Тема прощения в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Тема любви и прощения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать сочинение

Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура. Просто воплощались они, в основном, в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой. Булгаков первый из прозаиков сумел с мастерством гения осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная — вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе Булгакова. Однако законы жанра и таинственные закономерности созидающего таланта диктовали писателю уникальные, никому не ведомые доселе пути решения этих проблем.
Маргарита любит Мастера, Мастер — Маргариту, им помогает Дьявол — все это стало общим местом и не нуждается в комментариях. Однако нуждается в комментариях следующее удивительное событие романа, замеченное всеми, но никак не объясненное. Для начала цитата: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!” Дело в том, что настоящая небесная любовь посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Она поселяется в их сердцах, и все последующие события складываются вовсе не так, чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга. Энергия сцепления питает их роман, который пишет Мастер, Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Во-ланд возвращает Маргарите рукопись — и возвращается Мастер.
Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешлив, но смех его не саркастичен, а исполнен такого юмора, которым одинаково сподручно осмеивать дураков и умных. Вся ненависть и месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол. Это никакая не месть, а обыкновенное веселое хулиганство.
Всепрощение настигает каждого: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под именем Коровьева-Фагота; и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом; и Понтия Пилата; и романтического Мастера; и его обворожительную спутницу. Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас, возникшая “как убийца из-за угла”, поражает в самое сердце и навсегда. И она неизменна во все времена и в вечности, которую нам суждено пережить. Она наделяет героев книги энергией всепрощения, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она — то место, где сходятся земля и небо. И тогда он выдумал для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия. “Вот твой дом, вот твой вечный дом”, — говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, -Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

14390 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Трагическая любовь героя в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Тема любви и прощения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Читайте также:  Мастер и его время в творчестве Булгакова: сочинение

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое. Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок. Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше сочинение.

Мастер и Маргарита проблемы

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Проблема выбора

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется. А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному. Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Нравственные проблемы

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Проблема добра и зла

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Проблема творчества

Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова.

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже. А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Проблема любви

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.

Проблема одиночества

Среди философских проблем, что раскрывает автор, была и проблема одиночества, которая хороша раскрыта на примере главных героев. Здесь мы видим Мастера, чье произведение отвергает общество. А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей. Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон. К тому же, читая роман, увидели мы одиночество и в глазах героини Маргариты, чье сердце требовало любви.

Однако у Булгакова не угасает надежда на то, что люди все же обретут покой, услышат голос разума, познают любовь, а вместе с этим избавятся от одиночества.

Как решаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» проблемы милосердия, всепрощения, справедливости? (Булгаков Михайл)

“Мастер и Маргарита” – одно из известнейших произведений Михаила Афанасьевича Булгакова, и одно из наиболее интересных для анализа. В нём автор рассуждает о любви, о верности, о вере, о добре и зле, о власти, о справедливости, о чести и благородстве… И это далеко не весь список проблем, которых так или иначе касается в этом романе Михаил Афанасьевич. Каждая из них заслуживает быть раскрытой и проанализированной отдельно от других, однако в этом сочинении я хотела бы написать о проблемах милосердия, всепрощения и справедливости.

Каждое из перечисленных понятий находит реальное воплощение в романе: милосердие олицетворяет Маргарита, справедливость, что иронично, “достаётся” Воланду, тема прощения же неразрывно связана с библейскими главами романа.

Для начала поговорим о милосердии. Довольно призрачный намёк на проявление этой добродетели прослеживается в описании одной из сцен “сеанса чёрной магии” в Варьете, когда зрители просят Воланда пожалеть Бенгальского, однако я хотела бы обратиться к более яркому примеру. Я говорю о поступке Маргариты, подарившей покой несчастной женщине Фриде.

Читайте также:  Гибель Най-Турса и спасение Николки: сочинение

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В этом эпизоде проявились лучшие качества Маргариты, и её милосердие, конечно же, было вознаграждено. Милосердие, кстати, проявляет и сам Воланд, исполняя главное желание Маргариты. Основной посыл, я думаю, “угадать” не сложно: он о том, что всякое добро, совершённое человеком, когда-нибудь вернётся к нему.

Тема прощения затрагивается в основном в библейских главах романа. Мне кажется, основная идея, которую хочет донести до нас автор, заключается в следующем: человек, способный простить и простивший, свободен; тот, кто не может простить – нет. Подтверждение моим словам найти не сложно: Иешуа Га-Ноцри, в сущности, заранее “прощает” всех людей, относится к каждому из них одинаково добродушно.

Потому он совершенно спокоен, свободен… Понтий Пилат, наоборот, простить и оправдать себя не может, как и не может найти прощение, а потому две тысячи лет страдает из-за единожды проявленной трусости.

Несмотря на важность и значимость проблем милосердия и прощения в реальной жизни, они не являются основными в романе. Скорее, они следуют из более общей и более интересной проблемы (и связаны с ней) – проблемы справедливости. Рассуждая о ней, я пришла к выводу, что в этом произведении Булгаков отождествляет сущность справедливости и божественную сущность. В “Мастере и Маргарите” нет Бога. И даже нет каких-то упоминаний, намёков на то, что он существует.

Да, в библейских главах мы встречаем Иешуа, но… это обычный человек, к слову, как и Понтий Пилат. Зато в романе вполне материально присутствует “князь тьмы” – Воланд. В статьях о романе я часто находила слова от том, что Воланд – это “наказание” для москвичей, ведущих “неправильный образ жизни”, однако я не могу в полной мере согласиться с этой точкой зрения. Сомневаюсь, что именно такой посыл (“каждый грешник в земной жизни или после неё встретится с силами тьмы”) Булгаков хотел бы вложить в последнее своё произведение… Конечно, обозначенные факты (неправедность московской жизни и появление Воланда) связаны, но скорее в том смысле, что люди, столкнувшиеся с Воландом, просто не смогли воспринять его иначе, не в негативном свете, потому что и справедливость, которую он вершил, не несла для них ничего хорошего… Что же, если Бог – это справедливость, то всякий человек знает “своего” Бога. Так и Воланд, на самом деле, не воплощение тёмных сил, а скорее отражение сущности того общества, которое существовало в Москве в двадцатом веке. В любом случае, по отношению к лучшим членам этого общества – к Мастеру, к Маргарите, Воланд справедлив в самом “добром” смысле этого слова. Проблема восприятия образа этого героя обусловлена только тем, что условно хороших людей в Москве меньше, чем условно плохих. Так что

В заключение хотелось бы сказать, что “Мастер и Маргарита” – многогранное и сложное для анализа произведение. Каждый раз, открывая его вновь, я открываю для себя новые стороны этого романа, каждый раз нахожу новые ключи к его пониманию, каждый раз после – обнаруживаю новые темы, которые приводят меня новым рассуждениям… Так что к осмыслению озвученных ранее проблем я вернусь ещё не раз.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id51775

Урок литературы по теме “Смысл финала романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Свет и покой в романе”. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель: обучающиеся поймут, почему Мастер заслужил покой, а не свет, почему Маргарите также дарован покой; сформируют отношение к прощению, милосердию как высшей христианской ценности.

Задачи:

  • помочь обучающимся проследить основные этапы судьбы Мастера и его романа, судьбы Маргариты на основе составленного цитатного плана;
  • организовать работу по сопоставлению образов Мастера и Иешуа, Мастера и Булгакова;
  • организовать работу по анализу эпизодов “ Приговор Мастеру”, “ Приговор Маргарите”;
  • организовать самостоятельную работу по составлению кластера, интеллект-карты.
  • организовать работу по анализу тем, мотивов, образов финальной главы;
  • организовать дискуссию,

Методы обучения:

  • эвристическая беседа с элементами последовательного анализа;
  • самостоятельная работа;
  • индивидуальная работа;
  • художественное чтение;
  • работа с художественным текстом;
  • демонстрация кинофильма;
  • творческий пересказ.

Оборудование: проектор, текст романа, словари, фрагмент художественного фильма “Мастер и Маргарита” режиссёра В. Бортко.

Предварительное домашнее задание:

  • 1 вариант – Составить цитатный план по теме: “Судьба Мастера и его романа”.
  • 2 вариант – Составить цитатный план по теме: “Судьба Маргариты”.
  • Перечитать финальную главу.
  • Индивидуальное задание. Выразительное чтение эпизода “Подарок Воланда” из гл.
  • Словарная работа: выяснить значение слова “гомункул” с использованием словарей.
  • Индивидуальное задание: выразительное чтение эпизода “Вечный приют Мастера”.
  • Индивидуальное задание: выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина “Осень”, “Пора, мой друг, пора”, “Памятник”.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Справедливости требует Дьявол. Бог выше справедливости.)
Святой Максим Исповедник

1 этап. Мотивационно-целевой.

1) Слово учителя.

– Итак, мы подошли к заключительному этапу работы над романом М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сегодня мы попытаемся осмыслить финал романа, выявив его неоднозначность.

2) Стадия вызова.

– Перечитывая финальные главы, какие вопросы вы себе задавали?

(Обучающиеся делятся своими мыслями. В ходе обсуждения обозначаются проблемные вопросы урока).

3) Постановка проблемного вопроса.

– Почему героям дарован покой, а не тьма, не свет? Кто и почему дарует им покой?

2 этап. Информационно-деятельностный.

– Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к домашнему заданию.

Реализация домашнего задания 1-го варианта. Звучит монологический ответ. Один из учеников рассказывает о судьбе Мастера и его романа, опираясь на выписанные дома цитаты, например, из главы 13:

– Я знаю пять языков, кроме родного.

– . однажды выиграл сто тысяч рублей.

– Ах, это был золотой век, совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой.

– Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы.

– Любовь выскочила перед нами, как выскакивает из-под земли убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. и т.д.

а) Беседа с классом.

– Каков смысл слова “Мастер”?

– Что роднит Мастера и Булгакова?

– Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?

б) Составление интеллект-карты по группам. Каждая из трёх групп представляет свою работу. (Приложение №1)

Анализ эпизодов “ Приговор Мастеру”.

– Просмотрите фрагмент из кинофильма В. Бортко “Мастер и Маргарита”. Помог ли вам данный фрагмент ответить на проблемный вопрос нашего урока.

а) Просмотр фрагмента фильма (из 9 серии).

б) Обучающиеся делятся своими впечатлениями, дискутируют.

4). Реализация индивидуального домашнего задания.

– Какой подарок получает герой от Воланда? Зачитайте фрагмент из главы?. Раскройте значение слова гомункул.

(“О трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днём гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой, прощайте! Мне пора”.)

После сообщения учащегося проводится самостоятельная работа с текстом по составлению таблицы:

Обещания ВоландаЧто получит Мастер
гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветатьвечное напоминание том, что с ним случилось весной
подобно Фаусту, сидеть над ретортойесли и сможет что-то создать, не сможет предъявить миру;
вылепить нового гомункула– несчастное создание, у него нет плоти; (“Мне в полном смысле хочется родиться, // Разбив свою стеклянную темницу”)

– Как изображён вечный приют Мастера. Выразительное чтение эпизода из гл. 32. Реализация домашнего задания.

– Как можно понять слово “покой”? Составление кластера. (Приложение №2)

– Какие литературные реминисценции возникают? Почему?

а) Реализация домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина “Осень”, “Пора, мой друг, пора”, “Памятник”.

б) Обучающиеся делятся своими впечатлениями.

Беседа с классом:

– Почему Мастер не заслужил света?

а) Обучающиеся высказывают свои предположения.

б). Учитель знакомит с фрагментами из книги литературного критика И.Л. Галинской.

( В книге И. Л. Галинекой дан очень простой ответ: свет уготован для святых, а покой предназначен “истинному” человеку. Что же не позволяет причислить булгаковского Мастера к святым? Можно предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся слишком земным. Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное начало и забыть, например, свою великую, но грешную любовь к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире. Второе предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, он не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему продолжить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Мастер отказывается: “Он ненавистен мне, этот роман. Я слишком много испытал из-за него” (2, 24). Третье предположение — сам Мастер и не стремился к божественному свету, то есть не имел истинной веры. Доказательством этому может служить образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа как нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение так.и не показано)).

– Как литературный критик ответил на этот вопрос? Согласны ли вы с её мнением?

– Почему Мастер не оспаривает приговор?

Читайте также:  Великий бал у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

(Считает приговор справедливым. Он оценивает себя по той же шкале ценностей, что и своих героев. Мастер-Понтий Пилат – внутренняя параллель. Пилатчина – уход в себя, от своей совести. Понтий Пилат наказан Мастером бессмертием, бессмертием вечной вины. Мастер проявил безверие и малодушие. Мастер понимает, что человек ответственен за свои решения.

– По какому закону Мастеру дарован покой? (Если обучающиеся затрудняются ответить на вопрос, отсылаем к эпиграфу.)

(По закону справедливости, закону Воланда. Справедливость выше добра и зла.)

– Почему автор не наказывает героя тьмой?

(Совершил творческий подвиг, написав во времена воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри. То, что книга не была закончена, не умаляет поступка её автора. И ещё, жизнь Мастера украсила настоящая, верная любовь, та, что сильнее смерти. Творчество и любовь для Булгакова — высшие ценности, которые искупили отсутствие правильной веры у героя.)

10). Реализация домашнего задания 2-го варианта. “ Приговор Маргарите”.

а). Звучит монологический ответ о судьбе Маргариты с опорой на цитатный план, например:

– Меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. (гл.13)

– Я верую! Что-то произойдёт! (Гл.20)

– Невидима и свободна!

– Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая. (гл.21) и т.д.

б). Беседа с классом:

– Почему Маргарите дарован покой? А не свет? Не тьма?

– Кем и по какому закону героине дан покой? Какой эпизод в романе поможет нам ответить на этот вопрос?

( Обучающиеся делятся своими мыслями, дискутируют).

11). Обращение к финальной главе романа.

а) – Прочитайте лирическое отступление гл. 32. Художественное чтение эпизода.

б) Беседа с классом:

– Какие темы и мотивы звучат?

(Тема заблуждений человеческой души, мотивы усталости, потерянности, слабости.)

– А дальше идёт картина преображения, каков её смысл?

(Образ тёмно-фиолетового рыцаря, “который неудачно пошутил” говорит об ответственности человека за поступки, принятые решения, ответственности художника за творчество).

– К какому выводу подводит нас автор?

(Возмездие неизбежно, неизбежна плата за все ошибки, заблуждения.)

– Выходит, герои Булгакова – заблуждающиеся люди, страдающие от малодушия и безверия?

– Каково авторское отношение к ним?

(Сочувствие, сострадание и вера в прощение. Мастер “отпускает” на свободу своего героя, “прощает” его, Булгаков “отпускает Мастера в надежде на прощение как высшую ценность.)

– Значит, роман Булгакова – роман искупления, покаяния, веры в то, что Бог выше справедливости.

– Так по какому же закону Маргарите дарован покой?

(По закону милосердия.)

– Что писатель ставит выше: справедливость или милосердие, прощение?

– Обратимся к эпиграфу. Святой Максим Исповедник сказал: “Справедливости требует Дьявол. Бог выше справедливости.) Вы согласны с ним?

3 этап. Рефлексивно-оценочный. Обращение к проблемному вопросу урока.

– Почему героям дарован покой, а не тьма, не свет? Кто и почему дарует им покой?

(Звучат монологические ответы обучающихся).

– Так каков же финал романа Булгакова — счастливый или трагический?

Д/З. Написать эссе на одну из предложенных тем:

  • “Над какими вопросами заставил задуматься роман?”
  • “Нравственные уроки Михаила Булгакова”.
  • “Какое дело нам, людям 21 века, до духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата?”

klassreferat.ru

Меню сайта

Сочинение на тему

Мотив прощения в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»

Работу над романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков продолжал-на протяжении почти двенадцати лет— с 1928 г. до самой смерти автора. В первой версии романа еще не было ни истории Мастера и Маргариты, ни библейских глав —того, что возвышает этот роман над прочими творениями Булгакова. Автор романа много раз менял название произведения, появлялись и исчезали герои, идеи, мотивы. Писатель затронул в своем романе социальные и вечные темы, а одним из главных мотивов, появившихся лишь в поздних редакциях романа, стал мотив прощения, появившийся с героями, способными прощать и быть прощенными.

Прощение — понятие и христианское, и общечеловеческое. Тема прощения затрагивалась во многих произведениях русской литературы, но именно у Булгакова она стала основой его романа, его фундаментом.

На протяжении романа этот мотив возникает неоднократно: прощен сборщик податей Левий Матвей, взятый в ученики Иешуа, прощена Фрида, которой каждый день подносили платок удушенного ею ребенка, Понтий Пилат, прегрешение которого очень и очень велико, заслужили покой, а значит прощены Мастер и Маргарита. Мотив прощения —один из основных в романе, и, чтобы лучше понять его значения нужно остановиться на каждом герое в отдельности.

До встречи с Иешуа Левий Матвей был сборщиком податей и, как следует из романа, человеком жадным, не имевшим семьи и привязанностей, резким и вспыльчивым. Изначально бродячий философ вызвал у Левия Матвея неприязнь, он даже оскорбил его, назвав собакой: «. он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой. ».

Но все же именно встреча.с Иешуа меняет всю его жизнь, искренняя вера этого человека заставляет сборщика податей бросить свои деньги на землю и следовать за Иешуа, отказавшись от всего, что у него было до этого. Пилат не может этому поверить: «О, город ЕршаЛаим. Чего только не услышишь в нем. Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на доро.гу!»
На первый взгляд, прощает Левия именно Иешуа, позволяет ему следовать за собой, хотя и видит, что его ученик еще очень мало понимает из того, что он говорит: «. ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал». На самом деле Иешуа не видит в людях греха вообще, для него все абсолютно чистые, все добрые. «Злых людей на свете нет, — говорит Иешуа Пилату, — есть несчастные».

Левий Матвей прощает сам себе, но только тогда, когда оказывается способен понять свои грехи и осознать неправильность своих поступков. Иешуа лишь исцеляет его душу, заставляет проснуться совесть. То, что делает с людьми и Воланд — отнюдь не добрыми словами и милосердием.

Другая героиня, заслужившая прощение, Фрида.
Она — проклятая женщина, задушившая своего ребенка, мучается уже очень давно. «Дело в том, что когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На она говорила, что ей нечем кормить ребенка».

Избавления для нее, казалось бы, нет, но вмешивается случай, а может быть, Провидение, и Маргарита на балу обещает Фриде помощь, которую и оказывает при первом же представившемся случае «Маргарита вздохнула еще раз и сказала:— Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот плі которым она удушила своего ребенка». В этом отрывке Маргарита выказывает свое поистине милосердие. Фрида получает прощение высших сил, но неизвестно, простит ли она себя от нибудь.

Одной из центральных фигур романа является Понтий Пилат, прокуратор иудейский. В наш романа он уже мучается от одиночества, от постоянных головных болей, он неудовлетворен жизнью. Иешуа сразу же увидел это: «. у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единствен по-видимому, существо, к которому ты привязан. »

Только бродячий философ способен изменить его жизнь, помочь ему так же, как помог Левию, но Пилат оказывается неспособен избавиться от страха, он отправляет Иешуа на казнь, и ст§ пор вынужден мучаться своим поступком бесконечно. «Около двух тысяч лет сидит он на этой полке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. более всего ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу».

Иешуа прощает его: «. за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать», но к прощению долог — осуществляет его Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя».
Пилат встречается, наконец, с Иешуа, и вместе они идут по лунной дороге. «Прямо к этому протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога. »

Возможно, все, что произошло в Москве, вся жизнь Мастера и Маргариты была направлена на то, что бы Пилат наконец-то был освобожден.

Но и за главными героями романа была вина. Мастер отступил от своей цели, сдался без бор: и сжег рукопись, Маргарита ради возлюбленного пошла на сделку с дьяволом и стала ведьмой, однако, пройдя через все испытания, они были прощены и получили покой: «Он прочитал сочинение и просит тебя, чтобы ты. наградил его покоем. Он просит, чтобы ту, которая любила и ст( из-за него, вы взяли бы тоже. », «. то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас, за вас, — еще лучше».

На страницах романа мотив прощения возникает не раз, но каждый раз прощение влечет за собой разные последствия и полностью меняет жизнь всех персонажей: и Левия, и Фриды, и Мастера, и Maргариты, и Понтия Пилата.

Ссылка на основную публикацию
×
×