Порфирием Петровичем. Пытаясь доказать, что он не «тварь дрожащая» и имеет право убить ради «великих дел», Раскольников начинает искать свою жертву, которой стала Алёна Ивановна. Казалось бы, что всё очень просто – надо просто убить и дело в шляпе. Но, к сожалению для главного героя, это не так. Убив старуху, он «убивает и себя». Это значит, что он не подтвердил свой статус, свою теорию.

Таким образом, Родион Раскольников решился на преступление не из-за нищеты или голода. Причиной стала теория, сломавшая жизнь не только Раскольникову, но и многим другим людям, среди которых его собственная мать, которая не смогла перенести такого шока. Невольно вспоминается Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который подвёл свою жизнь под жёсткие рамки теории нигилизма и тоже потерпел крах.

Кратко мое мнение

Герой одного из самых известных произведений Достоевского Раскольников, убивший старую женщину и её сестру, сделал это по нескольким причинам. Конечно же, ни одна из них не является оправданием главного героя, но зная эти мотивы, мы можем понять то, что было в душе Родиона, как он решился на убийство.

Первой причиной для бедного студента были деньги. Он был беден, и, как любой человек, хотел перестать голодать и плохо жить. Однако, эта причина не являлась главной, ведь была вторая. Родион сочинил теорию, по которой делил людей всего на два типа: обычные, серая масса и гениальные, способные продвинуть человечество вперёд. Несложно догадаться, что себя он причислял ко второму типу и сравнивал с Наполеоном. Чтобы доказать себе и миру, что это правда, он решается на этот отважный шаг. Он считает старуху злой и беспощадной, потому что она никому не даёт денег, ничего не прощает, а также издевается над своей бедной сестрой. Она не написала завещание на неё, а сделала это, пообещав отдать все свои богатства монастырю.

Перед страшным происшествием, Родион подслушивать разговор людей о непорядочности старухи, что только подтверждает его слова. Вдобавок ко всему, он встречается с Мармеладовым, который рассказывает ему грустную историю о своей дочери, которая из-за их бедности вынуждена заниматься непристойной работой. Этот рассказ очень тронул Родиона, и ещё больше уверил его в мысли, что нужно действовать. Ему также надоело жить в своей мрачной и страшной комнате, которая всё нагнетала и нагнетала обстановку в его душе. Родион перестал давать уроки, учить и как-то ещё близко и часто контактировать с людьми, закрылся в себе и начал часами, сидя в своей коморке, обдумывать все детали теории. Когда человек в одиночестве, когда нет отвлекающих факторов, а есть только мысли и идеи, он с каждым днём будет уверяться в их правильности всё больше и больше. Так случилось и с Раскольниковым.

Будучи уверенным в том, что он «имеет право», Родион совершает это ужасное преступление, но сразу же после из «Наполеона» превращается в человека, который не может выдержать своих дум, страданий и сожалений. Он понял, что в своей теории ошибся, но было уже поздно.

Итак, причиной преступления Родиона является его внутреннее депрессивное состояние, в котором он пребывал достаточно долгое время, а также бедность, желание доказать свою важность этому миру и ненависть к старухе, которая, возможно, и была самодуркой.

Мотивом преступлений всегда является совокупность нескольких факторов, которые накопились в душе человека, а потом вышли наружу. Это и было с Раскольниковым, который вовремя не смог одуматься и остановиться.

Также читают:

Картинка к сочинению Причины преступления Раскольникова

Популярные сегодня темы

В среде писателей, Тургенев И.С. как писатель, был очень смелым писателем. Его одно из звездных произведений «Муму» долгое время не выходило в печать, по причине основного сюжета произведения. И только благодаря уп

Сюжет сказки знаменитого немецкого писателя Гофмана переносит нас в удивительный волшебный мир Кукольного царства. Действия сказки приходятся на канун Рождества, поэтому автор во всех подробностях описывает всё

Сочинения про Великих людей

Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой

Впечатления от пребывания на Кавказе известный писатель получил, находясь в детском возрасте. Маленький Михаил часто болел, и поэтому его бабушка на лечение отвозила его несколько раз на Кавказ.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Читайте также:  Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Преступление и наказание

Родион Раскольников – главный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который стал совершенным и запутанным одновременно. Раскольников, будучи бедным студентом, совершает непростительное уголовное преступление, но в книге акцент сделан не на само убийство, а именно на «идеологическое преступление».

Даже сам автор, с самого начала романа начинает по-разному относиться к своему герою. Он лояльно относится к постоянным вопросам Раскольникова о бытие, и заставляет героя проводить постоянные исследования, как над самим собой, так и над окружающим его миром.

Причины преступления изначально были у героя не от тяготы социальных условий его существования, а от отстранения людей. Герой не верит, что люди способны творить добрые дела и постоянно ожидает от них злых поступков и ищет злых умыслов.

Конечно же, у самого Раскольникова есть и свои причины, которые и привели его к преступлению – его отчужденность от других людей сделала его личность особенной, отдельной, не такой, как у всех «тварей дрожащих». Это автор часто подчеркивает, сравнивая вину Мармеладова и Раскольникова.

Даже в самой фамилии главного героя автор заложил отделенность от окружающего мира, «раскол». В этом и есть суть героя. Совершив свое убийство, Родион еще дальше отдаляется от всего, что есть вокруг него – бесконечные уединения, мучительная тягота и полное отчуждение каждый день преследовали его.

Немало важную роль внесли и его друзья, близкие ему люди, такие как Разумихин. Стремительное желание помочь Раскольникову найти выход из сложившейся ситуации еще больше отдаляли героев друг от друга.

Всю жизнь героя сопровождают жестокость, холодные чувства и бесчеловечие. Начиная с его университетских времен, Раскольников чуждался всех вокруг, что привело к тому, что окружающие его люди отвернулись и от него.

Право совершить преступление, как считает Раскольников, возникает из-за постоянного неравенства между нормальными и необыкновенными людьми. Его цели, как он считает, оправдывают все средства, даже убийство.

Даже после совершения преступления, герой остается при своем мнение и пытается себя оправдать. На суде он скрывает настоящие причины убийства, а после него еще больше уходит внутрь своего мира и закрывается в нем навсегда. Сравнивая себя с Наполеоном, он понимает, что все равно принадлежит к великим людям.

Вариант 2

Рассматривая причины и мотивы преступления Раскольникова, стоит сказать, что молодым человеком двигали три основных момента:

  • Альтруистический – основным лейтмотивом которого служит помощь униженным и оскорбленным, а также месть за них;
  • Эгоистический – нет запретов, все позволено;
  • Испытательный – «тварь ли я дрожащая?»;
  • Самоказнь – когда оказывается, что «не выдержал»

Молодой человек подавлен – причем, напряжение по ходу развития событий только нарастает. Его гнетут бедность, социальный строй, с которым он не может примириться и многие другие факторы.

Можно сказать, что Родион воспринимает действительность чересчур эмоционально. Он испытывает сострадание к людям, потому решает таким образом отомстить за их страдания. Конечно же, это абсурдно – но герой доведен до отчаяния и не видит другого выхода.

Еще одним мотивом преступления можно назвать состояние безысходности. Раскольников доведен до крайней степени отчаяния, можно сказать, что реальность «выжала из него последние соки» и он сам не ведает, что творит.

В качестве следующего мотива служит столкновение с несправедливостью и злом. Одним из его воплощений является процентщица, чья ростовщическая деятельность покрывается законом. Что же касается Раскольникова, он видит, что она получает прибыль, зарабатывая на людском горе и мучениях. Родион не может смириться с этим, он решает действовать.

Еще одной причиной служит некий эксперимент: герой пытается найти ответ на вопрос: «можно ли обрести счастье, преступив закон?» Конечно же, ответ отрицательный – но молодой человек слишком поздно понимает это.

Однако самым важным моментом является теория Раскольникова, смысл которой заключается в том, что нарушение закона может быть оправдано определенными мотивами. Родиона можно назвать идеологом, мыслителем – однако привели его к этому несправедливость, буржуазная действительность, а также тщеславие и высокомерие.

Но есть среди мотивов и благородные: например, главный герой считает, что использует похищенные деньги для помощи нуждающимся людям.

Читайте также:  Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Тем не менее, теория Раскольникова терпит крах – даже если преступление совершается из благих намерений, в отчаянии, в состоянии аффекта – оно все равно остается преступлением и предполагает наказание. Ведь даже человек, убивший ради справедливости, не перестает от этого быть убийцей.

Вполне возможно, что для достижения своих целей Родиону следовало прибегать к другим методам. Примечателен тот факт, что в конце произведения герой все же раскаивается – а значит, понимает, что избрал далеко не тот путь, который следовало, и в результате этого лишь усугубил свое положение.

Сочинение Причины преступления Раскольникова

В центре сюжета произведения Достоевского «Преступление и наказание» характер студента Раскольникова, который проживает в бедствии. Он идет на убийство процентщицы, а также ее сестры Лизаветы. Что стало причиной такого поступка и какие мотивы убийства? Даже в конце романа мы не можем дать окончательного ответа на этот вопрос.

Мотивы совершения преступления главным персонажем раскрываются не сразу. Они описываются на протяжении всего романа: в авторском рассказе, в беседах Раскольникова с Разумыхиным и Заметовым, а также со следователем Порфирием Петровичем, и, конечно, в речи героя после самого убийства.

К причинам, что толкнули Раскольникова на совершение преступления, конечно, относятся невыносимая бедность, отсутствие возможности заплатить за обучение, жизнь в каморке, что напоминает гроб, на протяжении полугода, унижение достоинства героя. Он имел другой выход, мог зарабатывать, давая уроки, однако его душа была «поражена» не только личными страданиями, но и горем окружающего мира.

Но есть также совершенно другая, главная причина совершения этого преступления. Родион в своих размышлениях придумывает теорию, ужасною по своей сути, хотя, с первого взгляда убедительную. Он пишет статью, и в ней высказывает мнение, что все люди делятся на два типа: на «материал» и на «необычных» людей, которые могут изменить историю. Последних существует очень мало, и у них есть право управлять людьми и переступить закон. Таких, как Наполеон, Ликург, Магомет никакие трудности не могут остановить на пути к задуманному. Родион убежден в правильности своих убеждений, считает ее решением всех проблем. Парень решил выяснить, к какому типу людей он принадлежит.

Совершив правонарушение, главный герой и дальше верит в правильность своих убеждений, но совесть сильно его терзала. Душевные страдания героя стают невыносимыми. Он пытается убрать мысли о матери и сестре, ведь иначе необходимо выбирать к какому типу отнести и их. Трагедия персонажа усиливается, ведь теория, на которую он так надеялся, наоборот усугубляет ситуацию.

Страх преследует героя с каждым шагом, испытания совести и мысли о том, что он — не Наполеон, а «тварь дрожащая» не дают ему покоя. Родион и его теория переживает невыносимый крах.

Можно сделать вывод, что какими бы ни были причины совершенного, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова.

Образец 4

Преступление Родиона Раскольникова – наиболее важное событие в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Именно вокруг него строится сюжет и именно с ним таки или иначе связаны все другие события.

Рассмотрим причины и мотивы, которые подтолкнули простого студента Раскольникова к такому нелегкому действию, как убийство. Для начала следует определиться с понятиями. Под причиной любого преступления обычно понимается совокупность тех отрицательных условий, которые формируют в человеке готовность преступить нормы закона и морали, установки и запреты общества. Мотивами же обычно понимается конкретный повод или благо, ради которого преступник выбирает действовать, нарушая закон.

При таких определениях, на первый взгляд может показаться, что бедность Родиона и отсутствие у него денег даже на необходимые для жизни блага и есть причина совершенного им убийства старухи-процентщицы, однако произведение Достоевского не стало бы таким важным для общемировой литературы, если бы в нем описывалась история обычного убийцы-грабителя.

Причины преступления Раскольникова лежат гораздо глубже, в его психике и мировоззрении. Деньги старухи-процентщицы стали лишь одним из мотивов к тому, чтобы убить её. Основной причиной его поступка стала выведенная им теория «о тварях дрожащих и право имеющих». Именно эта теория и последовавший за неё вывод о том, что Родион «право имеющий», а значит, он может преступить закон и мораль и сделать всё, что захочет.

После создания такой теории в его жизни сформировались условия, в которых нахождение нужным мотивов стало лишь вопросом времени. Первым мотивом стала, как уже было сказано, бедность, а если быть точнее – нищета Раскольникова и жажда наживы. Вторым мотивом стало стремление установить справедливость, поскольку, как считал сам Родион, старуха-процентщица не достойна жизни, ведь она жадная и скупая, даёт людям деньги лишь под огромный процент, а всё своё имущество завещала монастырю, в результате чего её родная сестра, над которой старуха постоянно издевается, несправедливо останется ни с чем.

Таким образом, мы видим, что в рамках выведенной теории, когда преступить закон не является чем-то ужасным, убийство старухи – необходимость, поскольку Родиону очень нужны деньги, чтобы прекратить своё убогое существование в комнатке на окраине Петербурга и начать по-настоящему жить, а сама смерть старухи принесет облегчение многим людям, которые должны ей. По крайней мере так картина виделась Раскольникову до того момента, как он совершил своё преступление. Всё, что произошло дальше доказывает неправильность таких взглядов и всей его теории в принципе.

Причины и мотивы преступления Раскольникова

Несколько интересных сочинений

За день очень большое расстояние люди проезжают на машине. Если даже это простая поездка на работу и обратно, все равно, она занимает несколько часов в день.

Солженицына, как писателя – философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

Очень часто в разговоре о каком-то человеке можно услышать фразу «бесхарактерный человек» или же «сильный волевой характер». А что же такое этот характер на самом деле

Русский язык считается наиболее сложным языком из-за трудностей, связанных и с расставлением знаков препинания, и правилами переноса слогов и многими другими причинами. Среди них отдельное место занимает вопрос

Одним из ключевых персонажей произведения является прекрасная Незнакомка, без имени, возраста, адреса, с которой главный герой встречается на палубе корабля.

Сочинение: Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

“Преступление и наказание” — одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Между тем трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение, оценки которого были бы столь разноречивы и даже противоположны, причем расхождения эти связаны именно с вопросом о мотивах преступления Раскольникова и об отношении к ним Ф. М. Достоевского.

По мнению многих исследователей, доминирует все-таки концепция двойственности мотивов. Первый представляет собой теорию “права сильного”, которая отражала дух времени и была порождением общественной теории нигилизма: “Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”. Второй — полная противоположность первому: желание добра людям, стремление спасти сестру от гибели, а себе дать возможность добрыми делами всей последующей жизни загладить преступление. Некоторые исследователи находят три, четыре и даже больше мотивов, но все они тяготеют к двум вышеперечисленным полюсам.

Вообще, приступая к работе над романом, Достоевский писал: “. уничтожить неопределенность, то есть так или этак объяснить все убийство. ”. Есть литературоведы, которые считают, что сделать это Достоевскому не удалось: он так и не пришел к выводу, как именно мотивировать преступление, и остались две, “не согласованные между собой” мотивировки, осталась неопределенность. Вторая, более распространенная точка зрения заключается в том, что вначале у Достоевского были колебания, но он их решил “диалектически”, то есть — сочетав обе. Выходит, что Раскольникову хочется, или ему это только кажется, быть “добрым Наполеоном”. В этом словосочетании совмещено несовместимое, но в этом-то и кроется зерно, суть вопроса. Все, что послужило мотивами преступления Родиона Раскольникова, построено на глубоких, запутанных противоречиях, в которых нам и предстоит разобраться.

Прежде всего их следует искать во внутренних противоречиях самой натуры Раскольникова. Не случайно автор дал ему такую фамилию, которая постоянно напоминала бы читателю о внутреннем расколе героя. Но этот раскол вовсе не следует понимать как борьбу между “плохими” и “хорошими” мотивами преступления. Так кажется самому Раскольникову, но это лишь его самообман, и мы не должны ему поддаваться.

То, что на самом деле происходит в душе Р. Раскольникова, верно определил современный литературовед Ю. Ф. Ка-рякин: “борьба мотивов за преступление против него”, “правых и неправых целей, определяющих и свои средства”. Подтверждением противоречивости характера Раскольникова являются и слова Разумихина, который знает Родиона немногим, но лучше других: “великодушен и добр” и в то же время “холоден и бесчувственен до бесчеловечия”. И сам Достоевский пишет: “. уже в следующую минуту это становился не тот человек, что был в предыдущую”. И, как опять-таки верно подметил Карякин, “даже сны его — тоже разные, противоположные”: один сон — “предостережение от убийства”, второй — его “повторение”. Каждое слово героя “расколото” и в сущности уже заключает в себя реалы: “проклятая мечта”, “мрачный восторг”, “кровь по совести”. Скорее, эти словосочетания следовало бы разбить на два ряда слов: “проклятая, мрачный, кровь” и “мечта, восторг, совесть”. Такой порядок характерен для сознания обычного человека. Но в сложнейшей системе самосознания Раскольни-кова порядок нарушается, и между несовместимыми понятиями происходит борьба.

Родион Раскольников постоянно ощущает борьбу, но он неправильно ее понимает, словом, поддается самообману, выдавая борьбу за противостояние правых целей неправым средствам.

Нередко мотив убийства объясняют роковым влиянием города. Действительно, душная атмосфера узких и пыльных улиц, гробообразная каморка Раскольникова — все это, можно сказать без преувеличения, погубило его: “редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Погубило, но отнюдь не как героя, вступившего в схватку с чуждым ему миром во имя правых целей. Раскольников пытался встать на этот путь, но вскоре разочаровался в нем и смирился с существующим порядком. Изменить что-то в этом мире кажется Родиону Рас-кольникову невозможным, равно как остановить скрипящую, но все же действующую машину. Над теорией “всеобщего счастья” герой смеется: “несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье. Ха-ха!” И совершается трагедия — внутреннее пора-;жение Раскольникова, его порабощение этими замкнутыми стенами и грязными улицами. Переворачивается вся система ценностей героя — он уже заражен “влияниями” Петербурга, и его душевное состояние действительно принимает форму болезни. И, как отметил Ю. Ф. Карякин, “не скверную пьесу хочет он отменить, а пытается (безнадежно) сыграть в ней другую роль, роль главного героя”. Следующий шаг больного ума — извращенная арифметика — “одна смерть и сто жизней взамен”, “куча” обстоятельств, навалившихся разом на героя, которые тот счел за роковые. Полное отчаяние в его настоящем положении, невозможность спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье, загубленной навсегда девочке, вышедшей на панель, наводят нас на мысль о, так сказать, “нетрадиционном средстве”. Вопрос в том, смо: жет ли он им воспользоваться?

Уже все его муки до совершения преступления дают Р. Раскольникову почувствовать, что он не способен на такое. Но в тот решающий момент, когда герой уже почти освободился от власти этой идеи и просил Бога указать ему правильный путь, дорога приводит его к месту, где он слышит свой приговор: завтра и в определенном часу. Все предрешено, Раскольников уже почти сознательно жертвует собой ради спасения других. Кто он — новый Христос, Мессия? Избрав роль спасителя человечества, Родион Раскольников стремится “встать” над глупою толпой и силою своей власти сделать то, что он хочет. Но осуществляется его миссия по-другому: его пример показывает оторвавшейся от народа и помешанной на “наполеоновской идее” интеллигенции всю ее бесчеловечность и никчемность. Но как бы то ни было, такого предназначения сам Раскольников угадать, разумеется, не мог бы, в этом он целиком подчинился авторской воле. И, поэтому “добро” никак нельзя считать мотивом преступления. И опять ссылаясь на Ю. Ф. Каря-кина, можно сказать, что если “добро” поначалу и противостояло преступлению, то потом оно капитулировало перед злом, а еще позже — стало незаметно прикрывать собою горькую правду: “Я просто убил, для себя убил. ”

Таким образом, нам удалось чуть ближе рассмотреть тот сложный и запутанный клубок, тот узел, в котором сплетены мотивы преступления Родиона Раскольникова. Сложность эта — гнетущая, тяжелая, словно бремя, так что как бы в отместку ей хочется сказать: все гениальное просто, подтверждая тем самым противоестественность подобной усложненности, граничащей с неразберихой, хаосом. Отсюда вытекает увиденная Ю. Ф. Карякиным главная мысль Ф. М. Достоевского: “не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо его обосновывать как бы то ни было”.

Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Какое место занимает детская тема в романе Ф.М. До­стоевского «Преступление и наказание»?

Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчерки­вают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправ­дывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, яв­ляющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть по­рочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, покончившая с собой,- это тоже обличение общества.

Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступ­ление он совершает не только и не столько из-за чувства соци­альной несправедливости. Раскольников хочет проверить, спо­собен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест с крайним индивидуализмом, теорией сильной личности.

Какое значение имеют сны Раскольникова в раскрытии темы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Сны Раскольникова не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение. Они воз­никают в момент наивысшего напряжения героя и как бы заверша­ют один из этапов его идейных поисков. Сны Раскольникова пока­зывают, что борьба идет не только в сознании, но и в подсознании героя. Маленькому Раскольникову, каким он видит себя во сне, жалко измученную, иссеченную кнутом и затем убитую топором лошадь. Он во сне обнимает мертвую лошадиную голову и ужасает­ся крови. Проснувшись, он представляет, как топор войдет в че­реп, и это тоже ужасает его. Но он стремится доказать, что спосо­бен превозмочь себя. Этот сон Раскольникова показывает несовмес­тимость задуманного им преступления с такими чертами его характера, как сострадательность и нежность.

Что объединяет всех обитателей петербургского «дна»?

Ф.М. Достоевский изображает страшные картины жизни бед­ноты большого города. Жалкие жилища, болезни, нищета — это то, что объединяет всех жителей «дна» Петербурга. Каждая семья бедна по-своему, но жизнь всех бедных людей трагична. Доста­точно привести в пример судьбу семьи Мармеладовых.

В чем заключается своеобразие решения темы социальной несправедливости в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Главная тема русской литературы — протест против социаль­ной несправедливости, нищеты поднимается в романе Ф.М. Дос­тоевского «Преступление и наказание» на философско-этический уровень. Раскольников предпринимает «бунт» не из-за личной обиды, а во имя униженных и оскорбленных. Здесь решается про­блема благородной цели и неправедных средств — оправдывается ли убийство даже самой высокой и гуманной целью.

В чем состоит теория Раскольникова?

Теория Раскольникова — это теория сильной личности. Герой разделяет людей на две категории. Одни — муравьи из муравей­ника, которые всю жизнь подчиняются и страдают, другие — их единицы — имеют власть, могут преступать общечеловеческие законы. Это теория крайнего индивидуализма. Раскольников одер­жим идеей проверить на деле, «тварь он дрожащая или право име­ет». Из этой теории полностью уходит христианская идея.

Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?

Социальными истоками преступления Раскольникова явля­ются нищета, обездоленность людей, окружающих его, да и по­ложение его собственной семьи — матери и сестры. Философские истоки заключены в его теории сильной личности.

Какую роль играет образ Свидригайлова в развенчании теории сильной личности?

Свидригайлов выступает в романе Ф.М. Достоевского «Престу­пление и наказание» в качестве двойника Раскольникова. Он во­площает одну из возможностей практического осуществления идеи героя — нравственный цинизм. Нравственный циник Свид­ригайлов, живущий по принципу «все дозволено», презираю­щий любые представления о добре и зле, становится двойником идейного циника Раскольникова. Недаром во время первого сви­дания с Раскольниковым Свидригайлов говорит, что они — «од­ного поля ягоды». А в последнюю встречу накануне самоубийства он вновь выскажет эту мысль, назвав Раскольникова «порядоч­ным циником». В интерпретации Свидригайлова теория Расколь­никова лишена романтической философской основы и выглядит пошлой и эгоистичной.

Какие черты воплощены в образе Лужина?

Лужин является олицетворением бесчеловечности строя, где властвуют деньги. Лужин не останавливается ни перед каким нрав­ственным преступлением, если оно экономически оправдано. Он считает, что ради достижения своей цели «людей резать можно». Он тоже двойник Раскольникова, выражающий абсолютизацию одной из сторон теории Раскольникова.

В чем заключается трагическая ошибка Раскольникова?

Трагическая ошибка Раскольникова состоит в противоречии между субъективно-гуманистическими побуждениями героя и объективно-антигуманистической формой их проявления.

В чем своеобразие психологизма Ф.М. Достоевского в ро­мане «Преступление и наказание»?

Психологизм Ф.М. Достоевского отличается от психологизма И.С. Тургенева или Л.Н. Толстого. Раскрывая внутренний мир героев, Ф.М. Достоевский показывает столкновение противоре­чивых импульсов, борьбу между сознанием и подсознанием, желанием и осуществлением его. Его герои не просто размышля­ют, они мучительно страдают, анализируют свои поступки, реф­лектируют.

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Родион Раскольников является главным героем романа “Преступление и наказание” Достоевского.

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.

Смотрите:
Все материалы по “Преступлению и наказанию”
Все материалы по Раскольникову

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.

Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи. Да, Раскольников беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий. Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях. Суть теории Раскольникова заключается в том, люди делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть “материал” для великих

Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является “тварью дрожащей”.

Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

  • Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников понимает, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизни непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова глубокое впечатление.
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников против того, чтобы Дуня шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет Раскольникова задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время (“завтра в 7 часов вечера”).
  • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен.
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть “зацикленности” на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.

Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают Раскольникова, как преступника.


Раскольников после преступления

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей теории. Он понимает, что не является “Наполеоном” и не способен ценой преступления строить “светлое будущее”. Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов он сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 23:05:29 25 ноября 2003 Похожие работы
Просмотров: 1293 Комментариев: 17 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать