Роман Ф.М. Достоевского «Идиот», написанный в 1868 году, — одно из самых любимых, задушевных его творений. В авторских черновиках он назывался «Князь Христос». Судьба князя Льва Николаевича Мышкина — страшная трагедия доброго человека, испытывающего любовь и жалость к людям, но бессильного им помочь и потому погибающего в жестоком бездуховном мире. Он предлагает руку и сердце петербургской красавице Настасье Филипповне Барашковой, желая показать ей, что он высоко ценит ее страдающую душу и что для него она чиста и ни в чем не виновата. У Настасьи Филипповны в прошлом — жизнь на содержании богатого помещика Тоцкого, множество унижений, страдание от осознания загубленности своей жизни. И она очень дорожит отношением к ней князя, который не презирает ее как «уличную» женщину, а от души ее жалеет. Настасья Филипповна колеблется в своем согласии выйти замуж за Льва Николаевича, уходя от него к купцу Парфену Рогожину и снова возвращаясь. Она и мечтает о счастье с князем, и боится «загубить» эту чистую, детски наивную душу. Лихорадочно спешит она со свадьбой, с приготовлением нарядов. Люди обсуждают эту свадьбу, назначенную в дачном Павловске, ходят разные слухи. Многие желают «спасти» князя от опрометчивого решения, особенно усердствует Лебедев. Он даже приводит к Мышкину доктора под благовидным предлогом, но на самом деле с целью освидетельствования психического здоровья князя. Их беседа показалась доктору очень интересной, и он не сделал вывода об умственном расстройстве князя. Посчитав, что невозможно брать всех в опеку, кто неудачно женится, доктор объясняет прозаические преимущества этой женитьбы: красавица, с богатым приданым. По его мнению, это, напротив, доказывает здравый и точный расчет князя. Также обсуждается, кто будет шаферами на свадьбе, ходят слухи о желающих устроить молодым шумный скандал под окнами. Но главными стали слухи о том, что в Павловске несколько раз видели Рогожина, от которого ушла Настасья Филипповна. Ипполит, когда его навещает князь, прямо предостерегает Мышкина о том, что Рогожина следует опасаться.
Князь видит, что Настасья Филипповна все чаще грустит и задумывается. Он по-разному любит и Аглаю Епанчину, и Настасью Филипповну, но ее он жалеет, как ребенка. Он понимает, как была несчастлива Настасья Филипповна, и искренне верит, «что она может еще воскреснуть». И она благодарна за это князю, но и хорошо понимает, что значит для него Аглая. Поэтому ничего ему не говоря, она старается чисто по-женски уязвить соперницу, распустив побольше разговоров о свадьбе или проезжая с князем будто бы случайно мимо окон дачи Епанчиных. Накануне свадьбы она вдруг посылает за Мышкиным, и он застает ее в истерическом припадке: ей где-то показался Рогожин, и она боится, что «он ее убьет ночью… зарежет!». В то же время Настасья Филипповна слышала о готовящемся скандале, и ей «захотелось теперь еще больше поднять пред ними голову», затмив всех роскошью и красотой, особенно, чтобы об этом узнала Аглая.
В день свадьбы собираются толпы зевак, приходят гости, восхищаются красотой и нарядом невесты. Она бледна, лишь глаза сверкают, «как раскаленные угли» — само олицетворение Красоты воплощает в ее образе автор. Но уже подали для невесты карету, как вдруг происходит неожиданное — из толпы показался Рогожин, и Настасья Филипповна кинулась к нему с криком: «Спаси меня! Увези меня!» они уехали с Рогожиным к поезду так быстро, что даже не сообразили послать за ними вдогонку. Публика обсуждает происшедшее, считая «оно все этак и к лучшему» и утешая князя. Князь в раздумье остается один, он по виду почти спокоен, только просит разбудить его рано утром для поездки в город.
Почему убежала из-под венца Настасья Филипповна? Красота, загубленная людьми — это одна из идей автора в этом романе. Ее душевные метания: мечты о чистом счастье и осознание невозможности этого счастья, своего нравственного падения — переполняют героиню. Она благодарна Мышкину за его самоотверженное решение, но и не может принять этой жертвы. Лев Николаевич понимает сердцем, что она не виновата, что она несчастна, и ему жаль ее до глубины души. Он странно спокоен прежде всего потому, что догадался, чего ищет Настасья Филипповна, — смерти от руки ревнивого Рогожина. Понимая, что он ничего не в силах изменить, он все-таки едет к нему в Петербург. Данный эпизод раскрывает накал страстей среди героев романа, развивающийся драматизм происходящего, сложную внутреннюю борьбу в душе героев, следствием которой станет трагический исход событий.
СЦЕНА ВЕНЧАНИЯ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ С КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)
СЦЕНА ВЕНЧАНИЯ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ С КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ
(анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)
В романе Ф. М. Достоевского “Идиот” автор пытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности и бесчеловечности окружающего общества. В центре романа – идеальный герой, правдоискатель. “Давно уже мучила меня одна мысль, – признавался писатель, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не
Нравственная сила Мышкина, его душевная чистота, бескорыстие, доброта и сочувствие к чужим страданиям вызывали уважение не только
Настасья Филипповна – гордая, благородная страдающая женщина, жертва безобразия, лицемерия и бесчеловечности окружающего ее общества. Героиня обладает физической и духовной красотой. Она глубоко несчастна, ее женская честь поругана, она унижена и оскорблена морально развращенным и циничным обществом. Настасья Филипповна бросает вызов буржуазнодворянскому обществу, ничтожеству и пошлости его интересов, лицемерию и ханжеству его представителей, которые грешат против ими же защищаемой морали. Она презирает и ненавидит всех карьеристов и циничных дельцов, которые в погоне за наслаждениями видят в женщине всего лишь предмет своих низменных вожделений, но не видит выхода для себя. Настасья Филипповна мечется, мучительно переживает свое падение, переходит от презрения и ненависти к отчаянию.
В образе Настасьи Филипповны Достоевский выразил свою любимую идею об искажении и поругании в собственническом обществе красоты, женского достоинства, человеческой личности, враждебности этого общества всему прекрасному и благородному. Героиня из гордости отвергает предложение князя Мышкина, видя в нем проявление жалости, а не любви, и уходит к Рогожину, зная, что идет навстречу своей гибели. Истерзанная, оскорбленная и униженная, Настасья Филипповна не может связать свою судьбу с князем – это означало бы поверить в доброе начало в этом мире, поверить в себя, в возможность благополучия. Она не может в это поверить, не может простить своей исковерканной жизни, забыть мучающие ее сомнения, простить оскорбившее ее общество. Настасья Филипповна отвергает сострадание князя, отказывается от его предложения и уходит к Рогожину, нравственно попирает себя, затаптывает в грязь свое лучшее “я”, свое стремление к добру и прекрасному, чтобы доказать себе и другим, что добра в мире Тоцких и Епанчиных быть не может.
Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны необычайно сложны и противоречивы: они любят друг друга и в то же время мучают себя, приносят свое чувство в жертву кажущемуся благополучию другого. Мышкин видит портрет женщины, лицо которой прекрасно и в то же время отражает глубокое внутреннее страдание. Настасья Филипповна – глубокая и страстная натура, человек с “пронзительным” умом и раненым сердцем. Она поставлена в ложное положение Тоцким, у которого находилась на содержании, и вот теперь ею все торгуют, как вещью. Князь Мышкин появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим напускным цинизмом. Мышкин мучится сознанием своей вины перед Настасьей Филипповной и, в сущности, является невольным виновником ее гибели.
Перед свадьбой князь был “сам не свой” после слов Ипполита: “Я ведь боюсь за Аглаю Ивановну; Рогожин знает, как вы ее любите; любовь за любовь; вы у него отняли Настасью Филипповну, он убьет Аглаю Ивановну; хоть она теперь и не ваша, а все-таки ведь вам тяжело будет, не правда ли?” Князь был взволнован этими словами накануне свадьбы, пытался получить подтверждение об обратном от Настасьи Филипповны, но она “не в состоянии была успокоить его”, “грусть и задумчивость ее возрастала с каждым часом”. Многое князю Мышкину в Настасье Филипповне показалось “теперь загадочным и непонятным… он искренно верил, что она еще может воскреснуть”. Но в любви князя к Настасье Филипповне было “влечение к какому-то жалкому и больному ребенку, которого трудно и даже невозможно оставить на свою волю”. На брак князь смотрел как “на какую-то неважную формальность; свою собственную судьбу он слишком дешево ценил”.
За пять дней до свадьбы Настасья Филипповна “вскрикивала, дрожала, кричала, что Рогожин спрятан в саду, у них же в доме, что она его сейчас видела, что он ее убьет ночью… зарежет!”, но это “объяснялось простым миражем”. Накануне свадьбы Настасья Филипповна была радостно возбуждена нарядами, хотя ее все еще беспокоило мнение окружающих: ей именно захотелось теперь еще больше поднять пред ними голову, затмить всех вкусом и богатством своего наряда, – пусть же кричат, пусть свистят, если осмелятся!”
Вечером перед свадьбой невеста была “в слезах, в отчаянии, в истерике”. “Что я с тобой-то делаю!” – говорила она князю. “Князь целый час просидел с нею”, и “они расстались через час примиренно и счастливо”. Утром от былых слез не осталось и следа – женщину волновал ее внешний вид и то, “что именно надеть из бриллиантов и как надеть”.
К венцу “Настасья Филипповна вышла действительно бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали на толпу как раскаленные угли; этого-то взгляда толпа и не вынесла; негодование обратилось в восторженные крики. Уже отворились дверцы кареты, уже Келлер подал невесте руку, как вдруг она вскрикнула и бросилась с крыльца прямо в народ. Все провожавшие ее оцепенели от изумления, толпа раздвинулась пред нею, и в пяти, в шести шагах от крыльца показался вдруг Рогожин. Его-то взгляд и поймала в толпе Настасья Филипповна. Она добежала до него как безумная и схватила его за обе руки”, умоляя Рогожина спасти ее и увезти куда угодно.
Они мгновенно сели в карету, кучер сразу же ударил по лошадям и карета скрылась из виду. Гнаться за ними не стали, считая, что “во всяком случае поздно! Силой не воротишь!”, да и князь не захочет.
Узнав о случившемся, князь “побледнел, но принял известие тихо, едва слышно проговорив: “Я боялся; ноя все-таки не думал, что будет это… Впрочем… в ее состоянии… это совершенно в порядке вещей”. “Такой отзыв уже сам Келлер называл потом “беспримерною философией”.
Предложение Настасье Филипповне руки и сердца Мышкиным вместо ожидаемого мира приносит ей обострение страданий. Появление князя не только не успокаивает, но доводит до парадокса, до трагического разрыва противоречивые полюсы ее души. Рушатся надежды Мышкина на личное счастье, не в его силах спасти обезумевшую Настасью Филипповну. Финал романа трагичен: Настасья Филипповна гибнет от руки Рогожина, вина которого так же велика, как и его отчаяние и жажда веры. Он пролил кровь, убил “красоту”, а в результате – горячка, опустошение души. Князь не упрекает Рогожина, и в эти невыносимые мгновения в мрачном доме купца, следуя своей вере, прощает, по-братски утешает убийцу, не находя в себе ни сил, ни права осудить его.
Князь не смог предотвратить гибели Настасьи Филипповны и спасти Рогожина от каторги, ему не по силам изменить природу людей и существо самой действительности. Будучи в ряде ситуаций смешным, он в то же время переживает трагедию. Причина страданий Мышкина в том, что он не хочет видеть в людях злого начала, уповая на их добро. Любя жизнь, он отвергает естественные законы человеческой природы, чувственное и плотское начало в их отношениях, подменяет любовь жалостью, но он же чутко ощущает то зло, которое обступило человека, и ясно предвидит, насколько сильным может оно оказаться.
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)
Роман Ф. М. Достоевского “Идиот”, написанный в 1868 году, – одно из самых любимых, задушевных его творений. В авторских черновиках он назывался “Князь Христос”. Судьба князя Льва Николаевича Мышкина – страшная трагедия доброго человека, испытывающего любовь и жалость к людям, но бессильного им помочь и потому погибающего в жестоком бездуховном мире. Он предлагает руку и сердце петербургской красавице Настасье Филипповне Барашковой, желая показать ей, что он высоко ценит ее страдающую душу и что для него она чиста и ни в чем не
виновата. У Настасьи Филипповны в прошлом – жизнь на содержании богатого помещика Тонкого, множество унижений, страдание от осознания загубленное™ своей жизни. И она очень дорожит отношением к ней князя, который не презирает ее как “уличную” женщину, а от души ее жалеет. Настасья Филипповна колеблется в своем согласии выйти замуж за Льва Николаевича, уходя от него к купцу Парфену Рогожину и снова возвращаясь. Она и мечтает о счастье с князем, и боится “загубить” эту чистую, детски наивную душу. Лихорадочно спешит она со свадьбой, с приготовлением нарядов. Люди обсуждают эту свадьбу, назначенную в дачном
Павловске, ходят разные слухи. Многие желают “спасти” князя от опрометчивого решения, особенно усердствует Лебедев. Он даже приводит к Мышкину доктора под благовидным предлогом, но на самом деле с целью освидетельствования психического здоровья князя. Их беседа показалась доктору очень интересной, и он не сделал вывода об умственном расстройстве князя. Посчитав, что невозможно брать всех в опеку, кто неудачно женится, доктор объясняет прозаические преимущества этой женитьбы: красавица, с богатым приданым. По его мнению, это, напротив, доказывает здравый и точный расчет князя. Также обсуждается, кто будет шаферами на свадьбе, ходят слухи о желающих устроить молодым шумный скандал под окнами. Но главными стали слухи о том, что в Павловске несколько раз видели Рогожина, от которого ушла Настасья Филипповна. Ипполит, когда его навещает князь, прямо предостерегает Мышкина о том, что Рогожина следует опасаться.
Князь видит, что Настасья Филипповна все чаще грустит и задумывается. Он по-разному любит и Аглаю Епанчину, и Настасью Филипповну, но ее он жалеет, как ребенка. Он понимает, как была несчастлива Настасья Филипповна, и искренне верит, “что она может еще воскреснуть”. И она благодарна за это князю, но и хорошо понимает, что значит для него Аглая. Поэтому ничего ему не говоря, она старается чисто по-женски уязвить соперницу, распустив побольше разговоров о свадьбе или проезжая с князем будто бы случайно мимо окон дачи Епанчиных. Накануне свадьбы она вдруг посылает за Мышкиным, и он застает ее в истерическом припадке: ей где-то показался Рогожин, и она боится, что “он ее убьет ночью… зарежет!”. В то же время Настасья Филипповна слышала о готовящемся скандале, и ей “захотелось теперь еще больше поднять пред ними голову”, затмив всех роскошью и красотой, особенно, чтобы об этом узнала Аглая.
В день свадьбы собираются толпы зевак, приходят гости, восхищаются красотой и нарядом невесты. Она бледна, лишь глаза сверкают, “как раскаленные угли” – само олицетворение Красоты воплощает в ее образе автор. Но уже подали для невесты карету, как вдруг происходит неожиданное – из толпы показался Рогожин, и Настасья Филипповна кинулась к нему с криком: “Спаси меня! Увези меня!” они уехали с Рогожиным к поезду так быстро, что даже, не сообразили послать за ними вдогонку. Публика обсуждает происшедшее, считая “оно все этак и к лучшему” и утешая князя. Князь в раздумье остается один, он по виду почти спокоен, только просит разбудить его рано утром для поездки в город.
Почему убежала из-под венца Настасья Филипповна? Красота, загубленная людьми – это одна из идей автора в этом романе. Ее душевные метания: мечты о чистом счастье и осознание невозможности этого счастья, своего нравственного падения – переполняют героиню. Она благодарна Мышкину за его самоотверженное решение, но и не может принять этой жертвы. Лев Николаевич понимает сердцем, что она не виновата, что она несчастна, и ему жаль ее до глубины души. Он странно спокоен прежде всего потому, что догадался, чего ищет Настасья Филипповна, – смерти от руки ревнивого Рогожина. Понимая, что он ничего не в силах изменить, он все-таки едет к нему в Петербург. Данный эпизод раскрывает накал страстей среди героев романа, развивающийся драматизм происходящего, сложную внутреннюю борьбу в душе героев, следствием которой станет трагический исход событий.
Другие работы по этой теме:
Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Роман Ф. М. Достоевского “Идиот”, написанный в 1868 году, – одно из самых любимых, задушевных его творений. В авторских черновиках он назывался “Князь Христос”. Судьба.
Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным Венчание князя Мышкина и Настасьи Филипповны должно было состояться в Павловске, в самый разгар дачного сезона, когда здесь отдыхало все светское общество. Эта свадьба не.
Сцена гибели Аксиньи (Анализ эпизода из главы 17 части 8 тома 4 романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”) Роман-эпопею М. А. Шолохова “Тихий Дон” по масштабности охвата действительности, художественному мастерству литературная критика ставит в один ряд с “Войной и миром” Л. Н. Толстого.
Анализ романа Ф. М. Достоевского “Идиот”, план Работая над романом, Достоевский ставил цель – изобразить “положительно прекрасного человека”, осознавая, что это гигантская задача. В данном произведении страшное, тлетворное влияние наступающего капитализма охватило.
Сцена первого убийства Григорием Мелеховым человека (Анализ эпизода из главы 13 части 3 тома 1 романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”) Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” повествует о сложнейшем времени в истории России, огромных социальных потрясениях в среде кубанских казаков. Рушился привычный уклад жизни, коверкались.
Клевета Лужина (Анализ эпизода из главы 3 части пятой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Петр Петрович Лужин – один из тех героев романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, чей путь совершенно не приемлет ни Родион Раскольников в своих.
Признание Раскольникова в преступлении (Анализ эпизода из главы 8 части шестой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” определяется по жанру как социально-психологический роман, так как автора волнуют и острые социальные противоречия общества, и нравственные искания.
Анализ четвертой главы из первой части романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его произведения наполнены серьезными размышлениями на различные темы. Своеобразным апофеозом его творчества.
Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей – реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание специалистов различного профиля – не.
“Идиот”, анализ романа Роман “Идиот” стал реализацией давних творческих задумок Ф. М. Достоевского, его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является “по-настоящему прекрасной личностью”.
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным: сочинение
10 класс
Сочинения по русской литературе
СЦЕНА ВЕНЧАНИЯ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ С КНЯЗЕМ МЫШКИНЫМ
(анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)
В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» автор пытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности и бесчеловечности окружающего общества. В центре романа — идеальный герой, правдоискатель. «Давно уже мучила меня одна мысль, — признавался писатель, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». «Настроение» современного буржуазного мира, разгул «материальных» инстинктов, кризис христианской веры, наступающий повсеместно дух мещанства, наживы, цинизма, а также странные и чудовищные явления, связанные с этим, всегда были причиной «смятенности духа» великого писателя.
Нравственная сила Мышкина, его душевная чистота, бескорыстие, доброта и сочувствие к чужим страданиям вызывали уважение не только у измученной, потерявшей веру в людей Настасьи Филипповны, но и у смятенного и ожесточенного купца Рогожина. Во имя спасения Настасьи Филипповны Мышкин жертвует собственным счастьем, счастьем и честью любимой девушки, самоотверженно борется против несправедливости, стремится облегчить страдания других людей. Но сам Мышкин никого не спасает и заканчивает возвратом к безумию. Гибнет Настасья Филипповна, став жертвой дикой ревности Рогожина.
Настасья Филипповна — гордая, благородная страдающая женщина, жертва безобразия, лицемерия и бесчеловечности окружающего ее общества. Героиня обладает физической и духовной красотой. Она глубоко несчастна, ее женская честь поругана, она унижена и оскорблена морально развращенным и циничным обществом. Настасья Филипповна бросает вызов буржуазнодворянскому обществу, ничтожеству и пошлости его интересов, лицемерию и ханжеству его представителей, которые грешат против ими же защищаемой морали. Она презирает и ненавидит всех карьеристов и циничных дельцов, которые в погоне за наслаждениями видят в женщине всего лишь предмет своих низменных вожделений, но не видит выхода для себя. Настасья Филипповна мечется, мучительно переживает свое падение, переходит от презрения и ненависти к отчаянию.
В образе Настасьи Филипповны Достоевский выразил свою любимую идею об искажении и поругании в собственническом обществе красоты, женского достоинства, человеческой личности, враждебности этого общества всему прекрасному и благородному. Героиня из гордости отвергает предложение князя Мышкина, видя в нем проявление жалости, а не любви, и уходит к Рогожину, зная, что идет навстречу своей гибели. Истерзанная, оскорбленная и униженная, Настасья Филипповна не может связать свою судьбу с князем — это означало бы поверить в доброе начало в этом мире, поверить в себя, в возможность благополучия. Она не может в это поверить, не может простить своей исковерканной жизни, забыть мучающие ее сомнения, простить оскорбившее ее общество. Настасья Филипповна отвергает сострадание князя, отказывается от его предложения и уходит к Рогожину, нравственно попирает себя, затаптывает в грязь свое лучшее «я», свое стремление к добру и прекрасному, чтобы доказать себе и другим, что добра в мире Тоцких и Епанчиных быть не может.
Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны необычайно сложны и противоречивы: они любят друг друга и в то же время мучают себя, приносят свое чувство в жертву кажущемуся благополучию другого. Мышкин видит портрет женщины, лицо которой прекрасно и в то же время отражает глубокое внутреннее страдание. Настасья Филипповна — глубокая и страстная натура, человек с «пронзительным» умом и раненым сердцем. Она поставлена в ложное положение Тоцким, у которого находилась на содержании, и вот теперь ею все торгуют, как вещью. Князь Мышкин появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим напускным цинизмом. Мышкин мучится сознанием своей вины перед Настасьей Филипповной и, в сущности, является невольным виновником ее гибели.
Перед свадьбой князь был «сам не свой» после слов Ипполита: «Я ведь боюсь за Аглаю Ивановну; Рогожин знает, как вы ее любите; любовь за любовь; вы у него отняли Настасью Филипповну, он убьет Аглаю Ивановну; хоть она теперь и не ваша, а все-таки ведь вам тяжело будет, не правда ли?» Князь был взволнован этими словами накануне свадьбы, пытался получить подтверждение об обратном от Настасьи Филипповны, но она «не в состоянии была успокоить его», «грусть и задумчивость ее возрастала с каждым часом». Многое князю Мышкину в Настасье Филипповне показалось «теперь загадочным и непонятным. он искренно верил, что она еще может воскреснуть». Но в любви князя к Настасье Филипповне было «влечение к какому-то жалкому и больному ребенку, которого трудно и даже невозможно оставить на свою волю». На брак князь смотрел как «на какую-то неважную формальность; свою собственную судьбу он слишком дешево ценил».
За пять дней до свадьбы Настасья Филипповна «вскрикивала, дрожала, кричала, что Рогожин спрятан в саду, у них же в доме, что она его сейчас видела, что он ее убьет ночью. зарежет!», но это «объяснялось простым миражем». Накануне свадьбы Настасья Филипповна была радостно возбуждена нарядами, хотя ее все еще беспокоило мнение окружающих: ей именно захотелось теперь еще больше поднять пред ними голову, затмить всех вкусом и богатством своего наряда, — пусть же кричат, пусть свистят, если осмелятся!»
Вечером перед свадьбой невеста была «в слезах, в отчаянии, в истерике». «Что я с тобой-то делаю!» —говорила она князю. «Князь целый час просидел с нею», и «они расстались через час примиренно и счастливо». Утром от былых слез не осталось и следа — женщину волновал ее внешний вид и то, «что именно надеть из бриллиантов и как надеть».
К венцу «Настасья Филипповна вышла действительно бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали на толпу как раскаленные угли; этого-то взгляда толпа и не вынесла; негодование обратилось в восторженные крики. Уже отворились дверцы кареты, уже Келлер подал невесте руку, как вдруг она вскрикнула и бросилась с крыльца прямо в народ. Все провожавшие ее оцепенели от изумления, толпа раздвинулась пред нею, и в пяти, в шести шагах от крыльца показался вдруг Рогожин. Его-то взгляд и поймала в толпе Настасья Филипповна. Она добежала до него как безумная и схватила его за обе руки», умоляя Рогожина спасти ее и увезти куда угодно.
Они мгновенно сели в карету, кучер сразу же ударил по лошадям и карета скрылась из виду. Гнаться за ними не стали, считая, что «во всяком случае поздно! Силой не воротишь!», да и князь не захочет.
Узнав о случившемся, князь «побледнел, но принял известие тихо, едва слышно проговорив: «Я боялся; ноя все-таки не думал, что будет это. Впрочем. в ее состоянии. это совершенно в порядке вещей». «Такой отзыв уже сам Келлер называл потом «беспримерною философией».
Предложение Настасье Филипповне руки и сердца Мышкиным вместо ожидаемого мира приносит ей обострение страданий. Появление князя не только не успокаивает, но доводит до парадокса, до трагического разрыва противоречивые полюсы ее души. Рушатся надежды Мышкина на личное счастье, не в его силах спасти обезумевшую Настасью Филипповну. Финал романа трагичен: Настасья Филипповна гибнет от руки Рогожина, вина которого так же велика, как и его отчаяние и жажда веры. Он пролил кровь, убил «красоту», а в результате — горячка, опустошение души. Князь не упрекает Рогожина, и в эти невыносимые мгновения в мрачном доме купца, следуя своей вере, прощает, по-братски утешает убийцу, не находя в себе ни сил, ни права осудить его.
Князь не смог предотвратить гибели Настасьи Филипповны и спасти Рогожина от каторги, ему не по силам изменить природу людей и существо самой действительности. Будучи в ряде ситуаций смешным, он в то же время переживает трагедию. Причина страданий Мышкина в том, что он не хочет видеть в людях злого начала, уповая на их добро. Любя жизнь, он отвергает естественные законы человеческой природы, чувственное и плотское начало в их отношениях, подменяет любовь жалостью, но он же чутко ощущает то зло, которое обступило человека, и ясно предвидит, насколько сильным может оно оказаться.
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным
Роман Ф. М. Достоевского “Идиот”, написанный в 1868 году, – одно из самых любимых, задушевных его творений. В авторских черновиках он назывался “Князь Христос”. Судьба князя Льва Николаевича Мышкина – страшная трагедия доброго человека, испытывающего любовь и жалость к людям, но бессильного им помочь и потому погибающего в жестоком бездуховном мире. Он предлагает руку и сердце петербургской красавице Настасье Филипповне Барашковой, желая показать ей, что он высоко ценит ее страдающую душу и что для него она чиста и ни в чем не виновата. У Настасьи Филипповны в прошлом – жизнь на содержании богатого помещика Тоцкого, множество унижений, страдание от осознания загубленности своей жизни. И она очень дорожит отношением к ней князя, который не презирает ее как “уличную” женщину, а от души ее жалеет. Настасья Филипповна колеблется в своем согласии выйти замуж за Льва Николаевича, уходя от него к купцу Парфену Рогожину и снова возвращаясь. Она и мечтает о счастье с князем, и боится “загубить” эту чистую, детски наивную душу. Лихорадочно спешит она со свадьбой, с приготовлением нарядов. Люди обсуждают эту свадьбу, назначенную в дачном Павловске, ходят разные слухи. Многие желают “спасти” князя от опрометчивого решения, особенно усердствует Лебедев. Он даже приводит к Мышкину доктора под благовидным предлогом, но на самом деле с целью освидетельствования психического здоровья князя. Их беседа показалась доктору очень интересной, и он не сделал вывода об умственном расстройстве князя. Посчитав, что невозможно брать всех в опеку, кто неудачно женится, доктор объясняет прозаические преимущества этой женитьбы: красавица, с богатым приданым. По его мнению, это, напротив, доказывает здравый и точный расчет князя. Также обсуждается, кто будет шаферами на свадьбе, ходят слухи о желающих устроить молодым шумный скандал под окнами. Но главными стали слухи о том, что в Павловске несколько раз видели Рогожина, от которого ушла Настасья Филипповна. Ипполит, когда его навещает князь, прямо предостерегает Мышкина о том, что Рогожина следует опасаться.
Князь видит, что Настасья Филипповна все чаще грустит и задумывается. Он по-разному любит и Аглаю Епанчину, и Настасью Филипповну, но ее он жалеет, как ребенка. Он понимает, как была несчастлива Настасья Филипповна, и искренне верит, “что она может еще воскреснуть”. И она благодарна за это князю, но и хорошо понимает, что значит для него Аглая. Поэтому ничего ему не говоря, она старается чисто по-женски уязвить соперницу, распустив побольше разговоров о свадьбе или проезжая с князем будто бы случайно мимо окон дачи Епанчиных. Накануне свадьбы она вдруг посылает за Мышкиным, и он застает ее в истерическом припадке: ей где-то показался Рогожин, и она боится, что “он ее убьет ночью… зарежет!”. В то же время Настасья Филипповна слышала о готовящемся скандале, и ей “захотелось теперь еще больше поднять пред ними голову”, затмив всех роскошью и красотой, особенно, чтобы об этом узнала Аглая.
В день свадьбы собираются толпы зевак, приходят гости, восхищаются красотой и нарядом невесты. Она бледна, лишь глаза сверкают, “как раскаленные угли” – само олицетворение Красоты воплощает в ее образе автор. Но уже подали для невесты карету, как вдруг происходит неожиданное – из толпы показался Рогожин, и Настасья Филипповна кинулась к нему с криком: “Спаси меня! Увези меня!” они уехали с Рогожиным к поезду так быстро, что даже не сообразили послать за ними вдогонку. Публика обсуждает происшедшее, считая “оно все этак и к лучшему” и утешая князя. Князь в раздумье остается один, он по виду почти спокоен, только просит разбудить его рано утром для поездки в город.
Почему убежала из-под венца Настасья Филипповна? Красота, загубленная людьми – это одна из идей автора в этом романе. Ее душевные метания: мечты о чистом счастье и осознание невозможности этого счастья, своего нравственного падения – переполняют героиню. Она благодарна Мышкину за его самоотверженное решение, но и не может принять этой жертвы. Лев Николаевич понимает сердцем, что она не виновата, что она несчастна, и ему жаль ее до глубины души. Он странно спокоен прежде всего потому, что догадался, чего ищет Настасья Филипповна, – смерти от руки ревнивого Рогожина. Понимая, что он ничего не в силах изменить, он все-таки едет к нему в Петербург. Данный эпизод раскрывает накал страстей среди героев романа, развивающийся драматизм происходящего, сложную внутреннюю борьбу в душе героев, следствием которой станет трагический исход событий.
Сочинение по литературе на тему: Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным
Другие сочинения:
Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Венчание князя Мышкина и Настасьи Филипповны должно было состояться в Павловске, в самый разгар дачного сезона, когда здесь отдыхало все светское общество. Эта свадьба не скрывалась, а, напротив, афишировалась. Настасья Филипповна готовила лучший наряд, чтобы предстать перед злопыхателями во всей Read More .
Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа “Идиот” Настасья Филипповна – одна из главных героинь романа Ф. М. Достоевского “Идиот”. В ее образе переплетаются две линии, из которых одна сводится к формуле “гордая красавица”, а другая – к формуле “оскорбленное сердце”. В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась Read More .
Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского “Идиот”) Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей – реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание специалистов различного профиля – не только литературоведов, но и философов, юристов, психологов, психиатров. В одном из писем Достоевский признавался, что Read More .
Сцена чтения пушкинского стихотворения Роман Ф. М. Достоевского “Идиот”, написанный в 1868 году, – одно из самых любимых, задушевных его творений. В авторских черновиках он назывался “Князь Христос”. Судьба князя Льва Николаевича Мышкина – страшная трагедия доброго человека, испытывающего любовь и жалость к людям, Read More .
Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Скандальная сцена на дне рождения Настасьи Филипповны – одна из самых поразительных и запоминающихся у Достоевского. В этой сцене в полной мере раскрывается удивительный, не имеющий аналогов ни в одном другом произведении, женский образ. Композиционно сцена является кульминацией и развязкой Read More .
Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается еще в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых “нигилистов”) со слов Коли Иволгина, обращенных к Аглае Read More .
Настасья Филипповна и Аглая – особенность женских характеров в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” Я часто задаю себе вопрос: “Почему во многих романах русских писателей главные героини – красавицы? Случайно ли это?” Наверное, нет. Достоевский считал красоту тайной бытия. Она в системе философии (координатной) располагается на пересечении важных жизненных категорий – идеала, любви, духовности. Read More .
Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть третья, том первый) Пьер вступает в жизнь очень неопытным молодым человеком, с неустановившимся характером, слабовольным, доверчивым и наивным. Свалившееся на него наследство позволило многим людям пользоваться его добротой и неопытностью. Одним из таких людей был князь Василий Курагин, который сам имел виды на Read More .
Оценка статьи:

Загрузка...
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным: сочинение Ссылка на основную публикацию |