Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману Преступление и наказание или Идиот.): сочинение

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»).

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Тема падения и духовного возрождения – важнейшая в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что «падение» главного героя начинается в тот момент, когда рождается его теория, согласно которой у человека есть обоснованное право убить другого человека. Основания этой теории лежат в идее о разделении людей на тех, «кто право имеет», и на остальных – «тварей дрожащих». Первые, к коим помимо Наполеона относил Родион Раскольников и себя, могут делать со вторыми все, что угодно, в том числе и убивать. Откуда у героя взялись подобные мысли?

Чрезвычайно важна для рождения подобной идеи вся жизнь героя. А в ней не последнее место занимает город, в котором Родион живет. Сама атмосфера города кажется порождающей чудовищ. Петербург Достоевского – это город, в котором нет воздуха, пространство которого чудовищным образом искажено, город, изначально построенный на костях и ставший оплотом несправедливости по отношению к человеку и ужасающих преступлений и пороков.
Особое внимание читателя привлекают контрастные пейзажные описание в романе: парки и роскошные дворцы, увиденные глазами Раскольникова, и уродливые улицы и подворотни, желтые дома и вонючие распивочные в районе Сенной площади. И комната главного героя только добавляет жути в эту атмосферу бесконечного унижения личности: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок”. Образ этой комнаты-гроба сам по себе символичен, в ней и рождается чудовищная теория героя.

К своему падению Родион идет, как бы спускаясь вниз по кругам ада. Конечно, социальный аспект также немаловажен в возникновении его теории. Бедность и зависимость от материальных рамок привели героя в состояние, сродни безумию. Сцену убийства предваряют несколько эпизодов, каждый из которых как бы подталкивают героя к его падению. Встреча с Мармеладовым раскрывает Раскольникову униженное состояние человеческого духа. Вместе с тем, в этой сцене впервые проявляются проблески будущего возрождения. Рассказ о Сонечке, письмо матери с рассказом о Свидригайлове и Лужине, встреча с падшей девицей на улице – все это приводит Родиона к мысли о несправедливости нашего мира, о необходимости его переустройства, о том страшном давлении, которое среда оказывает на человека.
Апогеем подобных мыслей становится сон Раскольникова, в котором он видит убийство лошади перед дверьми кабака. Этот сон можно расценивать двояко. С одной стороны, он выражал символически то, о чем думал Раскольников: лошадь – подавленная, униженная личность и хозяин, добивающий ее, – среда. С другой стороны, этот сон был пророческим, и лошадь в этом ракурсе могла означать душу Родиона, а хозяин –убийца был он сам. Неслучайно Соня позже воскликнет: «Что это вы над собой сделали?» Так как убив ближнего, человек убивает себя. И, прежде всего, свою душу.

Но возможно ли воскресение и очищение после совершения столь страшного греха? Достоевский отвечает на этот вопрос однозначно: «Да». Что может воскресить человека? Вера и любовь – таков ответ писателя. Все, что касается «духовного возрождения» главного героя, остается, скорее, за пределами сюжетной сферы романа. Однако в эпилоге и в последних главах «Преступления и наказания» писатель изображает искреннее раскаяние и страдание Раскольникова, тем самым оставляя надежду на перерождение героя в дальнейшем.
В процессе духовного перерождения Раскольникова главную роль играла Соня Мармеладова. Это не значит, что герой сам не был способен к возрождению. Но искренняя вера Сони в возможность очищения и начала новой жизни сотворила с Родионом настоящее чудо. Только через страдания очищается душа, и Соня это понимает. Но избавление от страданий еще мучительнее самих страданий. Ведь признаться в содеянном преступлении – почти нечеловеческой воли поступок. Между тем, с помощью Сони, Раскольников совершает его. И это один из шагов на его пути к очищению.
А первым шагом на этом пути можно считать отказ героя от своей теории сверхчеловеков. Он признает себя «вошью», тем самым признавая равенство людей перед Богом. Это и есть истинная основа раскаяния: признание, что сделал больно такому же, как ты, признание того, что любой человек имеет душу.

В эпилоге романа даже настроение и атмосфера повествования меняются и становятся более светлыми. Удивительно, но именно на каторге Раскольников впервые почувствовал себя свободным. Впервые впереди забрезжил свет надежды. И этот свет был уже не материальный, он нисколько не зависел от нашего мира. Нет, свет этот был светом божественной любви, которую открыла для него Соня.

Проследив историю человеческого падения, Достоевский выделяет некую притягивающую, завлекающую, непреодолимую силу движения вниз. Вырваться из пут дьявола чрезвычайно трудно, но возможно. Трудно, потому что путь наверх – всегда путь мучений. Только преодолев тернии, можно почувствовать в душе свет новой жизни. А для того, чтобы все-таки пройти этот путь, надо искренне и беззаветно любить. Бога и всех тварей, им созданных.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»).

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Сочинение: Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского Преступление и наказание

Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Автор: Достоевский Ф.М.

Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле…

Федор Михайлович Достоевский – один из величайших писателей 19 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является роман « Преступление и наказание», остающийся популярным и в настоящее время. Идея для написания романа пришла к Достоевскому во время его душевного кризиса в 1864 году. Этот кризис был вызван смертью первой жены и брата Михаила. Именно благодаря таким волнениям этот этап в творчестве писателя получил название эпохи «великого пятикнижия», пяти идеологических романов. В произведении «Преступление и наказание» автор затрагивает темы, не перестающие волновать современное общество. Но одной из главных тем романа является тема падения человека и его духовного возрождения.

Всем людям свойственно совершать ошибки, попадать под влияние бессмысленных идей и целей. И это не удивительно, ведь именно с таким опытом человек учится познавать себя и окружающий мир. Но особого уважения заслуживает тот, кто сумел не только осознать свои ошибки, но и тот, кто сумел поставить себя на истинный путь. Именно с таким героем знакомит читателей Федор Михайлович в произведении «Преступление и наказание».

Едва только молодой человек, герой романа – Родион Раскольников, предстает перед читателем, как автор, даже не назвав имени героя, спешит сообщить о тайной мечте, проникшей в жизнь молодого человека до такой степени, что «насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься». Но немного позже герой сам заговорил о своей мечте. Он явно чувствует, что от мечты ему пора переходить к делу, и разочаровывается, что к этому никак не удается перейти.

Федор Михайлович помогает понять чувства и эмоции героя с помощью образа города на реке Неве – Санкт – Петербурга. С одной стороны, можно восхищаться архитектурными и театральными красотами города, но с другой стороны, можно сходить с ума от ощущения ненужности и одиночества. Именно это и происходит с героями романа Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», – пишет Достоевский в романе «Преступление и наказание», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки – большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости. Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина». Именно благодаря такой обстановке в городе, герой начинает размышлять о ценности своей жизни и о жизни других людей.

Родион Раскольников – бывший несостоятельный студент, стремящийся утвердиться в этом мире. Мне кажется, что его нравственное падение начинается не с самой теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Герой хочет духовной независимости. Его непомерная гордость и высокая амбициозность воплощаются в этой страшной идее об убийстве ненужных людей.

Свою теорию Раскольников создает благодаря взглядам Макса Штирнера, в работе «Единственный и его собственность», трудам Шопенгауэра «Мир как воля и представление», но особенно повлиял труд немецкого философа Фридриха Вильгельма Ницше. В своей книге «Антихрист. Проклятие христианству» он пишет, что «…какой тип человека следует взрастить, какой тип желателен, как более ценный, более достойный жизни, будущности. Этот более ценный тип уже существовал нередко, но лишь как счастливая случайность, как исключение,- и никогда как нечто преднамеренное». Именно опираясь на книгу Ницше, герой моделирует собственную идею. Согласно его теории люди делятся на два «разряда»: большинство, «тварей дрожащих», составляющих «материал» истории, и меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния, даже идущие вразрез с нравственными ценностями общества. Первые не способны влиять на развитие общества, а вторые, наоборот, существуют ради этой цели.

Главный критерий в делении на группы этих людей, это отношение к нравственности. «Твари дрожащие» повинуются моральному закону, что и лишает их необходимой свободы деятельности. На «право имеющих» этот закон не распространяется. Они могут совершить преступление, потому что в их представлении, это шаг на пути к усовершенствованию, преобразованию жизни. Эта теория незаметно подчиняет себе героя целиком, и он становится её главным исполнителем. Достоевскому важно показать, что, если на путь насилия становится честный и добрый человек, как Раскольников, он неизбежно приносит зло себе и другим.

Интересно то, что стремления Родиона избавить людей от невыносимых мучений и страданий заслуживают похвалы. Но его идея об исконном, естественном разделении людей на две категории антигуманна, так как она нарушает нравственные основы. И недаром, убив ростовщицу, чья жизнь, с его точки зрения, «не более как жизнь вши», Раскольников вынужден убить и ее сестру, безобидную простодушную Лизавету. Я думаю, что это мгновенно доказывает герою, что оправдания его ужасному поступку нет. Лизавета как раз тот человек, за чьи интересы борется герой – беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо. Именно тогда Раскольников понимает, может быть, еще неосознанно, что, совершено одно преступление, а за ним другое, более жестокое и страшное.

После совершения преступления, героя начинает терзать совесть. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, осознание бессмысленности совершенного преступления, сознание несостоятельности своей теории. И об этом свидетельствует внутренний монолог героя: «Если действительно все это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Да ведь ты в воду его хотел сейчас бросить, кошелек-то, вместе со всеми вещами, которых ты тоже еще не видел…Это как же?»

Родион понимает несостоятельность своей теории «сверхчеловека», она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя ложной идеей. Наказание его заключается в самом преступлении, нравственной пытке, нежели каторге или тюрьме. Муки Раскольникова изображены с такой глубиной, что читатель вместе с ним может переживать те чувства, которые испытывает герой.

По-моему, еще одной причиной разубеждения в своей теории главного героя является общение с духовными «двойниками» – Лужиным и Свидригайловым, у которых много общего с Раскольниковым. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Родион осознает, что уподобился им, хотя совсем этого не желал. Мне кажется, что хотя они и придерживаются одного принципа, но их мировоззрения и нравственные облики абсолютно разные.

Раскольников объявляет своей целью счастье человеческое, а не личное. Страдание, по словам Раскольникова, нередко является оборотной стороной вседозволенности.

Лужин, напротив, руководствуется в жизни только соображениями своей выгоды. Жених Дуни – бездушный делец, в котором «высокий» наполеонизм Раскольникова сводится к банальной практической выгоде. Как и Раскольников, он готов переступить через человеческое достоинство и право самому решать свою судьбу.

Свидригайлов предстает перед нами человеком порочным, развратным, растлителем малолетних, который при этом выглядит вполне респектабельным господином и является носителем «мировой скорби», присущей «великим людям». Он не скрывает, что большинство его поступков – результат его патологического сладострастия. Мне кажется, что Аркадий Иванович – это человек, в котором борется добро и зло. Его положительные черты меняются чудовищным сладострастием, в котором пародируется любовь Раскольникова к детям. Загробная жизнь видится ему еще более бессмысленной и беспросветной – «одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность». К сожалению, в итоге зло одержало верх и Свидригайлов покончил жизнь самоубийством. Таким образом, мы можем видеть, что Раскольников находится на ложном пути и его теория является ошибочной.

Возрождение главного героя начинается не только благодаря «двойникам». Большое влияние на возрождение души Родиона оказывает Порфирий Петрович. Я думаю, Порфирий Петрович – один из самых ярких и загадочных персонажей, который вступает в отношения противостояния и борьбы. Именно он впервые упоминает о теории Раскольникова и кратко формулирует ее суть: «Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не должны переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Он единственный из всех догадался, что преступления студента имеют идейный смысл. Следователь убеждает Раскольникова, что для того, чтобы прославиться, не надо принижать других: «…дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят». Страдания для Порфирия Петровича являются главным источником искупления. Лишь выстрадав многое, можно загладить свою вину. Именно беседы со следователем помогают герою действительно осознать свою вину и раскаяться в совершенном преступлении.

По моему мнению, немаловажную роль в произведении «Преступление и наказание» играют мать Родиона, Пульхерия Александровна, и его сестра – Дуня. Одним из мотивов совершения преступления являлось не только его бедственное положение, но и его родственников. Но не только один Родион пытается им помочь. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг, чтобы вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. А мать Родиона также терпит всяческие унижения и лишения, чтобы только помочь своему единственному сыну. Мне кажется, что образы «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского необходимы, чтобы показать, что люди, у которых не так много денег, способны осилить различные трудности и эти люди способны сохранить в своей душе не только доброту и сострадание, но и безграничную веру в людей и Бога.

На мой взгляд, наибольшее влияние на главного героя оказала Соня Мармеладова, одна из представительниц «униженных и оскорбленных». В романе она является нравственным антиподом Родиона. После того, как ее семья оказалась в бедственном положении, героиня, жертвуя своей духовной и нравственной чистотой, пошла по «желтому билету», чтобы спасти семью от неминуемой смерти. Он увидел в ней родную душу, потому что она тоже много страдала и мучалась. Его тянет к этой несчастной девушке, потому что она единственный человек, который может войти в его ситуацию и понять. Несмотря на то, что общество считает ее изгоем, она не потеряла веру не только в Бога, но и в добро, любовь, счастье. Она избрала иной путь, чем Раскольников, – путь смирения. Смирившись, Соня спасает не только себя, но и Родиона. По моему мнению, сцену чтения Евангелия Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Герой не мог понять, как в Соне позор и низость сочетаются с противоположными им чувствами. Все это объясняется тем, что Соня гораздо сильнее Родиона и она с помощью веры в Бога может преодолеть любые невзгоды и трудности. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждено в своей вере. Тут он заметил книгу на комоде – Евангелие. Раскольников и сам не мог ожидать от себя то, что он попросит Соню почитать ему ее. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он настаивал. Мне кажется, что Родион помнил историю про воскрешение Лазаря, потому что его мать, Пульхерия Александровна, сама была верующим человеком, и, возможно, он и сам надеялся на подобное духовное воскрешение. Чтение о Лазаре состоялось через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть на четвертый день после его нравственной смерти. Следует добавить, что Лазарь воскрес на четвертый день после своей смерти. Соня начала читать сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресения – голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует так же, как верует она. Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут. Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Смысл процитированного сюжета о воскрешении Лазаря в том, что и четыре дня находившийся в гробе покойник сможет воскреснуть по воле Господней, и даже самому страшному грешнику, у которого нет внутреннего спокойствия, не закрыт путь к покаянию. Именно любовь к Соне открыла ему возможность примирения с жизнью, людьми. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки Соня возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «. Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось». Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. «Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» – восклицает один из героев «Униженных и оскорбленных». Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг – отказаться от рационального осмысления жизни. Герой осознал, как нужен он окружающим, и обрел новый смысл жизни, который состоит в милосердии, созидании, гуманизме.

Но сама тема «преступления» и «тема» наказания не открывается перед нами только в этом романе. Так же и в других произведениях Достоевского можно увидеть раскрытие этих волнующих тем. «В Неточке Незвановой» сказано: «Преступление всегда остается преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия не возносилось порочное чувство». В романе «Идиот» писатель утверждает: «Сказано: «Не убий!», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя!». Конечно, писатель не пытался в своём творчестве затрагивать темы убийства и нравственно больных людях. Главное для Федора Михайловича – это сама личность человека, её развитие, жизнь, различные стремления и действия.

Таким образом, прочитав роман «Преступление и наказание», я поняла, что Достоевский- это не только талантливый писатель и мастер слова, но и философ. В центре романа — сложившая¬ся уже окончательно в философском и художественном созна¬нии писателя концепция личности. Человек, единый во мно¬жестве, такой, каким он изображен в «Преступлении и наказании», пройдет через все творчество художника; и харак¬терная манера изображения действительности через сознание герой определит собой структуру всех его будущих произведе¬ний. «Общею точкой» сознаний множества людей отзовется сознание одного человека, и в строгом соответствии с этой идеей выстроится система образов в романе Достоевского — в каждом романе после «Преступления и наказания».

Думаю, Достоевский-философ в «Преступлении и наказании» размыш¬лял об онтологической природе человека: что есть в нем смерть и грех, что есть жизнь и воскресение. Через все его дальнейшее творчество пройдет мысль о человеке, несущем бремя первород¬ного греха — все сознавать и творить мир от себя вне Творца, и в то же время о человеке, в котором жива память о непосредствен¬ном чувстве, когда он знал Бога живого. Для Достоевского эта двойственная природа человека составляет самое существо и тай¬ну личности от начала мировой истории и на веки веков.

Итак, как православный мыслитель и писатель, он искал в человеке, прежде всего возможности самосовершенствования и спасения, пути «мертвой» души к воскресению. Эта тема преступления и наказания — одна из важнейших тем русской художественной и философской мысли — ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с «Евгением Онегиным» Пушкина, «Мертвыми душа¬ми» Гоголя, «Войной и миром» Толстого.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

ТЕМА ПАДЕНИЯ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (по роману “Идиот”)

ТЕМА ПАДЕНИЯ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (по роману “Идиот”)

Оригинальный, исключительный талант ставит Достоевского в ряд крупнейших писателей мира. “Гениальность Достоевского неоспорима, – писал Горький, – по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру”. Произведения писателя – замечательного художника слова – неизменно задевают за живое, учат состраданию, сердечности и душевной чуткости. В романе “Идиот” (1869) Достоевский пытался создать

Эта трудная задача была разрешена писателем не до конца: ведь таким “вполне прекрасным человеком” Достоевский делает душевнобольного князя Мышкина – человека, который, благодаря особенностям своей

Наивную детскость и духовное смирение Мышкина Достоевский противопоставил мечущимся в противоречиях, страдающим, “дисгармоничным” героям романа. Отзывчивость Мышкина к чужому страданию и горю, его братское отношение ко всем людям, независимо от их состояния и общественного положения, ставят его нравственно выше окружающих людей и делают судьей и утешителем. Тем самым Мышкин выступает не столько в роли социального реформатора, сколько в роли нового Христа. Мышкин сам перенес многостраданий, психическую болезнь, одиночество, поэтому он гораздо острее воспринимает страдания других. Нравственная сила Мышкина, его душевная чистота, бескорыстие, доброта и сочувствие к чужим страданиям делали его неоспоримым авторитетом не только для измученной, потерявшей веру в людей Настасьи Филипповны, но даже и для таких людей, как самовлюбленный и пустой генерал Епанчин или смятенный и ожесточенный купец Рогожин, Во имя спасения Настасьи Филипповны Мышкин жертвует собственным счастьем, счастьем и честью любимой девушки, самоотверженно борется против несправедливости, стремится облегчить страдания других людей.

Образ главного героя оказался для Достоевского “ужасно труден”. Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облегчить жизнь. Он видит портрет женщины, лицо которой было прекрасно, но в то же время отражало внутреннее страдание. Это – Настасья Филипповна, глубокая и страстная натура, человек с “пронзительным” и раненым сердцем. Она поставлена в ложное положение Тоц – ким, у которого находилась на содержании, ею теперь торгуют, как вещью. Князь Мышкин появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим напускным цинизмом.

Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, – всеобщая “разъединенность”. “Богатства больше, но силы меньше, – говорит Лебедев, – связующей мысли не стало”. Князь Мышкин хочет внести “связующую мысль”, но это ему не удается, он достигает обратного эффекта. Желая примирить, он разъединяет всех своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна от мечты о чистой и праведной жизни переходит к страданию от, невозможности ее осуществить и сама погружает себя в цинизм. Рогожин то великодушен, то мрачен, то братается с князем, то хочет его убить. Ганя Иволгин то стремится жениться на Настасье Филипповне ради денег, то находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения, его сердце обретает способность сжаться от сочувствия душе другого человека, которого довели “до судорог”.

Герои романа, соприкасаясь с князем Мышкиным, обнаруживают те высокие качества, которые когда-то были в них, но оказались загубленными жизнью. Глубоко проникая в душу каждого из окружающих и видя там своим взглядом ясновидящего знакомую ему по собственному опыту нравственную борьбу между добром и злом, князь стремится подавить скрытые эгоистические страсти в душе других персонажей, способствовать победе светлых чувств и побуждений.

Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну, но удается пробудить душу девушки, полюбившей его. Дочь генерала Епанчина, Аглая, благодаря князю Мышкину поняла то неосознанное, что наполняло ее беспокойством, делало капризной, своенравной и неуживчивой. Это было стихийное стремление к идеалу, к осмыслению жизни. Она полюбила князя Мышкина, потому что он – “серьезный” Дон Кихот. Девушка отнесла своему избраннику балладу Пушкина “Жил на свете рыцарь бедный…”: “В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь Идеал, поверить ему, а поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь. Это не всегда в нашем веке случается… Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю “рыцаря бедного”, а главное, уважаю его подвиги”.

И все-таки сам Мышкин никого не спасает и вновь впадает в безумие. Жертвой дикой ревности Рогожина гибнет Настасья Филипповна, унижена и разбита жизнь Аглаи и всех тех, кто наиболее тесно связан с Мышкиным. Достоевский показал бессилие христианского непротивления злу, неустранимость социальной несправедливости и человеческих страданий путем проповеди смирения и нравственного самоусовершенствования. Во всем облике Мышкина при всей его внутренней мягкости и моральной чистоте сохраняется что-то житийное, далекое от реальной жизни, психически болезненное. В столкновении добра с миром грязных и подлых представителей людей положительный герой терпит поражение. Чудовищное убийство Рогожиным Настасьи Филипповны, безумие князя завершают картину мрачного торжества злых и бесчеловечных сил над попытками утвердить прекрасное, человечное начало.

В романе неспроста высказывается мысль, что “рай – вещь трудная”. Христианское добро и милосердие князя действительно обостряют противоречия в захваченных эгоизмом душах людей, но обострение противоречий свидетельствует, что их души к такому добру неравнодушны. Прежде чем добро восторжествует, неизбежна напряженная и даже трагическая борьба добра со злом в сознании людей. И духовная смерть Мышкина наступает только тогда, когда он в меру своих сил и возможностей отдал себя людям целиком, заронив в их сердца семена добра. Только путем страдания добудет человечество внутренний свет христианского идеала. Вот любимые слова Достоевского из Евангелия: “Истинно, истинно глаголю вам, аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода”.

Салтыков-Щедрин высоко оценил желание Достоевского создать в “Идиоте” образ прекрасного человека, видя в этом “попытку изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия”. Однако Достоевский не смог решить проблему положительного гер9я – его герой, “идиот”, душевнобольной человек, оказался неспособным разрешить и примирить острые и жестокие противоречия жизни. Но как художник и мыслитель Достоевский создал широкое социальное полотно, в котором правдиво показал страшный, бесчеловечный характер буржуазно-дворянского общества, раздираемого корыстью, честолюбием и чудовищным эгоизмом.

В заметках к роману Достоевский сформулировал его основную мысль: “…жажда красоты и идеала и в то же время неверие в него или вера, но нет любви к нему”. Роман писателя был высоко оценен прогрессивной критикой. М. Е. Салтыков-Щедрин писал, что в этом романе Достоевский “вступил в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества”.

Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».

Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих‑либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.

Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.

Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.

Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.

Тема падения и духовного возрождения в романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского

Совершив преступление, Раскольников оказался не в состоянии вынести всех его последствий. Он слишком понадеялся свои силы, и эта надежда обманула его. Достоевский шаг за шагом следит за сменой чувств и настроений в душе Раскольникова и показывает, как он постепенно, с закономерной неизбежностью приходит к той развязке, которая заставляет его отдаться в руки правосудия.

Двойное убийство (второю, случайною жертвой Раскольникова делается кроткая и простодушная Лизавета, сестра старухи ростовщицы) потрясает до основания весь его душевный организм. Чувство полной растерянности, бессилия и отвращения к самому себе овладевает им, и только инстинкт самосохранения побуждает его принять какие-либо меры для того, чтобы скрыть следы своего преступления. Но мысль об этом преступлении ни на минуту не оставляет его, преследует его повсюду, мучит его, как тяжелый кошмар. И вся жизнь превращается для него в какой-то сплошной, мучительный кошмар, самая действительность принимает в его глазах какие-то призрачные формы, так, что он иногда сам не сознает хорошенько, бредит ли он или видит что-либо наяву.

Вся прошлая жизнь кажется ему чем-то бесконечно далеким, он чувствует себя точно отрезанным от всех и от всего, и в его душе все более и более растет какое-то «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения».
Его угнетает сознание невозможности простых, искренних человеческих отношений даже с самыми близкими людьми. Страшная тайна, которую он постоянно носит с собой, разобщает его со всем окружающим. Ему тяжело с матерью и сестрой, хотя он их горячо любит. Дуня, благодаря своей врожденной чуткости, быстро подмечает это, хотя и не понимает причину подобного отношения. Ей невольно бросается в глаза та принужденность, которую Раскольников постоянно обнаруживаете отношениях с ними. «Он точно по обязанности отвечает»,-замечает Дуня. И сам Раскольников также мучительно чувствует это отчуждение, отделяющее его от близких ему лиц: «. Точно из-за тысячи верст на вас смотрю. »-говорит он им.

Вместе с тем, однако, Раскольников чувствует непобедимую потребность поделиться с кем-нибудь своей тайной, раскрыть кому-нибудь свою душу. Он почти не в состоянии сдержаться и едва не пробалтывается Заметову, а затем Разумихину. То же странное и непонятное чувство заставляет его отправиться к следователю Порфирию Петровичу, хотя в этом вовсе не было настоятельной необходимости. Он испытывает такое ощущение, точно ходит по краю пропасти, и его тянет туда, и в этом «диком, истерическом ощущении» заключается для него «часть нестерпимого наслаждения».

В конце концов эта мучительная потребность открыть кому-нибудь страшную тайну своего преступления одерживает верх над всеми соображениями благоразумия, и Раскольников идет к Соне и объявляет ей обо всем, что он совершил. Он избирает именно Соню для этого признания, потому что она, как и он сам, такая же «преступница», с точки зрения обычной морали, такая же «отверженная», «падшая». Но Соня нарушила моральный закон, «преступила», из совершенно иных побуждений, чем Раскольников: она пожертвовала собою, «наложила на себя руки», по выражению Раскольникова, чтобы спасти от голодной смерти свою семью: пьяницу отца, больную и озлобленную мачеху и ее маленьких детей. Совершив высокий подвиг самоотвержения, Соня несет свой жизненный крест безропотно и покорно, затаивая свои нравственные терзания в глубине души. И этот молчаливый героизм вызываете Раскольникове восторженное удивление, и в порыве неожиданного чувства он кланяется ей в ноги. В этот момент Соня представляется ему как бы живым воплощением человеческого горя.

Раскольников не довольствуется просто признанием: он старается объяснить Соне внутренние мотивы своего преступления. Впрочем, в этот момент он вовсе не считает совершенного им убийства преступлением. Его мучит не убийство само по себе, не угрызения совести, а сознание, что он не в силах вынести всех его последствий и что он по¬этому не имел права «переступать». Он казнит сам себя за эту слабость своей природы, не позволившую ему вынести до конца страшного испытания, предпринятого им. Из этого испытания Раскольников вынес убеждение, что он не принадлежит к разряду Наполеонов, которым «все позволено», и это убеждение причиняет ему наибольшие мучения. И это сознание, что он – не Наполеон, а «дрожащая тварь», и что, следовательно, он понапрасну пролил кровь, не имея на это «права», – наполняет его душу холодным отчаянием. «Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя навеки!» восклицает он.

Признаваясь перед Соней в совершенном преступлении, Раскольников хотел только снять с себя хотя бы отчасти бремя своей страшной тайны. В этот момент он не чувствовал еще никакого раскаяния, а в сделанном видел только роковую «ошибку». Но Соня совсем иначе взглянула на дело: в ее лице Раскольников нашел себе нелицемерного судью, обращавшегося прежде всего к его собственной совести. Первым словом, которое вырвалось из ее груди, когда она узнала о преступлении Раскольникова, было отчаянное восклицание: «Что вы, что вы это над собой сделали!»-и тотчас же она прибавляет с истерическим плачем: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете»! В этих двух невольных восклицаниях выразилась вся сущность ее воззрений на преступление: она считает, что своим преступлением Раскольников совершил грех против собственной нравственной природы и что поэтому преступление есть величайшее «несчастие». Но вместе с тем Соня тотчас же указывает Раскольникову и тот выход, который ему еще остается: «страдание принять и искупить себя им».

Однако Раскольников не сразу пошел по тому пути, который так ясно был указан ему Соней. Он еще пробовал сопротивляться, пробовал уклониться оттого «неумолимого приговора», который заключался для него в словах Сони. Но внутренние терзания были слишком велики, чтобы он мог долго оставаться в том же неопределенном и мучительном положении. К тому же из слов Порфирия Петровича он убедился, что на него пало подозрение, что за ним неотступно следят, что каждую минуту его могут арестовать и отправить в тюрьму. Раскольникову не остается другого выбора: или наложить на себя руки, или добровольно отдаться в руки правосудия. Он решается на последнее. Но даже после принятого решения он совершенно далек от внутреннего раскаяния. «Но я не знаю, для чего я иду предавать себя», – говорит он сестре, а когда та отвечает, что покаянием и страданием он наполовину смывает свое «преступление», Раскольников восклицает в каком-то внезапном бешенстве: «Преступление? Какое преступление. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу?».

С таким же настроением Раскольников отправился и на каторгу. И здесь также первое время он мучился теми же мучениями внутренней пытки, которая заключалась в сознании напрасно погубленной собственной жизни. Он еще не чувствовал раскаяния, а без этого раскаяния невозможно было для него и нравственное возрождение. Но с ним вместе отправилась в Сибирь и Соня,-и ей-то, этой безгрешной грешнице, удалось совершить в душе Раскольникова чудо нравственного возрождения. Она совершила это чудо не словами, не призывом к исправлению, а живым примером своей личности, всецело проникнутой кротостью, незлобием и всепрощением. Все страдания жизни не внесли озлобления в ее душу, к ней не пристала никакая жизненная грязь, она и в падении сохранила высокую нравственную чистоту, потому что самое падение ее было следствием ее высокой самоотверженной любви к ближним.

И гордая, мятежная душа Раскольникова смирилась перед величием этой самоотверженной любви, и эта любовь воскресила его к новой жизни, потому что «сердце одного заключало в себе бесконечные источники жизни для сердца другого». Но Достоевский не рассказывает нам историю этого душевного воскресения, ограничиваясь лишь указанием на этот переворот, обновивший нравственное существование Раскольникова, вернувший его к жизни и к людям.

Читайте также:  Петербург Ф. М. Достоевского (по роману Преступление и наказание): сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского Преступление и наказание
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 06:23:07 24 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 928 Комментариев: 16 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать